Какое количество государств входит в состав совета ответственным перед ассамблеей икао

Обновлено: 18.04.2024

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization ) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учётом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Содержание

Устав ИКАО


Логотип ИКАО.
Вверху: Аббревиатура ICAO на английским, французском/испанском и русском языках.
Внизу: Аббревиатура ИКАО на китайском и арабском языках.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция дополняется 18 Приложениями (англ. Annexes ), устанавливающими международные стандарты и рекомендуемую практику.

Коды ИКАО

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании. Например, код для Aer Lingus — EIN, а позывной — Shamrock, для Japan Airlines International код — JAL, позывной — Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Структура организации



Структура организации описана во второй части Конвенции о международной гражданской авиации. В соответствии со статьёй 43 «Название и структура» организация состоит из Ассамблеи, Совета и «других органов, которые могут быть необходимы».

Ассамблея

В права и обязанности Ассамблеи входят:

  • избрание на каждой сессии Ассамблеи её Председателя и других должностных лиц;
  • избрание Договаривающихся государств-членов Совета;
  • рассмотрение отчётов Совета и принятие соответствующих мер по ним;
  • определение годового бюджета и финансовых мероприятий Организации;
  • проверка расходов и утверждение финансовых отчётов Организации;
  • рассмотрение предложений об изменениях положений текущей Конвенции и поправок к ним.

Совет

В обязанности совета входят:

Президент Совета

Президент Совета избирается самим Советом сроком на три года с возможностью переизбрания. Президент Совета не имеет своего голоса, им может стать любое государство из числа Договаривающихся. В том случае, если Президентом Совета становится член Совета, то его место становится вакантным — тогда Ассамблеей в кратчайшие сроки данное место заполняется другим Договаривающимся государством. Также Советом избирается один или несколько вице-президентов, сохраняющих за собой право голоса во время исполнения обязанностей Президента Совета.

Обязанности Президента Совета включают:

  • созыв заседаний Совета, Авиатранспортного комитета и Аэронавигационной комиссии;
  • выполнение от имени Совета функций, возлагаемых на него Советом.

Аэронавигационная комиссия

В обязанности Аэронавигационной комиссии входят:

  • рассмотрение предложений об изменениях Приложений к Конвенции, рекомендация их Совету для принятия;
  • учреждение технических подкомиссий;
  • консультация Совета относительно передачи Договаривающимся государствам информации для развития аэронавигации.

Другие органы

  • Авиатранспортный комитет;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;
  • Финансовый комитет;
  • Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;
  • Комитет по кадрам;
  • Комитет по техническому сотрудничеству;
  • Секретариат.

Региональные бюро

  • Европа и Северная Атлантика (Париж);
  • Африканское (Дакар);
  • Ближневосточное (Каир);
  • Южно-американское (Лима);
  • Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);
  • Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);
  • Восточно-африканское (Найроби).

См. также

Ссылки

МУНИУЖ • ЮНИДИР • ЮНИКРИ • ЮНИТАР • ЮНРИСД

МАГАТЭ • ОЗХО • ОДВЗЯИ подготовительная комиссия

ЮНОВ • ЮНОГ • ЮНОН

ДВР • ДГАКУ • ДОБ • ДОИ • ДОПМ • ДПВ • ДУ • ДЭСВ • КВПНРМ • КГС • УКГВ • УПВ • УСВН • ЮНОДК

  • Организации по алфавиту
  • Гражданская авиация
  • Международные авиационные организации
  • Специализированные учреждения ООН

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Международная организация гражданской авиации" в других словарях:

международная организация гражданской авиации — Международная организация гражданской авиации, являющаяся одним из специализированных учреждений ООН, представляет собой глобальный форум для гражданской авиации. ИКАО стремится реализовать свое концептуальное видение безопасного и устойчивого… … Справочник технического переводчика

Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), специализированное учреждение ООН. Создана в 1944. Учредительным актом является Чикагская конвенция 1944 о международной гражданской авиации. Местопребывание Монреаль (Канада). Члены ИКАО… … Энциклопедия техники

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ — (ИКАО) специализированное учреждение ООН, организует и координирует международное сотрудничество государств по всем аспектам деятельности.гражданской авиации. В ИКАО входит 183 государства (в т.ч. РФ). Учредительный акт ИКАО Конвенция о… … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ — (ИКАО) специализированное учреждение ООН. Создана в 1944, действует с 1947. В 1990 членами были 162 государства. Местопребывание Монреаль (Канада) … Большой Энциклопедический словарь

Международная организация гражданской авиации — ИКАО специализированное учреждение ООН, создано в 1944, действует с апреля 1947. Основными задачами ИКАО являются: развитие принципов и методов международной аэронавигации, обеспечение безопасности полетов на международных авиалиниях, содействие… … Словарь черезвычайных ситуаций

Международная Организация Гражданской Авиации — ИКАО специализированное учреждение ООН. Создана в 1944, действует с 1947. В 1990 членами были 162 государства. Местопребывание Монреаль (Канада). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Международная организация гражданской авиации — Международная организация гражданской авиации специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, созданное и выполняющее задачи в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944, Doc… … Официальная терминология

Международная организация гражданской авиации — (ИКАО), специализированное учреждение ООН. Создана в 1944, действует с 1947. В 1998 членами были более 170 государств. Местопребывание Монреаль (Канада). * * * МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ… … Энциклопедический словарь

Международная Организация Гражданской Авиации (Икао) — специализированное учреждение ООН, занимающееся разработкой принципов международной воздушной навигации, содействием развитию международного воздушного транспорта. Создана в 1947 г., штаб квартира г. Монреаль. Словарь бизнес терминов. Академик.ру … Словарь бизнес-терминов

Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

Для выполнения этих целей и задач ИКАО:

  • принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требований безопасности и порядка работы международных аэропортов;
  • разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;
  • принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;
  • облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.

Поскольку случаи незаконного вторжения в воздушное пространство продолжают создавать серьезную угрозу для безопасности и надежности международной гражданской авиации, ИКАО проводит в жизнь ряд мероприятий и программ, направленных на предотвращение таких вторжений. ИКАО в связи с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. на США разработала план действий по обеспечению безопасности воздушных перевозок и программу подготовки в области безопасности полетов, которая в настоящее время включает семь учебных курсов. В настоящее время ИКАО содержит 10 центров подготовки в области безопасности полетов, содействуя региональному сотрудничеству в этой важнейшей сфере.

В настоящее время ИКАО разрабатывает спутниковую систему для удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в организации связи, навигации, радиолокационного наблюдения и управления воздушным движением. Для решения возрастающих эксплуатационных потребностей в этой системе используются новейшие достижения в области спутниковых и компьютерных технологий, каналов передачи данных и бортовой авиационной электроники. Эта комплексная глобальная система позволит повысить безопасность и уровень организации и эксплуатации воздушного транспорта. Система, одобренная государствами — членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации.

ИКАО сотрудничает с Международной авиатранспортной ассоциацией, Международной ассоциацией советов аэропортов, Международной федерацией ассоциаций пилотов авиатранспортных компаний и Международным советом ассоциаций владельцев самолетов и пилотов.

В ИКАО имеется суверенный орган, каковым является Ассамблея, и руководящий орган — Совет. Ассамблея проводится не реже одного раза в три года и созывается Советом. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией. На своих сессиях Ассамблея подробно рассматривает проделанную Организацией работу в технической, экономической, юридической областях и в области технического сотрудничества, а также дает руководящие указания другим органам ИКАО относительно их будущей деятельности.

Совет является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей, и состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств и обслуживание для международной гражданской авиации; и государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира.

Совет и его вспомогательные органы обеспечивают постоянное руководство работой Организации. Одной из основных функций Совета является принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики ( SARPS ) и оформление их в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Совет может выступать в качестве арбитра между Договаривающимися государствами по вопросам, касающимся авиации и применения Конвенции; он может расследовать любую ситуацию, при которой могут возникать устранимые препятствия для развития международной аэронавигации, и, в общем, он может предпринимать такие действия, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и регулярности эксплуатации международного воздушного транспорта.

Стандарт представляет собой техническое требование, единообразное применение которого необходимо для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации и который Договаривающиеся государства выполняют в соответствии с Конвенцией. Рекомендуемая практика представляет собой техническое требование, единообразное применение которого считается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной гражданской аэронавигации. Подробные Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО изложены в 18 Приложениях к Чикагской конвенции, которые охватывают все аспекты деятельности международной гражданской авиации.

Совет наделен полномочиями для окончательного принятия Стандартов и Рекомендуемой практики и утверждения Правил аэронавигационного обслуживания (PANS), но основным органом, занимающимся их разработкой, является Аэронавигационная комиссия ИКАО. Комиссия состоит из 15 членов, которые обладают квалификацией и опытом в научной и практической областях, связанных с авиацией. Члены Комиссии назначаются Договаривающимися государствами и утверждаются Советом. Они действуют в рамках своей персональной экспертной компетентности, а не как представители назначивших их сторон. Комиссии оказывают помощь небольшие группы экспертов, назначаемые Договаривающимися государствами и международными организациями и утверждаемые Комиссией.

Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Юридического управления и Административного управления. Чтобы работа Секретариата отражала действительно международный подход, работающие в нем специалисты набираются на широкой географической основе.

ИКАО работает в тесном сотрудничестве с другими специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, такими, как Международная морская организация, Международный союз электросвязи и Всемирная метеорологическая организация. Во многих совещаниях, проводимых ИКАО, принимают также участие Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов, Международная федерация ассоциаций линейных пилотов и другие международные организации.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является межправительственным специализированным учреждением ООН, созданным в 1944 году в целях обеспечения упорядоченного и регулируемого функционирования и развития мировой авиатранспортной системы.

Уставным документом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и основным источником международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). В 96 статьях определяются привилегии и ограничения всех Договаривающихся государств и предусматривается порядок принятия Международных стандартов и Рекомендуемой практики, регулирующий международный воздушный транспорт.

К настоящему времени ИКАО объединяет 193 Договаривающихся государства, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций.

Нормативными документами ИКАО регламентируется регулирование международной гражданской авиации в сфере безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от актов незаконного вмешательства), воздушного транспорта, охраны окружающей среды от воздействия авиации.

Полномочным органом ИКАО является Ассамблея, которая собирается на сессию один раз в три года, если не появляется необходимость в рассмотрении экстренных ситуаций. Ассамблея рассматривает проделанную ИКАО работу в технической, экономической, юридической, финансовой областях, в сфере оказания технической помощи, дает руководящие указания исполнительным органам ИКАО по направлениям деятельности.

Юбилейная 40-я Ассамблея ИКАО состоялась с 24 сентября по 4 октября 2019 года, российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.А. Юрчик. Повестка дня Ассамблеи включала как организационные вопросы функционирования ИКАО, так и актуальные вопросы по различным направлениям деятельности Организации.

41-я Ассамблея ИКАО запланирована с 27 сентября по 7 октября 2022 г.

Высшим постоянно действующим руководящим органом ИКАО является Совет в составе 36 государств, избираемых Ассамблеей сроком на три года и возглавляемый Президентом Совета. Совет избирает своего Президента сроком на три года, и он может быть переизбран. Г-н Сальваторе Шаккитано, шестой и нынешний Президент Совета ИКАО, был избран 25 ноября 2019 года сроком на три года начиная с 1 января 2020 года.

Вхождение в Совет свидетельствует о ведущей роли государства в мировом авиационном сообществе. Избираясь в Совет с 1971 года, наша страна активно и плодотворно участвует в его работе.

Секретариат ИКАО - постоянный орган, обеспечивающий работу Ассамблеи, Совета и других органов, а также региональных офисов Организации. Секретариат состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Юридического управления и Административного управления.

Генеральным секретарем ИКАО является г-н Хуан Карлос Саласар. Он был избран на этот пост сроком на три года, начиная с 1 августа 2021 г.

Российская Федерация является членом ИКАО с 14 ноября 1970 г. с учетом правопреемственности России с 26 декабря 1991 г. членства в ИКАО Союза Советских Социалистических Республик.

Участие России в ИКАО имеет приоритетное значение для защиты политических, экономических интересов нашей страны, для повышения ее роли и значимости в международном авиационном сообществе.

Участие России в ИКАО дает возможность:

  • оказывать влияние на формирование политики ИКАО во всех сферах ее деятельности с учетом российских интересов;
  • защищать и поддерживать решения, при которых российская гражданская авиация осуществляет беспрепятственную эксплуатацию российских воздушных судов и авиационной техники российского производства на международных авиалиниях;
  • получать в рамках ИКАО информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику;
  • препятствовать принятию таких международных стандартов на различные виды деятельности воздушного транспорта, которые принесли бы материальный и финансовый ущерб отечественной авиации;
  • сокращать сроки и материальные затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отечественной авиации и промышленности;
  • получать сведения по принципиальным и практическим проблемам авиации, способствующим устойчивому развитию отечественной гражданской авиации.

Использование требований, изложенных в документах ИКАО, лежит в основе разработки нормативных документов и рекомендуемой практики, регламентирующих работу всех служб гражданской авиации Российской Федерации, авиационного персонала, самолетно-моторного парка, средств связи, организации и технических средств службы управления воздушным движением.

Российские представители работают в Совете и всех рабочих органах Совета. Российские эксперты представлены практически во всех группах экспертов, учреждённых ИКАО для решения актуальных международных проблем в сфере деятельности Организации.

Русский язык принят в качестве рабочего языка ИКАО в полном объеме. Российские полномочные органы осуществляют регулярные рабочие контакты с высшими должностными лицами ИКАО для решения актуальных вопросов развития связей между Россией и Организацией.


7 декабря 1944 года в американском городе Чикаго произошло знаменательное событие. В ходе длительных и напряженных переговоров представители пятидесяти двух стран приняли Конвенцию о международной гражданской авиации. В ней говорится о том, что развитие крепких международных связей в гражданской авиации способствует будущему прогрессивному развитию дружеских отношений, сохранению мира и спокойствия между народами различных государств. От того, насколько крепкими и стабильными будут эти связи зависит мир на земле. Отсюда следует, что главным приоритетом участников этой Организации должно стать соблюдение принципов авиационной безопасности и правил, на основании которых эксплуатируются гражданские воздушные судна.

Процесс принятия Конвенции

Важность этой Организации несомненна. Но что известно о ней широкой общественности? Как правило, не так уж много. В статье подробнее расскажем о том, что такое международная организация гражданской авиации ИКАО, какова история ее создания, список участников и принципы деятельности.

Что такое ИКАО?

Рассмотрим аббревиатуру - ИКАО. Она образована от английского варианта ICAO, что расшифровывается как International Civil Aviation Organization, а на русский язык переводится как «Международная организация гражданской авиации». На данный момент это одно из крупнейших учреждений ООН, которое отвечает за создание глобальной нормативной базы для обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Штаб-квартира ИКАО располагается в Монреале, Канада. На карте ниже можно ознакомиться с ее точным местонахождением.


Официальными языками Организации являются следующие: английский, русский, французский, арабский, испанский и китайский. Заметим, что именно представитель Китая в настоящее время занимает пост Генерального секретаря ИКАО.

Штаб-квартира в Канаде

История создания

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана после принятия Конвенции гражданской авиации. Поскольку собрание представителей будущих государств проходило в Чикаго, вторым (и, пожалуй, более известным) ее названием является Чикагская конвенция. Дата - 7 декабря 1944 года. Статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций ИКАО получила в 1947 году и вплоть до настоящего времени сохраняет за собой определенную свободу с точки зрения управления и методов осуществления основных задач.

Основным стимулом к развитию авиации и впоследствии созданию организации, контролирующей ее гражданскую отрасль, стала Вторая мировая война. В период с 1939 по 1945 год происходит особенно активное развитие транспортных путей, поскольку необходимо было обеспечивать нужды армии и народа. Одновременно с этим на первый план выходили милитаристские задачи, что мешало развитию мирных взаимоотношений на земле.

Немного истории.

Первыми, кто предложил создать эффективную модель развития гражданской авиации, стали США. После предварительных переговоров с союзными государствами было решено организовать созыв представителей 52 государств для принятия единой Конвенции о международной гражданской авиации. Встреча прошла 7 декабря 1944 года в Чикаго. Пять недель делегаты обсуждали множество вопросов, была проведена огромная работа, результатом которой стала Конвенция. По всеобщему согласию делегатов, она вступила в силу лишь в апреле 1947 года, когда была ратифицирована 26-м государством-членом ИКАО.

Члены Организации

В состав членов ИКАО входит 191 государство, среди которых числится Российская Федерация на правах преемницы СССР, вступившего в ИКАО в 1977 году. Сюда входят почти все участники ООН: 190 стран (за исключением Доминики и Лихтенштейна), а также Острова Кука.

Карта мира

Кроме прямых участников, есть особые отраслевые группы, цель которых – создание глобальной нормативной базы, необходимой для эффективной деятельности международной гражданской авиации. Важно отметить, что для достижения консенсуса в отношении обеспечения Международных стандартов и Рекомендуемой практики существует отдельный орган – Совет. Он же занимается оформлением принятых стандартов в форме Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. (Подробнее об остальных функциях Совета поговорим немного позже).

Устав ИКАО

Chicago Convention on International Civil Aviation

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) содержит 96 статей и включает в себя все внесенные изменения за период с 1948 по 2006 годы. В ней установлены обязанности и привилегии членов ИКАО, указывается суверенитет государств собственной воздушной территории. Подчеркивается, что все международные перелеты должны быть согласованы с государством, над территорией которого они будут осуществляться. В последней статье даются определения основным понятиям, использующимся в гражданской авиации. Так, например, "Международное воздушное пространство" определяется как пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). Со всеми терминами можно ознакомиться самостоятельно на официальном сайте ИКАО. Они описаны доступным языком, поэтому будут понятны даже тем, кто совсем не знаком с авиационной терминологией.

Кроме того, существуют 19 Приложений к Конвенции, в которых установлены упомянутые выше Международные стандарты и Рекомендуемые практики.

Цели и задачи ИКАО

Все обозначенные цели и задачи лаконично представлены в стратегическом плане действий Международной организации гражданской авиации ИКАО:

  • Повышение эффективности авиации.
  • Безопасность полетов и авиационная безопасность в целом.
  • Минимизация вредного воздействия гражданской авиации на природу.
  • Непрерывность авиационного развития.
  • Укрепление норм правового регулирования деятельности ИКАО.

Институциональные органы ИКАО (структура)

В соответствии с Чикагской конвенцией, Международная организация гражданской авиации ИКАО имеет четкую структуру. Статья 43 сообщает, что в ее состав входят Ассамблея, Совет и прочие органы, необходимые для ее деятельности.

Ассамблея

Ассамблея состоит из 191 государства, которые входят в состав ИКАО. Это суверенный орган, сессии которого происходят не реже одного раза в три года по требованию Совета. Во время обсуждения того или иного вопроса каждый член обладает правом одного голоса. Непосредственно решения принимаются на основании большинства голосов.

На сессиях Ассамблеи происходит рассмотрение текущей деятельности Организации, принятие годового бюджета, формирование общих руководящих принципов на определенный период.

Зал заседаний

Совет

Совет включает в себя 36 государств, которые избираются единожды в течение трех лет. Определяющими критериями выбора служат следующие требования:

  • Государство должно играть немаловажную роль (в идеале – ведущую) в области авиации и осуществлении перевозок воздушными путями;
  • Государство должно в значительной степени способствовать развитию международной авиации и участвовать в обслуживании авиатранспорта.
  • Государство должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира.

Руководит Советом избираемый им же на три года президент. В его обязанности входит созыв заседаний Совета и исполнение функций, которые Совет возлагает на него в ходе этих заседаний.

Аэронавигационная комиссия

Аэронавигационная комиссия состоит из 19 членов, которые являются независимыми экспертами, назначенными Советом для рассмотрения и внесения необходимых поправок в Приложения.

Секретариат

Секретариат помогает ИКАО организовывать работу. Особенно важная роль при этом отводится Авиатранспортному комитету, Комитету по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения и Комитету технического сотрудничества.

Региональные органы

ИКАО включает также семь региональных комитетов, которые одобрены государствами-членами и допущены к осуществлению Международных стандартов ИКАО и Рекомендуемой практики:

  • Азиатско-Тихоокеанское отделение (Бангкок).
  • Комитет Восточной и Южной Африки (Найроби).
  • Европейский и Североатлантический комитет (Париж).
  • Ближневосточный офис (Каир).
  • Североамериканский, центральноамериканский и карибский комитет (Мексика).
  • Южноамериканский комитет (Лима).
  • Комитет Западной и Центральной Африки (Дакар).

Коды ИКАО

Для обозначения каждого международного аэропорта и авиакомпании используется специально разработанная система кодов. Для аэропортов коды состоят из четырех букв, для авиакомпаний – из трех. Так, например, для аэропорта "Шереметьево" код ИКАО – UUEE, для авиакомпании "Аэрофлот" – AFL. У последней есть телефонный позывной для самолетов, совершающих международные рейсы – AEROFLOT. На официальном сайте можно самостоятельно ознакомиться и с другими не менее интересными кодами и узнать их расшифровку.

Символ ИКАО

ИКАО, организованная еще в первые годы после окончания Второй мировой войны, по-прежнему не теряет своего важного статуса в системы современных международных организаций. Ее деятельность направлена на развитие и укрепление уже существующих межнациональных связей, а поддержание мира и порядка на земле. Все это принципиально важно сегодня, когда здоровье и жизнь миллионов людей находятся в постоянной опасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: