Какими были планы государства по социальному обеспечению советского народа к началу 1980

Обновлено: 28.03.2024

Перечень социальных программ в СССР

Многие люди вспоминают время Советской эпохи с теплом в сердце. И на то есть свои причины.

Государство не только давало квартиры своим гражданам, но и достаточно широко участвовало в социальной жизни людей помогая финансово и предлагая ряд абсолютно бесплатных услуг .

Так о каких преимуществах в СССР сегодня у нас будет речь? Давайте их перечислим:

  • Бесплатная жилплощадь (около 5-12 кв.м на человека)
  • Медицина
  • Обучение (школы, ПТУ и ВУЗы) и повышение квалификации
  • Отпуска (путёвки по всему СССР)
  • Детские садики и лагеря отдыха

Более того, государством, на одного учащегося (школьника) тратилось около 250 рублей в год, студента ПТУ - 805 рублей в год и студента университета - около 1200 рублей .

Более 70% из них получали в добавок стипендию (40-70 рублей в месяц). Так же, годовое содержание ребенка в детсаду обходилось в 533 рубля , из них, 80% оплачивало государство .

Сумма доплат в виде льгот и субсидий в СССР

Есть данные, что с 1940 года , сумма льгот от государства для простых жителей СССР выросла с 24 до 575 советских рублей к 1987 году.

И в 1980 году, данная сумма составила около 441 советских рубля на каждого работающего гражданина Советского союза. А к 1987 году - 575 рублей .

А это значит, что только в 1980 году, на социальные программы, пенсии и субсидии, страной было потрачено около 99,14 миллиардов советских рублей .

А в сегодняшнем выражении, это около 9,9 - 21,7 триллионов российских (текущих) рублей в год . Просто умопомрачительная сумма!

Даже если взять среднее значение в 15 триллионов рублей , то это уже будет 227,3 миллиарда долларов . Что составляет около 14,5% от текущего ВВП России (за 2017 год).

Что мы имеем сейчас в современной России?

Бесплатной жилплощади практически нет (только " бюджетникам "). Медицина, садики и учёба - частично платные. Стипендии учащимся ВУЗов просто мизерные (3000-7000 рублей).

Если в СССР прожиточный минимум был около 50 рублей , то на стипендию студента еще можно было вполне реально прожить.

И это не говоря о подработках летом на каникулах, когда за лето можно было заработать до 600 советских рублей .

Если средняя заработная плата в СССР в 1980 году составляла около 180 рублей , то сегодня средняя ЗП в России равна 40 000 российских рублей .

Путём простой математики, можно прикинуть, что курс советского рубля к российскому находится в значениях около 1 к 222 .

Но не стоит упускать и тот момент, что государство еще тратило около 441 советских рублей в год на каждого работающего жителя на социальные программы для населения и пенсии .

Так что реально, уровень жизни тогда, был выше, чем сейчас. Но не стоит идеализировать то время. Жизнь была лучше - но ассортимент был не богат .

Вывод

В Советское время государство действительно в большей степени заботилось о своих гражданах. Пролетариат был в почёте .

Были и социальные программы для населения, и жилплощадь (пусть и до 1983 года - 5 кв.м./человека, а после 1983 уже - 12 кв.м./человека), и бесплатные ежегодные отпуска.

Но и не было много того, что мы имеем (и можем позволить себе) сегодня. Теперь у каждого жителя России есть свобода выбора - каждый сам выбирает чем он хочет заниматься и кем собирается стать.

Но и с приходим свободы, пришло и безразличие . Социальные программы очень скудны, уровень довольствия населения довольно низок, жилплощади уже не дают.

Практически все квартиры, которые имеет население, это наследие СССР. Теперь квартирный вопрос - является самой актуальной задачей для любого современного жителя России.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте " лайки " и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.

Союз Советских Социалистических Республик — это государство, которое существовало с 1922 по 1991 гг. на территории Восточной Европы, Центральной и Восточной Азии.

На момент распада СССР занимал почти 1/6 часть всей обитаемой суши Земли. Население СССР составляло около 290 млн человек. СССР был образован на той территории, которую занимала Российская империя в 1917 году, исключая Финляндию, часть Польского царства и некоторых других территорий.

Стоит отметить, что социальная сфера финансировалась только по остаточному принципу. К тому же, сильно были урезаны расходы государства на здравоохранение. И результат всего этого очень быстро дал о себе знать. В начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, продолжительность жизни в СССР была высокая. Но к 70-м гг. ситуация ухудшилась. СССР стал занимать 35-е место в мире по продолжительности жизни, возрос уровень смертности детей.

Рост населения, падение темпов сельскохозяйственного производства снова привели к тому, что обострились продовольственные проблемы. В начале 80-х гг. СССР стал отставать от передовых стран не только по системе питания, но и по использованию и потреблению традиционных для людей ресурсов.

В 80-х гг. начала вводиться карточная система распределения продуктов в некоторых областях. К тому же, упал прирост реальных доходов на душу населения. Но, можно сказать, что, в целом, положение основной части населения немного улучшилось. Ведь все меньше людей продолжало жить в коммуналках, в жизнь людей начали входить холодильники, стиральные машины, телевизоры. Стоит отметить, что выросла еще и заработная плата.

Социальную политику в СССР можно охарактеризовать положительно, ведь она помогла добиться успеха в некоторых сферах социальной жизни.

Занятость населения и миграционная политика

Готовые работы на аналогичную тему

В экономике СССР рынок труда существовал в измененном виде и находился под жестким контролем со стороны государства. Стоит отметить, что одним из главных достижений считалась ликвидация безработицы и обеспечение полной занятости рабочих. Экономику СССР отличала мобилизация населения на довольно высоком уровне. Уклонение от общественного труда каралось путем морального осуждения или уголовного преследования, а участие в общественном труде считалось обязанностью. В ходе рыночных изменений произошел отход от принципа гарантированной занятости населения, а также была отмечена неизбежность существования безработицы.

Умеренный уровень безработицы и ее очень плавная динамика характерны для экономики России. Они объяснялись сочетанием многих факторов. На рынке труда в России самостоятельно возникли и действовали механизмы, которые не имели аналогов и не получили широкого распространения в других странах.

К таким механизмам относятся:

  • работа по сокращенному графику;
  • административные отпуска;
  • распространение неформальных отношений;
  • частые задержки заработной платы.

В Российской экономике ставились и осуществлялись цели на уровне народного хозяйства в целом. Вообще, предприятия считались маленьким элементом огромного хозяйственного механизма. К тому же, они являлись объектами централизованного планирования государства. В такой ситуации рентабельность какого-то конкретного производства не была главной целью. Государство могло дотировать многочисленные убыточные предприятия с помощью более успешных, перераспределяя ресурсы.

Когда начались реформы, государство не торопилось отпускать предприятия в свободное плавание. Это связано с тем, что под давлением конкуренции многие предприятия могли стать банкротами, пойти на перестройку собственной деятельности с целью повышения эффективности. В таких условиях массовых увольнений и различных социальных конфликтов невозможно было бы избежать.

Позже российские предприятия продолжали действовать у условиях мягких бюджетных ограничений. Формально предприятие считалось самостоятельным элементом рыночных отношений. Это значит, что оно могло позволить себе существовать не по средствам. Иначе говоря, предприятия могли тратить больше, чем зарабатывать. И это не грозило предприятию его закрытием или другими серьезными проблемами и санкциями со стороны государства. Предприятия все также стремились получить доступ к финансированию государства. Но, с другой стороны, они не могли в полном объеме выполнять свои обязательства перед контрагентами.

По структуре государства СССР в сфере экономико-социального обеспечения являлся типичным примером патерналистского государства.

Заботу о благосостоянии граждан, об их условиях, соблюдении прав и свобод и ряде других социальных благ берет на себя государство, действуя непосредственно от коммунистической партии.

В момент, когда советское правительство было сформировано, и администрация могла функционировать в более или менее нормальной политической атмосфере, государство полностью приватизировало все сферы социальной политики, выступая гарантом стабильности в глазах граждан.

Государство приняло на себя всю концепцию сложных социально-экономических задач и одновременно становится единственным способом реализации данных целей (субъектом социальной политики). Социальная политика СССР в течение всех 75 лет существования государства часто претерпевала серьезные изменения, которые зачастую являлись общемировыми тенденциями развития социальных отношений, либо были следствиями проводимой партией политики модернизации социалистических хозяйств и общей социалистической идеи.

Советская республика - первая в мире республика, завершившая социалистический строй построением социального коммунистического государства, которое было объявлено правовым (формально).

В октябре 1917 года новая власть советов заявила о радикальных изменениях государственной системы социального страхования и системы государственной защиты. Система соц. страхования включала в себя полный комплекс основных сфер социальной жизни народа:

Таким образом, уже в ноябре 1917 г. произошел радикальный поворот государственной системы к коммунистическому социальному государству, где государство и только государство регулировала экономические, социальные, политические вопросы и сферы общественных отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование социальной программы в СССР

С момента образования Советского государства, правительственные круги берут на себя все функции воздействия на финансовые структуры страны, тем самым способствуя стабилизации заработной платы; управлению и распределению рабочих кадров; установлению общих минимальных стандартов на пенсии и пособия; охрану материнства и детства; обеспечению инвалидов материальными и нематериальными средствами; медицинскому обеспечению; социальному страхованию рабочих и т.д.

Понятия прожиточного минимума, минимальной социальной выплаты, минимальной зарплаты и прочих общесоциальных норм существовали, но еще не были определены правительством и зафиксированы как социальные блага гражданина.

Социальная защита детства и детей в Советском Союза приобрела особый характер, так как государство и коммунистическая партия полагали, что обеспечение ребенка всем необходимым должна исходить не от родителей ребенка, а от общества и страны, тем самым формируя особый менталитет будущих поколений. Для этих целей был сформирован государственный институт воспитания детей.

Одним из главнейших витков советского развития и функций социалистического государства стало принятие в 1936 г. новой Советской Конституции, в которой были озвучены основные положения и формально закреплены права человека. К ним относились и такие положения как:

  • право на труд;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на бесплатное медицинское обеспечение;
  • право на образование;
  • право на свободу слова;
  • гарантия защищенности каждого гражданина.

В 30-х годах прошлого века СССР испытал несколько этапов государственного построения (первый этап - социалистический, второй - правовой социальный). И хотя Советское государство не являлось правовым и свободным, оно приобрело все характеристики первостепенно-социального государства и стало активно развиваться в рамках обеспечения социальных услуг под абсолютным государственным контролем и невозможностью какого-либо другого вмешательства.

Сложившиеся в СССР к началу 40-х годов жестко централизованные структуры в политике во времена Второй мировой войны стали еще более центрально-ориентированными. В это время государство изъяло из общего социального пакета ряд важнейших правовых норм и гарантий, тем самым обеспечивая все меньшую социальную поддержку народа.

После окончания Второй мировой войны в государстве стали возникать качественные изменения научно-технологического прогресса, который был как вызван временем, так и обусловлен экономической ситуацией. Развитие технологически-сложных сфер позволило правительству решить ряд социальных проблем, в том числе проблему с безработицей в стране.

На технологическом производстве в СССР работали миллионы граждан, задействованные в самых разных отраслях сферы: химической, атомной, космической, авиационной, сфере машиностроения и других стратегических важных промышленностей страны.

В 50-е годы начался процесс изменения общественного представления о социальных задачах государства, о его политике и тенденциях дальнейшего развития. С этого момента перед государством поставлена задача широкого обеспечения населения всеми необходимым социальными услугами, тем самым способствуя повышению уровня и качества жизни граждан. В связи с социальной реформой изменялась и государственная система управления обществом. В конце 40-х-начале 50-х годов в СССР формировалось Министерство социального обеспечения, которое взяло на себя основную роль в распределении социальных благ.

Дальнейшее расширение функций министерства происходит в 60-х годах, новые положения серьезным образом изменили систему распределения и оплаты труда. В этот период вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом разности отраслей и занятости работающих.

Структура социальной защиты базируется на трех направлениях:

  • государственное социальное обеспечение;
  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение трудящихся.

Обеспечить все блага для каждого гражданина по всем направлениям потребовали серьезных бюджетных затрат от государства. К 70-ым годам основными элементами социального обеспечения в Советском союзе являлись:

равномерное распределение социального пакета услуг; разнообразие видов социального обслуживания; поддержка и обеспечение людей всеми видами социальной помощи и защищенности.

Таким образом, только к началу 70-х годов СССР имел полный комплекс признаков патерналистского социального государства.

Положение социального института СССР в 70-80 годы

Важными для повышения благосостояние советских людей стали решения 14 съезда КПСС, проходившего в 1971 году. Правительством была сформулирована дальнейшая программа значительного развития социальной ориентации экономической системы страны. Тем не менее, экономические трудности, которые охватили СССР с начала 60-х годов все еще не были решены, что осложняло процесс развития социального обеспечения.

Отсутствие темпов роста технической сферы, обновления важнейших государственных фондов, не стабильная производительность труда, отраслевая диспропорция, недостатки командно-административного управления социально-экономической сферой и прочие объективные причины привели советское государство к невозможности обеспечения необходимых жизненно-важных услуг для поддержания роста благосостояния граждан.

Настоящие доходы на душу населения в середине 80 годов увеличились всего на 2 процента. По средней продолжительности жизни населения СССР в 1985 г. опустился на 35-е место в мире, а уровень детской смертности поставил страну на 50-е место в рейтинге. В 85-х годах система здравоохранения в СССР расходовала всего 4 процента от общего национального дохода, тогда как в других цивилизованных странах этот показатель равнялся 10-12 процентам. Неквалифицированные кадры в 80-е годы занимали 40% от всех трудящихся, что говорило об отсутствии социальной поддержки рабочего класса. Мифом советского правительства было высокое качество рабочих услуг в союзе.

В условиях сжимания государственной экономики, правительство ужесточило контроль за социальным обеспечением, одновременно частично сократив ряд социальных программ и гарантий до еще более низкого уровня.

Советский тип построения социального государства это впечатляющий пример патерналистского государства: страны социальных услуг, наглядно показывающей предел развития его как социального института без развития гражданского общества и менталитета, при отсутствии каких-либо экономических и социальных стимулов развития.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.02.2022

Катерина Леонидовна Боброва

Эксперт по предмету «Социальная работа»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Становление системы социального обеспечения до 1949 года

В советский период существования нашей страны в целом выстраивалось совершенно новое экономико-политическое пространство. Все это связано с несколькими факторами и изменениями в таких сферах, как идеология, структура управления и хозяйственной сферы, формирование совершенно новых общественных отношений, которые постепенно становились основополагающими в государственной системе. Все эти перемены не могли не затронуть социальную сферу страны, систему общественного призрения.

С 1917 года центральными органами, которые брали на себя всю ответственность за отраслевое управление, стали наркоматы. С их помощью проводилась эффективная политика, которая в первую очередь ориентировалась на упразднение существующих органов при помощи перераспределения имеющихся средств и имущества на нужды граждан в соответствии с их потребностями. К 1918 году формируются основные направления в области социальной помощи гражданам:

Объем мероприятий заметно возрастал, в связи с чем усилилась потребность их финансового и материального обеспечения. Здесь важную роль сыграли действия НКГП в этом направлении. Они предприняли попытки организовать целевое перераспределение имеющихся материальных средств, организовали в некоторых регионах благотворительные лотереи, а также ввели определенные налоги, которые в дальнейшем уходили как раз на создание наиболее благоприятных условий для граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и были не в состоянии с некоторых пор самостоятельно обеспечивать себя и удовлетворять свои потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Новым законодательством было установлено, что необходимо принять несколько основных видов социального обеспечения, на которые могли заявлять свои права различные категории населения. Сюда относится оказание медицинских услуг и врачебной помощи, выдача единовременных или регулярных пенсионных выплат и пособий в соответствии с некоторыми обстоятельствами (например, по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным женщинам и роженицам, многодетным семьям). В этот период постепенно получает свое развитие законодательство, которое направлено на обеспечение персональными пенсиями лиц, которые обладают особыми заслугами перед государством. Правительство обеспокоено созданием домов для инвалидов, инвалидных мастерских, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья имели шанс реабилитироваться и стать частью общества, адаптироваться к динамично меняющимся условиям.

Таким образом, проводится целенаправленная работа по созданию новых форм социального обеспечения, которые теперь выходят на новый качественный и количественный уровень. Война, к сожалению, подорвала основы социального обеспечения в нашей стране, поэтому государство было вынуждено выстраивать ее заново.

Социальная сфера в послевоенное время

В послевоенный период основная задача правительства заключалась в том, чтобы возродить некоторые сферы, которые были разрушены во время войны. В первую очередь, это социальная и экономическая сферы, которые пострадали от военных действий в большей степени. Все силы были положены на то, чтобы выстраивать новое жилье, развивать народное хозяйство, сферу медицины и образования, восстанавливать бытовую сферу, поскольку граждане нуждались в возвращении к нормальным условиям жизни.

Отсюда специалисты отмечают заметное усиление централизации управления социально-экономической сферы, создаются пятилетние планы, в которых излагаются возможности и перспективы развития народного хозяйства. Стоит отметить, что в нашей стране боялись нового вторжения врага, поэтому весь упор делался на милитаризацию, а также на развитие тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве отмечался заметный упадок, поэтому большая часть населения оказалась в категории нуждающихся, что вело к недовольству и протестам против происходящих реформ и изменений.

В связи с этим, в 1949 году начинается новый этап развития сферы соцобеспечения. Он ознаменован образованием Министерства социального обеспечения. Постепенно происходили изменения и улучшения в рамках социального положения граждан в стране. Государственным планом теперь уделялось больше внимания развитию сельского хозяйства, социальное обеспечение становится самостоятельной отраслью, которая обладает собственным законодательством, а также автономна от остальных сфер, хотя оказывает на них значительное влияние.

Принимаются некоторые законы о пособиях и пенсионных выплатах, о порядке их назначения: вводятся определенные льготы, в первую очередь касающиеся лучших работников различных сфер хозяйства и промышленности. Создается сеть специальных предприятий, где работу могут найти лица с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, труд инвалидов также начинает играть значимую роль в производстве, а самим инвалидам становится проще адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и социализироваться в обществе.


Фильм «Этапы большого пути: свершения и лишения 1940-1980е годы» подготовлен в рамках проекта «Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: идеологии и реалии социальных реформ» Центра социальной политики и гендерных исследований (Саратов).

В фильме использованы кадры кинохроники, фрагменты художественных фильмов, архивные документы, обращения граждан в органы власти, отражающие реалии осуществления социальной политики, позволяющие отделить декларации от реалий повседневной жизни людей и ее сложностей. В кинодокументах эпохи — документальных и игровых – мы видим советского человека в окружении исторических реалий: произодства — ремесленных мастерских, промышленных предприятий и колхозов; работы учреждений здравоохранения — санаториев, больниц и роддомов; образовательных учреждений — полевых сельских школ, фабрично-заводских училищ и вузов; досуга — спортивных секций, туристических походов и экскурсий, библиотек.

Мы видим городской и сельский ландшафт, стиль одежды, повседневный быт людей – весь тот незаметный контекст, являющийся преломлением официально объявленных кампаний, реформ и преобразований в частной жизни простого человека. Разнообразный визуальный ряд снабжен информативным историческим и культурологическим комментарием. Фильм может быть использован при изучении социальной истории советского периода, при обсуждении проблем организации и эффективности управления, истории социальных институтов и общественных движений.

Тематический план фильма:

В фильме использованы материалы Красногорского государственного архива кинофотодокументов и Нижне-Волжской студии кинохроники. Использованы фрагменты кинофильмов: «Девушка с характером», «Светлый путь», «Вечный зов», «Место встречи изменить нельзя», «Холодное лето 53го», «Зеркало для героя», «Председатель», «Дорогой мой человек», «Девчата». Автор сценария: Анна Ховайко; Режиссер: Марина Селиванова; Видеоинженер: Олег Конюхов

«Этапы большого пути: свершения и лишения 1940-1980е годы» Саратов, 2008 г.

Благодарим руководителей Центра социальной политики и гендерных исследований Е.Р. Ярскую-Смирнову и П.В. Романова за разрешение на публикацию фильма.

Фильм «Этапы большого пути: свершения и лишения 1940-1980е годы» можно считать иллюстрацией к неотделимой частью сборника статей, посвященных различным аспектам советской социальной политики в годы ВОВ и в послевоенный период:

Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / под ред. П. Романова, Е. Ярско й-Смирновой. М.: ЦСПГИ, Вариант, 2008.

Содержание:

Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов, Наталия Лебина Советская социальная политика и повседневность, 1940 – 1985

I. Великий террор войны и репрессий: перекраивая судьбы

Евгений Кринко, Татьяна Хлынина, Илона Юрчук На грани выживания: детские дома Кубани в 1941 – 1945 годы

Георгий Гончаров «Мобилизовать в рабочие колонны на все время войны…»

II. К мирной жизни: восстанавливая социальную идентичность

Ирина Карпенко Социальная поддержка реэвакуантов (ленинградский опыт 1940-х гг.)

Екатерина Чуева «Мир после войны»: жалобы как инструмент регулирования отношений между государством и инвалидами Великой Отечественной войны

Мария Минина-Светланова «Две родины есть у меня. И обе я в сердце храню…»: воспитательно-образовательные практики в Ивановском Интердоме

III. «Забота у нас такая…» Реформирование и доступность социальных услуг

Энн Лившиц Дореволюционные по форме, советские по содержанию? Образовательные реформы в годы войны и послевоенные поиски нормы

Крис Бартон Всеохватная помощь при сталинизме? Советское здравоохранение и дух государства благоденствия, 1945-1953

Ольга Лысикова «Каждый трудящийся имеет право на отдых» Услуги советских курортов послевоенного периода

IV. «Мы» и «они» в социалистическом обществе

Шейла Фицпатрик «Паразиты общества»: как бродяги, молодые бездельники и частные предприниматели мешали коммунизму в СССР

Наталия Лебина Антимиры: принципы конструирования аномалий, 1950-1960-е годы

Елена Жидкова Практики разрешения семейных конфликтов в 1950-60-е годы: обращения граждан в общественные организации и партийные ячейки

Мария Антонова Сатира как инструмент дисциплины тела в эпоху хрущёвских реформ: формирование идентичности советской женщины в 1950-1960-е годы (по материалам журнала «Крокодил», «Работница», «Здоровье»)

V. Общие места: потребление и власть

Оксана Запорожец, Яна Крупец Советский потребитель и регламентированная публичность: новые идеологемы и повседневность общепита конца 50-х

Галина Карпова «Выпьем за Родину!» Питейные практики и государственный контроль в СССР

Ростислав Кононенко Советская женщина за рулем: государственная политика и культурные коды гендерного равенства

Статьи о советской соцальной политике на сайте «Уроки истории»:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: