Какое отношение имеет карл каутский к теории государства и права

Обновлено: 19.04.2024

Теории зарождения государственности пытаются объяснить смысл изменений, происходящих в обществе, их характер, причины возникновения государства и условия, в которых этот процесс происходит.

Среди множества концепций выделяют несколько, пользующихся особой популярностью среди исследователей:

  • теологическая;
  • классовая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия.

Теория насилия возникла в XIX-XX веках и является относительно новой. Популярность теории обусловлена горячими спорами, которые спровоцировали ее принципы. Ее суть состоит в том, что государства зарождались в процессе захвата территории в ходе военных конфликтов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Насилие было определяющим фактором в возникновении государственности. Оно обычно выражалось в присвоении материальных и производственных благ сильным народом:

  • сбор дани;
  • отъем территорий;
  • присвоение хозяйств.

Нашествие татаро-монгольского ига имело лишь материальные последствия для славянских племен, но не привело к образованию государства. Причиной служит кочевой образ жизни завоевателей.

Сущность теории насилия

Сторонники данной теории считают, что в основе возникновения любого государства лежит акт насилия. Сильное племя порабощало слабое. В результате возникало классовое неравенство. Правящий класс, состоящий из представителей поработителей, имел определенные привилегии. Угнетенное племя образовывало рабочее сословие.

Инструмент управления государством — законы. Первоначально роль права играла общественная мораль, общество же и гарантировало следование ее нормам. Впоследствии место морали занял закон, и сдерживающим фактором стало принуждение.

Насилие оказывало влияние абсолютно на все стороны общественной жизни, на институты государства и права.

Необходимым элементом образования государства считается принуждение господствующими классами угнетенных и возникновение рабства. Впоследствии было два возможных пути развития, из которых образовались такие виды насилия как:

Приверженцы теории внешнего насилия говорят о неравноправии между племенами и народами, в результате которого происходит завоевание слабого племени сильным. Внутреннее же насилие являет собой конфликты, происходящие внутри одного племени.

Принуждение действительно было необходимо для поддержания общественного порядка, для контроля над исполнением законов. Таким образом был создан ряд государств: Римская империя, Германия, Франция, США.

Видные представители теории насилия

Предпосылки к возникновению теории насилия появились еще в XIX веке. А в XX веке она приобрела распространенность среди ученых. Самыми видными представителями теории стали Евгений Дюринг, Франц Оппенгеймер, Людвиг Гумплович и Карл Каутский.

По мнению Е. Дюринга, основоположника теории, возникновение классового неравенства обусловлено присутствием насилия одной части общества над другой. Одна из них заведомо сильнее. Поскольку их равенство не могло бы вызвать возникновение подавления и рабства.

Дюрингом активно разрабатывалась именно теория внутреннего насилия, когда в результате конфликта между общественными группами внутри народа возникает государство. Промежуточным этапом является возникновение частной собственности.

Приверженцами теории внешнего насилия являются Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Согласно данной теории государственность возникает в результате завоевания слабого племени более сильным.

Л. Гумплович развивал концепцию, по которой победившее племя объявляет о своем господстве, и возникает рабство. Оно приводит к образованию классового общества и появлению частной собственности. Кочевая жизнь племен сменяется оседлой, развивается земледелие. Продажа излишков ведет к развитию торговли и экономики в целом. С опорой на экономику развивается аппарат государственной власти.

К. Каутский также определяет насилие как источник государственности. Но его теория состоит в образовании сильного принудительного аппарата за счет сбора дани и организации принудительных работ. Общество делится на классы вследствие подчинения господствующим племенем угнетенного.

Официальная идеология фашистской Германии опирается на теорию внешнего насилия Карла Каутского.

Немецкий социолог Франц Оппенгеймер в своей книге «Государство: его история и развитие» определяет государство как «социальный институт, насильно навязанный победившей группой людей над побежденной группой с целью…экономической эксплуатации побежденных победителями».

Также он описывает процесс равноправного обмена результатами деятельности как экономические методы, а изъятие результатов чужого труда как политические.

Первоначальные факторы теории насилия

Сама идея образования государства путем насильственных действий зародилась еще в рабовладельческие времена. Хоть и была озвучена и сформирована как теория намного позже.

В истории возникновения государственности с применением принудительной силы можно выделить этапы, характерные для описания этой теории:

  1. Покорение слабого племени более сильным.
  2. Появление и развитие частной собственности.
  3. Возникновение классового деления.
  4. Формирование аппарата государственной власти, способного осуществлять контроль над всеми сферами жизни общества.

Постепенно происходит размытие явных границ между сословиями, переход от законов военного положения к правовым нормам. Все члены общества наделяются равными правами и возможностями и объединяются в единую нацию.

С помощью одного лишь насилия невозможно образование государственности. Этот процесс становится возможным при наличии некоторых социальных и экономических факторов:

  • присутствие общественного сознания, выражающегося в готовности к признанию населением власти захватчика;
  • определенный уровень развития производства, предполагающий возникновение частной собственности;
  • создание экономической основы для содержания аппарата власти.

Преимущества и недостатки теории

И в настоящее время раздел сфер экономического влияния вызывает немало конфликтов, в том числе, военных. Поэтому насилие действительно имело место при образовании некоторых государств.

Как и каждая концепция, теория насилия имеет свои недостатки и достоинства. К плюсам возникновения теории можно отнести:

  1. Подтверждение теории историческими фактами. Примером внутреннего насилия является Гражданская война в Америке между южанами и северянами, которая привела к образованию США.
  2. Возникновение классового общества и образование культурного государства со своими законами тоже является результатом насильственного захвата. Покорение одного племени другим вызывает классовое деление, правовые нормы выдвигаются на первый план, происходит объединение в единый народ и образование одной нации.
  3. Появление частной собственности как результата классового деления общества.
  4. Поддержание установленного порядка с применением методов насилия характерно для любого государства как источника закона.

Теория насилия обладает и существенными минусами:

  1. Ее нельзя применить для объяснения возникновения государственности в каждом государстве.
  2. Роль насилия несколько преувеличена, поскольку для возникновения государства нужен определенный уровень развития экономики, возможности для содержания аппарата власти и управления.
  3. Захват территории может быть вторичным по отношению к образованию государства. В качестве примера рассматривается становление государства германцами на территории римского государства.
  4. Наличие противоречий в использовании насилия как метода возникновения государства. Насильственным способом можно его не только создать, но и разрушить. К тому же, угроза завоевания может служить толчком к объединению угнетаемых племен и созданию ими собственного союза.

Принципы, которыми руководствуются сторонники теории насилия, не обрели всесторонней поддержки исследователей происхождения государства и неоспоримого подтверждения. Данная концепция не является универсальной, поскольку ее существование зависит от воздействия других факторов, кроме насилия.

Карл Каутский (1854—1938 г.) — немецкий историк, и известный экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала, центрист, социал-демократический политик. Редактировал четвертый том «Капитала» Карла Маркса. Тесно общался и сотрудничал с Фридрихом Энгельсом. После наступления Первой мировой войны стал пацифистом. Не поддерживал революцию в России.

Биография: Карл Каутский

Родился в Праге, в те времена Австро-Венгерской, 16 октября 1854 года. Умер 17 октября 1938, в Амстердаме. Был выходцем из известной пражской театральной семьи. В Венском университете изучал такие науки, как философия и история, экономика и право. На его мировоззрение оказало влияние тесное общение с яркими идеологами и учеными своего времени, а именно: Ч. Дарвином, Э. Геккелем, Дж. С. Миллем и М. Бухнером, Э. Берштейном и другими.

После переезда в Цюрих стал редактором журнала рабочей партии. На этом посту оставался вплоть до 1917 года. В 1885 году переехал в Лондон, где тесно сотрудничал с Фридрихом Энгельсом.

Основные воззрения: Карл Каутский

Ранние работы были связаны с теорией Дарвина и теорией Мальтуса. Был согласен с теорией, что, для того, чтобы не было перенаселения, нищеты и бедности, стоит регулировать рождаемость. Затем его мысли изменились. Каутский впоследствии полагал, что опасность перенаселения, что грозит обществу, не так близка, как он полагал вначале. И начал утопически искать специфический закон населения, который будет действовать в социалистическом обществе. С другой стороны, Каутский не считал теорию Макса вершиной экономики и философии, полагая, что она является продуктом своего времени и конкретно-исторических обстоятельств, а значит, должна изменяться вместе с ними. То есть вполне естественно было допустить, что со сменой исторических эпох на рубеже XIX–XX вв. материализм должен был поменяться. Иначе говоря, «периодическая ревизия марксизма является, – по словам Каутского, – неизбежной и даже необходимой»,

Первоначально был сторонником одной из форм оппортунизма – лассальянство. Затем вступил в ряды социал-демократической партии. Какое-то время был главным германским теоретиком ортодоксального марксизма, что последовательно прослеживается на страницах журнала, который Каутский возглавлял.

Его воззрения на протяжении всей жизни менялись кардинально. Так, можно выделить три этапа в его работах, это: домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг.XIX в.), затем марксистский (с начала 1880 до 1910 г.) и послемарксистский (с 1910 г. до смерти). На пике своего творчества пытался связать идеи Маркса и практические задачи социал-демократической партии. Ученый понимал марксизм, в отличие от Ленина, как, в основном, экономическое учение, своеобразное материалистическое понимание истории. Его труды были довольно догматичны, без конкретного применения к истории и обществу. С другой стороны, его мысли были освобождены от крайнего радикализма, оппортунистических тенденций, он объективно видел историю и экономику того времени.

Труды ученого

Основными трудами Каутского можно считать следующие: «Экономическое учение Карла Маркса», «К критике теории и практики марксизма» («Антибернштейн»), «Этика и материалистическое понимание истории», «Происхождение христианства, «Путь к власти», «Диктатура пролетариата», а также «Терроризм и коммунизм». Есть ряд и мало известных социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении, есть и история социализма от Платона до Томаса Мора.

Участвовал в разработке программы социал-демократической партии Эрфурта, создавая ее теорию и подробные комментарии. Считал, что в капитализме существует две тенденции по отношению к пролетариату: уважение его и пренебрежение. Именно сознание важности пролетариата как класса, по Каутскому, ведет к развитию общества. Не верил в практическую пользу социальных реформ, но считал, что проводить их нужно обязательно. Считал, что задача пролетариата – поддерживать парламент, не возражать ему, делать его сильным, с ним можно добиться больше толку, чем с любым национальным представительством.

Ученый серьезно занимался исследованием теории христианства, издал труд под названием «Происхождение христианства». В нем Каутский раскрывает важные точки развития данной религии с позиций материализма и истории, сообщает о социальных предпосылках возникновения подобной веры. В простой и доступной форме раскрывает тайну влияния христианской религии и причины и основы могущества церкви Иисуса Христа на фоне формирования государства и общества.

Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство. Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновение рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие.

Теория насилия – основные идеи

  • только достижение обществом определенного культурного уровня ведет к возникновению государства путем насилия;
  • насилие может способствовать государственному и правовому строительству только в совокупности с другими цивилизационными факторами;
  • непосредственная политическая сила может стать первоначальным фактором возникновения государства;
  • роль права раньше играла общественная мораль, и само общество служило гарантом исполнения этих негласных правил. Теперь на место моральных норм пришел закон, а на смену общественного порицания – сила, как сдерживающий фактор.

Основоположники теории насилия

Основоположниками данной теории являлись Евгений Дюринг (1833—1921 г.), Карл Каутский (1854—1938 г.) и Людвиг Гумплович (1838 – 1909 г.).

Сторонником концепции внутреннего насилия являлся первый из перечисленных авторов. Дюринг утверждал, что государство возникает при попытке преобладать, проявить насилие одной части общества над другой. Когда общество разделяется на эти группы, то это и есть момент образования государственности. Развитие общества, по мнению философа, обуславливают внутренние формы властных отношений, политические отношения порождают собой отношения экономические.

Карл Каутский придерживался теории внешнего насилия и видел положительные последствия в результате завоевания одних масс людей другими. Он утверждал, что государство является аппаратом управления племени-победителя, установленного над побежденным, угнетенным племенем. Автор отмечал, что подобный тип образования государства может привести к развитию рабства и что предпосылки к его возникновению необходимо игнорировать или отправлять на второй план. Каутский пытался оправдать данную теорию тезисами о том, что после подобного рода завоеваний, благо получают и завоеватели, и завоеванные, поскольку общество, образованное подобным путем далее трансформируется и становится более гармоничным. Завоевание одного народа другим ведет к трем путям развития событий: угнетенный народ либо изгоняется, либо истребляется с территории, на которой он обитал, или же находится на прежней территории, но уже в подчинении у народа-завоевателя. Последний тип развития событий возможно достичь только организовав коллективное принуждение народом-завоевателем. Данную теорию в нацистской Германии приняли в качестве государственной доктрины.

Сторонником теории внешнего насилия также принято считать Людвига Гумпловича. Он считал, что после того, как происходит завоевание одного народа другим, возникает рабство, которое уже в последствии ведет к тому, что образовываются классы и частная собственность. Помимо этого, автор сравнивает людей с животными, сравнивая процессы выживания и соперничества у животных с войнами для сохранения жизни и получения господства у людей.

История развития человеческого общества подтверждает, что данная теория не может быть отвергнута полностью. Сам путь становления включает в себя элементы насилия, внутреннего и внешнего. Данная теория рассматривает все эти понятия, помимо этого, используя значительное количество понятий политологии. Несмотря на это, концепция насилия государства и права имеет некоторые недочеты, не предусматривая способов и форм образования государств, не учитывается то, каким образом будет избрана верховная власть и насколько эффективным получится создание аппарата управления. К непроработанным вопросам также можно отнести то, что данная теория не может объяснить такие исторические факты, когда государство возникало не как результат насилия, но как результат социально-экономического развития, в результате чего, данная концепция часто подвергается критике, несмотря на согласование с данными истории.

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства является насильственная теория происхождения государства, возникшая в XIX веке на основе вновь открытых закономерностей возникновения многих государств. Наиболее известными представителями данной теории были австрийский социолог Людвиг Гумплович и немецкий философ Евгений Дюринг, а также Карл Каутский.

Сторонники теории насилия предполагали, что государство и право возникло в результате завоевания одних племен другими. При этом отвергались социально-экономические и психологические предпосылки возникновения государства. Они полагали, что любое государство было создано в результате «акта насилия», который выражался в порабощении сильными племенами слабых оседлых племен. В результате такого завоевания появляется правящий, привилегированный (завоеватели) класс и управляемые, рабочие (порабощенные). Таким образом, возникает государство как институт управления порабощенным населением, а инструментом управления являются законы (право).

Феномен насилия в рамках данного подхода рассматривается не как нечто ограниченное, а как всеобъемлющее явление, влияющее на все общественные институты, в том числе на государство и право. Этим феноменом представители данной теории объясняли появление различных слоев общества и противоречия между ними (внутренние насилие). Феноменом насилия они объясняли и возникновения рабства, частной собственности, общественный прогресс. Фактически они абсолютизировали насилие как главную силу развития общества и общественных отношений.

Е. Дюринг. Теория насилия. Внутренняя теория насилия.



Евгений Дюринг полагал, что базисом развития общества и общественных отношений являлись внутренние формы властных отношений, экономические же отношения он считал производными от политических. Именно по этой причине он полагал, что возникновение государство обусловлено исключительно политическими причинами. Возникновение же других общественных институтов (классы, право собственности, органы управления) обусловлено проявлением насилия между членами общества. Таким образом, он являлся сторонником теории внутреннего насилия.

Людвиг Гумплович, Карл Каутский. Теория насилия. Внешняя теория насилия.



Людвиг Гумплович и Карл Каутский являлись основоположниками теории внешнего насилия. Они полагали, что государство возникло в результате завоевательных войн и порабощения одного племени другим. Племя, победившее в войне и поработившее другое племя, устанавливало свои порядки и институты управления – так возникло государство. Право (законы) были призваны упорядочить общественные отношения в государстве. Появление частной собственности и классов они объясняли формированием класса рабов из порабощенного населения.

Таким образом, война, согласно данным воззрениям несла в себе как созидательное воздействие на общество и общественные отношения, так и разрушительное. Этот комплекс идей принято называть теорией внешнего насилия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: