Какие виды органов государственной власти в зависимости от правовых форм деятельности можно выделить

Обновлено: 28.03.2024

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:
    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом");
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

    Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

    Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

      • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
      • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
      • конкретно-организационной деятельностью;

      Виды государственных органов

      Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

      В юридической литературе встречается множество подходов к классификации и выделению видов государственных органов.

      В зависимости от порядка формирования они делятся на следующие виды:

      – органы, которые избираются непосредственно населением (Президент РФ, Государственная Дума, региональные парламеты),

      – органы, которые формируются иными государственными органами (Правительство России, Верховный Суд РФ).

      В зависимости от формы осуществления государственной деятельности они подразделяются на такие виды: представительные (законодательные), исполнительные, судебные, контрольные и надзорные.

      К законодательным государственным органам относят: Федеральное Собрание РФ, Архангельская областная дума и т.д. Их ключевой функцией выступает перенесение мнения и интересов общества в законы.

      К исполнительным государственным органам можно отнести: Правительство РФ, министерства и ведомства, администрации субъектов РФ и т.д. Их основной задачей является реализация действующего законодательства.

      К судебным органам относят: конституционные, гражданские, арбитражные, военные суды. Их главной функцией является отправление правосудия, рассмотрение имущественных споров физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.

      Контрольно-надзорные государственные органы включают следующие виды: прокуратура, органы прокурорского надзора, Счетная палата РФ и т.д. Они призваны следить за надлежащим исполнением положений законодательства и технологической дисциплины.

      В зависимости от принципа разделения властей выделяют следующие виды государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

      В зависимости от иерархии и территориальных масштабов деятельности различают следующие виды государственных органов: федеральные, региональные и местные.

      В зависимости от характера подчиненности выделяют следующие виды: органы исключительно «вертикального» подчинения (например, прокуратура, суд) и органы «двойного» «вертикально-горизонтального» подчинения (например, полиция).

      В зависимости от сроков действия полномочий выделяют следующие виды государственных органов:

      – постоянные, функционирующие без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);

      – временные, формирующиеся только для достижения определенных целей (например, временная администрация при возникновении чрезвычайной ситуации).

      В зависимости от порядка реализации компетенции существуют такие виды государственных органов: коллегиальные и единоначальные.

      В зависимости от правовых форм деятельности различают следующие виды: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.

      В зависимости от характера компетенции выделяют такие виды:

      – органы общей компетенции, которые в пределах собственных правомочий решают любые вопросы (например, Правительство РФ),

      – органы специальной компетенции, действующие в одной сфере общественной жизни (например, Министерство финансов РФ).

      Таким образом, существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.

      Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке в рамках единого плана, наделив их при этом определенными полномочиями.

      Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

      Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

      1. Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее ( Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее и Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее ), Правительством РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее и судами России. Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
      2. Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.
      3. Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

      Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее . Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

      Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов гос власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

      Виды органов государственной власти

      Органы государственной власти классифицируются на несколько групп (видов) и по ряду оснований.

      По месту в системе разделения власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы, органы прокуратуры, избирательные, а также органы глав государства, субъектов Федерации (рис. 1). Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти. Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений, а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону.

      Органы государственной власти РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

      Рисунок 1. Органы государственной власти РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

      По месту органов в иерархии власти выделяют:

      • Высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее , Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее , Высший Арбитражный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее );
      • Центральные (министерства, ведомства);
      • Территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). Высшими, центральными и территориальными могут быть также органы власти субъектов РФ.

      По способу формирования состава органы власти могут быть:

      • Выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);
      • Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое регулирование трудовых правоотношений. Трудовой договор. Приказы. подробнее (министерства, ведомства);
      • Смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

      В зависимости от объема полномочий государственные органы делятся на:

      • Высшие (парламент, правительство);
      • Центральные (министерства);
      • Местные (государственные органы субъектов федерации).

      В зависимости от широты компетенции приводится следующая классификация:

      • Общей компетенции (Президент, Правительство);
      • Специальной компетенции (министерства, службы).

      В зависимости от числа госслужащих:

      • Коллегиальные (Правительство);
      • Единоличные (Президент).

      В зависимости от пространства:

      В зависимости от продолжительности действия:

      В зависимости от правовых форм деятельности:

      • Правотворческие;
      • Правоприменительные;
      • Правоохранительные.

      Нужны еще материалы по теме статьи?

      Воспользуйся новым поиском!

      Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

      Автор этой статьи Дата написания статьи: 27.04.2016

      Сергей Анатольевич Хилимов

      Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

      Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

      Государственный орган – это структурный элемент, обладающий определенной самостоятельностью в системе государственного управления, призванный осуществлять реализацию тех или иных государственных функций, подкрепленных соответствующими властными полномочиями.

      Понятие, значение и признаки государственного органа

      Система государственного управления реализует предписанные ей функции через совокупность государственных органов. Каждый орган в системе государственного управления характеризуется определенными полномочиями, обеспечивающими ему реализацию тех или иных функций государственной власти.

      Государственный орган – это инструмент, обеспечивающий реализацию государственной власти и государственной политики на территории страны, ее отдельных регионов.

      Государственные органы отвечают следующим признакам:

      • наличие внутреннего строения или структуры у каждого государственного органа. Государственные органы включают в состав структурные подразделения, объединенные одной целью функционирования;
      • формирование состава государственного органа из государственных служащих;
      • наличие у государственного органа определенной компетенции, выражающейся в совокупности юридически закрепленных полномочий, обязанностей и прав определенного государственного органа. Совокупность прав, полномочий и обязанностей определяет место государственного органа в системе государственного аппарата;
      • наличие тесного взаимодействия между различными государственными органами. Государственные органы в совокупности образуют государственный аппарат, деятельность которого призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, защиту свобод и прав гражданина и человека, охрану территориальной целостности и безопасности государства;
      • наличие совокупности властных полномочий, выражающихся в возможности издания обязательных к исполнению нормативно-правовых актов и формировании условий исполнения этих актов за счет применения разнообразных методов, включая методы принуждения;
      • наличие материальной базы, финансовых ресурсов, источников бюджетного финансирования, обеспечивающих функционирование органа государственной власти;
      • образование и действие в соответствии с нормативно-правовыми актами, начиная от Конституции страны и заканчивая соответствующими законами, указами и распоряжениями, положениями и так далее.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Структура государственного органа

      Структура государственного органа представляет собой совокупность его структурных подразделений, играющих определенную роль в исполнении закрепленных за конкретным органом государственной власти полномочий.

      Минимальным элементом структуры государственного органа выступает каждый конкретный государственный служащий, осуществляющий определенные обязанности на своем рабочем месте. На структуру государственного органа прямое воздействие оказывает объем реализуемых полномочий и функциональная нагрузка данного органа.

      Характеристика видов государственных органов

      Государственные органы классифицируются в соответствии с определенными критериями, к числу которых относятся следующие:

      Способ возникновения. В соответствии с данным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:

      • выборные или первичные государственные органы. Особенность этих органов состоит в том, что они не могут быть созданы какими-либо другими государственными органами. Их возникновение обеспечивается порядком наследования в том случае, если в государстве действует наследственная монархия, избранием в соответствии с установленной процедурой и наделением властных полномочий, делегируемых им избирателями, в случае формирования представительных органов власти в лице парламента;
      • назначаемые или производные государственные органы, создание которых осуществляется первичными государственными органами, наделяющими их определенной совокупностью властных полномочий;

      Объем властных полномочий или предмет ведения. В соответствии с этим критерием всю совокупность органов государственной власти можно разделить на следующие виды:

      • федеральные государственные органы, власть которых распространяется на территорию всего государства. Примером таких органов являются Президент государства, его Правительство, Парламент и так далее;
      • региональные органы государственного управления, функционирование которых осуществляется в рамках определенной административно-территориальной единицы, являющейся регионом государства. Властные полномочия таких органов получают применение только на территории этих регионов;

      Широта компетенции. В соответствии с указанным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:

      • органы общей компетенции, призванные осуществлять решение разнообразных вопросов. К числу таких органов относится российский Президент и российское Правительство;
      • органы специальной компетенции, имеющие специализацию по отношению к выполнению какой-либо определенной функции. В качестве примера можно привести Министерство финансов, Министерство иностранных дел и так далее;

      Способ осуществления компетенции или принятия решений. В соответствии с данным критерием государственные органы делятся на:

      • коллегиальные, в рамках которых принятие решений осуществляется большинством голосов, например, Государственная Дума;
      • единоначальные, которые предназначены для единоличного принятия решений, к примеру, Президент государства, Уполномоченный по правам человека;

      Правовые формы деятельности. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:

      • правотворческие, в ведении которых находится издание нормативно-правовых актов, к примеру, Федеральное собрание;
      • правоприменительные органы, которые осуществляют реализацию судебной власти;
      • правоохранительные органы, деятельность которых направлена на охрану порядка и защиту права, к примеру, прокуратура;

      Принцип разделения властей. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:

      • законодательные, к примеру, Парламент;
      • исполнительные, к примеру, Правительство;
      • судебные.

      Нужны еще материалы по теме статьи?

      Воспользуйся новым поиском!

      Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

      Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20.02.2022

      Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

      Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

      Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

      • по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

      • в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

      Среди распорядительно-исполнительных органов:

      а) органы социально-культурной сферы,

      б) органы экономики,

      в) правоохранительные органы.

      • в зависимости от способов формирования выделяют:

      а) первичные органы,

      б) производные органы.

      Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).

      • в зависимости от сферы деятельности:

      а) высшие органы,

      б) центральные органы,

      в) местные органы.

      • в соответствии с федеральным устройством государства:

      а) федеральные (центральные),

      б) органы субъектов федерации.

      Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в

      зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

      • единоначальные (решения принимаются властью одного человека – руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

      • коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума).

      Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

      • представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);

      • исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

      • судебные органы - осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);

      • органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор - более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция -орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое - Госторгинспекция, Гостортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

      • органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются мэр (глава администрации) города Владивостока, администрация Ленинского (Фрунзенского. ) района г. Владивостока и т. д.

      Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

      Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

      • органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

      • органы местного самоуправления;

      Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского края -органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

      Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления).

      Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими -надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти.Это -орган надзора со специфическими полномочиями.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: