Какие судебные дела мог рассматривать афинский ареопаг после реформы эфиальта

Обновлено: 17.04.2024

1. Реформа территориального деления. До этого существовало 3 филы, которые делились на более мелкие единицы фратрии, которых было тоже три. Во главе фратрий стояли представители знатного рода, которые ведали наиболее значимыми делами. Все остальное население должно было им подчиняться и оказывать поддержку во всех начинаниях. Клисфен же полностью изменил эту систему. Было введено деление всей территории Аттики на 10 фил и 3 округа - городской, прибрежный, внутренней области Аттики. Каждая фила в свою очередь делилась на 10 тритий. Триттии рапределялись по жребию между 10 филами, так чтобы в состав одной филы одна трития городская, одна прибрежная (Паралии) и одна внутренней области (Месогеи). Тритии делились на самые мелкие территориальные единицы демы. Дем выступал политической, военной, хозяйственной и административной единицей. Дем представлял собой самоуправляющуюся общину, которая имела свой суд, свое собрание, свою казну и выборного старосту - демарха, который наделялся административными и полицейскими функциями. Собрание дема обычно малочисленное обсуждало вопросы, связанные с местными нуждами, занималось распределение собственных доходов, иногда выступать в качестве примирителя в спорах между демотам, т.е. гражданами дема. В демах составлялись списки населения, и попадание в эти списки вело к автоматическому приобретению гражданских прав. Демы получали свои названия в соответствии с местность, которую занимали, именами мифических основателей, а также названиями местных знатных родов. Филы же получали название от имен древних аттических героев. Что касательно Афин, то они не были причислены к одной филе. Территория Афин была разделена на демы, дабы предотвратить сохранения особого положения знати.

Значение реформы.Эта реформа покончила с политическим значением родового деления.

· Гражданство теперь определяется припиской (пропиской) к определенному дему. Теперь, если человек не проживал в своем деме, все равно оставался к нему приписанным и имел возможность осуществлять все свои права в рамках этого дема.

· Аристотель в своем труде «Афинская полития» сообщает нам о появлении так называемых «новых гражданах». Скорее это были метеки, которым Клисфен даровал гражданские права, тем самым усилив демократический элемент и получив новый опору.

· В связи с введенными новшествами появляется следующая афинская поговорка: «Оставь в покое свои филы и роды».

Значение.В связи с проведением данной реформы поменялось положение Народного собрания. Теперь оно созывается гораздо чаще и роль его возрастает. К нему переходит полномочие решения вопросов о государственных преступлениях - эйсангелии, которое раньше принадлежало ареопагу. Народное собрание теперь получает право осуществлять судебную функцию. Также возрастает роль и гелиэи, т.е. суда присяжных. Теперь гелиэя становится полноценным судебным органом, должностные лица которого теперь должны были осуществлять предварительное следствие по делу.

Таким образом можно сказать, что все это было направлено на ограничение аристократии и обеспечение каждого гражданина отстаивать свои права и законные интересы.

3. Создание коллегии стратегов.В работе коллегии принимали участие 10 человек, избираемых по одному от каждой филы. К компетенции Коллегии стратегов относилось:

1) обеспечение боевой готовности армии;

2) имели право сбора военных налогов, а также чрезвычайных военных налогов в военное время;

3) могли требовать внеочередного созыва Народного собрания и Совета пятисот;

4) руководили переговорами, отвечали за минные договоры;

5) имели право председательствовать в судах по делам о воинских преступлениях.

4. Введение процедуры остракизма , т.е. «суда черепков».Остракизм представлял собой голосование с помощью черепков - остраконов, на которых афинские граждане писали имя человека, якобы посягавшего на существующий строй. Человек, имя которого было написано большее количество раз, изгонялся за пределы Афин на 10 лет, при этом сохраняя свои гражданские права и формально имущество. На соборы ему давалось 10 дней. Семья же этого человека имела право остаться в Афинах и не несла никакой ответственности за него. По окончании срока наказания он мог вернуться назад в Афины и жить прежней жизнью афинского гражданина. Также за ним сохранялось право претендовать на какую - либо должность.

5.С целью укрепления и увеличения государственных сил, Клисфен провел предложение, согласно которому все приобретенные на Эвбее земли необходимо было разделить на 4000 участков. Эти участки были распределены между малоимущими гражданами области Аттика. Так государство получило 4000 зевгитов, увеличив таким образом военные сила на 4000 гоплитов. Силу народа против знати увеличили метеки, которые получили некоторые гражданские права.

6.В 506 г до н.э Афины разгромили Халкидян с остров Эвбеи и захватили часть Халкиды. На конфискованной в пользу Афин поселились 4 тыс. бедных афинян (поселенцев – клерухов). В результате увеличился слой средних землевладельцев.

7.В социальной сфере происходит замена земельного ценза денежным.

Таким образом, можно сделать вывод, что реформы Клисфена окончательно сформировали демократическую политическую система. Следствием проведенных реформ стала победа демоса над аристократией. Произошло окончательное уничтожение родоплеменных пережитков. Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое Тезеем, в единый полис во главе с Афинами. Разрозненный ранее народ превратился в органическое единое целое население полиса.

Реформы Эфиальта

1.Появляется новая законотворческая традиция – выставление законов для обозрения на Агоре. Перед каждым заседанием Народного собрания теперь определялась не только повестка дня, а также вывешивались для всеобщего ознакомления законопроекты, которые должны были рассматриваться и обсуждаться на Народном собрании. Это позволяло народу узнать суть нового законопроекта, более детально обдумать свое отношение к этому законопроекту, чтобы в дальнейшем выступить за или против этого закона на заседании Народного собрания.

2.Была изменена система отчетности должностных лиц. Отчет же магистр должен был предоставить в течение 30 дней, со дня истечения срока службы. В течение трех дней, после поступления отчета в гелиэю, любой афинский гражданин мог пожаловаться на уходящего в отставку магистра, который мог за неисполнение должностных обязанностей быть привлечен к ответственности.

3.Реформа против ареопага 462 г.до н.э. ареопаг лишился законодательной власти и частично судебной. Теперь в ведении ареопага были уголовные дела: предумышленное убийство, раны и увечья, нанесенные с целью лишения жизни, поджоги и отравления, религиозные преступления. Сохранялись его полномочия в сфере контроля за правильностью культа, частично цензорские полномочия и участие в воспитании юношей. Ареопаг мог в особо важных случаях с разрешения Народного собрания выступать в качестве высшей следственной комиссией. Все остальные функции были разделены между Народным собранием, Советом пятисот и гелиэей.

4.Реформа гелиэй. Была создана более четкая и определенная структура гелиэи. В нее входило 5000 основных присяжных и 1000 запасных. Было учреждено 10 дикастериев, каждый из которых включал в себя 500 человек. Дикастерия избиралась на один год. Заседать могла не целая дикастерия, в некоторых случаях допускалось временное объединение нескольких дикастерий в одну. Дикасты при вступлении в должность приносили клятву судить по справедливости и повиноваться законам, постановлениям народа и Совета пятисот. Гелиэя была связана и с внешней политикой, т.к. даровала гражданские права, участвовала в заключении договоров.

5.Создания мер для обеспечения устойчивости государственного порядка. Первая - «обвинение в противозаконии». Каждый афинский гражданин мог выступить против какого-либо предложения, указав на него как противоречащее существующим законам. Если это подтверждалось клятвой этого человека, тогда автор этого предложения становился ответчиком в суде. Если его вина доказывалась, то он подвергался наказанию. Наказание зависело от тяжести вины. Если вина небольшая, то выплачивался денежный штраф, а если вины была особо тяжкой, то ему грозила смертная казнь. Вторая - «эпихейротония законов». В начале года Народное собрание решало, нужно ли принимать какой новый закон или изменять, отменять старый. Если признавалась необходимость принятия нового закона, то его проект готовился в Совете пятисот и должен был быть представлен к третьему Народному собранию. Такой законопроект вывешивался для предварительного ознакомления, и каждый гражданин мог высказать свои замечания по поводу данного законопроекта.

6.Появляется новая должность номофетов, которые избирались из бывших служащих гелиэи. Номофеты были последней инстанцией в принятии законопроекта. Именно им принадлежал решающий голос.

7.Совет пятисот получил право судить и наказывать должностных лиц. Совет становится централизованным органом государственного управления, ведению которого подлежат многие отрасли государственного управления.

Исходя из вышеперечисленных рассмотренных реформ Клисфена и Эфиальта можно сделать вывод, что эти реформы заложили основы афинской демократии. Клисфеновские реформы были направлены на ограничение аристократической власти и установление народовластия. Реформы в политической и социальной областях должны были препятствовать возвращению к тирании. Так территориальная реформа «перемешала граждан», сильно ударив по преобладанию аристократии в филах. В основе был положен территориальный принцип за место прежнего родового. В связи с новым делением в демократическом духе были преобразованы государственные органы. Совет пятисот, образованный вместо Совета четырехсот, занимал очень важное место в системе государственного управления. К этому совету, в который входили представители различных слоев населения, перешли некоторые полномочия архонтов, что ограничило влияние аристократии. Это способствовало формированию демократического механизма в управлении Афинами. Реформа ареопага окончательно закрепила господство демократического устройства власти. Была достигнута главная цель - ограничение политической власти ареопага. Он перестал быть все контролирующей инстанцией, тем самым обеспечив реальное народовластие. Ограничение полномочий архонтов и расширение полномочий гелиэи можно условно назвать отделением судебной власти от административной.

Народное собрание

Верховная государственная власть принадлежала народному собранию (экклесия), где мог присутствовать с правом голоса всякий полноправный афинский гражданин. В каждую пританию (десятую часть года) созывалось четыре очередных народных собрания; кроме того, были собрания внеочередные, поскольку это вызывалось необходимостью. Таким образом, афинский гражданин при желании имел возможность каждый девятый день посвятить себя служению государственным делам. К наиболее важным из них, разбиравшимся всегда в очередных народных собраниях, принадлежала так называемая эпихиротония должностных лиц. Она состояла в том, что на первом очередном собрании каждой притании ставился вопрос, хорошо ли исполняют свои обязанности должностные лица; в случае положительного ответа они утверждались в своих должностях на текущую пританию, а в случае отрицательного ответа сменялись и отдавались под суд; сверх того, в этом же собрании слушались доклады должностных лиц о финансовых делах, о безопасности государства, о мероприятиях, которые должны были быть предприняты против отдельных граждан в случае допущения ими тех или иных нарушений. На втором очередном собрании заслушивались просьбы о восстановлении в гражданских правах лиц, лишенных их, о сложении долгов с государственных должников. Третье собрание посвящалось вопросам, относящимся к внешней политике, четвертое — делам, касающимся религиозного культа.
Законодательная инициатива принадлежала в народном собрании не только совету пятисот, но и каждому гражданину. Однако всякое предложение, как сказано выше, предварительно должно было быть рассмотрено советом пятисот. Как проходило принятие новых законопроектов, в точности неизвестно;

Совет Пятисот

Со времени реформы Клисфена афинский совет состоял из 500 членов, избиравшихся жребием по 50 человек из каждой филы, достигших 30-летнего возраста и заявивших о своем желании баллотироваться. Избранные кандидаты подвергались так называемой докимасии, т. е. проверке того, что они являются полноправными афинскими гражданами и ни в чем не опорочены в своем поведении. Если кандидат не удовлетворял этим требованиям, он заменялся запасным кандидатом. При вступлении в должность члены совета приносили присягу в том, что будут исправно и сообразно с законом отправлять свои обязанности. По окончании срока службы каждый член давал отчет в своей деятельности. Если обнаруживалось, что он во время службы совершил какое-либо преступление, он мог быть арестован, после чего подвергался суду в обычном порядке.
С одной стороны, совет являлся как бы постоянным деловым президиумом народного собрания, с другой — был вполне самостоятельным правительственным учреждением, деятельность которого простиралась на все отрасли государственного управления. Совет занимался предварительным рассмотрением всех дел, поступавших в народное собрание на его утверждение, причем по каждому делу совет выносил свое суждение — пробулевму. На обязанности совета было также следить за тем, чтобы постановления народного собрания были приведены в исполнение. Таким образом, деятельность совета и деятельность народного собрания были тесно связаны между собой, что нашло свое выражение, с одной стороны, в одном из основных положений афинской конституции, гласившем: «ни одно дело не должно решаться без предварительного рассмотрения советом» (meden aprobouleuton einai), с другой — в сакраментальной формуле, с которой начинался каждый декрет: «Совет и народное собрание постановили» (edoxe boulei kai toi demoi). На совете лежала также забота о военной обороне государства и надзор над флотом; он вел дипломатические сношения с другими государствами, а в V в. ведал делами Афинского морского союза. Наконец, одной из важнейших сторон деятельности совета было заведование государственными финансами, причем он должен был в этом случае отдавать народному собранию отчет о государственных доходах и расходах. В делах, касающихся важных политических преступлений или злоупотреблений в денежных делах, совет имел право своей властью арестовать виновного. Заседания совета были публичными, исключая обсуждение важных политических дел.
В полном составе совет, по своей многочисленности, не мог быть пригоден для быстрого решения текущих дел; поэтому для рассмотрения их были устроены постоянные комиссии. Каждая из них состояла из 50 членов совета, принадлежащих к одной

филе, которая и заведовала делами в течение десятой части года по очереди, определявшейся жребием. Эти комиссии назывались пританиями; время дежурства каждой из них продолжалось 35—36 дней (этот промежуток времени также назывался пританией). Члены такой притании заведовали текущими делами, подготовляли предложения, вносимые в совет в полном составе, созывали его, равно как и народное собрание, и руководили тем и другим. Из пританов по жребию избирался на сутки эпистат, который председательствовал в совете и в народном собрании.

Эпистат

Этот эпистат был очень важным должностным лицом. В качестве высшего представителя народа он заседал в особом круглом здании, фолосе (tholos), у него находились ключи от храмов, в которых хранились государственные архивы и вся государственная казна. Он же был хранителем государственной печати.
Так как одно и то же лицо не могло быть в течение своей жизни дважды эпистатом, как не могло быть дважды и членом совета, то почти каждый гражданин мог рассчитывать раньше или позже занять по жребию на один день пост высшего лица в государстве!

Народный суд (гелиея)

Большое значение имел в Афинах народный суд — гелиея. Ему передавались для рассмотрения вообще все судебные процессы, за исключением дел, подлежащих ведению ареопага. Гелиастом имел право быть всякий афинский гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиеи обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого составляли список гелиастов (5000 и 1000 запасных), и последние распределялись по особым секциям, состоявшим каждая из 500 членов, так называемым дикастериям. В особых случаях дела разбирали коллегии, которые могли состоять из любого числа членов гелиеи (от 200 до 2000). Гелиасты должны были судить, придерживаясь буквы существующих законов, в тех же случаях, когда соответствующего закона не было,— по совести. Приговор гелиастов не подлежал ни кассации, ни пересмотру. Таким образом, гелиасты выносили свои решения, не подвергаясь за них никакой ответственности. Через гелиею проходило большое число процессов (там разбирались и дела, касавшиеся членов Афинского морского союза). Поэтому каждый гелиаст был очень занят: чтобы не подвергнуться исключению из списков,

ему приходилось участвовать по меньшей мере в ста заседаниях (всего судебных дней было 300).

Ареопаг и суд эфетов

Наряду с гелиеей, в качестве судебной инстанции продолжал функционировать ареопаг, хотя значение его, как мы видели, постепенно уменьшалось. После реформы Эфиальта за ареопагом остался только суд по делам об убийствах, но и они разбирались не исключительно им, так как такими же делами ведала и гелиея. Ареопагу были подсудны только дела о предумышленных убийствах, о нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлении, повлекших за собой смерть. Ближайший родственник убитого подавал жалобу архонту-царю, который производил предварительное следствие и, в результате его, определял, какой судебной инстанции разбор дела подлежит, ареопагу или гелиее. Если разбор дела должен был происходить в ареопаге, то процедура была такая. Обвинитель и подсудимый (лично) произносили по две речи, причем в них должны были касаться исключительно обстоятельств, относящихся к делу. После первой речи обвиняемый (кроме убийцы родителей) мог избавиться от осуждения добровольным изгнанием. На третий день ареопаг выносил приговор. При равенстве голосов подсудимого оправдывали. Признанный виновным в предумышленном убийстве приговаривался к смертной казни и конфискации имущества; виновный в умышленном нанесении ран присуждался к изгнанию и конфискации имущества.
Коллегии эфетов принадлежали четыре судебных палаты, причем в каждой из них разбирались дела только определенного содержания. Формальности судопроизводства мало известны, но, вероятно, были те же, что и в ареопаге. Эфеты разбирали дела по убийствам непредумышленным, подстрекательствам к убийству или увечью, по убийствам метэков и рабов,при самозащите, по убийствам нечаянным и справедливым и т. п.
Наконец, решением частных дел, относящихся к нарушению прав и обязанностей, занимались так называемые диэтеты, которые были и государственными и частными (третейские судьи).

Архонты

Афинское государство в пору наивысшего развития в нем демократического строя обслуживал многочисленный персонал разнообразных по своим функциям должностных лиц. Из них мы остановимся на рассмотрении характера деятельности двух, наивысших по своему значению, коллегий: архонтов и стратегов.

Стратеги

Разумеется, эти выбранные по жребию люди не могли фактически руководить афинским государством. Во главе государства в эту эпоху стала избранная поднятием рук коллегия стратегов (обычно состоявшая из Перикла и виднейших его сотрудников), которая выполняла трудный долг управления Афинами при сложившейся внешней и внутренней обстановке. Ко времени Перикла стратеги стали избираться всем народным собра-

нием по одному от каждой из девяти фил (от одной филы стратег не избирался: из какой именно, решалось, вероятно, жребием); десятый стратег избирался всем народным собранием безотносительно к филам. Стратеги представляли высший военный совет и правительство Афин; во главе же отрядов отдельных фил теперь стояли особые военачальники — таксиархи.
Стратеги выбирались открытым голосованием (поднятием рук) по филам, причем в противоположность остальным должностным лицам в стратеги могло быть избираемо одно и тоже лицо несколько лет кряду. Компетенция всех десяти стратегов первоначально была одинакова, постепенно же вышло так, что один из них, избираемый теперь от всего народного собрания, стал как бы председателем всей коллегии, своего рода «первым среди равных», и к нему перешло руководство всем государством. Наглядный пример такого «первого стратега» — Перикл, который будучи членом коллегии стратегов, обычно являлся в то же время фактически и руководителем народного собрания, и главой демократической партии, и руководителем всего демоса («демагогом»), а следовательно, и всего афинского государства.

Управление финансами

С денежными средствами государства стратеги имели дело постольку, поскольку это касалось приготовлений к войне или ведения самой войны. Но в расходовании денег на военные нужды стратеги, действуя без контроля, все же были ответственны перед народным собранием, которое и здесь входило во все детали и определяло, какие доходные статьи на какие расходы должны быть обращаемы; стратеги давали отчет не в конце каждого года, а когда их смещали.
Верховный надзор над финансами принадлежал Совету Пятисот. Главными казначеями со времени Клисфена были 10 аподектов, по одному из каждой филы. В их руках было заведование государственным казначейством, прием фороса и других податей и пошлин, они вели списки государственных должников, проверяли их в присутствии совета, принимали уплату долгов. Для заведования священною казною и сокровищами богини Афины были избираемы жребием по одному от филы из числа граждан первого класса «десять казначеев священных денег богини Афины». Надзору этих казначеев была вверена и государственная казна, хранившаяся в Парфеноне в виде депозита. Незадолго до Пелопоннесской войны была учреждена должность «казначея прочих божеств». Для получения фороса существовали особые «эллинские казначеи» (эллинотамии). Ежегодно избиравшиеся по одному из филы полеты отдавали на откуп государственное имущество и доходы, продавали конфискованное имущество преступников и неисправных государ-

ственных должников, следили за поступлением доходов в срок; списки поступивших доходов полеты передавали совету Пятисот, а полученные с откупщиков и покупателей деньги — в государственную казну.
Ряд важных расходов государства покрывался по очереди «пентакосиомедимнами» («литургии»): оснащение триеры и управление ею («триерархия»); организация и оплата хора драм («хорегия») и состязаний («гимнасиархия») и т. п.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993

Афинская демократия – это политическая система Древних Афин, при которой в решении наиболее важных государственных дел участвовали широкие слои граждан.

Деятельность Эфиальта. Реформа ареопага

Расцвет демократии в Афинах начался с Эфиальта – политического деятеля, последовательно выражавшего интересы демократических слоев населения. Как стратег, он ратовал за независимую внешнюю политику Афин. В сфере внутренней политики деятельность Эфиальта связана с дальнейшими демократическими преобразования, с борьбой за ликвидацию политического значения ареопага – главного оплота афинской аристократии. Дело в том, что во время Греко-персидских войн ареопаг значительно укрепил позиции. Но в условиях роста морского могущества Афин, роста политической активности афинских граждан, служивших на флоте и связанных с торговлей и ремеслом, ареопаг не мог сохранять свое значение.

После изгнания лидера аристократической группировки Кимона руководство полисом перешло к демократической партии во главе с Эфиальтом. В 462 году до н. э. он сумел отобрать у ареопага права, сосредотачивавшие в его руках охрану государственного порядка. Они были переданы Совету пятисот, народному собранию и суду. Совет пятисот начал проводить докимасии.

Докимасия – это проверка граждан, претендовавших на занятие государственной должности.

Народное собрание стало судить граждан, обвиненных в государственном преступлении.

Также Совет отобрал у ареопага право суда над гражданами, действия которых считались противозаконными. Решающее слово о признании их виновными принадлежало суду присяжных. Также ареопаг утратил право охраны законов. Отныне этим занималась комиссия специально избираемых должностных лиц – номофилаков. Ареопаг теперь занимался только уголовными делами – о предумышленных убийствах, поджогах, кровной мести, святотатствах. Влияние аристократии в Афинах было надолго сломлено.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведенная Эфиальтом реформа ареопага была частью демократических преобразований 60–50-х годов V века до н. э., определенных существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни афинского общества. Они являлись продолжением политики Фемистокла, давшей начало консолидации радикальных демократических слоев афинского общества. Аристократы не смогли простить Эфиальту решительных мер против ареопага. Вскоре он погиб в результате покушения.

Деятельность Перикла. Расцвет афинской демократии

Продолжателем политики Эфиальта стал Перикл, возглавивший демократическую группировку и отстранивший от власти остатки аристократических элементов. Перикл долгое время руководил внешней и внутренней политики Афин и Афинского Морского союза. Перикл со сторонниками разработали идею превращения Делосского союза в Афинскую морскую державу. Ежегодно в период 444-429 годов до н.э. афинские граждане переизбирали Перикла первым стратегом. За это время Афины стали политической и культурной столицей всей Греции, в связи с чем правление этого государственного деятеля вошло в историю под названием «эпоха Перикла».

В эпоху Перикла афинская рабовладельческая демократия достигла наивысшего развития. Окончательно сформировалась афинское демократическое государственное устройство. Народное собрание собиралось на регулярной основе четыре раза в месяц. В нем участвовали все граждане, а разрешение поднятых вопросов происходило путем поднятия рук после обсуждения. В функции Совета пятисот входило ведение текущих политических дел, руководство деятельностью выборных должностных лиц, подготовка материалов для представления народному собранию.

Судебные дела разбирала гелиэя.

Гелиэя — это суд присяжных в Афинах, состоявший из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста.

Любой гражданин мог избирать и быть избранным на должности, однако фактически беднейшие граждане не имели возможности занимать должности архонтов и стратегов, так как те не оплачивались.

Для привлечения демоса Перикл провел закон о введении небольшой платы судебным заседателям, а также о выдаче гражданам денег на пропитание в период театральных представлений, в Афинах являвшихся частью общественно-религиозных празднеств в честь Диониса. Так он способствовал окончательному оформлению политического строя афинской демократии. Всеми указанными правами пользовались только афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни уроженцы других полисов, ни рабы не имели политических прав. Перикл охранял привилегии афинских граждан. По его предложению в 445 году до н. э. была проведена проверка списков афинских граждан. Самовольно присвоившие гражданские права лица были исключены из списков и проданы в рабство. Статус афинских граждан могли получить только те люди, чьи родители были уроженцами Афин.

«Эпоха Перикла»

Афинская демократия в сравнении с аристократическими полисами была передовым государством, что способствовало подъему в Афинах культурной жизни, сделавшей в течение V века до н. э. большие успехи.

Стремясь найти афинским гражданам работу и заботясь о славе и процветании полиса, Перикл тратил полисные и союзные средства на строительство храмов и других общественных сооружений. Был заново перестроен Акрополь, в центре которого воздвигли великолепный Парфенон (в честь богини Афины – покровительницы города), в котором хранилась казна Афинской морской державы. Храм был выстроен из белого мрамора и других дорогостоящих материалов и украшен статуями и барельефами. Внутри стояла огромная скульптура богини Афины, изготовленная из золота, слоновой кости и драгоценных пород дерева. Она была выполнена знаменитым скульптором Фидием. При Перикле началось строительство красивых галерей при входе в Акрополь – Пропилей. При Эфиальте и Перикле были воздвигнуты Длинные стены, соединившие Афины с морской гаванью Пиреем, находившемся от города на расстоянии 7 километров. В случае военной угрозы за стенами могло укрыться население Аттики.

Афины при Перикле превратились в центр культурной жизни Греции. Сюда из других полисов съезжались писатели, философы, художники. Друзьями Перикла были историк Геродот, философ Анаксагор, драматург Софокл и другие выдающиеся лица. Подавляющее большинство граждан Афин были грамотными. Многие слушали лекции у софистов – странствующих учителей философии.

При все этом благополучие Афинской республики было непрочным.

Вытеснение труда свободных граждан дешевым рабским трудом усиливалось с увеличением в Афинах количества рабов, вызывая разорение мелких ремесленников и земледельцев. Постоянный рост численности люмпен-пролетариев сводил на нет мероприятия Перикла по помощи беднейшим слоям граждан. Для преодоления кризиса Перикл вступил на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отнимали землю у союзных островных полисов и селили на них своих граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Возмущавшихся союзников наказывали с применением военной силы. Это показывает усиление агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать. Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления. Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже - на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов. Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу. Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона По данной теме мы уже выполнили реферат Реформы Солона подробнее заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: