Какого права не дает государству членство в европейском союзе

Обновлено: 24.04.2024

Европейский союз является одним из мировых очагов культуры и цивилизации. По мнению некоторых ученых-правоведов, демократическое законодательство ЕС – одно из самых передовых в мире, если не самое передовое. роль ЕС в мире постоянно и неуклонно повышается, что доказывает, например, введение 1 января 2002 г. общеевропейской валюты – евро - конкурента американского доллара и создание общеевропейских Сил быстрого реагирования – прообраза будущей единой европейской армии, способной находиться вне структуры NATO. Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем, возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация.

Одной из важных ступеней на пути к расширению Европейского союза стал Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 году, результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 года между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 года.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт, в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, новые стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в том числе Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии», которые были сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, где и были установлены условия принятия стран-кандидатов в ЕС.

В соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе страна-кандидат должна быть по духу «европейской», то есть европейскими в данной стране должны быть культура, политические и правовые традиции претендента на вступление в ЕС. Перед вступлением в ЕС страна-кандидат должна привести в соответствие со стандартами Евросоюза свою политическую и экономическую системы, для того что бы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправным членом. Что же касается географического положения в Европе, то оно желательно, но не обязательно, что подтверждает вхождение в Евросоюз Мальты, которая ближе к Африканскому континенту, чем к Европе, а так же Кипра, который географически расположен в Азии и определение на страну-кандидата Турции, которая так же располагается в Азии.

Демократичность страны так же является один из важнейших критериев для вступления в Евросоюз. В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя, которыми являются свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства. Существует некоторое количество требований, которые должна соблюдать каждая страна намеревающаяся вступить в Евросоюз, либо уже являющаяся членом союза. Это:

1. Уважение и защита меньшинств;

2. Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека;

3. Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;

4. Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, общую нормативно-правовую базу ЕС.

Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь учитываются такие критерии, как ВВП, в том числе и на душу населения, национальный доход, приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита. Экономически слаборазвитое государство не имеет практически никаких шансов на вступление в Евросоюз, даже если и в остальном оно полностью соответствует предписаниям 49 статьи Договора о Евросоюзе.

Немаловажным условием так же является урегулирование страной-кандидатом территориальных споров с соседними государствами. Это означает, что государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз, так называемые кандидаты на кандидатство в ЕС.

Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 года, чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением. У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом, данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.

Сама процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.

Сначала государством, заинтересованным во вступлении в ЕС, подаётся соответствующая заявка в Совет Европы, который является главным законодательным орган Европы. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Эти действия и составляют подготовительный этап.

Однако переговорный этап намного сложнее. Он так же и намного более длительный. Этот этап составляет переговоры с страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз. Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже, поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.

Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 года). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.

Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.

Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.

Таким образом, для того чтобы присоединится к участию в общеевропейском процессе в качестве страны-члена Евросоюза, государство должно пройти долгий подготовительный и переговорный процесс. Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. Не только лидеры государств, но и большинство населения стран связывают с вхождением в Евросоюз надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт тоталитарных и авторитарных режимов.

Легче всего понять желание восточноевропейцев вступить в ЕС. Экономические преимущества чрезвычайно важны, но они перекрываются высокой политикой. Членство в ЕС ставит центрально- и восточноевропейские страны на их исторические позиции среди наиболее развитых индустриальных держав европейского континента. Однако важнее то, что членство в ЕС оказывает решающее воздействие на внутриполитическую ситуацию во всех странах Центральной и Восточной Европы, так как тем самым закрывает книгу тоталитаризма, как это было в Греции, Португалии и Испании. Членство в ЕС для стран, пока ещё не входящих в ЕС, закрепило бы существующие рыночные реформы и облегчило бы дальнейшие реформы.[3, стр. 26]

Однако не все так гладко в странах, присоединившихся к ЕС в последнее пятилетие. Членство в союзе для них носит как негативные, так и позитивные черты. Ведь соответствие евростандартам иногда не очень хорошо отражается на экономике стран, которые ещё недавно переживали реформацию в политической и экономической жизни, связанную с выходом из просоветского блока. Каковы же негативные и позитивные черты?

В пятницу, 17 июня, Еврокомиссия (ЕК) рекомендовала предоставить статус кандидата на вступление в Евросоюз Украине и Молдавии. Об этом сообщает агентство Блумберг со ссылкой на информированные источники.

По данным агентства, ЕК выдвинула условия, которые должны выполнить страны-кандидаты для полноценного присоединения к Евросоюзу, в частности по линии борьбы с коррупцией, правосудия и защиты основных прав человека.

Напомним, президент Украины Владимир Зеленский 28 февраля 2022 года подписал заявку на вступление Украины в Европейский союз.


Что значит быть кандидатом в члены ЕС?

Кандидат в члены в ЕС — это государство, которое стремится стать полноправным членом европейского международного сообщества (сейчас в него входит 27 государств). Статус кандидата означает, что страна подала заявку на членство, ее рассмотрели, одобрили все члены Евросоюза и приняли решение начать переговоры о вступлении в ЕС.

То есть стране дали не членство в ЕС, а лишь статус кандидата, который не несет за собой никаких правовых преференций, закрепленных за действующими членами Евросоюза. Страну просто внесли в список ожидания.

Кроме того, такой статус не дает государству 100%-ную гарантию на вступление в ЕС. В начале 2020 года ЕС изменил порядок проведения переговоров о приеме стран. Если раньше начало этих переговоров обязательно должно было завершиться приемом государства в ЕС (процесс был необратимым), то сейчас Евросоюз получил легальное право останавливать переговоры, прекращать их или перезапускать переговорный процесс по отдельным направлениям в случае неудовлетворительных результатов.

Иными словами, статус кандидата на членство в ЕС можно трактовать как: «спасибо за заявку, мы подумаем, но ничего не обещаем».

Зачем Украине статус кандидата в члены ЕС?

Эксперт также подчеркнул, что история с получением статуса кандидата в члены ЕС напоминает ему политическое шоу, разыгранное на фоне специальной военной операции России на Украине. Брутер напомнил, что как бы сильно Украина ни хотела членства, решающее слово остается за странами ЕС, не все из которых готовы к такому соседству.


Что дает государству членство в ЕС?

Среди основных гарантированных принципов, прописанных в Договоре о Европейском Союзе, можно выделить:

  • свободу передвижения между странами — членами Евросоюза (шенген);
  • валютный союз (евро — официальная валюта в 19 странах «еврозоны»);
  • единое социальное пространство (жители стран ЕС могут работать в любой из стран Евросоюза без специальных разрешений);
  • единые правовые и законодательные стандарты и т. п.

Однако экономическая преференция по-прежнему остается главной для членов Евросоюза, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.

Беженцы в Польше.

Впрочем, Брутер не уверен, что Украина получит от Евросоюза неограниченное финансирование.

Брутер также предположил, что процесс получения Украиной статуса кандидата или «кандидата в кандидаты» пройдет очень медленно, рассчитывать на скорое вступление в ЕС украинской элите не стоит. В качестве примера он привел переговоры о вступлении в Евросоюз Турции, которые длятся почти 25 лет.

Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:

  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Федеративная Республика Германия;
  • Франция.

В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.

Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.

Далее количество стран, вступивших в него, только росло:

  • в 1981 г. вступила Греция;
  • в 1986 г. – Испания и Португалия.

Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.

1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.

Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.

Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:

Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.

Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.

01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:

  • республики бывшего Советского Союза – Латвия, Литва, Эстония;
  • страны из бывшего социалистического лагеря – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения;
  • островные государства в Средиземном море – Кипр и Мальта.

Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.

Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.

В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:

  • Исландия;
  • Македония;
  • Хорватия;
  • Турция.

Потенциальные кандидаты

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

  • Албания;
  • Босния-и-Герцеговина;
  • Сербия;
  • Черногория.

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Критерии соответствия

К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.

Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».

Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.

Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.

Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.

Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.

Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».

Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.

Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.

Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.

Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:

  • возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
  • отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.

Порядок вступления новых государств в ЕС

Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.

Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.

Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.

До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.

Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.

Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.

Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.

Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:

  • с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
  • с другой – Болгария и Румыния.

Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.

Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».

Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.

Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).

Выход государств из Евросоюза

Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:

  • сперва государство-член, имеющее желание покинуть ЕС, высказывает свое решение на счет, собственно, самого выхода из членства ЕС;
  • затем, это государство оповещает о таковом решении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • с данным государством проводится длительная беседа.

Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.

В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.

В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.

На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.

Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».

Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.

Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.

В марте 2022 года президент Украины Владимир Зеленский подал заявку на присоединение к Евросоюзу в ускоренном режиме. В данный момент она принята и рассматривается ЕС. Примут ли Украину в союз в ближайшее время?

Украину принимают в Евросоюз — как скоро это случится

Ранее президент Украины Владимир Зеленский провел переговоры с главой Евросовета Шарлем Мишелем о принятии Украины в ЕС. Позже представитель Украины в Евросоюзе Всеволод Ченцов сообщил, что заявку Украины о вступлении в ЕС зарегистрировали.

«Настал решающий момент, чтобы раз и навсегда закрыть многолетнюю дискуссию и принять решение о членстве Украины в ЕС», — написал Зеленский, передает ТАСС. Он также отметил, что обсудил с главой Евросовета помощь, которую ЕС будет оказывать украинцам.

В Кремле прокомментировали возможное вступление Украины в ЕС

Ранее Владимир Зеленский подписал заявку на вступление Украины в Европейский союз.

«Евросоюз — это не военно-политический блок, то есть в этом плане, в плане вопросов стратегической безопасности, эта тема лежит в другой плоскости», — сказал Песков журналистам.

США высказались по поводу членства Украины в Евросоюзе

Она подтвердила, что этим вопросом должны заниматься члены Европейского союза. Если они примут положительное решение, то, безусловно, США одобрят его, так всегда приветствуют стремление стран присоединяться к международным организациям.

На данный момент известно, что вступление Украины в Евросоюз уже одобрили восемь стран-участниц объединения. Кроме того, идею поприветствовала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Словакия поддержала срочный прием Украины в ЕС

«Я поддерживаю призыв (Владимира) Зеленского. ЕС должен сделать решительный шаг к членству Украины в ЕС. Пришло время. Запад поддерживает Украину», — написала Чапутова.

НАТО уже стягивает войска к границам РФ

Уже приняты решения об отправке:

  • около 900 военных из Великобритании,
  • 300 из Франции
  • 250 из Дании.

Ранее Евросоюз официально принял решение о предоставлении украинским войскам вооружений на 450 миллионов евро и сопутствующих материалов и оборудования на 50 миллионов евро.

Что будет, если Украина вступит в Евросоюз в марте 2022 года

Для России неприятным моментом может стать последующее вступление Украины в НАТО. Из-за этого войска этого военного блока могут приблизиться непосредственно к российским границам. Но для этого, с точки зрения участников НАТО, Украине нужно сохранить целостность своих границ, и это пока будет одним из существенных препятствий к вступлению в Союз.

Впрочем, эксперты считают, что как бы сильно сейчас Украина не хотела в Евросоюз и как бы ни требовала немедленного ее принятия, страны ЕС будут над этим думать. Быстро принять в ЕС Украину не получится хотя бы потому, что сама по себе это процедура не быстрая: как минимум, собрать совет глав государств и правительств.

Граждане России и других стран СНГ сталкиваются с необходимостью оформления виз и других разрешений для посещения государств ЕС с целью туризма, трудоустройства, обучения, ведения бизнеса. Визовые ограничения и существенная разница в правах с европейскими гражданами становятся решающими факторами для принятия решения в оформлении статуса гражданина ЕС, который позволяет получить больше привилегий.

Законодательством каждой из стран мира предусмотрена возможность приобретения гражданства иностранцами. Некоторые государства ЕС предлагают ускоренные программы с упрощенными требованиями к заявителям. Таким образом, с каждым годом получение паспорта Евросоюза становится все более востребованным.

Как получить гражданство Евросоюза

Восстановление гражданства страны ЕС — самый доступный способ получения европейского статуса для граждан России

Возможность оформить гражданство ЕС в короткие сроки и без дорогостоящих инвестиций предусмотрена условиями программы репатриации. Репатриация — процесс, согласно которому доказывается территориальная или этническая принадлежность заявителя к стране или народу. Для получения гражданства заявителям необходимо предоставить доказательства наличия в роду родственника, который жил или родился на территории европейского государства в определенный период времени. Во внимание принимается один из родственников до третьего поколения — мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. К заявителям отсутствуют какие-либо требования к проживанию на территории европейской страны, а также отказу от родного гражданства и прохождения языкового экзамена. Для получения положительного решения от властей о восстановлении гражданства достаточно продемонстрировать минимальные знания государственного языка. Репатриация — самый быстрый способ получения паспорта Евросоюза для граждан России и стран СНГ.

Натурализация в старнах Европейского Союза

Процедура натурализации прописана в законодательстве каждой из стран и предусматривает необходимость постоянного проживания на официальных основаниях в среднем 10 лет. Помимо выполнения требований к сроку пребывания на территории государства, условиями предоставления гражданства в общем порядке являются прохождение экзамена для подтверждения высокого уровня знания языка, истории, культуры, отказ от паспорта родной страны. Процесс натурализации довольно длительный и далеко не каждому заявителю гарантирует положительный результат.

Оформление паспорта через инвестиции

В законодательстве европейских стран предусмотрены инвестиционные программы предоставления гражданства за значительное капиталовложение. Процедура рассчитана для заявителей, способных доказать положительное влияние инвестируемых средств на общеэкономическую ситуацию выбранного государства Евросоюза. Среди распространенных вариантов капиталовложения — создание или приобретение бизнеса, покупка государственных ценных бумаг, акций компаний, облигаций или недвижимости, вклад в фонд развития страны. Размер инвестиций для получения гражданства варьируется от 850 000 до 5 000 000 евро.

Сколько стоит европейский паспорт?

Определить стоимость оформления гражданства ЕС специалисты компании смогут после подбора иммиграционной программы. Выбор варианта осуществляется на основании целей и пожеланий клиента. Минимальная стоимость получения европейского паспорта составляет 2500 евро по программах восставленная гражданства.

Гражданство Румынии по репатриации

Румыния — страна-участница Евросоюза с 2007 года, следовательно, оформляя паспорт Румынии, заявитель автоматически становится гражданином ЕС и получает одинаковые права и возможности, что и владельцы паспорта любой другой страны Евросоюза. Равенство всех европейских граждан гарантирует директива ЕС №38 от 2004 года, в которой указано, что «граждане Союза и члены их семей имеют право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов ЕС».

Оформление гражданства Румынии считается одной из наиболее быстрых и удобных процедур получения паспорта ЕС. Процесс репатриации регулируется Законом о гражданстве № 21, ст. 11, и подразумевает предоставление доказательств привязки предков заявителя к территории бывшей Румынии.

Процедура оформления румынского гражданства занимает от 8 месяцев. За этот период заявителю предстоит дважды посетить Румынию — для подачи документов и сдачи присяги в Министерстве юстиции. Результатом успешного прохождения всех этапов становится получение заявителем сертификата о гражданстве и статуса полноправного гражданина ЕС. Сертификат о гражданстве предоставляет право оформления внутренних документов Румынии: свидетельств о рождении и браке, ID-карты, заграничного паспорта и водительского удостоверения европейского образца.

Восстановление гражданства Болгарии

Как и Румыния, Болгария вошла в состав Евросоюза в 2007 году, что предоставило гражданам государства равные права с гражданами других стран ЕС. На законодательном уровне в Республике Болгария также действует программа репатриации. Согласно ст. 15 болгарского Закона о гражданстве для получения статуса гражданина иностранцам необходимо предоставить доказательства этнической принадлежности к народу государства. Заявителям следует подтвердить, что мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка были болгарами. Согласно условиям оформления отсутствуют требования к проживанию на территории страны и знанию государственного языка на высоком уровне. Также для получения статуса гражданина Болгарии нет необходимости отказываться от текущего паспорта.

Сроки оформления гражданства ЕС по болгарской программе репатриации составляют от 15 месяцев и предусматривают три поездки в Софию. Во время первой подаются документы для подтверждения болгарского происхождения заявителя в Государственное агентство по делам болгар за границей (ДАБЧ). Второе посещение столицы государства предусматривает получение удостоверения о болгарском происхождении, подачу его вместе с остальным пакетом необходимых документов на гражданство в Министерство правосудия и прохождение собеседования. Третья поездка осуществляется после выхода указа президента о присвоении гражданства и оформлении внутренних документов гражданина ЕС.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: