Какие суда строятся на заводе звезда

Обновлено: 24.04.2024

В сентябре 2019 года будет особенный юбилей - 10 лет, как ССК "Звезда" начал свою жизнь на базе одноименного завода. За это время из масштабной стройки выросло предприятие, которое приковало внимание всей судостроительной общественности. Ему сулят судьбу гиганта отечественного судостроения, где будет вестись строительство крупнотоннажного флота. Сумма контрактов верфи превысила не один десяток миллиардов рублей.

Это статья - компиляция новостей об ССК "Звезда" в одном месте. Зачем? Во-первых, это удобно. Во-вторых, мы пока еще не дотянулись до предприятия, чтобы опубликовать хороший объективный, аналитический материал, который будет понятен и в целом достоин внимания. А систематизировать информацию, чтобы понять, что там сейчас происходит, полезно.

Начало истории

О том, что на Дальнем Востоке будет построено новое современное судостроительное предприятие было известно давно. Еще в Советское время там планировалась реализация верфи для крупнотоннажного судостроения. Однако проект так и не осуществился. Начало строительства ССК "Звезда" датируется 2009 годом. И до 1 сентября 2016 года верфь тихо, мирно строилась, не будоража общественность новостями.



Тогда же был представлен бизнес-план, который был создан совместными усилиями "ОСК" и "Роснефти". Согласно ему, создание предприятия планируется осуществлять за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния в размере 89 млрд рублей, господдержки в виде возмещения процентов по кредитам на строительство верфи в размере 5,6 млрд рублей, а также собственных и заемных средств.

Планируется, что ССК "Звезда" начнет полноценное функционирование в 2024 году.

Мощности, возможности и их бурное развитие

Если взять весь поток новостей, приходящих с Дальнего Востока о ССК "Звезда", то больше половины из них посвящены именно мощностями предприятия и о том, как благодаря им завод станет передовым.


Еще для предприятия построили первую газовую котельную в Большом Камне, которая предназначена для обеспечения работоспособности завода. Газ на новую котельную подается от ответвления магистрального трубопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Котельная начала работу прошлогодней осенью.




Вокруг ССК "Звезда" активно формируется судостроительный кластер, который максимально локализует в Приморье технологическую цепочку для создания продукции верфи. Еще в 2016 году Игорь Сечин заявил, что "Роснефть" готовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства металлургического комплекса для нужд завода - в 100 км от предприятия.

Кадровый потенциал ССК "Звезда"


Чтобы обеспечить ССК "Звезда" квалифицированными кадрами, которые могли бы работать на уникальном оборудовании верфи в городе Большой Камень создается "Центр профессиональной подготовки ССК "Звезда". Планируется, что в центре будут проходить обучение около 300-400 человек в год. Учебный центр будет оснащен новейшим учебно-производственным оборудованием. Программы подготовки кадров разработаны в соответствии с технологическими и производственными требованиями комплекса. Учебный центр сможет обеспечить не только потребности ССК "Звезда". В центре смогут проходить стажировку студенты Дальневосточного судостроительного колледжа и ДВФУ. Для детей Большого камня на базе комплекса будет работать кружок по судомоделированию.

На базе большекаменского Дальневосточного судостроительного колледжа для сотрудников ССК "Звезда" созданы курсы профессиональной подготовки по востребованным на верфи специальностям. На курсах уже прошли переподготовку более 50 человек. Они трудоустроены на предприятии, ещё 25 соискателей проходят переподготовку в настоящее время. В 2018 году запланировано обучить 200 человек.

"Загружен до 2029 года!"






Для реализации всех заказов на предприятии Минпромторг разработал новый план по субсидированию. В качестве субсидий на строительство танкеров для проекта "Арктик СПГ – 2" компании "Новатэк" ССК "Звезда" может получить 53,5 млрд рублей в 2020-2023 годах. При расчете общего объема средств строительство одного газовоза класса Arc7 оценили в 375,6 млн долларов, танкера класса MR – в 65,5 млн долларов. В общей сложности планируется сдать 15 газовозов и три танкера. В 2020 году предполагается выделить 5,24 млрд рублей, в 2021-м - 14,43 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах - по 16,88 млрд рублей. Субсидии на постройку газовозов составят 20%, танкеров - 10%. Об этом рассказало издание "Коммерсант" со ссылкой на последнюю версию проекта постановления правительства, разработанного Министерством промышленности и торговли России.


[В Галерее снизу можно познакомиться с тем, как сегодня выглядит ССК "Звезда" благодаря свежим фотографиям]


Судно спроектировано для неограниченного района плавания и предназначено для выполнения следующих операций:

  • перевозки грузов к/от морских буровых установок и добычных платформ;
  • заводки якорей;
  • ледокольных операций;
  • контроля ледовой обстановки;
  • спасения;
  • сопровождения;
  • ликвидации разливов нефти;
  • борьбы с внешними пожарами;
  • буксировки самоподъемных платформ и других крупных объектов;
  • перевозки ISO контейнеров на главной палубе.

pr4 3

Судно спроектировано для неограниченного района плавания. Предназначено для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов:

  • Спроектировано с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности;
  • Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как традиционных топливах, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе;
  • Предусмотрена площадка для вертолета;

лидер

Судно спроектировано для обеспечения круглогодичной проводки коммерческого флота по Северному морскому пути. Проект «Лидер» станет основой российского ледокольного флота нового поколения.

  • Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров.
  • Оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

челнок 69

Крупнотоннажный танкер для транспортировки нефти высокого ледового класса ARC6, способный осуществлять самостоятельную навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях арктических морей, в разряженных однолетних арктических льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию, и до 1,7 м в летне-осеннюю.

  • длина составляет 257 м, ширина – 34 м.;
  • движительная установка включает пропульсивный комплекс – управляемые винторулевые колонки;
  • общая мощность силовых установок около 26,9 тыс. kW.

Танке МР

Судно-продуктовоз неограниченного района плавания и предназначено для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.На судне применены технологии двухтопливных систем, может работать на СПГ.

  • длина составляет 183 м, ширина 32,2 м, высота борта до главной палубы – 19,1 м, осадка – 13,4 м;
  • дедвейт при наибольшей осадке – 49,771. Скорость при проектной осадке (при использовании 75% мощности энергетической установки) будет составлять 14,5 узлов.

газовоз

Суда усиленного ледового класса Arc7 с ледопроходимостью до 2,1 метра. Одни из наиболее технологически сложных в постройке инновационных судов, каждое из которых будет иметь вместимость более 172 тысяч кубометров и будет оборудовано тремя уникальными винто-рулевыми колонками.

  • длина составляет 300 м, ширина 48,8 м, осадка – 11,7 м;
  • дедвейт – 81000 т, скорость будет составлять 19,5 узлов.

МФНИС

Ледовый класс Arc4 позволяет самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю. Они смогут находиться в автономном плавании 50 суток и совершать переходы дальностью 7500 миль. На судне предусмотрена вертолетная площадка.

Какие суда строит судостроительный комплекс «Звезда»

Сегодня портфель ССК «Звезда» включает в себя 56 заказов на новые суда, из них 18 находятся в процессе строительства. В первую очередь на верфи идет строительство газовозов, судов обслуживания, танкеров. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. Суммарно производственная программа ССК «Звезда» на период до 2035 года (что обозначено в Стратегии развития судостроительной промышленности) насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Учитываются суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники.

Владислав Букин

Афрамаксы»

Сегодня это первые суда такого типа, строительство которых ведется в России.

Соглашение на строительство пяти «Афрамаксов» проекта 114К типа «Афрамакс» для НК «Роснефть» с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» и АО «Роснефтефлот» – профильным дочерним обществом НК «Роснефть», реализующим проекты в области морской логистики, ССК «Звезда» подписал в сентябре 2017 года.

Затем верфь взяла заказ еще на пять судов, соглашение подписано «Роснефтью», «Совкомфлотом» (оператор), ГТЛК, «Роснефтефлотом».

Год спустя «Совкомфлот» подписал соглашение с «Роснефтью», «Звездой» и ВЭБом еще на два танкера. Тогда же состоялась церемония закладки первого «Афрамакса», в ноябре «Роснефть» объявила о начале серийного производства – на «Звезде» прошла резка металла для второго танкера на СПГ.

Таким образом всего в портфеле ССК «Звезда» двенадцать судов этого типа.

Главная и вспомогательная энергетические установки танкера этого типа могут работать на сжиженном природном газе.

Документацию на судно разрабатывало ООО «Звезда-Хендэ», совместное предприятие ССК «Звезда» и Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd. (HSHI). С российской стороны в проекте было задействовано и нижегородское АО «ЦКБ «Лазурит».

В марте 2021 года на предприятии заложили уже восьмой танкер этой серии.

Однако, пока завод находится в процессе строительства, не до конца отработаны все технологические операции, «Звезда» строит танкеры в кооперации с южнокорейской верфью Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. Южнокорейская сторона – большую часть корпуса с насыщением, составные части которого затем стыкуются уже в Большом Камне. Однако на ССК «Звезда» неоднократно подчеркивали, что постепенно локализацию собственных работ на верфи планируют повышать, особенно с вводом в строй третьей очереди.

Суда-снабженцы

Контракт на строительство четырех судов-снабженцев проекта IBSV10022 АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» заключило в апреле 2017 года.

Проект разработала Damen Shipyards Group, выпуском рабоче-конструкторской документации занималось ЦКБ «Лазурит». Также голландская сторона занималась техническим наблюдением в ходе всей работы.

Стоимость контракта на момент заключения составила 11,821 млрд руб.

Суда снабжения проекта IBSV10022 предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов.

На снабженец установили две колонки высокого ледового класса мощностью по 7,5 МВт. Вес каждой – 130 тонн, высота – 6 м, длина – 10 м. Эти ВРК позволят судну преодолевать арктические льды толщиной более 1,5 м.

Производство винторулевых колонок локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании General Electric – ООО «Завод по производству ВРК «Сапфир».

Вся серия из четырех судов была заложена 8 сентября 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и главы «Роснефти» Игоря Сечина. Формирование корпуса головного судна «Катерина Великая» на открытом тяжелом достроечном стапеле «Звезды» началось в августе 2018 года. На тот момент спуск на воду предполагался в 2019 году, но из-за сложности сроки сдвинулись. Церемония состоялась 15 декабря 2020 года.

Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии: «Святая Мария», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Танкер-челнок

В 2018 году в рамках Петербургского международного экономического форума АО «Роснефтефлот» (дочернее общество НК «Роснефть») и ООО «ССК «Звезда» заключили договор на строительство танкера-челнока усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн с опционом на второе судно. Одновременно между ПАО «НК «Роснефть» и АО «Роснефтефлот» был подписан договор фрахтования танкера сроком на 20 лет.

Танкер будет использоваться для вывоза нефти и нефтепродуктов с месторождения имени Требса и Титова, которое разрабатывается СП «ЛУКОЙЛа» и входящей в «Роснефть» «Башнефти» в Ненецком АО.

Судно предназначено для перевозки нефти и способно самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю. Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.

Корни проекта танкера-челнока южнокорейские. В 2008–2009 годах по заказу «Совкомфлота» в Южной Корее на Samsung Heavy Industries (SHI) были построены три арктических танкера-челнока ледового класса Arc6 проекта 1660 типа «Панамакс»: «Василий Динков», «Тимофей Гуженко» и «Капитан Готский». Суда предназначались для транспортировки нефти с Варандейского нефте-отгрузочного терминала, дочернего предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и ConocoPhillips.

По основным характеристикам эти суда ничем не отличаются от строящегося челнока на «Звезде».

Разработкой проекта 1660 занимались судостроители из Норвегии, России, США и Финляндии.

В создании нового танкера-челнока на ССК «Звезда» Samsung Heavy Industries принимает участие в качестве технологического партнера и разработчика проекта AST69K (так обозначен на закладной доске танкер-челнок).

Официальное начало резки стали на танкер Arc6 на ССК «Звезда» состоялось 24 декабря 2019 года. Церемония закладки прошла 4 декабря 2020 года. Танкер получил имя «Валентин Пикуль». О сроках сдачи судна и продлении серии пока не сообщалось.

Газовозы

Танкеры-газовозы СПГ ледового класса Arc7 предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях.

Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Мощность силовой установки составляет 45 МВт. Судно оборудовано тремя винторулевыми колонками, производство которых локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании GE.

В июле 2020 года ССК «Звезда» получил международную лицензию и стал единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.

Также судостроительный комплекс подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа.

В октябре 2020 года на аналогичные суда «НОВАТЭК» для проекта «Арктик СПГ – 2» заключил контракт с южнокорейской верфью DSME. Всего серия будет включать в себя шесть танкеров Arc7 стоимостью $1,7 млрд ($283 млн за судно). Как тогда сообщали СМИ, заказчиками выступили «Совкомфлот» и японская MOL, каждая из которых заказала по три танкера.

После их сдачи «Совкомфлот» и MOL станут собственниками танкеров и заключат долгосрочный тайм-чартерный контракт с «Арктик СПГ – 2». Каждая из компаний будет самостоятельно оперировать этими судами. До этого DSME уже построила для «НОВАТЭКа» весь флот для «Ямал СПГ» – это 15 танкеров Arc7.

Такое распределение заказов между российской и корейской стороной объяснялось сжатыми сроками ввода в строй «Арктик СПГ – 2». ССК «Звезда», исходя из мощностей, не справилась бы с двумя десятками судов.

Танкеры-продуктовозы MR

В самом конце 2018 года группа компаний «Совкомфлот» разместила на ССК «Звезда» заказ на строительство трех танкеров-продуктовозов типа MR50 на СПГ. Поставка судов запланирована на 2022–2023 годы. Финансирование контракта обеспечивает АО «ВЭБ-лизинг».

Речь идет о танкерах ледового класса 1B, которые смогут осуществлять круглогодичную навигацию, в том числе в ледовых условиях Балтийского моря. Использование СПГ позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу и полностью удовлетворяет требованиям международной конвенции MARPOL-2020.

Суда предназначены для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата и будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров компании «СКФ Атлантик» (входит в группу компаний «Совкомфлот») с ПАО «НОВАТЭК».

Закладка головного танкера «Иван Айвазовский» состоялась 30 марта 2021 года. Металл на второй танкер начали резать еще в ноябре 2020 года, на третий заказ – в январе 2021 года.

Технических подробностей проекта и информации о поставщиках основного оборудования на суда в открытых источниках нет. Известно лишь только то, что винты на заказы диаметром 6,8 м поставит Балтийский завод, который уже приступил к выполнению заказа.

Научно-исследовательские суда

Контракт на строительство двух научно-исследовательских судов проекта 123 ССК «Звезда» и управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук подписали 10 декабря 2020 года. Верфь стала единственным исполнителем заказа в рамках федерального национального проекта «Наука». Проект НИСов разработало нижегородское ЦКБ «Лазурит». Путем народного голосования судам присвоили имена Виктора Ильичева и Александра Лисицына.

Суммы, которые заложены в нацпроекте (по состоянию на заключение контракта), составляют 28,4 млрд руб. на два судна, из них 760 млн руб. выделялись на проектно-исследовательские работы.

Новые НИС проекта 123 неограниченного района плавания предназначены для проведения в Мировом океане различного вида научных исследований фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, метеорологические, биологические, геологические, геофизические и другие.

Суда позволят проводить широкий спектр измерений параметров морской среды с помощью бортовой и буксируемой аппаратуры с возможностью обработки получаемых данных в режиме реального времени. Также на судах будут установлены бортовые лаборатории для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков. НИСы будут оснащены вертолетной площадкой и телеуправляемыми подводными аппаратами. Ледовый класс судов Arc4 позволяет им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю.

В качестве прототипа для судов пр. 123 было выбрано немецкое научно-исследовательское судно Sonne, введенное в эксплуатацию в 2014 году. Внешний облик обоих судов схожий, однако, как говорили в «Лазурите», речи о полном копировании не шло. У российских судов есть ряд нововведений.

О необходимости строительства новых НИСов для Минобрнауки говорили еще в начале сентября 2018 года. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН сформировал техническое задание на перспективный проект, которое и стало базой для объявления тендера на разработку судна. Конкурс выиграло ЦКБ «Лазурит» со своим проектом 123.

Изначально предполагалось, что оператором судов станет Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова. Но в 2020 году стало известно, что Минобрнауки разработало концепцию создания в России единого оператора научно-исследовательских судов. В рамках пилотного проекта решило создать ФГБУ «Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России», в который должны быть переданы все суда Института океанологии.

Закладка двух НИС проекта 123 должна пройти в 2021 году, сдача двух судов намечена на 2024 год.

Мелкосидящие ледоколы

В мае 2018 года пресс-служба «Роснефти» сообщала, что ССК «Звезда» и «Росморпорт» при поддержке «Роснефти» договорились о строительстве мелкосидящего ледокола проекта 22740 с опционом еще на три судна. Договор подписан в продолжение соглашения, заключенного в сентябре 2017 года во время Восточного экономического форума.

Разработкой концепт-проекта и технического проекта занималось входящее в состав Крыловского центра ЦКБ «Балтсудопроект» по госконтракту с Росморречфлотом в 2014 году. Судно предназначено для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, других морских бассейнов.

На судне предполагается размещение беспилотных летательных аппаратов и рабочего катера на воздушной подушке.

Использовать судно будут для организации проводки судов в морских портах и на подходах к ним, в том числе для нужд морских терминалов, оператором которых является «Роснефть».

Как сообщала пресс-служба «Роснефти», сдать судно планировали в конце 2021 года. Однако затем планы скорректировали.

Как рассказывал генеральный директор ФГУП «Росморпорт», до 2025 года ССК «Звезда» построит по заказу компании два мелкосидящих ледокола уже модернизированного проекта 22740М вместо запланированных ранее четырех ледоколов 22740. Стоимость новых ледоколов также изменилась. Цена головного ледокола возросла с 4,9 млрд до 5,8 млрд рублей. Серийное судно подорожало с 4,3 млрд до 5,4 млрд рублей.

Сдача головного судна запланирована на 2024 год. При этом если проект окажется удачным, то в «Росморпорте» планируют увеличить серию до четырех единиц. Но заказ на еще два мелкосидящих ледокола за счет федеральных денег планируется разместить уже после 2025 года.

Ледокол «Лидер»

Контракт на строительство ледокола проекта 10510 мощностью 120 МВт типа «Лидер» Росатомфлот и ССК «Звезда» подписали 23 апреля 2020 года. Стоимость строительства (в ценах на стадии заключения контракта) оценивалась в 127,5 млрд рублей. Деньги выделялись из федерального бюджета. Проект судна готовило петербургское ЦКБ «Айсберг».

Головной ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 м. Судно будет оснащено двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, которые разработаны специалистами Росатома.

Согласно плану развития инфраструктуры Северного морского пути, ввод в эксплуатацию головного ледокола проекта «Лидер» запланирован на декабрь 2027 года, первого серийного ледокола проекта – на декабрь 2030 года, второго серийного ледокола проекта – на декабрь 2032 года. Однако эти планы подписанными контрактами не подтверждались.

В декабре 2020 года ССК «Звезда» получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами. Верфь успешно прошла проверки Межрегионального территориального управления по Сибири и Дальнему Востоку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это позволило приступить к работе над судном.

Первая резка металла для будущего ледокола была 6 июля 2020 года, церемония закладки судна, которому присвоили имя «Россия», состоялась 5 июля 2021 года. Пока корабелы «Звезды» занимаются изготовлением секций для будущего корпуса судна.

Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и носило название «Звезда DSME». Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия. Проект практически не развивался, пока его не передали в Роснефть и Газпромбанку. В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда» .

Как будет выглядеть новый завод - это видно на макете, представленому на выставке "Нева -2019"

Вот еще один вид с юга, со стороны сухого дока. С одной стороны видно, что какие то корпуса уже построены, но и становится понятно, что еще надо сделать для завершения 2й очереди к 2024 году

Еще на территории верфи построен завод винторулевых колонок «Сапфир» (совместное предприятие General Electric и «Роснефть») по производству подруливающих устройств мощностью до 15 МВт. Запущен в 2019 году.

В ноябре 2020 года глава «Роснефти» озвучил планы по строительству завода листового проката и трубной продукции. Завод должен обеспечивать потребности ССК «Звезда» в металле и будет располагаться в районе бухты Суходол. Эта бухта находится к северу 5 км и сейчас там небольшое село с населением 300 человек. Инвестиции в завод составят 2,2 млрд долл., а мощность — 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции, из которых только четверть переработает сама верфь. Прежде Минпромторг не видел смысла в этом производстве, а металлурги возражали против него, считая проект экономически неэффективным и избыточным.

А теперь к самому важному

Сейчас в портфеле Звезды 40 заявленных судов, и еще до 13 в планах. Линейка представлена в 6 разных типах.

1. НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО ТИПА "АФРАМАКС" ПРОЕКТА 114К ДЕДВЕЙТОМ 114 ТЫСЯЧ ТОНН, длинна 250 метров. "Владимир Мономах" сдан заказчику, еще видно что идет сборка двух корпусов на стапеле. Планируется построить 12 штук и уже для 7го корпуса проведена резка металла.

2. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СУДНО СНАБЖЕНИЯ УСИЛЕННОГО ЛЕДОВОГО КЛАССА ПРОЕКТА IBSV 10022 AH. Судно "Катерина Великая" спустили со стапеля в декабре и сейчас оно достраивается у стенки. Еще планируют построить 3 штуки. Формально они заложены 08.09.2017, но корпусов на стапелях не видно.

3. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА «ЛИДЕР». Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров. Известно название "России" и уже началась резка металла

4. АРКТИЧЕСКИЙ ТАНКЕР-ЧЕЛНОК ЛЕДОВОГО КЛАССА ARC6 ДЕДВЕЙТОМ 69 ТЫС. ТОНН, Длина составляет 257 м, ширина – 34 м.;

5. ТАНКЕР ПРОДУКТОВОЗ ТИПА MR, Длина составляет 183 м, ширина 32,2 м, высота борта до главной палубы – 19,1 м, осадка – 13,4 м; Началась резка металла для 3-го судна

6. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ТАНКЕР-ГАЗОВОЗ СПГ КЛАССА ARC 7. Длина составляет 300 м, ширина 48,8 м, осадка – 11,7 м; Началось строительство 2-го судна

Все понимают, что ССК "Звезда" не имеет опыта разработки таких судов самостоятельно и все эти суда - участие иностранных компаний (кроме ледокола)

И понятно, что своими силами они не смогут построить полностью все эти суда. Наверняка, будет так же, как с афрамаксами. Для первого судна основную часть сделали в Корее, у нас сделали примерно 5-10%, но сейчас доля локализации увеличивается.

Возможно, суда снабжения тоже сейчас собираются на верфях в Европе (так как это проект DAMEN), поэтому не видно что бы шли работы по их корпусам.

И таким же образом будут построены газовозы и продуктовозы. То, что объявлено их строительство - это только нарезка металла для какой то небольшой части корпуса, который будет смонтирован на территории ССК "Звезда".

Но каждый корпус требует минимум 4-6 месяцев сборки на стапели и еще 4-6 месяца достройки у стенки. А там всего три площадки на стапеле. При этом ледокол и газовозы потребуется достраивать в сухом доке, а туда можно поставить макс 4 корпуса.

Даже в Кореи такие суда строят более года, но они используют очень крупные блоки, их строительство идет сразу паралельно и потом финишный монтаж 6-9 блоков до 3000т вместе

Я не строитель, могу ошибаться, по моим расчетам, верфь может спускать со стапеля 6-9 корпусов на достройку, и 2 корпуса из дока в год. А куда они собираются поставить на достройку эти корпуса? Там всего 6 мест у стенок.

«Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) опубликовал очередной отчёт о ходе строительства судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» в Большом Камне. Любой желающий может ознакомиться с состоянием основных производственных площадок верфи на конец прошлого года.

Особый интерес у многих, в том числе и у блога «Судострой», вызывает сухой док строящейся супер-верфи. Здесь будут создаваться наиболее сложные суда и объекты морской техники. Официально гидротехнический объект был сдан в декабре 2021 года. Теперь в одном из крупнейших в мире сухих доков уже красуются два почти сформированных корпуса. Из свежего фотоотчёта следует, что это суда «Валентин Пикуль» и «Алексей Косыгин».

Под названием «Валентин Пикуль» на «Звезде» в декабре 2020 года был заложен арктический танкер-челнок. Судно было заказано компанией «Роснефтефлота» для обслуживания нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе.

Судно строится по проекту AST69K и имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 257 м;
  • ширина – 34 м;
  • осадка – 14 м;
  • скорость – 15,5 узла;
  • пропульсивная мощность – 2х10 МВт;
  • грузовместимость – 86 тыс. куб. м;
  • дедвейт – 69 тыс. тонн;
  • ледовый класс – Arc6.

Ранее три таких танкера-челнока были построены на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries (SHI). В постройке «Валентина Пикуля» SHI также участвует. В качестве разработчика проекта и технологического партнёра.

Суда по фотоочёту о строительстве ССК «Звезда» за июль 2021 года, корпус, за исключением носовой части, был доставлен в Большой Камень в собранном виде.

Остаётся только установить носовую часть. Что и будет производиться в ближайшее время в сухом доке ССК «Звезда». Сдать судно заказчику планируется в 2022 году.

Вторым строящимся судном является танкер-газовоз сжиженного природного газа (СПГ) «Алексей Косыгин». Это головное судно в серии из пятнадцати единиц, которую должен сдать ССК «Звезда» для обслуживания проекта «Новатэка» и зарубежных партнёров «Арктик СПГ 2».

Первый, пилотный газовоз СПГ «Звезды» был заложен в июле 2021 года. Запланированная дата завершения строительства заказа – 8 марта 2023 года.

Из технических характеристик известны следующие данные:

  • длина – 300 м;
  • ширина – 48,8 м;
  • пропульсивная мощность – 3х15 МВт;
    грузовместимость – 172,6 тыс. куб. м;
  • ледовый класс – Arc7.

На данный момент газовозы являются одними из самых технологически сложных судов в мире, поэтому ничего удивительного в том, что «Звезда» привлекает для строительства серии иностранных партнёров, нет. В данном случае это вновь SHI. И судя по фотографиям, основная часть корпуса сформирована за пределами сухого дока «Звезды».

Похоже, в отношении газовозов будет применяться тот же подход, что и к сдаваемым «Звездой» танкерам типоразмера «Афрамакс». Часть работ будет производиться за границей. С каждым заказом доля работ, выполняемых корабелами «Звезды», будет возрастать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: