Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств

Обновлено: 17.04.2024

Принцип разоружения является отраслевым принципом права международной безопасности и имеет большое значение для поддержания мира и предотвращения вооруженных конфликтов. Исторически появлению принципа разоружения предшествовала идея регулирования вооружений, однако в ходе "холодной войны" стала очевидной необходимость более радикального подхода. В основе данного принципа лежит понимание опасности бесконтрольного наращивания вооружений в условиях непрерывного столкновения интересов государств на международной арене. У разоружения есть не только военно-политический, но и экономический, социальный, моральный и другие аспекты. Создание оружия массового уничтожения поставило вопрос о разоружении в один ряд с наиболее важными вопросами международной жизни. Поэтому примерно с середины прошлого века в международном праве последовательно закрепляется данный принцип и механизмы его реализации.

Отнесение принципа разоружения к общим принципам сотрудничества государств в деле поддержания международного мира и безопасности закреплено в статье 11 Устава ООН. Сам термин "разоружение" упоминается в Уставе дважды (кроме 11-й, еще в 47-й статье). Согласно статье 11, Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

Говоря о международно-правовом регулировании института разоружения, нужно учитывать, что помимо собственно разоружения, международное право предусматривает такие меры, как регулирование вооружений, ограничение вооружений и контроль за вооружениями. Все эти институты тесно связаны с разоружением и должны рассматриваться как необходимые составляющие этого общего принципа. Кроме того, нужно различать полное разоружение и так называемый "частичный подход", который утвердился в международной практике в конце 50-х годов прошлого века. Согласно "частичному подходу", даже ограниченные результаты в деле разоружения благоприятно отражаются на международных отношениях и способствуют укреплению доверия.

В настоящее время принцип разоружения в его наиболее радикальной форме (полное уничтожение) действует в отношении только двух видов оружия: бактериологического (биологического) и химического. Биологическое оружие полностью запрещено Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, которая вступила в силу 26 марта 1975 года. Контроль за ее исполнением осуществляет регулярно созываемая Конференция по рассмотрению действия положений Конвенции. В отношении химического оружия действует принятая в 1993 году Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Данная Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. В обеих конвенциях государствам-участникам предоставлялся определенный срок для уничтожения имеющихся у них запасов соответствующих вооружений. Например, Конвенция 1993 года обязывает государства ликвидировать свои запасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 года.

Огромную роль в процессе развития института разоружения сыграли советско-американские (позже российско-американские) соглашения об ограничении стратегических и других видов вооружений. Военный паритет двух великих держав достался им дорогой ценой: накопленные ресурсы в случае вооруженного конфликта не оставляли шансов выжить ни той, ни другой стороне. Общепризнанно, что ряд договоров между СССР и США реально снизил опасность глобального вооруженного конфликта, под постоянной угрозой которого мир находился во второй половине прошлого века. Республика Казахстан, входившая в состав Союза ССР, имеет прямое отношение к реализации этих договоров. Среди наиболее значимых соглашений можно назвать следующие:

-Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) 1972 года и Протокол к нему 1974 года;

-Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) 1972 года;

-Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 года (не вступил в силу, хотя фактически соблюдался сторонами до 1986 года);

-Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года;

-Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) 1991 года (вступил в силу в связи с распадом СССР только в 1994 году);

-Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 года (между США и Россией, Россия ратифицировала в 2000 году)

-Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНП) 2002 года.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года в течение 30 лет являлся существенной гарантией сдерживания ядерной гонки вооружений. По этому Договору СССР и США брали на себя обязательство не создавать эффективный "ядерный щит", то есть фактически оставаться уязвимыми друг перед другом. Однако в связи с изменившейся обстановкой, которая характеризуется появлением новых очагов ядерной опасности, США в интересах собственной безопасности решили в одностороннем порядке выйти из Договора. Процесс его денонсации коснулся и Республики Казахстан, которая 11 июля 2001 года ратифицировала Меморандум о договоренности в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. США вышли из Договора по ПРО 13 июня 2002 года.

2 июля 1992 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан был ратифицирован Договор ОСВ-2. Основное содержание Договора - ограничение суммарного количества баллистических ракет (не более 2250 единиц).

23 мая 1992 года в Лиссабоне 4 бывшие советские республики (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина) и США подписали Протокол к Договору СНВ-1, в котором государства-правопреемники СССР приняли на себя его обязательства по данному Договору. 9 октября 1992 года в Бишкеке было принято Решение об участии государств-участников СНГ в договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Существенное значение для поддержания международного мира и безопасности имеют соглашения о разоружении, касающиеся обычных видов вооружений. В частности, на европейской территории действует Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года и ряд Протоколов к нему. В соответствии с этим Договором, количество обычных вооружений и техники в пределах территории его действия не должно превышать: боевых танков - 40000, боевых бронированных машин - 60000, артиллерийских единиц - 40000, боевых самолетов - 13600, ударных вертолетов - 4000. Договор был скорректирован на Стамбульском саммите 1999 года; Республика Казахстан ратифицировала его 2 июля 1992 года.

24 апреля 1997 года в Москве было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Соглашение предусматривает предельный уровень численности личного состава, количества и категорий вооружений и военной техники вооруженных сил и пограничных войск государств-участников в географическом районе, расположенном на глубину 100 километров по обе стороны от линии границы четырех государств с Китаем.

Важным элементом института разоружения являются меры контроля за разоружением, призванные обеспечить выполнение государствами своих международных обязательств в данной области. Специфика объекта таких договоренностей (режим секретности, особое значение для национальной безопасности и т.п.) обусловила включение в соглашения о разоружении положений о механизмах контроля за их реализацией. Договорной практике государств в области разоружения известны следующие меры контроля: 1)инспекции на местах; 2)деятельность специальных контрольных органов; 3)деятельность международных организаций; 4)национальные технические средства контроля.

Инспекции на местах представляют собой посещение военных объектов, расположенных на территории государств-участников, представителями других сторон соответствующего соглашения. Инспекции на местах могут быть регулярными (в договоре заранее устанавливается их периодичность), а также проводиться на основании запроса заинтересованного государства. Результаты каждой инспекции фиксируются в специальном докладе. Статус и правомочия членов инспекционных групп определяется государствами-участниками соглашения.

В некоторых случаях государства включают в договор о разоружении положения о создании специальных контрольных органов. Это характерно для долгосрочных многосторонних соглашений, контроль за выполнением которых требует больших усилий. Такие контрольные органы создаются государствами-участниками на паритетной основе и действуют на основании собственных регламентов. Чаще всего их именуют смешанными комиссиями.

Из международных организаций, осуществляющих контроль за реализацией соглашений о разоружении, наиболее известной является МАГАТЭ - Международное Агентство по атомной энергии. В частности, МАГАТЭ контролирует выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Возложение контрольных функций на международную организацию возможно только по решению самих государств-участников соглашения. Основная форма контроля при этом - проведение инспекций международными группами инспекторов. В отличие от обычных инспекций, инспектора международных организаций действуют в своем личном качестве и в силу этого должны быть более беспристрастны.

Наконец, национальные технические средства контроля позволяют вести дистанционное и, как правило, непрерывное наблюдение за контрольными объектами, находящимися на территории другого государства. К национальным техническим средствам контроля можно отнести искусственные спутники земли, навигационное оборудование, наземные средства слежения, сейсмические станции и т.д. В ряде соглашений о разоружении предусматривается обязанность государств-участников воздерживаться от создания помех соответствующему оборудованию других государств. В то же время государство-владелец национальных технических средств контроля обязано уведомить другие стороны об их местонахождении или обеспечить соответствующее оборудование специальными опознавательными знаками.

Некоторые международные соглашения в области разоружения предполагают сочетание различных мер контроля. Например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 года предусматривает как проведение инспекций по запросу без права отказа, так и создание специальной контрольной организации - Организации по запрещению химического оружия (штаб-квартира в Гааге). Иногда позитивный потенциал отдельных соглашений не удается реализовать в полной мере из-за отсутствия четкого механизма контроля за их исполнением. Примером здесь может быть Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. При ее заключении государствам не удалось принять компромиссный вариант протокола о контроле. Дискуссии продолжаются до сих пор: на пятой Конференции по рассмотрению действия положений Конвенции в 2002 году вновь не удалось найти взаимоприемлемое решение данной проблемы: юридически обязательных мер контроля выполнения Конвенции по-прежнему нет. Как известно, одной из формальных причин агрессии коалиционных сил под руководством США против Ирака стало невыполнение последним своих обязательств по разоружению и отказ от эффективного сотрудничества с международными контрольными органами.

Сложную систему контроля за разоружением предусматривает советско-американский Договор ОСВ-2 1979 года. Участники Договора по итогам переговоров подписали 31 июля 1991 года в Москве сразу три протокола, регулирующих порядок контроля за реализацией взятых в соответствии с ним обязательств:

-Протокол об уведомлениях в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих пол действие Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года.

В рамках СНГ 9 октября 1992 года было подписано Соглашение о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения. Основными функциями Комиссии являются согласование действий государств-участников по выполнению своих международных обязательств в области разоружения, изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений, а также консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений. Комиссия собирается на заседания по мере необходимости по просьбе любого участника, но не реже двух раз в год; заседания проходят в соответствии с утвержденными Комиссией Положением и Правилами процедуры ее работы.

Декларация о международном сотрудничестве в целях разоружения

Принята резолюцией 34/88 Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1979 года

вновь напоминая о закрепленной в Уставе Организации Объединенных Наций решимости народов Организации Объединенных Наций избавить грядущие поколения от бедствий войны и с этой целью объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности,

вновь подчеркивая важность рекомендаций и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на ее десятой специальной сессии, посвященной разоружению, и ссылаясь на принципы, которые она провозгласила в Заключительном документе этой сессии 1 ,

будучи убеждена в том, что необходимо безотлагательно, активно и совместными усилиями далее интенсифицировать комплексную реализацию рекомендаций и решений, единодушно одобренных на десятой специальной сессии, и что в этих целях важное значение имеют непрерывные и постоянные усилия всех государств, предпринимаемые более скоординированным образом и основанные на всемирном сотрудничестве в интересах безопасности и мира,

напоминая о Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 2 , в которой Генеральная Ассамблея провозгласила обязанность всех государств добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами,

подчеркивая неотъемлемое право всех народов и каждого человека жить в мире и безопасности от угрозы войны, в условиях свободы и независимости, что было вновь торжественно подтверждено Генеральной Ассамблеей в Декларации о воспитании народов в духе мира 3 , безусловное соблюдение которого отвечает высшим интересам человечества и является важнейшей предпосылкой его всестороннего развития,

сознавая, что динамичное углубление разрядки во всех сферах международных отношений во всем мире способствовало бы достижению целей разоружения,

глубоко обеспокоенная тем, что международному миру и безопасности народов по-прежнему угрожает гонка вооружений, особенно в ядерной области, и накопление запасов оружия большой разрушительной силы и что продолжение гонки вооружений вместе с тем противоречит интересам экономического развития и социального и духовного прогресса человечества,

отмечая, в частности, что гонка вооружений несовместима с усилиями, направленными на установление нового международного экономического порядка, и противоречит им,

подчеркивая, что правительства всех стран мира, и особенно государств, обладающих ядерным оружием, несут историческую ответственность за устранение войны из жизни людей в первую очередь путем принятия действенных и решительных мер в области разоружения, направленных на всеобщее и полное разоружение под строгим и эффективным международным контролем,

отмечая, что особая ответственность за достижение всеобщего и полного разоружения, в частности ядерного разоружения, и за предотвращение ядерной войны лежит на всех государствах, обладающих ядерным оружием, и на государствах, имеющих крупный военный потенциал,

исходя из того принципа, что эффективное, конструктивное и постоянное сотрудничество, основанное на взаимном доверии и политической воле, между всеми государствами, независимо от их социальной системы и уровня экономического развития, имеет важное значение для достижения разоружения и выполнения его целей,

будучи убеждена, что такое сотрудничество должно найти свое проявление, развиваться и углубляться во взаимных контактах и на всех форумах, где государства ведут переговоры, о разоружении, особенно в Комитете по разоружению, с тем чтобы как можно скорее были достигнуты цели переговоров,

будучи убеждена также, что такое сотрудничество должно выразить совместную решимость государств добиться решительного поворота в переговорах о разоружении и, в то же время, должно быть поддержано созданием благоприятной атмосферы доверия в отношениях между государствами,

учитывая центральную роль и главную ответственность Организации Объединенных Наций в объединении усилий и установлении сотрудничества между государствами в целях решения проблем разоружения,

торжественно призывает все государства активно содействовать развитию, укреплению и углублению международного сотрудничества для достижения целей разоружения, как их определила Генеральная Ассамблея на своей десятой специальной сессии, и с этой целью, в частности:

а) предпринимать инициативы в направлении ликвидации опасности возникновения ядерной войны и принятия новых эффективных мер, останавливающих и поворачивающих вспять гонку вооружений и прокладывающих дорогу к конечной цели усилий в процессе разоружения, а именно: всеобщему и полному разоружению под эффективным международным контролем;

b) активно использовать свое неотъемлемое право участвовать в переговорах о разоружении, подтвержденное в Заключительном документе десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи;

с) должным образом активно участвовать в мерах в области разоружения, учитывая интересы обеспечения международной, а также национальной безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, и активно им содействовать;

d) добросовестно вести переговоры о разоружении по всем первоочередным вопросам параллельно, включая соответствующие меры по созданию атмосферы доверия, стремясь к тому, чтобы эти переговоры дополняли друг друга и вели к скорейшему достижению решительного перелома в области разоружения;

е) прилагать все усилия к тому, чтобы процесс переговоров о прекращении гонки вооружений и разоружении был непрерывным, шел самыми быстрыми темпами, и в этих целях воздерживаться от создания помех этим переговорам, в частности путем постановки вопросов, не относящихся к разоружению;

f) стремиться в ходе переговоров о разоружении к тому, чтобы они опережали качественное развитие и наращивание вооружений, являющихся предметом этих переговоров, и, по возможности, предотвращали появление новых видов и систем оружия, в особенности оружия массового уничтожения;

g) обеспечить, чтобы многосторонние, региональные и двусторонние переговоры по вопросам разоружения проходили последовательно в соответствии с имеющими отношение положениями Заключительного документа десятой специальной сессии с учетом того, что Организация Объединенных Наций играет центральную роль и несет ответственность первостепенной важности в сфере разоружения;

h) развивать совместные усилия в достижении конкретных мер в области разоружения, осуществление которых все более обеспечивало бы использование значительной части ресурсов, высвобождаемых в результате этих мер, для удовлетворения социальных и экономических потребностей, содействуя, таким образом, преодолению экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, учитывая тесную взаимосвязь между разоружением и развитием;

настоятельно призывает все государства в интересах дальнейшего улучшения международной атмосферы, необходимой для полного осуществления Заключительного документа десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи и скорейшего продвижения вперед соответствующих переговоров по разоружению, в частности:

а) прилагать настойчивые усилия для ускорения принятия мер и проведения политики, направленных на укрепление международного мира и безопасности и на установление доверия между государствами с целью уменьшения опасности возникновения военных конфликтов и содействия решительному прогрессу процесса разоружения, включая создание благоприятной международной атмосферы, которая обеспечила бы укрепление международного мира и безопасности;

b) предпринимать эффективные меры по приведению в действие системы безопасности, предусмотренной в Уставе Организации Объединенных Наций, и укреплять ее путем ликвидации напряженности и урегулирования споров мирными средствами и в этих целях, в частности, не стремиться к получению военного превосходства и воздерживаться от любых других шагов, которые неблагоприятно отразились бы на усилиях в области разоружения, и в соответствии с этим не использовать свой военный потенциал в агрессивных целях, в частности для угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любого государства, или против народов, находящихся под колониальным или иностранным господством, которые стремятся осуществить свое право на самоопределение и достижение независимости, или для вмешательства во внутренние дела других государств;

с) прилагать последовательные усилия для отказа от всех концепций, опирающихся на военное устрашение и политику с позиции силы и ведущих к усилению или увековечению гонки вооружений и к дальнейшему накоплению запасов оружия;

d) закрепить по возможности в своих конституционных нормах или иным надлежащим путем свою политическую волю и решимость всеми силами содействовать делу мира и международной безопасности и достижению прогресса в области разоружения;

е) активизировать шаги, предпринимаемые через систему Организации Объединенных Наций, и в одностороннем порядке для содействия лучшему пониманию мировой общественностью опасности гонки вооружений и необходимости разоружения и для обеспечения положительного воздействия мировой общественности на усилия правительств по решению вопросов разоружения, используя с этой целью свои системы образования, средства массовой информации и все другие соответствующие институты;

f) принимать, исходя из принципов Устава, все соответствующие меры, в том числе правовые, для предотвращения и запрещения пропаганды войны и гонки вооружений и распространения представлений об их необходимости или полезности из политических, экономических или иных соображений;

g) принимать активные меры, в одностороннем порядке или совместно, для распространения идеалов мира, разоружения, сотрудничества и дружественных отношений между народами;

настоятельно призывает все государства, осуществляя совместную политическую волю, выраженную в Заключительном документе десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, добиваться конкретных мер по разоружению и при этом:

а) на всех переговорах о разоружении руководствоваться общепризнанными принципами международного права, а также соблюдением принципов мирного сосуществования;

b) обеспечить, чтобы проблемы разоружения решались в духе Заключительного документа десятой специальной сессии таким образом, чтобы в результате принятых мер ни одно государство или группа государств не могли ни на каком этапе получать преимущество над другими, чтобы как безопасность государств, участвующих в переговорах, так и безопасность всего международного сообщества была укреплена, и чтобы соблюдался принцип ненанесения ущерба безопасности ни одной из сторон;

с) консультироваться между собой по вопросам разоружения на всех уровнях, включая высший, чтобы в духе доброй воли и стремления сблизить позиции, создавать политические предпосылки для решения этих проблем, а также максимально использовать в интересах разоружения все возможности для сотрудничества, созданные государствами в других областях их взаимоотношений;

d) рассматривать с полной ответственностью и в духе сотрудничества любые предложения и инициативы, цель которых состоит в том, чтобы содействовать достижению взаимоприемлемых конкретных мер в области разоружения и способствовать ускоренному продвижению вперед переговоров по разоружению;

1. заявляет, что положения настоящей Декларации в своем толковании и осуществлении взаимосвязаны и каждое из них является составной частью совместного подхода государств в их решимости полностью уважать и осуществлять все принципы Заключительного документа десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи и развивать широкое международное сотрудничество для достижения целей реального разоружения, определенных Ассамблеей на ее десятой специальной сессии;

2. заявляет далее, что ни одно из положений настоящей Декларации не может толковаться как противоречащее целям и принципам Устава или заменяющее собой Заключительный документ десятой специальной сессии и что ни одно из положений Декларации не может препятствовать непосредственной реализации права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону или его законного права защищать свою территориальную целостность, освобождать свои оккупированные территории в соответствии с Уставом или права колониальных или перемещенных народов бороться с использованием всех средств за свою национальную свободу, независимость и самоопределение.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Хельсинкские соглашения были подписаны 1 августа 1975 г. по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое было учреждено в 1973 г. Данными соглашениями закрепляется принцип нерушимости европейских границ и не допускается любое применение силы и любое вмешательство во внутренние дела государств. С тех пор 35 подписавших их государств, в том числе США, Канада, СССР и все европейские страны, за исключением Албании, взяли на себя обязательства по уважению прав человека.

1970-1973 гг. – от подготовки к открытию первого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки

В начале 70-х годов начался период «разрядки» в отношениях Востока и Запада. Результатами такого ослабления напряженности стали диалог, дух компромисса и сотрудничество в целях преодоления идеологических трений, возникших во время холодной войны. Таким образом, 3 июля 1973 г. представители 35 стран, в том числе США, СССР и всех европейских стран, за исключением Албании, встретились в столице Финляндии – страны, выбранной за ее нейтральную позицию. Состоявшаяся в Хельсинки конференция получила название «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) и выступила в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров между Востоком и Западом.

В ходе проводившихся в Хельсинки и Женеве обсуждений рассматривалось три различных вида вопросов:

  • вопросы военного характера и безопасности;
  • экономические вопросы;
  • установление связей между людьми за пределами границ стран и объединение усилий в целях воссоединения семей в разделенной Европе.

Третий аспект был, прежде всего, обусловлен стремлением представителей западных стран включить в обсуждение вопрос о правах человека. Таким образом, в дипломатические переговоры впервые были включены вопросы об основных свободах, таких как свобода передвижения идей и людей.

Слайд-шоу - Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis,

Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis, 1er août 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; FORD, Gerald, président des États-Unis ; KISSINGER, Henry, secrétaire d’État des États-Unis ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Entretien avec le Maréchal Tito, président de la Yougoslavie, 31 juillet 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; TITO, Josip Broz, président de la Yougoslavie.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Entretien avec M. Arias Navarro, Premier (. )

Entretien avec M. Arias Navarro, Premier ministre espagnol, 31 juillet 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; NAVARRO, Carlos Arias, Premier ministre espagnol.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier (. )

Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier ministre grec, 1er août 1975

Figurent sur la photo : GISCARD D’ESTAING, Valéry ; CARAMANLIS, Constantinos, Premier ministre grec ; SAUVAGNARGUES, Jean, ministre français des Affaires étrangères.

© Service photographique du Palais de l’Elysée

Слайд-шоу - Déjeuner avec M. Ford, président des États-Unis,
Слайд-шоу - Entretien avec le Maréchal Tito, président de (. )
Слайд-шоу - Entretien avec M. Arias Navarro, Premier (. )
Слайд-шоу - Petit déjeuner avec M. Caramanlis, Premier (. )

1 августа 1975 г. – подписание Хельсинкских соглашений

1 августа 1975 г. – подписание Хельсинкских соглашений
После нескольких месяцев переговоров было достигнуто соглашение. Хельсинкские соглашения, или Заключительный акт Хельсинкского совещания, были подписаны 1 августа 1975 г. по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данными соглашениями закрепляется принцип нерушимости европейских границ, не допускается любое применение силы и любое вмешательство во внутренние дела государств, а на подписавшие его стороны возлагаются обязательства по уважению прав человека. В рамках указанного третьего аспекта Хельсинкские соглашения обеспечивают более прочную базу для защиты прав диссидентов, которые могут ссылаться на международные обязательства своих государств.

В Заключительном акте представлены десять основополагающих принципов, регулирующих отношения между государствами, называемыми государствами-участниками:

  1. I. Суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету;
  2. II. Неприменение силы или угрозы силой;
  3. III. Нерушимость границ;
  4. IV. Территориальная целостность государств;
  5. V. Мирное урегулирование споров;
  6. VI. Невмешательство во внутренние дела;
  7. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  8. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. IX. Сотрудничество между государствами;
  10. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

«Хельсинкский декалог», не имеющий обязательной юридической силы, тем не менее составляет основу политических обязательств и принципов, среди которых неприменение силы и нерушимость границ остаются двумя ключевыми элементами безопасности в Европе. Ввиду включения принципа уважения прав человека в число указанных десяти принципов, Хельсинкские соглашения по-прежнему являются одним из важнейших нормативных документов периода «разрядки» 70-х годов.

Хельсинкский заключительный акт от 1 августа 1975 г. (PDF – 59 страниц):

1 января 1995 г. – преобразование СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Хельсинкские соглашения и их десять принципов также определяют масштабы деятельности СБСЕ. Подписание Парижской хартии для новой Европы в декабре 1990 г. позволило на институциональном уровне закрепить СБСЕ, которое было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Будапештском саммите в декабре 1994 г.

ОБСЕ была создана 1 января 1995 г. Данная организация, расположенная в Вене, объединяет 57 государств и по-прежнему является единственной площадкой для диалога между странами Евроатлантического и Евразийского регионов, «от Ванкувера до Владивостока», по вопросам безопасности (предотвращение конфликтов, контроль над обычными вооружениями, меры обеспечения безопасности и укрепления доверия), уважения прав человека (основные свободы, права национальных меньшинств), а также по экономическим вопросам.

Более подробная информация представлена на странице Франция и ОБСЕ и на сайте Постоянного представительства Франции при ОБСЕ.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: