Каким был порядок формирования народных судов ссср

Обновлено: 24.04.2024

Становление советской судебной системы после Октябрьской революции 1917 г.

Судебная система в любом государстве является одним из важнейших элементов государственного управления, поскольку она обеспечивает стабильность и легитимность самой власти.

В 1917 г. после слома старой системы государственного аппарата большевикам потребовалось построение новой, но уже на советских началах. Поэтому в период 1917-1918 гг. судебная система России претерпела существенные изменения.

Основы советской судебной системы были заложены сразу после октябрьских событий 1917 года. Согласно декрета II Всероссийского съезда Советов, в качестве центрального органа судебного управления создается Наркомат юстиции РСФСР, который:

  • осуществлял надзор за исполнением законов с правом опротестования незаконных постановлений и решений исполнительной власти;
  • мог привлекать к уголовной ответственности нарушителей закона;
  • надзирал и руководил расследованием дел;
  • мог требовать пересмотра приговоров и решений судов;
  • осуществлял надзор за законностью и правильностью содержания заключенных под стражей;
  • осуществлял управление местами заключения через тюремно-карательный отдел.

На местах представителями наркомата были комиссары юстиции, которые избирались местными Советами и фактически являлись местными органами судебного управления.

С самого начла прихода к власти большевики были настроены на «подавление классово чуждых элементов», формирование института Советов как выразителей воли трудящихся, и соответственно, судебные органы должны были формироваться «из народа».

В отсутствии принятых нормативно-правовых актов на местах местными Советами и революционными комитетами создавались временные следственно-судебные структуры («следственные комиссии», «судебные комиссии», «административные комиссии») для быстрого производства по делам о контрреволюции, саботаже и другим преступлениям, чтобы пресечь дезорганизацию общественного порядка.

Также на местах из представителей Советов, партийных организаций большевиков и левых эсеров формировались временные народные суды, которые именовались по-разному: «суды общественной совести», «крестьянские суды», «революционные народные суды» и др.

Вместе с тем «народность» новых судов в некоторых случаях немногим отличалась от суда «толпы».

Например, в литературе описывается случай, когда в Сарапульском уезде (Вятская губерния) крестьянский суд, рассмотрев дело об убийстве женой своего мужа в сговоре с любовником, постановил любовника «просто» казнить, а женщину закопать в землю живой.

Составы судов и следственных структур формировались не по профессионально-юридическим признакам, а по политическим мотивам. Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали.

Очевидно, что такие самодеятельные суды долго действовать не могли, поэтому большевикам потребовалось создать серьезные и основательные организационно-правовые основы судебной системы. Кроме отсутствия правового обеспечения судебной системы в Советской России еще одной проблемой стало отсутствие профессиональных кадров, т.к. большинство судей и следователей Российской империи отказались принимать большевистскую организацию правосудия, равно как и «революционное правосознание» как ключевой его признак.

Первые Декреты о суде № 1, № 2, № 3 (1917-1918 гг.)

Декрет № 1 «О суде» был принят 22 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров РСФСР (СНК) и стал первым государственным правовым актом, который положил начало формированию единой советской судебной системы.

Кратко Декрет № 1 содержал следующие положения:

  • упразднялись все существующие судебные органы, включая окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат, военные и морские суды, коммерческие суды. Эти органы заменялись судами, формируемыми на основе демократических выборов;
  • упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, частной и присяжной адвокатуры. Предварительное следствие возлагалось на местных судей, а обвинение и защита – на поверенных, «неопороченных» граждан обоего пола;
  • первую инстанцию составляли местные суды, вторую – уездные съезды местных судей. Местные народные суды учреждались в составе одного постоянного судьи и двух очередных заседателей (ст. 2);
  • местные суды решали дела от имени Российской Республики и руководствовались в своих решениях законами свергнутых правительств, если они не противоречили революционному правосознанию;
  • провозглашалось создание третейских судов, которые могли разрешать дела по гражданским и частным уголовным спорам. Порядок деятельности этих судов должен быть установлен особым декретом;
  • право помилования и восстановления в правах после осуждения принадлежало судам;
  • провозглашено создание Революционных Трибуналов (ревтрибуналов), которые должны были бороться с саботажем, мародерством и другими особо опасными преступлениями.

Декрет «О суде № 2» ВЦИК от 18 февраля 1918 г. кратко содержал следующие положения:

  • учредил народные окружные суды (один окружной суд на несколько уездов);
  • окружные суды действовали коллегиально и только как суды первой инстанции;
  • апелляционный порядок дел отменялся;
  • в кассации обжаловались приговоры и решения окружных судов;
  • ввел новый принцип – судебное делопроизводство должно было вестись на национальных языках;
  • в гражданском судопроизводстве был введен институт судебной пошлины и др.

Декрет «О суде № 3» СНК от 13 июля 1918 г.:

  • разграничил подсудность между окружными и местными судами: окружные народные суды рассматривали дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве, спекуляции, разбое и др.;
  • расширил подсудность местного суда, которые стали рассматривать мелкие гражданские и уголовные дела (уголовные – до 5 лет лишения свободы, гражданские – по цене иска до 10 тыс. руб.);
  • окружные суды рассматривали дела в составе одного судьи и четырех заседателей;
  • сохранил уездный суд как кассационную инстанцию для местных народных судов, рассматривавших дела, а в столицах – столичный съезд местных народных судей;
  • предусматривалось образование Кассационного суда в Москве как кассационной инстанции в отношении окружных судов.

Таким образом, первые декреты о суде закрепили основные принципы социалистического правосудия и его организационной структуры, единой для всей территории страны. Слом старой судебной системы проходил одновременно с созданием новых советских судов.

23 июля 1918 г. Народный комиссариат юстиции РСФСР издал Инструкцию «Об организации и действии местных народных судов» для координации и руководства судебной деятельности

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде РСФСР, основные положения которого заключались в следующем:

  • введен в пределах РСФСР единый народный суд: «в пределах РСФСР учреждается единый народный суд» (ст. 1);
  • народный суд действовал в составе одного постоянного народного судьи, двух или шести народных заседателей в зависимости от сложности и общественного значения рассматриваемого уголовного дела;
  • отменены окружные суды;
  • число судебных участков в пределах административных единиц определялось уездными, городскими и губернскими исполнительными комитетами.
  • судам в обязательном порядке было вменено оказание юридической помощи населению.

Таким образом, основной формой отправления правосудия после принятия декретов о суде и Положения о едином народном суде от 30.11.1918 г. стали народные суды.

Определение «народный» не являлось случайным. Тем самым, большевистское правительство стремилось замаскировать классовый характер нового суда, нивелировав излишнюю революционность местных работников, воспринимавших суд как прямое средство расправы представителей победившего класса со всеми недовольными.

21 октября 1920 г. было принято новое Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым народный суд действовал на территории уездного или городского района в составе постоянных народных судей и очередных судей – народных заседателей.

Народному суду были «подсудны все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения Республики или лица установление факта или события» (п. 4 Положения). Это положение отвечало задаче сближения советского правосудия с населением.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел, преимущественно бытовых споров; по сведениям зам. наркома юстиции РСФСР Н.В. Крыленко в 1924 году в республике действовало 2,5 тыс. народных судов.

15 апреля 1924 г. Наркомюст издал циркуляр «О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов», в котором содержались указания по проведению ряда мероприятий, способствовавших улучшению работы народных судов.

Таким образом, в послеоктябрьский период большевиками была создана концепция народного суда как основного органа, приближенного к населению и стоящего на защите прав трудящихся, обеспечена его правовая форма.

Особенности функционирования революционных трибуналов (1917-1922 гг.)

Декретом «О суде» № 1 было провозглашено создание революционных трибуналов.

Цель создания ревтрибуналов была определена в ст. 8: «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев и промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами Р.С. и Кр. Депутатов».

Один из авторов Декрета № 1 М.А. Рейснер прямо заявлял о том, что трибуналы были созданы именно в целях применения «мер насилия» и вершили свои приговоры, не основываясь на праве и его толковании.

Большинству юристов было понятно различие между судом, который являлся органом правосудия, и трибуналом как органом политической расправы, где проблема вины, доказательств не имела никакого значения, уступая место политической целесообразности.

19 декабря 1917 г. Наркомат юстиции принял специальную Инструкцию «О революционных трибуналах, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».

Ревтрибуналам стали подсудны следующие составы преступлений, связанные с организацией восстаний против советского правительства, а именно: саботаж, сокрытие или уничтожение документов или имущества; действия по прекращению или сокращению производства предметов массового потребления без действительной к тому необходимости, злоупотребление служебным положением и др.

Перечень наказаний, применявшихся ревтрибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, обязательные общественные работы. Смертная казнь пока еще не предусматривалась (это произошло с принятием постановление НКЮ от 16 июня 1918 г.).

12 апреля 1919 г. было принято «Положение о революционных трибуналах», которым завершилось оформление системы трибуналов как системы чрезвычайных революционных судов.

Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах по одному на губернию. Такие же трибуналы могли быть учреждены местными советами по соглашению с наркомом юстиции в городах, насчитывающих свыше 200 000 населения.

Революционные трибуналы должны были избираться местными советами и губернскими исполнительными комитетами в составе одного председателя трибунала и двух членов трибунала, в том числе один должен был быть из состава местной коллегии Губчека. Об избрании или изменении состава трибунала местный совет должен был сообщать в кассационный трибунал, которому принадлежало право мотивированного отвода председателя трибунала.

Согласно положению о трибуналах, губернские исполнительные комитеты могли, в пределах штатов трибуналов и в зависимости от местных потребностей, как и для выездных сессий трибуналов, образовывать тем же порядком второй и третий составы трибуналов из 3 членов. Члены трибунала избирались на 3 месяца, каждый член трибунала мог быть как переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же советов и губернских исполнительных комитетов.

Согласно статье 18 Положения, заседания трибунала были публичными и проходили в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не могло служить препятствием к слушанию дела. Во всех трибуналах порядок допроса вызванных на заседание свидетелей и экспертов зависел от трибунала. Трибунал вправе был прекратить допрос и мог не допрашивать остальных свидетелей, если признавал дело и обстоятельства достаточно выясненными. Допущение новых свидетелей также зависело от трибунала. От трибунала зависело и приобщение к делу новых документов либо оглашение уже приобщенных.

Революционный трибунал был вправе постановить о недопущении прений сторон после окончания судебного следствия, если признавал дело в достаточной степени выясненным судебным следствием. Приговоры трибуналы выносили, «руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велением революционной совести». В совещательной комнате никто не мог присутствовать, кроме членов трибунала, участвовавших в процессе.

«Положение о революционных трибуналах» наделяло эти органы правом скорой репрессии:

  • отменялся институт заседателей,
  • участие защитников в судебном заседании зависело от решения трибунала,
  • не допускалось обжалование приговора в апелляционном порядке.
  • копия приговора должна была вручаться осужденному не позднее 24 часов после вынесения приговора.
  • в кассационном порядке приговоры могли быть обжалованы, исключая приговоры верховного трибунала при ВЦИК, приговоры военных трибуналов, приравненных к ним, в том числе и военно-железнодорожных.
  • на подачу кассационных жалоб на приговор трибунала предоставлялось 48 часов с момента вручения приговора осужденному.

В связи с тем, что подсудность трибуналов расширялась, они рассматривали дела не только политические, но и дела о преступлениях хозяйственных, должностных и др.

Таким образом, по своим полномочиям, организации, формам процессуальной деятельности революционные трибуналы превратились в чрезвычайные специальные судебные органы. Установленные законами разграничения в компетенции правоохранительных органов (ЧК, ревтрибуналы, народные суды) были недостаточно конкретны, а на деле и предусмотренные разграничения не всегда соблюдались.

31 декабря 1924 г. II Съездом Советом СССР была одобрена первая Конституция СССР. В ней в седьмой главе впервые были заложены конституционные основы деятельности Верховного Суда СССР.

В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик, говорилось в Конституции СССР, при Центральном Исполнительном Комитете

Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

  1. дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  2. рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  3. дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  4. разрешение судебных споров между союзными республиками;
  5. рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

В Конституции четко определена структура Верховного Суда СССР. В ней отмечалось, что Верховный Суд СССР действует в составе:

  1. пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  2. гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  3. военной и военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд СССР в составе его пленарного заседания образовывался из 11 членов, в том числе председателя и его заместителя, четырех председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления СССР, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначались Президиумом ЦИК СССР.

В Конституции 1924 г. был определен также правовой статус такого правоохранительного института, как прокурор Верховного Суда СССР. По Конституции прокурор и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда СССР лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИКа СССР.

Право направления вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда СССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК СССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ СССР.

Пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик,

б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР. Принятие Верховным Судом СССР к своему производству этих дел могло иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Вторая сессия ЦИК СССР в октябре 1924 г. одобрила Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы сохраняли единство судебной системы, закрепляли создание Верховного Суда СССР, образованного в 1923 г.

В соответствии с проведенным в начале 1930-х годов районированием были созданы в районах народные суды, в округах — окружные, в областях и краях — областные и краевые, в автономных республиках — главные суды. При ликвидации округов функции окружных судов и прокуратур были переданы народным судам и районным прокуратурам.

В связи с укреплением территориальных судебно-прокурорских органов ликвидировались некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В национальных округах и районах, где раньше судебными функциями обладали органы управления, в этот период были созданы окружные суды и прокуратуры.

По Конституции СССР 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепляла весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика а также права выступать на суде на родном языке.

Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в июле I936 г. создастся общесоюзный орган судебного управления — Народный комиссариат юстиции СССР. Он должен был осуществлять наблюдение за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщать судебную практику и в случае необходимости разрабатывать изменения и дополнения к законам. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами судебных органов, а также осуществлял общее руководство нотариатом и надзор за его работой. НКЮ осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегии защитников (адвокатуры) и организовывал юридическую помощь населению. На НКЮ СССР возлагалось проведение работы по кодификации законодательства СССР, дача юридических консультаций и заключений для СНК СССР. Ему было поручено также ведение судебной статистики и руководство изданием юридической литературы.

Вторая сессия Верховного Совета СССР в августе 1938 г. приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» в котором нашли свое развитие и конкретизацию принципы организации и деятельности советского суда, зафиксированные в Конституции.

Статья 2 Закона о судоустройстве устанавливала. что: «Правосудие в СССР имеет своей задачей защиту от всяких посягательств:

  1. установленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного устройства СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;
  2. политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;
  3. прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций».

Согласно ст. 5 Закона правосудие в СССР осуществляется на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности.

В Законе нашли отражение принципы выборности судей, вовлечения широких масс трудящихся в отправление правосудия, рассмотрения дат в судах с участием народных заседателей.

Система судов была построена применительно к существовавшему политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел, областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их ведению, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов.

Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался Верховным Советом республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный Суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

Все перечисленные выше суды входили в судебную систему, которая действовала на территории союзной республики. Общесоюзными судами являлись Военный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды.

Верховный Суд СССР по Закону о судоустройстве являлся высшим судебным органом Советского государства и избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Он имел право отменять приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.

Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Эти специальные суды действовали на основе тех же принципов, что и все другие суды СССР.

Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР, и в течение 1938—1939 гг. была перестроена вся судебная система на территории СССР.

В Литовской. Латвийской, Эстонской, Молдавской ССР в соответствии с конституциями этих республик была установлена следующая судебная система: народный суд, уездный суд. Верховный суд республики.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. создастся внесудебный репрессивный орган — Особое совещание при НКВД СССР, отправлявшее «правосудие» по упрошенной процедуре. В принятом 1 декабря I934 г. (в день убийства секретаря Ленинградской парторганизации С.М. Кирова) постановлении ЦИК СССР устанавливался следующий порядок ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти.

  1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.
  2. Обвинительное заключение вручить обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
  3. Дела слушать без участия сторон.
  4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
  5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

В 1930—1934 гг. были созданы железнодорожные линейные и воднотранспортные суды и соответственно органы прокуратуры.

Кассационной инстанцией для народных судов являлись областные (краевые) суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов первой инстанции. В связи с ликвидацией судебной коллегии ОГПУ и передачей ее дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел.

Правительство большевиков наряду с ликвидацией дореволюционных органов власти приступило и к преобразованию судебной системы. 7 декабря 1917 г. СНК принял Декрет о суде, который впоследствии стали называть Декретом о суде № 1. В нем упразднялись следующие судебные органы: Сенат, окружные суды, судебные палаты, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура и органы предварительного следствия, приостанавливалась также работа мировых судов. Однако сразу после революции в Петрограде, Кронштадте, Москве, Смоленске, Саратове, в Ярославской, Тверской, Пензенской, Новгородской, Уфимской, Оренбургской и Олонецкой губерниях, на Кубани, Украине, в Сибири и некоторых других регионах по инициативе местных советов создавались новые судебные органы, носившие различные названия: революционные народные суды, следственные комиссии с функциями суда, суды общественной совести и т.п.

По Декрету о суде № 1 в стране учреждались местные суды и революционные трибуналы. Местный суд состоял из 1 постоянного судьи и 2 заседателей. Причем судьи должны были избираться непосредственно населением. Однако в связи с отсутствием законодательного акта о порядке проведения выборов местным советам разрешалось избирать местных судей. Подсудность местных судов распространялась на уголовные дела, за которые полагалось наказание не свыше 2 лет лишения свободы, и на гражданские дела, цена иска которых не превышала 3 тыс. рублей.

Уездные съезды местных судей являлись кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры и решения местных судов. Для крупных городов такой инстанцией был городской съезд судей, на который приглашались все местные судьи. Кассационные жалобы рассматривались судом в составе не менее 3 местных судей.

Революционные трибуналы, учрежденные в соответствии с Декретом о суде № 1, рассматривали дела, связанные с преступлениями против советской власти, саботажем и другими злоупотреблениями чиновников, промышленников и торговцев. Судьи революционных трибуналов избирались на пленарных заседаниях губернских или городских советов. Подсудность революционных трибуналов не была четко регламентирована. Поэтому они могли рассматривать практически все дела, возбуждавшиеся органами правопорядка в отношении представителей бывших эксплуататорских классов.

28 января 1918 г. СНК принял Декрет о революционном трибунале печати. Эти суды создавались при революционных трибуналах для рассмотрения дел о преступлениях с использованием печатных изданий. Революционные трибуналы печати избирались местными советами в составе 3 судей на срок не более 3 месяцев.

В Декрете о суде № 1 предоставлялось право применять законы прежних правительств, если они не были отменены советской властью и не противоречили революционному правосознанию. Так как большинство правовых актов царского и временного правительства противоречили декретам ВЦИК и СНК, а также основным положениям программы РСДРП (б), они практически не применялись.

Устанавливая порядок формирования судебных органов местными советами, советское правительство поставило их в полную зависимость от местных органов власти, которые навязывали им свои решения по конкретным делам и пытались рассматривать жалобы на приговоры судов, постоянно вмешиваясь в их деятельность.

Хотя в Декрете о суде № 1 не были указаны судебные органы, которые должны были рассматривать уголовные дела, выходившие за пределы подсудности местных судов, в целом имел важное значение, так как в соответствии с ним были упразднены дореволюционные судебные учреждения и созданы новые судебные органы — местные суды и революционные трибуналы.

По Декрету о суде № 2 от 28 февраля 1918 г. в уездах и городах создавались окружные суды. Их члены избирались уездными и городскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А председатель окружного суда и председатели уголовного и гражданского отделений избирались на общем собрании членов окружного суда и могли быть им же отозваны. Членов окружных судов отзывали избиравшие их советы. Окружные суды обладали правом рассмотрения кассационных жалоб на решения местных судов. В губерниях и областях создавались губернские и областные суды в качестве кассационной инстанции для окружных судов.

В Декрете о суде № 2 предусматривалось создание Верховного судебного контроля из состава областных народных судов. Его целью было достижение единой кассационной практики. Верховный судебный контроль наделялся правом выносить решения, обязательные для нижестоящих судов.

В действительности были образованы только окружные суды, которые работали недостаточно эффективно. Областные и губернские суды, а также Верховный судебный контроль так и не были созданы. Поэтому в Декрете о суде № 3, принятом СНК РСФСР 20 июля 1918 г., вместо Верховного судебного контроля учреждался Кассационный суд в Москве для рассмотрения жалоб на решения окружных судов. Он состоял из гражданского и уголовного отделений. Его члены утверждались ВЦИК из кандидатов, представленных окружными судами и советами местных народных судей.

В Декрете о суде № 3 значительно расширялась подсудность местных народных судов, к компетенции которых относилось рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Такие дела передавались для рассмотрения в окружные суды. Местные суды имели также право решать гражданские дела, цена иска которых не превышала 10 тыс. рублей.

В связи с тем, что в нормативных актах не был четко регламентирован порядок образования и границы подсудности революционных трибуналов, их деятельность часто дублировалась местными судами. В Декрете СНК РСФСР «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. Кроме дел, связанных с контрреволюционными выступлениями, саботажем и спекуляцией, они рассматривали дела о борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием документов, хулиганством и шпионажем.

Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК. Его избирал ВЦИК в составе председателя и 6 членов сроком на три месяца. При этом трибунале учреждалась Центральная коллегия обвинителей в составе 3 членов, которых избирал ВЦИК. Она принимала участие в работе следственной комиссии при данном трибунале и поддерживала публичные обвинения по всем делам.

Создание Кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало завершение процесса формирования советской судебной системы. Кассационный отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося СНК и утверждавшегося ВЦИК, и 2 постоянных членов, одного из которых делегировал ВЦИК, а другого — Наркомат юстиции. Кассационные жалобы и протесты необходимо было рассматривать в двухнедельный срок. Он рассматривал кассационные жалобы и протесты на решения революционных трибуналов.

30 ноября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о народном суде РСФСР», в котором регламентировались вопросы организации и деятельности этих органов и значительно расширялась подсудность народных судов. Они теперь рассматривали все гражданские и уголовные дела, за исключением тех, которые относились к ведению революционных трибуналов. В данном Положении упразднялись все окружные суды, а также Московский кассационный суд. В нем предлагалось устанавливать разный состав суда в зависимости от категории рассматриваемых дел. Так, малозначительные гражданские дела рассматривались народными судьями единолично, а дела, связанные с посягательством на человеческую жизнь, причинением тяжких телесных повреждений, изнасилованием, разбоем, подделкой денежных знаков и документов, взяточничеством и спекуляцией, решались судом в составе 1 народного судьи и 6 народных заседателей. Остальные гражданские и уголовные дела рассматривались в народном суде, включавшем 1 судью и 2 заседателей. В случае отсутствия необходимых правовых норм судьям рекомендовалось руководствоваться «социалистическим правосознанием».

В Положении сохранялся существовавший ранее порядок избрания народных судей и заседателей. Кандидатуры народных судей рассматривались и утверждались местными советами. Кандидатуры народных заседателей представлялись общественными организациями рабочих, волостными и сельскими советами и утверждались исполкомами городских, уездных или волостных советов. Кассационные жалобы на решения народных судов рассматривал Совет народных судей.

В «Положении о народном суде РСФСР», утвержденном ВЦИК 21 октября 1920 г., вводился новый порядок избрания и отзыва народных судей. Они избирались по-прежнему местными советами, но утверждались уже губернскими исполкомами советов. Отозвать народных судей имели право только местные советы, избравшие их на эту

должность. Однако такое решение должно было пройти процедуру утверждения исполкомом совета соответствующей губернии.

В Положении изменился также порядок проведения предварительного следствия. Так, по уголовным делам, рассматривавшимся судом в составе 1 народного судьи и 6 народных заседателей, необходимо было провести предварительное расследование. Для остальных уголовных дел достаточно было дознания, проведенного органами милиции. Тем не менее судья имел право передать дело следователю из Коллегии народных следователей, функционировавшей при губернском Совете народных судей.

Защита осуществлялась в виде общественной обязанности гражданина, который на основании своих профессиональных знаний, образовательного уровня, партийного или служебного стажа готов был для выполнения данной работы. Обычно списки защитников обсуждались и утверждались исполкомами местных советов.

В соответствии с «Положением о революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г. предусматривалось существенное их сокращение. Теперь они могли создаваться только при губернских советах, а также в городах, численность населения которых превышала 200 тыс. человек.

Революционный трибунал состоял из председателя и 2 народных заседателей, которых избирал губернский совет. Рассмотрение дел по решению революционных трибуналов могло проходить с участием представителей защиты и обвинения.

В новом «Положении о революционных трибуналах», утвержденном ВЦИК 18 марта 1920 г., в их состав включался представитель губернской Чрезвычайной комиссии. Кроме того, при революционном трибунале учреждалась должность следователя-докладчика, к ведению которого относились вопросы подготовки заключения по рассматриваемому делу.

Получив право внесудебной расправы ВЧК, ее губернские и уездные чрезвычайные комиссии, широко его применяли. Так, после принятия СНК 5 сентября 1918 г. постановления «О красном терроре» органами ВЧК было репрессировано 31 389 человек, из которых 6185 человек было расстреляно, 14 829 человек были заключены в тюрьмы, 6407 человек направлены в концентрационные лагеря, 4068 человек были взяты в заложники 1 См.: Сырых В. М. Н.В. Крыленко — идеолог советского правосудия. М., 2003. С. 35. .

В годы гражданской войны в РСФСР были созданы специализированные судебные органы. Так, в составе Красной Армии, на железных дорогах и в действующих воинских частях учреждались революционные трибуналы для решения дел, связанных с преступлениями военнослужащих. Для рассмотрения дел о дезертирстве из рядов Красной Армии постановлениями Совета рабочей и крестьянской обороны от 3 июня и от 13 декабря 1919 г. были образованы уездные комиссии по борьбе с дезертирством. Если на территории губернии не действовал революционный трибунал, то такое право предоставлялось губернским комиссиям по борьбе с дезертирством.

В целях приближения суда к населению, вовлечения в работу суда широких трудящихся масс и разгрузки народных судов от разбора мелких уголовных и гражданских дел, президиум Центрального исполнительного комитета Союза ССР в дополнение основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак. Союза 1924 г. № 23, ст. 203) и в изъятие из общего порядка рассмотрения уголовных и гражданских дел постановляет:

Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик организовать при сельских советах для рассмотрения гражданских и уголовных дел сельские суды, характер которых определяется нижеследующими положениями:

1. Сельский суд на территории сельского (или соответствующего ему) совета образуется в составе председателя сельского суда, его заместителя и народных заседателей. Председатель и заместитель председателя сельского суда избираются пленумом сельского (или соответствующего ему) совета из числа его членов и утверждаются районным исполнительным комитетом. Народные заседатели сельского суда вбираются на общих собраниях граждан села, пользующихся по конституции избирательными правами, и утверждаются пленумом сельского совета. Председатель, его заместитель и народные заседатели сельского суда избираются на срок полномочий сельского совета, при чем досрочный отзыв их производится в порядке и на основаниях, установленных для отзыва членов совета.

Примечание. Председатели, их заместители и народные заседатели сельских судов выполняют свою работу в порядке общественной (бесплатной) нагрузки.

2. Сельские суды рассматривают:

а) дела о нарушениях общественной безопасности и порядка, правил, охраняющих народное здравие, о хулиганстве, клевете, оскорблениях, нанесенных словесно, письменно или действием, и о нанесении побоев, не причинивших телесных повреждений;

б) имущественные споры на сумму не свыше 50 руб., дела по искам об уплате установленных алиментов на содержание детей, дела (простейшие) о бесспорных алиментах, не связанных с установлением отцовства, а также дела- по разделам и спорам о праве на землю трудового пользования;

в) трудовые споры на сумму не свыше 25 руб. о заработной плате, об оплате сверхурочных работ и о спецодежде.

Примечание. Дела и споры граждан, проживающих на территории разных сельских советов, могут рассматриваться сельским судом лишь в тех случаях, когда заявитель обратится в суд по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

3. Дела в сельском суде могут возбуждаться по устному или письменному заявлению как сторон, так и третьих лиц. Все судопроизводство организуется в упрощенном порядке и освобождается от всяких сборов. Техническое обслуживание самого суда производится аппаратом сельского совета.

4. Дела в сельском суде рассматриваются в открытом заседании в составе председателя и двух народных заседателей сельского суда и не позднее 10 дней со дня поступления жалобы.

5. Сельский суд, обнаружив, что состоявшееся до разбора дела соглашение сторон может существенно нарушить интересы участвующего в деле трудящегося обязан рассмотреть дело по существу и вынести по нему постановление.

6. Сельские суды могут налагать по уголовным делам одну из следующих мер взыскания:

б) общественное порицание с опубликованием или без опубликования в печати или с объявлением на сельском сходе;

в) денежный штраф не свыше 10 руб., идущий на общие культурные мероприятия местного значения и на нужды отдельных местных общественных организаций;

г) принудительные работы на срок не более 5 дней.

7. Постановления сельского суда окончательны и обжалованию не подложат, но могут быть отменены в порядке судебного надзора народным судом и прокуратурой. В случае отказа от добровольного исполнения они приводятся в исполнение в принудительном порядке.

8. Руководство деятельностью сельских судов возлагается на народный суд. Наблюдение за деятельностью сельского суда осуществляется народным судом и прокуратурой.

Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик в двухмесячный срок разработать мероприятия для проведения в жизнь настоящего постановления.

Председатель ЦИК Союза ССР Г. Петровский.

Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе.

29 сентября 1930 г.

Распубликовано в № 271 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 1 октября 1930 г.

Народные суды (сокр. н. с.) — базовое звено судебной системы СССР. Неоднократно меняло свое положение (уровень, номер инстанции и т. п.) в результате реформ судебной системы.

Местные народные суды

Низшее звено судебной системы (1917—1922 гг.)

«Местные народные суды» (до 1918 г. — «Местные суды») созданы декретом о суде № 1 Имелись в рамках территории старых судебных участков Российской империи. Избирались населением. Кассационной инстанцией для местных народных судов являлись съезды местных судей, имевшиеся в уездах. Упразднены Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. Съезды местных судей заменены народными судами.

Окружные народные суды

Суды кассационной инстанции (1918—1922 гг.)

«Окружные народные суды» были созданы декретом о суде № 2. Назначались губернскими исполнительными комитетами советов рабочих и крестьянских депутатов. Упразднены Положением о судоустройстве 1922 г. Заменены губернскими судами.

Районные (городские) народные суды

Суды первой инстанции (1922—1937 гг.)

Созданы Положением о судоустройстве СССР 1922 года. Имелись в уездах (позже в районах), губернских городах и городских районах. Назначались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год. Упразднены Конституцией 1937 года. Функции перешли к одноимённым органам избираемым населением города или района.

Суды первой инстанции (1937—1989 гг.)

Созданы Конституцией 1937 года. Имелись в районах, городах областного подчинения (кроме городов областного подчинения имеющих городские районы), городских районах. Состояли из народных судей и народных заседателей. Народные судьи избирались населением района или города сроком на 5 лет, народные заседатели избирались собраниями трудовых коллективов сроком на 2 года (с 1977 года — на 2,5 года). Упразднены поправками законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» 1989 года. Функции перешли к одноимённым органам, избираемыми областными советами народных депутатов.

Суды первой инстанции (1989—1993 гг.)

Созданы законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» 1989 года. Имелись в районах, городах областного подчинения (кроме городов областного подчинения имеющих городские районы), городских районах. Так же состояли из народных судей и народных заседателей. Народные судьи назначались областными советами народных депутатов сроком на 10 лет, а с 1991 года — пожизненно, народные заседатели избирались фабрично-заводскими собраниями или сельскими собраниями сроком на 5 лет. Упразднены федеральным конституционным законом «О судебной системе» 1996 года. Функции переданы районным (городским) судам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: