Какой инструмент мот предписывает необходимость оценивать риск на борту судов

Обновлено: 03.05.2024

01 июля 2010 года вступили в силу поправки к Международному кодексу по Управлению безопасностью (МКУБ), принятые Резолюцией ИМО MSC.273(85).

Помимо изменениях в параграфах 1.1; 5; 7; 8; 10; 12; 13; 14 МКУБ, Резолюция изменяет следующие параграфы МКУБ:

Параграф 1.2: Цели, п.1.2.2.2 заменен следующим текстом: "Оценить все выявленные риски в отношении судов компании, персонала, окружающей среды и установить соответствующую защиту";

Параграф 9: п.9.2 заменен следующим текстом: "Компания должна установить процедуры по внедрению корректирующих действий, включая меры, направленные на предотвращение повторения несоответствий" (предупреждающие действия).

Параграф 12: п.12.1 заменен следующим текстом: "Компания должна проводить внутренние проверки на судах и в компании не реже чем через 12 месяцев, чтобы проверить соответствие деятельности компании системе управления безопасностью. При исключительных обстоятельствах этот интервал может быть увеличен не более чем на 3 месяца".

В соответствии с новым п.1.2.2.2 МКУБ в Компании определены следующие основные

положения по оценке рисков:

1. Компания задокументировала политику по оценке риска. «Политика в области безопасности и защиты окружающей среды» Версия 1, дата 03.03.2015. ( см. п.3)

2. Компания определила ответственность и полномочия по оценке рисков среди судового персонала.

«Капитан имеет верховную власть на судне и ответственность за оценку рисков на судне. Капитан имеет право привлекать к оценке рисков старшего помощника капитана, старшего механика и других лиц командного состава, которые по мнению капитана могут способствовать решению вопросов связанных с оценкой рисков на судне.

Капитан обеспечивает оформление и хранение отчетных документов по оценке рисков» «Ответственными за оценку риска на судне являются капитан, старший помощник капитана, старший механик, которые обязаны изучить Процедуру №66 по оценке рисков, Руководство по управлению рисками.»

.«Капитан, старший помощник капитана, старший механик обязаны периодически, но не реже одного раза в три месяца, проводить оценку рисков всех судовых работ, выполняемых под их непосредственном руководстве.

Внеплановая оценка рисков проводится капитаном, старшим помощником капитана, старшим механиком при:

1. изменение характера трудовой деятельности и других факторов, влияющих на безопасность труда.

2. изменении обязанностей

3. изменении методов работы, технологического процесса, замене или модернизации оборудования .

4. возникновении опасного случая. Нарушение работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару.

5. для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда (швартовка в море/порту, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в море/порту, пересадка людей в море, вход в закрытые помещения, работа в закрытых плохо вентилируемых помещениях, огневые работы и т.д)

Ответственным руководителем по оценке рисков каждый по своей службе является начальник судовой службы.

Капитан и старший помощник капитана, старший механик проводят оценку рисков судовых операций и оформляют рабочий лист по оценке риска морских операций.

Общая документация, оригиналы документов по вопросам оценки риска хранятся у капитана, копии«Рабочий лист по оценке риска морских операций» - у начальников служб.

Этап 1. Определение проблемы: Какие области будет определять процедура оценка

риска ? Step 1. Defining the problem: What areas will this risk assessment evaluate?

Выбор судовой операции.

*Обеспечение того, чтобы судовая операция была достаточно четко определена.

*Выполнение требований документов компании или организации морской индустрии.

*Применение данной категории рисков для других судовых операций и судовых служб.

*Сколько раз выполнялась данная судовая операция.

На судне для оценки риска при решении проблем безопасности и охраны окружающей среды капитан должен рассмотреть конкретные судовые операции, например, указанные в «Руководстве Компании по управлению безопасностью» п.7 «Судовые операции» или судовые тревоги.

Оценка риска проводится капитаном на дату выполнения судовых работ. Следующую дату пересмотра назначает капитан в зависимости от условий эксплуатации судна, опыта и квалификации судового персонала.

Этап 2. Выбор специалистов: Кто должен быть вовлечен в эту оценку? Step 2. Selecting experts: Who should be involved in this assessment?

Подбор экспертной группы.

*Обеспечение объективности (в оценке должно принимать участие более одного человека)

*Оптимальное количество экспертов в группе 3 человека.

*В оценке рисков должны участвовать все соответствующие подразделения

*Члены экспертной группы должны иметь теоретическую подготовку по методам проведения оценки рисков и ознакомлены с судовыми процедурами

После определения объема оценки на судне, капитан включает в эту деятельность старшего помощника капитана, старшего механика и других лиц командного состава, знания и опыт которых (по мнению капитана) помогут извлечь максимальную пользу для оценки риска на судне.

Этап 3. Определение опасностей и ситуаций, могущих привести к несчастным случаям:

Что может пойти не так, как планируется? Step 3. Identifying Hazards and Potential Accidents: What can go wrong?

Установление условий для оценки риской.

*Условия эксплуатации судна.

*Опыт и квалификация персонала.

Определение опасностей и причин.

*Определение всех опасностей.

*Анализ выявленных опасностей.

*Разделение понятий опасностей и инцидентов (потенциально опасных ситуаций).

Плохие линии связи

Плохие погодные условия

Повреждения(ущерб) третьей стороны

Загрязнение мусором (бытовые отходы)

Нарушение экологических норм

Ущерб имиджу компании

Снижение ценности бренда

После того, как Вы определили объем этого процесса (Этап 1) и собрали группу специалистов (Этап 2), Вы можете приступить решению более конкретных вопросов оценки. Задайте себе вопрос: :“Что может пойти не так, как планируется?”. Составьте список опасностей и несчастных случаев, которые они могут вызвать. Не ограничивайтесь только теми случаями, которые уже происходили. Вносите только те опасности и потенциальные несчастные случаи, которые напрямую связаны с отрицательными воздействиями и последствиями Вашей операции. Список опасностей и несчастных случаев, к которым они могут привести, может выглядеть, по крайней мере, следующим образом:

  • Судовые тревоги согласно Плана действий в аварийных ситуациях.
  • Судовые операции согласно Руководства Компании по управлению безопасностью.
  • Любые другие опасности, связанные с судном, которые могут произойти по мнению капитана.

Этап 4. Установление частоты происшествий (вероятности): Как часто это может случаться?

Step 4. Assigning frequency: How often will it happen?

Определение вероятности и последствий.

*Использование матрицы оценки рисков.

*Определение вероятности (критерии)

*Объективность при определении степени вероятности и тяжести последствий

Для каждой опасности и связанного с ней потенциального несчастного случая установите вероятность опасности, которая может привести к несчастному случаю. Как часто такое могло бы произойти? Заметьте, что Вы проводите оценку того, как часто потенциальный несчастный случай мог бы произойти , а не того, как часто присутствует сама такая опасность. То, что Вы можете столкнуться с какой-то опасной ситуацией каждый день, не означает, что с вами каждый день будет случаться связанный с ней несчастный случай. Определите, как часто каждое из опасных и нежелательных событий, описанных в этапе 3, могло бы осуществиться и нанести вред.

Обсудите каждую опасность и событие и оцените их частотность, используя Таблицу 1

Когда Вы определяете вероятность Вашей группы опасностей и потенциальных несчастных случаев, сравните их друг с другом, чтобы обеспечить взвешенность и последовательность такого определения. Для облегчения присваивания значения фактора вероятности, просмотрите историю работы Вашего судна. Эти значения фактора вероятности будут использованы на этапе 6, чтобы помочь определить, какие опасности и связанные с ними несчастные случаи представляют наибольшие риски.

В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте значение фактора вероятности для каждой опасности и потенциального несчастного случая. Помните, что такие значения фактора вероятности представляют собой субъективные оценки.

Таблица 1. Таблица вероятности.

Table 1. Frequency Table

Значение фактора вероятности Rating of frequency Описание фактора вероятности Frequency Rating Description
1 КРАЙНЕ РЕДКАЯ = Могло бы произойти один раз за всю жизнь REMOTE = Might occur once in a lifetime
2 РЕДКАЯ = Могло бы происходить каждые пять-десять лет OCCASIONAL = Might occur every five-ten years
3 ВЕРОЯТНАЯ = Могло бы происходить каждые один – пять лет LIKELY = Might occur every one to five years
4 ВЕСЬМА ВЕРОЯТНАЯ/ ВОЗМОЖНАЯ = Могло бы происходить ежегодно PROBABLE = Might occur yearly
5 ЧАСТАЯ = могло бы происходить чаще, чем один раз в год. FREQUENT = Might occur more than once per year
Этап 5. Определение последствий: Каким будет воздействие?

В добавление к таблице вероятности Вам также необходимо определить таблицу последствий или воздействий. Каждой опасности и потенциальному несчастному случаю, определенным в соответствии с этапом 3, присвойте степень последствия, которое произошло бы, если бы опасность материализовалась и привела бы к несчастному случаю. И опять, обсудите каждую опасность и каждое событие и установите их значение, используя Таблицу 2, или подобную таблицу, которая подходит к нуждам Вашего анализа.

Как на этапе 4, используйте достаточное количество категорий рейтинга, чтобы провести

четкое различие между вероятными и маловероятными последствиями. Как и на предыдущем этапе, сравните категории рейтинга между собой, чтобы обеспечивалась последовательность и взвешенность сравнения, и чтобы эти категории не противоречили здравому смыслу. Категории рейтинга будут использованы на этапе 6, для определения, какие опасности представляют наибольшие риски.

В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте рейтинг последствий для каждого несчастного случая. Помните, что такие рейтинги представляют собой субъективные оценки.

Таблица 2. Шкала последствий

Table 2. Consequence (Impact) Scale

Rating of

Consequence

Определение первичных факторов риска .

*Использование матрицы оценки рисков

*Выполнение мероприятий в соответствии с матрицей

После установления рейтингов частотности и последствий каждой опасности и потенциального несчастного случая, эти рейтинги могут быть применены для определения относительных показателей степени риска. Эти показатели степени риска будут обозначать, какие опасности представляют самые большие риски для исследуемых морских операций.

Рисунок 3. Матрица степени рисков

Figure 3. Risk Priority Matri

Воспользуйтесь Рисунком 3, чтобы определить показатель степени риска для каждой опасности.

Сначала, расположите значение фактора вероятности, который описан в этапе 4, в самой

левой колонке. Затем расположите рейтинг последствий, упоминаемый в этапе 5, в самом

нижнем ряду. Показатель степени риска, располагающийся в месте пересечения двух

рейтингов, будет представлен одним из следующих четырех обозначений:

Степень риска “VH” обозначает событие или несчастный случай, имеющее большую вероятность возникновения и способное привести к очень серьезным последствиям. Степень риска “L” обозначает событие, которое логически не следует из череды предыдущих событий, и вероятность которого низка. Степени рисков “H” и “M” располагаются между ними. Специалисты, проводящая анализ рисков, должна обсудить опасности более подробно и присвоить им соответствующую степень серьезности. После того как все опасности были расклассифицированы согласно потенциальным угрозам, и им были присвоены степени, сосредоточьте усилия на показателях самых высоких степеней рисков.

В графы Рабочего листа по оценке риска морских операций внесите показатели степеней

рисков. Перенесите описания событий с самыми высокими обозначениями в графы,

озаглавленные «Опасности, представляющие значительный риск».

Этап 7. Разработка ответных мер: Что нужно делать для устранения этих рисков? Step 7. Developing countermeasures: What can be done to address these risks?

Принятие мер контроля.

*Определение мер контроля.

*Выбор мер контроля на предмет их практической возможности

*Выполнение немедленных мероприятий в случае установления, что риск очень высокий (неприемлемый)

Обеспечение приемлемого риска.

*Принятие или не принятие уровня риска в соответствии с политикой компании

* Рассмотрение принципа ALARP ( As Low As is Reasonably Practicable ). Такой низкий уровень риска, как это в разумной мере практически возможно

Уровни риска

1. Первоначальный риск должен быть снижен до уровня ALARP ( As Low As is Reasonably Practicable )

Такой низкий уровень риска, как это в разумной мере практически возможно

2. Остаточный риск должен быть ниже приемлемого

Меры контроля риска

(Risk Control Options (RCO) MSC.Circ 1023)

Технического (инженерного характера)

эргономичная конструкция оборудования и рабочих местe;

правильное оборудование мостика и МО;

эргономичный интерфейс человек-машина или человек-компьютер;

установленный объём информации для членов экипажа по выполняемым обязанностям;

местные таблички и инструкции по эксплуатации судовых систем и судового оборудования.

Рабочая среда (условия работы)

остойчивость судна, влияние килевой или бортовой качки на членов экипажа в процессе работы;

погодные условия, включая туман, в особенности при несении вахты и работе на открытой палубе;

местонахождение судна (открытое море, порт и т.д.);

уровень освещённости при проведении судовых операций и технической эксплуатации;

уровень шуба (слышимость при радио переговорах);

влияние температуры и влажности на выполнение судовых операций;

Персонал

программы подготовки и обучения членов экипажа;

уровень квалификации, компетенции и опыта персонала;

рабочий язык и мульти национальные экипажи;

оценка рабочей загрузки персонала;

мотивация и лидерство.

Административно-управленческого характера

политика найма, подбора, подготовки персонала;

разработка эксплуатационных и аварийных процедур по судовым операциям;

система управления безопасностью (СУБ);

прогноз погоды, метеопроводка и система управления движением судов.

На этом этапе Вы определите способы снижения и устранения опасностей и потенциальных несчастных случаев, имеющих самые высокие показатели степени риска. Разработайте список ответных мер, которые могут применяться для предотвращения или сведения к минимуму последствий опасностей или потенциальных несчастных случаев. Некоторые ответные меры могут быть направлены против двух или более опасностей или потенциальных несчастных случаев.

Для каждой опасности или потенциального несчастного случая, определите ответные меры, которые включают в себя людей, процедуры и/ или оборудование. Ответные меры, направленные на устранение причин происшествий, предпочтительны по сравнению с теми, которые всего лишь направлены на устранение последствий. В графах Рабочего листа по оценке риска морских операций отметьте возможные ответные меры для каждой опасности, требующей особого внимания.

Ответная мера считается эффективной, если она уменьшает показатель относительной степени риска, определенный в соответствии с этапом 6. Уменьшение показателя относительной приоритетности риска достигается либо уменьшением рейтинга частотности, определяемого согласно этапу 4, либо рейтинга серьезности последствий, определяемого согласно этапу 5, либо того и другого. После ответных мер снова заполните этапы 4-6.

Оценка риска проводится капитаном на дату выполнения судовых работ. Следующую дату пересмотра назначает капитан в зависимости от условий эксплуатации судна, опыта и квалификации судового персонала.

Рабочие листы по оценке риска морских операций ( Marine Operations Risk Assessment Worksheet ) составляется на судне для судовых операций (см. этап 3) и хранятся в каюте капитана для предъявления контролирующим органам.

Для всех выявленных опасностей обязательным условием является выполнение оценки риска в 7 этапов.

При управление опасностями необходимо выполнять:

*Обеспечение того, чтобы каждая идентифицированная опасность была под контролем

*Анализ первичного и сниженного факторов риска

*Обеспечение того, чтобы все выявленные опасности, были рассмотрены и учтены

*Предложения по применению дополнительных мер контроля

По окончанию контракта, капитан оформляет результаты оценки риска по форме 08 СК. Оригинал «Протокола заседания по обзору управления безопасностью» хранится у капитана, копия высылается назначенному лицу.

В случае возникновения нестандартных операций действовать по указанию «ЮРТФ».

Примерный перечень работ на судне с повышенной опасностью:

1.Работа на высоте и за бортом

2.Швартовные и грузовые операции в открытом море.

3.Работы в танках и емкостях (топливных, балластных, питьевых).

4.Пересадка людей с судна на судно в условиях моря.

5.Грузовые работы в трюмах.

6.Электрогазосварочные (огневые) работы.

7.Малярные работы в закрытых помещениях с применением вредных и взрывоопасных растворителей.

8.Заправка рефрижераторных установок хладагентом.

9.Работа с пиротехническими средствами.

10.Скалывание льда при обледенении судна.

11.Работы в картерах главных двигателей.

12.Работы в котлах, в паровых и технологических аппаратах

14.Промывка агрегатов и приборов бензином и другими огнеопасными и взрывоопасными жидкостями.

S: Какой инструмент ИМО предписывает оценивать риск эксплуатации своих судов судоходным компаниям?

S: Какой инструмент ИМО предписывает умение оценивать риск лицам командного состава судов?

S: Какой инструмент МОТ предписывает необходимость оценивать риск на борту судов?

S: Какой инструмент ИМО предписывает необходимость выявлять угрозы и принимать меры связанные с нарушением охраны судов или портовых средств, используемых в международной торговле?

S: Дайте определения термина «риск», используемого в мореплавании

S: Что понимается под частотой происшествия?

S: Что понимается под тяжестью последствий происшествия?

S: Какие единицы измерения применяются для оценки риска в мореплавании?

S: К какому виду подготовки относятся поправки, инициированные Полярным Кодексом в Конвенцию ПДНВ, включающие оценку риска?

S: Расшифруйте аббревиатуру MSC

S: Какой уровень применения МКУБ обеспечивает СУБ судна?

S: Что такое объективная/статистическая вероятность в контексте документов ИМО?

S: Дайте определение субъективной вероятности

S: В каких единицах измеряется объективная вероятность для оценки риска?

S: В каких единицах определяется субъективная вероятность для оценки риска?

S: Что такое мера по управлению риском?

S: Дайте определение опции по управлению риском

S: Что из себя представляет процесс оценки риска?

S: Что из себя представляет процесс управления риском?

S: Можно ли оценивать суммарный риск от различных происшествий и опасностей?

S: Что такое критерии оценки риска?

S: Какие подходы к оценке риска мореплавании вы знаете?

S: На какое количество зон делится матрица риска?

S: Какая зона отсутствует в матрице оценки риска?

S: Какие правила принятия решений рекомендуются для красной зоны матрицы риска?

S: Какие правила принятия решений рекомендуются для желтой зоны матрицы риска?

S: Какие правила принятия решений рекомендуются для зеленой зоны матрицы риска?

S: Как на английском языке называется красная зона матрицы риска?

S: Как на английском языке называется желтая зона матрицы риска?

S: Как на английском языке называется зеленая зона матрицы риска?

S: Расшифруйте аббревиатуру ALARP по-русски

S: Дайте определение индекса риска

S: Какое математическое действие применяется в документе MSC-MEPC.2/Circ.12 для перехода от реальных значений параметров риска к их индексам?

S: Определите индекс вероятности происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если его вероятность (частота) F=0,00001 на судно в год

S: Определите индекс вероятности происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если его вероятность (частота) F=10 -4 на судно в год

S: Определите индекс тяжести последствий происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если тяжесть последствий S= 10 легких травм на судно в год

S: Определите индекс тяжести последствий происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если тяжесть последствий S= 10 тяжелых травм на судно в год

S: Определите риск происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если индекс риска RI=6

S: Определите риск происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если индекс риска RI=4

S: Определите частоту происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если индекс частоты FI=5

S: Определите частоту происшествия по версии MSC-MEPC.2/Circ.12, если индекс частоты FI=4

S: Назовите главный этап оценки риска в судовой операции

S: Оценка и управление риском в судовой операции производится по каждой выявленной опасности?

S: Что понимается под термином идентификация опасностей в судовой операции?

S: Что понимается под термином анализ частоты происшествий при выполнении судовой операции?

S: Что понимается под термином анализ последствий происшествия при выполнении судовой операции?

S: Какие эквиваленты фатальному исходу, рекомендуемые для анализа риска, представлены в документе MSC-MEPC.2/Circ.12?

S: Какое количество легких травм эквивалентное одной тяжелой травме по версии документа MSC-MEPC.2/Circ.12 предлагается в для анализа риска?

S: Обозначьте границы допустимого индивидуального риска по версии документа MSC-MEPC.2/Circ.12, рекомендуемых для общего анализа риска (зона ALARP)?

S: Какой тип риска иллюстрирует FN-диаграмма?

S: Какой тип риска описывает формула PLLA= ΣN•fN?

S: Назовите критерий, рекомендуемый документом MSC-MEPC.2/Circ.12 для оценки влияния происшествия на природную среду

S: Назовите рекомендуемую категорию тяжести последствий происшествия в результате нанесения вреда природной среде по версии документа MSC-MEPC.2/Circ.12, если среда восстанавливается от месяца до года

S: Назовите критерий, рекомендуемый документом MSC-MEPC.2/Circ.12 для оценки влияния происшествия на эксплуатацию судна

S: Назовите рекомендуемую категорию тяжести последствий происшествия в результате нанесения вреда судну по версии документа MSC-MEPC.2/Circ.12, если судно выведено из эксплуатации на несколько часов

S: Назовите рекомендуемую категорию тяжести последствий происшествия в результате нанесения вреда судну по версии документа MSC-MEPC.2/Circ.12, если наблюдается снижение эксплуатационных характеристик

S: При планировании рейса через пролив X (прямоугольный участок) необходимо произвести оценку геометрическую вероятности посадки судна, имеющего ширину В = 200 (м) на подводное препятствие, имеющего ширину d = 50 м, если участок пролива имеет следующие характеристики: длина D = 5 миль, ширина W= 5 миль. Оцените геометрическую вероятность посадки судна на подводное препятствие.

S: При планировании рейса через пролив X (прямоугольный участок) необходимо произвести оценку геометрическую вероятности посадки судна, имеющего ширину В = 200 (м) на два подводных препятствия, имеющих ширину d1 = 10 м и d2 = 40 м, если участок пролива имеет следующие характеристики: длина D = 5 миль, ширина W= 5 миль. Оцените геометрическую вероятность посадки судна на подводное препятствие.

S: При планировании рейса через пролив X (прямоугольный участок) необходимо произвести оценку вероятности посадки судна, имеющего ширину В = 200 (м) на подводное препятствие, имеющего ширину d = 50 м, если участок пролива имеет следующие характеристики: длина D = 5 миль, ширина W= 5 миль, а статистическая вероятность (частота) посадки судна на это препятствие Fс= 10 -5 . Оцените общую вероятность посадки судна на подводное препятствие.

S: При планировании рейса через пролив X (прямоугольный участок) необходимо произвести оценку вероятности посадки судна, имеющего ширину В = 200 (м), на два подводных препятствия, имеющих ширину d1 = 10 м и d2 = 40 м, если участок пролива имеет следующие характеристики: длина D = 5 миль, ширина W= 5 миль, а статистическая вероятность (частота) посадки судна на это препятствие Fс= 10 -5 . Оцените общую вероятность посадки судна на подводное препятствие.

S: При планировании рейса через пролив X (прямоугольный участок) необходимо произвести оценку вероятности посадки судна на береговую черту по причине влияния сильного поперечного течения, если участок пролива имеет следующие характеристики: длина D = 5 миль, ширина W= 1 миля, а статистическая вероятность (частота) посадки судов по этой причине Fс= 10 -5 . Оцените общую вероятность посадки судна береговую черту.

S: Что такое потенциально-опасная ситуация (ПОС)?

S: Зачем экипаж должен передавать информацию о ПОС в компанию?

S: Считаете ли вы, что причины ПОС и реальных происшествий идентичны?

S: Сформулируйте закон Хайнриха

S: Сформулируйте основной вывод из закона Хайнриха

S: Считается ли разрыв швартовного конца во время швартовной операции потенциально-опасной ситуацией, если это не привело к травме людей?

S: Считается ли попадание опасной изобаты в зону безопасности судна потенциально-опасной ситуацией?

S: Считается ли попадание встречного судна в зону безопасности своего судна потенциально-опасной ситуацией?

S: Можно ли считать постоянство пеленга на пересекающее курс встречное судно потенциально-опасной ситуацией?

S: Какой параметр риска оценивается с помощью дерева отказов?

S: Какой параметр риска оценивается с помощью дерева событий?

S: Дайте определение независимых событий

S: Дайте определение совместных событий

S: Какой теоремой описывается вероятность появления двух независимых событий?

S: Какой теоремой описывается вероятность появления двух совместных событий?

Требования МКУБ можно сгруппировать в четыре основные категории, на которых Кодекс фокусирует особое внимание, а именно, см. Таб.1.

Управление - разработка и обеспечение Политики Компании в отношении безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения; - документально оформленные полномочия и ответственность каждого сотрудника береговых подразделений Компании и каждого члена экипажа относительно обеспечения Политики Компании. При этом Назначенное лицо, имеющее прямой доступ к высшему руководству Компании, должно контролировать внедрение и обеспечение Политики Компании на всех уровнях; - разработка, распространение и периодический пересмотр документации СУБ (руководств, процедур, планов и инструкций), к которой должен быть обеспечен доступ всего персонала Компании; - периодическая оценка эффективности действия внедренной СУБ со стороны руководства Компании для выявления потенциальных и реальных рисков, несоответствий, проведение систематических внутренних проверок СУБ и инспекций судов и оборудования на плановой основе, разработки и выполнения корректирующих и предупреждающих действий с целью обеспечения требуемого уровня безопасности на судах и в береговых подразделениях Компании;. - мониторинг выполняемых мероприятий в части безопасной эксплуатации судов и предупреждения загрязнения для обеспечения совершенствования СУБ на полученного практического опыта
Персонал - уровень квалификации экипажей судов и берегового персонала Компании становится определяющим фактором в условиях работы сокращенным составом экипажей' использования сложных технических систем; - обеспечение надежной внешней и внутренней связи между всеми структурными элементами на судах и в береговых подразделениях Компании на рабочем языке, понятном каждом, сотруднику и члену экипажа для контроля непрерывности процесса обеспечения безопасной' эксплуатации судов и предотвращения загрязнении, а также избежание фатальных сбоев в функционировании СУБ; - предоставление всей необходимой информации каждому члену экипажа и сотруднику Компании в части выполнения ими своих обязанностей, судовых работ, распоряжений капитанов и берегового руководства Компании, а также необходимых действий для обеспечения безопасных условий труда; - обучение экипажей судов и берегового персонала Компании для предотвращу возможных ошибок и возникновения несоответствий, которые могут привести к фатальным/ последствиям, а также проведение на плановой основе систематических учений и тренировок по отработке действий в аварийных ситуациях; мотивация всего судового и берегового персонала Компании
Суда и оборудование - разработка и обеспечение программы планово-предупредительного технического обслуживания для снижения риска возникновения аварийных и опасных ситуаций отказ оборудования, несчастных случаев и травматизма, а также для обеспечения™ возможна постоянного мониторинга рабочей среды; - идентификация и систематическое инспектирование на плановой основе всего оборудован, и судовых систем, особенно определенных как критическое оборудование и системы обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения - необходимые планомерная проверка и управление приборами и материалами, передающий информацию по операционном состоянии судов и оборудования, включая разработку обеспечение процедур поверки (калибровки) контрольно-измерительных приборов.
Документация - идентификация и разработка судовых операционных процедур и планов действий аварийных ситуациях для обеспечения эффективное™ безопасной эксплуатации судов предотвращения загрязнения в контексте Политики и целей Компании в этой связи;' - планомерная систематическая отработка всех элементов разработанных планов действий в аварийных ситуациях в процессе проведения судовых учений и тренировок, а также учений офис-судно; - документирование и сохранное содержание результатов внутренних проверок СБУ инспекционных проверок судов и оборудования, отчетов о выявленных несоответствиях, имевших место аварийных и опасных ситуациях в соответствии с требованиями МКУБ и других международных и национальных отраслевых нормативных документов; - документирование анализа выявленных несоответствий, предложенных корректирующих и предупреждающих действий и их выполнения, анализа эффективности СУБ со стороны руководства Компании, а также обеспечения совершенствования СУБ

Более подробное представление о требованиях Кодекса дает ознакомление с его структурой, наименование элементов которой и предоставляет возможность увидеть вес спектр требований МКУБ. Перечень структурных элементов МКУБ приведен в Таб.2.Структура МКУБ

МКУБ.
Структурный элемент Наименование.
1. Преамбула.
Общие положения.
Определения.
Цели.
Применение.
Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды
3. Ответственность и полномочия компании
4. Назначенное лицо.
5. Ответственность и полномочия капитана
6. Ресурсы и персонал.
7. Разработка планов проведения судовых операций
8. Готовность к аварийным ситуациям
9. Доклады о несоответствиях, аварийных и опасных ситуациях и их анализ
10. Техническое обслуживание судна и оборудования
11. Документация.
12. Проверка, обзор и оценка, осуществляемые компанией
13. Освидетельствование, проверка и контроль

Практика аудиторских проверок внедрения СУБ в компаниях и на судах по поручению уполномоченных Администрациями организаций и связанной с этим проверки знаний берегового и судового персонала показывает, что имеет место ошибочное суждение о том, что МКУБ включен в Международную Конвенцию SOLAS - 74 в качестве IX Главы. В этой связи представляется целесообразным дать дополнительные разъяснения, а именно:

- МКУБ или Резолюция ИМО А. 741 (18) это самостоятельный нормативный документ, состоящий из преамбулы и 13 структурных элементов (разделов), определяющих полномочия, ответственность и требования к компаниям и системам управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, а также регламентирующий оценку и сертификацию компаний и судов;

- IХ-я же Глава Международной Конвенции SOLAS - 74 состоит из 6-и Правил дающих основные определения (Правило 1), регламентирующих применение МКУБ (Правило 2), предписывающих компаниям и судам соответствовать требованиям МКУБ (Правило 3), определяющих порядок выдачи DOС / SМС и освидетельствования компаний и судов в этой связи (Правило 4), предписывающих поддерживать СУБ в соответствии с требованиями МКУБ (Правило 5) и регламентирующих периодические проверки соответствия действующих СУБ на судах требованиям МКУБ, регламентирующих проверки судовых SМС, а также регламентирующих действия в случае смены судном флага или владельца (Правило 6).

МКУБ предусматривает, что концепция управления безопасностью и предотвращением загрязнения базируется на тех же основных структурных элементах и принципах анализа, управления и контроля эффективности выполнения, которые были заложены в Международном Стандарте ИСО 9002 (1994), преобразованном впоследствии в Международный Стандарт ИСО 9001 (2000) «Системы управления качеством. Требования». А применение требований Кодекса предусматривается в тесном взаимодействии с выполнением требований Международных Конвенций, составляющих основу концепции управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и Резолюций ИМО, непосредственно относящихся к МКУБ, перечень которых приведен ниже в табличной форме (Табл.3.).

Таблица 3. Перечень Международных Конвенций и Резолюций ИМО, непосредственно относящихся к МКУБ.

Таким образом, если ранее в судоходной индустрии много внимания уделялось «обеспечению безопасности мореплавания» (что практически сделать невозможно, ибо не может быть абсолютной безопасности!), с введением МКУБ речь уже идет о БЕЗОПАСНОМ УПРАВЛЕНИИ КАЖДЫМ СУДНОМ, независимо от его национальной принадлежности и формы собственности. То есть о переводе всей деятельности, связанной с решением проблем безопасности в судоходстве, на более высокий качественный уровень. Соответственно, важное значение приобретают поиск и разработка новых концепций и методов предотвращения аварий судов в процессе их эксплуатации.

2.5. Международная конвенция по стандартам подготовки и дипломирования моряков и несения вахты, 1978, 1995, 2010.

Конвенция принята 7 июля 1978 года, вступила в силу 28 апреля 1984 года, коренной пересмотр с введением Кодекса - выполнен в 1995 году, с поправками 2010 года.

Один из важнейших факторов безопасности мореплавания — это компетентность судовых экипажей, поэтому подготовке моряков международные организации уделяют особое внимание. С этой целью ИМО разработаны обязательные минимальные требования (стандарты) по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.

Структура Конвенции включает восемь следующих глав.

I. Общие положения — определения, дипломы, контроль (правила 1-5).

II. Капитан — палубная команда — минимальные требования к несению вахты компетенции капитана и палубных офицеров и матросов (правила 1-8).

III.Машинная команда — принципы несения вахты в МО, минимальные требования к квалификации судовых механиков (правила 1 -6).

IV. Радиотехническая служба — несение радиовахты, обслуживание радиоаппаратуры, минимальные требования к компетенции радистов, а также к дипломированию радиоотелефонных операторов (правила 1—3). Резолюция Комитета по безопасности мореплавания дополнила правила относительно применения и требований по ГМССБ.

V. Требования вотношении подготовки экипажей определенных типов судов для танкеров. Глава почти полностью пересмотрена в 1994 году в связи с уточнением и ужесточением минимальных требований.

VI. Требования в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием. Особо отмечается, что для получения сертификата специалиста по спасательным средствам следует иметь стаж работы на судне не менее 12 месяцев или специальную подготовку и стаж не менее 9 месяцев.

на мостике, сдача тестирования мкуб, на борту.

Правительства государств призываются применять МКУБ к грузовым судам валовой вместительностью 150 т и более, но менее 500 т, которые имеют право плавания под их флагами. (Резолюция 3 Конференции Договаривающихся Правительств – май 1994 г.)

ИМО – Международная морская организация (IMO) в структуре Организации Объединенных Наций (ООН), занимающаяся разработкой международных морских стандартов и правил и утверждением их в виде Конвенций, резолюций, циркуляров. В составе ИМО функционируют несколько комитетов, важнейшими из них являются Комитет по безопасности на море (MSC – Maritime Safety Committee) и Комитет по защите морской среды – (МЕРС – Maritime Environment Protection Committee).

МОТ- Международная Организация Труда (ILO – International Labor Organization) в структуре ООН, занимающаяся разработкой международных норм и требований по вопросам социальной защищенности трудящихся и обеспечения безопасных условий труда. Конвенции МОТ играют важную роль и входят как требования к безопасности труда в состав общих положений по МКУБ ( см. конвенцию Мот -147 – Конвенция о минимальных стандартах на торговых судах).

Международная палата судоходства (МПС) – International Chamber of Shipping (ICS);

Международная организация по стандартизации (ИСО) – – International Organization for Standardization (ISO);

Международная федерация судовладельцев (МФС) – International Shipping Federation LTD (ISP);

Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) – International Association of Classification Societies (IACS);

Международная Федерация Ассоциаций Морских Капитанов (МЕФАК) – International Federation of Shipmasters’ Associations (IFSMA);

Международная Ассоциация Независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКС) -International Association of Independent tanker owners (INTERTANKG):

Международное общество операторов газовозов и терминалов (МООГТ)SOCIETY of International Gas Tankers and Terminal Operators (SIGTTO);

Международная Ассоциация владельцев сухогрузных судов (ИНТЕРКАРГО)International Association of day Cargo Shipowners (INTERCARGO).

«Администрация» означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавания. В России Правительство РФ делегировало полномочия по освидетельствованию, контролю и выдаче документов на соответствие МКУБ Российскому Морскому Регистру Судоходства – признанной организации.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море – SOLAS-74 с Протоколом 1978 и Протоколом 1988 годов.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения морской среды MARPOL-73/78 с пятью приложениями.

Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты ПДМНВ-78 с поправками 1995 года.

Конвенция о грузовой марке КГМ-66.

Конвенция по международным правилам предупреждения столкновений судов в море МППС-72.

Конвенция № 147 Международной организации труда (МОТ) о минимальных стандартах на торговых судах. ( В настоящее время вводится МОТ-2006)

Международная конвенция по предотвращению загрязнения морской среды MARPOL-73/78 с пятью приложениями:

приложение 1 – Правила предотвращения загрязнения нефтью;

приложение 2 – Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом:

приложение 3Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, контейнерах, цистернах;

приложение 4 – Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов:

приложение 5 – Правила предотвращения загрязнения мусором с судов;

приложение 6 – Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов.

Резолюция ИМО А. 787(19) «Процедуры контроля судов государством порта» «предназначаются в качестве основного руководства при выполнении инспекций судов государством порта и последовательности проведения этих инспекций для выявления несоответствия судна, его оборудования или экипажа, а также для применения процедур контроля».

  1. Что является основой хорошего управления?

безопасностью является приверженность обязанностям членами Компании сверху донизу».

Система Управления Безопасностью – структурная и документированная система на берегу и судах, дающая возможность персоналу компании эффективно проводить в жизнь политику управления безопасностью и предотвращения загрязнения.

Система Управления Безопасностью должна обеспечивать: выполнение обязательных норм и правил;

Каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью, которая выполняет следующие функциональные требования:

политику в области безопасности и защиты окружающей среды; инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и

зашиты окружающей среды; установленный объем полномочий, и линии связи между персоналом на берегу и на

данного Кодекса; процедуры подготовки к аварийным ситуациям и действиям в аварийных

процедуры проведения внутренних аудиторских проверок и процедуры пересмотра управления (МКУБ пункт 1.4.).

отсутствие бумажного документооборота;

возможность автоматического планирования работ и соответствия графиков:

возможность оперативного самообучения персоналом Компании.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(14) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2016, N 7, ст. 997; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 521

Порядок
назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок

1. Настоящий акт устанавливает порядок назначения и проведения лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, проверок соблюдения на судах и плавучих объектах следующих требований, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и в соответствии с КВВТ 1 (далее - обязательные требования), с применением риск-ориентированного подхода:

обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным средствам;

требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов;

профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

2. Интенсивность (формы, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по проверке судна или плавучего объекта устанавливается исходя из категории риска, определяемой на основании:

оценки наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (охрана человеческой жизни, предотвращение загрязнения окружающей среды с судов, безопасность портовых и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях);

оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований на судне или плавучем объекте;

оценки вероятности несоблюдения обязательных требований.

Категория риска по каждому судну, а также плавучему объекту, автоматически рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (далее - ИСГПК) 2 на основании параметров судна и результатов проверки судна, занесенных в ИСГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.

Оценка категории риска судна или плавучего объекта осуществляется в балльной системе.

Оценка категории риска плавучих объектов, тип которых допускает нахождение временно или постоянно двенадцать и более человек осуществляется в соответствии с балльной системой, установленной настоящим Порядком для пассажирских судов.

3. Для оценки категории риска судна или плавучего объекта, исходя из оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований, используются следующие критерии:

тип судна (пассажирское, грузовое: сухогрузное или наливное; буксир; вспомогательное; технического флота);

характеристики судна (грузоподъемность, пассажировместимость, мощность);

возраст судна или плавучего объекта.

В зависимости от значений указанных параметров судну или плавучему объекту начисляются баллы по нижеследующей схеме.

В зависимости от типа и характеристик судов:

для пассажирских судов исходя из пассажировместимости:

до 100 человек - 7 баллов;

от 100 до 200 человек - 15 баллов;

более 200 человек - 20 баллов;

для грузовых наливных судов, осуществляющих перевозку опасных грузов исходя из грузоподъемности:

до 1000 тонн - 7 баллов;

от 1000 до 3000 тонн - 14 баллов;

более 3000 тонн - 21 балл;

для грузовых сухогрузных судов исходя из грузоподъемности:

до 1000 тонн - 3 балла;

от 1000 до 3000 тонн - 6 баллов;

более 3000 тонн - 8 баллов;

для несамоходных грузовых судов число баллов уменьшается на 2 балла;

для буксиров исходя из мощности силовой установки:

до 110 кВт - 3 балла;

от 110 до 330 кВт - 6 баллов;

более 330 кВт - 9 баллов;

для вспомогательных судов - 3 балла;

для судов технического флота - 10 баллов;

В зависимости от возраста:

для судов и плавучих объектов возрастом до 6 лет - 0 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 6 до 15 лет - 10 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 16 до 25 лет - 15 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 26 до 35 лет - 20 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом старше 35 лет - 20 баллов, увеличенные на 1 балл за каждый год, превышающий 35 лет.

4. Для оценки вероятности несоблюдения обязательных требований на судне или плавучем объекте используются следующие критерии:

количество нарушений обязательных требований, выявленных при проверке судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев: за каждое нарушение - 1 балл;

количество временных задержаний судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев:

при 1 временном задержании - 10 баллов;

при 2 временных задержаниях - 20 баллов;

при 3 и более временных задержаний - 30 баллов.

При отсутствии нарушений обязательных требований, выявленных по результатам каждой проверки, проведенной в отношении судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев, сумма баллов по оценке вероятности несоблюдения указанных требований уменьшается на 5 баллов.

5. Итоговые баллы оценки категории риска судна или плавучего объекта определяются суммированием баллов, начисленных судну или плавучему объекту по каждому параметру и критерию.

Установленные на основании расчетных баллов категории риска судна или плавучего объекта не являются оценкой технического состояния судна.

К судну или плавучему объекту высокой категории риска (далее - ВКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60.

К судну или плавучему объекту стандартной категории риска (далее - СКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого находится в пределах от 41 до 60.

К судну или плавучему объекту малой категории риска (далее - МКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории риска которого менее или равна 40.

6. Очередная проверка проводится для судов или плавучих объектов:

имеющих ВКР - по истечении трех месяцев со дня окончания последней проверки;

имеющих СКР - по истечении пяти месяцев со дня окончания проведения последней проверки;

имеющих МКР - по истечении двенадцати месяцев со дня окончания проведения последней проверки.

При прочих равных условиях первым проверяется судно, у которого сумма баллов оценок рисков больше.

7. Независимо от положений пункта 6 настоящего Порядка проверка судна или плавучего объекта проводится в следующих случаях:

после транспортного происшествия с судном или плавучим объектом;

по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна;

при отсутствии проверок судна или плавучего объекта для целей определения даты очередной проверки согласно пункту 6 настоящего Порядка;

на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, предоставленной лоцманом, диспетчером, оператором системы управления движением судов, членом экипажа такого судна, должностным лицом органа государственного контроля (надзора);

на основании запроса Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

8. Проверка судов и плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна внутренних водных путей 3 .

Информация об изданных приказах (распоряжениях) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки является открытой и размещается на официальных сайтах администраций бассейнов внутренних водных путей.

9. Перед проведением проверки лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, получает в ИСГПК данные о судне или плавучем объекте, которое будет проверять, и о результатах предыдущих проверок, в том числе наличие незакрытых нарушений из предыдущих проверок.

10. Проверка судна или плавучего объекта лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, производится на судне или плавучем объекте.

11. Перед началом проверки судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение и вручает копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки и планового (рейдового) задания.

12. Во время проверки судна или плавучего объекта лицо, осуществляющее государственный портовый контроль:

1) в отношении судна:

производит внешний осмотр;

проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ;

проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным положением о дипломировании членов экипажей судов 4 ;

проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки;

2) в отношении плавучего объекта:

производит внешний осмотр;

проверяет соответствие плавучего объекта сведениям, содержащимся в реестре плавучих объектов;

проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки.

13. Если в результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, нарушения обязательных требований не обнаружены, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Нарушения обязательных требований не обнаружены", ставит дату проверки и подпись. В случае если нарушения обязательных требований не были выявлены, но имеются не устраненные нарушения из предыдущих проверок, то лицом, осуществляющим государственный портовый контроль выдается список не устраненных нарушений из предыдущих проверок, где инспектор ставит отметку об их устранении.

14. Если в результате проверки судна, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:

проверку выполнения членами экипажа процедур системы управления безопасностью судов, предусмотренной статьей 34.1 КВВТ;

проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию судна;

проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования судна;

внешний осмотр доступных корпусных конструкций судна;

проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;

проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;

проверку исправности грузоподъемных устройств судна (при наличии), наличие на борту информации по остойчивости и непотопляемости судна;

проверку выполнения требований к размещению и креплению груза (при наличии) на судне.

Если в результате проверки плавучего объекта, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:

проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств, включая аварийную сигнализацию плавучего объекта;

внешний осмотр доступных корпусных конструкций плавучего объекта;

проверку исправности систем связи (при наличии).

15. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта обнаружены нарушения обязательных требований, то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований", ставит дату проверки и подпись.

16. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта выявлены нарушения обязательных требований, создающие угрозу безопасной эксплуатации судна и (или) безопасности судоходства, являющиеся основанием для временного задержания судна или плавучего объекта 5 , то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания, судно (плавучий объект) задержано", ставит дату проверки и подпись.

17. При выявлении во время проверки нарушений обязательных требований лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, составляет предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 6 , и указывает в нем следующую информацию:

название и реквизиты администрации бассейна внутренних водных путей, в котором производилась проверка судна (плавучего объекта);

наименование судна (плавучего объекта);

порт (место регистрации судна);

позывной сигнал судна (при наличии);

наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица), судно (плавучий объект) которого проверено, с указанием адреса в пределах места нахождения (для юридического лица) или адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя либо физического лица) и номера телефона;

грузоподъемность (пассажировместимость) судна (плавучего объекта);

дата постройки судна (плавучего объекта);

дата проведения проверки судна (плавучего объекта);

место проведения проверки судна (плавучего объекта);

наименование организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна (плавучего объекта);

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна (плавучего объекта);

список судовых документов с указанием для каждого документа, кем выдан, даты, места выдачи и даты окончания действия;

перечень нарушений обязательных требований, обнаруженных во время проверки судна (плавучего объекта), с указанием нормативных правовых актов, требования которых были нарушены;

список действий, которые надлежит предпринять судовладельцу;

причина временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);

дата временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

дата и место составления предписания;

адрес и телефон инспекции государственного портового контроля.

Предписание в двух экземплярах подписывается лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.

Один экземпляр предписания выдается судовладельцу или направляется ему по почте с уведомлением о вручении. Предписание может быть вручено представителю судовладельца. Другой экземпляр предписания остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.

18. Результаты проверки судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в течение 24 часов после завершения проверки.

19. В случае временного задержания судна результаты проверки этого судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна.

20. При проведении проверки по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно убедиться, что нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, полностью устранены.

Если нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, устранены, то на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки наносится надпись "Нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, в соответствии с предписанием N (указывается номер выданного предписания) от (указывается дата выдачи предписания) устранены".

21. Информация об устранении нарушений обязательных требований вносится лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна (плавучего объекта).

22. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов. Учет заключается в изменении даты назначения очередной проверки, предусмотренной пунктом 6 настоящего порядка.

Интенсивность проведения проверок судов и иных плавучих объектов устанавливается исходя из категории риска, которая рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (ИСГПК) на основании параметров судна и результатов его проверки. Оценка категории риска осуществляется в балльной системе.

К высокой категории риска относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60, к стандартной категории - от 41 до 60, к малой категории риска - менее или равна 40.

Суда и плавучие объекты проверяются лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 521 "Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: