Какой из элементов погребального инвентаря должен был помочь усопшему на загробном суде

Обновлено: 24.04.2024

Трудно найти похоронные традиции, с которыми было бы связано столько мифов и преданий, сколько связано с погребением у древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна интересуют людей.

За долгие тысячелетия истории Древнего Египта похоронные практики населявших его народов сильно менялись. Тем не менее преемственность традиций сохранялась, и несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненную» картину древнеегипетских похорон.

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые представляли собой идеализированное отражение жизни умершего египтянина.

Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг. до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих народов о загробной жизни.

Скорбь и траур в Древнем Египте

Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.

Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.

Цена определялась рядом факторов:

  • из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
  • сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
  • сложность процедуры мумификации;
  • комплекс погребальных ритуалов.

Соли для мумификации

Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и простая соль.

Три вида погребения

В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно придавали вид человеческой фигуры.

Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.

Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.

«Вчерашний лён» — погребальное одеяние бедняков

Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела своих родных во «вчерашний лён».

Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.

Ритуал «Отверзение уст»

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в земле, но затем развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими пирамидами».

Назначение подобных гробниц заключалось в том, чтобы защитить тело усопшего, которое было связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги также создавали с целью практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.

Ушебти – слуги в загробном мире

При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.

Египтяне всегда тщательно готовились к погребению , желая непременно обеспечить себя всеми необходимыми в загробной жизни предметами, многие из которых создавались специально для гробницы. К таким предметам относились папирусы, амулеты и прочие ритуальные объекты, на которые наносились выдержки из “ Книги мёртвых ” или другие заупокойные тексты. Именно эти могущественные, по мнению древних египтян, заклинания должны были помочь духу покойного преодолеть все трудности и опасности на пути в загробный мир.

Гробы (обычно из дерева и картонажа ) и/или каменные саркофаги украшались изображениями религиозного характера. На их стенки также наносили и священные письмена. Крышки четырех каменных сосудов-канопов , призванных защищать забальзамированные внутренние органы усопшего, делались в виде голов богов , имевших то или иное отношение к загробному миру. Резные скарабеи помещались на торс мумии в область сердца, чтобы помочь во время церемонии взвешивания сердца, которая, согласно верованиям, проходила в присутствии самого Осириса , судьи мертвых. Фаянсовые или деревянные ушебти должны были работать за своего владельца в загробном мире и исполнять все его пожелания. Также в гробнице могли помещаться предметы, использовавшиеся покойным в течение жизни.

В идеале члены семьи покойного и жрецы должны были до скончания времен приносить в гробницу всё новые и новые дары , тем самым питая дух покойного. Однако мало кто верил в подобную преданность , а потому практичные древние египтяне разработали другие методы , призванные обеспечить им беззаботную загробную жизнь. На стенах гробниц, саркофагах и гробах часто изображались под носители даров , а также списки даров и горы всевозможных предметов. В сами же гробницы помещались каменные, металлические или деревянные модели, которые должны были магическим образом заменить настоящее дары.

Без сосудов-канопов и фигурок ушебти не обходилось ни одно погребение. Церемония взвешивания сердца считалась главным испытанием на пути в подземное царство.

Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальчики вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )

Древние греки считали, что загробная жизнь не может быть счастливой. Согласно их религиозным представлениям, души умерших попадают в подземное царство бога Аида. С земной поверхности туда ведут бездонные пропасти.

Во владениях Аида нет солнечных лучей, там господствует мрак, слышны леденящие стоны. В подземном царстве протекает река Ахерон (в некоторых источниках Стикс), которая является границей мира живых и владений смерти.

Харон — перевозчик теней умерших, он переправляет их на лодке в царство мертвых.

Перевозка душ осуществлялась по строгим правилам

Отцом Харона был бог вечной тьмы Эреб, а матерью богиня ночи Никта. Неудивительно, что сын выглядел мрачно. Чаще всего перевозчика изображали стариком сурового вида, одетым в рубище. Его имя переводится как «обладающий острым взглядом». Именно это качество требовалось Харону для исполнения обязанностей. Следовало зорко следить, чтобы в царство мертвых обманным путем не проникли живые.

Не все тени покойных удостаивались перевозки. Непременным требованием было захоронение умершего в могиле с соблюдением всех погребальных обрядов. Душа непогребенного человека обрекалась на столетнее скитание по берегам рек загробного мира.

Перевозил Харон за плату в один обол. Тех, кто не имел денег, он грубо отталкивал веслом. Монету перед захоронением клали покойнику под язык или за щеку. Этот обычай долгое время сохранялся у греков и римлян и после победы христианства над язычеством. При этом мифы не дают объяснения, зачем же были нужны деньги Харону в загробном мире.

Могли ли живые попасть в царство мертвых

Мифы повествуют о смельчаках, оказавшихся во владениях Аида (по своей или чужой воле) раньше предначертанного срока. Среди них Орфей, опечаленный смертью жены Эвридики, возжелавший вернуть ее на землю. Он попросил Харона перевезти его вместе с душами мертвых, но непреклонный старик ответил отказом. Усыпить бдительность мрачного перевозчика Орфею удалось с помощью прекрасной игры на струнах золотой кифары.

Побывал в царстве мертвых и Геракл. По версии мифа, ему помог туда проникнуть Гермес. В одной из трагедий Сенеки повествуется, что Геракл отнимает шест у Харона и силой заставляет злобного старца перевезти его на другой берег. За это упущение Харон был наказан Аидом: перевозчика заковали в цепи на год. Вергилий в «Энеиде» пишет, что попасть живому в подземное царство можно с помощью золотой ветви, добытой в роще Персефоны (жены Аида). Только обратно Харон не согласится перевезти уже ни при каких условиях.

Харон в творчестве Микеланджело

Микеланджело Буонарроти — итальянский живописец, скульптор, мыслитель эпохи Возрождения. На алтарной стене Сикстинской капеллы он создал фреску «Страшный суд». Один из ее фрагментов носит название «Харон, сталкивающий грешников с лодки».

На работу Микеланджело повлиял Данте, описавший перевозчика мертвых душ в «Божественной комедии». У великого поэта свирепый старик ударами весла прогоняет из ладьи осужденных на вечные мученья.

Микеланджело изобразил Харона в нижней части фрески. Он держит весло, высоко занесенное для удара по грешникам, которые не желают покидать лодку. Черти, поджидающие на берегу, с радостью тащат их к себе, чтобы бросить в бездонную пропасть. Можно долго вглядываться в изображение, удивляться точности передачи на лицах выражения порочности в сочетании с ужасом от предстоящего вечного наказания.

Современное использование мифического образа

Российская рок-группа «Северный флот» имеет в репертуаре песню «Харон». В ней передаются терзания бога, вынужденного отвозить людские души в царство тьмы. Польская певица и композитор Анна Герман написала песню «Просьба Харону». Лирическая героиня обращается к паромщику с просьбой побыстрее отплыть, чтобы забыть мученья, связанные с неразделенной любовью.

А еще в честь Харона назван спутник Плутона. Автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты», запущенная американцами для исследования этих двух космических объектов, несет капсулу с частью кремированных останков Клайда Томбо, астронома, открывшего Плутон. Есть на борту две американские монеты, невольно наводящие на мысль о плате паромщику за Томбо.

При организации погребения и решении сопутствующих вопросов нередко требуется подтверждение родства с усопшим. При этом родственники часто не знают, как они могут подтвердить родство, а сам сбор необходимого пакета документов для подтверждения родства может стать сложной задачей.

Документы, подтверждающие родство, понадобятся в следующих случаях:

Заведение наследного дела:

Для того, чтобы нотариус открыл наследное дело, на основании которого будет наследоваться имущество усопшего, необходимо предоставить документы, подтверждающее родство с покойным.

Признание прав наследника:

В случае, если человек не указан в завещании, он может претендовать на долю в наследстве лишь в том случае, если докажет родственное отношение к умершему. В случае, если завещание отсутствует, каждому претенденту на наследство потребуется подтвердить свое родство с усопшим.

Получение компенсации на похороны за счет вклада умершего:

Наследник, отвечающий за организацию похорон, может получить компенсацию похороны за счет вкладов умершего. В таком случае среди прочих документов банк может запросить документы, подтверждающие родство с усопшим.

Оформление пенсии по потере кормильца.

Для того, чтобы подтвердить свое право на пенсию по потере кормильца, среди прочего требуется подтвердить родственные отношения с покойным.

Оформление родственного захоронения.

При проведении родственного захоронения, то есть погребения умершего в могилу рядом с уже усопшим членом его семьи, требуются документы, подтверждающие родство между ними.

Переоформление паспорта захоронения

В том случае, если меняется ответственное за захоронение лицо, требуется подтверждение родства нового ответственного с похороненным.

Эксгумация и перезахоронение

Если по каким-либо причинам понадобилось провести эксгумацию тела покойного или перезахоронить его останки на другом кладбище, близким умершим надо будет представить пакет документов. В их число входят и документы, подтверждающие родство.

Как подтвердить родство?

Когда близкие сталкиваются с одной из ситуаций выше, у них зачастую возникают вопросы: «Как подтвердить родство?», «Какие документы нужны для подтверждения родства?», «Где получить этих документы?». В число документов для подтверждения родства входят:

  • Свидетельства о рождении и о заключении брака, а также св-ва о перемене имени.
  • Паспортные записи, подтверждающие заключение брака или наличие детей.
  • Решения суда об усыновлении, удочерении или ином признании родственных связей.
  • Справки, выданные МФЦ, ЗАГС или другим учреждением, имеющим доступ к соответствующим архивным данным.

Важно учесть, что очень часто нужен не один документ, а их совокупность. Если какой-то из документов был утерян или отсутствует по другим причинам, следует обратиться в следующие организации:

  • В МФЦ или ЗАГС: на основании имеющихся записей могут предоставить справку или дубликат свидетельства.
  • В городской архив: если запрашиваемые документы были выданы давно, то они могли быть переданы из ответственного учреждения в архив.

Бывают ситуации, когда для подтверждения родства недостаточно имеющихся свидетельств, а найти утерянные не представляется возможным. В таком случае следует обратиться в суд с имеющимися доказательствами. Как дополнительные доказательства родственных отношений в суде также рассматриваются:

Москва многоконфессиональна, по различным оценкам в столице проживает около 2,5 миллионов мусульман, от 10 до 15 тысяч иудеев, остальное население — христиане, в подавляющем большинстве православные.

В Москве официально действует 5 синагог, 5 мечетей, 4 католических храма, 3 протестантских церкви, 3 лютеранских и 1 200 православных религиозных организаций.

У каждого народа есть свои особенности погребальных обрядов, представителей разных религий, как правило, хоронят на разных участках кладбища или вовсе на отдельных вероисповедальных кладбищах. В Москве действует иудейский некрополь — Востряковское Южное кладбище, еще два: Малаховское и Салтыковское находятся в Подмосковье. Для захоронения мусульман есть Даниловское, Кузьминское, Митинское, Хованское, Бутовское кладбища, а точнее — их мусульманские участки, в Московской области действует еще 9 кладбищ для захоронения мусульман.

Как хоронят христиан

Как хоронят христиан

Тело человека — храм души, перед Богом человек должен предстать чистым, поэтому обязательно омовение покойника. Раньше, когда оставляли тела умерших дома, омывали покойных родные, теперь это делают в моргах. Покойного одевают в новую или просто чистую одежду. Ответ перед Господом усопший будет держать не только по вере, но и по долгу служения, поэтому покойных военных одевают в форму, священников в богослужебные одежды. Незамужних девушек облачают в белое платье, иногда свадебное.

Как хоронят по православной традиции

В доме, где произошла смерть, завешивают тканью зеркала, эту традицию соблюдают в русских семьях испокон веков. Традиционно на Руси хоронили без обуви, так как она была дорога. В наши дни покойного обувают в белые тапочки, чтобы он мог быть на том свете в чистой, незапятнанной обуви.

Православных христиан хоронят в деревянном гробу, укладывают на подушку лицом вверх, укрывают саваном. Руки скрещены на груди, левая снизу, правая сверху. В левую руку вкладывают погребальный крест, правая свободна, на лоб кладется венчик. Православный похоронный венчик представляет собой бумажную или тканевую ленточку, на которой напечатан текст Тресвятой молитвы и изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. На саван кладется икона Богоматери или Христа Спасителя в зависимости от того, какого пола покойный.

Над телом умершего читается псалтырь, когда покойных оставляли дома перед похоронами, для этого приглашали матушек или священнослужителей. Сейчас обычно подают соответствующее прошение в церковь, либо родственники сами читают псалмы перед иконой и лампадой.

Религиозная традиция православных христиан — отпевание или Чин погребения. Отпевают усопшего, как правило, в храме, иногда в зале крематория, также для отпевания можно пригласить священника прямо на кладбище перед погребением. Гроб с покойным ставят головой к западу, ногами к востоку. Отпевают усопшего один раз, по традиции это должно происходить на третий день после смерти, как и захоронение. Самоубийц отпевать запрещено. Также не отпевают тех, кто не был крещен.

Прощание с усопшим перед тем, как будет закрыт гроб, происходит следующим образом: родственники по очереди подходят к гробу, крестятся, целуют икону и лоб покойного. Когда все родственники попрощались, усопшего покрывают саваном с головой. Икону, как правило, забирают родственники, а затем относят в храм или оставляют дома.

Обязательная часть погребения — предание земле. Небольшой объем земли (около 500 грамм) высыпают поверх савана в форме креста. Затем гроб закрывают. Если покойного кремируют, это делается в прощальном зале крематория.

Когда происходит захоронение гроба или урны с прахом, родные по очереди подходят к открытой могиле и кидают горсть кладбищенской земли. Это символ общности похорон, причастности к ритуалу. На могилу ставят деревянный крест и портрет покойного с черной лентой. Также на могилу возлагают цветы и похоронные венки.

Христиан не запрещено хоронить в одну могилу. Как правило, на одном месте покоятся члены одной семьи. Кроме того, испокон веков существует практика братских захоронений.

Поминки у православных проводятся сразу после похорон. Как правило, они представляют собой застолье с закусками, горячим и нередко с алкогольными напитками. Обязательное блюдо поминальной трапезы — кутья. Также подают блины с медом. Еще принято поминать усопшего на 9-й и 40-й день, в годовщину смерти.

Особенности католических похорон

Когда хоронят католика, его не укрывают саваном, вместо иконы в руках может быть цветок, рядом кладут какую-то вещь покойного. В отличие от православных похорон, религиозное богослужение, последняя месса читается уже над закрытым гробом, посте того, как родственники попрощались. На кладбище священник читает псалмы или кто-то из близких просто говорит слова благословения. Участники похоронной церемонии подходят к открытой могиле и бросают по одному цветку.

Поминки у католиков довольно скромные, они проводятся в форме фуршета, часто закуски к общему столу приносят сами гости. После похорон усопшего католика поминают не в конкретные дни, а в любое удобное время спустя неделю, месяц и год.

Как хоронят мусульман

Как хоронят мусульман

Покойного кладут на твердую поверхность головой к Мекке (Мекка находится южнее Москвы). Усопшего мусульманина омывают, это целый погребальный ритуал, для которого необходимо несколько человек, один поливает воду, остальные переворачивают тело. Сначала происходит омовение головы, затем ног и ступней. Корпус моют в последнюю очередь. Чтобы произвести омовение спины, покойного присаживают, на живот переворачивать запрещено. Тело усопшего омывают три раза. Покойному подвязывают челюсть, на живот кладут тяжелый металлический предмет во избежание вздутия.

Омытого покойного облачают в кафан — погребальную одежду, которая состоит из нескольких предметов. Для женщин предусмотрен платок. Иногда тело покойного принято смазывать благовониями.

По мусульманской традиции проводится Джаназа — особая молитва, обязательный похоронный обряд, без которого похороны считаются несовершенными. Это своеобразное обязательство перед умершим. Такой намаз проводится вне мечети, его участники молятся стоя.

Похороны принято проводить непосредственно в день смерти. По исламской традиции женщинам запрещено быть на похоронах.

В могиле тело располагается на правом боку, головой к Каабе (Мекке). Традиционно в могиле выкапывается дополнительное боковое углубление — ляхад, туда и должен быть помещен покойный. Оно закрывается досками или глиняными плитами. Участники похорон бросают в открытую могилу по три горсти земли, затем яму закапывают.

По мусульманской традиции на могилах не принято ставить дорогие памятники, сажать траву, цветы и деревья. Нельзя наступать на могилу или сидеть на ней.

Грешно громко оплакивать покойного, вести себя шумно и говорить на мирские темы во время похорон. Все, кто стал участником похоронной процессии, должны читать молитву за усопшего.

Поминают покойника в день похорон, на седьмой и сороковой день после смерти. Пышных застолий не устраивают, поминки обязательно начинают со сладкого, это символизирует сладкую загробную жизнь новопреставленного.

Как хоронят иудеев

Особенности погребения иудеев

По еврейским обычаям запрещено вскрытие, действует строгий запрет на кремацию, так как это считается языческим обычаем, оскорблением тела. Когда скончался иудей, близкий должен закрыть ему глаза, родные переносят тело на пол и накрывают простыней, пряча от всеобщего обозрения. У Иудеев обязателен обряд омовения, покойного должны вымыть минимум в 20 литрах чистой воды, после чего одевают в простые белые одежды, на глаза кладётся земля или небольшие камешки. Если человек был убит или погиб, то его хоронят в той одежде, в которой он был в момент смерти. Все манипуляции с покойным должны проводиться иудеями. После этого прикасаться к покойнику без крайней нужды запрещено. Возле тела зажигают свечу или лампаду, которая остается неугасимой до похорон.

Покойного нельзя оставлять одного в помещении, все время кто-то из иудеев должен находится рядом, при том нельзя удовлетворять какие-либо потребности живых: пить или есть, вести беседы, курить. У тела покойного читаются Псалмы.

По иудейской традиции должна быть вылита вся вода, которая была в доме, где случилась смерть. Евреи завешивают зеркала, открывают окна в доме.

Гробы у иудеев деревянные, в них принято делать отверстия, чтобы прах покойного возвратился земле. В гроб не кладут ни цветов, ни икон. После того, как тело положили в гроб, крышку сразу закрывают, иудейская традиция не приемлет показа мертвого тела посторонним. Похороны не производят в шабат (субботу) и во время религиозных праздников. На могилу запрещено класть цветы или венки. Иногда пришедшие кладут на могилу небольшой камень. После похорон евреи выходят с кладбища, омывая руки. Принято делать пожертвования.

В знак траура иудеи делают небольшой разрез на своей одежде, эта традиция соблюдается только по иудеям. Пышных поминок не собирают. Традиционно поминают покойного чечевицей, яйцом, сваренным вкрутую и специальным круглым хлебом, испеченным по случаю поминок. Это называется «трапеза сочувствия», круглые продукты символизируют круговорот жизни и смерти.

Справочная информация по телефонам , предоставляется круглосуточной диспетчерской похоронного предприятия «Ритуал».
При перепечатке материалов гиперссылка на Московский справочник ритуальных услуг обязательна. Политика обработки персональных данных. © 2007–2022

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: