Какие существуют судовые тревоги на судах рф

Обновлено: 28.04.2024

5 При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются свистком, тифоном, сиреной.

6 При отсутствии трансляции – объявляются любым другим доступным способом.

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

Каждый член экипажа, обнаруживший опасность, грозящую судну, людям и грузу (человека, упавшего за борт, пожар, поступление воды, аварийное повреждение и т.д.), обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и принять меры по её устранению, а при падении человека за борт – бросить ему спасательный круг.

Члены экипажа по сигналу тревоги собираются в указанном месте одетыми по сезону применительно к виду тревоги и действуют по командам капитана.

По тревогам члены экипажа обязаны выходить одетыми по сезону применительно к виду тревоги, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге и тревоге «Человек за бортом» - надеть их, кроме вахты на мостике и в машинном отделении.

При оставлении судна по шлюпочной тревоге для предотвращения угона ветром спущенных спасательных плотов необходимо привязать их к шлюпкам.

При спуске спасательной шлюпки только с одного борта (при оставлении судна) члены экипажа, расписанные в шлюпке другого борта, по указанию командира шлюпки переходят в спускаемую шлюпку и выполняют указания её командира.

Поиск людей, оказавшихся в воде, ведётся до тех пор, пока есть надежда на их спасение.

Если погодные условия не позволяют произвести спуск шлюпки, судно должно зайти с наветренной стороны относительно человека, находящегося в воде, и лечь в дрейф. С борта необходимо спустить до воды шторм-трапы и (или) грузовую сетку из растительных или синтетических тросов, приготовить спасательные круги, подвязанные к прочным линям.

Спасательный круг, в случае необходимости, используется для подведения спасаемого к шторм-трапу или сетке. Если человек не в состоянии самостоятельно подняться на борт, ему необходимо оказать в этом помощь.

Поднятого из воды человека следует:

- доставить в тёплое помещение, раздеть быстро и осторожно;

- принять, если необходимо, меры для оживления (очищение рта, освобождение лёгких от воды, искусственное дыхание, наружный массаж сердца);

- согреть одним из известных способов;

- обеспечить постельный режим на срок не менее 24 ч, давая успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питьё и высококалорийное питание.

При оказании первой помощи лицам, имеющим сильное переохлаждение, следует помнить:

- нельзя для согревания применять алкоголь;

- вредно в тёплом помещении только укутать пострадавшего в одеяло и не обеспечивать его дополнительными источниками тепла (грелками);

- опасным может оказаться местный нагрев отдельных частей тела;

- бесполезен массаж тела без одновременного его согревания.

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ЧЛЕНА ЭКИПАЖА СУДНА (ПРИМЕР)

Обязанности по тревогам

Сигналы тревог

ОБЩЕСУДОВЯ непрерывный звонок громкого боя в течение 25 – 30 с, сигнал повторяется 3 – 4 раза.
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ три продолжительных (5 – 6 с) звонка громкого боя, сигнал повторяется 3 – 4 раза.
ШЛЮПОЧНАЯ не менее семи коротких сигналов (1 с), а затем один продолжительный (5 – 6 с) сигнал звонком громкого боя, повторяется 3 – 4 раза.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются тифоном или сиреной. Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара. Отбой тревог подаётся голосом.

ВИД ТРЕВОГИ ОБЯЗАННОСТИ И МЕСТО СБОРА
1. ОБЩЕСУДОВАЯ ----------------------------------------------------------
1.1. Общие обязанности. Незамедлительно прибыть в МКО.
1.2. Борьба с водой. Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску осушительную систему. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП.
1.3. Борьба с пожаром. Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску систему пенотушения. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП.
1.4. Борьба с разливом нефтепродуктов. Ожидать распоряжения с ГКП.
2. ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Спустить штормтрап и грузовую сетку с главной палубы правого борта. Доложить о готовности на ГКП. Вести наблюдение за поверхностью воды с целью обнаружения человека.
3. ШЛЮПОЧНАЯ Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Подняться на шлюпочную палубу правого борта. По команде с ГКП сбросить спасательный плот. Подтянуть и зафиксировать с помощью линя плот у борта. Спустить штормтрап. Обеспечить безопасную посадку пассажиров в плот.

При уходе из каюты по тревоге или увольнении на берег проверить герметизацию иллюминаторов, выключить освещение и электроприборы.

«____» _________________ 2013 Старший помощник капитана подпись ______________

Сигналы судовых тревог. Виды судовых тревог. Общесудовая тревога. Объявление тревоги на судне.
Установлены следующие судовые тревоги и сигналы:

а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;
• при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
• при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
• при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
• при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;

б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;

в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза.

3.4.2. В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака.
При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно».
Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

3.4.3. Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

3.4.4. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

3.4.5. Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

Борьба за живучесть судна — комплекс мер, предпринимаемых экипажем или аварийными партиями по борьбе с водой, пожарами, повреждениями корпуса и систем. Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:
1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажёрной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;
3) эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по тревогам», аварийные партии, судовые оперативные планы действий, контрольные листы рекомендованных действий для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;
4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;
5) постоянного контроля и наблюдения (в том числе с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
Аварийная партия — группа членов экипажа, создаваемая для ведения борьбы за живучесть корабля и его технических средств.
В обязанности членов аварийной партии входит:
— заделка пробоин корпуса корабля и трубопроводов;
— сращивание перебитых кабелей;
— тушение пожаров.
В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни. В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом: 1) безопасность жизни; 2) безопасность судна; 3) безопасность и защита окружающей среды.
Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каждом судне и утверждается капитаном. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. В каютах находятся личные карточки членов экипажа, в которых указываются конкретные действия данного члена экипажа по каждому виду тревоги.
Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.
Устанавливаются следующие виды тревог:
1) Общесудовая тревога — семь коротких и один продолжительный гудок судовым тифоном, звонком громкого боя и звуковой сигнализацией (LSA Code 7.2.1.1. SOLAS III/6.4. IMO Code on Alarms and Indicators 6/Tables 6.1.1 and 6.2);
2) Пожарная тревога – непрерывный звонок громкого боя звуковой сигнализацией (IMO Code on Alarms and Indicators 6/Tables 6.1.1 and 6.2);
3) Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала громкого боя (продолжительность сигнала 4-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза;
4) Шлюпочная тревога – семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза.
При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».
Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари; при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну; при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.
Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.
Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки, включением сигнализации либо с помощью средств связи. Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.
Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:
1) объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;
2) экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым «Расписанием по тревогам»;
3) ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:
— включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;
— выйти на связь с мостиком;
— получить устные команды/распоряжения;
— передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.
При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик — машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.
Лица, в ведении которых находятся документы экипажа, судовой, машинный, и радио журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.
Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги «Человек за бортом».
На судне должны быть определены Командные пункты и посты, расположение и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.
При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться достаточное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях. На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.
По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать «Ship/Shore Safety Check List». Телефонные номера, каналы УКВ и позывные аварийных служб порта, другие средства и методы оповещения должны быть известны, записаны и находиться в соответствующих местах (в том числе у капитана, СПКМ, ВПКМ, на мостике, у трапа).

Дальнее плавание на корабле – это работа, сопряженная с риском. Опасность работы на корабле заключается в том, что любое происшествие на борту корабля приводит к борьбе за плавучесть. Существуют различные судовые тревоги – сигналы, которые оповещают экипаж корабля об опасности и позволяют своевременно реагировать на любые происшествия.

судовые тревоги

Тревога на корабле

Любая авария на корабле может приводить к серьезным последствиям для всего судна. Однако тревога поднимается не только в случае опасности для корабля, но и в случае опасности для члена экипажа. Каждый член экипажа корабля всегда находится на своем месте, он компетентен и обучен не поддаваться панике в критических ситуациях. В случае возникновения объективной или учебной необходимости он непременно включается в общую борьбу за плавучесть судна. Судовые тревоги – это проработанная система оповещения всего экипажа. Они не только дают общую информацию о проблеме, но и дают экипажу понять, что именно произошло. В зависимости от вида тревоги каждый член экипажа обязан выполнять предписанные ему действия с самой полной отдачей.

Все действия по любой из тревог полностью регламентированы аварийным расписанием. Вне зависимости от типа тревоги, на корабле не должна возникать паника. Все спасательное и аварийное оборудование закреплено в специальных помещениях, размещенных в наиболее логичных частях корабля. Таким образом, каждый член экипажа может быстро добраться до оборудования или спасательного средства.

Судовые тревоги на каждом корабле могут быть разными. Как правило, это зависит от того, в каких водах плавает корабль. Существуют тревоги, которые есть на каждом корабле, а есть и специфические. Перечень всех тревог, как и необходимые действия членов экипажа по каждой из них, находятся в судовом журнале и в аварийном расписании.

Чем подается тревога?

Своевременное оповещение всех без исключения, членов экипажа корабля – это жизненно важная необходимость. Система оповещения на каждом корабле дублируется. Существуют основные и вспомогательные средства оповещения экипажа. Таким образом, корабль защищен от выхода из строя всех средств оповещения.

В большинстве случаев судовые тревоги подаются так называемым звонком громкого боя, его еще часто именуют колоколом. Это продвинутая электрическая система оповещения экипажа. Подобные звонки расположены на каждой палубе и срабатывают единовременно при получении команды по объявлению тревоги.

судовые тревоги и их сигналы

Случается такое, что звонок громкого боя поврежден и нет возможности подать тревогу именно им. В таком случае, на кораблях всегда есть судовые свистки и сирены. Свисток - это широкий термин. В данном случае, он предполагает, что сигнал может подаваться любым устройством, которое обладает достаточной громкостью и способно подать сигнал нужным образом.

Авральная тревога

Судовые тревоги на судне могут быть поданы разом. Общесудовая авральная сигнализация подает практически все тревоги, за исключением некоторых. Для подачи авральной тревоги могут использоваться любые средства. Иногда применяются все средства сразу.

Виды тревог на кораблях

Существуют общие тревоги и специальные. Общие тревоги действуют на каждом корабле, в том числе и на военных, и подаются одним и тем же способом. Действия экипажа могут различаться в зависимости от корабля.

Основные виды судовых тревог - это:

  • Общесудовая.
  • Человек за бортом.
  • Шлюпочная.

Общесудовая тревога

Эта тревога подается в том случае, если судну угрожает опасность и необходимо заблаговременно подготовить как корабль, так и его экипаж. Обычно это касается штормов и проходов сквозь воды со льдом. Однако эта же тревога объявляется при пожаре, пробоине в корпусе и иных опасных авариях. Подается данная тревога непрерывным сигналом звонка громкого боя. Длительность сигнала составляет около 30 секунд. Сигнал дублируется несколько раз, причины подачи сигнала сообщаются по громкоговорителям.

виды судовых тревог

Шлюпочная тревога

Когда становится понятно, что корабль уже не спасти, объявляется всеобщая эвакуация. Для оповещения экипажа подается 8 сигналов. Из них 7 короткие и 1 длинный. Сразу после того, как сигнал был подан, абсолютно каждый матрос, не создавая паники, начинает действовать по тревоге. Необходимо одеться потеплее, надеть спасательный жилет, взять документы и следовать предписаниям аварийного журнала. Все судовые тревоги и их сигналы могут быть поданы непривычным способом, в зависимости от обстоятельств. Далеко не каждую ситуацию можно отработать на учениях. Особенно это касается шлюпочной тревоги, ведь она подается при самых скверных обстоятельствах.

действия по судовым тревогам

Человек за бортом

В случае, если кто-то выпал в море, объявляется тревога «человек за бортом» Подается путем трех длинных сигналов. Сразу после получения сигнала тревоги спасательная команда готовит операцию по спасению. Матрос, который бросил тонущему спасательный круг, должен указывать на человека за бортом рукой и не терять его из вида.

судовые тревоги на судне

Действия по тревогам

На каждом корабле есть судовой журнал и аварийное расписание. В них тщательно прописаны виды тревог на этом судне и действия по судовым тревогам. Это очень подробный перечень обязанностей. В зависимости от того, какой тревожный сигнал был подан, каждый матрос выполняет предписанные ему действия. Такая строгая регламентация обязанностей матросов позволяет полностью исключить панику и хаос на судне в случае возникновения аварийной ситуации.

Правила о судовых расписаниях и производстве тревог распространяются на все суда пароходства. Весь судовой экипаж обязан твердо знать свои обязанности по расписанию тревог и таблиц сигналов.



В авральных работах по приказанию капитана обязан участвовать весь экипаж судна, от момента подачи сигналов до отбоя. Во время тревоги соблюдается полное тишина, не каких выкриков, курение, разговоров – не допускается, командный состав подает команды ясно и четко.

Во время тревоги запрещается запирать двери кают на ключи. В момент сигнала тревоги вахтенный остаются на своих местах до прибытия смене, После чего приступают к выполнению обязанностей по расписанию. Каждый член экипажа, заметивший грозящую опасность судну или людям, обязан немедленно принять меры к ее предотвращению и срочно доложить вахтенному начальнику.

При пожаре на других судах или береговых объектах, вахтенный начальник объявляет тревогу по судну, дает готовность машин и оказывает возможную помощи по ликвидации пожара.

Члены экипажа, заметившие человека за бортом, обязан бросить спасательный круг немедленно доложить на мости и вести наблюдение за ним.

По тревоги все члены экипажа, заняты спасением людей, одевают спасательные жилеты и не снимают их до отбоя. Командный состав обязан принять меры к сохранению судовых документов, вахтенного машинного и радиотелеграфного журналов, карт перехода, судовой кассы и отчетности. Эти документы должны быть спасены лицами командного состава ведение, которых они находятся.

По сигналу «Отбой тревоги» - весь аварийно-спасательный инвентарь убирается на штатные места, после чего производится разбор учений. Судовые расписания составляют С.т помощник капитана с участием старшего механика и утверждаются капитаном. Они подразделены на общие и индивидуальные. В случае изменения состава экипажа в расписания вносятся соответствующие изменения. Для всех тревог назначаются постоянные ходовые вахты, как на мостике, так и в машине.

При распределение обязанностей по тревогам принимаются во внимание квалификация и физические силы членов экипажа. С.т помощник капитана, боцман – знакомят вновь поступающих вновь на судно лиц палубной, а старший механик машинной команды с расписаниями тревог, место нахождения пожарных принадлежностей, кранов, аварийно – спасательных средств и обучают пользованием ими. Перед выходом в плаванием старший помощник капитана обязан ознакомить весь личный состав с расписанием тревог, объяснив каждому значение борьбы за живучесть судна и порядок производства учебных тревог и тренировок.

В первые дни после выхода в рейс производятся учебные тревоги, с практическим показам каждому члену экипажа. После последующие учения производятся на быстроту и четкость их отработки, первое время как можно чаще, в следующем не реже одного раза в месяц с обязательной записью в судовом журнале.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: