Какое влияние право оказывает на государство

Обновлено: 18.04.2024

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 - 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа - справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы - правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права - документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое - совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение - личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено
мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем
право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства,
как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном
механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства, устройство государственного
аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право
создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из
ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными
структурами получают правовое регулирование, превращаются в
правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
19

волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую
роль права в отношении к государству:

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,
отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом
тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное
и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки
зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь
в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

Право легализует государственную деятельность, обеспечивает
дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки
юридических требований, приобретает юридическую форму.

Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
20

воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и
народностями.

Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля над деятельностью государственного аппарата и тем самым создает
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.

Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в
целом.

Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и
формы государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не
встало над обществом.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи

связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.
21
Правовое государство: основные признаки

Идея правового государства основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного
правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и
др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в
России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др.
Реализация основных признаков правового государства является одним из
условий его формирования, и они отражают направление движения к
цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как
представляется, его сущностными характеристиками можно выделить
следующее:

-организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения
законодательной, исполнительной и судебных функций;

-обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е.
что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и
несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были

законы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее
справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом
22

соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и
соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким
образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в
меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц,
а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.
Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,
исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны
соответствовать нормам международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не
противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может
быть только не принципе четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и
противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции
устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия
федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное
разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и
противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов,
депутатский контроль над деятельностью органов и должностных лиц
исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва
сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и
противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению

дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению

споров о компетенции между государственными организациями.
23
Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с
признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно
преувеличение роли государства является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом
государстве как государство должно нести ответственность перед
личностью, так и личность должная нести ответственность перед
государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут
ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан,
прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные
условия существования и должно нести ответственность за выполнение
обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и
взаимные обязанности как государством , так и личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных
признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство
одновременно является категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и
государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с
этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое
определение судеб права и государства будет удовлетворять научному
подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее
основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не
извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных
теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство,
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в
России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на
базе реального социализма открылась возможность формирования
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом
движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи
вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле
25

стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих
обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса.
Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени оно используется для
обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права
и государства должна моделировать прогрессивную роль
государственно-правового механизма.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М.
Юрист, 1996 – 472 с.

Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.

Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.

Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 –
63с.. 1997 – 63с.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.-
320с.

См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.
1978г.

Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
С.320.

Не менее существенно многообразное обратноевлияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

§ во внутренней организации государства;

§ в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства является ею связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором возможно право, — государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой является право. С позиций современного анализа это означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать свободно.

Исходя из этой позиции, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Билет 27. Гражданское общество как социальная основа правового государства.

Билет 28. Государство, право, личность. Права человека и гражданина.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина;

2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением "национального режима".

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы)..

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

В юридической литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания, но между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.[13, с.90] Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[9, с.254]

Зависимость государства от права проявляется:

1. Во внутренней организации государства.

Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.

2. В деятельности государства.

Выделяют два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность, право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью;

2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

3) посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

4) право закрепляет специфические интересы наций и народностей и воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями;

5) правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

6) право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

7) право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения.

Принцип связанности государства правом (верховенство права) заключается в том, что современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом, именно оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В этом смысле право выступает как сила, способная подчинить государство, т.е. право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

В результате чего принцип связанности государства правом (верховенство права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства, поэтому в этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[13, с.93]

Таким образом, воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

Заключение

В результате рассмотрения основных вопросов курсовой работы, необходимо сделать следующие выводы:

Государство – это публично-политическая организация власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданных); характеризующееся следующими признаками –

- наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

- территориальная организация населения;

- всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

- налогообложение и взимание налогов.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:

Государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как единство, различие, взаимодействие. Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.

Воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права. Следовательно государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

  • во внутренней организации государства;
  • в его деятельности.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:

- народного суверенитета, в соответствии с которым народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;

- разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;

- обеспечение приоритета права, ставшая выражением юридической связанности государства правом.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

1. Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

2. Верховенства правового закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти). В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

Верховенство закона основывается на верховенствующей роли законодательной власти, придающей закону высшую юридическую силу. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов государства.

3. Взаимной ответственности государства и личности. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций.

Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства каждый из участников этого общения юридически равноправная сторона, имеет как права, так и обязанности и равно несет взаимную ответственность. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: «Разрешено все, что не запрещено законом». Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление.

4. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т.е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

  • идеологический элемент (правовая идеология);
  • психологический элемент (правовая психология);
  • поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:

  • уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
  • уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
  • уровень правосознания граждан и должностных лиц;
  • уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;
  • состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

  • знания и понимания права;
  • уважения к праву в силу личного убеждения;
  • умения пользоваться правом;
  • подчинения своего поведения требованиям норм права.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

– уровень правосознания и правовой активности общества,

– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

5. коммуникативная – через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение «выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права».

Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).

По субъектам правосознания выделяют:

1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).

3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.

Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие признаки правовых норм:

1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения. При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера. Она указывает: каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и государства и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность проявляется в содержании нормы, т.е. объеме прав и обязанностей и четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством – в случаях нарушения существует возможность государственного правового принуждения.

6. Системность нормы проявляется в ее структурном построении, в специализации и объединении норм различных отраслей и институтов права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: