Какой элемент отсутствует в правосубъектности государства каким образом восполняется его отсутствие

Обновлено: 23.04.2024

Физическими лицами являются субъекты, обладающие правом гражданства России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданская правосубъектность, включающая в себя правоспособность и дееспособность гражданина, имеет высокое статусное значение и относится к неотчуждаемым конституционным правам граждан.

Гражданский кодекс (ст. 22) устанавливает недопустимость лишения и ограничения правосубъектности граждан: «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом». Не допускается также полный или частичный отказ гражданина от своей правоспособности или дееспособности (а сделки, направленные на такого рода ограничения, поскольку это не допущено законом, являются ничтожными).

Основное содержание правоспособности (возможности иметь субъективные гражданские права) физических лиц далеко не исчерпывающе определено гражданским законодательством ( ст. 18 ГК):

— иметь имущество на праве собственности;

— наследовать и завещать имущество;

— заниматься любой (в том числе предпринимательской) прямо не запрещенной законом деятельностью;

— участвовать в правоотношениях, совершать сделки, иметь права автора произведения и проч.

3. Правоспособность гражданина реализуется в отношениях с другими субъектами права. Участие лица в гражданских правоотношениях невозможно без индивидуализации субъекта. Правоспособность становится таковой только для субъекта, отличимого от иных лиц. В гражданском праве общими средствами индивидуализации граждан служат:

а) имя гражданина;

б) место жительства гражданина.

4. Имя гражданина включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Имя гражданину дается сразу после рождения.

Гражданин (и никто другой) приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. В случаях и порядке, которые предусмотрены законом, гражданин может выступать под вымышленным именем — псевдонимом. Псевдонимы в соответствии с Гражданским кодексом могут использовать авторы произведений, исполнители и т.п.

Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени, произведенная в установленном законом порядке, подлежат регистрации в соответствии с Законом об актах гражданского состояния. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Имя гражданина — не только способ его индивидуализации как участника правоотношений. Право на имя является личным неимущественным, неотчуждаемым правом гражданина и охраняется законом.

Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах. При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда ( ст. 19 ГК).

5. Место жительства — место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и опекаемых лиц признается место жительства их законных представителей — соответственно родителей, усыновителей, опекунов. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (например, при исполнении обязательств и др.).

В отдельных редких случаях в гражданских правоотношениях имеют значение и другие свойства и признаки гражданина — гражданство, пол, семейное положение и т.д. Эти черты носят дополнительный характер и на юридическую сущность физического лица в целом не влияют.

6. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается его смертью. Дееспособность же, как своего рода гражданско-правовая самостоятельность, у физического лица (в отличие от лица юридического) формируется, созревает постепенно, поэтапно с периодами взросления гражданина и становления его как личности.

Таких периодов (этапов) в формировании дееспособности граждан три:

1) проявление дееспособности у малолетних граждан (до 14 лет);

2) частичная дееспособность несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет);

3) полная дееспособность граждан (от 18 лет).

Названные этапы становления дееспособности граждан именуют также видами дееспособности.

7. В отношении лиц малолетних, т.е. граждан, не достигших 14 лет, действует общее правило — эти субъекты не обладают дееспособностью. Сделки за них от их имени могут совершать только законные представители (родители, усыновители, опекуны). Эти представители также несут ответственность за вред, причиненный действиями малолетних лиц.

В то же время ГК (п. 2 ст. 28) устанавливает отдельные исключения из этого общего правила о недееспособности малолетних. Малолетние лица в возрасте от 6 до 12 лет обладают некоторыми незначительными проявлениями дееспособности и вправе самостоятельно совершать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или иными лицами для определенной цели или для свободного распоряжения.

Всякие действия малолетних в возрасте до шести лет (например, причинение вреда третьим лицам) влекут юридические последствия исключительно для законных представителей этих граждан.

8. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью.

Исходное, базовое правило для данной группы субъектов: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с письменного согласия (в том числе последующего) своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей).

Из указанного общего правила гражданское законодательство предусматривает ряд исключений. В частности, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без чьего бы то ни было согласия:

— распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

— осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

— в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

— совершать мелкие бытовые и другие сделки, которые вправе совершать малолетние.

Несовершеннолетние самостоятельно несут имущественную ответственность по своим сделкам. Однако в тех случаях, когда у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части родителями (усыновителями) или попечителем.

Частичная дееспособность несовершеннолетних в некоторых случаях может быть еще более ограничена: при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.

Рассмотренные этапы постепенного, поэтапного становления полной дееспособности гражданина — общее правило, из которого есть исключения. Таких исключений четыре.

Второе. Эмансипация, т.е. объявление (по решению органа опеки и попечительства или, при отсутствии согласия родителей, суда) несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или контракту, а также если он с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью.

Третье. Граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими, могут быть признаны судом недееспособными. Над ними устанавливается опека, и от их имени сделки совершает опекун.

Четвертое. Гражданское законодательство допускает возможность ограничения дееспособности для двух групп совершеннолетних физических лиц:

1) граждан, которые вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение;

2) граждан, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц.

Над гражданами, ограниченными судом в дееспособности, устанавливается попечительство. Сделки (за исключением мелких бытовых, иных подобных, прямо указанных в Гражданском кодексе ) таких лиц требуют письменного согласия попечителя. Вместе с тем граждане, дееспособность которых ограничена, по общему правилу самостоятельно несут имущественную гражданско-правовую ответственность.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда также отменяется установленное над гражданином попечительство.

10. Закон о банкротстве допускает банкротство гражданина. Заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Законодательство о банкротстве подробно регламентирует порядок признания гражданина банкротом, сбалансированно обеспечивая и защиту интересов несостоятельного гражданина, и реализацию имущественных прав кредиторами этого гражданина.

11. Как уже отмечалось, правоспособность и дееспособность гражданина выражаются, кроме прочего, и в его праве с момента соответствующей государственной регистрации заниматься предпринимательской деятельностью индивидуально без образования юридического лица. К этим гражданам, выступающим в качестве индивидуальных предпринимателей, применяются правила гражданского законодательства о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями.

Безотносительно к приобретенному статусу индивидуального предпринимателя гражданин остается гражданином. Физическое лицо и в качестве индивидуального предпринимателя участвует в гражданском обороте под своим именем. Указание в договоре, иной сделке на то, что гражданин является или не является индивидуальным предпринимателем, не обязательно, оно не определяет существа возникающего гражданского правоотношения. Главное — объективная характеристика отношений, в которые вступает гражданин. Предпринимательство как элемент предмета гражданско-правового регулирования определено ст. 2 ГК. Исходя из признаков коммерческой деятельности, следует анализировать содержание конкретного гражданского правоотношения, устанавливать цели, которые преследует гражданин, вступая в те или иные экономические связи. Только эти свойства позволяют квалифицировать правоотношения как предпринимательские, установить основания и порядок имущественной ответственности индивидуального предпринимателя, определить подведомственность споров, возникающих при заключении и исполнении договоров, и др.

Основные положения о коммерческом статусе предпринимателя распространяются и на крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, по решению суда может быть признан несостоятельным (банкротом). Конкретизация норм о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным содержится в п. п. 4 , 5 ст. 25 ГК и в специальном законодательстве о банкротстве.

Юридическое качество, или свойство, быть субъектом права и правоот­ношений не возникает само по себе. Оно не составляет, по справедливому утверждению Шершеневича, "естественного свойства человека, а есть соз­дание объективного права". Поэтому попытки закрепления в некоторых конституционных документах положений, вытекающих из теории естест­венного права, о том, что качество субъектов права - носителей основных прав и свобод человек приобретает "естественным путем", что "они при­надлежат каждому от рождения", в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией.

В реальной жизни не все люди и организации могут быть субъектами правоот­ношений. Не природа, не общество, а только государство в действительности оп­ределяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права, а, следова­тельно, и участником правоотношений, какими качествами он должен об­ладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или органи­зации стать субъектом права. Мера участия в правовых отношениях определяется таким их качеством, или свойством, которое называется правосубъектностью, которая опреде­ляет меру участия субъектов в правовых отношениях.

Правосубъектность является осо­бым свойством, политико-юридическим состоянием определен­ного лица и включает три элемента:

  • правоспособность- способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
  • дееспособность- способность реализовать права и обя­занности своими действиями;
  • деликтоспособность- способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Российское законодательство не признает добровольного — полного или частичного - отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограниче­ние правоспособности или дееспособности. Они считаются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Важным свойством правосубъектности является еегарантированность государством. Как указывается в Международном пакте о гражданских и поли­тических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъек­тности».

Объем правосубъектности различных субъектов права раз­личен.

Для индивидуальных субъектов в опреде­ленной степени он зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья, пола, образования и др. При равном правовом статусе граж­дан реальное правовое положение каждого из них неоди­наково.

Правосубъектность государственно-территориальных образо­ваний и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми акта­ми, Конституцией государства и его субъектов, другими законами.

Правосубъектность органов государства, обладающих власт­ными полномочиями, определяется их компетенцией,устанавливаемой нормативно-правовыми актами.

Правосу­бъектность организаций и индивидуальных субъектов, осущест­вляющих предпринимательскую деятельность определяетсястатусом юридического лица,которыйзависит от целей создания и сферы их деятельности.

Правоспособность юридического лица – признаваемая государством возможность для юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Дееспособность юридического лица – способность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица.

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной (целевой).

ВОПРОС 11
Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Признаки правонарушения:

  • действие или бездействие;
  • противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  • виновное поведение человека;
  • причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  • совершение деяния дееспособным лицом.

Таким образом, правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

ВОПРОС 12
Краткая характеристика обстоятельств при которых лица совершившие противоправные деяния не подлежат ответственности

Обстоятельства, исключающие преступность деяния - это такие обстоятельства, при которых причинение определенного вреда правоохраняемым ценностям становится правомерным, а в некоторых случаях даже общественно-полезным, а не преступным.

При наличии таких обстоятельств деяние по причинению вреда утрачивает все признаки состава преступления, хотя внешне и напоминает его (например, лишение жизни в процессе необходимой обороны или при задержании особо опасного убийцы).

Система названных обстоятельств включает следующие шесть видов: необходимую оборону, задержание лица, совершившего преступление, крайнюю необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

1. Понятие и общая характеристика субъектов финансового права.

2. Публично-правовые образования.

3. Коллективные субъекты финансового права.

4. Индивидуальные субъекты финансового права.

ЗАДАЧИ

1. Из каких элементов состоит финансовая правосубъектность? Охарактеризуйте каждый элемент.

Какой элемент отсутствует в правосубъектности государства? Каким образом восполняется его отсутствие?

2. ООО «Продавец воздуха» обратилось в суд к департаменту здравоохранения о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременной оплатой поставленной продукции.

Какое решение должен принять суд исходя из финансовой правосубъектности участников спора?

3. Какие виды субъектов финансового права указаны ниже:

4. Какие суверенные права относятся к компетенции государства и муниципальных образований в области финансовой деятельности:

- право на составление проекта закона о бюджете;

- право на эмиссию государственных облигаций;

- право на утверждение отчета об исполнении бюджета;

- право на взимание сборов;

- право на контроль за уплатой налогов;

- право на получение межбюджетных трансфертов;

- право на образование специальных межбюджетных фондов;

- право на установление местных налогов;

- право на исполнение бюджета по расходам;

- право зачесть переплату по налогу в счет недоимки по другому налогу;

- право выделять межбюджетные трансферты.

В каких из вышеперечисленных случаях государство (муниципальное образование) выступает исключительно как суверен или казна, а в каких в смешанном качестве?

В каких из перечисленных выше случаях субъектом финансового права является только Российская Федерация, лишь муниципальные образования, исключительно субъекты РФ и муниципальные образования?

В какие группы можно объединить указанные выше суверенные права?

5. Какие лица из нижеперечисленных относятся к числу коллективных субъектов финансового права:

- Красноярский городской Совет;

- ФГУП «Дорожная заплатка»;

6. Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ рассмотрел годовой отчет об исполнении федерального бюджета и передал его на рассмотрение в пленарном заседании вместе со своим заключением.

На пленарном заседании Государственной Думы России отчет был рассмотрен и утвержден.

В данном случае Государственная Дума России выступила как самостоятельный субъект финансового права, или как представитель государства?

7. В каких случаях Правительство РФ выступает в качестве самостоятельного субъекта финансового права:

- при составлении отчета об исполнении федерального бюджета;

- при исполнении бюджета путем предоставления средств из Резервного фонда Правительства РФ;

- при рассмотрении проекта федерального бюджета;

- при исполнении бюджета путем предоставления научных грантов.

8. В каких из нижеперечисленных случаев органы государственной власти являются самостоятельными субъектами финансового права:

- орган Федерального казначейства перечисляет средства во исполнение решения суда;

- ИФНС проводит выездную налоговую проверку налогоплательщика;

- Департамент финансовой и бюджетной политики Воронежской области согласовывает предоставление инвестиционного налогового кредита;

- Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись

- ИФНС выносит решение о взыскании недоимки и задолженности по пеням с налогоплательщика;

- орган Федерального казначейства перечисляет налогоплательщику проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора направляет в орган Федерального казначейства поручение на перечисление заработной платы сотрудникам;

- арбитражный суд Воронежской области предоставляет отсрочку по уплате государственной пошлины.

9. В каких их нижеприведенных случаях Банк России является субъектом финансового права:

- осуществляет операции по корреспондентским счетам;

- осуществляет размещение государственных ценных бумаг;

- разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики;

- управляет средствами Резервного фонда;

- перечисляет часть своей прибыли в федеральный бюджет;

- устанавливает ставку рефинансирования.

10. АНО «Урюпинский университет» открыло счет в Сбербанке РФ. Является ли Сбербанк в этом случае субъектом финансового права при обслуживании данного счета? Изменится ли решение задачи, если счет откроет ФГБОУ ВПО «Урюпинский университет» филиал на о. Франца Иосифа?

11. В каких из указанных ниже случаях АКБ «Зер-Гута Банк» является субъектом финансового права:

- при исполнении инкассового поручения на списание денежных средств со счета клиента;

- при перечислении налогов в бюджет;

- в случае предоставления информации государственным органам об операциях по счетам клиентов.

12. В каких из нижеприведенных случаях субъектом финансового права является: 1) любая организация; 2) казенное предприятие; 3) казенное учреждение; 4) унитарное предприятие; 5) бюджетное учреждение.

- получение бюджетных ассигнований;

- получение бюджетных субсидий;

- получение бюджетных кредитов;

- исполнение обязанностей налоговых агентов;

- перечисление в бюджет части прибыли;

- перечисление свободного остатка прибыли;

- осуществление функций распорядителя бюджетных средств;

- предоставление информации в налоговые органы по запросу в соответствии с НК РФ.

13. Какие органы и организации (лица) предоставляют информацию в налоговые органы без специального запроса в силу прямого указания законодательства? Какую информацию они предоставляют?

14. Дедушка подарил внучке на юбилей (5 лет) квартиру в Москве. Кто будет субъектом финансового права при уплате налога на имущество физических лиц сданной квартиры? Кто будет нести налоговую ответственность при уклонении от уплаты данного налога?

15. В каких случаях физические лица являются субъектами финансового права?

Основная литература

1. Финансовое право Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.В. Карасевой. – М. : КНОРУС, 2012. – 608 с.

2. Финансовое право России : учеб. пособие / отв. ред. М.В. Карасева. –М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт. – 369 с.

3. Финансовое право Российской Федерации : схемы : учеб. пособие / под ред. М.В. Карасевой (Сенцовой). – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 112 с.

Как уже отмечалось, государства являются первичными субъектами международного права, обладающими самой широкой правоспособностью, которая носит универсальный характер.

C точки зрения международного права под государством следует понимать такую организацию публичной власти, которая отвечает ряду определенных условий. Например, согласно Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года, положения которой впоследствии были признаны международно-правовой доктриной, каждое государство должно иметь следующие признаки:

4)возможность вступать в международные отношения с другими государствами.

Если у государства отсутствует любой из перечисленных признаков, оно не может считаться таковым в международно-правовом смысле. Поэтому такие понятия, как “страна”, “нация”, “правительство” и т.д. нельзя считать тождественными понятию “государство”. Нетрудно заметить, что система принципов международного права направлена, главным образом, на охрану указанных составляющих любого государства. Все четыре признака государства связаны с таким его свойством, как суверенитет. Именно суверенитет “цементирует”, собирает воедино определенную территорию, проживающее на ней население и признаваемое этим населением правительство. Наконец, благодаря суверенитету государство получает международно-правовое признание и способность взаимодействовать с другими государствами.

Суверенитет как неотъемлемое, имманентно присущее государство свойство обусловливает и такое явление, как универсальность международной правосубъектности государств. Только государство обладает суверенитетом, поэтому только государство пользуется в международных отношениях всей полнотой прав и возможностей. К правам государства как субъекта международного права, в частности, относятся:

-право на признание его правосубъектности и на суверенное равенство с другими государствами;

-право на территориальную целостность и политическую независимость;

-право на осуществление собственной юрисдикции в пределах своей территории;

-право заключать международные соглашения и иными способами осуществлять сотрудничество с другими субъектами международного права;

-право на невмешательство в свои внутренние дела.

Обязанности государств в целом корреспондируют их правам и представляют собой юридическую необходимость воздерживаться от нарушения прав других государств. В наиболее общей форме обязанности государств можно сформулировать исходя из анализа системы принципов международного права: обязанность уважать территориальную целостность других государств, обязанность воздерживаться от применения силы в международных отношениях, обязанность разрешать международные споры исключительно мирными средствами, обязанность уважать права и свободы личности и т.д.

Наконец, универсальность международной правосубъектности государств предполагает наличие у них деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за нарушение международно-правовых норм. Подробнее об этом - в соответствующей главе.

С точки зрения международной правосубъектности существенное значение имеет классификация государств по форме государственного устройства. Как известно, государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Унитарное государство характеризуется отсутствием в своем составе частей, обладающих признаками государственного суверенитета. Такое государство выступает на международной арене как единый и неделимый субъект. От его имени в международных отношениях выступают уполномоченные государственные органы, образующие единую централизованную систему. Внешняя политика в унитарных государствах относится к исключительной компетенции центральных органов, и внешнеполитический курс таких государств является общим для всех административно-территориальных единиц. Наличие у последних той или иной степени автономии, в том числе в области внешних сношений, не отменяет общего правила.

Несколько сложнее обстоит дело с федеративными государствами, которые характеризуются наличием в своем составе частей (республик, штатов, земель и др.), обладающих определенной независимостью от центральных властей. Федеративная форма государственного устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации при решении тех или иных вопросов внутренней и внешней политики. Степень такой самостоятельности определяется, как правило, основным законом страны или специальными законодательными актами о разграничении компетенции и полномочий между центральными и местными органами власти. В принципе, законодательство целого ряда федеративных государств сохраняет за субъектами федерации ограниченное право выхода на международную арену (заключение локальных соглашений, установление внешнеэкономических связей и т.п.). Например, статья 32 Основного Закона Германии закрепляет, что международные отношения относятся к ведению Федерации, однако федеральное правительство может давать землям разрешение на заключение договоров с иностранными государствами. Известно также, что будучи федеративным государством, СССР был представлен в Организации Объединенных Наций сразу тремя государствами-членами: собственно Союзом ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. 26 сентября 1991 года Казахстан (тогда еще входивший в состав Союза ССР) и Турция приняли двустороннюю Декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой. 30 июля 1991 года было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахской ССР и Центром ООН по транснациональным корпорациям. Договорная практика Республики Казахстан включает соглашения республики с некоторыми субъектами Российской Федерации. В качестве примеров можно назвать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 августа 1997 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Татарстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 11 апреля 1996 года, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Чувашской Республикой от 1 сентября 1994 года и др. Однако Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не предусматривает возможность заключения международных договоров с участием субъектов федерации. Поэтому в доктрине международного права доминирует точка зрения, согласно которой федеративное государство следует рассматривать в качестве единого участника международных отношений.

Что касается конфедерации, то она представляет собой, в отличие от федерации, не союзное государство, а союз государств. Как правило, государства объединяются в конфедерацию для достижения определенных внешнеполитических целей (например, для совместной обороны), поэтому в отдельных международных отношениях конфедерации выступают как самостоятельные субъекты международного права. В таких случаях конфедерацию следует рассматривать как одно целое образование, обладающее автономной волей и действующее непосредственно от своего имени. Вместе с тем, создавшие конфедерацию государства продолжают сохранять международную правосубъектность по всем вопросам, за исключением тех, которые были делегированы ими общим органам. В настоящее время трудно назвать хотя бы одну классическую конфедерацию, хотя формально Швейцария сохраняет это понятие в своем официальном названии.

С другой стороны, современный период развития международных отношений характеризуется появлением ранее неизвестных форм интеграции, что рождает дополнительные проблемы в сфере международной правосубъектности. Такие образования, как СНГ, Европейский Союз и ряд других, могут со временем трансформироваться в полноценные субъекты международного права.

Международная правосубъектность Республики Казахстан опирается на Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 года, Конституцию республики, а также подтверждена более чем десятилетней международной практикой. В Конституции Республики Казахстан провозглашен главный источник международной правосубъектности страны – ее суверенитет. Согласно статье 2, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, а государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Казахстан заключает международные соглашения с другими государствами и участвует в деятельности различных международных организаций. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН, что является безусловным доказательством его международного признания. Важно подчеркнуть, что участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве строится исключительно на общепризнанных принципах международного права и ориентировано на поддержание прочного, безопасного мира и достижение социального прогресса.


Данная статья направлена на изучение разнообразий существующих подходов к признанию индивида субъектом международного права. Отмечается необходимость рассмотрения индивида как спорного и специального субъекта.

Ключевые слова: субъекты международного права, индивид, международная правосубъектность, субъект права.

This article is aimed at studying the diversity of existing approaches to the recognition of an individual as a subject of international law. The necessity of considering the individual as a controversial and special subject is noted.

Keywords: subjects of international law, individual, international legal personality, subject of law.

В современном международном праве бытует доктринальное признание нескольких субъектов международного права. Выделение индивида в качестве субъекта международного права является одним из спорных вопросов, который вызывал дискуссии у многих ученых международников, поскольку признаки, характеризующие индивида, не были схожи с признаками традиционных субъектов. [1, с.134].

Отметим, что при определении индивида как субъекта международного права, следует рассмотреть само понятие «субъект международного права». Существует большое разнообразие точек зрений по поводу данного определения. Так, В. А. Карташкин под субъектом международного права понимает как носителя «международных прав и обязанностей, который участвует в международных правоотношениях, создании норм международного права и контроле над их исполнением, а также несет ответственность за нарушения таких норм». [4, с.117], а И. И. Лукашук под субъектом международного права подразумеваем самостоятельные образования, обладающие определенными права и обязанностями по международному праву. [5, с.23].

В научной и учебной литературе было распространено мнение о связи понятий «правосубъектность» и «субъект права» между собой.

Г. М. Вельяминов рассматривал правосубъектность как способность лица являются субъектов права.

В целом, все субъекты международного права разделяют на первичные (основные) и вторичные (производные). Первичные субъекты международного права включает в себя государства и народы, борющиеся за независимости и построение собственной государственности, а к числу вторичных относят в некоторых ситуациях физических, юридических лиц, а также международные неправительственные организации, фундаментов для возникновения правосубъектности которых зависит от волеизьявления государств. [1, с.134].

По мнению многих авторов, можно говорить о следующих основных признаках субъекта права. Во-первых, это лицо и участник международных отношений (организации, индивиды), являющееся в силу своих особенностей носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Однако для этого ей следует обладать некоторыми качествами: внешняя разобщенность, персонификация, а также возможность разрабатывать и осуществлять волю персоны. Во-вторых, это лицо, способное принимать участие в правовых отношениях, в связи с наличием юридических норм получила свойства субъекта права. [2, с.139].

Так, профессор Д. Б. Левин указывает, что к числу признаков субъекта права следует относить также способность принимать участие в международных отношениях, присутствие самостоятельной воли, наличие определенных прав и обязанностей. [3, с.39].

В результате изучения различных мнений авторов, можно придти к выводу, что важным элементом в данной системе является наличие воли. Другими словами, физическое лицо в отличии от международных организаций возникает и имеет место быть независимо от воли государства. [1, с.135].

В международном праве существует большое количество международно-правовых актов, включающий в себя нормы, непосредственно адресованные индивидам. К их числу можно отнести все международно-правовые документы регулирующие права людей. Следовательно, данный факт является весьма аргументированным, поскольку он предполагает, что индивид обладает правами и свободами, основанные на международном праве.

Стоит отметить, что по мнению многих авторов весьма убедительным аргументом, преследующим признание международной правосубъектности индивида является, установленная в соответствии международным правом, уголовная ответственность индивида и допустимость обращения в международные судебные органы. [4, с.119].

Безусловно, аргументы в пользу международной правосубъектности индивида базируются на наличии у них субъективных прав по международному праву, международной процессуальной правоспособности и возможности нести в определенных случая международно-правовую ответственность. Так, нормы некоторых международных договоров, в частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г и т. д. возлагают на индивида большое разнообразие материальных субъективных прав. Индивиды, обращаясь с личными жалобами в международные судебные органы по правам человека, используют в связи с тем, что данный порядок обращения он базируется на процессуальных субъективных правах, предоставляемых им международными договорами.

Как отмечалось, индивиды могут также нести уголовную ответственность перед органами международной уголовной юстиции, в связи с нормами международного права, например, в соответствии с Римский статутом могут нести ответственность перед Международным уголовным судом.

Однако, все же воля будет служить основанием для возникновения международной ответственности для индивида. [1, с.135].

По мнению В. Н. Кичкинева, отношения между государством и индивидом носят неоднозначный характер. Несомненно, индивиду необходимо исполнять законы, устанавливаемые самим государство, а тот в свою очередь, призван защищать интересы индивида. [6, с.83].

В этой связи государство должно стремиться к защите граждан, в случае нарушения прав индивидов, они могут привлекать государство с ответственности, который существует в международном праве в качестве международных судов.

Например, индивид обладает право подачи жалобы Страсбургский Европейский суд по правам человека на основании Европейской конвенции защиты прав и основных свобод 1950г.

Международную правосубъектность индивида не признают прежде всего те авторы, которые в качестве главных признаков субъекта международного права признают участие в разработке норм международного права.

В. Н. Кичкинев считал, что индивид является полноправным субъектом международного права, т. к. имеет возможность отстаивать свои права наравне с другими субъектами, обращая внимание на то, что правосубъектность индивидов на сегодняшний день в международном праве носит специальный характер.

Безусловно, нельзя отвергать то, что индивид в международном праве предстает перед нами как полноправный субъект, поскольку, несмотря на свою большую роль в современном международном праве, он не имеет все признаки, характерные именно для субъектов международного право, однако все же они могут являться вторичными (производными) субъектами международного права.

Таким образом, можно говорить о том, что индивид выступает как спорный субъект в международном праве, несмотря на осуществление им своих прав через государство.

На мой взгляд, индивид обладает в современном международном праве особой правосубъектностью, который имеет специальный характер. Следовательно, индивид, вполне, может являться вторичным субъектом в международном праве, поскольку, на его правосубъектности базируется государственная воля и автономия воли индивида. [1, с.135–136].

  1. Мадина Низамовна Алиева, Атикат Исламовна Мустафаева Индивид как субъект международного права // Закон и право. 2019. № 5. С.134–136.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.139.
  3. Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974, С.39.
  4. Лайтман Владимир Израйлович Международная правосубъектность индивидов: аргументы «за» и «против» // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 3–4 (65). С.116–120.
  5. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин'т государства и права, Академ. правовой ун'т. — Изд. 3'е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — С.432.
  6. Кичкинев В. Н. Международная правосубъектность индивида // Наука и инновации XXI века: Матер. III Всерос. конф. молодых ученых. 2016. С.83.

Основные термины (генерируются автоматически): индивид, субъект, международная правосубъектность индивида, государство, норма, полноправный субъект, связь, специальный характер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: