Каким бортом расходятся маломерные суда на реке

Обновлено: 15.04.2024

Если у тебя есть необходимость обойти встречное судно с определённого борта, ты должен дать с этого борта отмашку, флажком, электронной вспышкой, но обязательно такую, чтобы её заметили на встречном судне. Разумеется крупногабаритные суда должны тебя пропустить, но в пределах фарватера. Просто, во избежании неприятностей, на том судне должны понять твой манёвр. А вообще, расходиться вы должны левыми бортами. А вот при шлюзовании, насколько я помню, предпочтение отдаётся маломерным судам, т. е. крупное судно не должно становится рядом с маломерным, иначе при заполнении шлюза крупняк может раздавить тебя о стенку.

При встречном движении суда и составы должны расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) стороны фарватера.

В России правостороннее движение. Это относится и к движению на воде.
Если у судна, которое идёт на тебя есть приоритеты, т. е. у него "главная дорога",оно может прижаться к левому берегу (согласно знаков) и ты обязан его пропустить.
Почитай правила. Хотя бы основные. В принципе, водные правила, схожи с правилами на дороге, только в несколько раз сложнее.

левыми бортами расходится надо, как и на машинах. Но вообще вам надо находится подальше от судового хода, ну если река судоходная.

Если "Плывешь" то без разницы, а если идешь, то справа.

А если идешь в одну сторону, то так же разницы нет, главное не занимать сторону для встречки.. .


По крайней мере так делают у нас на канале.

ты что слабак чтоли - что значит обойти - только прямым курсом -ты волевой человек жми на газ налегай на вёсла и припевая ВРАГУ НЕ СДАЁТСЯ НАШ ГОРДЫЙ ВАРЯГ. тарань его -да ты не титаник !! но твой дух -дух титана! ну если страшновавто -то два румба в право и равнение по левому борту!

Преимущество перед встречным судном имеет судно идущее вверх по течению. Вот и руководствуйся правилами, а не какими бортами расходиться. А форватер не для маломерного флота.

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

02.06.2015 20:23
дата обновления страницы










Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации. Знание сила

Если у Вашей яхты, лодки или катера обросло дно, то он выглядит не только не эстетично (это как ездить на грязной машине), но и с практической точки зрения, наросты, тина, ракушечник, различные отложения образуют некую преграду для воды, чем замедляют движение судна, тем самым увеличивают расход топлива при той же скорости. Для этого существуют самополирующие и необрастающие краски, покрасив днище лодки или катера, Вы избавитесь от обрастания. Более подробно о красках необрастайках здесь. Но чтобы нанести краску на днище катера или лодки, сначала нужно удалить водоросли с днища и все загрязнения,

Порядок расхождения и обгона судов

Порядок расхождения и обгона судов. Управление судами во время их движения должно обеспечивать безаварийное плавание При встречном движении судов и составов последние должны расходиться левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера, и обязаны принимать все меры для безопасного расхождения.

Судно, идущее снизу по реке на расстоянии видимости судна, плывущего сверху (ночью - его отличительных огней), должно принять все меры к безопасному его пропуску.

В тех случаях, когда по путевым условиям расхождение судов представляет затруднение, судно, идущее снизу по реке, обязано отрегулировать свой ход так, чтобы встреча и расхождение произошли в удобном и безопасном месте. Как правило, судно, идущее снизу, первым за 1,5 км от встречного судна .подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта. В свою Очередь, судно, идущее сверху по реке, обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать )дин продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

Если невозможно расхождение левыми бортами, судно, идущее снизу по реке, обязано заранее уклониться в левую сторону (по ходу) и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска судна, идущего сверху, с правого борта, после чего на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта. Судно, идущее сверху по реке, также обязано подать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы - при пропуске встречного судна или состава с левого борта, плотовод подает один продолжительный, а при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно отрепетовать (повторить) звуковые сигналы и отмашку и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно разойтись на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, го суда обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать следовать своими курсами без обмена сигналами на расхождение.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся между собой левыми бортами. При обгоне обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно уменьшает свой ход, следуя за водоизмещенным. Расхождение и обгон с другими судами - не на подводных крыльях - производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях^ При движении суда на подводных крыльях не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший интервал между бортами. При этом обмен звуковыми и зрительными сигналами должен происходить при встречах не менее чем за 2 км, при обгонах - не менее чем за 1 км.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно не ближе чем за 500 м при следовании сверху по реке и 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последнего счала состава, обязано запросить обгоняемое судно, подав два коротких и один продолжительный звуковой сигнал.

В свою очередь, обгоняемое судно незамедлительно подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с того борта, с которого оно предоставляет обгон, уменьшает свой ход и уклоняется в сторону, противоположную поданной отмашке. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

Если обгоняемое судно по каким-либо причинам не может предоставить обгон обгоняющему судну, оно подает сигнал , по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения.

Если судно идет задним ходом, то перед отмашкой оно дает два продолжительных сигнала.

12.09.2015 15:40
дата обновления страницы















Полезные советы




История изменения сайта

Движение судов

Расхождение судов при встрече и обгоне

Ниже излагаются соответствующие пункты "Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР", введенных в действие в 1963 году. В других союзных республиках может существовать иной порядок расхождения судов при встрече и обгоне.

При встречном движении суда и составы должны расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) стороны фарватера. Суда обязаны принять все меры к безопасному расхождению.

Рис. 169 Обмен сигналами при встрече судов

Снизу идущее судно во всех случаях на расстоянии видимости сверху идущего судна (ночью его отличительных огней) должно принять меры к безопасному пропуску сверху идущего судна, а когда по условиям пути расхождения судов представляет затруднение, судно, идущее снизу, обязано регулировать свой ход таким образом, чтобы встреча и расхождение с идущим сверху судном произошли в удобном месте.

Идущее снизу судно первым за 1,5 км (рис. 169) от встречного судна подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку * с левого борта. Идущее сверху судно обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

При невозможности расхождения левыми бортами в силу местных условий пути снизу идущее судно обязано заблаговременно уклониться в левую по ходу сторону и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска сверху идущего судна с правого борта, после этого на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы и указывают отмашкой встречным судам и составам сторону безопасного расхождения. При пропуске встречного судна или состава с левого борта плотовод подает один продолжительный свисток и при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно подать такой же ответный звуковой сигнал и отмашку с того же борта и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

* Сигнал-отмашка подается днем маханием белым квадратным флагом (длина стороны 70 см), ночью - проблесками белого огня (миганием). Отмашка производится до тех пор, пока от встречного или обгоняемого судна не будет получен ответный сигнал, после чего отмашка прекращается. Суда, оборудованные светоимпульсными отмашками, днем и ночью производят отмашку импульсами света. Сигнал остановки днем подается горизонтальным движением белым флагом отмашкой, ночью - горизонтальным Движением белого огня.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно пройти одно мимо другого на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, то они обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать идти своим курсом без обмена сигналами.

Если снизу навстречу идущему судну следуют одно за другим несколько судов или составов, сигналы на расхождение подаются каждому из них.

Интервал между бортами во время расхождения при встрече и обгоне судов и составов должен быть по возможности наибольшим.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно (рис. 170), не ближе чем за 500 м при следовании сверху и за 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последних судов состава обязано запросить у обгоняемого судна,

с какой стороны можно произвести обгон путем подачи двух коротких и одного продолжительного звукового сигнала. Получив запрос на обгон, обгоняемое судно должно незамедлительно подать два коротких и один продолжительный звуковых сигнала и отмашку с того борта, с которого оно намерено пропустить обгоняющее судно, одновременно с этим оно обязано уменьшить ход, уклониться в сторону, противоположную поданной отмашке, и пропустить обгоняющее судно. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

В случае невозможности пропуска обгоняемое судно подает сигнал "Предупреждение", по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения на обгон.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся левыми бортами, а при обгонах обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно должно уменьшить ход и до окончания обгона следовать на водоизмещающемся режиме. С другими судами расхождение и обгон производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях. При своем движении эти суда не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший возможный интервал между' Сортами.

Рис. 170. Обмен сигналами при обгоне судов

Отмашка, подаваемая судном на подводных крыльях, должна безоговорочно приниматься и подтверждаться другими судами, а судоводители последних обязаны твердо удерживать свои суда на курсе, не допуская их отклонений и рыскливости до тех пор, пока не произойдет расхождение или обгон. Обмен звуковым^ и зрительными сигналами суда на подводных крыльях осуществляют не менее чем за 2 км, при обгоне - не менее чем за 1 км.

Порядок движения судов на подводных крыльях на рейдах с большой густотой движения объявляется в местных правилах плаваний-

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам и участкам пути, где расхождение невозможно, снизу идущее судно обязано остановиться в безопасном месте и пропустить сверху идущее судно.

Категорически запрещается

1) Обгон и расхождение судов на реках и каналах с одновременным нахождением на траверзе трех судов. Ответственность за разрешение одновременного обгона при расхождении судов несет вахтенный начальник обгоняемого судна, который обязан принять все меры, чтобы исключить одновременный обгон и расхождение.

2) Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, а также в пролетах мостов и подходных каналах при подходе к шлюзам.

Глава VIII. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС - 72)

31. Расхождение и обгон судов

Суда с механическим двигателем, идущие прямо или почти прямо навстречу друг другу, обязаны уклониться от своего курса вправо, настолько, чтобы свободно разойтись, имея встречное судно с левого борта.

Суда считаются идущими прямо или почти прямо навстречу друг другу в тех случаях, когда ночью они видят в створе или почти в створе топовые огни и (или) оба бортовых огня, а днем наблюдают соответствующий ракурс встречного судна.

Когда два судна с механическим двигателем сближаются таким образом, что линии их курсов пересекаются, уступать дорогу должно то, которое видит другое судно на своей правой стороне.

Нельзя пытаться проходить под носом идущего судна, увеличивая для этого ход, вместо .того, чтобы уступить ему дорогу. Ответственность за столкновение в этом случае несет судно, которое обязано было уступить дорогу, но не сделало этого.

Суда, которым уступают дорогу, должны продолжать свой путь, не изменяя ни курса, ни скорости до тех пор, пока они не разойдутся со встречным судном.

Опасность столкновения можно обнаружить, наблюдая за изменением пеленга. Если несколько раз взятый на судно пеленг заметно не меняется, значит, есть опасность столкновения.

Всякое судно, идя узким проходом или фарватером, обязано насколько возможно держаться правой стороны (относительно направления движения).

Суда длиной менее 20 м и парусники, находясь в узкостях, не должны затруднять безопасное движение судов с механическим двигателем, которые могут следовать только в данном проходе.

При сближении парусных судов дорогу уступают следующим образом: когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну; когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром.

По этому правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.

При обгоне судов всегда должно изменять курс обгоняющее судно. Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22,5° позади траверза последнего. Ночью при таком положении виден только кормовой огонь обгоняемого судна.

Никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее судно, по смыслу настоящих Правил, судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Речная лоция. Правила расхождения судов

Открытие навигации по Днепру и на Киевском водохранилище означает, что с каждым днем будет все больше и больше речного транспорта, моторных лодок, гидроциклов и парусных яхт. Чтобы ваше времяпрепровождение было максимально приятным и безопасным, решили еще раз напомнить о правилах речной лоции. Представляем вашему вниманию основные правила расхождения судов, информацию о навигационных буях и знаках, а также нюансы прохождения под мостами.

  • Каждое судно должно двигаться с безопасной скоростью, для того чтобы оно могло предпринять надлежащее действие для предупреждения столкновения.
  • В пределах Киева, в местах массового отдыха и на переправах, скорость движения не должна превышать 15 км/час.
  • Запрещено становится на якорь в пределах судового хода и 10-ти метровой полосы за пределами судового хода.


По правилам, моторное судно должно уступать дорогу парусным судам, не стоит рассчитывать, что баржа, идущая с грузом, начнет уступать вам дорогу. Парусному флоту рекомендуется не мешать судам, идущим по фарватеру (теплоходы, баржи и т. п.) и, по возможности, проходить в стороне от них вдоль кромки судового хода.
Напоминаем вам про основные принципы безопасного плавания:


 Маломерное судно не должно препятствовать движению и маневрированию транспортных судов!
 Если все же вы видите, что другое судно уступает дорогу, вам необходимо сохранять курс и скорость.
 Для того, чтобы избежать столкновения, предпочтительнее изменить курс, а не скорость, поскольку изменение курса более заметно с другого судна.
 Если два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:
Когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу судну, идущему правым галсом (рис. А). Когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветру, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром (рис. Б)


 Если вы идете под двигателем (даже если паруса подняты) и сближаетесь с другим судном с механическим двигателем пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то:
- каждое из суден должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту (рис. А);
- судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу и при этом, если позволяют обстоятельства, оно должно избегать пересечения курса другого судна у него по носу (рис. Б).


Навигационные буи и знаки



Судовой ход – водное пространство, предназначенное для движения судов и обозначенное на карте и/или местности навигационными знаками. Сигнальные огни на этих знаках называют навигационными огнями.
Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
Кромка судового хода – это условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Различают правобережную и левобережную кромки. Правая кромка ограничивает судовой ход у правого берега, а левая – у левого. Река течет от истока к устью. Для того чтобы определить, где левый берег реки, а где правый, надо стать по течению реки лицом к устью, спиной к истоку, тогда там, где правая рука, будет правый берег, где левая – левый.
На реке Днепр используются латеральные знаки ограждения. Это значит, что если идти вниз по реке, то правая кромка фарватера будет ограждена красными буями, а левая – черными.
Основные навигационные буи, которые можно встретить на реке Днепр, приведены ниже:
Кромочный буй обозначает кромку судового хода

Правая сторона: красный прямоугольный буй. Красный огонь, постоянный или проблесковый

Левая сторона: черный треугольный буй. Зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый.

Ось судового хода и одновременно его кромка для разделения встречных потоков судов:
• белый треугольный буй с двумя горизонтальными широкими черными полосами, веха белая с двумя черными полосами;
• огонь — белый или желтый двухпроблесковый.


Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода:

Правый берег: красный прямоугольный буй с широкой горизонтальной белой полосой. Огонь – красный, проблесковый или частопроблесковый.
Левый берег: белый треугольный буй с широкой горизонтальной черной полосой. Огонь – белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый.
Поворотно-осевой буй обозначает поворот оси судового хода: красный треугольный буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами. Огонь белый или желтый группочастопроблесковый. Веха — две черные (или белые) и три красные равные по ширине, горизонтальные полосы.


Примечание. Поворотные кромочные плавучие знаки, обозначающие поворот судового хода, выставляются в местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залесенность не позволяют видеть расположенные за поворотом навигационные знаки. Как правило, их выставляют у выпуклого берега. В этом случае красный буй обозначает правый поворот, белый — левый (считая по течению реки).

Разделительный буй обозначает разделение судового хода: разделительный буй с красно-белыми или красно-черными вертикальными полосами. Огни — красный и зеленый или красный и белый, или желтый и красный проблесковые огни используют парами друг над другом. Знаки опасности устанавливаются для обозначения особо опасных препятствий на фарватере и у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, камни и т. п.). Стоят непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода. Рядом с ним всегда находится дублирующий знак – обычный кромочный знак, который установлен на расстоянии 10-15 м от знака опасности в сторону судового хода. Огни двухпроблесковые, справа – красные, слева – зелёные (всегда!).

Проход под мостами


При проходе под мостами необходимо быть уверенным, что пролет имеет достаточную высоту для прохода мачты (высота мачты Platu25 – 11,74 м) и в пролете достаточная глубина (осадка Platu25 – 1,58 м). Проходить нужно только в разрешенных пролетах. Специальные знаки указывают разрешенные для прохода пролеты моста, ось судового хода и высоту.



Указатель оси судового хода для идущих сверху судов – ромб, снизу – прямоугольник. Для маломерных судов в обоих направлениях – треугольники вершиной вниз. Окраска щитов зависит от фона, на котором они расположены: на светлом фоне они красные, на темном – белые. Указатель высоты пролета моста – квадратные щиты:
• один щит – до 10 м,
• два щита– от 10 до 13 м,
• три щита – от 13 до 16 м,
• четыре щита – свыше 16 м.
Цвет щитов: зеленый на светлом фоне, белый – на темном. Высота пролета обозначена от максимального судоходного уровня воды, этот уровень соответствует верхней кромке белой полосы шириной 0,3 – 0,5 м, нанесенной на русловые опоры моста.

В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: