Какой договор предусматривает условия и процедуру выхода какого либо государства из союза

Обновлено: 22.04.2024

Лиссабонский договор, известный также, как Договор о реформе (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества», Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор, известный также, как Договор о реформе (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества», Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community ) – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор призван заменить проект европейской Конституции, от которой руководители стран ЕС решили отказаться после выраженного ей недоверия на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Целью Лиссабонского договора является повышение эффективности Евросоюза, укрепление его демократической легитимности и унификация деятельности ЕС.

Лиссабонский договор вступит в силу после того, как его ратифицируют все 27 стран – членов Евросоюза.

Основные статьи Лиссабонского договора

Правосубъектность ЕС

ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях: если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; если того требует достижение целей, обозначенных в договорах; если того требует юридически обязательный документ ЕС; если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их». Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится в зону компетенции Союза.

Принципы и цели ЕС

Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении следующих институтов Союза:

Европейский Парламент

Вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750 + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Эта система распределения мест вступит в силу в 2014 году.

Европейский Совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.

Совет ("Совет министров")

Изменения касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская Комиссия

До 2014 года Комиссия будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета.

Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он будет возглавлять C овет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Компетенции Союза и национальных правительств

ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

Политика обороны

Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства "обязаны" оказать помощь и поддержку "всеми возможными средствами".

Гражданская инициатива

Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса

Еврозона

ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран-членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не соответствует общим рамкам экономической политики ЕС.

Выход из Союза

В Договоре оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Страны ЕС, в которых завершен процесс ратифицикации Лиссабонского договора:

Венгрия – 18 декабря 2007 года; Словения – 29 января 2008 года; Мальта – 29 января 2008 года; Румыния – 6 февраля 2008 года; Франция – 7 февраля 2008 года; Болгария – 21 марта 2008 года; Словакия – 10 апреля 2008 года; Дания – 24 апреля 2008 года; Австрия – 28 апреля 2008 года; Латвия – 8 мая 2008 года; Литва – 8 мая 2008 года; Португалия – 9 мая 2008 года; Люксембург – 29 мая 2008 года; Финляндия – 11 июня 2008 года; Эстония – 11 июня 2008 года; Греция – 12 июня 2008 года, Испания – 26 июня 2008 года, Кипр – 3 июля 2008 года, Нидерланды – 8 июля 2008 года, Бельгия – 11 июля 2008 года, Великобритания – 17 июля 2008 года, Италия – 23 июля 2008 года, Швеция – 21 ноября 2008 года, Германия – 25 сентября 2009 года.

Процесс ратификации Лиссабонского договора не завершен только в трех европейских странах – Ирландии, Чехии и Польше.

12 июня 2008 года на референдуме в Ирландии большинство населения (53,4%) проголосовало против нового основополагающего документа о деятельности Европейского Союза. 2 октября 2009 года в стране пройдет новый референдум по Договору.

Президент Польши Лех Качиньский отказался завершить процесс ратификации до голосования в Ирландии.

Президент Чехии Вацлав Клаус отказался подписывать документ, завершающий процесс ратификации, до вердикта Конституционного суда, куда была подана жалоба группы сенаторов. Суд должен решить, не нарушает ли Договор суверенитет страны.

Вы можете разгадать этот кроссворд онлайн, бесплатно и без регистрации.

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

1: Договор, положивший начало Европейскому союзу.
Ответ: Маастрихтский

2: В этой зоне отменён паспортный контроль.
Ответ: Шенгенская

3: Валюта ЕС.
Ответ: Евро

4: Критерии вступления стран в Европейский союз.
Ответ: Копенгагенские

5: Один из принципов ЕС.
Ответ: Демократия

6: Этот договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
Ответ: Лиссабонский

7: Одна из стран-кандидатов вступления в ЕС.
Ответ: Сербия

8: Страна, присоединившаяся во время первого расширение ЕЭС.
Ответ: Ирландия

9: Начала выход из ЕС в 2017 году.
Ответ: Великобритания

10: С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан этот рынок.
Ответ: Единый

11: Действующий в рамках Европейского союза валютный союз.
Ответ: Еврозона

12: Государство, входящее в общий рынок, но не в таможенный союз.
Ответ: Лихтенштейн

13: Количество свобод, которые гарантирует общий рынок в ЕС.
Ответ: Четыре

14: Предоставляет дополнительные права для граждан государств-членов Европейского союза.
Ответ: Гражданство

15: ЕС разрабатывает и контролирует исполнение этого законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции.
Ответ: Антимонопольное

16: Валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе ЕЭС и ЕС в 1979—1998 годах.
Ответ: ЭКЮ

17: Управляющий банк еврозоны.
Ответ: ЕЦБ

18: Тоннель под Ла-Маншем.
Ответ: Евротоннель

19: Совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства.
Ответ: Галилео

20: Высший политический орган Европейского союза.
Ответ: Совет

21: Высший орган исполнительной власти Европейского союза.
Ответ: Еврокомиссия

22: Там находится штаб-квартира Европейской комиссии.
Ответ: Брюссель

23: Его основной ролью является законодательная деятельность.
Ответ: Европарламент

24: Там проводятся заседания Суда Европейского союза.
Ответ: Люксембург

25: Деятельность, целью которой является склонение органов власти ЕС к принятию определённых решений.
Ответ: Лоббизм

26: Его наличие отличает ЕС от других международных организаций.
Ответ: Право

27: Начальное количество стран, участвующих в союзе.
Ответ: Шесть

28: Присоединилась к ЕС позже всех.
Ответ: Хорватия

29: Количество соглашений, предполагающих разную степень интеграции внутри Евросоюза.
Ответ: Три

30: Европейская комиссия, сформированная после европейских выборов 22-25 мая 2014 года.
Ответ: Юнкера

История Европейского Союза восходит к маю 1950 года, когда министр иностранных дел Франции предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ.

Евросоюз и шенгенское соглашение

Европейский Союз

История Европейского Союза восходит к маю 1950 года, когда министр иностранных дел Франции предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ. Фактически, Евросоюз образовался из трех сообществ: европейского экономического сообщества, европейского сообщества по атомной энергии, европейского объединения угля и стали, созданных в 50-е годы.

Важнейшим этапом европейской интеграции стало подписание Маастрихтского Договора 1992 года, установившего рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Общеевропейская валюта – евро вошла в обращение 1 января 2002 года. Евро заменил национальные валюты 12 европейских стран: Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Португалии, Финляндии и Франции.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообщества в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Будущее Евросоюза

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония ещё не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Шенгенское соглашение

Соглашение было подписано 14 июня 1985 года в небольшом люксембургском городке Шенген, расположенном на границе с Францией и Германией.

Оно предусматривало постепенную отмену контроля на общих границах между странами-участницами договора, что было достигнуто уже в 1995 году, когда жители Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и новоприсоединившихся Испании и Португалии получили право свободного безвизового перемещения по перечисленным странам. Затем полноправными участницами Шенгенского соглашения стали: Австрия и Италия (1997), Греция (2000), Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция (2001).

По последним оценкам, возможное присоединение к соглашению новых членов, а это Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, произойдет не ранее 2006 года. Ожидается, что Швейцария присоединится к Шенгенскому соглашению в течение следующих трех лет.

Что такое шенгенская виза?

Со вступлением в силу шенгенского соглашения существенно упростилось передвижение по Европе. Так, с шенгенской визой вы можете беспрепятственно посетить любые страны Шенгена. Если же вы обладаете национальной визой шенгенской страны, дающей право на въезд и пребывание только в данной стране, посещение других стран Шенгена является незаконным и влечет за собой необратимые последствия, вплоть до немедленной депортации и возможного запрета на последующие въезды во все страны Шенгенского договора. Решение о выдаче национальной визы может быть принято, например, в случае когда в анкете вы указываете, что не собираетеся выезжать за пределы страны.

Собираясь посетить страны Шенгена, очень важно помнить и соблюдать так называемое правило первого въезда. Оно гласит: въезжать на территорию шенгенского пространства иностранец обязан через ту страну, в посольстве которой была получена виза. Если нарушитель будет «пойман с поличным», ему грозит депортация, а в будущем – отказ в выдаче шенгенской визы. Исключение составляют случаи, когда вы путешествуете на автомобиле или поезде и прежде чем добраться, скажем, до Нидерландов, пересекаете другие шенгенские государства.

Оформление Шенгенской визы

Как правило, виза выдается в посольством или консульством страны главного назначения поездки. Для получения Шенгенской визы необходимо предоставить в Консульство следующие документы:

  1. Загранпаспорт, действительный не менее 3 месяцев (3,5 месяцев для Италии, 4 месяцев для Люксембурга, 6 месяцев для Франции) со дня возвращения в Россию.
  2. Копия всех страниц внутреннего паспорта.
  3. Справка с места работы (на фирменном бланке) с указанием должности, оклада, стажа работы (желательно упомянуть также срок командировки/отпуска).
  4. От 1 до 3 фотографий (в зависимости от консульства).
  5. 1-2 заполненных анкеты.
  6. Приглашение от принимающей стороны (бизнес) либо бронь отеля (туризм).

Помимо вышеперечисленных могут потребоваться следующие дополнительные документы:

  • подтверждающие вашу платежеспособность справки о покупке валюты из расчета от 50 до 60 евро на 1 день пребывания, выписки о состоянии банковского счета, ксерокопия кредитной карты, документы на недвижимость и т.д.);
  • подтверждение бронирования билетов (туда/обратно) или ксерокопия выписанных билетов;
  • описание туристического маршрута (для Норвегии);
  • в случае бизнес-поездки предоставить также дополнительную информацию о фирме (визитная карточка, рекламные материалы, ксерокопия уставных документов фирмы и т.д. – для Франции) и копию свидетельства о регистрации предприятия (для Швеции);
  • студентам необходимо подготовить копию студенческого билета и справку с работы человека, выделяющего средства на поездку.

Срок оформления визы – 1-21 рабочий день.


Об авторе Редактор
Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.
Все публикации автора →

Как уже отмечалось, деятельность международных организаций осуществляется исключительно на основе принципа строгой добровольности членства в них. Принуждение государства к вступлению в организацию является грубым нарушением принципов международного права. Все международные межправительственные организации действуют на основе фиксированного членства государств и других субъектов международного права. Это означает, что все члены международных организаций, прежде чем приобрести соответствующий статус, должны пройти определенную процедуру. Данная процедура, фиксирующая членство государства в организации, а также условия такого членства закреплены в учредительных актах организации.

В подавляющем большинстве случаев члены одной организации обладают идентичным правовым статусом. Это правило вытекает из принципа суверенного равенства государств. Отдельные исключения сравнительно редки и обусловлены спецификой деятельности организации (например, статус постоянных членов Совета Безопасности ООН или государств, сделавших наибольшие взносы в финансовые организации). Однако в ряде случаев членами международных организаций могут быть образования, не обладающие признаками государственного суверенитета: несамоуправляемые территории, государствоподобные образования и др.). В связи с этим в доктрине международного права принято говорить о полноправном членстве в международной организации и членстве с ограниченными правами. Полноправными членами организации являются государства, неполноправными - другие субъекты международного права. Последние, в соответствии с уставом организации, могут не обладать всей полнотой прав, вытекающей из членства в ней. Вместе с тем, учредительные акты международных организаций могут и не предусматривать каких-либо различий между статусом их членов.

Чисто теоретическое значение имеет и деление членов международной организации на первоначальных (original members) и присоединившихся (additional members). Первоначальными членами именуют государства, которые создали международную организацию, то есть участвовали в учредительной конференции. Как правило, членство данной категории государств в организации начинается с момента вступления в силу договора о ее образовании. Присоединившимися членами называют государства, которые вступили в организацию уже после того, как она начала свою деятельность. Следует вновь подчеркнуть, что практического значение данная классификация не имеет: правовой статус первоначальных и присоединившихся членов организации не различается, они обладают одинаковыми правами и обязанностями. Единственная льгота, которой могут обладать первоначальные члены - это более простой способ вступить в организацию, например - избежать голосования остальных членов.

Практика международных организаций знает и такой вид членства, как ассоциированное членство. Чаще всего ассоциированными членами являются зависимые (колониальные) территории. Ассоциированное членство - это разновидность членства с ограниченными правами. В частности, некоторыми учредительными документами предусмотрено, что ассоциированные члены участвуют в работе отдельных органов организации.

Наконец, членство в некоторых международных организациях может быть условным (неполным, частичным). Такое членство характеризуется тем, что соответствующее государство (другой субъект международного права) участвует в работе организации, официально не являясь ее членом. Такая практика принята, в частности, в некоторых специализированных учреждениях ООН: ИМО, ФАО и в других. Она позволяет расширить сферу международного сотрудничества путем охвата заинтересованных субъектов международного права, которые по каким-либо причинам не желают или не могут быть членами организации. Очень близок к статусу условных членов статус наблюдателей, приглашенных членов (Совет Европы), полномасштабных партнеров по диалогу (АСЕАН), которые также участвуют в различных мероприятиях, проводимых международной организацией. При этом они могут пользоваться правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Условия и порядок вступления в международную организацию предусмотрены ее учредительными документами и, как правило, должны быть идентичными для всех государств - потенциальных членов организации. Какая-либо дискриминация в процессе приема в организацию противоречит принципам международного права. Вместе с тем, стать членом любой организации можно только при выполнении ряда условий (критериев), которые можно разделить на общие и специальные. Общие условия приема характерны для всех международных организаций, даже если их учредительные акты формально не содержат соответствующих требований. Государство, претендующее на членство в международной организации, должно: 1)обладать признанной международной правосубъектностью; 2)разделять ее уставные цели и принципы; 3)официально принять на себя вытекающие из членства обязательства. Например, согласно статье 4 Устава ООН, членами Организации могут быть все миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Специальные условия (критерии) обусловлены спецификой целей и деятельности организации. Такие критерии могут иметь географический (для региональных организаций), экономический (для финансовых организаций) или любой другой характер. Например, в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) может вступить лишь государство, являющееся крупным экспортером сырой нефти, в Организацию Исламская конференция (ОИК) - только мусульманское государство, во Всемирную метеорологическую организацию (ВМО) - только государство, имеющее метеорологическую службу и т.д. Иногда основным условием членства государства в организации является членство этого государства в другой международной организации. Такие специальные критерии для вступления в организацию не являются дискриминацией и вполне правомерны.

В отдельных случаях, когда международная организация возникает на основе уже действующего международного договора ("вырастает" из него), членство в ней предполагает в качестве обязательного условия участие в таком договоре. Характерными примерами являются такие организации, как Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), Организация Договора о коллективной безопасности и другие.

Обычный порядок вступления в международную организацию предполагает, как правило, положительное решение высшего пленарного органа данной организации - конференции, ассамблеи, совета управляющих и т.д. Данное решение может приниматься как простым, так и квалифицированным (например, 2/3) большинством голосов. Иногда перед голосованием будущему члену организации необходимо выполнить дополнительные условия. Например, для членства в ООН требуется предварительное согласие Совета Безопасности. Что касается закрытых международных организаций, то прием в них новых членов требует единогласного решения всех участников.

Прекращение членства государства в международной организации может осуществляться по различным основаниям. Основными из них являются: добровольный выход государства из организации, исключение государства из организации, автоматическое прекращение членства и прекращение существования субъекта международного права (как государства-члена, так и самой организации).

Добровольный выход государства из организации предусмотрен учредительными актами большинства действующих международных организаций. Например, право выхода закреплено в статье 9 Устава СНГ. Вместе с тем, отсутствие соответствующего положения в учредительных документах не означает отсутствия у членов данной организации права выхода. Право свободного выхода государства из организации предполагается в любом случае, так как вытекает из государственного суверенитета. Например, в 1965 году Индонезия вышла из состава ООН, хотя ее Устав не содержит нормы о выходе. Однако возможность добровольного выхода из организации, как правило, обусловлена выполнением определенных условий. В частности, выходящее государство должно официально заявить об этом и выполнить до выхода уже принятые на себя обязательства. В ряде случаев от государства требуется известить о желании выйти из организации за определенный срок. Так, та же статья 9 Устава СНГ устанавливает, что письменное извещение депозитария должно быть сделано за 12 месяцев до выхода. В целом условия добровольного выхода государства из организации связаны с условиями денонсации соответствующего учредительного договора (см. главу 8). Чаще всего причинами выхода государств из международных организаций становились противоречия между целями или фактической деятельностью организации и национальными интересами страны. Вместе с тем, известны случаи, когда выход связан с невозможностью или обременительностью выполнения соответствующих обязательств или используется государством как средство давления на организацию и ее членов.

Исключение государства из организации всегда является ответной мерой на невыполнение или ненадлежащее выполнение этим государством своих обязанностей как члена организации. В большинстве случаев процедура исключения предполагает решение высшего пленарного органа, который полномочен принимать решение и о приеме новых членов. Например, в соответствии со статьей 6 Устава ООН, член Организации, систематически нарушающий принципы Устава, может быть исключен из нее Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Аналогичные последствия для члена Совета Европы влечет серьезное нарушение им норм о правах человека.

Автоматическое прекращение членства обычно не связано с целенаправленной деятельностью государства, а является следствием наступления какого-либо события, предусмотренного учредительными документами организации. Как правило, таким событием является прекращение членства в другой организации. Так, факт исключения государства из ООН автоматически влечет прекращение его членства в специализированных учреждениях ООН, а государство, переставшее быть членом Международного валютного фонда (МВФ), через три месяца автоматически прекращает членство в Международном банке реконструкции и развития (МБРР).

Исчезновение международной организации или государства-члена как субъекта международного права также является основанием прекращения членства в организации. Исчезновение организации может быть результатом совместного решения государств-участников или наступления определенного события. Вместе с тем, при утрате государством или организацией международной правосубъектности вступают в силу правила правопреемства (см. главу 5), которые также регулируют вопросы членства.

От прекращения членства государства в международной организации следует отличать приостановление членства и другие дисциплинарные санкции, предусмотренные учредительными актами. Приостановление членства характеризуется временным отстранением государства от участия в работе организации - либо на определенный срок, либо до выполнения определенного условия. На практике принято говорить о приостановлении не самого членства, а прав и привилегий, вытекающих из него. Такими правами могут быть право голоса, право представительства на пленарных органах, право участия в заседаниях и т.п. В связи с этим различают полное и неполное приостановление членства (последнее характеризуется сохранением за государством отдельных прав участника организации). В 1968 году государство Гаити было лишено права голоса в Генеральной Ассамблее ООН за задолженность по членским взносам. В 2005 году за аналогичное нарушение обязательств (долг составил две с половиной тысячи евро) права голоса в ОБСЕ был лишен Кыргызстан. За проведение политики апартеида в 1970 году права представительства в Генеральной Ассамблее была лишена Южно-Африканская Республика.

Кроме того, возможно приостановление членства в международной организации по инициативе самого государства. Для этого требуется соответствующее официальное уведомление. По общему правилу, приостановление членства (в отличие от прекращения) не влечет освобождение государства от связанных с членством в организации обязательств.

Флаг Великобритании в здании Европарламента в Брюсселе

Юрист Илья Ремесло комментирует содержание 50-й статьи Лиссабонского договора, описывающей процедуру выхода членов Евросоюза из объединения.

Мужчина держит в руке газету у здания парламента в Лондоне после референдума по сохранению членства Великобритании в Европейском Союзе

В связи с результатами британского референдума о выходе из ЕС Европейский парламент призвал немедленно активировать 50-ю статью Лиссабонского договора о Европейском союзе, в которой прописана процедура выхода из ЕС.

Однако нормы европейского законодательства прописывают процедуру выхода весьма обтекаемо. Давайте попробуем разобраться, как может выглядеть процедура применения 50-й статьи.

Лиссабонский договор: право на выход

Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества был подписан на саммите ЕС 13 декабря 2007 года. Этот договор должен был заменить Конституцию Евросоюза, которая так и не была принята по причине выражения недоверия на референдумах Франции и Нидерландов.

Одной из основных новаций Лиссабонского договора стало право на выход из Евросоюза. До этого нормативные акты ЕС не содержали каких-либо норм, касающихся выхода.

Глава МВД Великобритании Тереза Мэй

При выходе государства из состава ЕС необходимо было руководствоваться общими положениями Венской конвенции о праве международных договоров, что порождало массу сложностей. Однако усиление позиций "евроскептиков" в ряде государств ЕС привело к появлению нормы о выходе.

В 50-й статье Лиссабонского договора закрепляется право государства, являющегося членом ЕС, на добровольный выход из состава Европейского союза. Указано, что каждый член ЕС может принять соответствующее решение согласно своим конституционным правилам (т.е. внутреннему законодательству).

Выход из состава ЕС производится на основании соглашения, которое нуждается в одобрении Европейского парламента. В случае недостижения соглашения выход может быть осуществлен в одностороннем порядке по истечении двух лет с момента подачи заинтересованным государством уведомления в Европейский совет.

Процедура выхода

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, государство — член Евросоюза, принявшее решение о выходе, должным образом уведомляет о своем решении Европейский совет.

Далее ЕС (в лице Европейской комиссии) на основе предписаний, установленных Европейским советом, проводит переговоры и заключает с государством соглашение, которое определяет порядок его выхода из Евросоюза и основы их будущих взаимоотношений.

Флаги Евросоюза и Великобритании. Архивное фото

После подготовки соглашения оно направляется в Европарламент на одобрение, после чего Европейский совет от имени Европейского союза и на основе квалифицированного большинства заключает соглашение о выходе государства из состава ЕС.

Если данное соглашение не будет заключено, то по истечении 2 лет с момента уведомления государством Европейского совета выход осуществляется в одностороннем порядке.

Подводные камни

В результате затяжных споров евробюрократов с государствами, которых не устраивали формулировки Лиссабонского договора, положения 50-й статьи Лиссабонского договора носят рамочный характер.

В статье не оговорены детали и четкая процедура выхода из ЕС, не оговорены конкретные вопросы, которые необходимо урегулировать в соглашении сторон о выходе, нет четких указаний на сроки подготовки данных соглашений.

Финансовые и таможенные вопросы также остались за рамками статьи 50. Все это отдано на откуп национального законодательства и внутренних норм Евросоюза.

Также следует учитывать, что все договоры Европейского союза в отношении такого государства прекращают свое действие с момента вступления в силу соглашения о выходе из ЕС. Если же такое соглашение не удалось заключить по причинам разногласий, то в течение 2 лет с момента уведомления государством Европейского совета о своем решении оно может просто уйти.

Применительно к Великобритании здесь кроются наиболее сложные проблемы: прекратить действие британских соглашений с Евросоюзом довольно просто. Гораздо сложнее — урегулировать экономико-политические отношения, оставшиеся после расторжения данных соглашений.

Мужчина с флагом ЕС на улице в Лондоне, Великобритания. 24 июня 2016

Таким образом, несмотря на правовое закрепление возможности выхода из Евросоюза, процедура до конца не урегулирована и может определяться рядом внутренних документов, содержащих общие положения о работе институтов Европейского союза.

В такой ситуации выход Великобритании из Евросоюза будет сопровождаться затяжными переговорами, обсуждением массы соглашений и в результате может растянуться на годы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: