Какие существуют особенности возникновения государства и права у разных народов

Обновлено: 27.03.2024

- воля господствующего класса навязывалась обществу, господствующий класс определял все.

В сформировавщемся государстве аппарате публичной власти не совпадает с населением, он отделен от народа. Государственный аппарат занимается только управлением, имеет силовые структуры. В государственном обществе у населения отсутствуют кровнородные связи. Государственные образования находятся на четко определенных территориях. Может присутствовать административно-территориальное деление, власть центральная и местная. Существуют институты гражданства и подданства. На содержание аппарата управления взимаются налоги. Государственный суверенитет.

1. Возникновение государства – длительный исторический процесс.

2. Объективный процесс, не зависящий от воли конкретных лиц.

3. Усложнившаяся социальная структура не может управляться.

4. Государство – результат внутреннего развития общества, а не навязано ему извне.

5. Однажды возникнув государство не исчезает, общество не возвращается в безгосударственное состояние.

Афинская форма – классическая, не осложнено внутренней борьбой и внешними завоеваниями, государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

Древний Рим – процесс создания государства осложнился внутренней борьбой патрициев и плебеев.

Германские племена – образовании е государства связано с внешними завоеваниями – необходимо управлять захваченными территориями, выделение знати и власти вождя в королевскую власть.

Древний Восток – необходимость проведения крупных общественных работ, государство – орган, организующий эти работы. Общественная собственность превращается в государственную, родоплеменная верхушка – в государственный аппарат.

ВОПРОС. Общая характеристика наиболее известных теорий происхождения государства и права: теологической, органической, патриархальной, договорной, психологической, историко-материалистической, теории насилия.

1. Теологическая теория – формировалась в 1 тыс. в условиях развития христианства и ислама (Фома Аквинский, Августин). Государство вечно существует в силу божественной воли. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теория присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждая преступность. Так как государство создано богом, то каждый должен подчиняться воле правителя.

В исламе – деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. Теократия – соответствие деятельности государства религиозным предписаниям.

Критики – провозглашения божественного происхождения власти делает правителя непогрешимым и ведет к произволу.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций)) – государство появилось в результате разрастания и объединения патриархальных семей, государственная власть есть продолжение отцовской власти. Правитель считался «отцом народа» личностью, которая могла решать проблемы за всех, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти. Такая власть антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений.

Критика – нет ни одного примера такого способа возникновения государства. Наоборот патриархальная семья возникает вместе с государством. Несовпадение задач государственного управления и функций семьи.

3. Договорная теория (МО-цзы, Августин, Гббс, Локк, Руссо, Радищев) – государство появилось на основе общественного договора. В результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости и безопасности. В результате договора каждый договаривался подчиняться общей воле, но и становился одним из ее участников. Несправедливый общественный договор может быть пересмотрен и расторгнут.

Критика - теория не отвечает на вопросы: где, когда, как состоялся общественный договор. Страдает антиисторизмом, схематизмом и идеализированностью. Преувеличивает роль субъективных факторов, недооценивает роль объективных. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт.

4. Марксистская теория (Маркс, Энгельс) «Происхождение семьи , частной собственности и государства» – в основе лежат экономические факторы, возникновение государства связывают с частной собственностью, расколом общества на классы, имущесвенные излишки скапливаются у господствующего класса. Теория отличается стройностью, четкостью и ясностью исходных положений.

Критика – государство присуще только классовому обществу, однако государство зарождалось и формировалось и до возникновения классов, не учтены особенности возникновения государства на Востоке.

5. Теория насилия (Дюринг, Глумплович, Каутский) – государство возникло в результате захвата одним племенем другого. Насилие было очень эффективно. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Деятельность государства сводиться лишь к принуждению – монополии государства. Войны и завоевания – основная причина рабства. Рабство ведет к появлению частной собственности.

Критика - теория преувеличивает роль насилия и игнорирует социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить оружие. Государство является не итогом развития общества, а навязано ему извне.

6. Психологическая теория (Петражитский, Фрейд) – люди не могут жить друг без друга. Подтверждается необходимость объединения.

- наличие в психике потребности в подчинении либо стремление к власти;

- наделение вождей, шаманов сверхчеловеческими качествами;

- наличие у некоторых индивидов выраженных агрессивных устремлений, требующих обуздания силами государства.

Критика – недооценка других факторов в том числе объективных, не подтверждается историческими фактами.

7. Органическая теория (зародилась в античности (Платон), распространение в 19 веке (Спенсер, Дарвинизм)) – государство это продукт природы, организм, возникающий и развивающийся согласно законам природы. Отношения между классами, социальными группами людей уподобляются взаимодействию органов в организме (правители – мозг). Отказ в помощи незащищенным слоям (естественный отбор) – социальный дарвинизм. По этой теории ни один государственный организм не может существовать отдельно, государства взаимодействуют как живые существа.

Критика – государство выполняет ряд функций, не имеющих аналогов с функциями живых организмов (налогообложение, издание законов), совсем не учитывается роль личности.

8. Ирригационная теория – в засушливых районах люди вынуждены были объединяться в группы для создания ирригационных систем. Теория характерна только для южных стран.


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религиозные верования и традиции оказывали влияние на процессы социальной дифференциации, лежащие в основе формирования государства. Эти факторы обусловливали конкретные пути и формы государствообразования у различных народов. Однако при том, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о двух путях возникновения государства: восточном и западном.

Различия между ними состоят, главным образом, в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе органов публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства. Самые древние государства возникли около пяти тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем-состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как "власть-собственность", суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодно. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин "по должности" появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать "выборность" этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или азиатский) путь формирования государственности отличался, прежде всего, тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. Одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов "по восточному типу" было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом "свободных" общинников. Помимо всего, "частный" характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства ("власть-собственность"), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

а) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

б) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

в) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX века оставалось в основном неизменным.

Свои особенности имело формирование государств в Африке. Верховная власть была выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т. к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка

Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была "военная демократия", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Афин в Древней Греции. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью: утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социальнополитическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н. э. к созданию мощной государственной машины.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Г ерманские племена долгое время служили поставщиками рабов для Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле Римской империи.

Западным путем шло развитие и многих других государств на территории Европы, таких как Древняя Русь, Ирландия и другие.

Контрольные вопросы

1. Как объясняли мыслители различных времен и народов происхождение государства и права?

2. В чем заключается сущность каждой теории происхождения государства и права? Расскажите о них.

3. Какие подходы к типологии государства Вы знаете?

4. В чем сущность формационного подхода? Виды формаций.

5. В чем сущность цивилизационного подхода? Виды цивилизаций.

6. Какие исторические типы государства Вы знаете? Расскажите о каждом.

7. Какие пути возникновения государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства

90. Историко-материалистическая теория возникновения государства Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства

§ 1.4. Завершение процесса возникновения государства Существовало несколько подходов к объяснению появления древнейшего государства.1. Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

Основные пути возникновения государства

Основные пути возникновения государства Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

1. Понятие формы государства

1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.Форма государства отвечает на

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права

§ 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и

Глава 14. Формы государства

Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства

4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:– выделяются пастушеские

7. Особенности восточного пути образования государства

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства

2.3 Типичные и уникальные формы возникновения государства Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно — в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в

Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и другие.

Основные теории возникновения государства:

1. Патриархальная теория (Аристотель). Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницею власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природою или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.

2. Естественно—правовая теория или теория общественного договора (Монтескье, Радищев А.Н.) Она основывает государство на «общественном договоре». То есть государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенного кругу лиц соответствующих прав.

3. Теократическая (или теологическая) теория (Ф. Аквинский, Аврелий Августин). Она производит государство из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения кроме всего существующего на Земле созданы также право, государство, власть. Здесь нужно различать две школы:

1) первая выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;

2) другие видят волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными.

4. Теория насилия (К. Каутский). Государство было создано в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого). Оно существует для закрепления власти «сильных» над «слабыми».

5. Психологическая (Л. Петражицкий). Возникновение государства связано и основано на свойствах человеческой психики. Причины содержатся в человеческой природе.

6. Материалистическая (классовая) теория (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

Глава I Возникновение права и государства

Глава I Возникновение права и государства Предварительные понятия Условимся в определении понятия права как социального явления. Право есть система норм, вынуждаемых к исполнению общественной властью в Интересах господствующих классов и закрепляющих в пользу

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

5. Возникновение государства

5. Возникновение государства Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед

38. Возникновение Римского государства

38. Возникновение Римского государства Условно историю Рима можно разделить натри периода: царский (753–510 гг. до н. э.); республики (509-27 гг. до н. э.); период империи (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).Основание города Рима связано с именами легендарных Ромула и Рэма и относится к 753 г. до

1.3 Функции теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

1.4 Структура теории государства и права

1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

2.6 Другие теории происхождения государства

2.6 Другие теории происхождения государства Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» — бог и «логос» — учение,

Глава 2. Теории происхождения государства

Глава 2. Теории происхождения государства 2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и праваВопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На

Глава 5. Возникновение Российского государства

Глава 5. Возникновение Российского государства 5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государстваПечальное зрелище представляла собой земля, на которой жили славяне, некогда объединенные в Древнерусское государство.Разгромленные, но не завоеванные

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию "государство" в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: