Какие суды вкл были отделены от администрации

Обновлено: 15.04.2024

Целью курсовой работы является изучение судебной системы Великого Княжества Литовского в XVI веке. Для достижения данной цели следует решить ряд задач:
− изучить источники процессуального права Великого Княжества Литовского в XVI веке;
* рассмотреть и проанализировать систему судебных органов ВКЛ;
* рассмотреть особенности судебного процесса в ВКЛ в XVI веке.

Оглавление

1 ИСТОЧНИКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В XVI ВЕКЕ. 6
2 СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В XVI ВЕКЕ. 17
2.1 Высшие суды в Великом Княжестве Литовском в XVI веке. 17
2.2 Система местных судов Великого Княжества Литовского…………….20
3 ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВКЛ В XVI
ВЕКЕ.……………………………………………………………………..……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..30

Файлы: 1 файл

судебная система вкл 16 века.doc

В условиях развития Республики Беларусь как независимого правового государства большое внимание отводится к продолжению традиции белорусской государственности, основные моменты которой освещаются в курсе истории государства и права Беларуси. Опора на исторический опыт может помочь занять твердую гражданскую позицию в сложностях современной жизни.

Неисчерпанный источник самосознания нашей нации — изучение ее многовековой истории государства и права. Это поясняется тем, что право является одним из важнейших орудий обеспечения справедливости, прав и интересов человека. Право — это часть культуры народа. Его изучение в историческом плане призвано разбудить, восстановить утраченное, вынести на более высокий уровень правосознание как часть самосознания народа — творца истории государства.

ХVІ столетие в истории Беларуси было сложным и переломным этапом. Это век подспудного развития в недрах нации чувства национальной самоидентичности, а также эпоха приобщения к общеевропейской правовой традиции. В это время происходит значительное развитие судебной системы Беларуси.

Целью курсовой работы является изучение судебной системы Великого Княжества Литовского в XVI веке. Для достижения данной цели следует решить ряд задач:

− изучить источники процессуального права Великого Княжества Литовского в XVI веке;

  • рассмотреть и проанализировать систему судебных органов ВКЛ;
  • рассмотреть особенности судебного процесса в ВКЛ в XVI веке.

При написании курсовой работы планируется использовать материалы по истории государства и права Беларуси, информацию из открытых источников.

1 ИСТОЧНИКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В XVI ВЕКЕ

Первая попытка установить единство правовых норм па всей территории, ограничить своеволие судей, а также усилить правовую охрану феодальной собственности и ввести жесткие меры наказания преступников была сделана в Судебнике 1468 г. Он, как и большинство законодательных актов ВКЛ того времени, был написав па белорусском языке. В основу Судебника было положено местное белорусское обычное право в соединении с новым правовыми нормами, разработанными судебной и административной практикой, в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

Рукописный текст не был разделен на статьи. При публикации его разделили па 25 статей. Такое деление принято и в современной исторической литературе.

В Судебнике была закреплена такая важная юридическая норма, как личная ответственность за преступление, а также определение его как противоправное действие.

В Судебнике впервые получило законодательное закрепление устрашение, как одно из основных целей наказания в феодальном праве. Если по обычному праву преступник, приговоренный к смертному наказанию мог откупиться или быть передан в рабство потерпевшему или его семье, то Судебник запрещал освобождать преступника от вынесенного ему судом наказания.

Усиление феодального закрепощения и запрет (грамотой 1447 г.) свободного ухода зависимых крестьян от феодалов были подтверждены статьей 24, в которой предусматривалось наказание смертью тех, кто будет способствовать крестьянам или челяди бежать от своих господ. [1, c. 75]

Характеризуя в целом зарождающееся общеземское право Великого княжества Литовского в конце XIV-XV вв., необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, право-привилегия и др.) ему присущи уже такие прогрессивные по своему времени положения, как:

1) четко указанный возраст уголовной ответственности;

2) право феодалов на публичный суд;

3) свободное без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;

4) ответственность только за вину;

5) ограничение ответственности членов семьи;

6) запрет самоуправства в виде наездов и др.

Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития не только общества и государства, но и правовой мысли.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности - сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

Изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг.

Работа по подготовке первого Статута (1529 г.) велась на протяжении ряда лет. Есть предположение, что в его составлении принимал участие Франциск Скорина, так как многие нормы Статута совпадают с правовыми взглядами белорусского ученого-гуманиста.

Источником Статута было обычное право белорусских земель, которые составляли ядро Великого княжества Литовского, а также нормы писаного права, которые были в ранее изданных привилеях.

При разработке Статута впервые в практике европейских стран были решены такие вопросы как разграничение норм права между различными отраслями, расположение этих норм в определенной системе. Было введено много новых положений ранее не известных праву Великого княжества Литовского. В нем собраны и распределены в надлежащем порядке нормы государственного, земельного, административного, гражданского, семейного, уголовного, процессуального и других сфер права.

В Статут 1529 г. были впервые внесены нормы, которые несколько ограничивали самовольство магнатов. Великий князь обязывался сохранять территориальную целостность страны, не допускать чужестранцев к государственным должностям, не передавать им поместий, земель, не наделять чинами, сохранять существующие законы и издавать новые только с согласия панов-рады. Более конкретным становилось судопроизводство, ограничивались судебные пошлины, регламентировалось участие адвокатов в судебном процессе. Статутом 1529 г. была предпринята попытка введения инстанционного порядка рассмотрения дел. Затем это было повторено соймовым решением от 23 мая 1542 г. Истцы сначала обязаны были судиться местной администрацией - старостами и державцами, а жалобы, на их решения должны были рассматривать воеводы. Жалобы же на решения воевод должны были подаваться панам-радам, а на их решения - самому государю. Кроме того, был установлен запрет на обращение с иском к государю, когда он выезжал в Польшу. Таким образом, вводилась возможность апелляции, несогласия с решением суда низшей инстанции и попытки обжаловать незаконного, по мнению стороны, решения в вышестоящий суд. Высшей апелляционной инстанцией являлся великий князь. [2, c. 33]

Новые социально-экономические и социально-политические изменения в Княжестве (усиление феодального угнетения, рост феодальной собственности, выход на политическую арену новых крупных феодалов, которые потеснили старую аристократию и т.д.), требовали дальнейших совершенствовании в законодательстве. Уже в 1551 г. была создана соответствующая комиссия, которая разработала новый Статут. Он начал действовать с 1 марта 1566 г.

Статут состоял из 14 разделов, которые подразделялись на статьи. В первом разделе были собраны статьи, которые провозглашали основные принципы Великого Княжества, а также нормы, которые относились к государственному праву и государственным преступлениям. Во втором разделе были помешены нормы, которые регулировали государственную власть. В третьем были изложены права шляхты, в четвертом говорилось о судах и судьях, изложены основные нормы процессуального права. В пятом - нормы семейно-брачного права, в шестом - об опеках, в седьмом о праве отчуждения поместий в условиях заклада или продажи, в восьмом – о завещаниях, в девятом - о земельных спорах, в десятом - о лесных промыслах. В последующих четырех разделах были изложены нормы уголовного права.

К наиболее важным нормам, изложенным в Статуте, относятся нормы государственного права, которые определяли состав территории государства, порядок образования и функционирования государственных органов, права и привилегии господствующего класса.

Существенные социальные и политические изменения, вызванные проведением реформы 1557 г. ("Устава па волоки"), и присоединением белорусского Подляшья и Украины к Польше, а также и подписанием акта Люблинской унии 1 июля 1569 г., потребовали внести новые изменения в законодательство Великого княжества Литовского. С этой целью в 1569 г. была создана специальная комиссия, которая должна была привести его в соответствие с актом Люблинской унии и окончательно оформить ликвидацию Княжества как суверенного государства. Однако после смерти Сигизмунда Августа - большого приверженца унии - в 1572 г. комиссия прекратила свое существование, а решения Люблинской унии, направленные на ликвидацию Великого княжества Литовского, практически не исполнялись. ВКЛ продолжало оставаться самостоятельным. Единственно, что связываю оба государства - это единый король и общий сойм. В Великом Княжестве продолжало функционировать собственное правительство, собственная армия и собственные органы государственной власти.

Более того, после смерти Сигизмунда Августа возникла реальная угроза разрыва союза Великого княжества с Польшей. Чтобы избежать такого нежелательного для Польши поворота событий, польские феодалы вынуждены были согласиться с новым толкованием Люблинской унии как союза равноправных государств. В такой ситуации отпала необходимость изменять конституционные нормы Статута. Наоборот, придавалось большое значение сохранению своего самостоятельного права. Разговор начался вестись в плане улучшения законодательства. Так, в 1579-1580 гг. был подготовлен, а в 1581 г. принят закон о создании Главного суда - (Главного Трибунала). В это же время началась работа по подготовке нового проекта Статута.

Статут 1588 г. законодательно оформил сохранение Великого княжества Литовского как государства в противовес акту Люблинской унии. В этом главное значение его государственно-правовых норм. Статут был подготовлен в период царствования великого князя и короля Стефана Батория (1576-1586 гг.) на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами, работу которых возглавили А.Б. Валович (канцлер) и Л.И. Сапсга (подканплср Великого княжества Литовского).

В Статутах нашли отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах. Так, в Статуте 1588 г. нормы уголовного права закреплены в разделах X—XIV и частично в разделах I, П.

Нормы в Статутах, наряду с абстрактным, часто носят казуальный характер, что затрудняет их восприятие.

Статуты Великого княжества Литовского — это свод действовавших законов государства в XVI в. Однако данные законы не были единственными: наряду с ними действовали привилеи и постановления.

Статут 1588 г. как более содержательный и более совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда, когда Беларусь находилась в составе Российской империи. [3, c. 110]

Государственное право ВКЛ было проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей правовому государству.

Демократизм государственного права проявлялся во многих его нормах, закрепляющих принципы выборности монарха, ограничения его власти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельности земских поветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда. Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судебной власти. В государственном праве не только в Статуте 1529 г., но и вопреки Люблинской унии 1569 г. в Статуте 1588 г. содержатся правовые нормы, касающиеся суверенитета Великого княжества Литовского, системы, структуры и компетенции органов власти и управления, исторически сложившихся в нем. В нормах всех Статутов закреплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только уроженец (гражданин) Великого княжества Литовского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных его лиц.

Суд в феодальном государстве был призван охранять феодаль­ный правопорядок и обеспечивать прежде всего интересы феодалов. Судебные функ­ции осуществляли должностные лица центрального и местного управления, а также феодалы и церковь в отношении зависимых от них людей.

Высшим судом в госу­дарстве являлся великокняжеский (господарский) суд, правосудие в котором осуществлялось от имени и при участии великого князя, а в случае его отсутствия - панами-радой или специально назначенными для конкретного дела комис­сарами. Решения комиссарского суда подлежали утверждению великим князем и радой. Количество членов суда не было определено законом. Сессия господарского суда должна была начи­наться ежегодно в ноябре (в день св. Мартина), а паны-рада должны были собираться для рассмотрения судебных дел через две недели после начала великого поста (в конце февраля или в марте). Компетенция суда не была строго определена. С древности каждый свободный человек имел право обратиться к госу­дарю с жалобой (иском) по любому делу. Однако в реальной жизни такой воз­можностью обладали далеко не все феодалы, а тем более не могли добиться суда государя простые люди. В ХVІ в. господарский суд действовал в основном, как суд второй инстанции по жалобам на реше­ния низших судов, а в некоторых случаях - на решения церковного суда. По первой инстанции этому суду были подсудны дела по обвинению феодалов в заговоре и государственной измене, о самовольном присвоении государственных имений, земель и дохо­дов, о преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц, о при­надлежности к сословию шляхты, земельные споры, в которых одной стороной выступала казна. Кроме того, до 1564 г. ему были под­судны все дела крупных феодалов.

С 1529 г. получил законодательное закрепление соймовый суд, который осуществ­лялся государем совместно с депутатами сойма.

В 1581 г. высшим судом в государстве становится также Главный Литовский Трибунал (Главный суд). Его главным назначением было разгрузить великокняжеский суд по апелляционным жалобам на решения местныхсудов. Он состоял из судей, ежегодно избираемых на поветовых соймиках из местной шляхты. От каждого повета избиралось по два судьи. Дела рассматривались коллегией, состоящей из 2 - 7 судей. Для рассмотрения апелляционных дел, в которых одной из сторон выступала церковь, создавалась специальная коллегия с участием представителей духовенства. Дела в Главном Трибунале рассматривались на сессиях, которые собирались ежегодно в Вильне и попеременно через год - в Минске и Новогрудке. Особую категорию дел, которые рассматривались по первой инстанции, составляли жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц. Декреты (решения и приговоры) Главного суда были окончательными и обжалованию не подлежали. Их исполнение поручалось гродским (замковым) судам.

Замковый или гродский суд получил свое название от того, что он, как правило, осуществлялся в замках. Главными судьями в этом суде были воевода или староста. В случае отсутствия этих должностных лиц или их занятости, судебные дела рассатривались их наместни­ками. При такой замене суд осуществлялся коллегией, состоящей из наместника воеводы или подстаросты, замкового судьи и писаря. Последние назначались соответственно воеводой или старостой из числа шляхтичей, которые были местными уроженцами и знали право.

Гродскому суду были подсудны уголовные дела о нападениях на дома шляхты, о поджогах, разбоях, изнасиловании, убийстве шлях­тичей, колдовстве, отравлениях, а также гражданские дела об истребовании сбежавших крепостных крестьян и челяди невольной. Основной задачей гродского суда было осуждение лиц, пойманных с по­личным или задержанных в течение 24 часов после совершения прес­тупления. Если шляхтич-преступник в течение этого времени успе­вал скрыться в своем доме, его следовало вызывать в суд повест­кою на очередную сессию суда, но не позже, чем через четыре неде­ли. Если срок был пропущен, заинтересованная сторона могла обра­титься в земский суд.

Земский суд был наиболее типичным сословным судом шляхты. Его структура и компетенция определялись Бельским привилеем 1564 года и Статутом 1566 года. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Все они избирались шляхтой повета пожизненно и утверждались великим князем. Избранными могли быть только шляхтичи, уроженцы государства, пос­тоянно проживающие в данном повете. Земский суд собирался для рассмотрения дел три раза в году по две-три недели. Земский суд, как и гродский, свидетельст­вовал также гражданско-правовые сделки: купли-продажи, займа, мены, залога, раздела имущества и др., производил обеспечение доказа­тельств и др. Рассмотрению в земском суде подлежали все уголовные дела по обвинению шляхты, за исключением дел, подсудных господарскому и гродскому судам. В земский суд могли подаваться жалобы на незаконные действия должностных лиц данного повета.

Подкоморские суды были учреждены на основании Статута 1566 года. Дела в этих судах решал один судья – подкоморий (подкоморны). Вначале подкомории назначались великим князем, а с 1588 года шляхта из­бирала четырех кандидатов на должность подкомория, из которых великий князь назначал одного. Назначение было пожизненным и считалось весьма почетным.

Основной обязанностью подкомория было рассмотрение дел по земельным спорам. В связи с этим и характер его деятельности отличается от других судей тем, что дела слушались непосредст­венно на месте. Подкоморий выезжал на место, производил осмотр или измерение спорных земель, знакомился с доказательствами, представленными сторонами, допрашивал свидетелей и тут же на месте выно­сил свое решение и приводил его в исполнение, указывая сторонам границы их имений. На решения подкоморского суда могла подавать­ся жалоба в Главный суд, а до его образования - в господарский суд.

По постановлению сойма ВКЛ от 29 января 1587 года в Беларуси и Литве на время безкоролевья стали собираться чрезвычайные временные суды, но­сившие название "каптуровых". В состав каптурового суда входили все местные судьи, т.е. воевода или староста либо их наместники и судьи замкового (гродского), земского и подкоморского судов, которые образовывали коллегию для быстрого и эффективного рас­смотрения уголовных дел. Суд считался правомочным, если присутст­вовало не менее 5 членов суда. Как правило, его постановления, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Суд над простыми людьми производили их владельцы или должностные лица местной администрации. Законодательное закрепление суда феодала над зависимыми простыми людьми было осуществлено впервые в привилее 1447 года. В случае отказа феодала проводить судебное рассмотрение, имели право учинить суд должност­ные лица местной администрации. Это правило получило также закрепление в Судеб­нике 1468 года и в других законах.

С далёкой древности существовали копные суды, осуществлявшие правосудие по отношению к простым людям. Суд произ­водился "копными мужами" или "копными старцами", т.е. наиболее уважаемыми крестья­нами. На заседание копного суда должны были собираться все копные мужи данного округа, представи­тели каждой деревни. Размер копного округа, как правило, не превышал 15-20 километров в радиусе. На заседании копы позже стали присутствовать судебные должностные лица местной администрации (вижи, возные), которые свиде­тельствовали затем перед гродским судом о соблюдении на копе норм обычного и писаного права.

Копа собиралась чаще всего на местах прежних языческих каповищ - "под дубом", на опушке леса и др. Решения копных судов могли быть отменены местными должностными лицами государственного. Однако, как правило, решения приводились в исполнение немедленно. Жалоба могла быть подана не на решение копного суда, а на судей, которые могли нести ответственность перед жалобщиком.

Характерной особенностью копного судопроизводства являлось соединение в одном органе следственных и судебных функций. Оно осуществлялось на основе древнейших обрядов и обычаев. Как толь­ко совершалось преступление, тут же собиралась "горячая копа" из ближайших соседей и начиналось преследование преступника. Ес­ли следы преступления вели к какой-нибудь деревне, жители обяза­ны были "отвести след", т.е. показать, что след лишь проходит мимо их деревни и не заканчивается здесь. При отказе отвести след, или в случае невыдачи преступника вся деревня обязана бы­ла возместить потерпевшему убытки. Если преступника находили или ловили с поличным, эта же "горячая копа" его судила. В тех случаях, когда преступнику удавалось скрыться, потерпевший соби­рал первую копу, на которой делал заявление о совершенном прес­туплении. Копные мужи тут же опрашивали друг друга и посторон­них лиц, что им известно о преступлении и какие у кого есть подоз­рения. Если никаких данных на этой копе не было установлено, то через некоторое время (примерно через две-три недели) собиралась вторая копа. На ней указывались лица, подозреваемые в преступ­лении. Если эти лица считали себя невиновными, то являлись на ко­пу и доказывали свою невиновность. В случае же их отсутствия наз­начался срок созыва окончательной (завитой) копы, на кото­рую вызывались обвиняемые. Эта копа выносила окончательное реше­ние по делу, которое тут же могло быть и исполнено, если преступ­ник приговаривался к телесному наказанию или смертной казни.

В городах, получивших привилеи на майдеборское (Магдебургское) право, судебные функции в отношении мещан осуществляли войтовско-лавничьи и бурмистерские суды. Земельные споры мещан с боярами могли рассмат­ривать воеводы или старосты, а затем и подкоморские суды. Войтовско-лавничьи и бурмистерские суды в городах состояли из лиц местной городской администрации. Бурмистерские суды рассматривали в основ­ном мелкие, незначительные дела, причем жалобы на их решения подавались в войтовско-лавничий суд. Наиболее важные дела эти суды рассматривали совместно, в таком случае суд назывался магистратским. Жалобы на решения магистратского и войтовско-лавничьего суда подавались в центральные суды.

§ 11. Государственная власть и местное управление в ВКЛ во второй половине XIV — первой половине XVI в.

1. Изменения в государственном управлении и переход к сословно-пред- ставительной монархии

Значительные изменения в управлении ВКЛ произошли с приходом к власти династии Ягеллонов (потомков Ягайло). В течение столетия ее представители проводили политику сохранения нескольких престолов, старались контролировать целый регион Европы, в который входили ВКЛ, Польша, Чешское и Венгерское королевства, Валахия и даже земли бывшего Тевтонского ордена в Прибалтике. Ягеллоны считали, что их династия должна противостоять германизации, проводимой императорами Священной Римской империи в Европе, защищать католическую церковь от деспотий (Османской империи, Крымского ханства, Великого Княжества Московского). Эта политика получила название «Ягеллонская идея».


В планах Ягеллонов ВКЛ занимало особое место. С одной стороны, Княжество оставалось родиной династии, с другой стороны, воспринималось как периферия в политических планах. Уже великий князь Казимир Ягайлович (1440—1492 гг.) ограничил свой контроль над внутренней политикой ВКЛ. Начала формироваться сословно-представительная монархия. Великий князь заключал международные соглашения, принимал и отправлял послов, объявлял войну и заключал мир. Он считался высшим руководителем государства. Но все свои полномочия великий князь осуществлял не единолично, а с участием Панов-Рады, сейма и феодалов, назначенных на государственные должности.

Паны-Рада ВКЛ в 40-е гг. ХV в. превратились в важный орган государственного управления. В Раду входили заместители отдельных областей государства, каштеляны государственных замков. Заседания освящал виленский католический бискуп. Однако в скором времени главную роль стали играть воеводы и каштеляны Виленского и Трокского воеводств. Таким образом, в Панах-Раде ВКЛ выделилась узкая группа знатных людей — ​«преднейшая лавица», которая выполняла функции постоянно действующего органа высшей власти в стране. Они контролировали такие важные вопросы, как финансы, утверждение великокняжеских документов, управление государственным войском. Постепенно сложилась небольшая группа феодалов, представители которой занимали государственные должности.

В конце XV в. встал вопрос об утверждении кандидатуры будущего великого князя литовского. Казимир Ягайлович, управлявший государством 52 года, хотел, чтобы его преемником стал сын Александр. Право выбора великого князя было отдано вальному (общегосударственному) сейму. В первой половине XVI в. роль сейма возросла. В условиях почти постоянных войн с Великим Княжеством Московским чрезвычайно важными стали право сейма вводить военный налог, право объявлять войну и заключать мир. Значительное влияние на оформление вальных сеймов ВКЛ оказал пример польского сейма.


1. Вспомните, что такое монархия.
2. Какие особенности имеет сословно-представительная монархия? Приведите примеры из всемирной истории.

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга: § 11. Государственная власть и местное управление в ВКЛ во второй половине XIV — первой половине XVI в.
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 15 Июль 2022, 20:37

Оглавление

1. Изменения в государственном управлении и переход к сословно-пред- ставительной монархии

Значительные изменения в управлении ВКЛ произошли с приходом к власти династии Ягеллонов (потомков Ягайло). В течение столетия ее представители проводили политику сохранения нескольких престолов, старались контролировать целый регион Европы, в который входили ВКЛ, Польша, Чешское и Венгерское королевства, Валахия и даже земли бывшего Тевтонского ордена в Прибалтике. Ягеллоны считали, что их династия должна противостоять германизации, проводимой императорами Священной Римской империи в Европе, защищать католическую церковь от деспотий (Османской империи, Крымского ханства, Великого Княжества Московского). Эта политика получила название «Ягеллонская идея».


В планах Ягеллонов ВКЛ занимало особое место. С одной стороны, Княжество оставалось родиной династии, с другой стороны, воспринималось как периферия в политических планах. Уже великий князь Казимир Ягайлович (1440—1492 гг.) ограничил свой контроль над внутренней политикой ВКЛ. Начала формироваться сословно-представительная монархия. Великий князь заключал международные соглашения, принимал и отправлял послов, объявлял войну и заключал мир. Он считался высшим руководителем государства. Но все свои полномочия великий князь осуществлял не единолично, а с участием Панов-Рады, сейма и феодалов, назначенных на государственные должности.

Паны-Рада ВКЛ в 40-е гг. ХV в. превратились в важный орган государственного управления. В Раду входили заместители отдельных областей государства, каштеляны государственных замков. Заседания освящал виленский католический бискуп. Однако в скором времени главную роль стали играть воеводы и каштеляны Виленского и Трокского воеводств. Таким образом, в Панах-Раде ВКЛ выделилась узкая группа знатных людей — ​«преднейшая лавица», которая выполняла функции постоянно действующего органа высшей власти в стране. Они контролировали такие важные вопросы, как финансы, утверждение великокняжеских документов, управление государственным войском. Постепенно сложилась небольшая группа феодалов, представители которой занимали государственные должности.

В конце XV в. встал вопрос об утверждении кандидатуры будущего великого князя литовского. Казимир Ягайлович, управлявший государством 52 года, хотел, чтобы его преемником стал сын Александр. Право выбора великого князя было отдано вальному (общегосударственному) сейму. В первой половине XVI в. роль сейма возросла. В условиях почти постоянных войн с Великим Княжеством Московским чрезвычайно важными стали право сейма вводить военный налог, право объявлять войну и заключать мир. Значительное влияние на оформление вальных сеймов ВКЛ оказал пример польского сейма.

2. Административно-территориальное деление

Во второй половине XIII — ​XIV в. ВКЛ делилось на княжества, земли и волости. Выделялись в самостоятельную единицу управления государственные замки и города с магдебургским правом.

В период правления Ольгерда начали формироваться крупные земельные владения родственников князя. Примером может служить Трокское княжество, которое принадлежало Кейстуту. Власть трокского князя распространялась
от рек Дубисы и Нёмана на западе до реки Березины на востоке (Городня, Ковно, Бобруйск, Свислочь). В 1370—1380-е гг. крупные земельные владения сформировал Скиргайло Ольгердович, которому родной брат Ягайло передал в управление Полоцкое, Менское и Киевское княжества.

Однако все пожалования внутри династии Гедиминовичей имели прижизненный характер и не передавались потомкам в наследство без личного разрешения великого князя.


В 1393—1395 гг. Витовт ликвидировал крупные удельные княжества в Полоцке, Витебске, Смоленске, Киеве, на Волыни и Подолье. Если местные князья оказывали сопротивление, то их ждало тюремное заключение. Если признавали власть Витовта, получали более мелкие и незначительные княжества. Взамен местных правителей великий князь назначил наместников, которые полностью подчинялись ему.

В 1413 г. была введена новая административно-территориальная единица — ​вое­водство. Вместо бывших княжеств появились Виленское и Трокское воеводства. Идею разделения государства на воеводства позаимствовали в Королевстве Польском. Вое­вода назначался великим князем и выполнял административные, судебные, налоговые, военные функции. Воевода представлял землю в Панах-Раде ВКЛ.

Выделение новых воеводств на территории Княжества происходило очень медленно. Этому процессу препятствовал статус отдельных земель в составе страны. Единая территориально-административная система сформировалась в середине XVI в. В соответствии с реформой 1565 г. на белорусских землях образовывались воеводства (Виленское, Трокское, Берестейское, Витебское, Менское, Новогородское, Мсти­славское, Полоцкое), разделенные на поветы. Иногда одно воеводство могло состоять только из одного повета — ​например, Полоцкое и Мстиславское воеводства.

В письменных источниках поветы на белорусско-литовских землях упоминаются в XV в. Они состояли из нескольких волостей (10—30 поселений — сел). Иногда такое название давалось одной крупной волости. По примеру Польши с 1565 г. повет стал означать территориальную единицу в составе воеводства. Такое разделение создавало возможность для установления одинаковой государственной структуры ВКЛ и Польши, уравнивало шляхту ВКЛ с польской шляхтой в политических правах. От повета проходили выборы послов на вальный сейм, судей в земский (поветовый) суд.

В административном делении страны остались удельные княжества, которые принадлежали потомкам династии Гедиминовичей. Так, в XV в. князья Олельковичи получили Слуцкое и Копыльское княжества. За потомками князя Лунгвена закрепилось Мстиславское княжество, за потомками Евнута — ​Заславское. И хотя влияние князей Гедиминовичей в государстве постепенно ослабевало, их права на отдельные территории стали примером для крупных землевладельцев (магнатов). Появились титульные княжества и графства, например, Радзивиллов в Мяделе, Ходкевичей в Ляховичах, Гаштольдов в Геранёнах.

Проведенные административные реформы помогли завершить централизацию ВКЛ. Образовалась единая государственная система управления. Появились поветовые сеймики и выборные шляхетские суды.

3. Судебная система и законодательство

Формирование судебной системы ВКЛ зависело от оформления общих правовых норм в стране и передачи судебных функций от великого князя к знати (землевладельцам).

В конце XIV — ​первой половине XV в. великие князья выдали областные привилеи отдельным землям страны, что положило начало общегосударственному писаному праву. Уже в 1447 г. Казимир Ягайлович утвердил общеземский привилей, который регулировал отношения между монархом, Радой, определял права и обязанности фео­далов перед государством. Он же уделял большое внимание кодификации права. В 1468 г. был утвержден Судебник. Этот государственный акт вводил уголовную ответственность за совершённые преступления против представителей власти и жителей государства. Также Судебник оформлял право вотчинного суда земле­владельца (феодала) в отношении крестьян, проживавших на его земле.


Передача в 1492 г. власти новому князю — ​Александру Казимировичу — ​сопровождалась утверждением нового общеземского привилея, в котором монарх передавал часть своих полномочий в управлении государством представителям великокняжеской администрации и Панам-Раде. За феодалами государства закреплялись следующие права: участвовать в управлении ВКЛ, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, выбирать великого князя.

Решающие изменения в государственном законодательстве приходятся на время правления Сигизмунда I Старого. С его согласия в Княжестве началась разработка свода законов феодального права — Статута, для создания которого были привлечены лучшие знатоки западноевропейского и местного права. Работа проходила под руководством канцлера ВКЛ Альбрехта Гаштольда. Текст создавался на старобелорусском языке и был переведен на латынь.


Статут был утвержден великим князем в 1529 г. В нем прописывались права и обязанности монарха, регламентировалась деятельность государственных органов власти, в том числе Панов-Рады и сейма. Документ определял права землевладельцев, которые могли искать беглых крестьян, вводил срок «земской давности», ограничивал положение «похожих» крестьян. Статут устанавливал правовые нормы для жителей ВКЛ, учитывая западноевропейскую правовую практику своего времени.

Однако вскоре стало ясно, что Статут 1529 г. не соответствует всем общественным требованиям того времени. В ВКЛ началась подготовка следующего свода законов. Изучался опыт соседних государств, происходило заимствование отдельных институтов судебной власти и правовых норм.

В 1563 г. Сигизмунд II Август издал привилей, которым восстанавливал в политических правах всю шляхту государства. Затем в 1564 г. был принят Бельский привилей, касавшийся преимущественно прав феодалов, их возможности участвовать в управлении государством. В 1566 г. великий князь литовский утвердил новый Статут, который способствовал унификации правовых норм, судебных учреждений и административного разделения ВКЛ и Королевства Польского.

В соответствии с принятыми государственными актами в ВКЛ менялась судебная система. Она включала сословные и всесословные суды, формировавшиеся на основе различных принципов подбора судей и подсудков.


Очевидно, что на создание разветвленной системы судебных учреждений ВКЛ повлияло развитие правовой мысли в течение XV—XVI вв., формирование со­словных судов и перенесение западноевропейских и польских правовых традиций на белорусско-литовские земли.

Вопросы и задания


1. Какие изменения в государственном управлении произошли в ВКЛ с приходом династии Ягеллонов?
2. Охарактеризуйте политику, которая получила название «Ягеллонская идея». Определите ее положительное и отрицательное влияние на развитие ВКЛ.
3. Составьте схему административно-территориального деления ВКЛ в XIV, XV, XVI вв. Объясните изменения. Что способствовало этим процессам?
4. Определите, какие государственные органы были созданы в этот период. Перечислите функции органов власти.
5. Какие судебные органы ВКЛ имели сословный характер? Чем было обусловлено создание таких органов во второй половине XV — XVI в.?
6. Объясните, каким образом реформы способствовали завершению централизации ВКЛ.

Целью курсовой работы является изучение судебной системы Великого Княжества Литовского в XVI веке. Для достижения данной цели следует решить ряд задач:
− изучить источники процессуального права Великого Княжества Литовского в XVI веке;
* рассмотреть и проанализировать систему судебных органов ВКЛ;
* рассмотреть особенности судебного процесса в ВКЛ в XVI веке.

Оглавление

1 ИСТОЧНИКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В XVI ВЕКЕ. 6
2 СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В XVI ВЕКЕ. 17
2.1 Высшие суды в Великом Княжестве Литовском в XVI веке. 17
2.2 Система местных судов Великого Княжества Литовского…………….20
3 ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВКЛ В XVI
ВЕКЕ.……………………………………………………………………..……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..30

Файлы: 1 файл

судебная система вкл 16 века.doc

Рисунок 2.1 – Система высших судов ВКЛ

Состав Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от двух до двадцати и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах территории Великого княжества Литовского. Поскольку великий князь (господар) одновременно был и королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступавшие в Господарский суд, нередко рассматривались либо судом панов Рады, либо комиссарским судом. Комиссарский суд рассматривал дела по земельным спорам феодалов, причем с выездом на места.

Разновидностью Господарского суда являлся Сеймовый суд. Он был более демократичен по составу – в него, помимо господара и панов рады, согласно Статуту 1588 года, входили еще и 8 депутатов сейма. Этот суд действовал только в период работы сейма.

Разновидностью господарского суда являлся суд панов-рады, который мог рассматривать дела, поступавшие на имя великого князя. Комиссарский суд также являлся разновидностью великокняжеского суда, но он решал только те дела, которые поступали на имя государя и касались земельных споров феодалов с государственными поместьями. В период работы сеймов функционировал сеймовый суд, в котором, согласно Статуту 1588 г., дела рассматривались великим князем, панами-радой и восемью депутатами сойма.

В силу занятости великого князя как высшего судьи и его невозможности постоянно участвовать в работе суда, господарский суд собирался редко, и рассмотрение отдельных судебных дел задерживалось на многие годы. С целью разгрузить господарский суд грамотой короля Стефана Батория от 1 марта 1581 г. был образован Главный суд (Трибунал) - наивысший суд Великого княжества Литовского. Образование Главного суда несколько ограничивало судебную власть великого князя и панов-рады и свидетельствовало об укреплении роли шляхты в жизни государства. Главный суд состоял из 46 судей-депутатов, которые избирались на соймиках из местной шляхты по два от каждого воеводства или повета сроком на один год. Избираться могли только шляхтичи, имеющие собственные земельные владения, знающие право и местные обычаи. Сессии Трибунала проходили под председательством избранного судьями маршалка до 1588 г. в Троках, а затем ежегодно в Вильне и через год поочередно в Менске и Новогородке. Дела рассматривались судебной коллегией из 2 - 7 человек. Постановления принимались большинством голосов. Решения (декреты) Главного суда имели силу сеймовых постановлений и потому не могли быть обжалованы и отменены даже великим князем. Судебные решения приводились в исполнение поветовыми судами или поветовыми старостами. Главный трибунал выступал в основном как суд второй инстанции и рассматривал апелляции на решения земских, замковых и подкоморских судов, а также жалобы на решения поветовой администрации и панских судов (выраки) в отношении служивых шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремному заключению или крупным денежным штрафам. В качестве первой инстанции Главный суд рассматривал отдельные дела, которые были ранее в компетенции великокняжеского суда, а также жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей. Под юрисдикцию Трибунала подпадали и дела духовных лиц, которые рассматривались совместной коллегией членов Главного суда и представителей духовенства. Вместе с рассмотрением судебных дел Главный суд выполнял и нотариальные обязанности: заверял завещания, различные договоры (купли-продажи, продажи поместий и другое). [5, c. 110]

2.2 Система местных судов Великого Княжества Литовского

К местным судам относились замковый (гродский), земский, подкоморский, магистратский и копный. Порядок формирования, структура, компетенция и правовой статус их были неодинаковы. Система местных судов представлена на схеме 2.2.

Рисунок 2.2 – Система местных судов

В системе местных судов наиболее древним был замковый («градский») суд. Заседания суда проходили в замке («гроде»). Суд являлся общесословным, в нем рассматривались дела по обвинению шляхты и простых людей (мещан и крестьян). Подсудность замкового суда была довольно широкой, однако в нем в основном рассматривались уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях лиц, которые были задержаны на месте преступления или в течение 24 часов с момента его совершения. Замковый суд не был отделен от администрации и мог действовать в двух составах: высшем, как суд первой и второй инстанции, и низшем в качестве суда первой инстанции. В состав высшего замкового суда входили: воевода (в воеводстве), староста (в повете), державца (в поместье) и представители местных феодалов. Низший замковый суд состоял из трех человек: заместителя воеводы (в воеводстве), заместителя старосты (в повете), судьи и писаря, только уроженцев ВКЛ, шляхтичей, знающих право и умеющих писать. Главенствующая роль в замковом суде принадлежала должностным лицам местной администрации. Однако факт появления и включения в состав замкового суда должностей судьи и писаря свидетельствовал о положительных сдвигах в развитии права. Суд начал отделяться от администрации. Возникла необходимость приобретения правовых знаний. Высший замковый суд рассматривал жалобы на постановления низшего суда. Апелляции на решения высшего гродского суда подавались в Главный суд. Делопроизводство замкового (гродского) суда вел писарь. Важной функцией замкового суда являлось исполнение приговоров и решений собственных и других судов (земского, Главного), для чего при замковом суде была тюрьма, находился палач. Гродский суд выполнял и некоторые нотариальные действия: фиксировал завещания, акты дарения, купли-продажи, залога, займа, делал копии документов и т.д.

Наиболее демократичным (выборным, коллегиальным, отделенным от администрации) сословным судом для шляхты был земский поветовый суд. Его возникновение относится к первой половине XVI в. Окончательное правовое закрепление земского суда было проведено Вельским привилеем 1564 г. и Статутами 1566 и 1588 гг. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Судьи избирались на съездах поветовой шляхты. На каждую должность судьи съезд избирал четырех кандидатов из числа местных оседлых шляхтичей, выходцев ВКЛ, землевладельцев, христианской веры, знающих право и умеющих писать. Из списка кандидатов великий князь назначал по одному на каждое место. Судья назначался пожизненно, и никто не имел право освобождать его от должности. На первой сессии новый судья принимал присягу. Сессии земского суда проходили три раза в течение года продолжительностью три-четыре недели. Земский суд в основном рассматривал гражданские иски и уголовные дела по обвинению шляхтичей. Присутствующие на суде могли сказать все, что знали по рассматриваемому делу, высказать свое мнение. До конца XVII в. судопроизводство велось на старобелорусском языке. Земский суд выполнял также функции нотариата. Таким образом, земские суды стали началом организации судебной системы, основанной на принципе разделения властей, ибо это были первые суды, целиком отделенные и независимые от администрации. Расширение норм писаного права вызвало необходимость специальной профессии юриста.

Подкоморский суд – это особый суд, учреждавшийся в каждом повете. Особенность его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден для рассмотрения только одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел – межевых споров; во-вторых, дела рассматривались исключительно в месте нахождения спорной земельной межи; в-третьих, дела рассматривались единолично судьей-подкоморием; в-четвертых, решения суда немедленно приводились в исполнение, хотя могли бы быть и обжалованы в Господарский, а с 1581 года – в Главный суд. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной. Система местных судов для шляхты представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Местные суды для шляхты

Таким же судом, отделенным от органов государственного управления, являлся подкоморский суд, созданный в 1566 г. Он рассматривал земельные и межевые споры феодалов. По Статуту 1566 г., дела в подкоморском суде рассматривались и решались судьей-подкоморием с участием заинтересованных сторон. На должность судьи-подкомория избирались на поветовых соймиках четыре кандидата, одного из которых и утверждал подко-морием великий князь. Рассмотрение дела происходило на месте спорных меж. Судья-подкоморий заслушивал обе стороны, опрашивал свидетелей, принимал решение, определял межи землевладельцев, устанавливал межевые знаки. Решение подкоморского суда выполнялось безотлагательно. Подкоморские суды сушествовали в Беларуси до XIX в.

На новых принципах выборности и участия представителей горожан создавались войтовско-лавничие и бурмистерские суды, которые действовали в городах, имеющих Магдебургское право (рисунок 2.4). Им были подсудны гражданские и уголовные дела горожан. Войтовско-лапничий суд состоял из войта как председателя суда, его заместителя (лент-войта) и лавников (заседателей), избираемых мещанами. Незначительные правонарушения и споры мещан рассматривались на суде городских бурмистров. Таким образом, создание независимых от местной администрации выборных судов свидетельствовало о новом этапе в развитии правовой культуры общества, стремлении к постепенному установлению правового порядка в государстве. Этот радикальный поворот в правовой теории и взглядах на роль суда в обществе в XVI в. нашел закрепление в Статуте ВКЛ 1588 г. и начал осуществляться в Западной Европе только в XVII-XVIII вв. [6, c. 59]

Рисунок 2.4 – Местные суды для горожан

Древний копный суд являлся судом для сословия простых людей: крестьян, свободных поселенцев, мещан городов, не имеющих Магдебургского права. Суд действовал на основе норм обычного права. Собирался суд в определенных местах - коповищах. Судопроизводство велось в двух формах: обычной и горячей. Обычная копа собиралась по инициативе заинтересованных лиц в заранее определенные сроки. Рассматривались в основном гражданские дела, а также межевые споры, случаи мелкого воровства, ссоры, факты нанесения вреда, колдовство и другие. В судебном процессе могли принимать участие все жители данной местности, но чаще всего судьями выступали крестьяне-домовладельцы: 10-20 копных мужей и старцев. На суде присутствовали и представители государственной и панской администрации, которые контролировали правильность соблюдения норм копного права. Принятое большинством голосов решение суда было окончательным, не обжаловалось и немедленно приводилось в исполнение. Горячая копа собиралась для рассмотрения убийств, поджогов, разбоев. Дело рассматривалось сразу же после совершения преступления. Потерпевший человек подымал крик, и все, кто слышал, бежали на место происшествия, где и происходил суд. Задержанному преступнику сразу же на месте выносился и исполнялся приговор, даже смертный. Деятельность копного суда была остановлена во второй половине XVIII в.

Особенность копного суда заключалась в том, что его решения приводились в исполнение немедленно, т. е. их невозможно было обжаловать. Но если присутствовавший на заседании копного суда представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать задержать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора). Принимая во внимание быстроту, с которой действовал копный суд, феодалы иногда возбуждали дела именно в нем.

Каптуровый суд – высший особый коллегиальный суд, учреждаемый в периоды бескоролевья. Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей: воеводы (старосты), гродского судьи, земского судьи, подкомория и др. Его численный состав мог быть различным, но правомочным он являлся в составе не менее 5 человек. Компетенция его была широкой, а решения (приговоры) окончательными и обжалованию не подлежали. Каптуровый суд рассматривал уголовные дела об убийствах, разбоях, поджогах, грабежах поместий, а также гражданские дела магнатов, шляхты, монастырей. Принимаемые большинством голосов постановления каптурового суда считались окончательными и не обжаловались. [7, c. 71] Система судов для крестьян представлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Суды для крестьян

Таким образом, на территории ВКЛ действовала довольно широкая система судов.

3 ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВКЛ В XVI ВЕКЕ

По Статуту 1588 г. процессуальное право было одинаковым для уголовного и для гражданского права. Истец должен был сам собирать доказательства, предъявлять их суду и поддерживать обвинение. На любой стадии процесса истец мог отказаться от иска или обвинения, помириться или помиловать преступника. Если обвинение не находило подтверждение, то истец мог быть привлечен к ответственности. Роль суда была пассивной. Он выслушивал доказательства сторон, а затем принимал решение.

Субъекты процесса имели разную процессуальную правоспособность. Полной правоспособностью обладали крупные феодалы, а челядь дворная и феодально-зависимые крестьяне были ее лишены. За них в судах выступал пан или по поручению пана адвокаты.

Судебный процесс начинался с подачи жалобы, после чего составлялась повестка, которая одновременно была вызовом в суд и исковым заявлением с пересказом сути дела. Повестка вручалась ответчику.

При судах работали адвокаты, которые имели специальную юридическую подготовку. Гражданские дела рассматривались по месту жительства ответчика, а уголовные - по месту совершения преступления.

До 1564 г. дела крупных феодалов рассматривал великокняжеский суд, а с Вельского привилея 1564 г. вводилась равная подсудность для всей шляхты. Уже с начала XVI века в судах существовала адвокатура. Адвокатами могли быть только шляхтичи, допущенные судом к адвокатской практике, которые знали местное право. За небрежное ведение дела адвокат наказывался лишением свободы на четыре недели, а за измену своему поручителю мог быть приговорен и к смертной казни.

Основными видами доказательств были: собственное признание, показания свидетелей, присяга, выводы экспертов. Особым доверием пользовались показания духовных и должностных лиц государственной администрации. [8, c. 115]

Присяга и клятва считались дополнительным доказательством, когда других доказательств было недостаточно.

По наиболее тяжким преступлениям (государственным, военным, некоторым уголовным) дело возбуждалось государством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: