Каким я вижу правовое государство

Обновлено: 23.04.2024

Россия – правовое государство
Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия.
Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства:
Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан) .
Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти) .
Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д.
Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права.
Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить!
Оставим в стороне «чеченский вопрос» . Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер?
В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного.
Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.
******************

Правовое гос-во - это гос-во, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со второй статьей Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" . На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.
Также одним из главных признаков правового государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти.
Для РФ свойственна и независимость судебной власти, что также является свойством правового гос-ва.
Характерен и приоритет норм международного права, что закреплено в 4 ч. 15 статье Конституции РФ.

«Страна, лишенная законов и свобод, не царство, но тюрьма; в ней пленники народы» Ф.Глинка.

Представления о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе законов, начало формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершённых и справедливых форм общественной жизни. Выдающие мыслители античной эпохи (Сократ, Платон, Аристотель) высказывали свои суждения об идее правового государства. Они пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Учёные древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та форма правления, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. Одним из ученых, который придерживался такого мнения, является Платон. Он видел гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей–либо властью, и усматривал спасение государства там, где закон владычествует над правителями, где все являются его рабами. Такого же мнения придерживался и ученик Платона – Аристотель. Он не находил места какой – либо форме государственного строя там, где отсутствует власть закона. Государственно-правовые идеи Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие правового государства. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающие монополизацию власти в руках одного лица и властного органа, утверждающие равенства всех перед законом, которые обеспечивают индивидуальную свободу с помощью права.

В период буржуазных революций в разработке концепции правового государства значительный вклад внесли мыслители Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Одним из главных трудов Д. Локка является его теория естественного права, в котором сообщает о том, что человек с самого рождения обладает основными правами. Чтобы обеспечить эти права и гарантировать защиту граждан от деспотии, Д. Локк предложил разделить власть и строго оговорить обязанности каждого из её ветвей. Так же Д. Локк разделил органы государственной власти на исполнительную, во главе которой находится монарх и на законодательную власть, как высшая власть в государстве, которая ответственна перед народом за принятие разумных законов.

Теорию разделения властей довёл до логического завершения, применив принципы Локка, Ш. Монтескье. По Монтескье, для обеспечения законности и свободы власть следует разделить на следующие три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Самостоятельность судебной власти необходимо для сдерживания первых двух, ибо только законы могут гарантировать свободу граждан. Эта теория Ш. Монтескье лежит в основе формирования правовой государственности, которая сохранилась и в наше время как основной признак правового государства.

Надо отметить, что и среди русских философов идеи о правовом государстве не стояли на месте, а развивались и нашли отражение в трудах П.Пестеля, Н.Чернышевского, В.Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к установлению тоталитаризма. Советская власть в период тоталитаризма не воспринимала принципы правового государства, считая их буржуазными.

В современном мире многие страны стремятся построить правовое государство. Некоторые из них уже являются правовыми, но есть и такие, которые в основном законе провозглашают себя правовыми государствами, а в реальности ими не являются. К таким государствам, по моему мнению, можно отнести и современную Россию. В Конституции Российской Федерации в части 1 статьи 1 сказано, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Хочу подчеркнуть – правовое, так как, это пока не реальность, а цель, к которой устремлено наше общество и государство. Правовое государство будет создано лишь тогда, когда все конституционно закрепленные принципы правового государства «заработают» в полном объеме и приоритет личности и права перед государством станут реально господствующими в обществе и государстве.

Я считаю, что правовым может считаться только такое государство, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права и свободы личности, все государственные лица связаны и ограничены правом, принуждаются к неуклонному исполнению его норм точно так же, как и все остальные граждане.

Для формирования правового государства необходимо наличие развитого гражданского общества, которое исключает противопоставление государства и личности, обеспечивает приоритет интересов личности, равные взаимные права и обязанности. Политическую форму организации гражданского общества можно охарактеризовать через раскрытие содержания основополагающих принципов правового государства, среди которых, прежде всего, следует выделить принцип незыблемости свободы личности, прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности и приоритетности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, которое рассматривает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Это нашло закрепление в статье 2 Конституции РФ. Данный признак выражается и в том, что государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда оно не вмешивается. В первую очередь это касается личных прав граждан: тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения и т.п. При нарушении данных прав, личность имеет право на их судебную защиту.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они гарантируются и признаются государством согласно общепризнанным принципом и нормам международного права, а в России согласно части 1,2 статьи 17 Конституции РФ. Однако следует иметь в виду и то, что гарантированность социально-экономических прав и свобод зависит от экономических возможностей государства. К сожалению, в нашей стране не все социально-экономические права и свободы пока соблюдаются.

Важно обеспечить реализацию и такого принципа правового государства, как взаимная ответственность государства и личности. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством – носителем политической власти и гражданином - участником ее осуществления. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым, государство берёт на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. Ведь каждый человек имеет конституционные обязательства.

Определяющее место среди принципов правового государства занимает принцип верховенства закона, которая означает нормативную ориентацию законов и обязательность для иных нормативно-правовых актов, которые должны строго соответствовать закону. Верховенство закона означает, что недопустимо пополнять закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен государством. Государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, каждый человек обязан соблюдать конституцию и законы, исполнять их и не вправе посягать на законы. Нарушение законов влечет юридическую ответственность. Я считаю, что в нашей стране не для всех закон является равным. Ведь те, у которых есть деньги могут легко обойти закон, а чтоб этого не происходило необходимо усилить работу правоохранительных органов.

Принцип разделения властей является средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если институт прав и свобод человека и гражданина – своеобразный внешний механизм ограничения власти, то разделения властей – внутренний механизм ограничения власти. Принцип разделения властей сформулирован в статье 10 Конституции РФ и становится жизнеспособным, если эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента, в случае нарушения им конституции (импичмент); президент имеет право не подписывать закон, принятый парламентом, а орган конституционного надзора вправе признать не действительными антиконституционные акты и парламента, и президента, и правительства. Принцип разделения властей особо важен и значим. Он представляет, что все три ветви власти одинаковы, равносильны, служат противовесом по отношению друг к другу, могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них.

Подводя итог, я хочу отметить, что Россия, ставшая на путь реформ, в конечном итоге превратится в истинное демократическое правовое государство.

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты.

Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Россия находится на пути становления правового государства.

Цели моего исследования:

Во-первых, дать оценку состояния правового государства в России в целом и определить уровень правовой культуры жителей с. Маргаритово, х. Юшкин и Чумбур-Коса.

Во-вторых, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством.

Для достижения поставленных целей я выделила следующие задачи:

-выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство».

-проанализировать отношение населения села к становлению правового государства в России.

- рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства на протяжении существования государства.

- выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.

- проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества

- отметить несоответствие теории с реальностью правового государства в России.

Для решения этих задач я, прежде всего, изучила исторические источники. В своей работе применила различные методы исследования.

  1. Социологический опрос жителей сёл
  2. Анкетирование учащихся старших классов
  3. Изучение пословиц, поговорок и изречений знаменитых людей
  4. Изучение исторических источников

Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.

Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России?

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично- политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим режимом.

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства

  1. разделение властей;
  2. верховенство закона;
  3. признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  4. социальная юридическая защищенность личности;
  5. сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  6. недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  7. контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  8. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав (либо прямое действие международных норм);
  9. признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  10. верховенство и прямое действие Конституции;
  11. единство прав и обязанностей граждан;
  12. наличие развитого гражданского общества

Правовая культура. Что это?

  1. Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она является составной частью культуры общества. В этом смысле правовая культура включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения.

Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. История идей о правовом государстве стара как мир. Но верно ли это стремление? Может быть правовое государство - это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству идти по этому пути?

Мною был проведён социологический опрос населения села Маргаритово, х. Чумбур-Коса и Юшкин.

1)Что Вы понимаете под термином правовое государство?

2)Создано ли оно в РФ?

3)Как Вы относитесь к законам РФ?

4)Как Вы думаете, справедливы ли они?

5)Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?

Результаты социологического опроса

(были опрошены 220 респондентов)

1.Что вы понимаете под термином «правовое государство»?

На первый вопрос от респондентов были получены следующие ответы:

«я не знаю» - 46% 101 человек

«лучше не спрашивайте» - 20% 44 человека

«когда есть законы и они работают» - 18% 40 человек

«государство, где законы выше власти» - 16% 35 человек

2. Создано ли оно в России?

На второй вопрос респонденты ответили следующим образом:

«да» - 13% 28 человек

«наверное» - 18% 40 человек

«не думаю» - 49% 108 человек

«нет, но мы к этому стремимся» - 20% 44 человека

3. Как вы относитесь к законам в Российской Федерации?

На третий вопрос были получены следующие ответы:

«я принимаю их такими, какие они есть» - 10% 22 человека

«закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло» - 8% 18 человек

«как порядочный гражданин» - 22% 48 человек

«положительно» - 47% 103 человека

«отрицательно» - 13% 29 человек

4. Как вы думаете, справедливы ли они?

Итоги опроса по четвёртому вопросу:

«не всегда» - 47% 103 человека

«не совсем» - 19% 42 человека

«да, раз существуют» - 24% 53 человека

«когда, как» - 10% 22 человека

5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

На пятый вопрос респонденты дали следующие ответы:

«да, действуют» - 10% 22 человека

«не все» - 48% 106 человек

«смотря какие» - 22% 48 человек

«ни на всех людей» - 20% 44 человека

Анкета для старшеклассников. (30 учащихся)

  1. Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?

да – 28 уч-ся 93,3%

  1. Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?

нет – 12 уч –ся 40%

  1. Согласны ли вы с тем, что «закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло»?

нет – 19 уч-ся 63%

  1. Как вы думаете, справедливы ли законы в Российской Федерации?

да – 10 уч-ся 33,3%

нет – 8 уч-ся 26,6%

не все - 12 уч-ся 40,1%

  1. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

не всегда и не все – 9 уч-ся 30%

  1. Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?

да – 19 уч-ся 63,3%

нет – 5 уч-ся 16,7%

иногда, да – 6 уч-ся 20%

нет – 26 уч-ся 86,7%

  1. Правовое государство, на ваш взгляд, - это реальность?

да - 26 уч-ся 86,7% нет – 4 уч-ся 13,3%

Следующим этапом моего исследования стало изучение пословиц, поговорок:

Нужда крепче закона.
Где закон, там и тюрьма.
Не зная закона, не знает и греха.
Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Не бойся суда, бойся судьи.

Не всякий прут по закону гнут.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.

Изучались мной и изречения выдающихся людей:

  1. В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя» (Н.Карамзин).
  2. «Законы святы, но исполнители лихие супостаты»(В.Капнист).
  3. «Русский народ вообще порядка не любит; закон и почтительность претят его натуре»(П.Вяземский).
  4. «Законы пишут для подчиненных, а не для начальников»(А.Бенкендорф).
  5. "Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона". (Цицерон)

В 9 классе в День Конституции (12 декабря 2011 года) мной и классным руководителем была проведена дискуссия на тему

«Современная Россия – правовое государство?»

Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.

Сегодня мы отмечаем восемнадцатилетие ныне действующей Конституции РФ. Хотя Конституция декларирует, что РФ демократическое, социальное, правовое государство, мы, тем не менее, решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека.

Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам нашей школы с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть такие случаи происходили в их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Мы хотим обратиться ко всем участника дискуссии, учащимся и взрослым: актуальна ли на ваш взгляд выбранная нами тема и такая постановка вопроса? Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права?

II. Основная часть. Круглый стол.

Эпиграф: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

  1. При каких условиях государство можно назвать правовым?
  2. Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?
  3. Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?
  4. Влияет ли чувство экономического достоинства граждан на становление правового государства?
  5. Кому больше нужны права – богатым или бедным?
  6. Как граждане могут способствовать развитию правового государства?
  7. Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?

Ещё раз хочется подчеркнуть, что мы не столько пытались выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить нашу роль в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу.

На уроке обществознания в 9 классе было проведено тестирование по следующим вопросам:

1.Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

  1. учреждение Государственного совета
  2. проведение переписи населения
  3. создание обществ защиты прав потребителей
  4. проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

3.Исключительным признаком правового государства является постулат:

  1. источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона
  2. все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона
  3. принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами
  4. принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

4. В основе теории правового государства лежит стремление

  1. Разделить ветви власти
  2. Определить взаимоотношения личности и государства
  3. Обеспечить индивидуальную свободу
  4. Дать возможность народу контролировать государство

5. Укажите признак правового государства:

  1. Власть выше права
  2. Справедливость
  3. Разделение властей

6. Теорию разделения властей на три ветви создал:

  1. Аристотель
  2. Цицерон
  3. Ш. Монтескье

7.Разделение властей необходимо для:

  1. сосредоточение власти в одних руках
  2. исключения монополизации власти
  3. исполнения принятых законов

Результаты тестирования показали, что учащиеся имеют хорошие знания в данной области.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Что в России издавна с недоверием относятся к законам.
  2. Жители нашего села в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
  3. Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
  4. Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества
  5. Правовое государство – это не миф.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность -государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.

Углубившись в суть вопроса, и, узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.

Необходимо помнить, что:

  1. Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.
  2. Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут защищены.
  3. Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами.

… человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, освоила новый для себя жанр научной работы.

В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам - молодому поколению современной России, надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова моего учителя: “Все в ваших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2. Коваленко А.И. «Правовое государство: концепция и реальность», М., 1993 г.

3.«Правое государство в России: замысел и реальность», М., 1995 г.

4. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

ВложениеРазмер
tvorcheskaya_rabota.docx 135.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района

Тема: «Правовое государство в России- миф или реальность?»

Черниченко Елена, 9 класс

МБОУ Маргаритовская СОШ

Красников Сергей Васильевич,

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты.

Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Россия находится на пути становления правового государства.

Цели моего исследования:

Во-первых, дать оценку состояния правового государства в России в целом и определить уровень правовой культуры жителей с. Маргаритово, х. Юшкин и Чумбур-Коса.

Во-вторых, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством.

Для достижения поставленных целей я выделила следующие задачи:

-выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство».

-проанализировать отношение населения села к становлению правового государства в России.

- рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства на протяжении существования государства.

- выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.

- проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества

- отметить несоответствие теории с реальностью правового государства в России.

Для решения этих задач я, прежде всего, изучила исторические источники. В своей работе применила различные методы исследования.

  1. Социологический опрос жителей сёл
  2. Анкетирование учащихся старших классов
  3. Изучение пословиц, поговорок и изречений знаменитых людей
  4. Изучение исторических источников

Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.

Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России?

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично- политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим режимом.

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства

  1. разделение властей;
  2. верховенство закона;
  3. признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  4. социальная юридическая защищенность личности;
  5. сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  6. недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  7. контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  8. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав (либо прямое действие международных норм);
  9. признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  10. верховенство и прямое действие Конституции;
  11. единство прав и обязанностей граждан;
  12. наличие развитого гражданского общества

Правовая культура. Что это?

  1. Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она является составной частью культуры общества. В этом смысле правовая культура включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения.

Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. История идей о правовом государстве стара как мир. Но верно ли это стремление? Может быть правовое государство - это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству идти по этому пути?

Мною был проведён социологический опрос населения села Маргаритово, х. Чумбур-Коса и Юшкин.

1)Что Вы понимаете под термином правовое государство?

2)Создано ли оно в РФ?

3)Как Вы относитесь к законам РФ?

4)Как Вы думаете, справедливы ли они?

5)Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?

Результаты социологического опроса

(были опрошены 220 респондентов)

1.Что вы понимаете под термином «правовое государство»?

На первый вопрос от респондентов были получены следующие ответы:

«я не знаю» - 46% 101 человек

«лучше не спрашивайте» - 20% 44 человека

«когда есть законы и они работают» - 18% 40 человек

«государство, где законы выше власти» - 16% 35 человек

2. Создано ли оно в России?

На второй вопрос респонденты ответили следующим образом:

«да» - 13% 28 человек

«наверное» - 18% 40 человек

«не думаю» - 49% 108 человек

«нет, но мы к этому стремимся» - 20% 44 человека

3. Как вы относитесь к законам в Российской Федерации?

На третий вопрос были получены следующие ответы:

«я принимаю их такими, какие они есть» - 10% 22 человека

«закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло» - 8% 18 человек

«как порядочный гражданин» - 22% 48 человек

«положительно» - 47% 103 человека

«отрицательно» - 13% 29 человек

4. Как вы думаете, справедливы ли они?

Итоги опроса по четвёртому вопросу:

«не всегда» - 47% 103 человека

«не совсем» - 19% 42 человека

«да, раз существуют» - 24% 53 человека

«когда, как» - 10% 22 человека

5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

На пятый вопрос респонденты дали следующие ответы:

«да, действуют» - 10% 22 человека

«не все» - 48% 106 человек

«смотря какие» - 22% 48 человек

«ни на всех людей» - 20% 44 человека

Анкета для старшеклассников. (30 учащихся)

  1. Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?

да – 28 уч-ся 93,3%

  1. Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?

нет – 12 уч –ся 40%

  1. Согласны ли вы с тем, что «закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло»?

нет – 19 уч-ся 63%

  1. Как вы думаете, справедливы ли законы в Российской Федерации?

да – 10 уч-ся 33,3%

нет – 8 уч-ся 26,6%

не все - 12 уч-ся 40,1%

  1. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

не всегда и не все – 9 уч-ся 30%

  1. Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?

да – 19 уч-ся 63,3%

нет – 5 уч-ся 16,7%

иногда, да – 6 уч-ся 20%

нет – 26 уч-ся 86,7%

  1. Правовое государство, на ваш взгляд, - это реальность?

да - 26 уч-ся 86,7% нет – 4 уч-ся 13,3%

Следующим этапом моего исследования стало изучение пословиц, поговорок:

Нужда крепче закона.
Где закон, там и тюрьма.
Не зная закона, не знает и греха.
Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Не бойся суда, бойся судьи.

Не всякий прут по закону гнут.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.

Изучались мной и изречения выдающихся людей:

  1. В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя» (Н.Карамзин).
  2. «Законы святы, но исполнители лихие супостаты»(В.Капнист).
  3. «Русский народ вообще порядка не любит; закон и почтительность претят его натуре»(П.Вяземский).
  4. «Законы пишут для подчиненных, а не для начальников»(А.Бенкендорф).
  5. "Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона". (Цицерон)

В 9 классе в День Конституции (12 декабря 2011 года) мной и классным руководителем была проведена дискуссия на тему

«Современная Россия – правовое государство?»

Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.

Сегодня мы отмечаем восемнадцатилетие ныне действующей Конституции РФ. Хотя Конституция декларирует, что РФ демократическое, социальное, правовое государство, мы, тем не менее, решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека.

Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам нашей школы с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть такие случаи происходили в их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Мы хотим обратиться ко всем участника дискуссии, учащимся и взрослым: актуальна ли на ваш взгляд выбранная нами тема и такая постановка вопроса? Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права?

II. Основная часть. Круглый стол.

Эпиграф: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

  1. При каких условиях государство можно назвать правовым?
  2. Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?
  3. Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?
  4. Влияет ли чувство экономического достоинства граждан на становление правового государства?
  5. Кому больше нужны права – богатым или бедным?
  6. Как граждане могут способствовать развитию правового государства?
  7. Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?

Ещё раз хочется подчеркнуть, что мы не столько пытались выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить нашу роль в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу.

На уроке обществознания в 9 классе было проведено тестирование по следующим вопросам:

1.Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

  1. учреждение Государственного совета
  2. проведение переписи населения
  3. создание обществ защиты прав потребителей
  4. проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

3.Исключительным признаком правового государства является постулат:

  1. источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона
  2. все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона
  3. принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами
  4. принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

4. В основе теории правового государства лежит стремление

  1. Разделить ветви власти
  2. Определить взаимоотношения личности и государства
  3. Обеспечить индивидуальную свободу
  4. Дать возможность народу контролировать государство

5. Укажите признак правового государства:

  1. Власть выше права
  2. Справедливость
  3. Разделение властей

6. Теорию разделения властей на три ветви создал:

  1. Аристотель
  2. Цицерон
  3. Ш. Монтескье

7.Разделение властей необходимо для:

  1. сосредоточение власти в одних руках
  2. исключения монополизации власти
  3. исполнения принятых законов

Результаты тестирования показали, что учащиеся имеют хорошие знания в данной области.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Что в России издавна с недоверием относятся к законам.
  2. Жители нашего села в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
  3. Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
  4. Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества
  5. Правовое государство – это не миф.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность -государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.

Углубившись в суть вопроса, и, узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.

Необходимо помнить, что:

  1. Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.
  2. Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут защищены.
  3. Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами.

… человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, освоила новый для себя жанр научной работы.

В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам - молодому поколению современной России, надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова моего учителя: “Все в ваших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2. Коваленко А.И. «Правовое государство: концепция и реальность», М., 1993 г.

3.«Правое государство в России: замысел и реальность», М., 1995 г.

4. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: