Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств антикоминтерновский пакт

Обновлено: 23.04.2024

80 лет назад был заключён Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией, к которому через некоторое время присоединился ещё ряд стран с ультраправыми правительствами. По словам экспертов, данный союз объединял агрессивные государства, исповедующие человеконенавистнические идеологии, и был направлен на развязывание новых конфликтов, которые должны были способствовать установлению их мирового господства. Однако победы Красной армии на советско-германском фронте сделали существование пакта бессмысленным и заставили большинство его участников искать возможность начать переговоры с Антигитлеровской коалицией.

27 сентября 1940 года в Берлине был подписан Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией. Он определял основы сотрудничества между участниками нового союза и делил мир на сферы их влияния. Германия и Италия заявляли о намерении строить новый порядок в Европе, а Япония — в Восточной Азии.

Пакт должен был в перспективе способствовать совместным действиям его участников против Советского Союза и Соединённых Штатов Америки. В дальнейшем к нему примкнули союзники гитлеровской Германии в Европе и сателлиты официального Токио в Восточной Азии.

«Занять своё место в мире»

По словам экспертов, истоки создания Тройственного пакта необходимо искать в итогах Первой мировой войны.

«Тот послевоенный миропорядок, который устраивал Великобританию, Францию, США, не вызывал одобрения у Италии, Японии и уж тем более у Германии. Эти страны стремились занять своё место в мире, полагая, что заслуживают большего, чем то, что они имеют», — рассказал в интервью RT руководитель научного отдела Музея Победы Станислав Давыдов.

Моряки-десантники Тихоокеанского флота водружают флаг над Порт-Артуром

«Восстановление исторической справедливости»: как Советско-японская война изменила Тихоокеанский регион

75 лет назад началась Советско-японская война. Красной армии понадобилось меньше месяца на то, чтобы разгромить самую мощную.

По словам историков, Германия по итогам Первой мировой войны понесла тяжёлые финансовые и территориальные потери. Италия же, хоть и успела вовремя перейти в лагерь победителей, получила по итогам боевых действий только некоторые из бывших владений Австрии и Турции, но не смогла удовлетворить свои территориальные претензии на Балканах и не получила колоний в Африке. В свою очередь, пережившая промышленный рывок Япония искала источники сырья и рынки сбыта своей продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который был поделён между местными суверенными государствами и колониальными владениями западных держав.

В 1920—1930-е годы в Берлине, Риме и Токио установились правые режимы, ориентированные на милитаризм и экспансионизм. Япония вторглась в Китай, а Италия — в Эфиопию. Германия аннексировала Австрию и большую часть Чехословакии, а в 1940 году захватила большую часть Западной Европы.

Сотрудничество между Германией и Японией изначально развивалось в рамках так называемого Антикоминтерновского пакта, подписанного 25 ноября 1936 года в Берлине и предусматривавшего совместные действия нацистского рейха и Японской империи против Коммунистического интернационала и его деятелей. Позже к данному договору присоединились Италия, Венгрия, Испания и ряд других стран.

«После начала Второй мировой войны зашла речь о выводе отношений между Германией, Японией и Италией на новый уровень. На повестке дня стал потенциальный раздел всего мира. В этих условиях участникам антикоминтерновской оси, и в первую очередь Берлину с Токио, был нужен новый, более широкий договор», — отметил в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

«Сговор наиболее реакционных государств»

Летом — осенью 1940 года ситуация на основных театрах боевых действий Второй мировой войны обострилась. Италия вторглась в британские колониальные владения в Африке, а Япония — во Французский Индокитай. По словам историков, военные успехи содействовали сближению между участниками Антикоминтерновского пакта.

Подписание нового пакта, известного в исторической литературе как Тройственный, или Берлинский, произошло 27 сентября 1940 года.

«Согласно новому пакту, Германия и Италия брали на себя ответственность за переустройство Европейского континента, а Япония — территорий в Восточной Азии и на побережье Тихого океана. Это соглашение развивало Антикоминтерновский пакт. Агрессивные государства договаривались, как они будут делить мир», — заявил в разговоре с RT директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Иосиф Сталин (в центре), Вячеслав Молотов (второй слева от центра), Андрей Вышинский (третий слева от центра) и другие участники советской делегации во время заседания Потсдамской конференции — встречи глав СССР, США и Великобритании в Потсдаме. Июль-август 1945 года

«75 лет эта система работает»: как Потсдамская конференция повлияла на послевоенное мироустройство

75 лет назад началась Потсдамская конференция лидеров держав — победительниц нацизма. Она стала последней встречей глав трёх.

Участники пакта указывали, что считают залогом установления надёжного мира обретение ими «надлежащего» пространства и планируют сотрудничать для решения данной задачи. В связи с этим они приняли на себя обязательства поддерживать друг друга «все­ми по­ли­ти­че­ски­ми, эконо­ми­че­ски­ми и военными средст­ва­ми в случае, если од­на из договаривающихся сто­рон подверг­нет­ся на­па­де­нию со стороны дер­жа­вы, ко­то­рая в настоящее время не вовлечена в ев­ро­пей­скую вой­ну или ки­тай­ско-япон­ский кон­фликт».

Представители Берлина, Токио и Рима рассчитывали на то, что пакт серьёзно ограничит действия Великобритании и США, отмечают эксперты. Кроме того, Германия видела в новом соглашении основу для военного союза, направленного против СССР. А чтобы замаскировать антисоветскую составляющую документа, в него была включена специальная статья 5, гласившая, что «выше­пе­ре­чис­лен­ные договорён­но­сти ни­ко­им об­ра­зом не затра­ги­ва­ют по­ли­ти­че­ский статус, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет в на­стоя­щее время между ка­ж­дой из трёх договари­ваю­щих­ся сто­рон и Совет­ской Рос­си­ей».

Несмотря на оговорки, в Москве новый пакт вызвал серьёзную озабоченность и тревогу. Германские власти не могли чётко объяснить, о каком новом порядке в мире идёт речь и не затронут ли великие «восточноазиатские» претензии Японии Сибирь — тем более что Советский Союз к этому времени уже дважды сталкивался с агрессией со стороны официального Токио.

Чтобы успокоить советскую сторону, Адольф Гитлер инициировал осенью 1940 года переговоры с председателем Совнаркома СССР Вячеславом Молотовым, на которых обозначил, что готов обсуждать вопрос сотрудничества Москвы с Тройственным пактом и даже поделиться британскими территориями. Молотов от обсуждения этой темы уклонился, сосредоточившись на защите советских интересов в Черноморском регионе и отводе германских войск от границ СССР.

Отчитываясь о переговорах на Политбюро ЦК ВКП(б), Молотов назвал встречу с Гитлером «показной демонстрацией» и предсказал возрастание нацистской агрессии в ближайшем будущем.

Подбитый немецкий танк под Москвой

«Прежде немцы не встречали такого сопротивления»: почему провалился гитлеровский план «Барбаросса»

80 лет назад военное командование гитлеровской Германии начало работу над планом нападения на Советский Союз, который позднее получил.

В надежде отсрочить нападение со стороны Германии на СССР советское руководство попыталось вступить в переговоры с Берлином относительно обеспечения международной безопасности, однако практического развития данная инициатива не имела.

В дальнейшем к Берлинскому пакту присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария и японские сателлиты на Дальнем Востоке.

«Нужно отметить, что практически все присоединившиеся к пакту государства участвовали в агрессии против Советского Союза. А Болгария, хоть и не участвовала войсками, всё равно помогала, оккупируя часть территории Югославии, поставляя продукты Германии, предоставляя свою территорию для военных нужд Германии», — отметил Михаил Мягков.

По словам Станислава Давыдова, к краху как Германии, так и Берлинского пакта в целом привела война против СССР.

«Именно Советский Союз был той силой, которая сломала хребет и гитлеровскому рейху, и милитаристской Японии. Об этом наглядно, ярко и неопровержимо свидетельствуют многочисленные факты. В частности, количество войск и потери нацистского рейха на советско-германском фронте», — подчеркнул эксперт.

Как отметил Юрий Кнутов, Берлинский пакт был «сговором наиболее реакционных государств с наиболее реакционной, человеконенавистнической идеологией» с далеко идущими планами, ставящими под угрозу будущее всей планеты.

«В пакте в дипломатичной форме был расписан насильственный раздел мира. Его участники видели Землю «пирогом», который им оставалось только нарезать между собой. К нашему общему счастью, эти планы потерпели крах», — подытожил Юрий Кнутов.

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Статья II

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Статья III

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

Статья IV

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Статья V

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Статья VI

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Статья VII

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

Статья VIII

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

Статья IX

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

Статья X

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Статья XI

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Время подписания тройственного пакта – соглашения о военном союзе Германии, Италии и Японии

27 сентября 2015 года исполняется 75 лет с подписания Германией, Италией и Японией в Берлине Тройственного пакта.

Тройственный пакт (также Берлинский пакт) — соглашение о военном союзе Германии, Италии и Японии, подписанное 27 сентября 1940 года.

Пакт был заключен сроком на 10 лет и подписан министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом, министром иностранных дел Италии Галеаццо Чиано и послом Японии в Германии Сабуро Курусу.

Тройственный пакт являлся развитием "Антикоминтерновского пакта", заключенного 25 ноября 1936 года Германией и Японией."Антикоминтерновский пакт" имел своей официальной целью сотрудничество в борьбе против Коммунистического Интернационала.

Так, в статье 2-й Германия и Япония приглашали "третьи государства, внутреннему спокойствию которых угрожает деятельность Коммунистического Интернационала, принять оборонительные меры в духе этого соглашения или присоединиться к настоящему пакту". 6 ноября 1937 года к данному пакту присоединилась Италия.

Время подписания тройственного пакта – соглашения о военном союзе Германии, Италии и Японии

К началу 1940-х годов Антикоминтерновский пакт преобразовался в открытый военный союз — Тройственный пакт. Документ фиксировал обязательства сторон по оказанию взаимной политической, экономической и военной помощи, закреплял стремление участников к установлению так называемого "нового порядка" в Европе и Азии.

В преамбуле пакта говорилось, что Германия, Япония и Италия будут сотрудничать друг с другом в целях установления и поддержания "нового порядка" в Европе и в Восточной Азии и что "желанием трех правительств является распространить это сотрудничество на другие страны мира".

В статье 1-й указывалось, что Япония "признает и уважает руководящую роль Германии и Италии в создании нового порядка в Европе". Статья 2-я гласила, что Германия и Италия "признают и уважают руководящую роль Японии в создании нового порядка в великом восточноазиатском пространстве". Германия, Италия и Япония, говорилось в статье 3-й, "будут поддерживать друг друга всеми политическими, экономическими и военными средствами, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению какой-либо другой державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и китайско-японском конфликте".

К Тройственному пакту был приложен специальный секретный протокол, предусматривавший создание объединенной военной и военно-морской комиссии, а также комиссии по экономическим вопросам. Позднее эти комиссии были преобразованы в объединенный комитет Тройственного пакта.

Позже к Берлинскому пакту присоединились правительства Венгрии (20 ноября 1940 года), Румынии (23 ноября 1940 года), Словакии (24 ноября 1940 года) и Болгарии (1 марта 1941 года).

25 марта 1941 года к пакту присоединилось югославское правительство Драгиша Цветковича, но уже 27 марта оно было свергнуто, а новое правительство Душана Симовича не утвердило акт присоединения. Позднее к Берлинскому пакту присоединились Финляндия, Испания, Таиланд, марионеточные "правительства" Хорватии, Маньчжоу-Го и "правительство" Ван Цзин-вэя, созданное японцами на оккупированной территории Китая.

Победа СССР и других государств антифашистской коалиции во Второй мировой войне привела к ликвидации Берлинского пакта.

85 лет назад представители гитлеровской Германии и Японии подписали Антикоминтерновский пакт, направленный на противодействие Коммунистическому интернационалу и СССР. В дальнейшем к этому соглашению присоединился ряд других стран, поддерживавших союзнические отношения с Третьим рейхом. По словам историков, подписание Антикоминтерновского пакта стало важным шагом на пути формирования коалиции государств-агрессоров, развязавших Вторую мировую войну.

25 ноября 1936 года между нацистской Германией и Японией был подписан Антикоминтерновский пакт — соглашение, направленное против Коммунистического интернационала и СССР. Как отмечают эксперты, за словами о необходимости противодействия распространению коммунизма скрывалось желание Берлина и Токио пересмотреть итоги Первой мировой войны и перераспределить сферы влияния в мире.

Предпосылки к подписанию

«После прихода к власти в Германии в 1933 году Адольфа Гитлера там установился режим, ориентированный на реванш за поражение в Первой мировой войне, на захват новых земель», — отметил в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Плакат, посвящённый 5-й годовщине революции и 4-му съезду Коминтерна

«Самая выгодная инвестиция»: какую роль Коминтерн сыграл в истории Советского Союза

75 лет назад был официально распущен Коммунистический интернационал. Деятельность «всемирной компартии» оказала значительное влияние.

По его словам, особое место среди потенциальных союзников Германии занимала Япония, развернувшая в 1930-е агрессию против Китая и бывшая одним из мощнейших государств Азии, близким по духу державам Запада.

В свою очередь, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства Дмитрий Суржик напомнил, что праворадикальные силы в те годы пришли к власти также в Италии, Румынии, Венгрии и других государствах.

«Гитлер провозгласил Германию милитаризованным оплотом западной цивилизации против коммунизма. В пропагандистских целях он использовал теорию перманентной революции, которая на самом деле утратила актуальность ещё в середине 1920-х годов и которую советское руководство уже не использовало. Тем не менее нацисты и другие праворадикальные режимы использовали коммунизм и Коминтерн в качестве страшилок», — рассказал Суржик.

По словам специалиста-историка Музея Победы Александра Михайлова, сразу после прихода к власти Гитлер начал предпринимать шаги, которые в дальнейшем привели к началу Второй мировой войны.

«Германия снимала с себя ограничения, наложенные Версальским мирным договором. Она возродила вооружённые силы, а также ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Не получив на это никакой серьёзной реакции, Гитлер продолжил действовать в том же ключе. Он посчитал, что может создавать целые блоки реваншистски настроенных государств», — заявил Михайлов.

После прихода Гитлера к власти руководство СССР взяло курс на создание в Европе эффективной системы коллективной безопасности, однако эти попытки, несмотря на все усилия советских дипломатов, не увенчались успехом из-за позиции западных держав, решивших заняться «умиротворением» нацистского фюрера, напомнил Михаил Мягков.

«На Западе многие считали, что им выгоднее канализировать агрессию Германии и Японии против СССР и таскать каштаны из огня чужими руками», — подчеркнул эксперт.

Он напомнил, что между Третьим рейхом и европейскими странами в середине 1930-х годов была заключена целая серия международных договоров. Гитлер при этом активно использовал антикоммунистическую риторику для прикрытия своих агрессивных экспансионистских приготовлений. В этом же контексте осуществлялась подготовка германо-японского соглашения, известного как Антикоминтерновский пакт.

«Речь в документе шла как бы о создании союза спецслужб лишь с намёком на сотрудничество вооружённых сил», — отметил Дмитрий Суржик.

Антикоминтерновский пакт

Вторжение немецких войск на территорию Польши. 1 сентября 1939

«Зёрна гитлеровской пропаганды»: что послужило причиной начала Второй мировой войны

80 лет назад войска вермахта перешли границу с Польшей. Формальным поводом для развязывания Германией Второй мировой войны стала.

Текст пакта содержал призывы к борьбе против «коммунистической подрывной деятельности». В дополнительном протоколе отмечалось, что Берлин и Токио будут принимать «суровые меры» против тех, кто сотрудничает с Коминтерном. А в секретном дополнительном соглашении формулировалась политика участников пакта в отношении СССР. Если один из подписантов оказывался в состоянии войны с Советским Союзом, другой гарантировал, что не предпримет ничего, что бы могло помочь Москве.

В дальнейшем к Антикоминтерновскому пакту присоединились Италия, Венгрия, марионеточное государство Маньчжоу-го, Испания, Болгария, Финляндия, Румыния, Дания, Словакия, Хорватия и коллаборационистское правительство оккупированной Японией части Китая.

По словам историков, уже на момент подписания пакта Германией и Японией советские военные специалисты столкнулись с нацистами на фронтах Гражданской войны в Испании, а вскоре после этого — и с японскими милитаристами в Китае. Позже, в 1938—1939 годах, произошли уже прямые столкновения между Красной армией и японскими частями у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. С большой тревогой в Москве наблюдали за тем, как нацисты развернули экспансию в Европе, совершив аншлюс Австрии и аннексию Чехословакии.

«В Антикоминтерновском пакте проявилось стремление подписавших его сторон к мировому господству», — заметил Михаил Мягков.

В 1940 году представители Германии, Италии и Японии подписали в Берлине Тройственный пакт, который эксперты называют «развитием» Антикоминтерновского соглашения. Новый документ предполагал формирование уже полноценного военного союза.

По словам Александра Михайлова, для развязывания новой мировой войны Германии нужна была коалиция. И основой для её формирования послужил именно Антикоминтерновский пакт. Большинство подписавших его государств приняли участие во Второй мировой войне в союзе с нацистской Германией.

«Антикоминтерновский пакт — это договор будущих агрессоров. Его антисоветская направленность была очевидна, но при этом его подписание в своём роде стало также предупреждением для официальной Москвы, позволило руководству СССР трезво оценить перспективы развития международной ситуации. В то же время название и содержание пакта позволили Гитлеру обмануть западные страны, у элит которых на фоне активизации собственного рабочего движения упоминания о коммунизме вызывало раздражение. Часть западных политиков симпатизировали Гитлеру, и нацистский фюрер под их благодушным взором формировал военный блок, который затем развернул в том числе против Великобритании и Франции», — подытожил Дмитрий Суржик.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: