Какое имущество не включается в казну государства субъекта федерации муниципального образования

Обновлено: 19.04.2024

Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства бюджета и государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют соответственно:

- государственную казну РФ;

- казну субъекта РФ;

Примечание

На федеральном уровне в составе имущества казны подлежат отражению объекты недвижимого имущества, передаваемые между правообладателями, в случае если процедура госрегистрации права оперативного управления за принимающей стороной на дату представления годовой бюджетной отчетности не завершена (абзац четвертый пп. "в" п. 1.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).

В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять:

- от имени РФ и субъектов РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;

- от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Сведения о государственном (муниципальном) имуществе отражаются в Реестре имущества соответствующего публично-правового образования.

В частности, порядок учета федерального имущества и ведения соответствующего Реестра регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".

Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ведут реестры муниципального имущества в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424.

Учет имущества казны, как правило, осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56).

Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н). Разработка методических рекомендаций по организации учета объектов имущества казны в части вопросов, не урегулированных положениями данных инструкций, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти (местного самоуправления), наделенных полномочиями по управлению имуществом казны и финансовых органов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. К таким вопросам, в частности, относятся:

- порядок документооборота и формы первичных учетных документов, применяемых в целях учета операций с объектами имущества казны;

- порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами.

Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к имуществу казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Что относится к имуществу казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 51 "Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и установив, что спорные объекты недвижимого имущества, переданные в оперативное управление, являются муниципальной собственностью; согласно уставу третье лицо создано в целях организации и проведения общегородских торжественных, социально значимых, досуговых мероприятий, отнесенных к вопросам местного значения, арбитражные суды правомерно отказали в признании незаконным распоряжения о передаче имущества городской казны в оперативное управление, касающейся объектов муниципального недвижимого имущества в части, придя к обоснованному выводу, что при передаче в оперативное управление недвижимого имущества учреждению были переданы и договоры аренды, которыми обременено передаваемое имущество, в том числе имущество, находящееся у общества по договору аренды имущественного комплекса; принимая во внимание, что смена субъекта вещного права не может затрагивать гарантированные права арендатора, следовательно, права и законные интересы общества, с которым арендные отношения не прекращены, не нарушены.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Что относится к имуществу казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография"
(Канаев Ю.Н.)
("Юстицинформ", 2020) Необходимо отметить, что проект федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе" сохраняет подход, отраженный в нормах ГК РФ, относя средства бюджета субъекта муниципального образования к муниципальной казне (п. 1 ч. 7 ст. 11). Причем приведенный в указанном проекте перечень нераспределенного (казенного) муниципального имущества разработчиками проекта оставлен открытым со ссылкой на "иное имущество, отнесенное к объектам муниципальной казны по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом" (п. 6 ч. 7 ст. 11). Однако, на наш взгляд, эти основания и порядок отнесения имущества к казенным объектам остаются до конца не определенными.

Нормативные акты: Что относится к имуществу казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 01.04.2009 N 290
(ред. от 29.07.2020)
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370" закрепляет по предложениям федеральных органов исполнительной власти движимое имущество, относящееся к имуществу государственной казны Российской Федерации, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, за этими федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им организациями;

Подборка наиболее важных документов по запросу Состав муниципальной казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Состав муниципальной казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 47.6 "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" "Согласно письму заместителя главы администрации г. Керчи от 22 июня 2020 года объект культурного наследия федерального значения "Мемориальный комплекс "Героям Эльтигенского десанта" постановлением главы администрации г. Керчи от 11 мая 2016 года N 1056/1-п "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым муниципального нежилого недвижимого имущества" включен в состав муниципальной казны (т. 1 л.д. 225-226).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 37 "Местная администрация" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Принимая решение о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд в порядке части 1 статьи 34, части 1 статьи 37, части 1 статьи 51 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что в спорный период истец оказывал в отношении нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, услуги по содержанию общего имущества в МКД, а также коммунальные услуги на содержание общего имущества МКД, в связи с чем администрация как представитель собственника - муниципального образования обязана нести расходы по содержанию нежилых помещений, входящих в состав муниципальной казны.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Состав муниципальной казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Амортизация имущества, полученного в хозяйственное ведение
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 2) Созданные объекты капстроительства или приобретенная недвижимость в результате осуществления таких инвестиций закрепляются на праве оперативного управления или хозведения за государственными (муниципальными) учреждениями, ГУП (МУП) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у ГУП (МУП), а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны (п. 1 ст. 79 БК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Некоторые аспекты выявления правовой природы ликвидационного остатка (ликвидационной квоты): анализ актуальных проблем в правоприменительной практике
(Тяжева О.А.)
("Юрист", 2020, N 4) Также подобная позиция содержится в Постановлении Восьмого арбитражного суда от 9 сентября 2009 г. N 08АП-4444/2009. В обоснование своей позиции ответчик указывал, что акт приема-передачи не может устанавливать, изменять или прекращать гражданские права и обязанности, так как является документом, фиксирующим завершение действий по исполнению того или иного решения, распоряжения, договора. В рассматриваемой ситуации акт приема-передачи от 1 апреля 2006 г. является исполнением вынесенного распоряжения департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 1 марта 2006 г. и не может быть обжалован в отрыве от обжалования самого распоряжения. Суд не согласился с подобной позицией и указал в решении, что в соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Суд первой инстанции обоснованно расценил передачу имущества МУП "Водоканал", оформленную распоряжением Департамента недвижимости администрации города Омска от 1 марта 2006 г. N 517-р "О включении имущества в состав муниципальной казны", актами приема-передачи движимого и недвижимого имущества от 1 апреля 2006 г., как гражданско-правовую сделку, которая содержит сложный юридический состав. Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не устанавливает иных последствий нарушения. Акты приема-передачи движимого и недвижимого имущества от 1 апреля 2006 г. являются составной частью сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Водоканал", противоречащей порядку ликвидации муниципального унитарного предприятия и реализации его имущества.

Нормативные акты: Состав муниципальной казны

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 28.05.2022) Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 50. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Пожалуй, многие муниципальные образования республики задаются этим вопросом. Ведь многие из них получали от налоговых органов «письма-счастья» с требованиями о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Итак, попробуем разобраться: является ли орган государственной или муниципальной власти налогоплательщиком в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а так же уплачивается ли налог за земельные участки, находящиеся в «казне»?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 214 - 215) понятие «казна» определяется как средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Соответственно, не закрепленное государственное и муниципальное имущество, в том числе земельные участки, не предоставленные хозяйствующему субъекту на определенном праве, составляют «казну» Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) не скрывает то, что рассматриваемые сведения поступили в налоговые органы ошибочно, в связи с неправильной регистрацией прав собственности. В базе данных регистрирующих органов субъект «Республика Саха (Якутия)» имеет 24 различных кода, из-за чего возникают ошибки при регистрации по выбору соответствующего кода субъекта. Так, при регистрации права государственной собственности Республики Саха (Якутия) правообладателем указывали «Республика Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений». При внесении изменений в базу в отношении правообладателя, в выписке ЕГРП правообладателем по прежнему остается Министерство, так как права собственности были привязаны к нему. Ранее при регистрации прав собственности невозможно было указать вид права «публичная собственность». При этом указанные коды объединить невозможно в связи с отсутствием единой такой базы.

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: