Какие существуют способы направления судебных поручений мчп тест

Обновлено: 15.04.2024

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены для использования в работе территориальных органов ФССП России при подготовке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам (далее - Поручения).

1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959, подписанная в г. Страсбурге (далее - Европейская конвенция), и дополнительный протокол к ней от 17.03.1978, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22.01.1993 в г. Минске (далее - Минская конвенция), соглашения и договоры о международном сотрудничестве между государствами, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).

II. Подготовка международных поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 223 УПК РФ в исключительных случаях, связанных с исполнением Поручения, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок предварительного расследования в форме дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев.

2.2. Дознание по уголовному делу должно быть возобновлено, поскольку исходя из положений части 3 статьи 209 УПК РФ после приостановления предварительного расследования по уголовному делу производство следственных действий не допускается, а согласно требованиям статьи 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми, юридической силы не имеют и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ.

2.3. Форма и содержание Поручения должны строго соответствовать положениям конкретного международного договора Российской Федерации.

2.4. Поручение оформляется на официальном бланке и адресуется компетентному органу государства, на территории которого предполагается исполнение поручения. В Поручении указывается полное наименование государства, его искажение недопустимо.

2.5. По своей структуре Поручение состоит из описательной и резолютивной частей.

2.5.1. Описательная часть служит логической основой для изложения просьбы о правовой помощи. Не рекомендуется перегружать ее сведениями, не имеющими отношения к Поручению.

2.5.2. В соответствии со статьей 454 УПК РФ в описательной части должны содержаться:

наименование органа, от которого исходит Поручение;

номер уголовного дела, по которому запрашивается правовая помощь;

квалификация совершенного преступления на день составления Поручения с приведением текста статьи УК РФ (допустимо прикладывать выписку из УК РФ в качестве приложения к Поручению);

сведения о размере ущерба (в случае если это обусловлено требованиями международного договора);

данные о лицах, в отношении которых направляется Поручение, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, их процессуальный статус в уголовном деле, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения. Если полные данные отсутствуют, то необходимо сделать оговорку, что другими сведениями инициатор не располагает;

сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации;

изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств.

2.5.3. В резолютивной части излагается просьба о выполнении процессуальных действий.

2.6. В Поручении недопустимо ходатайствовать о выполнении процессуальных действий, проведение которых относится к исключительной компетенции лица, производящего предварительное расследование уголовного дела. Так, в соответствии со статьей 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда, в связи с чем компетентным органам иностранного государства может быть предложено лишь ознакомить потерпевшего с указанным процессуальным документом и вручить копию данного документа.

2.7. В тексте Поручения, содержащем просьбу о допросе потерпевших, свидетелей и т.д., перед началом следственного действия необходимо разъяснить указанным лицам положения статей 42, 56 УПК РФ и статей 307, 308, 310 УК РФ (выписки из указанных статей необходимо приобщить к Поручению).

2.8. В тексте Поручения должны содержаться гарантии использования полученных сведений и документов только в целях, указанных в Поручении, а также обязательства по возврату подлинников документов и вещественных доказательств, изъятых в ходе исполнения Поручения, если исполнитель потребует их возврата или это предусмотрено международным договором.

2.9. В тексте Поручения следует ходатайствовать о применении при проведении следственных действий процессуальных норм Российской Федерации, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны, и о производстве следственных действий на русском языке.

2.10. К поручению должны быть приобщены вынесенные в соответствии с УПК РФ постановления о производстве процессуальных действий (постановление о признании потерпевшим, о производстве выемки и др.).

Нарушением статьи 44 УПК РФ является вынесение и приобщение к Поручению постановления о признании лица гражданским истцом при отсутствии искового заявления в деле. В данном случае необходимо обратиться к исполнителю Поручения с просьбами разъяснить лицу право предъявить гражданский иск в соответствии со статьей 44 УПК РФ и предложить написать исковое заявление (приложив его образец к Поручению).

2.11. Во всех случаях обращения к запрашиваемой стороне с просьбой провести какие-либо следственные действия необходимо делать оговорку: "если это не противоречит законодательству Вашей страны".

2.12. При наличии просьбы о проведении процессуальных действий, требующих в соответствии с российским законодательством судебного решения или согласия прокурора (в том числе обыск, запрос сведений, содержащих банковскую, коммерческую тайну и др.), прилагаются соответствующие решения суда или постановления, санкционированные прокурором.

2.13. При обращении с просьбой о производстве выемки, обыска, изъятия образцов почерка, оттисков печатей для сравнительного исследования, необходимо приобщить к Поручению выписки из УПК РФ, регламентирующие данные следственные действия. При этом в тексте Поручения рекомендуется обратить внимание исполнителя на то, требуется ли для проведения названных следственных действий, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством, согласие прокурора или решение суда.

На все прилагаемые к Поручению документы делаются ссылки непосредственно в тексте Поручения.

2.14. Поручение и прилагаемые к нему документы, адресуемые компетентным органам ближнего зарубежья, оформляются в двух оригинальных экземплярах, подписываются надлежащим должностным лицом и удостоверяются гербовой печатью.

2.15. Поручение, адресованное компетентным органам стран дальнего зарубежья, представляется в Федеральную службу судебных приставов в трех экземплярах, при необходимости перевода - два экземпляра на иностранном языке. Каждый лист перевода Поручения подписывается переводчиком, в конце указывается его фамилия и ставится подпись. Перевод прошивается и скрепляется печатью, при отсутствии печати у переводчика - заверяется гербовой печатью органа дознания.

2.16. Во избежание ошибок при составлении Поручения дознавателям структурных подразделений ФССП России рекомендуется, кроме проверки начальником органа (подразделения) дознания правильности его составления, согласовывать проект Поручения со специалистом отдела организации дознания территориального органа ФССП России, осуществляющим зональный контроль.

2.17. Для оперативного урегулирования вопросов, связанных с исполнением Поручения, необходимо указывать номера контактных телефонов и факсов (с отражением кода страны, регионального и местного кодов).

2.18. Поручения по материалам проверки, проводимой в порядке статей 144, 145 УПК РФ, со ссылками на Европейскую и Минскую конвенции, исполнению не подлежат. Такие поручения могут быть направлены на основании двусторонних соглашений о сотрудничестве между Российской Федерацией и запрашиваемой стороной.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

В тексте Поручения приводится полный текст (диспозиция, санкция) соответствующей статьи УК РФ либо к запросу прилагается выписка из УК РФ с текстом соответствующей статьи.

Если полные данные отсутствуют, то необходимо сделать оговорку, что другими данными инициатор не располагает.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

В тексте Поручения приводится полный текст (диспозиция, санкция) соответствующей статьи УК РФ либо к запросу прилагается выписка из УК РФ с текстом соответствующей статьи.

В случае сложного и большого по объему уголовного дела прилагается справка-резюме.

Дополнительный протокол упоминается только при обращении в государства, которые его ратифицировали.

Излагается просьба о разъяснении лицу (свидетелю, потерпевшему и т.д.) соответствующих положений статей УПК РФ, а также просьба о предупреждении лица об уголовной ответственности в соответствии со статьями 307, 308, 310 УК РФ, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства. Выписки статей прилагаются.

Исполнителю Поручения разъяснить, что изъятие вышеназванных документов в соответствии с российским законодательством не требует (требует) согласия надзирающего прокурора или решения суда, сделав при этом ссылку на статьи 182, 183 УПК РФ, приобщив их выписки к запросу.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Страны Европейского Союза

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)

ратифицирована 10 декабря 1999 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ. Вступила в силу для Российской Федерации 9 марта 2000 г.

Содружество Независимых Государств

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)

вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.)

договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 15-ФЗ. Вступил в силу 20 января 1995 г.

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 19 февраля 1975 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 ноября 1975 г. Вступил в силу 19 января 1976 г.

Республика Босния и Герцеговина

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 24 февраля 1962 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 26 марта 1963 г. Вступил в силу 26 мая 1963 г. В соответствии с соглашением в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Боснии и Герцеговины от 13 марта 2002 г. договор продолжает действовать в отношениях между Российской Федерацией, Боснией и Герцеговиной

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 15 июля 1958 г., с изм. и доп. от 19 октября 1971 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 5 ноября 1958 г. Протоколом к договору между СССР и Венгерской НР об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 октября 1971 г. в указанный договор внесены изменения и дополнения

Социалистическая Республика Вьетнам

договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Москва, 25 августа 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 104-ФЗ

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Афины, 21 мая 1981 г.)

договор ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1982 г. Вступил в силу 1 сентября 1982 г.

договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 апреля 2000 г. N 49-ФЗ. Вступил в силу 30 мая 2000 г.

договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой (Москва, 22 июня 1973 г.)

ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 17 декабря 1973 года. Вступил в силу 22 апреля 1974 г.

Исламская Республика Иран

договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Тегеран, 5 марта 1996 г.)

договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 10 января 1997 г. N 16-ФЗ. Вступил в силу 16 июля 2000 г.

договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам (Москва, 25 марта 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 октября 2000 г. N 127-ФЗ

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Москва, 6 декабря 1985 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 августа 1986 г. Вступил в силу 24 октября 1986 г.

договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 27 мая 2000 г. N 71-ФЗ. Вступил в силу 18 декабря 2000 г.

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Москва, 19 января 1984 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 26 января 1987 г. Обмен ратификационными грамотами произведен в Никосии 25 февраля 1987 г.

Китайская Народная Республика

договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.)

договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением Верховного Совета РФ от 26 февраля 1993 г. N 4560-1

договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 28 мая 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 41-ФЗ. Вступил в силу 10 августа 2001 г.

Корейская Народно-Демократическая Республика

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 1 февраля 1958 г. Вступил в силу 6 марта 1958 г.

Мексиканские Соединенные Штаты

договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 21 июня 2005 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 4 марта 2008 г. N 24-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 236-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам (г. Панама, 30 апреля 2009 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 29-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (г. Варшава, 16 сентября 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 13 июля 2001 г. N 96-ФЗ

Соединенные Штаты Америки

договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 3 ноября 2000 г. N 133-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Токио, 12 мая 2009 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 16 октября 2010 г. N 273-ФЗ

20. Делопроизводство по обеспечению участия лиц иностранных государств в совершении процессуальных действий арбитражных судов и оказанию международной правовой помощи

20.1. Направление определения суда о времени и месте рассмотрения дела, а также других судебных актов и иных документов (международного судебного поручения) стороне, заинтересованному лицу, проживающим или находящимся в иностранном государстве, производится в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, статьями 121, 253, 256 АПК РФ и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

Если на территории Российской Федерации находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются по адресу представителя.

20.2. Международные судебные поручения арбитражных судов Российской Федерации о выполнении отдельных процессуальных действий направляются в компетентные органы иностранного государства через соответствующие органы Российской Федерации, определенные в нормах международного договора либо федерального закона.

При оформлении документов международного судебного поручения необходимо учитывать, в каком порядке будет осуществляться передача документов. В зависимости от требований международных договоров и арбитражного процессуального законодательства документы могут направляться:

непосредственно в компетентный суд государства исполнения поручения;

непосредственно в центральные органы государства исполнения поручения;

через органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации компетентному суду государства исполнения поручения;

через органы Министерства юстиции Российской Федерации компетентному суду государства исполнения поручения.

При отсутствии международного договора судебное поручение направляется через органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации в порядке международной вежливости (принципа взаимности).

20.3. Если международное судебное поручение направляется через органы Министерства юстиции Российской Федерации, необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2005 N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" исполнение международных обязательств России, в том числе по вопросам, связанным с вручением и пересылкой документов при исполнении судебных поручений, ходатайств о признании и исполнении судебных решений, возложено на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

20.4. Международное судебное поручение об оказании правовой помощи составляется в письменном виде, подписывается судьей, скрепляется гербовой печатью суда.

20.5. В качестве приложения к международным договорам могут устанавливаться особые формы бланков международных судебных поручений. В таких случаях запросы об оказании правовой помощи следует отправлять на соответствующих бланках.

20.6. Международное судебное поручение и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык, предусмотренный нормами международного договора.

Если судебное поручение направляется в порядке международной вежливости при отсутствии международного договора, судебное поручение целесообразно перевести на язык запрашиваемого государства или английский язык.

20.7. Международное судебное поручение и прилагаемые к нему документы для перевода на иностранный язык могут быть направлены арбитражным судом переводчику, привлекаемому для осуществления судопроизводства в порядке, предусмотренном АПК РФ, либо в специализированное учреждение, осуществляющее перевод на иностранный язык судебных документов (бюро переводов, торгово-промышленную палату субъекта федерации и др.).

Законодательством Российской Федерации также не исключена возможность привлечения на добровольной основе участников арбитражного процесса для осуществления перевода судебных документов на иностранный язык.

Перевод судебных документов на иностранный язык должен быть нотариально заверен.

Распределение расходов на осуществление перевода судебных документов на иностранный язык производится в порядке, установленном АПК РФ.

Под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

Часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства.

Первый случай - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей.

Второй случай - выполнение отдельных процессуальных действий и, в частности, допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка:

- непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б;

- дипломатический порядок. Он заключается в том, что суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в министерство иностранных дел государства Б с нотой. Министерство иностранных дел государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении;

- выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А;

- выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т.п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями. Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властям государства пребывания. При присоединении к Гаагской конвенции 1954 года СССР сделал заявление о том, что судебные поручения должны направляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соответственно в РФ через МИД РФ).

Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам регулируются Гражданским процессуальным кодексом. В соответствии со ст. 436 ГПК суды РФ исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т.д.), за исключением случаев, когда исполнение поручений противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ либо когда исполнение судебных поручений не входит в компетенцию суда. Исполнение судебных поручений осуществляется судами на основе российского законодательства. Применяются правила Гражданского процессуального кодекса.

По общему правилу, юрисдикция судебных органов ограничена пределами территории того государства, в котором они осуществляют свою деятельность. Между тем в процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. В силу принципа государственного суверенитета совершение подобных действий возможно только при наличии согласия той страны, в которой эти действия должны быть осуществлены, в порядке судебного поручения.

Речь в данном случае идет, как правило, об обращении суда запрашивающего государства к суду запрашиваемого государства с просьбой о совершении последним определенных процессуальных действий и направление полученных результатов автору запроса.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь».

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права.

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также:

• доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

• вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

• вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны. Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае:

• если не установлена подлинность документа;

• если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти;

• если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги.

В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.). В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда:

• исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России;

• исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами.

Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

Правовая помощь – совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны. К таким действиям относятся:

- составление, пересылка, вручение документов;

- получение вещественных доказательств;

- допрос свидетелей, экспертов и т. д.

Просьбы в правовой помощи составляются обычно на языке самой запрашиваемой стороны. Часто органы юстиции (установление адреса), но большая часть правовой помощи выполняется судами в форме судебных поручений – взаимное обращение российских судов к иностранным судам друг к другу, с просьбой об оказании правовой помощи.

Оказание правовой помощи и направление судебных поручений регулируются Гаагской конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г., Гаагской конвенцией о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г., Минской конвенцией 1993 г., Киевским соглашением 1992 г., ГПК РФ.

1-й вариант – иностранный суд обращается к российскому суду.

Обычно исполняются при получении поручений через МИД РФ, но Минской конвенции сотрудничество с судами стран СНГ осуществляется через Минюст (центральное учреждение юстиции), но при наличии соответствующих договоров. А суды краёв и областей, граничащих с Монголией вообще в упрощённом порядке, без участия Минюста.

Есть ограничения – судебное поручение не подлежит исполнению, если:

- может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;

- не входит в компетенцию суда;

- противоречит публичному порядку (АПК РФ).

Судебное поручение исполняется:

- в соответствии с российским законодательством (другой порядок возможен, если не противоречит российскому законодательству);

- судом, в районе которого должны быть совершены процессуальные действия (допрос свидетеля, осмотр объекта).

2-й вариант – российский суд обращается к иностранному суду.

Ст. 407 ГПК РФ – на стадии подготовки к судебному разбирательству. Если необходимо вручить документ, то он прилагается к поручению. Судебные поручения отправляются через МИД России, это требует длительного времени, но возможен и упрощённый порядок.

Дипломатический способ (принцип буквы “П”) предполагает обращение суда в МИД РФ, а МИД РФ обращается в посольство или консульство РФ в соответствующей стране (6 месяцев).

Минская конвенция упрощает весь процесс – российский суд обращается в Минюст РФ, а Минюст РФ в Минюст или другое учреждение иностранного государства, а последний в иностранный суд.

Самый простой способ – когда российский суд обращается непосредственно к иностранному суду (Киевское соглашение 1992 г.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: