Какой из этапов не принимает участия в порядке исчисления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Обновлено: 17.04.2024

В 2022 году на пенсионном рынке России произойдет ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их будущей пенсии. События эти касаются как работы негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

ПФР начал информировать будущих пенсионеров о предполагаемом размере пенсии

С 1 января 2022 года ПФР начал информировать мужчин, достигших возраста 45 лет, и женщин, достигших 40 лет, о предполагаемом размере будущей пенсии по старости. Вся информация доступна в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР или портале Госуслуг, а тем, кто не пользуется порталом — при личном обращении в территориальный орган ПФР.

Уведомления будут приходить раз в три года. В них будет отражен размер будущей пенсии по старости, условия выхода на пенсию, в частности, сколько еще стажа необходимо для выхода на пенсию по старости, а также информацию о сумме сформированных пенсионных накоплений.

В 2022 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат

Индексация пенсии неработающих пенсионеров произошла с 1 января 2022 года — на 5,9%, в результате чего средний размер страховой пенсии по старости превысил 17 тыс. рублей. Однако в связи с тем, что фактическая инфляция по итогам 2021 года составила 8,39%, страховые пенсии по старости были доиндексированы до 8,6% после соответствующих корректировок законодательства. Таким образом средний размер страховой пенсии по старости в текущем году составит 18 984 рубля.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента с 98,86 рублей до 107,36 рубля и размер фиксированной выплаты — с 6 044,48 до 6 564,31 рубля. Это основная, базовая часть пенсии, гарантированная государством.

Ожидается, что с 1 апреля социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению будут проиндексированы не менее чем на 7,7%.

С 1 августа ПФР и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Размер повышения рассчитывается индивидуально, однако не может превышать трех пенсионных коэффициентов. Соответственно размер прибавки не превысит 322,08 рублей.

Возраст выхода на пенсию по старости останется на уровне 2021 года, а требования к стажу и накопленным баллам изменятся

В 2022 году возраст выхода на пенсию останется таким же, как и в 2021 году. Напомним, что с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение переходного периода. В результате пенсионный возраст для получателей страховой пенсии по старости в 2028 году будет повышен на 5 лет и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их еще называют пенсионными баллами). К 2024 и 2025 годам оба показателя достигнут максимальных значений соответственно — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Кто сможет обратиться за назначением страховой пенсии в 2022 году? Мужчины в 61 год 6 месяцев и женщины — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 13 лет, число накопленных баллов — 23,4.

Некоторые категории пенсионеров могут получить пенсии раньше установленного срока

С 2022 года пенсионеры, проживающие на территории с действующим режимом чрезвычайной ситуации — не важно, федерального, регионального или локального масштаба, смогут получать пенсии раньше установленной даты. Для этого необходимо обратиться с заявлением в территориальное отделение ПФР.

Пенсионеров-банкротов защитили от удержаний из пенсионных выплат

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые освобождают пенсионеров, признанных банкротами, от удержаний части долга из пенсии. Речь идет о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а потом оказываются не в состоянии их выплачивать.

Ранее по судебным листам могли производиться удержания из пенсии, после принятия новых правил такая практика будет прекращена.

Страховщики по обязательному пенсионному страхованию будут возвращать инвестиционный доход, удержанный из-за досрочного перевода средств пенсионных накоплений

С 1 июля 2022 года начнет действовать закон, который обяжет страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) восстанавливать на счете застрахованного лица сумму «потерянного» инвестиционного дохода *, которая была удержана предыдущим страховщиком при досрочном переходе. При условии, что суд признает договор недействительным.

Кроме того, новый закон предусматривает возврат процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений (определены ст.395 ГК РФ) и средств, направленных на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица. Сейчас указанные средства застрахованное лицо не получает.

Напомним, что переводить пенсионные накопления из одного НПФ в другой или в ПФР без потери инвестиционного дохода можно раз в пять лет. При досрочной смене фонда средства пенсионных накоплений передаются новому страховщику без инвестиционного дохода, а сам доход в этом случае направляется в резерв по обязательному пенсионному страхованию того фонда, в котором ранее находились пенсионные накопления гражданина.

* восстановление будет осуществлять предыдущий страховщик, который непосредственно удержал инвестиционный доход при досрочном переходе застрахованного лица

В России сохранился ожидаемый срок дожития

В конце прошлого года Госдума приняла закон о сохранении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (сроке дожития) в 2022 году на прежнем уровне — 264 месяца. В 2020 году он составлял 258 месяцев. Период выплаты накопительной пенсии определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет.

Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо, ожидаемый срок дожития устанавливается специальным законом ежегодно.

Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии

1. Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Работодатель вправе обращаться за установлением, выплатой и доставкой пенсии гражданам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Обращение за установлением, выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, заявление о перерасчете размера пенсии или заявление о выплате пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений абзаца первого пункта 3 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Необходимые для установления и выплаты пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае, если в документе, подтверждающем смерть (рождение) гражданина, указан только год без обозначения точной даты смерти (рождения), за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца, а если указан период, за дату принимается дата начала периода.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

3.2. Социальная пенсия не выплачивается указанным в пункте 1 статьи 11 настоящего Федерального закона гражданам при их выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, а также гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

3.3. Социальная пенсия гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае их усыновления не выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее лицо было усыновлено.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 162-ФЗ)

4. Выплата пенсии, в том числе в период нахождения пенсионера в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Статья 1. Установить, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

Пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы.

К пенсии, исчисленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не выплачивается.

Статья 2. Установить, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета.

Статья 3. В соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона изложить статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 895; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 73) в следующей редакции:

"Статья 7. Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране

В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением следующих условий:

а) индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии;

б) при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом "ж" статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов "а" и "е" статьи 92 Закона. При этом часть вторая статьи 16 Закона не применяется.

Размер пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания при полном стаже работы (часть вторая статьи 29 Закона) не может превышать размер пенсии по старости, назначенной при полном стаже работы (статья 10 Закона) равной или большей продолжительности;

в) увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября.

Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране за период с 1 января по 31 марта, если увеличение производится с 1 мая; с 1 апреля по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июля по 30 сентября, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года.

В таком же порядке определяется размер вновь назначаемой или пересчитываемой пенсии по основаниям, установленным Законом;

г) размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, во всех случаях не может быть менее соответствующего минимального размера пенсии, установленного Законом;

д) размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, ограничению максимальным размером, установленным Законом, не подлежит;

е) минимальный размер пенсии по старости (статья 17 Закона) и соответственно минимальные размеры других видов пенсий повышаются в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, при этом новый минимальный размер пенсии определяется путем умножения действующего минимального размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал. Однако во всех случаях минимальный размер пенсии по старости не может быть ниже размера, предусмотренного статьей 17 Закона;

ж) при получении пенсионером одновременно двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии с настоящей статьей не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы в стране;

з) пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии в соответствии с настоящей статьей производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы.

Среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в пункте "в" настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.

В тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производится в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.".

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 1998 года.

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

21 июля 1997 года.

Судебная практика и законодательство — Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

1. Гражданин Н.З. Ярушевский, являющийся пенсионером, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность установления среднемесячного заработка по Российской Федерации для исчисления трудовой пенсии в размере 1 671 руб., применения индивидуального коэффициента пенсионера и соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, а также отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который, по мнению заявителя, предусматривал более благоприятные для него правила расчета пенсии, чем Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По мнению заявителей, оспариваемые положения, в отличие от содержавшегося в ранее действовавшем Федеральном законе от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" правового регулирования, устанавливают неэффективный способ индексации пенсий и допускают применение для исчисления расчетного размера трудовой пенсии заниженной Правительством Российской Федерации среднемесячной заработной платы за III квартал 2001 года (1671 руб.), что влечет постоянное занижение уровня их пенсионного обеспечения, начиная с пересмотра выплачивавшихся им пенсий с 1 января 2002 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Тем самым, с их точки зрения, ущемляются их конституционные социальные права, что вступает в противоречие с предписаниями статьи 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, пункт 1 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с ним, и его статья 31, согласно которой со дня вступления в действие данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", рассматриваемые в системной связи с пунктом 4 статьи 29 данного Федерального закона, предусматривающим возможность сохранения пенсии в более высоком размере, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не могут расцениваться как нарушающие конституционное право заявительницы на социальное обеспечение.

Как следует из представленных материалов, В.Д. Гунькин не согласен с размером пенсии по старости, исчисленной на 31 декабря 2001 года комиссией по пенсионным вопросам управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Липецка по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", в частности с тем, что его трудовой стаж исчислен в календарном порядке и составил 40 лет, ИКП (индивидуальный коэффициент пенсионера) ограничен размером 1,2, а также с тем, что при расчете пенсии применена утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за III квартал 2001 года.

По мнению заявителя, оспариваемый Федеральный закон ухудшает его пенсионное обеспечение по сравнению с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", на основании которого ему с 17 ноября 2000 года была назначена пенсия по старости, и тем самым противоречит статьям 54 и 55 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно его статье 31, вводится в действие с 1 января 2002 года (пункт 1), и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).

1. С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

1. В 1996 году гражданину А.В. Козулину, более 26 лет проработавшему в городе Норильске, по достижении возраста 45 лет была назначена пенсия по старости на основании пункта "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" эта пенсия была пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было учтено в размере 1,2, а на основании Федерального закона от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия А.В. Козулину, как проживающему в районе Крайнего Севера, была пересмотрена с применением отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9.

Как следует из представленных материалов, в 1996 году А.В. Козулину, как более 26 лет проработавшему в городе Норильске, относящемуся к районам Крайнего Севера, и имеющему необходимый стаж на подземных работах, по достижении 45-летнего возраста была назначена пенсия по старости на основании пункта "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 29 Закона Российской Федерации 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" эта пенсия была пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было учтено в размере 1,2.

Таким образом, пенсии за выслугу лет (статья 238 КЗоТ Российской Федерации) в настоящее время предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Законы Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно. При этом страховую пенсию госслужащие получают по «своему» пенсионному возрасту.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

О пенсиях – без путающих подробностей

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная и добровольная.

Страховая пенсия

Страховая пенсия может быть трех видов: пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

  • Страховая пенсия по старости назначается при наличии одновременно трех условий:
    • достижение пенсионного возраста (в 2021 г. 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин);
    • наличие необходимого страхового стажа (в 2021 г. не менее 12 лет);
    • наличие минимальной суммы пенсионных баллов (в 2021 г. не менее 21 балла).

    Пенсия по государственному пенсионному обеспечению

    Это ежемесячная государственная денежная выплата определенным категориям граждан в целях компенсации им утраченного заработка (дохода).

    Пенсия по государственному пенсионному обеспечению может быть пяти видов:

    • государственная пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим;
    • государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф;
    • государственная пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;
    • государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих, космонавтов и граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;
    • социальная пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в России, при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов.

    Накопительная пенсия

    Это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления формируются только у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 г. был сделан выбор в пользу накопительной пенсии, т.е. было подано соответствующее заявление в Пенсионный фонд РФ.

    Таким образом, накопительная пенсия назначается гражданину пожизненно и выплачивается ежемесячно, но только после достижения пенсионного возраста. Причем он остался прежним для данного вида пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

    Есть и другие способы получения пенсионных накоплений.

    • Единовременная выплата. Ее можно получить, если пенсионные накопления гражданина составляют 5 или менее процентов по отношению к сумме страховой и накопительной пенсий. При таком условии можно забрать все пенсионные накопления сразу.
    • Срочная пенсионная выплата – это выплата пенсионных накоплений в течение конкретного срока. Данный срок определяет гражданин, но он не может быть меньше 10 лет. В таком случае все пенсионные накопления разделят на количество месяцев, выбранных гражданином, и будут выплачивать их частями каждый месяц на протяжении всего этого времени.
    • Выплата накопительной части пенсии родственникам. Это возможно в случае смерти гражданина до назначения ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений или если он не получил эти накопления в полном размере при жизни.

    Получить пенсионные накопления любым из вышеуказанных способов при жизни женщины могут также только после достижения возраста 55 лет, а мужчины – 60 лет. Если гражданин не достиг возраста выхода на пенсию, получать пенсионные накопления он не вправе.

    Добровольная пенсия

    Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование. Оно позволяет россиянам формировать еще одну пенсию. Для получения добровольной пенсии гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и делать личные взносы.

    В негосударственном пенсионном обеспечении гражданина может принимать участие его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: