Какой государственный орган помимо ространснадзора имеет право осуществлять надзор за исполнением тб

Обновлено: 28.03.2024

от 4 октября 2013 года N 880

(с изменениями на 17 февраля 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2021 года N 1051
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня принятия настоящего постановления утвердить:

перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем, предусмотренный пунктом 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением;

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2013 года N 880

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности

(с изменениями на 17 февраля 2018 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - субъекты надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее соответственно - федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).

2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами - должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее - государственный транспортный инспектор).

3. Предметом осуществления федерального государственного контроля (надзора) является исполнение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности.

4. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3-6 статьи 11_1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

4_1. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном настоящим Положением.

4_3. Отнесение деятельности субъектов надзора к категориям риска осуществляется решением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения субъекта надзора в соответствии с критериями отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска согласно приложению.

В случае если субъект надзора осуществляет деятельность, подлежащую федеральному государственному контролю (надзору) несколькими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, решение об отнесении его деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска, предусмотренными приложением к настоящему Положению.

4_4. При отсутствии решения об отнесении деятельности субъекта надзора к определенной категории риска его деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.

4_5. Изменение решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска принимается должностными лицами, указанными в пункте 4_3 настоящего Положения, при поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы информации об изменении показателей деятельности субъекта надзора, указанных в критериях отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска, предусмотренных приложением к настоящему Положению.

4_6. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;

б) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года;

д) для категории умеренного риска - не чаще 1 раза в 5 лет;

е) для категории низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет.

4_7. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении субъекта надзора, деятельность которого отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого риска, осуществляется при истечении (в году проведения плановой проверки) установленного пунктом 4_6 настоящего Положения периода времени со дня:

а) окончания проведения последней плановой проверки субъекта надзора;

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом надзора, если плановые проверки ранее не проводились;

в) получения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или ее территориальными органами уведомления от субъекта надзора о начале осуществления им деятельности, подлежащей федеральному государственному транспортному надзору, в порядке, установленном Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

4_8. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ведет перечень субъектов надзора, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечень). Включение субъектов надзора в перечень осуществляется на основании решения об отнесении субъекта надзора к категориям риска, принятого в соответствии с пунктом 4_3 настоящего Положения.

4_9. Перечень содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) реквизиты (дата и номер) решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска (с указанием категории риска и сведений, на основании которых был принят такой акт).

4_10. При отнесении деятельности субъектов надзора к категориям чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска Федеральная служба по надзору в сфере транспорта размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию о субъектах надзора:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) реквизиты (дата и номер) распорядительного акта об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска (с указанием категории риска).

4_11. По запросу субъекта надзора Федеральная служба по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы в порядке, установленном Правилами, указанными в пункте 4_2 настоящего Положения, предоставляют ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности субъекта надзора к определенной категории риска.

4_12. Субъект надзора в порядке, установленном Правилами, указанными в пункте 4_2 настоящего Положения, вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.

5. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок субъектов надзора, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, при проведении которых допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности);

б) принятия Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением субъектами надзора требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности;

г) организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации.

6. Плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, проводятся органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

7. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

а) рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов надзора, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.

3. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в отношении субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности) с участием уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных подразделений с использованием тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на их использование либо перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.

4. На объектах транспортной инфраструктуры, отнесенных в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона, к первой и второй категориям объектов транспортной инфраструктуры и включенных в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется обязательный мониторинг. Обязательный мониторинг на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры в рамках реализации обязательных требований к обеспечению транспортной безопасности.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Согласно ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 года.

ст. 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности.

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Ространснадзором) в соответствии с положением ( ПП № 1051 ) , утверждаемым Правительством РФ. ​

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является соблюдение СТИ, перевозчиками, застройщиками ОТИ, ПТБ, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области ОТБ (Росжелдора) , аттестующими организациями и гражданами обязательных требований , установленных законодательством РФ в области транспортной безопасности.

3. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в отношении СТИ (перевозчиков, застройщиков ОТИ, ПТБ) с участием уполномоченных представителей органов ФСБ и (или) органов внутренних дел РФ или их уполномоченных подразделений с использованием:

тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, ВВ или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на их использование либо перемещение в ЗТБ или её часть);

тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований);

4. На ОТИ, отнесённых в порядке, предусмотренном ст. 6 ФЗ "О транспортной безопасности", к 1-й и 2-й категориям ОТИ и включённых в перечень, утверждённый Министерством транспорта, по согласованию с ФСБ РФ и МВД, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется обязательный мониторинг ( Пр. МТ № 355 ). Обязательный мониторинг на ОТИ осуществляется с использованием технических средств ОТБ , установленных на ОТИ в рамках реализации обязательных требований к ОТБ .

6. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности регулируются ФЗ № 248.

Согласно ФЗ № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 31 июля 2020 года.

Ст. 57. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий​.

1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в ч. 2 статьи, может быть:

1) наличие у Ространснадзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения Ространснадзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

2. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Ространснадзора на основании заданий уполномоченных должностных лиц Ространснадзора, включая задания, содержащиеся в планах работы Ространснадзора.

3. При наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля возможно проведение внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица в Ространснадзор информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), осуществляемых в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений.

Предмет внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности).


15 мая 1935 года - День открытия Московского метрополитена

Энциклопедия транспортной безопасности

Учебно-методический комплекс дистанционного обучения (УМК ДО)

Метрополитены

Железнодорожный транспорт

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утверждённого ПП № 1051 от 29 июня 2021 года.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального надзора

9. При осуществлении федерального надзора применяется система оценки и управления рисками.

10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее в ответе - Ространснадзор) при осуществлении федерального надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) чрезвычайно высокий риск;

12. Отнесение деятельности и результатов деятельности контролируемых лиц к категориям риска осуществляется решением Ространснадзора либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.

13. В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность, контролируемую несколькими территориальными органами Ространснадзора, решение об отнесении его деятельности и результатов этой деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Ространснадзора либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категории риска, предусмотренными приложением к настоящему Положению.

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) в отношении объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года;

в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:

15. При осуществлении надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

е) профилактический визит.

18. При наличии у Ространснадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Ространснадзор объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

22. Должностными лицами Ространснадзора по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.

23. Консультирование может осуществляться должностным лицом Ространснадзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приёме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия .

26. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

27. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей посредством размещения на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" письменного разъяснения по изложенным в обращениях вопросам, подписанного уполномоченным должностным лицом, осуществляется в случае поступления в Ространснадзор более 10 таких обращений.

28. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Ространснадзор, который осуществляет её регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет один год с момента регистрации указанной декларации Ространснадзором.

29. В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении года со дня принятия такого решения контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования.

30. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере транспортной безопасности.

31. Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи .

36. В ходе проведения профилактического визита уполномоченному лицу (лицам) контролируемого лица инспекторами:

о знании положений НПА, регламентирующих ОТБ на соответствующем виде транспорта;

о проблемных вопросах, возникающих при исполнении указанных актов;

- предлагается ознакомить инспекторов с деятельностью по ОТБ в месте осуществления деятельности контролируемым лицом.

38. По результатам проведенного профилактического визита инспекторами составляется отчёт, который направляется должностному лицу контрольного (надзорного) органа, принявшему решение о его проведении.

Согласно ФЗ № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 31 июля 2020 года.

ст. 29. Права и обязанности инспектора.

2. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объёме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Ространснадзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в т. ч. в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от контролируемых лиц, в т. ч. руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъёмки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

7) обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

8) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.

от 29 июня 2021 года N 1051

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 14 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Признать утратившими силу:

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 2021 года N 1051

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности

(с изменениями на 14 декабря 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - федеральный надзор).

2. Предметом федерального надзора является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - обязательные требования).

3. Федеральный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального надзора, являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по федеральному надзору.

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители.

6. Должностные лица, осуществляющие федеральный надзор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

7. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в рамках федерального надзора являются:

в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона - деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности;

в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона - результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе по подготовке, аттестации, аккредитации в области транспортной безопасности и защите от актов незаконного вмешательства;

в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона - объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, строящиеся объекты транспортной инфраструктуры, зоны безопасности, определенные в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

8. Учет объектов контроля, указанных в пункте 7 настоящего положения, а также информационное обеспечение федерального надзора осуществляются с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" и комплексной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью за обеспечением транспортной безопасности.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального надзора

9. При осуществлении федерального надзора применяется система оценки и управления рисками.

10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) чрезвычайно высокий риск;

11. Отнесение объектов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению N 1.

12. Отнесение деятельности и результатов деятельности контролируемых лиц к категориям риска осуществляется решением контрольного (надзорного) органа либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.

13. В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность, контролируемую несколькими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, решение об отнесении его деятельности и результатов этой деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категории риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года;

в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

15. При осуществлении надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

е) профилактический визит.

16. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год.

17. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

18. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

19. Подача и рассмотрение контролируемым лицом возражения в отношении предостережения осуществляется в следующем порядке:

а) возражение подается (направляется) контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, направивший предостережение в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного соответствующей электронной подписью;

б) в возражении указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя);

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

20. Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения письменный ответ в письменной форме.

21. Результаты рассмотрения возражений используются контрольным (надзорным) органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.

22. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.

23. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:

а) порядок организации и осуществления федерального надзора;

б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами;

в) положения обязательных требований, ограничений, порядка и правил, установленных международным законодательством и законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности;

г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве контрольного (надзорного) органа.

24. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.

25. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: