Какое универсальное название используется для маломерных гребных судов разных народов

Обновлено: 18.04.2024

  • Пиро́га— ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).

Связанные понятия

Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.

Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.

Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с.

Вака (маори Waka) — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители.Новозеландская вака имела ряд отличий, например маорийские каноэ представляли.

Упоминания в литературе

16 марта ураган еще продолжался, и судьба людей, оставшихся на борту «Адлера», была неизвестна. 17 марта, когда ураган стих, взорам предстала картина жестокого разрушения: лежащий на вершине рифа «Адлер», выброшенные и полуразбитые «Ольга» и «Нипсик», «Трентон», врезавшийся в затонувшую «Вандалию». Берега были завалены обломками судов, снесенных домов, стволами деревьев. На военных кораблях погибли 147 человек: 51 американец и 96 немцев. Под ударами океанских волн погибло свыше 100 местных жителей, 6 торговых судов и сотни пирог , лодок и пр. «Каллиопа» вернулась в гавань 19 марта. «Трентон» и «Ольга» впоследствии были сняты с мелей, отремонтированы и продолжали службу. Остов «Адлера» пролежал на рифах 78 лет – до 1967 г., пока при строительстве искусственного мола он не был засыпан гравием и песком.

Чередование этих прослоек, похожее на пирог , свидетельствует о расположенной в хронологическом порядке смене культур или человеческих сообществ.

Баснословные сокровища Константинополя были слишком большим соблазном для окружавших его соседей, и те не оставляли надежды откусить, сколько удастся, от имперского пирога . Со временем в борьбу за власть на море включилось государство, точно по мановению волшебной палочки, выросшее из воды, жемчужина Адриатики – Венеция. Вскоре к ней примкнула ее торговая соперница – Генуя. Кольцо хищников, желающих поживиться богатствами Второго Рима, замкнулось. С этого дня судьба Византии была предопределена.

Связанные понятия (продолжение)

Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.

Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.

Сампан (от китайского «шаньбань», кит. 舢舨) — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии. Размеры могут сильно различаться: длина до 9 м, ширина до 3 м. Для гребли используют 1—2 кормовых весла. Современные чаще оснащаются подвесным мотором, внутреннего сгорания или электрическим. Многие сампаны, особенно старых конструкций, могут ходить под прямым парусом из циновок. По традиции сампанами управляют.

Садо́к рыболо́вный — приспособление для хранения пойманной рыбы во время рыбалки. Пойманную рыбу живой кладут в садок и, на время рыбалки, опускают его на глубину 1-2 метра.

Гама́к (фр. hamac, от исп. hamaca; заимствовано из языка карибских индейцев) — предмет мебели, ложе для сна и отдыха, представляющее собой подвешенный за два противоположных конца прямоугольный кусок ткани или плетёной сетки.

Да́у (араб. داو‎ — «да́у»), иногда (менее правильно) до́у (от англ. dhow) или дха́у — общее название разных арабских судов (багала, бателла, самбук, зарук и т. д.) с латинским парусным вооружением. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям.

Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2—3,5. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30—50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.

Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Тапа — материя из обработанного луба бумажной шелковицы у народов Океании (абелам, гавайцы, самоанцы, таитянцы и другие), Индонезии (атони, бесая, вемале, каяны, келабиты), Африки, Центральной и Южной Америки. Иногда орнаментировалась красками и штампом. Собрав кору, полинезийцы отделяли камбий, мочили его в пресной воде, а затем расплющивали. Соединившиеся между собою волокна образовывали ткань, которую расстилали на земле и высушивали. Путешественники отмечают, что эта материя не отличалась большой.

Жемчужный промысел — исторический способ получения жемчуга из раковин пресноводных жемчужниц и некоторых других моллюсков. Промыслом занимались ныряльщики за жемчугом. Для того чтобы получить 3-4 качественные жемчужины, требовалось открыть раковины до тонны моллюсков.

Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.

Вояжёры — люди, занимавшиеся транспортировкой мехов в каноэ во время развития меховой торговли. Вояжёр — французское слово, дословно переводится как «путешественник». Этот термин использовался в Канаде и северных штатах Среднего Запада США в середине XVIII — начале XIX веков, когда перемещение на большие расстояния было непростым и опасным занятием.

Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.

Цезальпи́ния ежо́вая, или Цезальпиния шипова́тая, или Фернамбуковое дерево, или Пау-бразил (лат. Caesalpinia echinata) — вид древесных растений из рода Цезальпиния подсемейства Цезальпиниевые семейства Бобовые. Бразилия была так названа португальцами именно по причине открытия на её побережье этого растения.

Каноэ с аутригером, то есть балансиром, аутригер-каноэ (англ. outrigger canoe) — тип небольших судов, используемых по сей день на многих островах Тихого океана, а также в Пуэрто-Рико, как с парусом, так и без него. Могут иметь один или два балансира. Способны совершать дальние океанские плавания. Длина судна может составлять от 6 до 30 метров. Крупнейшие из них вмещают до 50 человек.

Ба́льса, ба́льза, ба́льзовое де́рево, охрома (лат. Ochroma) — монотипный род деревьев семейства Мальвовые (Malvaceae) из подсемейства бомбаксовых (Bombacoideae). Включает единственный вид Ochroma pyramidale, произрастающий в Южной Америке. Редкое растение, источник ценной древесины, в сухом виде чрезвычайно мягкой и лёгкой.

Грузовое судно Великих озёр (англ. Lake freighter, в буквальном переводе — «Озёрный грузовик», также англ. Laker, «озёрник») — специфический тип грузовых судов, использующийся на Великих озёрах. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими неморскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина — тридцати двух.

Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.

Бат — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малым коренным народом Дальнего Востока — удэгейцами. На удэгейском языке бат называется а́на.

Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии.

Уклю́чина — элемент гребного судна, в котором подвижно закрепляется либо судовой руль, либо весло. Как правило, устанавливается на борту судна (лодки) или на выносном кронштейне.

Рекреацио́нный да́йвинг, рекреацио́нные погруже́ния — подводное плавание, позиционируемое для отдыха, развлечения. Во главу угла поставлена безопасность и общедоступность.

Искусство маори — часть искусства Новой Зеландии; искусство аборигенов-маори, которые поселились на новозеландских островах в конце XIII века, за пять столетий до прибытия европейцев. Маори относятся к восточнополинезийским народам.

Ловцы трепанга из района Макассар на Сулавеси (современная Индонезия) начали совершать плавания в Австралию задолго до открытия континента европейскими мореплавателями. Они стали посещать побережье Северной Австралии примерно в середине XVIII века, сначала в районе Кимберли, а несколько десятилетий спустя в Арнем-Ленде с целью лова и обработки трепанга (также известного как морской огурец), морского беспозвоночного, высоко ценимого на китайских рынках из-за своей кулинарной ценности и за свои лечебные.

Алакалуфы (халаквалуп, кавескар, кавешкар, Alacaluf, Halakwulup, Kawésqar, Kaweskar) — южноамериканский индейский народ, обитающий на территории Чили на землях Магелланова пролива (полуостров Брансуик, острова Веллингтон, Санта-Иньес и Десоласьон, а ранее — на острове Гордон и других островах региона). Традиционно говорили на алакалуфских языках какауа (вымер) и кавескар (на грани исчезновения).

Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром. С какой целью были созданы первые аху, до сих пор остаётся загадкой, а впоследствии их часто сооружали на местах погребения вождей. Использовались ли аху для регулярных похорон и сжигания умерших, достоверно неизвестно.

Южный гладкий кит (лат. Eubalaena australis) — вид семейства гладких китов (Balaenidae). Он похож на оба других вида рода Eubalaena — японского и североатлантического кита, и ранее даже считалось, что он образует с ними один вид.

Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.

Плавучий остров — плотная масса, состоящая из плавающих водорослей, других органических веществ, тины, торфа или других объектов, собранная в компактный объект (остров), свободно перемещающаяся по водной поверхности, чаще всего по озёрам, маршам и схожим гидрографическим объектам. Толщина такого острова составляет от нескольких сантиметров до метра и более, а площадь может достигать нескольких гектар. Плавучие острова — не феномен, они встречаются практически повсеместно. Как правило, такие острова.

Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.

Кури (маори Kurī (), собака) — новозеландская собака, отродье полинезийской собаки пои. Исчезли около 1800 года.

Новозела́ндский лён, или Формиум прочный (лат. Phormium tenax) — травянистое многолетнее растение из семейства Ксанторреевые, растущее в Новой Зеландии и на острове Норфолк.

Арава́ки — группа индейских народов в Южной Америке, общей численностью 400 тыс. человек (2000 год), из них половина приходится на гуахиро. Говорят на аравакских языках.

Ларга, или пёстрая нерпа, или дальневосточная нерпа (лат. Phoca largha) — вид тюленей, находящийся в близком родстве с обыкновенным тюленем и имеющий схожую внешность. Обитает в северном Тихом океане от Аляски до Японии и дальневосточного побережья России.

Хольк, хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.

Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин. Иногда используется парус.

Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.

Скиф (нидерл. Schuit) — традиционный тип голландского маломерного парусного судна, существующий с XVI века.

Когг, ког (от др.-в.-нем. kogho и ср.-нижн.-нем. kogge, koggen) — средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150—200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.

Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.

Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин. Иногда используется парус.

Каякинг — один из видов водного туризма, спорта или активного отдыха на воде с использованием судна, которое называется каяк. Человек, занимающийся каякингом, называется каякером.

Вака (маори Waka) — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители.Новозеландская вака имела ряд отличий, например маорийские каноэ представляли.

Пиро́га— ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).

Упоминания в литературе

Похожие каноэ были обнаружены во многих местах. Чаще всего их находили в районе Глазго и немецкого Бремена. Почти все они намного меньше, чем лодка из Бригга, – имеют длину 10–15 футов (3,5–4 м) или даже меньше. Ближе всего к лодке Бригга по размеру подходят два каноэ, найденные в Шлезвиг-Гольштейне, в районе Валермоор-Марш, в 1878 году и в Лох-Артуре, в районе Дамфрис, в 1876 году. Вторая находка, как и многие более мелкие образцы, имеет такой же тип кормы, как лодка из Бригга, а лодка из Валермоора – такую же заплатку, как у лодки из Бригга. В ней также были добавлены шпангоуты для укрепления корпуса. Грузоподъемность выдолбленной лодки невелика. Форма ствола дерева не позволяет сделать ее глубокой, а большая толщина бортов утяжеляет. В случае волнения на озере или в море такие лодки черпают много воды. Чтобы преодолеть этот недостаток, людям пришла в голову идея привязывать или прикреплять колышками к бортам дополнительный кусок дерева. Увеличить высоту борта второй полосой было уже проще. С течением времени инструменты совершенствовались, дерево стало легче обрабатывать и вырезать куски необходимых размеров и формы, обшивка совершенствовалась, и первоначальная выдолбленная лодка постепенно трансформировалась до тяжелого киля. Так появились обшитые лодки. Примеры первой стадии этого процесса были найдены в Гиглсвике (Йоркшир) и Данциге.

Связанные понятия (продолжение)

Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с.

Вояжёры — люди, занимавшиеся транспортировкой мехов в каноэ во время развития меховой торговли. Вояжёр — французское слово, дословно переводится как «путешественник». Этот термин использовался в Канаде и северных штатах Среднего Запада США в середине XVIII — начале XIX веков, когда перемещение на большие расстояния было непростым и опасным занятием.

Да́йвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять) — это подводное плавание со специальным снаряжением. В английском языке, откуда было взято слово, англ. diving обозначает просто «ныряние» и используется для описания подводного плавания со снаряжением (англ. scuba diving) или без него (англ. free diving), водолазного дела (англ. hookah diving) и — без прилагательных — просто прыжков в воду.

Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.

Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2—3,5. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30—50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.

Снегосту́пы (лапки, ступни ; ступательные лыжи) — самое древнее приспособление для передвижения по снегу. Чем больше площадь поверхности, тем меньше давление на снег, и, соответственно, человек меньше проваливается при передвижении по снежному насту.

Рыбная ловля — это способ добычи рыбы из водоёмов. Ловля рыбы может быть промыслом или разновидностью отдыха.

Полинезийцы — группа родственных народов, населяющих острова Полинезии в Тихом океане. Языки относятся к полинезийской группе австронезийской языковой семьи. Расовый тип — смешанный, во внешности полинезийцев просматриваются черты европеоидной, монголоидной и австралоидной рас, соотношение которых варьирует в различных частях Полинезии. Общая численность полинезийцев — 1 млн 120 тыс. человек, из которых примерно половину составляют маори. Многие полинезийцы (особенно маори и гавайцы) — метисы с европейцами.

Китобойный промысел — коммерческая охота на китов. Целью китобойного промысла является прежде всего добыча ворвани, служащей как топливо и использующейся в промышленности. Добыча мяса стала играть роль лишь со второй половины XX века, мясо использовалось для изготовления колбасы. Также имеет ценность китовый ус, из печени китов вырабатывался витамин А, из желёз и мозга — гормоны, в частности, инсулин.

Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.

Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.

Сноркелинг, снорклинг (нем. Schnorchel — дыхательная трубка) — вид плавания под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой и, обычно, с ластами. Также в холодной воде может быть надет гидрокостюм. Использование этого снаряжения позволяет пловцу наблюдать за подводными красотами в течение длительного времени при минимальных усилиях. Является популярным развлечением, особенно в тропических широтах и в местах для ныряния с аквалангом — дайвинга. Доступен для большинства людей, в том числе детей.

Гарпу́н — (голл. harpoen), Гарпун м. бросковое копьё, острога, для боя морского зверя; спица, носок, кутило; пускается швырком, на хвосте, оборе или тросе (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка). Предположительно, впервые гарпун начали использовать в эпоху мезолита, однако, в Катанде (Конго) костяные гарпуны с зазубринами изготавливались 75 — 174 тыс. лет назад.

Хождение под парусом — это искусство управления судном, имеющим паруса. Первые паруса имели тканевую основу. Современные же технологии позволяют изготавливать паруса из полностью синтетических материалов. Изменяя такелаж, руль, а иногда и киль или центр тяжести, матрос управляет силой ветра, давящего на паруса, чтобы изменить направление и скорость лодки. Мастерское управление требует знаний в навигации, кинематике, включая опыт управления парусами при разных условиях ветрености и условиях на воде.

Сёрфинг (от англ. surfing «катание ») — катание на волне на специальных лёгких досках. Существует несколько сходных видов спорта, различающихся используемыми техническими средствами: например, виндсёрфинг — катание на доске под парусом.

Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.

Виндсёрфинг (англ. Windsurfing) — вид парусного спорта и водного развлечения, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом.

Па (маори pā) — термин в языке народа маори, используемый для обозначения деревень и посёлков, однако чаще всего употребляющийся применительно к укреплённым, окружённым частоколами холмам со специально устроенными для обороны террасами, а также — в целом — применительно к любым видам укреплений.

Подводная охота (подводная рыбалка) — способ осуществления любительского рыболовства, основанный на добыче водных биоресурсов (рыб) индивидуальными орудиями немассового лова — руками, гарпунами, гарпунными подводными ружьями, включающий поиск, обнаружение, преследование (либо подкараулирование, либо приманивание) и лов рыбы в условиях свободного перемещения подводного охотника и объекта лова в водной среде . Иногда встречается жаргонное сокращённое название подводного охотника — «подвох».

Спорти́вная байда́рка — лодка, предназначенная для спортивной гребли. Спортивные байдарки являются неразборными лодками. Гораздо более скоростные лодки, по сравнению с туристическими байдарками. В зависимости от назначения или вида спорта, бывают для Гладкой гребли (англ. flatwater), морские, для гребного слалома.

Тайме́нь — тип туристской каркасной байдарки второго поколения, освоенной производством в СССР. Выпускается заводом «Салют» с конца 1970-х годов. Двухместная или трёхместная.

Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут вёслами, используя мышцы спины, рук и ног, проходя дистанцию спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии.

Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии.

Щука — тип туристической надувной байдарки, сконструированный в России в 1993 году (в серийном производстве с 1996 года). Существуют одноместные, двухместные, трехместные и четырёхместные модели.

49-й и 49-й FX (произносится "Сорок девятый" или, как устаревшее, «фоти-найнер») — олимпийские классы гоночных яхт.

Раньшина, a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.

Ди́нги (англ. Dinghy) — в общем случае маленькая шлюпка, тузик, длиной около 3 метров и вместительностью 1-2 человека (в редких случаях — 3). Предназначается для перевозки людей, небольших предметов с судна на берег или между судами.

Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.

Пла́вательный бассе́йн — гидротехническое сооружение, предназначенное для занятий водными видами спорта, такими как плавание, прыжки в воду, подводный спорт, водное поло, подводное регби, синхронное плавание и пр.

Жёстко-корпусная надувная лодка (англ. rigid-hulled inflatable boat, RHIB) или жёстко-надувная лодка (ЖНЛ) (англ. rigid-inflatable boat, RIB) — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую остойчивость. Надувной баллон (краг) даёт большой запас.

Инглинг (англ. Yngling) — бывший олимпийский класс парусного спорта. Популярен в Северной Европе, Швейцарии и Австралии. В мире эксплуатируется около 4000 судов.

Зимний виндсёрфинг — вид спорта с использованием паруса и специального снаряда скольжения, обычно в виде коньковой платформы небольшого размера (1,2—2,0 м) или лыжи с небольшой платформой. Для свободного катания применяются разнообразнейшие конструкции на основе двух, трех и более лыж, сноуборда, коньков, полозьев и т. п. Характерной чертой, однако, является не снаряд скольжения, а парус, унаследованный от водного виндсерфинга: на мачте размером от 2 до 5 метров, с двойной поперечиной-гиком, соединенный.

Тримара́н — судно с тремя соединёнными в верхней части параллельными корпусами. Как правило, обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами.

Скимбординг (от англ. skimboard — «скользящая доска») — вид спорта, типа сёрфинга, представляющий собой катание на мелкой воде и по мокрому песку и являющийся разновидностью фансёрфинга. Доска, используемая для катания, называется скимборд.

Сплавной катамаран — небольшое, разборное судно, используемое в водном туризме, состоящее из двух, как правило, надувных корпусов — гондол, соединённых каркасом (рамой), как правило, изготовленным из дерева или металла (преимущественно дюралюминий). Наиболее распространены двух- и четырёхместные катамараны. Реже встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана — сплав по бурным, порожистым рекам.

Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и торговых судов, кнорров. Корабли могли служить временным жилищем — поскольку они имели мощный киль, их можно было волоком вытащить на берег и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.

Статья описывает современный спортивный инвентарь. История его возникновения и развития описана в статье Лыжи.Беговые лыжи — лыжи, позволяющие передвигаться по заснеженной местности на малые и средние расстояния (до 50 км), а также длинные (до несколько сотен км) с высокой скоростью. Однако, понятие скорость на беговых лыжах относительно. Так скорость передвижения зависит от многих факторов: состояние трассы, правильный подбор смазки, влажность воздуха, снега и т.п. Все лыжи делятся на два больших.

Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд.

Сноубо́рд (англ. snowboard, букв. «снежная доска») — спортивный снаряд, предназначенный для спуска с заснеженных склонов и гор. Сноуборд представляет собой многослойную конструкцию (в форме доски с загнутыми торцами, со среднестатистической длиной 140—165 см и шириной примерно с длину ступни райдера) с металлическим кантом по периметру нижней части и креплениями (обычно продаются отдельно) для ног. От монолыж сноуборд отличает стойка райдера: на сноуборде ступни направлены (в той или иной степени.

Лы́жи — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.





Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным или к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, орехового дерева или кожи. Так же каноэ различных племен имели разную конструкцию.



В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Использование



На сегодняшний день каноэ используются для проведения соревнований по гребле. Они отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры, красного дерева или пластмасса. Также, правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек — 520 см, минимальная масса — 16 кг; для каноэ-двоек — 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок — 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года.

Каноэ для водного туризма являются беспалубными ("открытыми") лодками (в отличие, например, от слаломного каноэ, по форме напоминающего каяк). В стандартное двухместное туристическое каноэ свободно умещаются 3-4 рюкзака, общим весом 50-100 и более килограмм. Также, при необходимости перейти с одного озера на другое, открытое каноэ, в отличие от байдарки, легко переносится (вверх дном) на плечах одного человека.


Каноэ (англ. canoe , от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным или двулопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

Древнейшее в мире каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Содержание

Каноэ индейцев Северной Америки






Термин «каноэ» применяют как к долблёным, так и к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, орехового дерева или кожи.

Современное каноэ

Современное каноэ представляет собой лодку челночнообразной формы. Количество гребцов может быть от одного до нескольких десятков человек, они располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Среди каноэ различают лодки хозяйственно-бытового назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и охоты. Кроме этого существуют туристские и спортивные каноэ, на которых проводится гребной слалом на горных реках или гладкие гонки на спокойной воде.

Изготовляются каноэ либо выдалбливанием из стволов деревьев, либо обтягиванием каркаса непромокаемыми материалами — прорезиненными тканями, специальной фанерой, синтетическими плёнками, пластиками или шкурами, также существуют надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ





Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса. Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек — 520 см, минимальная масса — 16 кг; для каноэ-двоек — 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок — 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Каноэ для гребного слалома как правило изготавливаются из стеклопластиков с отсеками непотопляемости на носу и корме.

Каноэ для водного туризма обычно имеют вместимость 2-3 человека и изготавливаются надувными или разборными на каркасе.

См. также

Источники

  • Лодки
  • Гребные спортивные суда
  • Гребля на байдарках и каноэ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Каноэ" в других словарях:

КАНОЭ — [англ. conoe Словарь иностранных слов русского языка

каноэ — сущ., кол во синонимов: 6 • кано (5) • каное (1) • каноэ двойка (1) • … Словарь синонимов

Каноэ — Каноэ. КАНОЭ (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Каноэ — спортивное гребное судно длиной 4 7 м с высокими штевнями. Гребут на каноэ коротким однолопастным веслом, стоя на одном колене, лицом к носу. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

каноэ — Каноэ. каноэ (англ, canoe, исп. и португ. canoa, заимствование из языка араваков), индейский лёгкий плоскодонный чёлн. Изготовляется из древесной коры, натянутой на остов из деревянных планок. Корма и нос несколько загнуты кверху и имеют… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

КАНОЭ — (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2) спортивная лодка … Современная энциклопедия

КАНОЭ — (от исп. canoa челнок; заимствование из карибских языков) 1) лодка индейцев Сев. Америки из целого ствола дерева или деревянный каркас, обтянутый кожей; без уключин, с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек.2) Спортивная лодка (см.… … Большой Энциклопедический словарь

КАНОЭ — КАНОЭ, нескл., ср. Гребная спортивная одновёсельная лодка без уключин с заострённым носом и высоко поднятой кормой. К. одиночка. К. двойка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАНОЭ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Этнографический словарь

каноэ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки — долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Энциклопедия «Народы и религии мира»


Каноэ (англ. canoe , от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным или двулопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

Древнейшее в мире каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Содержание

Каноэ индейцев Северной Америки






Термин «каноэ» применяют как к долблёным, так и к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, орехового дерева или кожи.

Современное каноэ

Современное каноэ представляет собой лодку челночнообразной формы. Количество гребцов может быть от одного до нескольких десятков человек, они располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Среди каноэ различают лодки хозяйственно-бытового назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и охоты. Кроме этого существуют туристские и спортивные каноэ, на которых проводится гребной слалом на горных реках или гладкие гонки на спокойной воде.

Изготовляются каноэ либо выдалбливанием из стволов деревьев, либо обтягиванием каркаса непромокаемыми материалами — прорезиненными тканями, специальной фанерой, синтетическими плёнками, пластиками или шкурами, также существуют надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ





Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса. Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек — 520 см, минимальная масса — 16 кг; для каноэ-двоек — 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок — 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Каноэ для гребного слалома как правило изготавливаются из стеклопластиков с отсеками непотопляемости на носу и корме.

Каноэ для водного туризма обычно имеют вместимость 2-3 человека и изготавливаются надувными или разборными на каркасе.

См. также

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Каноэ» в других словарях:

КАНОЭ — [англ. conoe Словарь иностранных слов русского языка

каноэ — сущ., кол во синонимов: 6 • кано (5) • каное (1) • каноэ двойка (1) • … Словарь синонимов

Каноэ — Каноэ. КАНОЭ (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Каноэ — спортивное гребное судно длиной 4 7 м с высокими штевнями. Гребут на каноэ коротким однолопастным веслом, стоя на одном колене, лицом к носу. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

каноэ — Каноэ. каноэ (англ, canoe, исп. и португ. canoa, заимствование из языка араваков), индейский лёгкий плоскодонный чёлн. Изготовляется из древесной коры, натянутой на остов из деревянных планок. Корма и нос несколько загнуты кверху и имеют… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

КАНОЭ — (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2) спортивная лодка … Современная энциклопедия

КАНОЭ — (от исп. canoa челнок; заимствование из карибских языков) 1) лодка индейцев Сев. Америки из целого ствола дерева или деревянный каркас, обтянутый кожей; без уключин, с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек.2) Спортивная лодка (см.… … Большой Энциклопедический словарь

КАНОЭ — КАНОЭ, нескл., ср. Гребная спортивная одновёсельная лодка без уключин с заострённым носом и высоко поднятой кормой. К. одиночка. К. двойка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАНОЭ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Этнографический словарь

каноэ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки — долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Значение слова «каноэ»


КАНО́Э, нескл., ср. Спортивная лодка особого типа, в которой гребут свободным веслом, стоя на одном колене.

[От исп. canoa (из языка карибских индейцев)]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

кано́э

1. у индейцев Северной Америки и некоторых других народов — лодка, гребля на которой обычно осуществляется лопатообразным однолопастным веслом ◆ Снарядив два корабля, он приплыл на Багамы и вместе с ныряльщиками-индейцами на каноэ начал планомерное обследование коралловых рифов. Л. Скрягин, «Проклятие „золотого треугольника“» // «Вокруг света», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые индейские племена вместо рытья могилы снаряжали каноэ и, проводив умершего ритуальными песнопениями, клали в лодку, отправляя в «последнее путешествие». Василий Голованов, «Закон неотвратимости» // «Вокруг света», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

2. спорт. лёгкая спортивная лодка, каждый гребец на которой действует одним коротким свободным веслом ◆ Для отработки приемов гребного слалома наиболее удобны спортивные слаломные байдарки и каноэ или туристские байдарки. B. Повицкий, А. Шалимов, «Слаломная техника в путешествиях на надувных лодках», 1975 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: взаимозаменяемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Лодки народов Океании

  • Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.

Развитое кораблестроение ещё в древности способствовало расселению предков меланезийцев, полинезийцев и микронезийцев на островах Тихого океана. Европейские исследователи XVII—XIX вв. неоднократно наблюдали крупные суда у коренных жителей Новой Зеландии, Таити, Тонга, Гавайев, Самоа и пр.

Длина океанских каноэ полинезийцев составляла от 60 до 80 футов, но встречались и более 100 футов. Так, легендарное судно «Таинуи», на котором, согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию предки современных маори, судя по сохранившимся на побережье залива Каухиа каменным подпоркам, имело длину около 70 футов, то есть свыше 20 м.

Русский мореплаватель первой пол. XIX в. Отто Коцебу рассказывал о военных лодках таитян, что они «достигали такой величины, что вмещали по сорок и более человек, сооружались из досок, скрепленных кокосовыми веревками, и тщательно проконопачивались».

По утверждениям датского этнографа и путешественника Арне Фальк-Рённе, боевые каноэ фиджийцев с острова Мбау достигали 40 м в длину, 7 м в ширину и способны были поднять на борт до 100 воинов.

Строительство подобных судов велось опытными специалистами, соблюдавшими определённые ритуалы, исключительно с помощью каменных топоров и долот. Брусья и доски, полученные из пальмовой древесины (на Гавайях — из древесины акации коа), связывали растительными волокнами, без единого гвоздя, корпус для водонепроницаемости смолили. Паруса в старину изготовлялись из циновок, сплетённых из вымоченных в морской воде волокон пандана, в сравнительно недавнее время — из ткани. Наиболее крупные каноэ получали личные имена и становились достоянием народных легенд и мифов.

Ещё в XVII веке европейские мореплаватели наблюдали у жителей Океании довольно крупные катамараны, оснащённые парусом, соединительным мостом для размещения грузов и вмещавшие десятки людей. Катамараны гавайцев достигали, по словам Коцебу, 70 футов в длину, 60 в ширину и 3,5 в высоту.

Жители Малайзии и Индонезии ещё в глубокой древности научились изготовлению проа — океанских судов с балансирами-аутригерами, передав это искусство океанийцам. Причём если малайцы и индонезийцы в обозримое историческое время строили симметричные каноэ с двойным аутригером, то полинезийцы и меланезийцы — с одинарным, а жители Микронезии — ассиметричные, также с одинарным.

Универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов лодок разных народов



Гнездо Параноика — выживание запись закреплена

Это универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, орехового дерева или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Пирога

  • Пиро́га— ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Ловцы трепанга из района Макассар на Сулавеси (современная Индонезия) начали совершать плавания в Австралию задолго до открытия континента европейскими мореплавателями. Они стали посещать побережье Северной Австралии примерно в середине XVIII века, сначала в районе Кимберли, а несколько десятилетий спустя в Арнем-Ленде с целью лова и обработки трепанга (также известного как морской огурец), морского беспозвоночного, высоко ценимого на китайских рынках из-за своей кулинарной ценности и за свои лечебные.

Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.

Морской каяк

  • Морской каяк (англ. sea kayak) — разновидность каяка или байдарки, приспособленная для водного туризма — путешествий по открытым водным пространствам (океанам, морям, озерам, водохранилищам, равнинным рекам). Зачастую морские каяки оснащены рулевым управлением, либо скегом (skeg).

Связанные понятия

Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.

Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.

В настоящий глоссарий включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) не вошли в основную статью Морские термины.

Лёгкая спортивная лодка.

Ответ на вопрос Лёгкая спортивная лодка., в слове 5 букв:
Каноэ

Определение слова Каноэ в словарях

Каноэ Кано́э (, от — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

По приказанию моего отца, Выдры, мое каноэ привязали с одной стороны к каноэ Мутсака, а с другой стороны — к каноэ Канакута.

Каноэ станет верным спутником ее вдохновения и ее одиночества… Каноэ будет посвящена «Песнь моего весла», о каноэ с признательностью не раз будет помянуто в «Легендах Ванкувера».

По приказанию моего отца, Выдры, мое каноэ привязали с одной стороны к каноэ Мутсака, а с другой стороны — к каноэ Канакута.

В двенадцать лет от роду я ходил в плавание на каноэ , которое началось на озере Каноэ-Лейк и продолжалось пять суток.

Существовало два основных типа судов: более быстроходные каноэ с балансиром и более вместительные сдвоенные каноэ-катамараны.

И, когда она встает, ходит, поворачивает голову, подымает руку… я не подберу слова… на это приятно смотреть, будто… ну будто она ладно построена, словно хорошее каноэ , — да, да, вот так, и ее движения — словно движение хорошего каноэ , когда оно скользит по речной глади или скачет в быстрых, резвых, пенистых волнах.

А у нас было совершенно новое каноэ и весла в руках, и хотя я никогда не спускался вниз по реке Снейк на каноэ , как, впрочем, и по любой другой реке, разве это могло нас остановить?

Большое каноэ скользнуло быстро, бесшумно и плавно к расчищенному участку Арсата; затем с грохотом упали багры, раздался громкий шепот: «Хвала аллаху!» — и каноэ мягко ударилось о покосившиеся сваи под домом.

Проносившиеся внизу каноэ попали под град обломков, которые расщепляли бересту каноэ и дробили кости людей.

Затем он стал плескать в них водой и бросать в море камни, и, когда индейцы с острова Тортуга покорно сели в каноэ и отплыли прочь, касик взял камень, вложил его в руку моему альгвасилу и попросил его кинуть этот камень вслед уходящему каноэ … Альгвасил не пожелал бросить камня».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: