Какое содействие оказывает государство в трудоустройстве граждан

Обновлено: 18.04.2024

от 15 апреля 2014 года N 298

(с изменениями на 25 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2149-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст.6736).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 298
(В редакции, введенной в действие
с 12 апреля 2019 года

Государственная программа Российской Федерации
"Содействие занятости населения"

(с изменениями на 25 ноября 2021 года)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

Паспорт подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

Паспорт подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

Паспорт подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"

1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения

В 2020 году ситуация на рынке труда была осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, прекращением деятельности ряда организаций и сокращением количества рабочих мест.

Введение ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям на рынке труда, в том числе к росту численности безработных граждан.

По данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) достигла пиковых значений в конце августа 2020 г. (4,8 млн. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность безработных граждан увеличилась почти в 1,5 раза.

Меры по поддержке граждан и бизнеса в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принятые Правительством Российской Федерации в 2020 году, позволили замедлить высвобождение рабочей силы и поддержать доходы населения.

В июне 2021 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 3,6 млн. человек, уровень безработицы составил 4,8 процента. По сравнению с пиковым значением, наблюдавшимся в августе 2020 г., численность безработных снизилась на 1,2 млн. человек, или на 25,6 процента, уровень безработицы снизился на 1,6 процентных пункта.

В 2020 году в Российской Федерации наблюдалась тенденция к снижению уровня производственного травматизма, чему способствовало введение ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году составила 912 человек, что на 143 человека меньше, чем в 2019 году.

В целях сохранения сложившейся динамики снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения

Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.

С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Программа) являются:

непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;

создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, способы их эффективного решения

Цель 1 Программы - непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента.

В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы".

В рамках данной цели решаются задачи по предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, по развитию инфраструктуры занятости и внедрению организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения, по цифровизации процессов предоставления государственных услуг, по созданию условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по созданию и поддержке функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" и федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" реализуются:

мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (далее - мероприятие по обучению);

мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения;

мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Мероприятие по обучению реализуется в целях расширения возможности трудоустройства, сокращения периода поиска работы и обеспечения более качественной занятости во всех субъектах Российской Федерации при наличии потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании отдельных категорий граждан.

Механизм реализации мероприятия по обучению предусматривает заявительный порядок предоставления образовательных услуг с использованием информационных систем, который позволяет обеспечить гибкий подход к его осуществлению исходя из ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и изменяющегося спроса на образовательные услуги со стороны граждан.

Мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения проводится в несколько этапов.

Основная цель первого этапа - создание флагманского центра занятости населения (лидера преобразований) на базе крупного центра занятости населения, имеющего материально-технические и кадровые ресурсы для получения типовых тиражируемых решений для остальных центров занятости населения.

На последующих этапах предусмотрена оптимизация процессов, разработка и внедрение технологических схем предоставления услуг с учетом жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей, внедрение новых сервисов центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, самостоятельно определяют центры занятости населения, участвующие в проекте.

Данный подход, предполагающий создание в регионе в первую очередь флагманского центра занятости населения, позволяет отработать лучшие практики оказания услуг в новом формате для разных категорий граждан и работодателей и сформировать опыт, который может быть использован в пилотных центрах занятости населения.

Мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов реализуется в целях содействия гражданам в трудоустройстве за пределами региона постоянного проживания, а также в целях обеспечения работодателей работниками требуемой квалификации из числа граждан Российской Федерации, проживающих за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность работодатель.

Согласно законодательству Российской Федерации право разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов предоставлено всем субъектам Российской Федерации.

При этом Правительство Российской Федерации вправе утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Субъектам Российской Федерации, включенным в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.

Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации. Перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом занятости населения определяются меры поддержки, предоставляемые таким работникам, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов являются механизмом точечного привлечения квалифицированных работников. В рамках данных программ в субъекты Российской Федерации привлекаются также квалифицированные специалисты редких для региона специальностей, что позволяет удовлетворять кадровые потребности работодателей.

Мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" предусматривает:

разработку и актуализацию примеров оценочных средств на основе профессиональных стандартов для проведения независимой оценки квалификации;

организацию на региональном уровне обучения специалистов в области развития квалификаций;

актуализацию базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и зарубежных практик;

организацию повышения квалификации руководителей образовательных организаций и структурных образовательных подразделений предприятий, методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников на производстве;

обеспечение организационной, методической, экспертно-аналитической поддержки деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций.

В рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика" в части сферы реализации Программы предусмотрено создание сервисов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, функционал которых предусматривает расширение возможностей пользователей:

по формированию и предоставлению актуальной аналитической информации о трудоустройстве выпускников школ, образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, основанной на данных из государственных информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации;

по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, созданию единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;

по определению и созданию условий для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой, включая обмен информацией в форме таких электронных документов между работодателем, работником и лицом, поступающим на работу.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

(см. текст в предыдущей редакции)

оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

(см. текст в предыдущей редакции)

создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе формирования с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечения для него доступа в необходимые помещения, оказания помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому, определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида, предоставления при необходимости помощи наставника.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 476-ФЗ)

2. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на единой цифровой платформе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 495-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве безработных не регистрируют граждан, которые учатся очно, проходят военную или альтернативную службу, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы или на исправительных работах.

Поставщик услуги: Центры занятости населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Подойти в центр занятости населения по месту регистрации и оформить заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске работы и резюме.

Вариант 2. Либо самостоятельно оформить заявление и заполнить резюме в электронном виде в интернете:

В течение 11 дней Центр занятости будет предлагать подходящие вакансии. Если трудоустройства в этот период не произойдет, будет принято решение о признании гражданина безработным и о назначении ежемесячного пособия.

Сроки оформления: 11 дней при условии не трудоустройства.

Кто имеет право получить услугу:

Поставщик услуги: Центры занятости населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Подойти в центр занятости населения по месту регистрации и оформить заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске работы и резюме.

Вариант 2. Самостоятельно оформить заявление и заполнить резюме в электронном виде в интернете:

Сроки оформления: в момент оказания услуги.

Что такое социальный контракт

Это особый вид поддержки малообеспеченных граждан – контракт между государством и гражданином. Государство предоставляет гражданину денежные выплаты и социальные услуги. Взамен гражданин обязан реализовать мероприятия программы социальной адаптации, для того чтобы выйти из кризисной ситуации и поднять уровень своего дохода и дохода своей семьи.

Какие основные мероприятия предлагает программа социальной адаптации:

  1. Поиск работы – срок до 9 месяцев.
  2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (ИП) – срок до 12 месяцев. В 2022 году будут введены дополнительные возможности в рамках указанного мероприятия:

  • - приобретение лицензий для развития собственного дела (касается сфер бизнеса, требующих специального разрешения – лицензии. Например, на перевозку пассажиров, медицинскую частную практику и т.п.);
  • - содействие в получении консультационных услуг от других органов исполнительной власти, чье участие необходимо для организации бизнес-процессов;
  • - содействие и сопровождение новичков-предпринимателей в центре «Мой бизнес» и корпорации МСП (оказывает полный перечень услуг по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса - лизинг, микрокредитование, обучение, закупки, поддержка сельхоз. кооперации и т.п.).

Кто может обратиться за услугой:

  1. Малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
  2. Малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает прожиточный минимум, установленный в регионе их проживания.
  3. Граждане, потерявшие работу с 1 марта 2022 года и признанные безработными на момент обращения ( период заключения соц.контракта с 20 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года)

Поставщик услуги: Региональные органы социальной защиты населения.

Как получить услугу:

Вариант 1. Обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ (при наличии такой возможности в регионе).

Необходимые документы:

    Заявление на предоставление услуги, в котором необходимо указать сведения:

  • - о составе семьи;
  • - о размере доходов каждого члена семьи;
  • - об имуществе семьи на правах собственности;
  • - о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
  • - не учитываются трудовые доходы при подаче заявления по одному из трех мероприятий: «поиск работы», «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и «ведение личного подсобного хозяйства» (для граждан, потерявших работу с 01.03.2022г)

Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

Сроки оформления услуги

Необходимо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

На какой срок заключается социальный контракт

Контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года в зависимости от выбранного мероприятия социального контракта. Срок контракта может быть продлен органом социальной защиты населения, но не более, чем на половину срока, заключенного контракта.

Каковы размеры выплат в рамках социального контракта

  • по поиску работы – ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение 1-го месяца после заключения соцконтракта и 3-х месяцев после трудоустройства;
  • по ИП – единовременная выплата до 250 тысяч рублей;
  • по ЛПХ – единовременная выплата до 100 тысяч рублей;
  • по тяжелой жизненной ситуации – выплата в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение срока действия контракта.

Кто может обратиться за услугой:

  1. Граждане в возрасте 50 лет и старше, а также предпенсионного возраста.
  2. Молодежь до 35 лет включительно, относящаяся к следующим категориям:
  • которые после завершения учебы или военной службы более 4 месяцев не могут найти работу;
  • без среднего профессионального или высшего образования;
  • находящиеся под риском увольнения;
  • студенты последнего курса средних профессиональных и высших учебных заведений, если для них отсутствует подходящая работа по получаемой специальности.

Граждане, находящиеся под риском увольнения.

Поставщик услуги: Роструд

Как получить услугу:

Срок выполнения:

  1. 7 рабочих дней с даты подачи заявления – принятие решения органами службы занятости;
  2. 10 рабочих дней с момента решения для направления граждан - обеспечения старта обучения.

Кто может обратиться за услугой:

  1. Физические лица (работники, неограниченный круг лиц).
  2. Юридические лица (работодатели, осуществляющие деятельность в России, неограниченный круг лиц).

Поставщик услуги: Роструд.

Как получить консультацию:

Для получения официально оформленного ответа:

Вариант 1. Лично обратиться с заявлением в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда.


Услуга оказывается с целью облегчения поиска работы нуждающимся в этом гражданам.

Для получения услуги гражданину необходимо подать заявление с использованием портала Госуслуг или портала «Работа России».

Если гражданин претендует на статус безработного и получение пособия по безработице, это необходимо указать в заявлении.

Кому предоставляется услуга?

Получить услугу могут:

граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней;

иные категории граждан, независимо от их трудового и профессионального положения, в том числе планирующие поменять работу, испытывающие сложности с трудоустройством, студенты, работающие по срочному договору, выпускники, граждане предпенсионного возраста, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и др.

Для граждан из первой группы, если им в течение 11 дней со дня обращения не была найдена подходящая работа, предусмотрена регистрация в качестве безработного и выплата пособия по безработице. Порядок получения пособия см. ниже.

Как подать заявление?

Подать заявление можно на портале Госуслуг или портале «Работа России». Для подачи заявления необходимо иметь подтвержденную учетную запись ЕСИА.

Если гражданину требуется помощь при заполнении заявления, он может лично обратиться в центр занятости населения за консультацией. Там же гражданин может подтвердить учетную запись ЕСИА (кроме центров занятости учетную запись можно также подтвердить в банках, МФЦ и других организациях; подробнее о подтверждении учетной записи можно прочитать на портале Госуслуг).

Важно: если гражданин претендует на статус безработного и получение пособия по безработице, это необходимо указать в заявлении.

Что входит в услугу? Какой результат получения услуги?

По итогам получения услуги гражданин получает содействие в трудоустройстве со стороны центра занятости, а именно:

перечень подходящих вакансий;

приглашение на собеседование (не более двух).

Если гражданин будет признан безработным, то ему будет выплачиваться пособие.

Сколько стоит услуга?

Услуга предоставляется бесплатно.

Как получить услугу? Какие нужны документы?

Для получения услуги гражданину необходимо подать заявление с использованием портала Госуслуг или портала «Работа России». Это можно сделать самостоятельно, либо с помощью сотрудников центра занятости населения.

Однако в некоторых случаях для получения услуги придется явиться лично — если гражданин ищет работу не в регионе постоянной регистрации, или если гражданин хочет подтвердить учетную запись ЕСИА в центре занятости населения.

Далее, если гражданин претендует на получение пособия, то он должен подать заявление в центре занятости населения по месту постоянной регистрации. Вместе с тем гражданин не обязан ограничивать поиск только домашним регионом — при желании в заявлении можно указать дополнительные субъекты Российской Федерации.

Если гражданин не претендует на получение пособия, он может искать работу в любом субъекте Российской Федерации.

Важно: оповещения на портале «Работа России» - ключевой канал взаимодействия службы занятости населения и гражданина. Необходимо внимательно следить за изменением статуса заявления в личном кабинете, чтобы не пропустить ключевые этапы предоставления услуги.

Гражданину формируется и направляется в личный кабинет перечень вакансий для его профессии (или смежных профессий, если на момент поиска отсутствуют свободные рабочие места для работников с его квалификацией). Также работник службы занятости может предложить ищущему работу скорректировать резюме для более точного поиска и повышения шансов на успех у работодателя.

После этого гражданин в личном кабинете на портале «Работа России» должен расставить приоритеты для вакансий из списка. Это нужно, чтобы сотрудник службы занятости связался с работодателем для проверки актуальности информации и возможности трудоустройства по наиболее приоритетным для гражданина вакансиям. Для граждан, претендующих на получение пособия по безработице и статус безработного, будут определены два варианта подходящей работы. Заявлению будет присвоен статус «Вакансии подтверждены».

Что такое подходящая работа?

Подходящая работа — это работа, которая соответствует уровню квалификации и состояния здоровья безработного, условиям последнего места работы и транспортной доступности для гражданина. Подходящей может быть признана временная и общественная оплачиваемая работа.

Как получить пособие по безработице?

Пособие по безработице выплачивается гражданам, запросившим его в заявке, и чей статус безработного был подтвержден службой занятости. После подачи заявления гражданину будет установлена дата личной явки.

В каких случаях гражданину может быть отказано в признании безработным?

Безработными не могут быть признаны следующие граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

граждане, которым назначена пенсия;

отказавшиеся дважды в течение десяти дней от подходящей работы;

не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные к исправительным работам или лишению свободы;

представившие подложные документы или сообщившие недостоверные данные в целях признания их безработными.

Какие есть дополнительные услуги для безработных граждан?

Безработные граждане могут также получать такие дополнительные услуги, такие как:

направление на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;

направление на общественные оплачиваемые работы;

содействие в переезде и переселении при направлении на работу в другую местность.

По каким основаниям может быть прекращено предоставление услуги?

Гражданин может в любой момент отозвать заявление на предоставление услуги по собственной инициативе. Кроме того, работа по заявлению прекращается, если гражданин в течение месяца не совершил необходимые действия в личном кабинете.

Нормативные правовые акты

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 30.04.2021) «О занятости населения в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Минтруда России от 13.11.2012 N 524н (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;

Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: