Какие суды есть в узбекистане

Обновлено: 24.04.2024

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий и иных общественных организаций или объединений.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистн, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда республики Каракалпакстан, избираемых сроком на 5 лет, областных, Ташкентского городского районых городских и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок деятельности судов определяется законом, причём создание чрезвычайных судов не допускается. (ст.106-107 конституции Республики Узбекистан)

Теперь рассмотрим каждый из органов Судебной власти республики.

В соответствии с конституцией и Законом о Конституционном суде (ст108 конституции) Конституционный суд Республики является высшим судебным органом конституционного контроля, который в свою очередь рассматривает дела о конституционност актов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд избирается из числа специалистов в области политики, права в составе председателя, его заместителя секретаря и 8 членов суда включая представителя от республики Каракалпакстан. Судьи же в свою очередь избираются в индивидуальном порядке Олий Мажлисом по представлению президента на 5 лет (президент по окончанию срока действия своих полномочий становится членом конституционного суда).

Исполнение обязанностей председателя и членов Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, т.е член Конституционного суда не может быть депутатом, состоять в политической партии. учавствовать в различных движениях. Его личность неприкосновенна.Без согласия Олий Мажлиса он не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания. В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан (если же было совершено какое-либо правонарушение со стороны членов Конституционного суда, то уголовное дело может возбуждать против них лишь тоько главный прокурор Республики Узбекистан.)

Конституционный суд Республики Узбекистан определяет:

соответствие конституции Республики законов и иных актов. Принятых Олий Мажлисом. Указов президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики;

даёт заключения о соответствии конституции и законов Республики Каракалпакстан , конституции и законов Республики Узбекистан.

Даёт толкование норм конституции и законов Республики.

Рассматривает другие дела, отнесённые к его компетенции.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Заключения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Требования Конституционного суда об устранении выявленных нарушений конституции, а также о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий. О даче разъяснений, консультаций и об изложении профессионального мнения по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов. Должностных лиц и граждан, которым они адресованы.

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность конституции, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Рассматривая дела и давая заключения, конституционный суд руководствуется только конституцией как Республики Узбекистан так и Республики Каракалпакстан.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяется законом.

Судьи Конституционного суда, принимая решения выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.

Вмешательство в дела Конституционного суда не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам все члены суда обладают равными правами.

Рассмотрение дел и дача заключений производится коллегиально в составе не менее 7 членов от списочного состава суда.

Заседания Конституционного суда, как правило, проходят открыто. По решению председательствующего в зал заседания могут быть допущены представители печати.

Языком судопроизводства является государственный язык (узбекский)

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Судья не может воздерживаться и не учавствовать в голосовании.

К изучению вопроса Конституционный суд приступает не позднее, чем в десятидневный срок с момента получения материалов, а решение принимается в течении 6 месяцев.

К общим судам относятся:

Верховный суд Республики Узбекистан, областные суды, Ташкентский городской суд, районные, городские суды.

В соответствии с конституцией в систему судебных органов Республики по разбирательству гражданских, уголовных и административных дел входят Верховный суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды, районные, городские суды.

Каждый орган наделён конкретными полномочиями для осуществления правосудия, к его ведению относится определённый круг уголовных и гражданских дел, он обладает соответствующими правами и обязанностями.

Суды с одинаковыми полномочиями состовляют звено судебной системы. Все районные и городские суды образуют первое звено судебной системы, Верховный суд Каракалпакии, областные суды, Ташкентский городской суд объединяются во второе звено, и наконец третьим и заключительным звеном в этой цепочке является Верховный суд Республики Узбекистан-высший судебный орган Республики(по степени важности суды идут сверху вниз т.е начиная с 1 и заканчиваясь 3 звеном).

В свою очередь все суды подразделяются на суды так называемой первой инстанции и суды второй инстанции, где судом первой инстанции выступает суд, который является первым, кто рассматривает гражданское или уголовное дело с вынемением по нему решения или приговора. К такой категории «первой инстанции» относятся все ранее перечисленные звенья судов. К категории суда второй инстанции относится суд, проверяющий по жалобам или протесту законность и обоснованность решения или приговора, вынесенного судом первой инстанции. К этой группе относятся все суды, кроме районных и городских судов, так как в качестве суда второй инстанции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему приговор или решение.

Члены верховного суда Республики Узбекистана избираются Олий Мажлисом, члены верховного суда Каракалпакстана – Эогары Кенесом на 5 лет, члены областного, городского, районного судов на тот же срок назначются президентом Узбекистана.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной влсти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного суда Каракалпакстан,областных, городских и районных судов.

Он состоит из председателя, его первого заместителя, заместителей, председателя судебных коллегий, судей. Его структурными подразделениями являются:

Пленум Верховного суда

Президиум Верховного суда

Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, военная коллегия, рассматривающая дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.

Верховный суд Республлики Каракалпакстан, областные суды, Ташкентский городской суд действуют в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей.

Их структурными подразделениями являются Президиум, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам

В компетенцию Президиума Верховного суда Республики Каракалпкстан, областных судов и Ташкентского городского суда входит рассмотрение в порядке надзора дел, законченных районными и городскими судами, заслушивание отчётов председателей этих судов.

Районные и городские суды в свою очередь состоят из: Председателей суда, судей и народных заседателей.

Районный, городской суд рассматривает гржданские, уголовные и административные дела.

Народным заседателем тких судов может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе 25 лет, выбирается на 2,5 года н собрании граждан по месту жительства.

Судьями городского, районного судов могут быть граждане Узбекистана, не моложе 25 лет, имеющее высшее юридическое образование, со стажем работы по профессии не менее 2 лет и сдавшие по этой специальности квалификационные экзамены.

Система военных судов состоит из:

Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан.

Военного суда Вооружённых сил.

Военных судов гарнизонов.

К таким судам подсудны:

- гражданские дела по искам военнослкжащих

- жалобы на неправомерные действия должностных лиц.

- все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Военная коллегия Верховного суда Республики Узбекистан состоит из: председателя, заместителей и судей.

Военный суд вооружённых сил состоит из: председателя, судей и народных заседателей (действует на правах областного суда).

Военный суд гарнизона имеет тот же состав , что и у Вооружённых сил и действует на правах районного, городского суда.

Судьёй Военного суда может быть гражданин Узбекистана, состоящий на военной службе и имеющий военское звание офицерского состава.

Эта система вкючает в себя Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан, хозяйственные суды Республики Каракалпакстан и областей.ё

Они (суды) осуществляют судебную власть путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности

Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере хозяйственного судопроизводства.

Хозяйственный суд состоит из: председателя,заместителей председателя и судей и рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, так и в порядке надзора.

Судопроизводство в Республике Узбекистан ведётся на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности.

Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан;

дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь исключительно Конституцией Республики Узбекистан.

Статья 2. Избрание Конституционного суда

Конституционный суд избирается по представлению Президента Республики Узбекистан Сенатом Олий Мажлиса в составе Председателя, заместителя Председателя и пяти членов Конституционного суда, включая судью из Республики Каракалпакстан.

Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената Олий Мажлиса.

Конституционный суд вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее четырех человек из состава суда.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Сенат Олий Мажлиса избирает другое лицо в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 3. Срок полномочий Конституционного суда

В соответствии со статьей 107 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд избирается сроком на пять лет.

Конституционный суд является постоянно действующим органом.

Заседания Конституционного суда проводятся по мере необходимости.

Статья 4. Основные принципы деятельности Конституционного суда

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Статья 5. Независимость Конституционного суда

Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Судьи Конституционного суда, принимая решения, выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.

Вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Статья 6. Коллегиальность

Рассмотрение дел и принятие решений производится в Конституционном суде коллегиально в составе не менее четырех судей.

Статья 7. Гласность

Заседания Конституционного суда, как правило, проводятся открыто.

Статья 8. Равенство прав судей Конституционного суда

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам Председатель, заместитель Председателя и члены Конституционного суда, как судьи, имеют равные права.

Статья 9. Обязательность решений и требований Конституционного суда

Решения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Требования Конституционного суда о представлении нормативных актов, документов и их копий, о даче разъяснений и консультаций по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, которым они адресованы.

Статья 10. Законодательная инициатива

В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется Конституционным судом посредством внесения законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 11. Порядок деятельности Конституционного суда

Порядок деятельности Конституционного суда определяется его Регламентом.

II. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 12. Требования к кандидату на должность судьи

Конституционного суда. Квалификационные классы

судей Конституционного суда

Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией.

Судьям Конституционного суда Президентом Республики Узбекистан присваиваются Высший или Первый квалификационные классы.

Статья 13. Присяга судьи Конституционного суда

Лицо, впервые избранное судьей Конституционного суда, принимает присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда, защищать конституционный строй, подчиняясь при этом только Конституции Республики Узбекистан».

Судей Конституционного суда к присяге приводит Президент Республики Узбекистан.

Статья 14. Деятельность, несовместимая с должностью судьи Конституционного суда

Исполнение обязанностей судьи Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, членством в политических партиях и движениях, занятием какой-либо другой оплачиваемой должности.

Статья 15. Несменяемость судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда в период своих полномочий несменяем. Полномочия судьи не могут быть прекращены или приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных настоящим Законом.

Статья 16. Неприкосновенность судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также заключен под стражу без согласия Конституционного суда Республики Узбекистан.

Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения судьи Конституционного суда.

Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда могут приостанавливаться решением Конституционного суда в случаях:

привлечения его к уголовной ответственности;

занятия им деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев, когда судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты ему заработной платы и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Статья 18. Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда прекращаются досрочно решением Сената Олий Мажлиса ввиду:

нарушения им присяги судьи;

его просьбы об отставке;

состоявшегося о нем обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;

продолжения судьей деятельности, несовместимой с его должностью, после сделанного ему предупреждения или приостановления его полномочий;

его продолжительной болезни по заключению медицинской комиссии;

утраты им гражданства Республики Узбекистан.

III. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

Статья 19. Право внесения вопросов в Конституционный суд

Правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов обладают палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса, Председатель Сената Олий Мажлиса, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, группа депутатов – не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, группа сенаторов – не менее одной четвертой части от общего числа членов Сената Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор Республики Узбекистан. Вопрос может быть внесен и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.

Статья 20. Сроки рассмотрения вопросов в Конституционном суде

Конституционный суд приступает к изучению вопроса не позднее, чем в семидневный срок с момента получения материалов, если они отвечают предъявляемым требованиям.

Решение по рассматриваемому вопросу принимается в Конституционном суде не позднее трех месяцев с момента получения соответствующего материала.

Статья 21. Участники заседания Конституционного суда

В заседании Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса, его заместители, Председатель Сената Олий Мажлиса, его заместители, Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор и Министр юстиции Республики Узбекистан. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

Статья 22. Язык судопроизводства

Производство в Конституционном суде ведется на государственном языке Республики Узбекистан.

Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 23. Вызовы на заседание Конституционного суда

На заседание Конституционного суда могут быть вызваны лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, эксперты и специалисты.

Статья 24. Возмещение расходов экспертов, специалистов и переводчиков

Экспертам, специалистам и переводчикам, привлеченным в связи с рассмотрением дел в Конституционном суде, возмещаются расходы и выплачивается вознаграждение в соответствии с законодательством.

Статья 25. Принятие решения Конституционным судом

Конституционный суд принимает решения только по конкретным рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению.

Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте либо воспроизводящих его положения, хотя о них и не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе.

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием.

Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае, когда голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим.

Судья Конституционного суда, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.

Статья 26. Решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нормативного акта именуется постановлением. Постановления выносятся Конституционным судом именем Республики Узбекистан.

В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.

Статья 27. Опубликование решений Конституционного суда и вступление их в силу

Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда Республики Узбекистан публикуются в средствах массовой информации.

Решение Конституционного суда вступает в силу с момента его опубликования.

Решение Конституционного суда окончательно и обжалованию не подлежит.

Статья 28. Пересмотр решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе, если:

открылись новые существенные обстоятельства, неизвестные Конституционному суду в момент принятия решения;

изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение;

Конституционный суд признает, что оно было принято с нарушением установленного порядка производства.

IY. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 29 Аппарат Конституционного суда

Для обеспечения деятельности Конституционного суда создается аппарат Конституционного суда. Структура и штаты аппарата утверждаются Председателем Конституционного суда, в пределах выделенных ассигнований.

Статья 30. Финансирование работы Конституционного суда

Финансирование работы Конституционного суда производится за счет средств республиканского бюджета.

Статья 31. Материальное и социальное обеспечение судей

Конституционного суда

Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного суда, связанное с оплатой их труда, предоставлением ежегодного отпуска, мерами социальной защиты судей и членов их семей, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судей, устанавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах».

Заработная плата судьи Конституционного суда состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет.

Статья 32. Символы судебной власти Конституционного суда

В зале заседания Конституционного суда находятся изображение Государственного герба Республики Узбекистан, Государственный флаг Республики Узбекистан, издание Конституции Республики Узбекистан.

Судьи Конституционного суда заседают в специальной форменной одежде.

Судье Конституционного суда выдается удостоверение, образец которого утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 33. Печать Конституционного суда

Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.02.00 Верховный суд Республики Узбекистан. Полномочия. Состав]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

1. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.04.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам;

2. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.05.00 Верховный Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам;

3. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.07.00 Областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

4. 17.00.00.00 Правосудие / 17.02.00.00 Судебная система / 17.02.09.00 Областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН






Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства.

Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов.

Конституция Республики Узбекистан, статья 110

Судебная система

В Республике Узбекистан действуют:

  • Конституционный суд Республики Узбекистан;
  • Верховный суд Республики Узбекистан;
  • военные суды;
  • суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам;
  • суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;
  • экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
  • административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
  • межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам;
  • районные (городские) суды по уголовным делам;
  • межрайонные, районные (городские) экономические суды;
  • районные (городские) административные суды.

В Республике Узбекистан может осуществляться специализация судов по категориям дел.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

Задачи суда

Суд в Республике Узбекистан призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

Деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Независимость судебной власти

Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений.

Обязательность актов суда

Акты суда обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Узбекистан.

Равенство перед законом и судом

Все граждане Республики Узбекистан равны перед законом и судом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Предприятия, учреждения и организации также равны перед законом и судом.

При возникновении спора у стороны, намеревающейся подать в суд, возникают вопросы касательно в какой суд подать заявление на рассмотрение дела, процесса, сроков, государственной пошлины, а также альтернативных механизмов решения спора. В данном меморандуме мы вкратце рассмотрим вышеуказанные вопросы.


2. Компетенция и подсудность экономических судов Республики Узбекистан

Ст.25 ЭПК определяет подведомственность дел экономическому суду. Подведомственность по ст. 25 ЭПК определяется характером споров, которые рассматривает экономический суд, а также субъектным составом спора. Иначе говоря, ЭПК установило, что экономический суд рассматривает споры между следующими лицами:

  • юридическими лицами и
  • гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке,
  • а также гражданами, являющимися сторонами при рассмотрении дел по корпоративным спорам.

касательно следующих категорий споров:

  • дела по спорам, возникающим в экономической сфере из гражданских, административных и иных правоотношений;
  • дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав;
  • дела о банкротстве;
  • дела, связанные с третейским разбирательством;
  • дела по корпоративным спорам, за исключением трудовых споров;
  • дела по инвестиционным спорам;
  • дела о конкуренции;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей.

Для определения куда подать заявление необходимо определить подсудность, т.е. решить какой уровень судебной системы и в каком месте рассмотрит конкретный спор.

Межрайонные, районные (городские) экономические суды рассматривают все дела, за исключением дел, подсудных Верховному суду Республики Узбекистан и Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам.

Суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды рассматривают дела:

  • в которых одной из сторон является иностранное лицо — нерезидент Республики Узбекистан;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей.

Споры, вытекающие из экономических соглашений между органами государственного управления, органами государственной власти на местах, рассматриваются Верховным судом Республики Узбекистан.

По желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам сторон по делам о конкуренции дела данной категории рассматриваются непосредственно Верховным судом Республики Узбекистан, остальные инвестиционные споры по желанию инвестора рассматриваются Судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами в качестве суда первой инстанции.

Иски к юридическим лицам предъявляются в суд по месту их государственной регистрации. Иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений, предъявляются в суд по месту государственной регистрации обособленных подразделений.

3.Верховный Суд Республики Узбекистан

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан

высший орган Верховного суда Республики Узбекистан, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей Суда Республики Каракалпакстан и Административного суда Республики Каракалпакстан

Президиум Верховного суда Республики Узбекистан

образуется из числа судей Верховного суда Республики Узбекистан в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан.

4.Суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды

5.Межрайонный, районный, городской экономический суд

Межрайонный, районный, городской экономический суд состоит из председателя и судей.

6.Процедура подачи иска

Заинтересованное лицо, прокурор, государственные органы подают иск. Исковое заявление подается по форме и содержанию, установленное ЭПК. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

  • оплату государственной пошлины и почтовых расходов в установленном порядке и размере;
  • направление ответчику и третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов;
  • соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором;
  • обстоятельства, на которых основываются исковые требования;
  • государственную регистрацию истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • полномочия на подписание искового заявления, если оно подписано представителем.

После того как подаются документы судья единолично разрешает вопрос о принятии его к производству, об отказе в принятии либо возвращении и оповещает об этом сторон спора.

7. Размеры ставок государственной пошлины с подаваемых в экономические суды

8. Процесс и сроки

8.1.Производство в суде первой инстанции

После поступления искового заявления в течение 5 дней выносится определение о принятии или отказе в принятии искового заявления.

Вынесение определения о принятии искового заявления к производству. Судебное разбирательство должно быть окончено в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству. В исключительных случаях срок судебного разбирательства может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.

Первое судебное заседание по делу должно быть проведено не позднее двадцати дней со дня вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству.

Судебное разбирательство может быть отложено на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения, в пределах срока судебного разбирательства, предусмотренного настоящим Кодексом, но не более десяти дней. Количество отложений судебного разбирательства не может превышать трех раз.

После завершения судебного разбирательства судебное решение составляется и подписывается в течение пяти дней.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если оно не обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы (протеста) решение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.

8.2.Производство в апелляционной инстанции

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение месяца со дня принятия судом первой инстанции обжалуемого (опротестуемого) решения.

К апелляционной жалобе прилагаются:

1) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и почтовых расходов;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания апелляционной жалобы представителем — документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

Вопрос принятия, отказа в принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству или возвращения разрешается судьей единолично не позднее пяти дней со дня ее поступления вместе с делом в суд и принимается определение, копия которого не позднее следующего дня со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.

Первое судебное заседание по апелляционной жалобе (протесту) должно быть проведено не позднее двадцати дней со дня вынесения определения о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству.

Суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу (протест) на решение суда первой инстанции в срок, не превышающий один месяц со дня принятия апелляционной жалобы (протеста) к производству.

После завершения судебного разбирательства аппеляционная инстанция составляет определение в течение пяти дней.

Определение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

8.3.Производство в суде кассационной инстанции

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение одного года со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.

К кассационной жалобе прилагаются:

1) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и почтовых расходов;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания кассационной жалобы представителем -документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

Первое судебное заседание по кассационной жалобе (протесту) должно быть проведено не позднее двадцати дней со дня вынесения определения о назначении кассационной жалобы (протеста) для рассмотрения в судебном разбирательстве.

Кассационная жалоба (протест) рассматривается в срок, не превышающий один месяц со дня назначения кассационной жалобы (протеста) для рассмотрения в судебном разбирательстве.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) суд кассационной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями, рассмотревшими дело.

[1] Базовая расчетная величина, равная 245 000 сумов ( USD 24 на дату 30.07.2021)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: