Каким веком датируется обнаружение на территории россии одного из древнейших судов

Обновлено: 19.04.2024


В истории сохранилось мало сведений о древних цивилизациях, существовавших на территории России. Тем не менее достаточно скудные данные сохранились в виде археологических раскопок, которые порой всех повергают в шок. Они мало изучены. По большей части культура древнейших народов и цивилизаций на территории России остается чем-то таким же загадочным, как история Атлантиды.

Аркаим

Аркаиму около 4800 лет. Находится место древней цивилизации России под Челябинском. Вокруг имеется множество аналогичных поселений, которые в совокупности названы Страной городов.

Аркаим следы

Примечательно, что комплекс старше самой древней египетской пирамиды в Саккаре на несколько столетий, а также старше легендарной Трои на несколько тысяч лет. Всего было найдено около двух десятков крупнейших поселений с артефактами древних цивилизаций России бронзового века.

При этом каждый город был окружен деревянными стенами, рвами. Это целые крепости со сложными системами укреплений, лабиринтами, которые захватить было весьма проблематично в бронзовый век. Города — в форме колец, и, как считается, это носило ритуальный характер. Кольца были посвящены Солнцу и Луне. Кто-то считает, что это одна из наиболее древних обсерваторий в мире наряду со Стоунхенджем. Однако в то время как на Стоунхендже отслеживается 15 событий астрономии, в Аркаиме — 18.

Восстановленный Аркаим

Мегалиты

Мегалиты являются одной из самых ярких загадок в истории Земли. Это гигантские сооружения из каменных глыб, которым уже миллионы лет. Имеется множество улик, указывающих на искусственное их происхождение. Немало мегалитов – наследия древних цивилизаций России – имеется на территории нашей страны, а именно, в Сибири, на Камчатке. Так, в 200 км от села Тигиль на Камчатке сооружены огромные объекты из камня. Форма у них цилиндрическая. Согласно исследованиям, появились объекты в доисторические времена. Кто-то утверждает, что это следы древней цивилизации на территории России. Она могла существовать тысячи лет назад. О ней и по сей день ничего не известно.

Помимо этого, подобные следы «древних цивилизаций» на севере России имеются в районе города Находка, в южных частях Камчатки. В них находят таинственные ступени, которые ведут в небо. Есть и сооружения в форме пирамид.

Скифское царство

Существовала эта древнейшая цивилизация на территории России, кратко говоря, процветала она на юге нынешней страны. Время ее существования – VIII в. до н.э. – III в. н. э. К концу этого временного отрезка представители ее стали вести оседлый образ жизни. Интересно знать, что они контактировали с древними греками, передвигались в сторону Сирии, Северного Кавказа. В итоге Скифия превратилась в рабовладельческую монархию. Центр этой древней цивилизации на территории России находился в Крыму. В III веке ее разгромили готы. Остатки скифов смешались с племенами во времена Великого переселения народов.

Боспорское царство

Эта древняя цивилизация на территории России существовала в 480 г. до н.э. – VI в. н. э. В то время, как греческие колонии располагались у Черного моря, ряд полисов объединились у Керченского пролива. В итоге именно они образовали Боспорское царство, древнюю цивилизацию на территории России. Больше всего процветала она во времена династии Спартокидов.

Следы Боспорского царства

В итоге Боспорское царство стало достаточно развитой державой. Наиболее активно оно торговало с Грецией. В Афины именно отсюда приходила примерно половина всего хлеба. В то время Греция поставляла сюда металл, дорогие ткани и терракоту. Под натиском скифов и гуннов представители боспорского государства стали искать поддержку у римлян и понтийцев, византийцев. Впоследствии государство исчезает.

Столица данного государства – город Пантикапей. Его населяли скифы и меоты. Здесь была самая настоящая восточная деспотия. Несмотря на то, что монарха несколько сдерживала знать, потомки греков, все же деспотические черты проявлялись здесь ярко. Когда сюда пришли кочевники-сарматы, скифы в итоге смешались с ними. Часть обосновалась в Крыму, под нынешним Симферополем. Именно здесь образовалось Скифское государство.

В захоронениях-курганах, обнаруженных на этом месте, было найдено множество древних артефактов, свидетельствовавших о развитости данной цивилизации. В XIX веке около Керчи раскопали курган вождя скифов. Он вместе с супругой лежал в гробу из кипариса. Золотая ваза демонстрировала сцены из жизни местных жителей – скифы с луком и стрелами, выдергивающие больные зубы.

Боспорское золото

Империя гуннов

Фактически каждый россиянин слышал о гуннах. Эта империя существовала на российской территории в IV-VI веках. Вторым названием ее была империя Аттилы. Расширялась она в итоге завоеваний именно этого предводителя. В ходе войн с Римом, Галлией, Византии, Сирией Аттила собрал под своим началом большую территорию. В итоге империя его простиралась от Северного моря до Поволжья, от Дуная до нынешней Москвы. Лишь со смертью полководца завоевания остановились, а у него были грандиозные планы: следующей походу должна была подвергнуться Персия. Когда он умер, государство потеряло свои позиции.

Тюркский каганат

Данное государство существовало в 552-603 годы. Однако за 50 лет своей жизни оно превратилось в одно из наиболее крупных азиатских государств. Под началом владельца этой империи оказались Манчжурия, Монголия, Туркестан, Казахстан; дань выплачивали Иран, Китай. Также в составе имелись алтайские территории, Северный Кавказ, Крым. Они оказались отнятыми от Византии.

Здесь оказались собранными многие народности. Высшее правящее лицо — каган. За 50 лет это было одно из наиболее сильных государств. Со смертью величайшего правителя, Тобо-хана, каганат пострадал от распрей. Сначала империя раскололась на множество частей, а после и вовсе перестала существовать.

Государство алан

Данное государственное образование на территории России существовало с 6 века по 1239 год. Впервые упоминается об аланах в I веке нашей эры. Примечательно, что, как и Русь, аланское государство в IX веке приняло православие. С трудом новая вера приживалась здесь. Расцветало государство в X-XI века. Здесь развернулось масштабное строительство. Это был крупнейший торговый и ремесленный центр. Под натиском монголов аланское государство пало.

Это аланы

Хазарский каганат

Каганат существовал в 650-969 годы. Появилось государство, когда Тюркский каганат расширился до каспийских степей. Но когда тот распался, на его остатках и возник Хазарский каганат. Следует знать, что государство прославилось мощью, влиятельностью. У него была боеспособная армия, а также предельно развита — дипломатия. Напряженные отношения у хазар существовали с Арабским халифатом. Велось множество войн, в ходе которых хазары так и не дали арабам закрепиться в Закавказье.

По большей части богател каганат за счет военной добычи. Здесь появилось множество городов. И в IX веке хазары стали больше зарабатывать на торговле. Это было связано с принятием здесь иудаизма. Но во внешней политике ситуация отличалась неблагоприятным характером. Напряженными стали отношения с византийцами, с восточных границ давили кочевники. Начинался конфликт с Древнерусским государством. В итоге, организовав в 964 году поход, князь Святослав уничтожил Хазарский каганат.

Чудские копи

В истории России сохранились сведения о некогда сгинувшем племени Чудь. Оно ушло с поверхности земли, когда Русь крестили. Согласно данным археологических экспедиций XX века, сохранились чудские копи.

Чудские копи

В итоге многие из них были разрушены, но одна известна по нынешний день. Она находится около челябинского поселка Борисовка. Об этом месте ходит множество историй. Кто-то высказывает предположения о том, что здесь развивалась отдельная подземная цивилизация.

Сибирский город под землей

Однажды в ходе аэрофотосъемки под Новосибирском у города Здвинск был обнаружен древнейший город. Площадь его составляла около 12 гектаров. Назвали местность Чичабург. В ходе дальнейших исследований удалось установить, что здесь имелись ровные улицы, постройки из дерева и камня. Местные жители возвели и сеть оборонительных укреплений.

Поразителен тот факт, что здесь существовал отдельный промышленный район. Его разместили в отдалении от жилых районов. Согласно исследованиям, город появился примерно в VII-VIII в. до н. э. Это доказывает тот факт, что, параллельно древнегреческой, здесь развивалась отдельная цивилизация.

Шаман

М. В. Ефименко после совершения экспедиции в селе Нижнетамбовское описал невероятную находку: каменные стены из блоков-мегалитов на горе Шаман. Он заявил, что сибирская и дальневосточная земли были колыбелью цивилизаций, которые известны на данный момент. Однако после смены климата территория запустела.

Это монолит

В Приморье Ефименко нашел и топонимы Древней Греции, камни с штриховыми рамками, применявшиеся в той цивилизации при возведении храмов. Также в долине реки Девятка были найдены черепки, посуды с ведическим меандром. Датировали их 4000 лет до нашей эры. Он обнаружил вымощенную камнем дорогу, ведущую неизвестно куда в тайге Амурской области. Она была сложена и из огромных деревьев, которые сохранились в вечной мерзлоте.

Ефименко в своем труде после написал, что тут остались следы секретных технологий, которые позволяли изготовить бетон из муассанита. Он считает, что стены на горе Шаман выполнялись методом послойной наливки.

Древнерусское государство

Древнерусское государство и евро-азиатская культура стоят рядом, так как ранее страна находилась между Европой и Азией. Образовалось население ее в результате смешения множества народов, представителей древнейших государств на территории современной России. Речь идет об угро-финнах, иранцах, финнах, хазарах, греках, гуннах, сарматах. Когда князь Олег сделал столицей государства Киев, базировалось оно на восточных славянах, финно-уграх, балтах. Здесь проживало немало потомков греков. Из синтеза этих культур и образовалась в итоге Русь.


29 июня 2020

Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

День кораблестроителя — один из самых молодых праздников Российской федерации. В 2020 году 29 июня сотрудники всех предприятий связанных с судостроением будут четвертый раз отмечать свое профессиональное торжество. Долгожданный праздник был утвержден совсем недавно, в конце мая 2017 года. Нормативный документ, подтверждающий официальный статус «дня корабела» собственноручно заверил премьер-министр РФ Д.А. Медведев. Начиная с этого времени 29 числа первого летнего месяца, кораблестроители всех рангов каждый год отмечают «День корабела».

Традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами.

А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата.

Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны.


Экскурсию ведет лектор-экскурсовод ЦВММ Евгения Бронникова

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире.

В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек.

В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.

Старший научный сотрудник
научно-информационного отдела ЦВММ
О. Б. Курносова

Челн-однодеревка

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

Русская ладья

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Долбленая лодка - осиновка

Долбленая лодка - осиновка

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

Кочмара

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Коч поморский

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Ладья поморская

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Египетская тростниковая лодка

Зарождение судостроения относится к той далекой эпохе, когда с изобретением каменных орудий первобытные люди смогли рубить и выдалбливать деревья, в изобилии росшие возле древних поселений по берегам рек и озер.

Тогда- то и появились первые примитивные одно- и многоместные челноки-однодеревки, которые и сейчас можно встретить где-нибудь в джунглях Амазонки. Альтернативой долбленому челноку были лодки, связанные из тростника. Изображения этих судов времен минойской цивилизации (III-II тысячелетия до и. э.) были найдены учеными вблизи острова Крит и на одном из Арголикосских островов.

Не исключено, что тростниковые лодки появились даже раньше челноков, ведь строительство их не требовало ни топоров, ни тёсел для выскребывания ствола дерева - обязательных атрибутов мастеров-корабелов каменного века.

Постепенно челноки увеличивались в размерах, становились легче и маневреннее, а отдельные плавучие бревна связывали в плоты, которые были способны нести на себе значительные грузы и требовали определенного мастерства при работе веслом, направлявшим движение судна по быстрой реке. Несомненно, наши предки плавали на плотах не только по озерам и рекам, но и в океане. Это убедительно доказал норвежец Тур Хейердал, использовавший плот «Кон-Тики» для многодневного морского перехода из Южной Америки на остров Пасхи, а затем пересекший Атлантический океан на знаменитом плоту «Ра» - точной копии своего древнего аналога, связанной из папируса без единого гвоздя.

Плот Кон-Тики

Впоследствии морское судоходство напрочь отвергло плоты и примитивные челны и создало более совершенные средства передвижения - деревянные лодки, обтянутые звериной кожей. Известно, что на таких лодках плавали из Англии к берегам Шотландии рыбаки эпохи мезолита. «Кожаные» суда до сих мор популярны у народов Севера, старинный промысел которых - охота на моржей и тюленей. А вот «авторские права» на них, вероятно, принадлежат древним грекам.

Согласно мифам Эллады, сложившимся за несколько тысячелетии до нашей эры, именно на такой лодке перевозил души усопших через суровые воды Ахеронта старец Харон. И все-таки лучшие свидетельства начала истории флота - не предания, а факты.

Сравнительно недавно, в 1967 г., сотрудники университетов Бирмингема и Шеффилда (Великобритания) установили, что между островом Милос и греческим материком существовал торговый путь.
Его появление относят к периоду между 7500 и 6800 гг. до н. э. Именно таков возраст изделий из сверхтвердого вулканического стекла обсидиана, обнаруженных археологами в пещере Франхти в юго-восточной Греции. Уникальные образцы милосского обсидиана - «металла» каменного века - могли попасть сюда только морем. Судя по всему, их завезли на континент первые греческие корабли, курсировавшие между островами Эгейского архипелага и континентальной Элладой. А значит, морскому флоту уж никак не меньше девяти тысяч лет!

Самыми древними прямыми свидетельствами начала судостроения считаются находки в Дании (местечко Магле Моз) и Англии (местечко Стар Кар). Это части весел, сделанных руками человека эпохи мезолита почти 10 тысяч лет назад.

Интересно, что за тысячи лет конструкция весла не претерпела практически никаких изменений: та же уключина, та же лопасть. Поистине все гениальное просто. На севере Судана (территория древненубийских поселений) обнаружен один из первых рисунков корабля, а в Голландии, возле Пессе, - остатки челна, построенного около 6000 г. до н. э.

Особое отношение мореплавателей к грозной, волнующей и непредсказуемой стихии распространялось и на корабль, который после спуска на воду тоже становился неким загадочным существом, игравшим роль посредника в жестоком диалоге между океаном и человеком. Может быть, поэтому судам, как и людям, начали давать имена.

Самыми древними «крещеными» кораблями были, пожалуй, египетские. Среди них «Северный», «Дикий» и «Явление в Мемфисе», датируемые 1580-1520 гг. до н. э.


На территории современного Российского государства судостроение развито с давних времен. Самое древнее судно из тех, что были найдены, относится к 5-му веку до нашей эры. Первую известную верфь основали в Соловецком монастыре: здесь делали промысловые суда. Преимущественно на Руси строили однопалубные торговые речные суда.

В 1693 году Петр Первый заложил в Архангельске первую верфь для сооружения кораблей военных. В первую военную русскую флотилию вошли собранные в этих местах:

● корабль «Апостол Павел» с 24 пушками;

● фрегат «Святое Пророчество»;

● транспортное судно «Фламов».

В 1700 – 1702 гг. на воду спустили еще несколько фрегатов и кораблей. А в 1703 г. центром нового города Санкт-Петербург стало Адмиралтейство – крупнейшая в стране судостроительная верфь. Первое большое судно, которое здесь возвели – корабль «Полтава» с 54 пушками. Уже через 11 лет после основания верфи у страны был собственный парусный флот.

Причины активного развития судостроения в России

Мощное развитие судостроения в нашей стране было экономически целесообразным. Действительно, речь идет о невероятно огромном государстве, особенно по меркам прежних веков. Площадь его составляют миллионы квадратных километров.

Перевозить грузы на такие расстояния гораздо выгоднее по воде: морем или по рекам. Так выходило гораздо дешевле. Да и брать на борт суда могли гораздо больше, чем обычные повозки.

Все это актуально и в наши дни. Главное – это надежность судна, а также аварийное и спасательное оборудование в должном объеме. Правда, современное судостроение долгое время находилось, по мнению ряда экспертов, в некотором упадке. Многие суда функционируют еще с советских времен.

Однако в настоящее время эта отрасль активно возрождается за счет ведущих производителей, настоящих энтузиастов своего дела. Сейчас можно найти качественные крупные суда и катера российского производства, отвечающие самым строгим требованиям и стандартам.

Исторические центры судостроения

В России сложились два географических центра притяжения судостроения – северный и западный. В северном регионе страны большинство крупнейших судостроительных верфей находятся в Северодвинске. Главная их специализация – арктический флот и ВПК.

На западе же страны современная отрасль в принципе зарождалась. Здесь судоверфи в основном сосредоточены в Калининграде и Санкт-Петербурге.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: