Какое структурное подразделение областного суда

Обновлено: 23.04.2024

В заявлении на выдачу исполнительного листа какой номер дела указывать, если дело рассматривалось и в районном и в областном суде?

Ответы на вопрос:

Заявление о выдаче исполнительно листа вы подаете в суд который вынес решение, в данном случае из вашего вопроса можно сделать вывод, что это районный суд, вот в него и подаете и указываете номер дела в районом суде, областной суд это уже апелляция, в него подавать не надо.

Укажите номер последнего вступившего в законную силу судебного решение, на которое Вы опираетесь.

В заявлении Вам следует указать номер дела, рассмотренному в суде первой инстанции.

В заявлении о выдаче Исп. листа какую дату вынесения судебного решения указывать? Дату решения брать из областного суда или районного?

Ответы на уточнение:

Дата решения районного суда указана в самом тексте судебного акта (см. начало документа).

Эту дату следует указать в заявлении, поскольку Вы просите выдать исполнительный лист на принудительное исполнение именного этого решения.

Дата вступления решения районного суда в законную силу определяется датой рассмотрения дела в апелляционной инстанции областного суда.

Похожие вопросы

Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части снижения неустойки и присудил истцу полную сумму неустойки по гражданскому делу.

Заявление о выдаче исполнительного листа надо писать в суд первой инстанции.

Но, на решение какого суда надо указывать в заявлении и какое указывать дело? Первой инстанции или апелляционной?

Дела в этих судах имеют разные номера.

4 марта 2019 г. состоялся Районный городской суд. Решение в пользу истца. (я ответчик) решение вступает в законную силу через месяц. Соотведствено исполнительный лист суд выдаст истцу только 5 апреля. Если мы в течения этого срока будем обжаловать решения суда в Областном суде? Исполнительный лист будет выдан?

Окажет ли влияние на срок выдачи испол. Листа обжалование решения суда.

В областной суд поступило уголовное дело по обвинению Ермакова в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложника с применением оружия), которое должно рассматриваться областным судом по первой инстанции. Какое структурное подразделение областного суда должно рассматривать данное уголовное дело по первой инстанции? Наделен ли областной (краевой) суд полномочиями на рассмотрение гражданских дел? В каком составе судей могут рассматриваться уголовные и гражданские дела в областном (краевом) суде по первой инстанции?

Как найти номер исполнительного листа по номеру дела? Дело уже в архиве, исполнительный лист тоже.

Определением районного суда, апелляционная жалоба поданная в Областной суд, оставлена без движения.

В Заявлении об устранении недостатков (в шапке) какой суд указывать, районный или областной?

Если подал заявление в районный суд дело. Дело выйграл, но ответчик подал апеляционную жалобу в областной суд и выйграл дело в областном суде. Куда мне сейчас написать бумагу что я не согласен с решение суда.

Арбитражный суд вынес решение о взыскании денежных средств с завода в пользу строительного управления. Через 2 недели взыскатель обратился с заявлением а арбитражный суд о выдаче исполнительного листа на принудительное взыскание. Подлежит ли заявление удовлетворению? Каков срок на выдачу исполнительного листа арбитражного суда? Порядок выдачи исполнительных листов? Окажет ли влияние на срок выдачи испол листа кассационное обжалование решения суда одной из сторон?

Это понятие охватывает Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, судьи национальных округов.

Регулируется ст.20 закона «О судебной системе» и главой 3 закона «О судах общей юрисдикции».

Областные и соответствующие суды являются третьим звеном в системе общих судов, непосредственно вышестоящие в отношении районных судов.

Структура областного суда: 2 коллегии ( уголовно-судебная и гражданско-судебная) и президиум.

Областной суд в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства граждан может создавать постоянное судебное присутствие, которое является обособленным подразделением суда и выполняет его функции.

Подобное присутствия действуют в Нижнем Тагиле и Каменске Уральском Свердловской области.

Областной суд по первой инстанции и подсудно-уголовные и гражданские дела, которые разрешают судебные коллегии из уголовных дел, областной суд рассматривает дела об особо-опасных преступлениях, таких, как убийство с отягчающими обстоятельствами, в том числе, с участием присяжных заседателей.

Подсудность гражданских дел у областного суда ограничена.

Это гражданские дела, связанные с государственной тайной об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, затрагивающие Конституционные права и свободы граждан и организаций, о ликвидации региональных общественных организаций, об усыновлении детей иностранными гражданами и некоторые другие.

Судебные акты, вынесенные УСК и КСК обжалуются в кассационном (апелляционной) инстанции, то есть пересматривают судебные акты районного суда, не вступившие в законную силу.

Кассационные определения УСК и ГСК обжалуются в порядке надзора в президиум областного суда.

Президиум областного суда является судом надзорной инстанции, а с 1 января 2012 года судом кассационной инстанции по гражданским делам и с 1 января 2013 года судом кассационной инстанции по уголовным делам.

Пересматривает судебные акты нижестоящих судов, которые вступали в законную силу.

Президиум областного суда образуется из председателя и заместителей, которые входят в президиум по должности и других членов президиума, которых назначает президент.

Состав президиума от 5 до 11 человек. Его заседания правомочны при наличии более половины членов президиума. Кроме рассмотрения дел в порядке надзора президиум областного суда разрешает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, а также е обладает организационными полномочиями, например, утверждает судебные составы судебной коллегией, представляет по предложению председателя областного суда судебные составы, принимающие решения о привлечении судьей к административной ответственности, рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики.

Областной суд возглавляет председатель, в его отсутствие первый заместитель или заместитель председатели суда.

Председатель суда и заместители назначаются указом президента сроком на 6 лет, не более двух раз подряд в одном суде.

Судьей областного суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, имеющий стаж работы юриста не менее 7 лет и предельный возраст, как и для всех судей – 70 лет.

Верховные суды республик в составе РФ, кроме перечисленных полномочий, обладают правом законодательной инициативы.

Деятельность областного суда и соответствующих обеспечивает аппарат, который возглавляет администратор суда.

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    Субъектом государства является республика, край, область, город, автономная область, округ.

    В статье 5 Конституции РФ указано, что все субъекты равноправны. Суды субъектов РФ образованы и функционируют во всех субъектах. Их название происходит от вида субъекта РФ, где он действует (верховный, областной, краевой). Необходимо отметить, что на функции судов разных по наименованию субъектов РФ не влияет вид субъекта, количество проживающих на данной территории людей, число судей и прочие факторы.

    У Брянского областного суда те же самые организационно-правовые полномочия, что и у Верховного суда Татарстана.

    Суды субъектов РФ – это федеральные суды общей юрисдикции, функционирующие на территории определенного государственного субъекта, а также вышестоящие судебные инстанции по отношению к судам районов, действующих на территории конкретного административного образования.

    Но подобные взаимоотношения не похожи на отношения начальства и подчиненных. Районный суд, осуществляя правосудие, действует самостоятельно. При этом у суда субъекта РФ нет права вмешиваться в процесс, раздавать указания, предлагать те или иные решения и еще каким-либо образом влиять на судейство. Под инстанционностью процесса понимается возможность суда субъекта РФ отменять/изменять решения районного суда, обжалованные сторонами, их представителями или те, по которым внес представления прокурор. Решения суд субъекта РФ выносит от собственного имени и несет за это ответственность.

    Полномочия суда субъекта РФ реализуются посредством подразделений. Этот суд функционирует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Помимо этого, с целью приближения правосудия к месту расположения либо месту жительства участников дела, которые находятся или живут в отдаленных краях, в состав суда субъекта РФ может быть включено постоянное судебное присутствие (по статусу оно выступает обособленным подразделением суда и осуществляет его функции).

    Главой суда субъекта РФ является председатель соответствующего суда. Кроме того, в состав судебного органа входят заместители председателя суда. Судебная коллегия содержит в своем составе должности председателей конкретных коллегий. У всех перечисленных должностных лиц есть общий статус федерального судейства.

    Деятельность суда субъекта РФ выполняется посредством аппарата соответствующего суда (помощник председателя суда, помощники заместителей председателя суда, помощники судей, сотрудники отделов). В структуру аппарата суда государственного субъекта входят следующие отделы:

    • кодификации и систематизирования законодательства, обобщения судебной практики;
    • судебной статистики и правовой информатизации;
    • делопроизводства;
    • обеспечения судопроизводства гражданских дел;
    • обеспечения судопроизводства уголовных дел;
    • обеспечения деятельности президиума суда.

    Порядок работы аппарата суда регламентируется в Инструкции по судебному делопроизводству в республиканских Верховных Судах, краевых, областных, судах автономных округов и областей.

    Полномочия суда субъектов РФ

    В компетенцию суда государственного субъекта входит:

    • рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
    • обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
    • исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;
    • выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

    Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.

    Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены.

    Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:

    • в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;
    • в виде суда апелляционной инстанции дела с жалобами, представлениями на решения районных судов, принятые ими судом 1-й инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные постановления суда государственного субъекта, принятые при производстве по делу в качестве суда 1-й инстанции;
    • в виде суда кассационной инстанции с жалобами, представлениями на промежуточные судебные решения суда государственного субъекта, вынесенные при производстве по уголовным делам в качестве суда 1-й инстанции;
    • дела по новым либо только что возникшим обстоятельствам по отношению к вступившим в законную силу решений.

    На специфику полномочий судебных коллегий влияет то, какие именно дела (гражданские/правовые) они рассматривают. В особенности эти различия заметны, когда судебная коллегия действует, как суд 1-й инстанции.

    По гражданским отношениям судебная коллегия рассматривает дела о(об) :

    • государственной тайне;
    • приостановлении работы либо ликвидации регионального отделения, иного структурного подразделения политпартии, межрегиональных и региональных общественных организаций;
    • ликвидации местных религиозных компаний, централизованных религиозных объединений, состоящих из местных религиозных организаций, которые находятся в пределах 1-го государственного субъекта;
    • запрете работы не являющихся юридическими компаниями межрегиональных и региональных сообществ и местных религиозных организаций, централизованных религиозных объединений, включающих местные религиозные организации, находящиеся в пределах 1-го государственного субъекта;
    • приостановке либо прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых в основном на территории 1-го государственного субъекта;
    • оспаривании решений избирательных комиссий государственных субъектов, избирательных комиссий округа;
    • присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки либо права на выполнение судебного акта в разумные сроки по делам, подсудным мировым и районным судам;
    • оспаривании решений экзаменационных комиссий государственных субъектов по приёму квалификационного экзамена на судейскую должность и об оспаривании действий/бездействия экзаменационных комиссий, вследствие чего кандидата на должность судьи не допустили к сдаче квалификационного экзамена.

    Как апелляционная инстанция, коллегия судей по гражданским делам выступает, когда апелляционные жалобы заинтересованных личностей либо апелляционное прокурорское представление поданы на решения районных судов по гражданским вопросам, не ставших законными.

    Коллегии суда по уголовным вопросам суда согласно УПК РФ подсудны следующие уголовные дела:

    • о самых тяжких преступлениях и дела о некоторых правонарушениях против правосудия;
    • переданные в суд государственного субъекта согласно с правилам о подсудности;
    • в материалах которых имеются информация, составляющая государственную тайну.

    Помимо этого, в Судебную коллегию по уголовным вопросам суда государственного субъекта РФ передаются дела, по общему правилу рассматриваемые судебным органом с участием присяжных заседателей. Причем председательствующим выступает 1 из судей, входящий в состав этого суда.

    Институт присяжных заседателей

    Впервые такой институт ввели в процессе судебной реформы 60-х годов XIX века. По Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели принимали участие в рассмотрении только уголовных дел, когда законодательством за совершение преступлений полагалось наказание, связанное с ограничением/лишением нравственного состояния.

    Учреждением судебных установлений 1864 года предусматривалось избрание присяжных заседателей для участия в разбирательстве дел. Особенные временные комиссии, которые каждый год назначали уездные земские собрания, формировали по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В городах-столицах общие списки составляли соединенные заседания общих городских дум, а также местных уездных земских собраний.

    Условия для кандидата, который стремился попасть в списки присяжных заседателей:

    • наличие российского подданства;
    • возраст – 25-70 лет;
    • проживание в уезде, в котором происходило избрание;
    • наличие определённого имущественного ценза (например, владение землёй площадью не менее ста десятин либо иным недвижимым имуществом ценой: в городах-столицах – от 2 000 руб., в губернских городах и градоначальствах – от 1 000 руб., в прочих местах –- не меньше 500 руб., либо выплата жалованья или дохода от собственного капитала, занятия, ремесла, промысла: в столицах – не меньше 500 руб., в других местах – не меньше 200 руб. ежегодно).

    Многие дела рассматривали при участии присяжных заседателей в окружных судах. В определённых случаях законом предусматривалось участие присяжных заседателей в работе судебных палат и сената (при изучении материалов о должностных преступлениях чиновников выше 13 класса по Табелю о рангах, городских голов, членов городских земских и городских управ и пр.).

    По Уставу уголовного судопроизводства за 3 недели до начала работы судебных заседаний из очередного списка назначали путем жеребьевки 30 заседателей для исполнения собственных обязанностей на протяжении целого периода заседаний. Параллельно из запасного списка назначали 6 запасных заседателей. Избранных заседателей извещали об этом в повестках.

    В судебном заседании перечень предоставляли сторонам, чтобы они могли заявить отводы. Из количества неотведенных присяжных заседателей выбирали 12 главных (комплектных) и 2-х запасных заседателей. Все заседатели принимали присягу согласно их вероисповеданию. После присяги заседатели выбирали из окружающей среды старшину.

    Потом велось судебное следствие. После того как прокурор произносил обвинительную речь старшине присяжных вручали вопросный лист, в котором указывалось обвинение подсудимого, и спрашивалось, виновен он или нет. Прежде чем присяжные заседатели отправлялись в совещательную комнату, председательствующий озвучивал напутственные слова.

    Решение присяжных заседателей выносилось большинством голосов (в случае равенства решение принимали в пользу подсудимого). Старшина присяжных заседателей собственное мнение говорил последним, подсчитывал голоса и после каждого вопроса записывал решение.

    Если по вердикту присяжных заседателей подсудимый оказывался невиновным, то его тут же освобождали от суда и содержания под стражей. В случае признания виновности подсудимого прокурор выносил заключение о наказании, а суд озвучивал приговор.

    Институт присяжных заседателей в советские времена ликвидировали, и стал он возрождаться только в конце 80-х годов XX века.

    В основах законодательства СССР о судоустройстве (от 1989 года) упоминалось: по делам о преступлениях, за совершение коих законодательством предусматривалась смертная казнь или лишение свободы на более 10 лет, виновность подсудимого может решать суд при участии присяжных заседателей. Но конкретные законодательные меры по воплощению этого положения не были предприняты.

    Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года была принята Концепция судебной реформы, где указывалось: важнейшим направлением судебной реформы в РФ рассматривается признание права любого лица на разбирательство его дела судебным органом присяжных по установленному законодательству.

    Законом РФ от 16.07.1993 года был возобновлен в России суд с участием присяжных заседателей. При творении закона достигнут компромисс: рассмотрение уголовных материалов судами при участии присяжных заседателей проводилось только для областных судов, к подсудности которых по 1-й инстанции относились материалы о самых тяжких преступлениях, и только в краях, выражающих согласие на введение новой формы судопроизводства. В областях, в которых суд присяжных не был введен, судебные органы рассматривали уголовные материалы о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежнем составе.

    На сегодняшний день суд с участием присяжных заседателей рассматривает уголовные материалы о преступлениях, которые в общем порядке разбирает суд субъекта РФ. В частности, рассматриваются наиболее тяжкие преступления, действия против правосудия и те, что связаны со сведениями, составляющими гостайну.

    Главная разница между судом с участием присяжных заседателей и обычным судом состоит в том, что судебное рассмотрение уголовных дел разделяется на 2 этапа. На 1-м этапе ведущую роль играют присяжные заседатели, активно участвующие в изучении доказательств.

    Присяжные заседатели после опроса вызванных лиц сторонами имеют право через председателя обращаться к ним с вопросами. Кроме того, присяжные заседатели изучают прочие доказательства (те которые содержатся в материалах уголовного дела и те, которые непосредственно представлены в суд сторонами).

    После завершения судебного следствия присяжные заседатели задаются вопросами, подлежащими выяснению в случае постановления вердикта. Для каждого из преступлений, в совершении которого обвиняют подсудимого, ставят 3 ключевых вопроса:

    • есть ли доказательство, что деяние имело место;
    • есть ли доказательство, что данное деяние совершено подсудимым;
    • есть ли вина подсудимого в совершении преступления.

    После формулировки вопросов председатель обращается к присяжным с напутственной речью.

    Присяжные заседатели все обсуждения ведут в совещательной комнате и принимают решения посредством голосования. В ходе обсуждения поставленных вопросов присяжные должны стремиться принимать единодушные решения. Если мнения разделились, тогда решение принимается в ходе голосования. Обвинительный вердикт принимается в случае, когда за утвердительные ответы проголосовала большая часть присяжных заседателей. Оправдательный вердикт принимается также, если за отрицательный ответ на какой-либо вопрос проголосовало не менее 6 присяжных.

    При вынесении вердикта о невиновности подсудимого председатель объявляет его оправданным. В случае вынесения обвинительного вердиктам председатель изучает информацию о личности подсудимого, после этого ставит обвинительный приговор и определяет вид и степень наказания.

    Коллегия по уголовным вопросам суда субъекта России рассматривает уголовные материалы, по которым на приговор либо другое решение районного суда, не имеющие законную силу, была подана апелляционная жалоба либо представление. Еще к апелляционному рассмотрению допускаются промежуточные решения суда, выносимые при разбирательстве уголовных дел.

    По новым либо только что возникшим обстоятельствам судебные коллегии рассматривают материалы в тех случаях, когда раньше они разбирали их в качестве суда 1-й инстанции, а в дальнейшем решения отменил вышестоящий суд.

    Президиум суда субъекта РФ

    В президиум суда субъекта РФ входит председатель суда, заместитель председателя суда, а также другие судьи. Состав утверждает Президент России по представлению Председателя Верховного Суда и в случае наличия положительного заключения квалификационной судейской коллегии.

    Президиумом суда государственного субъекта рассматриваются гражданские и уголовные дела (при равных полномочиях). Кроме того, в его ведении находятся иные вопросы.

    Президиум суда субъекта РФ:

    • рассматривает вопросы по кассационным жалобам на законные решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда государственного субъекта и вопросам по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
    • утверждает составы судебной коллегии по уголовным/гражданским вопросам из количества судей данного суда;
    • изучает материалы по судебной практике и статистике;
    • заслушивает отчёты председателей коллегий суда об их деятельности, разбирает вопросы деятельности аппарата суда;
    • выполняет другие полномочия согласно федеральному законодательству.

    Заседания президиума происходят не реже 2-х раз за месяц. Постановления президиума принимаются в виде открытого голосования его членами, участвовавшими в голосовании, затем они идут на подпись председателю.

    Определенные полномочия имеют должностные лица суда государственного субъекта.

    Председатель суда субъекта России обладает всеми компетенциями этого судебного органа. Вместе с тем он:

    • выполняет деятельность по организации суда и работе коллегий;
    • утверждает правила внутреннего распорядка судебного органа;
    • собирает президиум суда и выполняет роль председателя на заседаниях;
    • распределяет функции между заместителями и судьями;
    • организует деятельность по повышению квалификации членов судейства и сотрудников аппарата суда;
    • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
    • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления об аттестации судей и о приостановлении/прекращении их полномочий;
    • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления о дисциплинарном взыскании с судей;
    • организует деятельность судебного органа по приёму граждан и разбору предложений, заявлений, жалоб;
    • руководит работой аппарата суда;
    • выполняет другие функции по организации работы судебного органа.

    Заместители председателя суда государственного субъекта параллельно с реализацией полномочий судей:

    • руководят деятельностью судебных коллегий и аппарата суда согласно распределению обязанностей;
    • могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
    • при отсутствии председателей коллегий суда по гражданским/уголовным вопросам выполняют ряд их функций.

    При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

    Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

    В каждом субъекте РФ образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербурге - образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.

    Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

    Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

    Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

    Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

    Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

    Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда. Президиум областного суда утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы деятельности аппарата суда, оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.

    Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.

    Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.

    Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.

    Организационные полномочия председателя областного суда следующие: он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям; руководит работой аппарата суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ; распределяет обязанности между заместителями председателя; организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата; организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб. В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.

    В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей. Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

    Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: