Какие задачи стоят перед судебной властью

Обновлено: 24.04.2024

Судебная власть — это относительно самостоятельная ветвь государственной власти на которую возложена функция осуществления правосудия в особой процессуальной форме и носителями которой выступают судьи.

Основные задачи органов судебной власти:

1. Гарантирование верховенства Конституции на всей территории государства.

2. Обеспечение в судебном порядке защиты , гарантирование конституционных и законных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

Признаки судебной власти:

1. Является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти.

2. Только судебная власть осуществляет правосудие и контроль.

3. Носителями являются профессиональные судьи, а в установленных законом случаях народные заседатели и присяжные.

4. Судебная власть реализуется в формах гражданского, хозяйственного, уголовного, административного, конституционного судопроизводства.

5. Органы судебной власти при осуществлении правосудия действуют на основании закона.

6. При принятии решений применяют или не применяют государственной принуждение.

7. Все судебные решения, вступившие в законную силу надлежат исполнению на всей территории государтсва.

Понятие правосудия, конституционно-правовой статус судей.

Правосудие – это специфическое направление реализации государственной власти и основных полномочий органов судебной власти.

Правосудие — это деятельность суда по рассмотрению и решению в особом процессуальном порядке гражданских, хозяйственных, уголовных, дел об административных правонарушениях и принятию установленных законом мер государственного принуждения к лицам, которые виновны в совершении правонарушений или оправданию невиновных.

Значение этой деятельности заключается в установлении судом фактических обстоятельств по конкретному делу посредством исследования доказательств и применения норм материального права.

Судьи независимы и подчиняются только закону, обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию, должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзным организациям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, исполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Судьёй может быть назначено лицо, которое достигло 25 лет, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее пяти лет.

Полномочия судей Донецкой Народной Республики не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи суда - 70 лет, если иное не предусмотрено законом.

Понятие конституционной юрисдикции. Полномочия Конституционного суда.

Конституционная юрисдикция — это деятельность суда, направленная на определение соответствия определенных НПА действующий Конституции государства, осуществляема в порядке конституционного судопроизводства.

Полномочия Конституционного суда РФ:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ, а также ФЗ, НА Президента, СФ, ГД, Правительства РФ, конституций республик, уставов и законов.

2. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов.

3. По жалобам на нарушение прав и свобод граждан проверяет конституционность закона.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

6. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или иного тяжкого преступления.

Понятие и основные модели конституционного контроля.

Под конституционным контролем понимает право органа конституционной юрисдикции проверять деятельность вплоть до отмены актов другого подконтрольного органа.

Конституционный контроль принято рассматривать в узком и широком смысле:

В узком смысле — это проверка компетентным государственным органом соответствия НПА Конституции государства.

В широком смысле — это деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценки к устранению несоответствия Конституции не только различный правовых актов, но и отдельных процедур и действий.

Сегодня в зарубежных странах сложились 2 модели конституционно контроля:

1. Американская модель. Предоставляет право выносить решение о неконституционности принадлежит всем судам общей юрисдикции, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция (Япония, Австралия, Индия, США, Канада, Швейцария, скандинавские страны).

2. Европейская модель. Отличается тем, что специальные конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в независимости от наличия конкретного судебного дела (Австрия, Германия, Венгрия, Испания, Италия).

Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Задачи судебной власти:

  • разрешение конфликтов и поров на основании законов;
  • осуществление конституционного контроля – проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти нормам Конституции РФ;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение мер юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Судебная система Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды:
  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ (статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Юрисдикция – подсудность, право производить суд; круг дел, подлежащих ведению данного учреждения.

Суды общей юрисдикции – система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Компетенция мирового судьи:
  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено минимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вердикт – это решение коллегии присяжных заседателей.

Если вердикт о полной невиновности подсудимого, то его немедленного освобождают из-под стражи в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. Издаётся постановление об оправдательном приговоре.

Основное значение судебной власти – защита прав и интересов человека, при помощи осуществления правосудия.

Данное право является ключевым в системе прав человека, так как его реализация гарантирует осуществление всех других гражданских прав и свобод. Реализуя судебную власть, её органы удовлетворяют потребность цивилизованного разрешения возникающих правовых конфликтов и тем самым способствуют безопасному существованию и развитию государства, сохранению конституционного строя.

В зависимости от роли, выполняемой судебной деятельностью по отношению к обществу и государству, судебная деятельность может проявлять себя как:

  • правозащитная судебная деятельность
  • правоохранительная судебная деятельность.

Точное определение задач судебной власти необходимо для эффективного развития судебной системы страны.

Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

Задачи, решаемые органами судебной власти, носят объективный характер, так как:

  • отражают материальные условия общественной жизни;
  • закрепляются действующей правовой системой;
  • не могут зависеть воли какого-либо отдельного индивида.

Основной задачей судебной власти является осуществление правосудия. Разрешая различных категории юридических дел, судебная власть тем самым осуществляет правосудие, применяя в каждой конкретной ситуации определенные нормы действующего права.

Реализация правосудия предполагает возможность решения возникающих в социуме противоречий, достижения социального компромисса, путем применения правовых норм.

Судебная деятельность осуществляется целенаправленно. Задачи судебной власти отражают её цели и претворяются в жизнь в действиях соответствующих судебных институтов и видах судопроизводства.

Готовые работы на аналогичную тему

Единой классификации задач судебной власти не выработано. Условно можно выделить два вида оснований классификации задач судебной власти:

  • по типу деятельности;
  • по времени деятельности задач

Виды задач судебной деятельности

В зависимости от типа деятельности выделяются интегративные и дифференцированные задачи судебной власти.

Интегративными называются задачи, определяемые сущностью института судебной власти как одной из трех ветвей государственной власти.

К интегративным задачам относятся:

  • реализация целей, определяемых Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее – защиту прав граждан и стабильности государственного строя;
  • создание условий, при которых возможны бесконфликтные отношения гражданина, общества и государства;
  • защита существующего правового режима, законности и правопорядка;
  • обеспечение условий для преодоления деформаций правового сознания в обществе, развития уважения к правовым ценностям.

Интегративными данные задачи названы в силу того, что они присущи всем судебным институтам России.

Задачи судебной власти, связанные с защитой правовых ценностей в рамках конкретных отраслей права, получили название дифференцированных.

Они решаются в рамках различных звеньев судебной системы РФ путем осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

В зависимости от времени действия можно выделить временные и долгосрочные задачи судебной власти. Дифференциация задач по данному основанию вызвана тем, что судебная политика, проводимая государством, находит отражение в стратегических (доктринальных) и текущих документах.

К стратегическим, долгосрочным задачам относятся:

  • обеспечение открытости и прозрачности судебной власти;
  • представление возможности доступа к правосудию для всех слов общества;
  • реализация принципа независимости, законности и объективности принимаемых судебных решений.

Текущие задачи судебной власти связаны с продолжающейся реформой судебной системы.

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие должно быть справедливым и объективным, а выносимые судом решения – обоснованными.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление судом (особый государственный орган);
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость;
  • осуществление в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
  • общеобязательный характер решений и определений суда.

Цель и основные задачи

Цель – это совокупность поставленных задач. Сегодня основные задачи правосудия заключаются в следующем:

  • своевременное и объективное рассмотрение дела;
  • реализация права на судебную защиту нарушенного или оспариваемого права;
  • поддержание законности и минимального уровня правопорядка;
  • формирование уважения к праву;
  • предупреждение совершения правонарушений при помощи применения материальных и процессуальных правовых норм.

Никакие другие органы власти или организация не могут осуществлять полномочия, которые отнесены Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и иными федеральными законами к компетенции суда. Аналогичным образом Конституция не допускает возможности существования специальных или чрезвычайных судов «для скорой расправы».

Суд является самостоятельным и независимым источником судебном власти – одной из трех ветвей власти в государстве, наряду с исполнительной и законодательной. Существование справедливого суда гарантирует поддержание высокого уровня правовой культуры в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции правосудия

Любая функция правосудия выполняется единственным субъектом, то есть судом.

Функцией правосудия по сути является деятельность органов судебной власти как субъектов этой власти, которая протекает в границах судебной системы и представляет из себя совокупность организационных и процессуальных действий, предусмотренных законом и выполняемых судами в специальных формах. Функция правосудия имеет самостоятельное социальное значение для общества.

Основная функция правосудия – это разрешение спора (дела) по существу. В данную деятельность судей как носителей власти может входить:

  • осуществление правосудия (в гражданском, уголовном, административном, арбитражном и конституционном порядке);
  • осуществление контроля за деятельностью и решениями государственных органов и должностных лиц;
  • гарантия исполнения решений суда;
  • разъяснение закона по вопросам имеющейся судебной практики;
  • формирование судейского корпуса и содействие иным органам судебной системы.

Правосудие должно осуществляться в соответствии с правовыми принципами. Иногда такие принципы именуются конституционными.

Принцип правосудия – это мировоззренческая идея, которая лежит в основе деятельности государственных органов юстиции.

Принципы закреплены в разнообразных законодательных актах: Конституции России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , законе «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее , и процессуальных кодексах. Нельзя найти закрепление принципов в подзаконных нормативных актах, так как подобные акты не могут обладать для этого необходимой юридической силой.

Разрешение дела по существу может происходить в одной из пяти форм правосудия: гражданском, уголовном, арбитражном, административном или конституционном производстве.

Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.

Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.

Основные направления деятельности судебной власти:

  • охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
  • охрана прав, свобод и интересов граждан;
  • контроль за деятельностью государственных органов.

Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.

Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:

  • судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
  • судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.

Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.

Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная власть в системе разделения властей

Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.

Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.

Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.

Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.

Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:

  • суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
  • правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.

Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.

Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.

Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: