Какой дипломат попал под суд из за махинаций при строительстве панамского канала

Обновлено: 27.03.2024

Первые строители судоходного канала, который соединил Тихий и Атлантический океаны, были осуждены за мошенничество.

Строительство Панамского канала называют самым сложным строительным проектом человечества. Мысль соединить Атлантический и Тихий океан коротким путем через узкий перешеек в Центральной Америке появилась почти сразу после открытия Нового мира.

Но лишь в 1879 году первые попытки воплотить эту идею сделали французские предприниматели — инженер и дипломат Фердинанд де Лессепс и его сын Шарль.

Как сообщала тогдашняя пресса, для прохода морских судов через Панамский перешеек нужно было проложить канал протяженностью 75 километров.

“Преимущества, которые будет предоставлять канал для навигации, являются очень значительными. Расстояние между Европой и западным побережьем Центральной и Северной Америки будет сокращено на треть. 16 000 километров можно будет преодолеть за 60 дней.

Теперь за это время парусные суда, выплывающие из европейских портов, как только достигают южной оконечности Америки, мыса Горн. Используя канал, они за это время уже будут в Сан-Франциско. Время в пути до важнейшего порта Чили, Вальпараисо, сокращается на 1 месяц, а расстояние уменьшается на 4 500 км.Кроме того, он будет благоприятным для движения парусников к Восточной Азии, которые направляются в обход мыса Доброй Надежды. Во время поездок в Японию эти корабли выиграли бы 40 дней, на Филиппины — 20 дней", — писала в августе 1880 года венская газета Welt Blatt.

Однако, все пошло совсем не так, как планировалось. Организовав акционерное общество для постройки канала, предприимчивые французы Лессепс собрали деньги с почти 800 тысяч человек, но до конца дело так и не довели. Хотя собранная сумма была вдвое большей от заявленной в проекте, ее хватило на выполнение лишь трети работ.

Наконец акционерное общество обанкротилось, обоих предпринимателей осудили за мошенничество, а слово “панама” тогда в разговорной речи стало употребляться в значении “афера”.

В 1904 году проект строительства реанимировали американцы. В течение десяти лет продолжались строительные работы, на которые было потрачено 375 миллионов долларов. Во время строительства канала погибло 30 609 человек.

Первые судна через Панамский канал начали проходить уже в 1914 году, почти сразу после начала Первой мировой войны.

Собственно военные действия не позволили устроить по этому поводу пышную церемонию открытия и заставили строителей Панамского канала позаботиться о его надежной защите.

Как сообщала газета Wiener Bilder, одним из элементов охраны от возможного нападения были гигантские пушки, на стволе каждой могло разместиться 16 человек с распростертыми руками. Такая мощная артиллерия была расположена в разных частях Панамского канала и обеспечивала обстрел в радиусе 15 миль (24 километров).

Торжественное открытие Панамского канала состоялось лишь 12 июня 1920 года. На то время он уже превратился в довольно оживленный транспортный коридор для морских судов.

Как сообщала газета Verordnungs-Blatt, с 1 июля 1919 года до 30 июня 1920 года через канал прошло 2 478 торговых судов. В предыдущие годы количество судов было несколько меньше, однако судоходный канал начал приносить первые миллионные прибыли инвесторам.

Только с 1 января 2000 года США передали контроль над каналом правительству Панамы.

США, а не Панаме почему? И как получилось, что США все-таки его передали Панаме и на каких условиях?

История с Панамским каналом крайне запутанная. Если ее изложить вкратце, то надо сказать, что сначала государства Панама не было, а все эти земли принадлежали Колумбии.Еще в 1850г. США и Великобритания заключили договор об использовании канала, которого тогда еще и в помине не было. Договор был заключен так, на всякий случай, потому что США больше интересовал вариант канала через Никарагуа.Первыми начали строить канал французы, создали акционерную компанию, но она проворовалась, деньги растратили и сделали только часть работ. Во Франции с тех пор словосочетание Панамский канал стало нарицательным и означало аферу.Затем позднее бизнесменам США удалось задешево купить концессию на дальнейшее строительство. Чтоб избавиться от договора с Великобританией, они помогли по своей обычной манере устроить переворот и отделить штат Панама от Колумбии и сделать его отдельным государством. А затем уже составили новый договор с новым государством Панама. Понятно, что посаженное свежеиспеченное правительство все права на канал отдало США и так он стал принадлежать фактически США.Пустили канал по-настоящему только в 1920г, а пробный пуск был в 1914. Сша вернули канал Панаме только в 1999г. Это было сопряжено с волнениями в Панаме и с выступлениями против США.В 1989 г даже было объявлено состояние войны с США, был убит один военнослужащий США. (возможно это была провокация). Это позволило США сместить тогдашнего президента Норьегу и поставить своего человека. Глядя, как США борются за свои интересы во всем мире, мне кажется, что канал просто утерял для них свою какую-то однозначную коммерческую значимость. Возможно, что просто владение денежными средствами за эксплуатацию канала теперь ведется теневым образом, а для общественности все соблюдено. С внешней стороны по договорам канал передан Панаме как часть ее суверенной территории без претензий. Насчет извлекаемой выгоды и какими бенефициарами, мы не знаем. Международную общественность не оповестили.

Канал перешел к Панаме в 2000 году не в связи с волнениями, а по условиям Договора 1977 года между Панамой и США о передаче его панамскому правительству с 1.01.2000.

Все доходы с этого момента от транзита кораблей идут в национальный бюджет Панамы через государственную Администрацию Канала. — 3 года назад

В конце 19-го века слово «Панама» означало примерно то же, что в конце века 20-го «МММ» – грандиозная финансовая афера, обман и крушение надежд.

В 1880 году Фердинанд де Лессепс возглавил «Всеобщую компанию Панамского межокеанского канала». Цель её деятельности была, безусловно, благая: соединить Тихий и Атлантический океаны через Панамский перешеек. Учитывая, что до этого Лессепс с успехом реализовал проект строительства Суэцкого канала, акции компании пользовались огромным спросом. Однако в итоге всё обернулось не только финансовыми убытками, но и страшным скандалом.

4.jpg

Соединяя океаны

Сократить путь от одного океана до другого мечтали давно: ведь без Панамского канала мореплавателям приходилось огибать Южную Америку, а это лишних 20 тыс. километров. Однако воплощение мечты в жизнь сталкивалось с различными сложностями.

В 1840 году французская фирма «Август Соломон и Ко» обратилась к Российско-американской компании (колониально-торговая фирма, которая работала в Америке) с предложением принять участие в проекте по соединению двух океанов через Панамский перешеек. Французы сделали все расчёты, но российские потенциальные инвесторы сочли, что вкладываться не стоит. Точно так же отказалась и Испания.

Несмотря на неудачи, идея не давала покоя, и в 1846 году был подписан так называемый договор Мальярино-Билдэка. Его сторонами были США и Новая Гранада — испанское вице-королевство, которое включало территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора. Согласно документу, США гарантировали нейтралитет Панамского перешейка и свободное передвижение по нему между океанами (Панама на тот момент не была независимым государством). В 1855 году США завершили строительство через перешеек железной дороги, которая, впрочем, не решала проблему транспортировок. По ней невозможно было перевезти все грузы, которые шли морским путём, так что вопрос о создании канала оставался открытым и актуальным. В 1879 году на арене появляется Фердинанд де Лессепс.

Великий француз

Несмотря на то, что имя Лессепса прочно связалось с панамским скандалом, он был человеком респектабельным и уважаемым. Дворянин, принадлежавший к старинному роду, он получил юридическое образование и служил по дипломатической части. В том числе в Египте, где оказался ключевой фигурой проекта строительства Суэцкого канала. В 1854 году правителем страны стал Саид-паша, воспитанник Лессепса, с которым у него сложились очень хорошие личные отношения. Концессию француз получил без труда и организовал Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (кстати, меняя названия фирма существовала до 2008 года), её уставной капитал наполовину состоял из вложений Османской империи, контролировавшей Египет, а наполовину — из средств от продаж займовых облигаций.

2.jpg

Лессепс не ограничился ролью вдохновителя и финансиста, он сам руководил стройкой. И хотя в итоге она вышла не дешёвой (около 90 млн долларов) и унесла более 100 тыс. жизней строителей, Лессепс всё же выглядел триумфатором. Слишком важен был проект в целом, и в газетах нашего героя называли не иначе как «Великий француз». Именно поэтому, когда дипломат и финансист создал компанию для строительства аналогичного канала в Панаме, её акции стали активно приобретать.

Ошибки проектирования

Форум получился представительным, в нём приняли участие специалисты из Мексики, США, Колумбии, Никарагуа, Гватемалы, Сальвадора, Перу, Коста-Рики, Франции, Англии и России. На их рассмотрение были представлены и маршруты, и экономическое обоснование. Оказалось, что на деле создание канала в Панаме обойдётся куда дороже, чем в Египте. В Африке удалось прорыть канал без шлюзов на уровне моря, в Панаме такой вариант был под сомнением. Предлагали даже вести канал через Никарагуа, и его поддерживали США.

3.jpg

В итоге выиграл вариант французских офицеров Люсьена Визе и Арманда Реклюса — канал без шлюзов на уровне моря, как в Египте. Однако ещё во время проведения конгресса решение сочли политическим: в ходе обсуждения половина технического комитета в знак протеста покинула заседание. Заметим, что один из авторов, Люсьен Визе, был внучатым племянником Наполеона, так что политическая составляющая, видимо, действительно была сильна.

С миру по нитке

Первоначально Лессепс рассчитал, что строительство обойдётся примерно в 600 млн франков (на современные деньги — около 4 млрд долларов). Чтобы привлечь их, «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» выпустила акции, первый транш был сделан на 300 млн франков. Номинал одной бумаги составлял 500 франков — сумма довольно большая: в ценах второй половины 19-го века это примерно пять месячных зарплат квалифицированного рабочего. Причём во Франции, где акции распространялись в первую очередь, не все понимали, зачем вообще нужен этот Панамский канал. Так что Лессепсу пришлось сразу нанять штат журналистов, которые организовали настоящую PR-кампанию, и спрос на бумаги вырос.

Стройка ещё не началась, а траты уже оказались большими. В частности, пришлось выкупить американскую железную дорогу, которая, как мы помним, оказалась на территории будущего канала. Владельцы подняли цену втрое, но выхода у Лессепса не было.

6.jpg

Кроме того, немало денег ушло на возведение роскошных вилл для инженеров и других квалифицированных специалистов. В итоге «витрина» у панамского проекта была роскошной, на концерте по случаю открытия выступала сама Сара Бернар. Как посчитали потом, из собранной в общей сложности суммы на «шумиху» ушло примерно 50%.

Ладно было на бумаге…

С началом строительства в 1881 году оказалось, что на практике всё будет не так просто, как ожидалось. Во-первых, базальтовые породы на пути будущего канала не давали проложить его русло по плану. Во-вторых, разливы реки Чагрес и тропические дожди уничтожали результаты сделанных работ, всё приходилось начинать заново. В-третьих, от жёлтой лихорадки и малярии на стройке погибало до 300 человек в месяц.

В итоге за три года удалось вынуть только 7 млн кубометров грунта при общем объёме 120 млн. Темпы строительства были крайне низкими, всё время нужны были новые финансовые вливания, но спрос на акции к 1884 году заметно упал. А вот расходы Лессепса на прессу неизменно росли. Последняя попытка добыть денег была связана с выпуском облигаций выигрышного займа. Так как фактически это была денежная лотерея, разрешение на неё должен был дать парламент, который делать этого не собирался.

7.jpg

Афера века

В отчаянной ситуации Лессепс обратился за помощью к барону Жаку де Рейнаку (Рейнаху) — банкиру немецкого происхождения. Немедленно появился и Корнелиус Герц, которого иногда называют одним из самых ярких аферистов того времени. Родившийся во Франции, он вырос в США, имел американское гражданство, но потом вернулся на родину. Там он успешно проворачивал финансовые махинации, заручась поддержкой известных политиков.

Рейнак и Герц занимались прямым подкупом членов парламента, но надо сказать, что и между подельниками не было согласия. Герц умудрялся одновременно шантажировать Рейнака и вымогать деньги ещё и у него. В итоге парламентарии одобрили лотерею, которая полностью провалилась: планировали привлечь 720 млн франков, а получили только чуть более 250 млн.

В последней попытке спасти проект пригласили инженера Гюстава Эйфеля. Уже было понятно, что без шлюзов и плотин не обойтись, но не помог даже Эйфель. В 1889 году компания Лессепса была ликвидирована.

5.jpg

Итог оказался неутешительным: русло канала прорыто от силы на четверть, акции компании оказались на руках примерно у 800 тыс. человек. Всего было собрано около 1,3 млрд франков, из которых в строительство вложили всего 600 млн. На остальные суммы документов не оказалось, как они были потрачены, мы только догадываемся. Ликвидация дел компании продолжалась два года.

В 1892 году перед судом по этому делу предстали Фердинанд де Лессепс, его сын Шарль, также принимавший участие в проекте, Гюстав Эйфель, генеральный секретарь компании Мариус Фонтана и барон Коттю, который, в частности, пытался привлечь к финансированию канала Россию. Рейнак к моменту суда скончался, есть предположение, что его отравили, а Герц сбежал. Суд признал подсудимых виновными в нецелевом расходовании средств и подкупе должностных лиц. Лессепсы были приговорены к пяти годам тюрьмы и штрафу, остальные — к двухгодичному заключению и штрафам. На деле Фердинанд Лессепс был уже болен, так что в заключении не провёл ни дня. Остальных освободили по кассации. Из парламентариев, получивших взятки, осуждён был только один.

Был ли Лессепс действительно авантюристом? Больше похоже на то, что он страстно увлекался. С Суэцким каналом ему, безусловно, повезло: не будучи инженером, он воплотил в жизнь самый простой, дешёвый и оптимальный проект. Но он же поддерживал идею создания в Африке так называемого Сахарского моря, был сторонником строительства железнодорожной магистрали Париж-Пекин, его, видимо, привлекал масштаб. А Панамский канал в итоге построили американцы, которые в 1902 году выкупили право на ведение работ у Франции. Потребовалось ещё примерно 400 млн долларов и 75 тыс. рабочих (20 тыс. из них погибли, хотя, по американским данным, в 4 раза меньше), и 15 августа 1914 года по каналу прошёл первый пароход.

В 1869 году был открыт проход кораблей по Суэцкому каналу.

Одним из создателей Суэцкого канала был граф Фердинанд де Лессепс. Родом он был из дипломатической семьи хотя дипломатическая карьера у него не сложилась.

После удачной постройки Суэцкого канала он задумал построить канал который должен был соединить Атлантику и Тихий океан. Панамский перешеек одно из самых узких мест, поэтому именно он был выбран в качестве места постройки канала.

В 1879 году Ф. Лессепс вместе с единомышленниками основал акционерное общество "Международная компания по постройке межокеанского канала." Он обещал построить канал в течении 20 лет, за 600 миллионов франков. Деньги были найдены у обычных французов, он нашел более миллиона вкладчиков. Причем ему удалось собрать более миллиарда франков. Строительство началось в фервале 1881 года.

Но строительство этого канала было сложнее Суэцкого. Тропический климат, бурные реки, привели к тому, что за три года канал был построен лишь на 5 процентов. Но самое плохое было в том, что истрачено было более половины капитала компании. В связи с этим акции компании Лессепса начали падать.

Лессепс, же решил восполнить средства с помощью облигаций выигрышного займа, фактически лотереи. Для этого Панамской компании нужно было подкупить нужных людей в правительстве. Подкупы происходили через барона Жака де Рейнака, и Корнелиуса Герца. Между ними часто возникали конфликты. Герц считал, что Рейнак присваивает часть выделенных для подкупа сумм. Поэтому Герц не стесняясь шантажировал Рейнака. На подкупы уходили громадные суммы.

В июне 1888 года правительство и парламент одобрили выпуск облигаций. Но тут прогнозы Лессепса не сбылись. Вместо планируемых 720 миллионов франков он смог получить лишь 254 миллиона. К этому времени процент готовности Панамского канала был около 25%.

В итоге в 1889 году компания Панамского канала была признана банкротом. К тому моменту у компании было более 800 тысяч вкладчиков, которые потеряли все свои сбережения.

По итогам расследования оказалось, что из собранных 1 млрд 335 млн франков, на строительство ушло лишь 612 млн. В 1892 году генеральный прокурор Франции возбудил дело против ее руководителей – Фердинанда де Лессепса, его сына Шарля, Мариуса Фонтана, барона Коттю и инженера Гюстава Эйфеля, создателя знаменитой башни. Они обвинялись в мошенничестве, но дело дальше не шло.

7 января 1893 года начался первый процесс над руководителями компании – Шарлем Лессепсом (Фердинанд Лессепс, было 88 лет, и он был признан не дееспособным), бароном Коттю, Фонтаном и инженером Эйфелем по обвинению в мошенничестве.

Суд приговорил обвиняемых к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Однако кассационный суд отменил это решение, и все обвиняемые были освобождены.

Вскоре состоялся второй процесс, на этот раз по обвинению в коррупции. На скамье подсудимых – те же лица и пять членов парламента. В итоге все были оправданы кроме депутата Байо, который поплатился за свое признание пятилетним тюремным заключением и штрафом в 750 тысяч франков.

Афера в которой потеряли сотни тысяч людей свои деньги, закончилась всего одним обвинительным приговором.

15 августа 1914 года по нитке Панамского канала прошло первое судно — океанский пароход SS Ancon. Строительство канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Проект оказал значительное влияние на развитие судоходства и экономики в мире. Сегодня через Панамский канал проходят суда различных типов — от частных яхт до огромных танкеров. Максимальный размер судна, которое может пройти по каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Панамакс.

Пропускная способность — 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. (5% мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах.

В июле 2014 года был объявлен маршрут Никарагуанского канала, соответствующего по ширине и глубине параметрам современных судов и призванного стать альтернативой Панамскому.

канал_12 инженеры .jpg


Американские инженеры, направленные на строительство канала

канал_7.jpg

15.08.1914.jpg

канал_6.jpg

канал_5.jpg

канал_2.jpg

канал_3.jpg

канал_8.jpg

канал_11.jpg

Впервые о строительстве канала задумались еще в XVI веке, но тогда король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов. Логика его была проста: «что Бог соединил, человек разъединить не может».

канал_14.jpg

канал_15.jpg

канал_4.jpg

канал_1.jpg

Было два варианта строительства канала: через Никарагуа и через Панаму.

Первый привлекал США. За второй активно взялась Франция. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году.

Через десять лет, когда на строительство было истрачено уже вдвое больше предполагавшегося, а работы были выполнены лишь на треть, во Франции разразился скандал. Компанию решено было распустить, дело передали в суд. Расследование выявило грандиозную систему подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Лессепс был одним из выдающихся инженеров своего времени, в результате банкротства проекта он, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался.

Панамский скандал явился ярким свидетельством разложения политических и бизнес-элит Третьей французской республики и вскрыл масштаб коррупции среди прессы. «Панама» с тех пор стала нарицательным именем крупного мошенничества с подкупом должностных лиц.

канал_10.jpg

Тем временем в США на фоне начавшейся войны с Испанией в 1898 году укрепились в мнении, что канал надо строить на Панамском перешейке. В течение пяти лет решив все проблемы, связанные с зоной интересов Великобритании и Франции, США приступили к строительству. Проект курировало американское Министерство обороны.

К сооружению канала приступили в 1904 году. Главным инженером стал Джон Фрэнк Стивенс. На строительство потребовалось 10 лет, 400 млн долларов и 70 тыс. рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло.

канал_9.jpg

канал_16.jpg

Благодаря S-образной форме Панамского перешейка, Панамский канал направлен с юго-востока (сторона Тихого океана) на северо-запад (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается водохранилищем — озером Алахуэла.

канал_13.jpg

Clifford Berryman cartoon celebrating the opening of the Panama Canal August 15 1914.jpg

Первое судно (океанский пароход SS Ancon) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Однако открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920-го: из-за оползня, сошедшего в 1914 году, потребовались дополнительные работы по укреплению сооружения.

До 31 декабря 1999 года канал контролировали США, после чего передали его правительству Панамы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: