Какие виды легких гребных судов используют для водного туризма

Обновлено: 19.04.2024

На этом занятии мы узнаем, что такое водный туризм. Познакомимся с типами судов, используемых в водном туристском походе. Узнаем, как правильно подготовится к водному турпоходу. А также познакомимся с правилами безопасного проведения водного похода.

ВложениеРазмер
vodnye_pohody.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Водные походы и обеспечение безопасности на воде Выполнил: Герасимов С.В. учитель ОБЖ МБОУ «Полх – Майданская средняя школа»

Водный туризм Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

Важно знать В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение; правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

Препятствия С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть : сильные течения, пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения), перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине), захламленное русло, плотины и т. п.

Препятствия Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть , а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Дисциплина Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте , а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Виды судов Для водного туризма используются различные виды легких гребных судов; наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки . Используются также шлюпки, долбленки, плоскодонки и суда местной постройки.

Байдарка Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на корпусно-разборной байдарке . Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Подготовка Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

Запомни Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок , который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застегивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запомни Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с плотно завинчивающимися крышками. Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Запомни Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке - в носовой части поверх багажа, в байдарке - на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

Запомни При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения При посадке нельзя прыгать в лодку , необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины - весла и кладут их по бортам . Рулевой, оттолкнув лодку на воду, занимает свое место.

Правила безопасного поведения В походе судно должно находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими спереди и сзади. Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях это грубейшее нарушение дисциплины.

Правила безопасного поведения Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит ее к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

Выбор привала При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра

Выбор привала Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку , где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове ночью – уровень воды может подняться.

Выбор привала Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны. Если погода ненастная, то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

Возможные аварии СУДНО перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

Возможные аварии СУДНО перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи - продукты, костровые и спальные принадлежности.

Возможные аварии Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

Возможные аварии При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец веревки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит

Викторина 1.В самом простом походе турист-водник должен уметь: хорошо плавать , хорошо нырять, иметь хороший слух 2.С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? перевалы, пороги, ступени 3.Водная среда достаточно опасна: может наступить быстрое перегревание, быстрое переохлаждение, быстрое переутомление 4.Крик на воде должен означать только одно: «Терпим катастрофу!», «Терпим бедствие!», «Терпим аварию!» 5.При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть, кормовая часть лодки. 6.Среди легких гребных судов наиболее распространены шлюпки, байдарки, долбленки ответ 7.Вытаскивать тонущего на лодку следует с кормы, с борта 8Спасательные круги должны быть надуты и уложены в лодке – в носовой части , в кормовой части ОТВЕТЫ: Хорошо плавать Пороги Быстрое переохлаждение «Терпим аварию» Носовая часть Байдарки С кормы В носовой части

Назовите основные особенности водного туризм и подготовки к нему. Назовите основные опасные факторы водного туризма. Расскажите, какие суда используются для водного туризма и каковы правила подготовки их к походу. Перечислите правила безопасного поведения туриста-водника на воде во время похода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович


Презентация к уроку в 5 классе "Опасности на воде и водном транспорте".

В представленной работе рассмотрены вопросы: причины происшествий на воде, порядок поведения на воде в летний период, правила поведения на водном транспорте.


Протокол классного родительского собрания. Тема: Обеспечение безопасности несовершеннолетних. Ответственность родителей за обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.


Презентация к уроку ОБЖ "Обеспечение питанием и водой"

Презентация к уроку ОБЖ "Обеспечение питанием и водой" в 6 классе.

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

В разгаре летнего сезона большинство детей стремится к воде. При этом никогда не следует забывать, что водные объекты «наказывают» тех, кто не умеет грамотно вести себя, не знает или не со.


Презентация к уроку ОБЖ по программе Латчук В.Н. "Обеспечение питанием и водой"

В данной презентации расматриваются вопросы о способах добычи и видах еды и воды в условиях автономного существования.

Водные походы

Водный туризм - это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских судах.

К маломерным (безмоторным) плавательным судам для водного туризма относят катамараны, байдарки, каноэ, рафты, лодки.

Катамаран представляет собой, как правило, гребное или парусное судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединенными в верхней части фермами или палубой, или однокорпусное судно с поплавками-балансирами по бортам. Катамараны отличаются повышенной остойчивостью и значительной площадью палубы. Их могут использовать для туризма, спорта, рыбного промысла, перевозки грузов и пр. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция.

Байдарка - это маломерное легкое запалубленное судно, без уключин, приводимое в движение главным образом мускульной силой человека и имеющее острые обводы. В качестве движителя байдарки используют двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов.

Основные типы байдарок - спортивные и туристские байдарки.

Спортивные байдарки (каяки) представляют собой, как правило, одноместные, цельные с деревянной или пластмассовой обшивкой. Туристские байдарки являются разборными с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала. Наиболее распространенные виды туристских байдарок - одно-, двухместные, реже встречаются трехместные.

Каноэ - это маломерное безуключенное гребное судно. Характерной особенностью каноэ является способ гребли лопатообразным однолопастным веслом, которым также осуществляется и руление путем поворота весла в воде, и изменение его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Каноэ для водного туризма являются беспалубными ("открытыми") лодками (в отличие, например, от слаломного каноэ, по форме напоминающего каяк). Такие каноэ обычно вмещают 2-3 человека и могут быть изготовлены из дерева, пластика, иногда встречаются также алюминиевые, надувные и разборные модели на каркасе. Преимущество туристского каноэ перед каяком или байдаркой заключается прежде всего в большой вместимости при относительно небольшой массе самой лодки и в удобстве обращения на суше.

Для целей экстремального туризма в условиях однодневного сплава по бурным порожистым рекам используют более прочные и короткие открытые каноэ - "одиночки" и "двойки", из тяжелых композиционных материалов, обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду.

Рафт (надувной плот) представляет собой модификацию надувного спасательного плота, который используют в основном для спасательных работ (операций). Для целей туризма в многодневных турах и для транспортирования экспедиционного груза часто используют рафты, усиленные рамой жесткости с уключинами для весел, и применяют распашной способ гребли.

Туристский рафт вмещает от 8 до 18 человек.

Лодки представляют собой, как правило, гребные или парусные маломерные суда. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). Обычно моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером. Лодки широко используют как для целей водного туризма (отдых, рыболовство), так и для перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, и как спасательное средство (шлюпки).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от

часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных

походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий

может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у

рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы

и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало


Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.

Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.

Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Катание по морским волнам

Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.


В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).

В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Дайвинг

Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.

Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.


Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.

Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.

Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.

По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.

Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.

Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.

Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.

Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.

Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).

Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.

В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.

Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.

Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).

Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.

Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.

В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».

В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.

Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.

В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.

Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.

Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.

У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).

Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.


Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.

Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.

Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.

Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.

Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.

Особенности сплава на обычной надувной лодке


Рассмотрим как проходит сплав по рекам на надувных лодках в одиночку, компании, как выбрать подходящее место и подходящую лодку.

Одиночный или в группе


Есть только 2 варианта водного похода на надувном плавсредстве:

Вывод очевиден: сплав на надувной лодке на веслах или моторе организовывайте в группе любителей таких же плавсредств.

Если же вы рассматриваете и другие судна, советуем прочитать статью о том, какую выбирать лодку для сплава.

Где сплавляться


Сплав по рекам на надувных лодках имеет некоторые ограничения. Путешествовать на них можно не везде, не по всем водоёмам. Но практически во всех местах нашей необъятной страны есть самые разные реки, поэтому вы найдете подходящий вариант.

Дело в том, что надувнушки можно использовать на равнинных и даже на горных реках, главное, чтобы не было мощных порогов. Плюсы в применении таких суден для сплава:

  1. Доступность.
  2. Быстрота сборки-разборки.
  3. Неприхотливость.
  4. Хорошая остойчивость.
  1. Плохая маневренность.
  2. Высокая парусность.
  3. Низкая скорость сплава по реке на лодке. В день на весельной надувнушке по речке на равнине или предгорье можно пройти не больше 20-25 км (с остановками), в основном меньше. Для сплава это мало. Если взять байдарку, то во время сплава профессионалы обычно движутся 9-12 км/ч. Средняя скорость хода у байдарки 5,3 км/ч, а у катамарана 4,4 км/ч

Чаще всего надувные лодки используются для неспешных рыболовных сплавов по равнинным рекам. Поэтому смело берите с собой удочки, чтобы сварить на стоянке вкуснейшую уху после плодотворной рыбалки.

Надувные лодки можно использовать и на больших реках, например, на нижней и средней Волге, потому что они утюжат волну, а не режут её. На малорасходных реках Урала надувнушки тоже неплохи. Хотя в верховьях приличная ширина, там часто не глубоко, из-за чего, например, на каркасной байдарке будет очень неудобно, а катамаран и вовсе придется тащить. Зато на надувнушке получится неспешно просочиться.

Во время сплава лучше грести лицом вперед, чтобы видеть препятствия и курс. На горных реках удобно грести вдвоём канойными веслами, потому что обычными в уключинах не всегда получится развернуться меж камней.

Надувные лодки для сплава: что выбрать


Выбор надувных лодок, особенно, из ПВХ, огромен. Достаточно заглянуть в наш магазин, чтобы убедиться в этом. Многие из них можно использовать для несложных сплавов. Как сделать правильный выбор?

Резиновая


Если сказать сразу, то резиновая лодка — прошлый век. Сейчас есть другой материал, намного прочнее и проще — ПВХ. Но, если у вас имеется резиновое плавсредство и вы жаждете испытать его в водном приключении, это вполне возможно. Главное — чтобы река была поспокойнее и без серьёзных препятствий.

Важно, чтобы лодка была безопасной, с автономными надувными отсеками, то есть максимально надежной. Впрочем, многие критерии выбора лодки для похода одинаковы.

Всё же сплав на резиновой лодке по рекам — это рискованное и не очень комфортное мероприятие. Дело в материале, ведь на смену резине пришел прочный ПВХ.


Это современный материал, который отличается высокой прочностью. Он устойчив к высоким температурам (можно спокойно сплавляться в жару). Минимальная плотность ПВХ-ткани — 750 г/м2, у наиболее прочных моделей этот показатель достигает 1100 и 1300. Такое судно не страшится столкновений со скалистым дном, крупнозернистым камнем и прочими препятствиями. Её намного сложнее повредить. Если это произошло, пригодится информация о том, как заклеить лодку ПВХ. Учтите, что прожечь дыру в ПВХ-ткани сигаретой легче, чем в резине.

Конечно, хорошая ПВХ-лодка для сплава стоит дорого. Но гребные лодки дешевле моторных. А для сплавов лучше именно вёсельные модели.

Хорошая ПВХ-лодка для сплава:

  1. С высоким показателем плотности ПВХ-ткани.
  2. С дном НДНД или пайолом. Надувное дно лучше подбирать для мелководных рек.
  3. Со сливными приспособлениями и увеличенным диаметром баллонов.
  4. С плоским дном или килем. Главное, чтобы днище было прочное, можно его усилить.
  5. С просторным кокпитом.

Моторная

Сплав на лодке ПВХ с мотором — это больше катание, а не сплав, хотя некоторых такой вариант вполне устраивает.

Никто не мешает вам собраться с друзьями и путешествовать на моторных лодках по рекам России. Не забудьте, что некоторые плавсредства с движком нужно регистрировать в этом году. Плюсы сплава на моторной лодке по реке:

  1. Даже маломощный мотор помогает быстро преодолевать большие расстояния.
  2. Среди моторных лодок больше моделей с повышенной надежностью, размерами и другими нужными характеристиками.

Например, модель Лоцман М-350 НДНД имеет особенную конструкцию реданов, что исключает разрыв перегородки и повышает эксплуатационные качества. Привлекает прекрасная устойчивость на волне и грузоподъёмность в 700 кг. У лодки более высокие скоростные качества по сравнению с другими моделями.


Велик риск того, что на моторке вы просто будете пролетать по речному маршруту, не получая никакого наслаждения. Будете слушать рык мотора, и никаких нагрузок для тела.

Если выбираете сплав на лодке с мотором, все остальные участники должны быть на таком же судне. Лодка с двигателем оставляет после себя крупную волну, сплавщикам на байдарках и других плавсредствах это не понравится.

Моторка хороша для обычного лодочного хождения, когда требуется быстро проплыть много километров по маршруту на большой реке или подняться по течению. Лучше использовать электромотор: он не набирает серьёзную скорость, работает тихо и экологично.

Гребная

Сплавляться на надувной лодке с веслами — отличный вариант. Это уже настоящий сплав, тренировка для тела и меньше проблем с “железом” в виде мотора. Выбор среди гребных лодок, подходящих для сплава, не так широк, но достойные варианты есть.

Один из них — Лоцман Т-300. Эта модель с обтекаемыми формами разработана на основе пожеланий опытных туристов, которые сплавляются по порожистым рекам.


Более продвинутая модель — это Лоцман Турист 300 ВНД Сплав (с вклеенным надувным дном). Сплав по рекам на надувных лодках с ней — истинное удовольствие!


Как подготовить лодку для сплава


Чтобы при сплаве на надувнушке на было трудностей, нужно хорошо подготовиться. В отдельной статье мы писали, что взять с собой на сплав. Здесь скажем важные моменты в отношении лодки:

  1. Предварительно накачайте лодку и проверьте на наличие слабых мест, проколов. Проконтролируйте работу всех клапанов.
  2. Берите с собой дополнительный комплект вёсел.
  3. Не забудьте о ремнаборе, включающий в себя куски ткани, из которой сделано плавсредство, и клей с хорошим сроком годности.

Конечно, сплав по рекам на надувных лодках — это не рафтинг, не экстремальный водный поход на плоту по серьёзным препятствиям. Но получить от него удовольствие у вас точно получится, главное — выбрать надежное плавсредство. Магазин “Ковчег” всегда вам поможет!

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Пармезан Черница

В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение; правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки. С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть: сильные течения, пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения), перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине), захламленное русло, плотины и т. п.
Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя. Для водного туризма используются различные виды легких гребных судов; наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долбленки, плоскодонки и суда местной постройки.
Подготовка к водному путешествию. Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др. Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др. В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности. Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застегивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).
Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках. Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение. При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде. Правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег. При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины — весла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку на воду, занимает свое место. Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит ее к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег. При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того нужно помнить, что в таежной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места — там меньше комаров.
Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны. Если погода ненастная, то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя. Возможные аварийные ситуации в водном походе
Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.
В случае, когда лодки нет, можно утопающему бросить конец веревки или спиннинговый шнур с грузилом, что позволит утопающему держаться на воде. Также можно броситься в воду и помочь утопающему выбраться на берег. Если утопающего сносит сильным течением, то необходимо добежать до ближайшего к нему расстояния с берега, сбросить с себя верхнюю одежду и обувь, вывернуть карманы и потом уже кидаться в воду.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: