Каким судом назначается двухотсечная непотопляемость

Обновлено: 28.03.2024

В процессе эксплуатации возможно нарушение герметичности корпуса в подводной его части, и затопление забортной водой одного или нескольких отсеков. В результате этого судно может либо затонуть, либо приобрести посадку, несовместимую с возможностью его эксплуатации. Естественно, что при проектировании должны приниматься во внимание данные обстоятельства с тем, чтобы обеспечить судну требуемый уровень навигационного качества, называемого непотопляемостью. Под последней подразумевают способность судна оставаться на плаву и сохранять положительную остойчивость при затоплении в зависимости от типа судна одного или нескольких отсеков. При этом достаточно общие формулировки, такие, как «… оставаться на плаву», «… сохранять положительную остойчивость», затопление одного или нескольких отсеков конкретизируются в Правилах Регистра. Например, после аварии судно затонуло, но не полностью – носовая часть осталась на поверхности. Можно ли считать, что судно осталось на плаву или нет? В данном случае правила Речного Регистра однозначно трактуют это положение так. Судно считается оставшимся на плаву и, следовательно, удовлетворяет в этой части требованию Регистра, если ватерлиния, по которую будет плавать судно после аварии (аварийная ватерлиния), не будет пересекать так называемую предельную линию погружения. Под ней понимается линия пересечения настила палубы переборок с поверхностью борта. За палубу переборок принимается палуба, до которой доходят поперечные водонепроницаемые переборки. При попадании в корпус забортной воды по известным причинам существенно уменьшается остойчивость. В ряде случаев при затоплении отсеков судно гибнет в результате потери остойчивости, а не плавучести. Оно переворачивается и идет на дно. Поэтому Регистр при оценке непотопляемости регламентирует уровень, так называемой, аварийной остойчивости. Это в Правилах Речного Регистра обеспечивается двумя путями. Прежде всего, нормируется минимальное значение метацентрической высоты поврежденного судна (hо > 0,05 м.). Кроме того, Регистр предъявляет требования к параметрам диаграммы плеч статической остойчивости, а именно к минимальному значению ее максимального плеча и к протяженности диаграммы, предусматривая тем самым некоторый запас остойчивости. В случае несимметричного затопления дополнительно ограничиваются максимальные углы получаемого крена до и после спрямления судна.

В соответствии с правилами Речного Регистра требования к непотопляемости должны быть выполнены при затоплении:

форпика и ахтерпика по отдельности судов всех типов и классов;

каждого отсека в отдельности пассажирских судов классов «М», «О» и «Р», самоходных судов-площадок классов «М» и «О», барж-площадок грузоподъемностью более 1500 т, железобетонных судов длиной более 25 м, эксплуатируемых с командой и черпаковых земснарядов классов «М» и «О» в районе черпаковой прорези корпуса;

форпиков и ахтерпиков по отдельности в одном корпусе и одновременно в обоих корпусах катамаранов и также скегах для скеговых судов на воздушной подушке;

кроме отмеченного для судов всех типов и классов рекомендуется обеспечивать непотопляемость при затоплении машинного отделения.

Требования к непотопляемости Российского Морского Регистра Судоходства соответствуют положениям Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 1974/78) и отличаются более дифференцированным учетом назначения судна, района эксплуатации и его размеров. Основное внимание в этих требованиях уделено пассажирским судам, поскольку гибель такого судна почти всегда связана с человеческими жертвами. Международные правила также определяют требования к обеспечению непотопляемости наливных грузовых судов, что связано со стремлением предотвратить опасность загрязнения водной среды жидкими грузами, перевозимыми на этих судах. Требования к непотопляемости судов других типов и назначения в Конвенции отсутствуют и поэтому такие требования формулируются национальными правилами.

Понятно, что непотопляемость судна во многом определяется количеством поступившей в корпус забортной воды. Поэтому основное требование к непотопляемости пассажирских судов в соответствие с Конвенцией заключается в том, чтобы на судне действительные длины отсеков lот не превосходили допустимых длин lдоп

lот £ lдоп. (6.1)

Допустимая длина lдоп находится в зависимости от предельной длины затопления lпр, под которой подразумевается такая наибольшая длина условного отсека, при затоплении которого аварийная ватерлиния коснется предельной линии погружения. Допускаемая длина отсека принимается несколько меньше предельной длины затопления, тем самым предусматривается некоторый запас по непотопляемости

lдоп = h lпр, (6.2)

где h – численный коэффициент, называемый фактором подразделения (деления).

В соответствии с используемыми для расчета h формулами с увеличением размеров судна, мощности энергетической установки и количества людей на борту его величина уменьшается, что соответственно означает увеличение степени безопасности более дорогих и населенных судов.

Наряду с требованием (6.1) Правилами Морского Регистра предусмотрено выполнение расчетов посадки пассажирского судна с затопленными отсеками, подтверждающими, что аварийная ватерлиния не пересекает предельную линию погружения, а также оценивается остойчивость аварийного судна: регламентируются параметры диаграммы плеч статической остойчивости и минимальное значение начальной метацентрической высоты.

В отношении обеспечения непотопляемости непассажирских судов Правила Морского Регистра исходят из того, чтобы иметь с учетом характера эксплуатации наиболее рациональное деление корпуса на отсеки в зависимости от района плавания и размеров судна. При этом подходят так, чтобы высшая степень деления соответствовала судам, имеющим наибольшую длину, а также судам, совершающим рейсы в Арктике и Антарктике. Исходя из этого, требования к непотопляемости в форме (6.1) распространены на сухогрузные суда, имеющие в формуле класса определенный знак категории ледовых усилений – нефтеналивные, газовозы и суда, перевозящие жидкие химические грузы наливом, накатные суда длиной 170 м и более, рыболовные суда длиной 100 м и более, ледоколы длиной 50 м и более, буксиры длиной 40 м и более, спасательные суда. Требования к непотопляемости этих судов предъявляются аналогичные, что и к пассажирским судам, но в некоторых случаях более мягкие. Так, например, трехотсечный стандарт непотопляемости здесь совсем не предусматривается, а двухотсечный лишь для немногих судов (для сухогрузов с ледовыми подкреплениями категории длиной 100 м и более при автономном ледовом плавании).

Кроме сказанного, следует отметить, что Конвенцией СОЛАС и Правилами Морского Регистра предусмотрена возможность вероятностного подхода к проверке эффективности водонепроницаемого деления судна на отсеки. При этом Конвенцией расчет вероятностных индексов рассматривается как допустимая замена традиционной процедуры проверки, в то время как правилами Морского Регистра вероятностный расчет является основным, а традиционный способ – как допустимый.

Что касается требований к непотопляемости судов смешанного (река-море) плавания, то к ним имеется двоякий подход. Если судно не конвенционное, то есть не совершает международный рейсы, то их проверка в отношении непотопляемости осуществляется в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра, используя изложенные выше подходы применительно к судам внутреннего плавания. Исключение составляют пассажирские суда, нормирование непотопляемости которых основано на выполнении условия (6.1). Если судно совершает международные рейсы, то уровень его непотопляемости должен удовлетворять конвенционным требованиям и ее оценку выполняют в соответствии с Правилами Морского Регистра.

Крушение круизного лайнера Costa Concordia

Непотопляемостью называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений,сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

Требования к непотопляемости - непотоп­ляемость, главным образом, определяется способностью судна не опрокидываться и не тонуть при затоплении части судовых помещений (грузовых трюмов, отсеков, цистерн).

Обеспечение непотопляемости характеризуется степенью поддержания мореходных качеств, которые судно сохраняет после возможных повреждений или нарушения водонепроницаемости.

Уро­вень обеспечения непотопляемости судна определяется основными требованиями к непотопляемости : при затоплении заданного числа судовых помещений, ха­рактеристики посадки и остойчивости поврежденного судна не должны выходить за некоторые пре­делы.

Непотопляемость судна обеспечивается проектом и конструкцией судна, мероприятиями, осуществляемыми при его постройке (ремонте или модернизации), организационно-техническими мероприятиями в течение всего периода эксплуатации судна, эффективностью борьбы за живучесть, проводимой после получения судном повреждений или нарушении водонепроницаемости корпуса.

придание судну достаточных запасов плавуче­сти, остойчивости и прочности при проектировании судна;

ограничение потерь запаса пла­вучести и остойчивости при повреждениях судна путем введения в конструкцию судна определенных водонепроницаемых или закрываемых элементов (водонепроницаемых дверей, клинкетных закрытий, водонепроницаемых палуб, отсеков, помещений, трюмов и т.п.)

конструктивное и материально-техническое обес­печение борьбы за непотопляемость в составе снабжения судна.

постоянный контроль за состоянием остойчивости и плавучести судна и принятие мер по предупреждению их снижения ниже установленных пределов;

поддержание в ходовых условиях водонепроницаемости корпуса судна, а также судовых переборок, палуб и платформ;

поддержание в готовности всех средств борьбы за непотопляемость;

подготовка всего экипажа судна к борьбе за непотопляемость.

Борьба за непотопляемость - действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главные эле­менты борьбы за непотопляемость:

борьба с распространением воды - действия, направленные на прекращение распространения воды по судну, вос­становление и поддержание водонепроницаемости перебо­рок, палуб и платформ, заделку пробоин, откачку фильтрационной воды в соседних помещениях;

восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна (ликвидация или уменьшение крена и дифферента).

Классификация затопленных судовых помещений

В зависимости от характера затопления различают пять основных категорий судовых помещений (рис. 1.1):

I категория - судовые помещения, затопленные полностью (судовые помещения, 5 и 6);

Рис. 1.1. Схема классификации за­топленных судовых помещений

Схема классификации за­топленных судовых помещений

III категория - частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой и атмосферой (открытые сверху), например судовые помещение 4 ;

IV категория - частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой, но не имеющие со­общения с атмосферой (с воздушными подушками), например, отделение 2;

V категория - судовые помещения, затопленные (частич­но) по кромку пробоины или открытого забортного отверстия (отделение 5).

Элементы затопленных судовых помещений

К элементам затопленных судовых помещений относятся:

v - объем воды в отсеке;

xv, yv, zv,- координаты центра величины (ЦВ) объема v;

S - площадь свободной поверхности воды в отсеке;

xs, ys, zs - координаты центра тяжести (ЦТ) площади S;

ix, iy, iz - собственные (центральные) моменты и цен­тробежный момент инерции площади S относительно продольной и поперечной осей судна.

При посадке судна по наклонную ватерлинию вели­чины S, xs, ys, zs, ix, iy, iz относятся к проекции свободной поверхности воды на основную плоскость (ОП). Для судовых помещений 4 категории дополнительными характеристиками являются u и рв - объем воздушной подушки и давление в ней.

Различают теоретические объемы Vт судовых помещений и фактические V, которые зависят от загрузки судна и расположения в них судовых механизмов.

Отношение вместимо­сти судовые помещения к его теоретическому объему m=V/ Vт называется коэффициентом проницаемости.

Часть 5 Правил Морского Регистра Судоходства устанавливает следующие значения коэффициентов проницаемости отдельных судовых помещений

Непотопляемостью называется способность судна после затопления части помещений держаться на плаву, сохраняя хотя бы частично другие мореходные качества.

Основным способом обеспечения непотопляемости является деление корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками. При появлении местной водотечности вода заполняет не все судно, а лишь тот отсек, в который она поступает. Поступление воды равносильно принятию в трюм дополнительного груза, вес которого равен весу поступившей воды. Поступление воды в трюм сопровождается изменением осадки ( 38) на величину Д Т. Очевидно, что водоизмещение судна изменится на величину веса принятой в трюм воды. Приравняв эти две величины, получим условие нового равновесного положения судна на воде.

Если Д Т меньше высоты надводного борта судна с незатопленным трюмом, то судно останется на плаву, и наоборот. Приращение осадки AT можно уменьшить, увеличив число переборок, но это возможно лишь до определенных пределов: при большом числе переборок трюмы оказываются малыми по площади, они неудобны для работы, кроме того, уменьшается полезная кубатура и снижается грузоподъемность судна. В нашей стране деление судов на отсеки производится в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

При расчете непотопляемости учитывают и другие мореходные качества судна. В первую очередь это относится к остойчивости судна (неопрокидываемости), ходкости, управляемости и т. д.

Непотопляемость морских судов регламентируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море: промысловые суда длиной от 100 до 160 м должны быть непотопляемы при затоплении одного отсека (одноотсечные), 160 м и более — двух отсеков (двухотсечные), а пассажирские океанские суда длиной более 230 м — трех отсеков (трехотсечные). 46

Непотопляемость судна обеспечивается также водонепроницаемостью и прочностью элементов корпуса и переборок, что достигается плотностью соединений корпусных конструкций, исключением отверстий в наиболее важных переборках и палубах, устройством водонепроницаемых закрытий на отверстиях и горловинах, применением специальных уплотнений для кабельных трасс, трубопроводов и воздухопроводов вентиляции.

Важную роль в деле обеспечения непотопляемости играют предупредительные организационно-технические мероприятия. К ним относятся:

систематический контроль высоты воды в льялах; правильная организация личного состава в борьбе за непотопляемость, его тщательная подготовка;

поддержание всех технических средств борьбы за живучесть судна в исправном состоянии;

систематический контроль за состоянием корпусных конструкций и поддержание их в исправном состоянии;

контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна; устранение перекосов и провисания водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

контроль герметичности горловин второго дна и проверка ее опрес- сованием после работ в междудонных танках.

Борьба за непотопляемость судна предполагает: обнаружение пробоины или водотечности и ее местонахождения; мероприятия, предотвращающие поступление воды внутрь корпуса судна и распространение ее по судну;

подкрепление переборок, палуб, платформ и водонепроницаемых закрытий распорными брусьями, упорами; заделку пробоин судовыми средствами; откачку воды из отсеков;

спрямление судна, восстановление остойчивости.

Смотрите также:

Способность судна плавать при подводной пробоине и не опрокидываться называют н е-потопляемостью. Чтобы обеспечить судну непотопляемость.

Юным судомоделистам необходимо иметь представление о таких элементах, как плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость и т. д. Одним из главных свойств всякого судна.

Несамоходная настольная модель — уменьшенная копия настоящего судна — образец
остойчивость, непотопляемость, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и.

Основоположником научных работ по непотопляемости судна в русском военно-морском флоте был адмирал С. О. Макаров, который впервые в 1875 — 1876 гг.

Столь же сознательно пренебрегали судовладельцы при постройке судна его шириной, необходимой для обеспечения остойчивости, и делали ее значительно ниже нормы.

Выдающийся ученый и флотоводец С. О. Макаров стал основоположником учения о непотопляемости судов.

судна ) балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца. При.
получения большей скорости очень узкими, увеличивая остойчивость.

Мы считаем, что это судно непотопляемо».
Но оба были слишком далеко от гибнущего судна. Словом, рассчитывать на чью-то помощь в ближайшее время не приходилось.

Непотопляемостью называется способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков, образованных внутри корпуса судна водонепроницаемыми переборками, палубами и платформами.

Поступление забортной воды в корпус судна,в результате его повреждения или намеренного затопления отсеков, приводит к изменению характеристик плавучести и остойчивости, управляемости и ходкости.

Перераспределение сил плавучести по длине судна вызывает дополнительные напряжения в корпусе судна, который должен сохранить при этом достаточную прочность.

Кроме того, решение задачи об обеспечении непотопляемости транспортного судна затрагивает ряд очень важных технико-эксплуатационных показателей.

В процессе расчета непотопляемости определяют посадку судна и остойчивость судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков. Если оказывается, что аварийный крен, минимальная высота аварийного надводного борта и остойчивость поврежденного судна лежат в пределах, предусмотренных требованиями к непотопляемости, то непотопляемость судна считается обеспеченной. В противном случае принимают меры к улучшению аварийной посадки и остойчивости.

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

Непотопляемость, которая является одним из важнейших качеств судна, обеспечивается конструктивными и предупредительными организационно-техническими мероприятиями.
Конструктивно непотопляемость обеспечиваю, разделяя корпус судна на ряд отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, палуб и платформ.
Палубу, до которой доходят главные водонепроницаемые переборки, принято называть палубой переборок. Конструктивно непотопляемость судна обеспечивается также устройством на судне осушительных систем, мерительных труб, водонепроницаемых закрытий и т.п.
Большое значение дпя обеспечения запаса плавучести, остойчивости и прочности судна после затопления отсеков имеет также правильный выбор соотношений главных размерений судна.

Не менее важное значение для обеспечения непотопляемости имеют предупредительные организационно-технические мероприятия.
Наиболее важными из них являются: правильная организация личного состава в борьбе за непотопляемость; систематическая и тщательная подготовка по вопросам непотопляемости; поддержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин, иллюминаторов); строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, балластировки судна в условиях штормовой погоды и устранению свободных поверхностей жидких грузов; регулярный контроль водонепроницаемости корпуса судна путем замеров уровней жидкости в льяльных колодцах и танках двойного дна.

В аварийной ситуации личный состав борется с распространением воды и добивается восстановления остойчивости и спрямления поврежденного судна (уменьшение его крена и дифферента). Особенно важно сохранить достаточную положительную остойчивость после аварии.
Известно, что потеря судном плавучести в результате постепенного затопления является процессом относительно медленным; опрокидывание же судна вследствие потери остойчивости происходит неожиданно и обычно влечет за собой гибель судна и человеческие жертвы.
Таким образом, обеспечение непотопляемости транспортного судна охватывает большой комплекс вопросов как теоретического, так и практического характера, решение которых представляет значительные трудности.

В зависимости от характера затопления различают три категории затопленных отсеков: отсек первой категории, затопленный полностью; отсек второй категории, затопленный частично (имеющий свободную поверхность жидкости), но не сообщающийся с забортной водой; отсек третьей категории, затопленный частично и сообщающийся с забортной водой через пробоину в наружной обшивке.
Наиболее просто выполняются расчеты посадки и остойчивости поврежденного судна после затопления отсеков первой и второй категории. Так при затоплении отсеков первой категории проникшая в них забортная вода может рассматриваться как принятый на судно твердый груз; тогда элементы посадки и остойчивости судна могут быть определены по формулам, по которым определяют эти элементы при приеме твердого груза.
В случае затопления отсеков второй категории вода в них может рассматриваться как жидкий груз, принятый на судно. При этом должно быть учтено влияние его свободной поверхности на остойчивость.

Особенно сложны расчеты при затоплении отсека третьей категории, имеющего свободную поверхность и сообщающегося с забортной водой через пробоину. В этом случае количество воды в отсеке изменяется при изменении посадки судна, а посадка, в свою очередь, зависит от количества влившейся воды. Такие расчеты выполняются только в процессе проектирования судна.

РОЛЬ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ ПЕРЕБОРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

В процессе проектирования транспортных судов вопрос об их непотопляемости, в конечном счете сводится к проверке правильности выбора количества и мест расположения водонепроницаемых переборок.
Такая проверка имеет своей целью установить соответствие их размещения тем требованиям, которые предъявляются регистром. Для морских транспортных судов нормирование посадки после затопления одного или группы отсеков производится по предельную линию погружения, которая проходит по борту ниже бортовой линии палубы переборок на расстоянии 76 мм (3 дюйма) по всей длине судна. Установить предельную линию погружения необходимо, т.к. нельзя допустить, чтобы запас плавучести судна был вовсе потерян.

Таким образом, критерием непотопляемости судна после затопления одного или группы отсеков является положение ватерлинии ниже предельной линии погружения. Решение вопроса об удовлетворении этому критерию сводится к установлению такой предельной длины затопления в различных частях корпуса судна (предельной длины отсека), при которой указанное условие будет соблюдено. Придельной длиной затопления называется длина некоторого условного отсека, при затоплении которого действующая ватерлиния касается предельной линии погружения, не превышая ее.

Снизить срок уголовного наказания или получить наименее строгий вид наказания — такую цель большинство клиентов ставят перед адвокатом.

На забывайте подписаться на мой YouTube — канал!

Согласно уголовному закону, при назначении наказания учитываются:

  • характер и степень общественной опасности преступления;
  • личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  • влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В тоже время, существует еще значительное количество инструментов, которые могут помочь снизить срок уголовного наказания, в том числе:

  • изменение квалификации деяния;
  • рассмотрение дела в особом порядке судопроизводства;
  • назначение наказания ниже низшего предела;
  • изменение категории преступлений;
  • вердикт присяжных о снисхождении.

В настоящей публикации я расскажу об известных способах снижения вида и размера уголовного наказания.

Смягчающие обстоятельства — классический способ снизить срок уголовного наказания

Наличие в уголовном законодательстве понятия смягчающих обстоятельств известно даже людям, абсолютно не связанным с правоохранительной системой.

Статьей 61 Уголовного кодекса РФ предусмотрены следующие виды смягчающих обстоятельства:

  • совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
  • несовершеннолетие виновного;
  • беременность;
  • наличие малолетних детей у виновного;
  • совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
  • совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
  • противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
  • явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;
  • оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия,
  • направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

При наличии одного из двух последних категорий смягчающих обстоятельств, размер наказания не может превышать 2/3 от максимального размера наказания, а влияние остальных смягчающих обстоятельств на размер наказания отнесено к усмотрению суда.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым и это означает, что суд вправе учитывать любые заслуживающие внимания обстоятельства совершения преступления и положительно характеризующие подсудимого, не предусмотренные законом.

К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении совершившего преступление лица, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении нетрудоспособных лиц (супруги, родителей, других близких родственников).

Особый порядок судопроизводства

Особый порядок судопроизводства позволяет снизить размер уголовного наказания до 2/3 от максимального размера наказания.

Примечание: подробнее об особом порядке судопроизводства вы можете прочитать в отдельной публикации

При этом, необходимо учитывать, что на практике, максимальный размер наказания назначается крайне редко, но суды более благосклонно относятся к подсудимым, чьи дела рассматриваются в особом порядке и чаще всего назначают наказание, близкое к минимальному.

На моей практике, реальное лишение свободы, по делам, рассматриваемым в особом порядке, назначалось лишь при отсутствии юридической возможности назначить менее строгое наказание (например, при совершении тяжкого преступления в период условного осуждения).

Примечание: В одном из дел, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке судопроизводства и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

При этом, минимально возможный размер уголовного наказания в виде штрафа составляет 5.000 рублей.

Переквалификация деяния на менее тяжкое

Переквалификация является одним из наиболее эффективных способов изменения вида и снижения размера наказания, однако требует отличных знаний уголовного закона и практики его применения.

Кроме того, переквалифицировать деяние на менее тяжкое возможно исключительно при наличии соответствующих фактических обстоятельств.

Пример: В одном деле, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, т.е. в совершении разбоя, совершенного с использованием предметов в качестве оружия, за совершение которого предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы.

В ходе рассмотрения дела, квалификация его действий была изменения на ч. 1 ст. 116 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ по которым назначено наказание в виде 10 месяцев исправительных работ условно.

Наказание ниже низшего предела

По общему правилу, суд назначает уголовное наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей уголовного кодекса.

В тоже время, при наличии исключительных обстоятельств, суд вправе назначить наказание ниже низшего предела предусмотренного соответствующей статьей УК РФ или назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей (статья 64 УК РФ).

В качестве таких исключительных обстоятельств может быть признано как отдельное смягчающее обстоятельство, так и их совокупность.

Как правило, такие обстоятельства связаны с ролью подсудимого, его мотивами, поведением во время и после совершения преступления.

Примечание: В одном деле, я защищал несовершеннолетнего, обвиняемого по ч.4 ст.228.1 УК РФ.

Пределы наказания — от 10 до 20 лет лишения свободы со штрафом до 1.000.000 рублей.

Суд применил указанную норму и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 4 года со штрафом 35 тысяч рублей.

При этом, суд признал исключительной совокупность смягчающих обстоятельств – несовершеннолетие подсудимого, отсутствие судимости, условия воспитания (без попечения родителей), тяжелое материальное положение, чистосердечное раскаяние, активное способствование расследованию, а также отсутствие сведений о том, что подсудимый состоит на учете у нарколога или психиатра.

Несмотря на то, что закон прямо не запрещает применение указанной нормы закона при наличии отягчающих обстоятельств, однако на практике на такое рассчитывать не следует.

Изменение категории преступления

Уголовный закон подразделяет преступления на 4 категории в зависимости от формы вины, максимального вида и размера наказания: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

Категория преступления, учитывается при назначении наказания, выборе вида и режима исправительного учреждения, а также при рассмотрении вопроса об отмене условного осуждения.

При изменении категории преступления, суд учитывает фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности (статья 15 УК РФ).

При этом, наличие отягчающих обстоятельства исключает изменение категории преступления.

Фактически, следует признать, что изменение категории преступления работает примерно по тем же правилам, что и назначение наказания ниже низшего предела, однако влечет несколько другие последствия.

Нужно учитывать, что суд вправе снизить категории преступления не более чем на одну. То есть не получится тяжкое преступление превратить в преступления небольшой тяжести, максимум в преступление средней тяжести.

Пример: Совершение тяжкого преступления в период условного осуждения влечет безусловную отмену условного осуждения и назначение наказания в виде реального лишения свободы.

Снижение категории преступления с тяжкого до средней тяжести позволяет сохранить условное осуждение.

Досудебное соглашение о сотрудничестве

Досудебное соглашение о сотрудничестве может быть заключено по ходатайству обвиняемого, представленному следователю.

В этом ходатайстве обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

Как правило, заключение досудебных соглашения, характерно для уголовных дел, совершенных в соучастии или условиях неочевидности.

При наличии досудебного соглашения о сотрудничестве, размер наказания не может превышать половины максимального размера наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ (статья 62 УК РФ).

Вердикт присяжных о снисхождении

Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то они, в случае признания подсудимого виновным, вправе признать его заслуживающим снисхождения.

Примечание: Вы можете ознакомиться с общими правилами рассмотрения дела с участием присяжных заседателей в отдельной публикации, а также изучить вопрос о том, какое наказание может быть назначено за неявку присяжного заседателя по вызову суда и узнать размер вознаграждения присяжного заседателя

Закон не устанавливает условий и оснований для признания подсудимого заслуживающим снисхождения и признание такого обстоятельства целиком и полностью зависит от усмотрения присяжных заседателей.

В этом случае, размер наказания не может превышать 2/3 максимального размера наказания предусмотренного соответствующей статьей УК РФ, а отягчающие обстоятельства не учитываются (статья 65 УК РФ).

Указанное обстоятельство, может быть в дальнейшем применено для получения решения о назначении наказания ниже низшего предела или снижения категории преступления.

Таким образом, уголовный закон предоставляет значительные возможности для того чтобы снизить срок уголовного наказания, однако нужно уметь ими пользоваться. поскольку практически каждая процедура требует значительных познаний в сфере уголовного и уголовно-процессуального права.

Следует поручить ведение своего дела опытному адвокату по уголовным делам, который поможет вам разобраться со всеми тонкостями действующего законодательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: