Какие виды добродетелей государство должно требовать от граждан

Обновлено: 27.03.2024

Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция .

Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.

Аристотель был создателем формальной логики.

Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:

  • создание понятий
  • формирование суждений и умозаключений

Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.

Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.

Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении

  • Законы мышления
  • Определение истины/лжи
  • Определение силлогизма ( умозаключения )
  • Три фигуры силлогизма
  • Сущность доказательств
  • Сущность индукции и аналогии как методов познания

Аристотель вывел следующие законы мышления:

  1. Закон противоречия : если два суждения противоположны, то только одно из них истинно
  2. Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание
  3. Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного
  4. Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть
  5. Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать

Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категорий возможен переход от частного к общему. Источником категорий являются чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.

В произведении "Категории" Аристотель определяет 10 философских категорий, о бытии:

  1. сущность
  2. качество
  3. количество
  4. отношение
  5. место
  6. время
  7. положение
  8. обладание
  9. действие
  10. страдание

В "Метафизике" рассматриваются также категории

  • материи и формы,
  • причины и следствия,
  • возможности и действительности
  • и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика. Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремится человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

  • мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
  • этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.

Теория государства. Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс . Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.

Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял Аристотель:

  • Предотвращение накопления чрезмерного богатства
  • Предотвращение чрезмерного роста политической власти
  • Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

  • Умственные
  • Этические
  • Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинной своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, что было неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция .

Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.

Аристотель был создателем формальной логики.

Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:

  • создание понятий
  • формирование суждений и умозаключений

Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.

Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.

Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении

  • Законы мышления
  • Определение истины/лжи
  • Определение силлогизма ( умозаключения )
  • Три фигуры силлогизма
  • Сущность доказательств
  • Сущность индукции и аналогии как методов познания

Аристотель вывел следующие законы мышления:

  1. Закон противоречия : если два суждения противоположны, то только одно из них истинно
  2. Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание
  3. Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного
  4. Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть
  5. Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать

Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категорий возможен переход от частного к общему. Источником категорий являются чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.

В произведении "Категории" Аристотель определяет 10 философских категорий, о бытии:

  1. сущность
  2. качество
  3. количество
  4. отношение
  5. место
  6. время
  7. положение
  8. обладание
  9. действие
  10. страдание

В "Метафизике" рассматриваются также категории

  • материи и формы,
  • причины и следствия,
  • возможности и действительности
  • и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика. Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремится человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

  • мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
  • этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.

Теория государства. Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс . Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.

Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял Аристотель:

  • Предотвращение накопления чрезмерного богатства
  • Предотвращение чрезмерного роста политической власти
  • Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

  • Умственные
  • Этические
  • Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинной своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, что было неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция .

Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.

Аристотель был создателем формальной логики.

Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:

  • создание понятий
  • формирование суждений и умозаключений

Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.

Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.

Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении

  • Законы мышления
  • Определение истины/лжи
  • Определение силлогизма ( умозаключения )
  • Три фигуры силлогизма
  • Сущность доказательств
  • Сущность индукции и аналогии как методов познания

Аристотель вывел следующие законы мышления:

  1. Закон противоречия : если два суждения противоположны, то только одно из них истинно
  2. Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание
  3. Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного
  4. Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть
  5. Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать

Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категорий возможен переход от частного к общему. Источником категорий являются чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.

В произведении "Категории" Аристотель определяет 10 философских категорий, о бытии:

  1. сущность
  2. качество
  3. количество
  4. отношение
  5. место
  6. время
  7. положение
  8. обладание
  9. действие
  10. страдание

В "Метафизике" рассматриваются также категории

  • материи и формы,
  • причины и следствия,
  • возможности и действительности
  • и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика. Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремится человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

  • мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
  • этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.

Теория государства. Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс . Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.

Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял Аристотель:

  • Предотвращение накопления чрезмерного богатства
  • Предотвращение чрезмерного роста политической власти
  • Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

  • Умственные
  • Этические
  • Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинной своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, что было неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

Этику и тесно связанную с ней политику Аристотель относил к практическим наукам, которые занимаются деятельностью человека. Причем именно у него мы впервые встречаем отдельную область знания под названием «этика». От Аристотеля до нас дошли три сочинения по этике — «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Они написаны по разным случаям, но содержание их часто пересекается. Название «Никомахова этика» происходит от имени сына Аристотеля Никомаха, а «Эвдемова этика» — от имени его ученика Эвдема. Вполне возможно, что именно они дорабатывали эти произведения Аристотеля. Если у Сократа и Платона добродетель — изначальное основание человеческой души, из которого выводится своеобразие действий человека, то у Аристотеля она, будучи основанием поступков, в свою очередь, выводится из практики. И выводит Аристотель нравственные добродетели из практической жизни, опираясь на силу рассудка. Любые добродетели, согласно Аристотелю, даны нам не от природы, но и не вопреки природе. В людях заключена возможность стать добродетельными. Но чтобы она была реализована, необходимы действия рассудка и усилия воли.

Известно, что Аристотель различал две разновидности добродетелей: дианоэтические т. е. мыслительные, и собственно этические, которые проявляют себя не в мышлении, а в поведении. Обеими разновидностями добродетели человек у Аристотеля овладевает при жизни: дианоэтическими — в процессе обучения, а этическими — в процессе воспитания. Что касается нравственных добродетелей, то их Аристотель характеризует как «середину двух пороков». В страстях и поступках, отмечает он, тоже есть свой недостаток, избыток и середина. «Рассудительность» (phronesis), согласно Аристотелю, является как раз той дианоэтической добродетелью, которая помогает выявить подобную «золотую середину» в поведении человека. Дианоэтическая добродетель в данном случае выступает в роли предпосылки добродетелей собственно этических. В созерцании первооснов с помощью мудрости как высшей дианоэтической добродетели Аристотель видит подлинное счастье, реально доступное немногим. Он считает, что склонность к теоретическим занятиям совершенствует людей и в нравственном плане. И в этом смысле не только рассудительность, но и мудрость является предпосылкой нравственных добродетелей человека. Таким образом только теория у Аристотеля приобщает людей к идеальному миру. А значит только теоретическая идея в этике Аристотеля сопоставима с представлением об идеале у Сократа и Платона.

Следует заметить, что в работах, посвященным проблемам этики и политики, Аристотель часто использует характеристику человека как «политического животного» или же «полисного животного». Именно так следовало бы переводить выражение «dzoion politikon» в первой главе первой книги «Никомаховой этики», где мы читаем: «Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное» . Однако, в анализе того или иного учения нельзя идти на поводу у терминологии. И если Аристотель говорит о человеке как об «общественном животном», то это еще не означает, что как раз общественной жизнью у Аристотеля определяется природа человека. Именно инструментальное отношение к культуре и социальности по сути представлено в этической и политической теории Аристотеля. Но обратимся к политическим взглядам Аристотеля, которые изложены в произведении «Политика», примыкающем к его этическим работам. В нем, в частности, идет речь о ряде добродетелей, таких как благоразумие, справедливость, рассудительность. Здесь же решается вопрос о природе рабства. Политика у Аристотеля имеет своим предметом греческое государство — полис. И в жизни этого полиса он уделяет особое внимание проблеме собственности. Понятие собственности он рассматривает в связи с производственной деятельностью, специфика которой в том, что она невозможна без орудий. В результате в его учении получает свое обоснование институт рабовладения. Рабство Аристотель рассматривает как необходимое условие хозяйственной деятельности, а также объясняет его с точки зрения патернализма. Аристотель — сторонник частной собственности и выступает против коммунизма Платона, приводя главным образом тот довод, что люди «заботятся все более о том, что принадлежит лично им; менее они заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» . И тем не менее, Аристотель допускает общественную собственность, пытаясь как-то совместить частное и общественное.

Что касается устройства государства, то Аристотель прославил себя доскональным исследованием существующих в античности форм правления. В Ликее Аристотеля велась систематическая работа по изучению конституций греческих полисов, которых, по некоторым свидетельствам, было собрано 158. Широко известна аристотелевская классификация форм правления. Как известно, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства, исходя из своего представления о наилучшем. Каждой правильной форме государства, по мнению Аристотеля, соответствует неправильная форма, которая является ее искажением. К правильным устройствам Аристотель относил царскую власть (монархию), когда при единоличном правлении руководствуются общим благом. Ее искажением является тирания, при которой единоличный правитель руководствуется только личной выгодой. Вторым правильным государственным устройством Аристотель считал аристократию, когда правят немногие лучшие граждане полиса и тоже в интересах общего блага. Искажением этого правления является олигархия, когда немногие состоятельные граждане, управляя государством, пекутся только о собственной выгоде. И, наконец, полития, которая, согласно Аристотелю, является правлением большинства граждан, отбираемых на основе определенного ценза и руководствующихся в своих решениях интересами общего блага. В противоположность этому, демократию Аристотель считал извращением политии, когда правит большинство, среди которых много неимущих, и только в своих интересах. Согласно Платону, к управлению государством лучше всего подготовлена аристократия. А во главе идеального государства, по мнению Платона, должен стоять философ. В отличие от Платона, наилучшим устройством у Аристотеля является полития. И особенность этого строя в том, что его основа — средний слой граждан, который превосходит бедняков и богачей вместе взятых. Иначе говоря, согласно Аристотелю, наилучшее правление там, где решающая сила — люди среднего достатка. И это перекликается с современными рассуждениями о «среднем классе» как опоре, гарантирующей общество от крайностей диктатуры и анархии.


Под формой в философии понимают внешнее очертание или внутреннее устройство какого-либо предмета. В политике понятие «форма правления» используется для анализа государственного устройства. В широком смысле это понятие означает порядок формирования верховной государственной власти, ее органов, определяет их структуру, компетенции, способ формирования. От организации государственной власти во многом зависит ее способность эффективно функционировать, стабильность и престиж правительства. Изучение форм правления приводит к классификации государственных устройств. Первоначально исследованием данной категории занимались философы. На раннем этапе исследования понятие форма государственного устройства и форма правления отождествлялись. Одним из первых, кто сформулировал различия форм правления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разграничивал формы правления в зависимости от количества людей, стоящих у власти. Если власть находится в руках одного человека, государство является монархией, если правят несколько человек — аристократией, если все население — демократией. Такой способ классификации, предложенным Аристотелем, использовался и дополнялся многими учеными. Например, российский юрист, М. Н. Марченко, предложил помимо количественного критерия определения формы правления юридический критерий [1]. В основе классификации которого лежит правовой статус высших государственных органов. Помимо количественных, ученый выделяет такие критерии как выборность главы государства, срочность правления, ответственность перед народом, причастность народа к осуществлению власти. Данный пример доказывает, что классификация форм правления, выделенных в IV в. до н. э. может стать основой для современного исследования.

Государство, по Аристотелю, это политическое общение, которое стремится к высшему из всех благ. Оно создается не просто ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо [2]. В силу своей природы и с целью самосохранения человеку властвующему и человеку подвластному необходимо объединяться. Государство произошло естественным путем, в силу природной необходимости в политическом общении. Регулирующей силой политического общения, т. е. государства мыслитель называет право. Люди, входящие в состав государства, не похожи друг на друга и различаются по своим качествам. По Аристотелю, государство состоит из нескольких частей: [2, С.136]

- народная масса, земледельцы, задача которых производить продукты питания;

- ремесленники, занимающиеся искусствами, одни из которых необходимы, другие украшают жизнь;

- люди занимающиеся куплей и продажей, торговцы;

- состоятельные граждане, которые могут служить государству своим имуществом [2, С.137];

- должностные лица, без кого существование государства немыслимо; они «исполняют государственные повинности или непрерывно, или с соблюдением очереди»;

Состояние государственного строя, по Аристотелю, зависит от состояния трех его частей: [2, С.154]

1) Законодательно-совещательный орган (решает вопросы войны и мира, заключает союзы, принимает законы, решает вопросы о казни, об изгнании, кoнфискации имущества, избрании дoлжнoстных лиц и oб их oтчетнoсти).

2) Должности (здесь философ имеет в виду виды должностей, которые должны быть, чем каждая из них должна ведать, а также способ их замещения).

3) Судебные органы.

Таким образом, государство, по Аристотелю, это высшая форма человеческого общения. Т. к. высшая цель человека — это осуществление своего предназначения, то задача правильного государственного устройства — предоставление условий и возможностей для разумной деятельности. В обратном случае государство становится простым союзом, отличающимся лишь пространством [2, С.109]. Государство появляется лишь после возникновения общения между родами с целью благой жизни [2, С.109].

Наилучшее государственное устройство, по Аристотелю, предоставляет своим гражданам три вида блага: физические, духовные и внешние [2, С.219]. И если избыток внешних благ может и навредить, то, относительно духовных, чем их больше, тем большее благо они приносят [2, С.220]. Наилучший вид государственного устройства должен наполнять жизнь каждого человека счастьем и предоставлять для этого все условия. Властвовать и подчиняться гражданам необходимо поочередно, по достижении зрелого возраста, ведь именно такой способ властвования и является справедливым между равными людьми. Если же кто-то превосходит в добродетели, то такой человек и должен властвовать, и подчинение ему нужно считать справедливым и правильным [2, С.225]. И это отличает наилучшее государственное устройство от демократии и олигархии, где властвуют либо все, либо немногие.

1. контролирующие торговые сделки;

2. заботящиеся об общественных и частных зданиях, имеющихся в городе;

3. ведающие государственной собственностью, расположенной за территорией города;

4. контролирующие доходы;

5. занимающиеся охранением частных договоров и копий судебных решений, ведающие судебными делами в их начальной стадии, принимающие письменные жалобы;

6. приводящие в исполнение приговоры суда над гражданами осужденными (этот же орган взыскивает недоимки с государственных должников и сторожит заключенных). Такая власть является самой необходимой и самой тяжелой.

7. охраняющие государство, и должности военные. Здесь Аристотель отмечает, что государство не должно обращать внимания лишь на военную подготовку, существовать такие государства могут только во время ведения войн [2, С.246].

8. И последняя необходимая власть — власть религиозная, которая занимается попечением религиозного культа, восстановлением и охраной священных зданий.

Идеальное государство представляется Аристотелю как не слишком большое и не слишком маленькое, чтобы можно было поддерживать порядок и обеспечить гражданам самодостаточное существование, населенное разумными людьми, где правят опираясь, в первую очередь, на законы, т. к. управлять руководствуясь законом, означает управлять в соответствии с порядком. Если случается, что управляют сразу несколько человек, то их следует назначать стражами закона. В наилучшем государстве добродетель хорошего человека является и добродетелью хорошего гражданином. При плохом государственном устройстве человек добродетельным быть не может.

1. Е. Н. Селютина «Проблемы классификации форм государственного правления в современных условиях»//Ученые записки Орловского государственного университета. № 4(54), 2013.

2. Аристотель «Политика. Афинская полития». Москва. Мысль. 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, власть, гражданин, добродетель, должность, правильное государственное устройство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: