Какие суды исполняют полномочия белорусского военного суда республики беларусь

Обновлено: 28.03.2024

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” к системе общих судов относятся также военные суды. Исторически они представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

· военные суды являются частью системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;

· наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач, закрепленных в ст. 3 закона “О судоустройстве” и статусе судей в Республике Беларусь”, на военные суды возложено выполнение и ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения службы;

· система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

· военные суды обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде, который является для них общим высшим судебным органом, поскольку имеет в своем составе Военную коллегию;

· военные суды рассматривают дела в отношении лишь узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, поскольку на него возложено исполнение указанной функции в отношении всех общих судов. Финансирование деятельности военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда, обеспечение их транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели данному министерству. Это установлено Декретом Президента Республики Беларусь № 41 от 24.11.99 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда”[56].

Подсудность военных судов

К ведению военных судов относится рассмотрение уголовных и гражданских дел, что сближает их с другими общими судами. Однако дела, которые входят в сферу юрисдикции военных судов, имеют свои особенности.

Уголовные дела могут быть предметом их рассмотрения, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего (ч. 2 ст. 36 Закона).

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. ст. 1 и 2 Закона “О статусе военнослужащих” )[57].

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

Любые преступления, совершенные лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, подлежат рассмотрению военных судов. Кроме того, к исключительной подсудности этих судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы, которым посвящена глава Х1V Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Военные суды рассматривают также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении № 15 от 18.12. 92 “О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц” дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам[58]. Это прежде всего, дела по жалобам:

n о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

n о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

n об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

n о необоснованном понижении в должности;

n об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

n о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

n о незаконном возложении материальной ответственности;

n по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность[59].

Жалобы военнослужащих по указанным вопросам рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для

дел, возникающих из административно-правовых отношений (глава 29).

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают также следующие заявления военнослужащих:

n о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

n о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

n о отмене дисциплинарных взысканий;

n о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы ;

n о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;

n о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за не использованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера. Указанные категории гражданских дел разрешаются также судьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Межгарнизонный военный суд

Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 33 Закона).

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов:

в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пять и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ст. 34 Закона).

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются два дополнительных: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание. Поэтому на них распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих одновременно.

Народными заседателями межгарнизонного военного суда также могут быть граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда составляет 35 человек на одного судью.

Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанностей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в конкретном суде и объема их работы.

Белорусский военный суд

Белорусский военный суд является вторым звеном в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 39 Закона).

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, а также о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенные военнослужащими (ч. 1 ст. 268 УПК).

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Для этого за каждым судьей Белорусского военного суда закрепляется определенный межгарнизонный суд, что способствует поддержанию постоянных связей нижестоящих судов с вышестоящим, систематическому контролю за качеством осуществления правосудия и уровнем его организации.

Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательными актами (ч. 2 ст. 42 Закона)

Руководит работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель Белорусского военного суда выполняет следующие процессуальные полномочия: председательствует в судебных заседаниях коллегий; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для проверки их в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений по судебным делам (ст. 43 Закона).

Председатель Белорусского военного суда также осуществляет организационные полномочия по руководству судом. С этой целью он наделяется следующими функциями: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке6 конституционности нормативных актов; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 43 Закона).

Заместители председателя Белорусского военного суда: осуществляет руководство работой соответствующих коллегий; председательствует в судебных коллегиях и назначает председательствующими членов коллегии; ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализирует судебную статистику.

В случае отсутствия председателя Белорусского военного суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей функции председателя суда исполняет один из заместителей председателя (ст. 44 Закона).

Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, аналогичный по своему составу и функциям аппарату областных и Минского городского судов.

Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

· военные суды – часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;

· наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;

· система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

· обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде – общем для них высшим судебным органом;

· рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы. Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего. Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда. Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления. Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

В отличие от судов общей юрисдикции, военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Состав и компетенция межгарнизонного и Белорусского военных судов. Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

В РБ действует 6 межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове. Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя. Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

Судья( военнослужащий + звание + остальные общие требования) Народные заседатели(военнослужащие) Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Председатель межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики. Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей. В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в конкретном суде и объема их работы. Белорусский военный судвторое звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда. Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции. В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов.

Председатель Белорусского военного суда:

· председательствует в судебных заседаниях коллегий;

· истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для проверки их в порядке надзора;

· приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

· приостанавливает исполнение решений по судебным делам.

28. Хозяйственные суды областей и г. Минска.Хозяйственные суды появились в 1991 г

5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь».

К Компетенции хозяйственных судов были отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

1. защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

2. обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

3. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

4. содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового общения;

Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем разрешения между субъектами хозяйственных споров в сфере хозяйственных (экономических) отношений, вытекающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе, и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.

С 2002 г. к компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа или конфискацию имущества. Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами

Систему хозяйственных судов составляют:

1. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные) создаются при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда;

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.Хозяйственный суд области (г. Минска). Состав, структура, компетенция. Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них могут быть образованы:

· судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

· апелляционная судебная коллегия:

· судебная коллегия по банкротству;

· судебная коллегия по налоговым вопросам;

· судебная коллегия по административным делам. При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ в хозяйственном суде области (города Минска) могут создаваться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; Согласно Кодексу статьи 62 Хозяйственный Суд области (города Минска): изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет. он:

- организует деятельность соответствующего суда;

- формирует судебные составы суда;

- вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда представления для назначения составов судебных коллегий;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда, как и председатели этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Они также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и одновременно в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий.

Они отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий, ведут личный прием граждан;

Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству отнесены к судам общей юрисдикции.

При осуществлении правосудия военные суды действуют на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятый 13 января 1995 г. [60] регламентирует порядок образования и статус военных судов (ст.ст. 33–44). Какого-либо иного специального нормативно-правового акта о военных судах нет.

В СССР военные суды назывались военными трибуналами. Их статус определяло общесоюзное Положение о военных трибуналах, которое было принято в 1958 г., а 25 июня 1980 г. была утверждена новая редакция этого Положения [61]. После образования Республики Беларусь военные трибуналы переименованы в военные суды.

Военным судам в Республике Беларусь подсудны:

1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, сержантами, старшинами, солдатами органов безопасности;

3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенными лицами начальствующего состава исправительных учреждений;

4) все дела о шпионаже.

Следует иметь в виду, что если одно лицо или группа лиц обвиняются в совершении нескольких преступлений и дело хотя бы об одном из них подсудно военному суду, то дело обо всех преступлениях рассматривается военным судом.

Кроме того военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.

К компетенции военных судов относится рассмотрение некоторых гражданских дел.

Военные суды проверяют законность и обоснованность применения такой меры пресечения как заключение под стражу.

В систему военных судов Республики Беларусь входят: 1) межгарнизонные военные суды; 2) Белорусский военный суд. В составе Верховного Суда Республики Беларусь действует военная коллегия.

Порядок их образования определяется Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятым 13 января 1995 г.

Межгарнизонные военные суды являются основным звеном системы военных судов. Они образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь и других военных формирований.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда и судей. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя межгарнизонного военного ссуда.

Количество судей для каждого межгарнизонного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Межгарнизонный военный суд полномочен рассматривать: 1) гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы; 2) уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего; 3) уголовные дела о преступлениях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, когда уголовное дело хотя бы в отношении одного их них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военнослужащего в отдельное производство; 4) уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.

Председатель межгарнизонного военного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного суда осуществляет правосудие и обладает функциями по организации деятельности судей: председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики, вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; руководит работой в аппарате суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников судов.

При наличии в межгарнизонном военном суде пяти и более судей вводится должность заместителя председателя межгарнизонного военного ссуда. Он назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанностей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя межгарнизонного военного суда в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

Белорусский военный суд является вторым звеном системы военных судов. Он рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей. Он действует в составе судебных коллегий. Закон о судоустройстве и статусе судей не уточняет, как называются эти судебные коллегии.

Количественный состав Белорусского военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Белорусского военного суда утверждаются Председателем Белорусского военного суда из числа судей этого суда.

В судебных коллегиях Белорусского военного суда Председателем этого суда образуются составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также могут образовываться составы суда, специализированные для рассмотрения отдельных категорий дел. В случае необходимости председатель суда может привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии. Работой судебных коллегий руководят заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель Белорусского военного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. В его компетенцию входит рассмотрение дел, а также организация деятельности этого суда. Он председательствует в судебных заседаниях коллегий; приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений по судебным делам; руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; вправе истребовать из межгарнизонных военных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, а также для проверки их в порядке надзора; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; ведет личный прием граждан.

Заместители председателя Белорусского военного суда назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

В компетенцию заместителей председателя Белорусского военного суда входит руководство работой соответствующих коллегий. Они могут председательствовать в судебных коллегиях и назначать председательствующим членов коллегий, вести личный прием граждан. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

В случае отсутствия председателя Белорусского военного суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей функции председателя суда исполняет один из его заместителей.

Высшей судебной инстанцией в отношении дел, рассмотренных межгарнизонными судами и Белорусским военным судом, является, как уже отмечалось, Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. Она выступает и как суд первой инстанции, и как суд второй инстанции. В качестве суда первой инстанции она рассматривает дела исключительной важности. Решение о принятии дела к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда.

Председателю Военной коллегии дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления исполнения приговоров и решений любого суда, поскольку он одновременно является одним из заместителей Председателя Верховного Суда.

Статус судей военных судов такой же, как и статус судей всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь. Он определен Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 года. Однако в статусе судей военных судов есть особенности. Судьи военных судов состоят на действительной военной службе, являются военнослужащими Вооруженных Сил Республики Беларусь, поэтому на них распространяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок прохождения военной службы.

В соответствии с действующим законодательством военные суды значительную часть дел рассматривают с участием народных заседателей. Для народных заседателей военных судов устанавливаются два требования: быть гражданином Республики Беларусь и пребывать на действительной военной службе. Они избираются открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года, с последующим утверждением этого списка командиром соответствующей воинской части путем издания приказа.

Глава 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей» определяет порядок деятельности межгарнизонного военно­го суда Республики Беларусь.

Согласно ст. 33 Закона межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных сил Республики Беларусь и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции Республи­ки Беларусь и Председателя Совета Республики. Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда и судей (при наличии 5 и более судей в составе межгарни­зонного военного суда вводится должность заместителя пред­седателя межгарнизонного военного суда). Количество су­дей для каждого суда устанавливается Президентом Респуб­лики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Председатель и заместитель пред­седателя межгарнизонного военного суда назначается Пре­зидентом Республики Беларусь сроком на 7 лет. Председа­тель обладает следующими полномочиями:

— председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседа­ниях, распределяет иные обязанности между судьями;

— вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об уст­ранении нарушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

— руководит работой аппарата суда, занимается кадро­выми вопросами.

Полномочия межгарнизонного военного суда Республи­ки Беларусь:

— рассматривает гражданские дела по искам, возника­ющим из отношений военной службы;

— уголовные дела о всех преступлениях, совершенных ли­цами, на которых распространяется статус военнослужащих.

Рассматривание уголовных дел в отношении иных лиц не допускается, за исключением уголовных дел о преступле­ниях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершено группой лиц, уголовное дело в отношении хотя бы одного из них подсудно данному суду; а также преступления, совершенные лицами в период про­хождения военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенные с военной службы, также рассматриваются

Белорусский военный судсостоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действует в составе судебных коллегий. Количественный состав суда определяет­ся Президентом Республики Беларусь по совместному пред­ставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Судебные коллегии Белорусско­го военного суда утверждаются председателем Белорусско­го военного суда из числа судей этого суда для специализи­рованного отраслевого рассмотрения дел. Руководят рабо­той суда заместители председателя суда, входящие в состав

Белорусский военный суд обладает следующими полно­мочиями:

— рассматривает в пределах своих полномочий дела в ка­честве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в по­рядке надзора, если дело не рассматривалось этим судом в касса­ционном порядке, и по вновь открывшимся обстоятельствам;

— осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в

— изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику.

Полномочия судебных коллегийБелорусского военно­го суда изложены в ст. 42 Закона «О судоустройстве и ста­тусе судей». Согласно данной статье, судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают в пределах сво­ей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в надзорном порядке и по вновь от­крывшимся обстоятельствам. Главенствующая роль в Бе­лорусском военном суде принадлежит председателю, кото­рый обладает полномочиями в следующих областях:

— председательствует в судебных заседаниях коллегий;

— имеет право в установленном законом порядке опротестовывать решения, приговоры, определения и поста­новления по судебным делам; приостанавливает исполне­ние судебных решений;

— может ходатайствовать перед Верховным Судом Республики Беларусь по внесению предложений в Консти­туционный суд Республики Беларусь по проверке конститу­ционности нормативных актов;

- контролирует (имеет право контролировать), направ­ляет работу межгарнизонных военных судов.

Общая характеристика правовой системы, необходимость существования в государстве множества судов. Основные составляющие органов правосудия Республики Беларусь: суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции, их задачи, полномочия и функции.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.12.2010
Размер файла 29,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Система судебных органов в Российской Федерации, общие положения, характеризующие её организацию. Суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Главные задачи уголовного судопроизводства как особого вида социально-правовой деятельности.

контрольная работа [39,2 K], добавлен 25.10.2011

Общая характеристика, задачи, принципы и отличительные черты судебной власти. Компетенция и роль функционирования военных судов Республики Беларусь в судебной системе. Компетенция, структура и полномочия Военной коллегии Верховного Суда в государстве.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 06.09.2014

Конституционные принципы организации и деятельности судов Республики Беларусь и Республики Польши. Основные принципы судебной системы. Система хозяйственных судов Республики Беларусь. Их основные задачи и функции. Система общих судов Республики Польши.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 07.02.2010

Суды общей юрисдикции Республики Беларусь: районные (городские), областные, Минский городской, военные суды. Верховный, Конституционный, хозяйственные суды, правовые основы их функционирования и задачи. Проблемы и перспективы развития судебной системы.

дипломная работа [75,2 K], добавлен 12.06.2010

Конституционные принципы судебной власти. Исключительность судов как органов, осуществляющих правосудие. Трехинстанционное судоустройство в Республике Беларусь. Основные правовые источники, регулирующие систему судов Республики Беларусь и Польши.

контрольная работа [16,3 K], добавлен 20.01.2010

Структура судебной системы Республики Беларусь. Особенности правового статуса и порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции. Функции Пленума Верховного Суда. Полномочия и задачи Конституционного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда СНГ.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 01.06.2010

Понятие "звена" в судебной системе Республики Беларусь. Выделение судебных инстанций, стадии судопроизводства. Районный (городской), областные и Минский суды. Полномочия Верховного суда и его состав. Военный суд в системе общих судов, межгарнизонные суды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: