Какими особенностями отличалось афинское правосудие

Обновлено: 27.03.2024

Афинское право различало две формы процесса: по государственным делам («графэ») и по частным делам («дикэ»). Основные различия между ними сводились к следующему:

1) Процесс «графэ» возбуждался в тех случаях, когда были затронуты интересы государства; процесс «дикэ» возникал вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

2) Процесс «графэ» мог быть начат любым полноправным гражданином, даже если это дело не касалось его лично; процесс «дикэ» мог возбудить только тот, кого данное дело касалось непосредственно.

3) При выигрыше процесса «графэ» обвинитель не получал никакой материальной выгоды, поскольку штраф с виновного поступал в государственную казну; выигрыш процесса «дикэ» был сопряжен с материальной выгодой для истца.

4) Истец, возбудивший процесс «графэ», был обязан довести его до конца, - в противном случае ему угрожал штраф в размере 1000 драхи; процесс «дикэ» мог быть остановлен истцом на любой стадии, за что он не нес никакой ответственности.

5) Начиная процесс «графэ», истец на был обязан вносить судебную пошлину; при процессе «дикэ» судебная пошлина с истца взималась в обязательном порядке.

Следует, однако, отметить, что в реальной жизни государственный и частный процессы не были строго разграничены, и от самого истца зависел выбор конкретной процессуальной формы. В Древних Афинах не существовало должности государственного обвинителя. Частные граждане обвиняли других частных граждан в преступлениях против государства, религии и общественной морали. Материальные и моральные выгоды, которые мог приобрести обвинитель в случае выигрыша процесса, способствовали возникновению многочисленного контингента профессиональных ябедников - так называемых сикофантов, которые злоупотребляли правом каждого афинянина защищать государственные интересы и благосостояние отдельных граждан. Они неплохо зарабатывали тем, что шантажировали состоятельных граждан, справедливо полагая, что Народный суд не пожелает оправдать тех, кто может заплатить большие штрафы. Правда, если истец не мог подкрепить свои обвинения вескими доказательствами и получал голосов меньше, чем пятая часть присяжных, он подвергался штрафу или публичной порке. Этики сутяжники и клеветники, стремившиеся нагреть руки на чужих невзгодах, пользовались всеобщим осуждением и презрением.

Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане мужского пола. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи или опекун, за метека - его простат, за раба - его господин. Ответчиками же были обязаны выступать все мужчины и женщины всех сословий. Судебный процесс, независимо от его конкретных форм, имел ярко выраженный состязательный характер.

Ход судебного процесса, как государственного, так и частного, начинался с вызова обвиняемого или ответчика в суд. Вызов осуществлялся самим обвинителем (истцом) в присутствии свидетелей; в случае неявки ответчика дело рассматривалось заочно, с неблагоприятными для ответчика последствиями. Должностное лицо, на имя которого была подана письменная жалоба, прежде всего, устанавливало основательность этой жалобы, после чего производило предварительное расследование (анакризис). При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения не поступали, судьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. В ходе анакризиса также заслушивались и записывались показания свидетелей, изучались вещественные доказательства, письменные документы и т.п. Женщины, несовершеннолетние и близкие родственники сторон не допускались к даче показаний. Допросы рабов производились только под пыткой и в присутствии сторон.

Все материалы, собранные в ходе предварительного расследования, заключались в специальные сосуды (глиняные или металлические) и опечатывались, - в дальнейшем, в ходе судебного разбирательства, можно было ссылаться исключительно только на эти материалы.

После завершения анакризиса назначался день судебного заседания. Оно открывалось оглашением жалобы обвинителя (истца) и возражений противоположной стороны. Затем обе стороны произносили речи (в частных делах по две, в государственных – по одной). Для произнесения речей обе стороны имели равное время, которое измерялось водяными часами (клепсидрами). И, хотя адвокатуры в полном смысле этого слова в Афинах не существовало, сторонам не воспрещалось прибегать к помощи квалифицированных специалистов – знатоков права и риторов. Впрочем, эту помощь предпочитали не афишировать.

По окончании судоговорения судьи (без предварительного совещания между собой) выносили решение о виновности путем тайного голосования с использованием цветных камешков; при этом судьи обладали значительной свободой в определении преступного или непреступного характера совершенного деяния. Если голоса судей распределялись поровну, обвиняемый считался оправданным, - это предоставляло ему право возбудить новый иск против ложного обвинения. Если же судьи признавали его виновным, производилось второе тайное голосование, по результатам которого определялась конкретная мера наказания; эта мера (в случае отсутствия прямого указания о ней в законе) могла быть предложена как обвинителем (истцом), так и обвиняемым (ответчиком).

Неудовлетворенные решениями или приговорами нижестоящих судов стороны могли апеллировать к гелиэе. Вердикты гелиэи являлись, как правило, окончательными и не подлежали пересмотру или отмене.

Основным недостатком судебной системы Древних Афин была ее ограниченность, предоставление юридических прав только свободным мужчинам. Даже свободно рожденные афинянки исключались из исономии. Метеки, чужеземцы и рабы могли предъявлять иски только через граждан-покровителей. Шпионаж сикофантов, частые пытки рабов, смертная казнь за мелкие правонарушения, восприимчивость судей к красноречию платных ораторов - это тоже пороки данной системы, которой, из-за ее относительной мягкости и непродажности, завидовала остальная Греция.

Однако, в то же время, глубоко продуманная система и тщательно организованная процедура судебного процесса фактически исключала грубые ошибки в решении уголовных дел и гражданских тяжб, случаи злоупотребления и произвола в деятельности правозащитных учреждений. Даже противники афинской демократии были вынуждены признавать их высокую объективность и компетентность. Причины этого достойного и заслуживающего внимания явления следует усматривать в активном участии основной массы свободного населения в отправлении правосудия, в общем уважении к праву как элементу политической культуры каждого афинского гражданина.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до

н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение

прав гражданства и изгнание из города.

В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.

Отличия древнегреческой юстиции от римской. Стилистические особенности афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания. Характеристика источников права Древних Афин. Брак, семья и наследование в Афинах.

Рубрика Государство и право
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 13.10.2015
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Право и суд в Древних Афинах

Стилистической особенностью афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания, являлось систематическое использование пропаганды в политической и правовой жизни. Основным стремлением афинских политиков при этом было создание "образа врага", что способствовало выработке нескольких моделей подобного обвинения, зафиксированных в нарративной традиции и надписях на остраках. Вообще историческая мозаика древнегреческого права соткана из знаковых судебных процессов и громких обвинений, существенно воздействовавших на формирование общественного мнения.

Кратко охарактеризуйте источники права Древних Афин: закон (номос), псефисма, правовые обычаи, международные договоры, судебные решения.

Закон (номос):

В целом уже к V-IV вв. до н.э. в древнегреческой общественной мысли весьма актуальной становится проблема соотношения между законом ("номос") как неким трансцендентным метафизическим принципом, воплощающим в себе самые общие закономерности мира, и конкретными законами отдельных государств, которые появились в результате своего рода "общественного договора". По утверждению Платона, над всеми общественными группами стоит идея "власти закона", способствует преодолению внутренних конфликтов и установлению гармонии в полисе.

Псефисма:

В период, когда афинская демократия уже достаточно укрепилась, основным противоречием в этой сфере, порождавшим наиболее жаркие дискуссии, было противоречие между конституционным законом ("номос") и конкретным постановлением Экклесии, декретом ("псефисмой"). Сторонники неограниченного суверенитета народного собрания готовы были объявить каждую псефисму законом, а сторонники определенного ограничения роли этого учреждения стремились доказать примат закона над псефисмой. Иногда специально выделялась группа законов относительно отдельных лиц как особая категория государственных постановлений. По традиции подобные псефисмы носили имена граждан, внесших соответствующее предложение на рассмотрение Экклесии, например псефисма Исотимида 415 г. до н.э. о судебном преследовании Адокида по обвинению в религиозном нечестии.

Правовые обычаи:

Особенностью правовой системы Афин являлось то, что обычай долгое время считался основным источником права. Письменная фиксация существующих обычаев должна была обеспечить стабильность в полисном обществе, переживавшем гражданскую смуту, которая в сознании древних греков отождествлялась с массовыми эпидемиями и осквернением всего полиса. Кроме того, в архаическом обществе обычное право существовало в условиях поливариантности толкования в зависимости от состава судей-жрецов. Именно против такой неопределенности действующих нормативных правил была направлена традиция редактирования и обнародования норм обычного права. Важным свидетельством осуществлявшейся во многих греческих полисах "первоначальной законодательной реформы" стало законодательство Драконта в архаических Афинах. Исследователи располагают уникальным эпиграфическим памятником - копией одного из законов Драконта о непредумышленном убийстве. Он представлял собою письменное изложение норм обычного права и религиозных установлений, на что указывает прежде всего их наименование - " (обычаи).

Международные договоры:

Отдельные уголовно-правовые нормы содержались в таких специфических источниках, как политические соглашения и клятвы должностных лиц. В частности, в 403 г. до н.э. были заключены договоры между демократической (Пирейской) партией, боровшейся против Тридцати тиранов, и олигархической (Городской) партией; при этом была объявлена всеобщая амнистия. В этих договорах запрещалось под предлогом общественного бедствия совершать в отношении граждан личную месть.

Судебные решения:

Обращает на себя внимание также практика судебного толкования закона, тесно связанная с особенностями правовой культуры и правосознания Афин. Как отмечает И.Е. Суриков, в афинском уголовном процессе ораторы очень часто приводили текст того или иного закона наряду с другими категориями свидетельств, как бы в качестве особого разряда свидетелей, порой даже призывая судей обратится к судебным прецедентам. Некоторые современные антиковеды считают, что в IV в. до н.э. произошла смена парадигмы "власти народа" на парадигму "власти закона", и верховным органом власти в Афинах являлась уже не Экклесия, а народные суды ("дикастерии"). Это было связано с тем, что именно народные суды определяли, является ли законным то или иное конкретное законодательное предложение или декрет. Кроме этого, при Эфиальте произошла замена старого единого суда Гелиэи рядом дикастерий из-за передачи народному суду части юрисдикции, ранее принадлежавшей Ареопагу и магистратам.

Вопрос 2. Брак, семья и наследование в Афинах

Определите условия заключения брака в Афинах, роль мужа и жены в семье, характер отцовской власти и обязанности детей. Возможен ли был развод в Афинах?

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний.

Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись.

При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные.

Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация.

Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.

Судебный процесс. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания.

Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

По речам Демосфена установите, существовало ли в Афинах наследование по завещанию, и каков был круг наследников по закону. Кто считался в Афинах незаконорожденным и имел ли он право наследования?

Назовите деяний, которые считались в Афинах преступлениями. Какие из них можно отнести к религиозным и политическим преступлениям? В чём заключается их общественная опасность с точки зрения афинян?

По статье Никитюк:

Гиеросилия - преступление против богов, состоящее в краже принадлежащих им вещей, например, даров, культовых предметов или приношений, положенных по обету. По-видимому, гиеросилия была самым распространенным видом асебии.

Оскорбление святости места - убийство или какой-либо нечестивый поступок у алтаря или в периболе храма (Her. V, 71). Нарушение традиционных установлений или местных ритуалов также рассматривалось как осквернение культа.

Нанесение ущерба маслине - символу и атрибуту покровительницы города Афины. Ареопаг осуществлял строжайший контроль за всеми деревьями на частных и государственных землях и ежегодно посылал специальную комиссию для их осмотра (Lys. VII, 25, 29). Афинскими законами запрещалось даже использовать для посадок землю вокруг них или вырубать поврежденные пожаром. В V в. за такое преступление полагалась смертная казнь (Arist. Ath. pol.60,2), которая впоследствии была заменена штрафом (Dem. XLIII, 71).

Всевозможные злоупотребления и нарушения законов или обычаев при исполнении жреческих должностей. В этом случае возможны были три варианта: а) различные незначительные проступки, заключавшиеся в нарушении установленного традициями ритуала (например, Керики за изменение очередности при посвящении в мисты в культе Элевсинских богинь, наказывались штрафом в 1000 драхм - IG I2 6 col. III); б) преступление против богов как таковое (Lyc. Frg.79 Muller; Dem. LIX, 116); в) исполнение функций жреца лицом, не имевшим на это права (Dem. LIX, 72-84).

Введение новых, не санкционированных государством культов

Одна надпись, найденная в Пирее (IG II2 1177), свидетельствует также о запрете на организацию фиасов, т.е. религиозных союзов, при храмах, на возведение небольших частных храмов внутри святилищ, на совершение очищений и посещение алтарей без разрешения жрецов в периоды между праздниками и т.д.

Равносильным совершению нечестия считалось также нарушение запрета на участие в отеческих афинских культах чужеземцев.

право суд древнегреческий

По определению Аристотеля и Полибия преступления против родителей также считалось асебией. Возможно, в данном случае, речь все же идет о моральной оценке таких действий, так как по афинскому законодательству причинение вреда или убийство кого-то из родителей, прежде всего, отца, обвинялось по другой статье - kavkwsi" gonevwn.

Назовите наказания, назначавшиеся преступникам в Афинах.

Преступления по законам или приговору суда были наказываемы:

При государственных процессах приговор приводило в исполнение государство посредством своих органов, а в частных делах об этом должен был заботиться сам истец.

Смертная казнь полагалась за:

стремление к уничтожению демократии,

отрицание государственной религии,

умышленное убийство и проч.

Приговоренных к смерти передавали людям, которые приводили приговор в исполнение через посредство служителей или палача в тюрьме или в доме палача, который жил за городом и в городе не мог бывать Употребительнейшим родом казни было отравление ядом цикуты. Такой казни подвергся, между прочим, Сократ. Кроме того, осужденному были предлагаемы на выбор меч и веревка и назначаем трехдневный срок, в течение которого он должен был убить себя. Во время господства 30 тиранов был в ходу весьма тяжкий род казни - забивание до смерти дубинами. Казни иногда предшествовали истязания, а после совершения ее труп казненного бросался в пропасть, имущество же его подвергалось конфискации.

Что такое атимия и почему она считалась тяжким наказанием?

Лишение гражданских прав (атимия), которое являлось непременным следствием большинства преступлений, было различных степеней.

Сущность полного лишения прав состояла в том, что atimoV не мог занимать никакой общественной должности в пределах афинского государства или вне их, не мог участвовать в народном собрании, входить на площадь далее известного пункта, вступать в храмы и участвовать в празднествах, жаловаться в суд, одним словом, был лишен покровительства законов и чести быть членом государства. Полное лишение прав служило наказанием за следующие преступления: нечестие, лжесвидетельство, подкуп, лихоимство, ограбление опекуном опекаемого, оскорбление родителей, трусость, уклонение от военной службы и тому подобные деяния,-которые и по нынешним понятиям имеют бесчестный характер. Иногда полное лишение прав соединялось с вечным изгнанием, которое прерывало даже физическую связь преступника с родным городом и потому, подобно смертной казни, влекло за собой конфискацию имущества. В редких случаях изгнанник продолжал пользоваться имуществом в Аттике

Низшею степенью атимии было лишение некоторых отдельных гражданских прав (atimia kata prostaxeiV), например, права жречества, права подавать жалобы в суд, говорить в народном собрании, быть членом совета и т. п

Различали ли в Афинах отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления?

Принимались во внимание смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке, в раздражении, из-за любовницы и т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.

Если преступник сознавался, раскаивался, если преступление не было слишком злонамеренным, то позиция судей, считалось, должна быть смягчена.

Вопрос 4. Суд и судебный процесс

Какие органы в Афинах VI-IV вв. до н.э. выполняли судебную функцию? Когда появилась гэлиэя? Опишите порядок формирования и работы этого органа, определите его юрисдикцию.

В VII-VI вв. до н.э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда - суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название - "гелиэя фесмофетов". Гелиэя - старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит оно от слова гелиос - солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его председательством, оно называлось "гелиэей архонта" и занималось политическими делами; созванное басилеем под его председательством, оно называлось "гелиэей басилея" и занималось религиозными делами; созванное под председательством полемарха, оно называлось "гелиэей полемарха" и занималось военными делами, наконец, "гелиэея фесмофетов" под председательством фесмофетов занималась судебными делами. Гелиэя ко времени Солона потеряла какое бы то ни было реальное значение; ее вытеснила "экклесия" - собрание вызванных архонтами лиц из числа знати и более зажиточных людей. Солон, описывая положение, бывшее до него, противопоставляет "демосу" - горожанам, участвовавшим в народном собрании, "бедняков". Очевидно во времена Солона фактически созывался для обсуждения государственных вопросов только один вид народного собрания - экклесия, в котором беднейшая часть граждан не могла участвовать.

Назовите формы процесса, характерные для Афин.

1. Государственные - такие, в которых были затронуты интересы государства, непосредственно или посредственно, в лице отдельного члена его, пострадавшего от нарушения государственных законов.

2. Частные - возникавшие вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

Опишите ход судебного разбирательства в Афинах. Кто и как возбуждал разбирательство?

Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел:

    1. суд эфетов - неумышленные убийства;
    2. коллегия одиннадцати - разбой, кражу, другие имущественные преступле­ния;
    3. третейский суд и коллегия сорока - гражданские имущественные спо­ры;
    4. народное собра­ние - особо тяжкие преступления;
    5. архонт-базилевс - умышленные убийства.

    Исторически первым судом был суд базилевса — племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который об­ладал еще административной властью. В качестве суда он рассле­довал дело, выносил приговор и следил за его исполнением. Сто­роны выступали в процессе после принесения присяги.

    В Афинах V-IV в.в. до н.э. высшим судебным органом была гелиэя , которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

    Судебное разбирательство в афинской гелиэе имело две разновидности:

      1. по делам государственной важности;
      2. по делам ча­стным.

      Делами государственными (общеполисными) считались такие, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного ее члена, которым был причинен вред вследствие со­вершения противозаконных действий.

      Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов.

      Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало.
      Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках. Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела рас­каленным предметом и др.).

      Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Кроме того, судьи обе­щали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков.
      Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков, которые в случае победы получа­ли нечто из имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

      Тот факт, что любой гражданин мог выступить против поста­новления народного собрания (или против одного только предло­жения или рекомендации народному собранию), если оно противо­речит существующим законам и может навредить государству, свидетельствует о своеобразной практике общественного и судеб­ного надзора за законностью.

      Другим механизмом судебного надзора за законностью была деятельность специальной комиссии гелиастов — комиссии номофетов (законодателей). Только с одобрения коллегии номофетов законопроект становился законом и вступал в силу. Суд номофетов и суд по обвинению в противозаконности имели сильное влияние на судьбу решений народного собрания и тем самым обес­печивали здоровый консервативный настрой и обеспечивалось ува­жительное отношение к существующим законам, без которых де­мократия превращалась в заурядную охлократию.

      Право в Древней Греции, как и в других регионах древне­го мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справед­ливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Правовые нормы и проце­дуры разрешения спора о правах отыскивались в двух источни­ках:

        1. в обычае (темпе) и законах (номой);
        2. в псефисмах (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).

        Во всех кодексах точно определялся размер и характер на­казаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть).

        В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 г. до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказыва­ли смертью, хотя в числе наказаний были штрафы, изгнание, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

        Уже в законодательстве Драконта есть понимание оправданности убийства в целях самозащиты, и наказание в данном случае предусматривало изгнание либо штраф.

        Телесным наказаниям подвергали в основном рабов. Конфискация имущества назначалась дополнительно к смертной казни. В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой "враг Афин". Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

        Право собственности и обязательства в Древних Афинах

        Собственности как аб­солютного права у греков не существовало. Главным считался факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоря­жения.

        Виды собственности в Древних Афинах:

          1. совместная (государствен­ные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов);
          2. частная , которая подразделялась на видимую (землю, рабов, дом и т.д.) и невидимую (вещи, которые способны быть припрятанными и усколь­зать от налогообложения - деньги, драгоценности).

          Обязательства в Древних Афинах:

            1. вольные (из договоров);
            2. неволь­ные (из причинения вреда).

            Заключение договоров происходило без особых формальностей, и только наиболее важные заключались в письменной форме. Исполнение договоров обеспечивалось задатком: поручительством третьих лиц, залогом (до реформ Солона еще и самозакладом).

            Практиковались различные виды найма: