Какие суда строятся на заводе залив

Обновлено: 24.04.2024

За 8 лет в Крыму Россия развернула военное кораблестроение. Как оно выглядит - каковы результаты и что уже построено?

В начале мая 2022 г. без помпы в условиях СВО ввели в строй КЧФ новый патрульный корабль «Сергей Котов» (заводской №164) - 4-й проекта 2216.0 вообще и 2-й построенный на ООО «Судостроительный завод «Залив» имени Б. Е. Бутомы в Керчи.

1. ССЗ "Залив" в Керчи

С конца 2014 г. находящегося под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького, а ныне - под контролем головной структуры Зеленодольского ССЗ в виде АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» (группа компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»)).

Может, он при Украине работал лучше? Всего в 1999-2014 гг. (15 лет) завод построил 51 судно (суда обслуживания и снабжения офшорных нефтегазовых платформ, сухогрузы и контейнеровозы), плавучий док, газодобывающую платформу и секции танкеров-химовозов суммарным дедвейтом более 380 тыс. т.; за этот же период был произведен ремонт более 100 судов (преимущественно балкеры).

В составе России. Активно развивается судоремонтное направление, ежегодно на мощностях «Залива» ремонтируются более 20 судов. Т.е., с 2015 г., когда завод заработал, за 7 лет отремонтировали больше, чем за 15 лет с Украиной.

Помимо судов и кораблей, "Залив" изготовил 500 т. конструкций автодорожной части Керченского моста, и 1430 т. мостовых металлоконструкций для железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.

24 апреля 2016 г. на заводе ввели в эксплуатацию блок корпусных цехов №1 (не работал с 2011 г.). Завод получил дополнительную площадь производственных мощностей в 21 000 м². со станочным и подъемным оборудованием грузоподъёмной мощностью до 100 т. 26 июня 2016 г. на заводе построили кислородный цех, на тот момент единственный в Крыму. Мощность - 300 кг в час, в сутки - 7,2 т. чистого кислорода.

1-2. Гражданские суда ССЗ "Залив"

9 декабря 2015 г. на «Заливе» торжественно заложили 2 многофункциональных поисково-спасательных судна проекта А-163 (MPSV07) "Спасатель Ильин".

В 2019 г. его спустили на воду, на фото красным цветом - он в 2020 г. у достроечной стенки завода.

С 2014 по 2019 гг. построили судно проекта A-145: 2 в обычном исполнении и 1 - в круизном. 1 введено в строй, 2 других достраивают.

В 2020 г. и 2021 г. спущены на воду 2 кабелеукладчика "Вятка" и "Свияга" проекта 1531.0.

Спущен на воду в 2021 г. автомобильный грузопассажирский паром проекта СNF 22.

1-3. Боевые и военные корабли ССЗ "Залив"

В рамках контракта, заключенного АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Зеленодольск) 9 октября 2014 г. с МО РФ на постройку 5 патрульных кораблей проекта 2216.0 с заводскими №№ 162, 163, 164, 165 и 166. 2 из них («Павел Державин» и «Сергей Котов», заводские номера 163 и 164) построены на «Заливе».

А "Сергей Котов" введён в мае 2022 г.

На самом Зеленодольском заводе в стапельной стадии строительства находятся 2 последних патрульных корабля «Виктор Великий» (заводской №165) и «Николай Сипягин» (заводской №166). Все 6 кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

2 средних морских танкера проекта 2313.1 строятся на "Заливе" сейчас - пока не достроены, хотя в 2018 г. корпуса были сформированы.

На фото видны оба. Оба достраиваются.

Ещё завод "приложился" к строительству серии МРК проекта 2280.0. "Циклон" был введён в строй в декабре 2021 г.

"Аскольд" достраивается на плаву, ожидается его передача флоту в июле 2022 г.

"Амур" в этом году обещали спустить на воду и в конце года ввести в строй.

Ещё на "Заливе" строят 5 гидрографических судов для ВМФ проекта 1991.0 (заложены в 2016-2017 гг.).

20 июля 2020 г. были заложены 2 универсальных десантных корабля вертолётоносца проекта 2390.0 типа «Иван Рогов» водоизмещением 40 000 т. Это - самый сложный заказ в истории завода.

2. ССЗ "Море" в Феодосии

С 1994 г. построил 16 универсальных катеров с водомётным движителем «Калкан» и 4 "Калкан-М".

В 1999 г. по технологической документации и при техническом содействии ФСК «Море» на заводе «Башон» (Хошимин, СРВ) был построен быстроходный катер экологического контроля VIT 2500.

В 2000 г. сдан заказчику головной многоцелевой быстроходный катер проекта «Кафа 2400».

Одной из последних разработок является катер из стеклопластика с воздушной каверной «Катран».

В 2001 г. по проекту компании «MTD» (Санкт-Петербург) был построен многоцелевой водомётный катер «Кафа-1350».

В 2002 г. налажено серийное производство быстроходных катеров проекта конструктора В.И. Нелипы «Крым-6М» и его модификаций.

В 2002-4 гг. сданы заказчику 4 СПК проекта «Восход-2М» и 2 - "Олимпия", быстроходный патрульный катер проекта 5813.0 для Туркменистана (2002 - 2004 гг.).

В 2009 г. подписан контракт на сотни миллионов долларов на поставку в КНР уже построенных КВП амфибийного типа «Зубр» и продажу технической документации на них. В 2012 г. один из кораблей был передан заказчику, при строительстве 2-го из-за нарушений технологии и износа оборудования уже готовый корпус упал при съёме со стапеля.

В 2011-2013 гг. были построены патрульный катер проекта «Орлан», малые быстроходные катера «Марлин» и «Крым-1133».

С Россией с 2014 г. начата модернизация завода, первый этап которой закончился в 2016 г. По сути, в российском формате завод работал с 2016 г. - сейчас 6 лет. Что за это время сделано:

ремонтные работы на судах Азово-Черноморского басейна;

изготовило и отгрузило по заказу ССЗ «Залив» алюминиевую надстройку для строящегося в г. Керчь корабля;

построен и испытан быстроходный прогулочный катер «Крым-1133Т» для перевозки пассажиров между курортными городами побережья Чёрного моря;

Судостроительный завод "Залив" имени Б.Е. Бутомы является градообразующим предприятием в городе Керчь и одни из самых крупных судостроительных заводов в восточной Европе. До присоединения Крыма к России, завод занимался строительством сухогрузов, балкеров, выполнял заказы буровых платформ, занимался судоремонтом.

В Крыму отмечают, что завод развивается колоссальными темпами там осуществлены сильные изменения по сравнению с 2014 годом. В первую очередь, перемены осуществлены благодаря личной поддержке президента Владимира Путина и сотрудничеству завода с Министерством обороны Российской Федерации.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации на заводе начали восстанавливать производственную мощность и обновлять всё оснащение. Восстанавливались не работающие цеха, идёт расширение административного штаба завода. Предприятие не знало такой модернизации со времен Советского Союза. Вот настолько масштабно Россия взялась за судостроительный завод в Керчи. На заводе увеличились зарплаты, появились новые рабочие места, появилась необходимость в дополнительных судостроительных кадрах, зарплата от 80 тысяч рублей, что для Крыма довольно прилично.

Судостроительный завод "Залив" имени Б.Е. Бутомы, в феврале 2021 года сдал патрульный корабль "Сергей Котов" проект 22160. В прошлом году завод выпустил и спустил на воду ракетный корабль под названием "Циклон". Стоит отметить, что на заводе ещё ведется проектировка и строительство примерно таких же двух малых ракетных кораблей.

Не только керченский завод получил значительную прибавку мощностей и не только там осуществлено полное переоснащение. Полностью обновлять начали и судостроительный завод "Море" в городе Феодосия. На заводе в Феодосии планируется проектировка и строительство скоростных судов и катеров на подводных крыльях.

Не забыл президент России и про бывший судостроительный завод принадлежавший бывшему президенту Украины Петру Порошенко. "Севастопольский морской завод имени Серго Орджонекидзе"- преобразован в акционерское общество и все 100 % акций переданы в федеральную собственность. По сути, судостроительный завод станет частью ОСК - Объединённая судостроительная корпорация.

По плану правительства РФ, каждый судостроительный завод Крыма будет иметь определенную компетенцию и будет заниматься строительством конкретных типов кораблей и судов. Правительство России настроено полностью восстановить все судостроительные заводы Крыма и восстановить былые мощности производства крымского полуострова, которые были утрачены украинскими властями в период владения полуостровом. Без сомнения, Россия наверстает упущенное.

Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте

Сайт КерчьИНФО ведёт историю с домом для «заливчан» с момента начала его строительства. Правда, в последнее время мы стали меньше писать о сроках сдачи дома.

Строительство окружают одни сплошные секреты, мы решили разобраться, что к чему.

История с газом

Дата сдачи дома изначально была обозначена как «декабрь 2017 года» . Зима пришла, дом в эксплуатацию не сдали. Тогда, ссылаясь на керченский «Горгаз», в пресс-службе завода «Залив» отмечали следующее:

«Сейчас всё подвязано на подачу газа. На сроки сдачи дома сильно повлиял процесс получения документов на прокладку газовой сети. Это заняло много времени, теперь сдача объекта намечена на начало будущего года».

Процесс прокладки газовой сети и получения документов правда длительный, но действительно ли «Горгаз» тормозит сдачу дома?

Сегодня журналисты КерчьИНФО поговорили с начальником предприятия Владиславом ХРИСТОФОРОВЫМ, и он сказал очень важную вещь, о которой не говорилось ранее:

« Газопровод проложен. Все строительно-монтажные работы завершены. Сейчас ещё готовятся документы. Мы - государственное предприятие, и мы работаем по ФЗ №44. По закону на такие работы отводится 1,5 - 2 года. Мы же уложились в гораздо меньшие сроки. Наши работы не достигли даже отметки год ».

Получается, дело не в Горгазе, а в том, что заказчики строительства поздно подали заявку на подключение и прокладку газовых сетей.

Чудеса пресс-службы судостроительного завода «Залива»

В феврале журналисты связывались с пресс-службой завода «Залив». Нам сказали, что дом сдадут в марте, только. «вы пока не пишите об этом, и о том, что рядом территория огорожена, вы тоже не пишите». Мы, как уважающие просьбы других, не написали.

[gallery link="file" columns="2" size="medium" ids="83257,83258"]

Но в марте позвонили, получив ответ: «Я завтра узнаю у строителей и всю информацию вам пришлю». Но, то ли почты перепутались, то ли опять оказалось, что нам лучше не писать, но ответ о сроках сдачи дома пришел другому керченскому СМИ.

Мы, как журналисты, читающие информацию коллег, увидели даты: до 1 апреля должны завершить все работы по благоустройству придомовой территории, к 10 апреля - три подъезда подготовить к заселению (первый подъезд должен быть готов к 1 апреля).

Сегодня мы решили проверить стройку самостоятельно.

Дом с видом на Крымский мост

Работы на придомовой территории ещё не закончены: большая часть территорий заасфальтирована, но кое-где есть проталины из щебня, стоит строительная техника.

[gallery link="file" size="medium" ids="83247,83248,83249"]

Возле подъездов установлены лавочки, укутанные целлофаном, на дверях в подъезды также прозрачная плёнка, возле дома заметны кучи строительного мусора, детская площадка ждет первых посетителей, в одном окне даже свет горит.

[gallery link="file" size="medium" columns="4" ids="83250,83251,83252,83253"]

С самого утра на площадке работает подрядная бригада.

Прораб был не очень рад нашему приходу, сказал, что это строительная площадка, дом в эксплуатацию еще не введен, видео и фото съемка здесь запрещена.

« Вы идите, а то сейчас ФСБ вызову - говорит прораб - Вы не имеете права тут находиться. Это строительный объект ».

Но это лирика. Он сказал еще одну важную фразу, ключ ко всей этой истории.

Журналист КерчьИНФО целью визита назвал - проверку обещанного первого подъезда. Но журналистов, почему-то, строители опасаются и редко им что-то показывают.

« А мы разве вам обещали? Вы заказчик? Заказчик - завод «Залив», у нас с ними договор, и мы идем в рамках договора, у нас все по графику, только людям не обязательно это знать. А сроки и график - это секрет ».

Только редакция КерчьИНФО считает иначе - людям обязательно знать, в каком доме они будут жить и когда.


Сразу скажу, это не попытка сообразить очередное бурление на тему уже надоевших всем вертолетоносцев. Это про завод "Залив". Мы вообще-то мало что знаем про то, что приплыло к нам вместе с Крымом. А поверьте, кроме стоянок для флота, пляжей и виноградников там еще много чего интересного и полезного. Очень много. И об этом стоит рассказать.

Натолкнувшись на заявление министра промышленной политики Крыма Андрея Васюты, я был, признаюсь, удивлен.

"Завод "Залив" — уникальное предприятие. Такой верфи и такого сухого дока, который есть на заводе "Залив", ни на одной верфи Российской Федерации нет. По большому счету, вопрос о "Мистралях" вообще бы никогда не стоял, если бы 5 лет назад, когда происходили заказы, была такая верфь, как керченский завод "Залив".

Удивился, естественно, не наличием в Крыму министра промышленной политики, нет. А тому, что прочитал в его интервью. Порывшись потом дополнительно, сделал выводы, которыми и решил поделиться.

Завод "Залив" существует в городе Керчи аж с 1938 года. Правда, во время войны прописку менял на Тюмень и Пермь, но после вернулся обратно в Керчь. Было проведено восстановление, после чего завод занимался производством танкеров типа «Крым» и «Панамакс», военных фрегатов и нефтяных платформ. За период с 1945 г. по 1980 г. завод построил и сдал заказчику 814 судов и кораблей.

В 70-80 годы прошлого века "Залив" вышел на пик своей формы с выпуском первого крупнотоннажного супертанкера "Крым", за которым последовала целая серия гигантов проекта 1511: "Кривбасс", "Кубань", "Кавказ", "Советская нефть", "Кубань". Водоизмещение танкеров составляло 180 тысяч тонн. Они до сих пор являются крупнейшими кораблями, построенными в СССР. Ну, и в России, соответственно.

Нужен ли в нашем «Заливе» «Мистраль»?

Строились корабли и суда и поменьше размером. В том числе "Севморпуть", уникальный и первый в мире ледокол-лихтеровоз с атомной силовой установкой.


Строились и боевые корабли.

Проект 1135 "Буревестник", самый известный из которых — сторожевой корабль "Беззаветный", который прославился "выпихиванием" крейсера "Йорктаун" из нашей 12-мильной зоны в феврале 1988 года. Построено 7 кораблей.


Проект 11351, модификация тех же сторожевиков для пограничной службы. Построено 8 кораблей. Самый известный, пожалуй, мутировавший во фрегат "Гетман Сагайдачный", краса и слава Украинского флота.

А потом советское прошлое закончилось, и началась суровая независимость. И с 1993 года "Залив" занимался исключительно производством корпусов по заказам голландских фирм.

В 2000 году завод купил украинский бизнесмен Давид Жвания. И "Залив" начал стремительно мельчать. А потом и вовсе акции пошли с молотка банкам и группам.

Небольшое улучшение произошло в 2006 году, когда большую часть активов скупил действительно украинский бизнесмен Константин Жеваго из холдинга "АвтоКрАЗ". Завод начал выбираться из долговой ямы и даже в 2011 году достроил судно «Polarcus Adira» по заказу норвежской компании «Ulstein».

А потом случилось общеизвестное событие. И Холдинг "АвтоКрАЗ" лишился завода. "Залив" уплыл. И географически, и экономически.

На официальном сайте завода говорится о рейдерском захвате завода неким ООО "Судостроительный завод "Залив" (г. Москва) при поддержке так называемой "Самообороны Крыма" и остановке всей деятельности. Что ж, возможно, рейдерский захват и был, вот только, по данным СБУ, руководил им не эмиссар из Москвы под охраной "зеленых человечком", а главный инженер завода Юрий Богомягков и рабочие завода.

Что же такое завод "Залив"? И насколько прав был Васюта, говоря, что заливчане могут построить "Мистраль" или что-то подобное?

Получается, прав министр.

Завод имеет огромный сухой док (360 x 60 x 13,2 м), который обслуживается двумя козловыми кранами грузоподъемностью 320 т каждый и пятью портальными кранами грузоподъемностью 80 т каждый.



Крановое оборудование позволяет формировать корпуса судов из крупных секций и блоков весом до 600 т.


Сухой док можно разделить на две части, что позволяет проводить параллельно ремонт и строительство нескольких судов одновременно.

Другой технологический комплекс имеет два горизонтальных стапеля длиной 400 м со следующими кранами: два — по 80 т, три — по 32 т и четыре — по 16 т. Обе линии имеют общее спусковое устройство — поперечный слип, который обеспечивает спуск судов весом до 2500 т.

Если в целом, то база имеется. Правда, по словам Васюты, завод изрядно деградировал за минувшие 20 лет и нуждается в существенной модернизации.

"Первая из проблем, с которой мы столкнулись, это большой износ основных фондов и, как следствие, необходимость существенной модернизации этих предприятий. Ни для кого не секрет, что все 23 года нахождения в составе Украины — это практически процесс деградации этих предприятий, постепенное снижение заказов, постепенное снижение компетенции".

И существует проблема оттока кадров, которые по-хорошему, надо возвращать обратно на завод.

А это можно осуществить при очень простом условии: заказы. В данный момент на верфи в Керчи в работе находятся два спасательных корабля проекта А-163 и два универсальных морских танкера.

Если все обстоит именно так, как говорил Васюта, а цифры вроде бы не дают в этом усомниться, то проблема, которую мы не раз обсуждали здесь на сайте, касающаяся постройки крупнотоннажных кораблей, не так уж и остро стоит.

Да, "Залив" трудно сравнить с такими монстрами судостроения, как "Океан", "Черноморский завод" и Николаевский судостроительный завод имени 61 Коммунара. Ведь именно там были построены в свое время корабли, которые до сих пор несут свою службу в российских ВМС. "Адмирал Кузнецов", "Москва", и многие другие наши боевые корабли.

Однако если исходить из принципа "используй то, что под рукою и не ищи себе другое", то, если приложить время и деньги, в Керчи мы сможем получить для своей страны судостроительную базу, если и уступающую николаевским заводам, то только в части прошлых побед и успехов.

Но, в отличие от николаевских судостроителей, у их керченских коллег есть перспектива. И эту перспективу надо всячески развивать и использовать с максимальной эффективностью. И тогда не будет болеть голова за то, кто и где будет строить новый российский (допустим) авианосец, вертолетоносец или БПК.

Важен один момент: российский корабль должен строиться только в России и нашими специалистами. Только так можно на 100% быть застрахованными от повторения сомнительных "мистральных" эпопей.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

Недавно «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в кратком пресс-релизе сообщила о том, что МС-21 начал полеты в гражданские аэропорты в рамках заключительной фазы сертификации.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Детский приют Свято-Алексеевской Пустыни

20 июля 2020 года на судостроительном заводе «Залив» (г. Керчь, Крым) заложены два универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 23900.

Корабли получат имена «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой»

Разработчик: Невский ПКБ (Россия)

Основные характеристики:

  • Водоизмещение 25 000 т стандартное и 28 000 т полное
  • Длина 220,0 м
  • Ширина 33,0 м
  • Осадка 5,0 м
  • Скорость хода 22 узла (полная)
  • Дальность плавания 6000 морских миль
  • Автономность плавания 60 суток
  • Экипаж 320 человек
  • Десантовместимость до 1000 морпехов, до 75 единиц боевой техники, до 6 десантных катеров в доковой камере

Вооружение:

  • Артиллерия 1×1×100 мм АУ А-190
  • Зенитная артиллерия 3 x ЗРАК «Палаш»,2 x ЗРК «Панцирь-МЕ»
  • Авиационная группа более 20 вертолётов в палубном ангаре

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

exhausted1987
20.07.20 15:07:46

Вот такой он будет примерно:

На плакате отзеркалили ранее мелькавшую картинку. Получилось не очень удачно, из-за массивной надстройки сквозную палубу не видно.

exhausted1987, почему взяли проект барса для меня не понятно,начинай от того что они никогда подобными проектами не занимались,заканчивая тем,что проект барса это просто увеличенный мистраль,в то время что у КГНЦ,что у невского бюро были самобытные проекты и самое главное-опыт проектирования

, А куратор «Залива» кто? Зеленодольский судостроительный завод. А он часть Ак Барса.

Katamaran, ну тогда понятно,жаль что судьба кораблей решилась подобным образом

У вас на фото моделька не от Невского ПКБ, а от КГНЦ.

Завод Фиолент Симферополь вроде тоже частично Зеленодольский.

Илья Белов
20.07.20 17:32:52

У них опыт есть в постройке самых больших кораблей в истории России, а сейчас именно это и требуется…

Илья Белов, например?Какие крупные корабли были спроектированы АК барс?

Иван Лазарев
20.07.20 20:16:54

[ссылки отключены] © Фото из открытых источников

Характеристики приведены неверные.

ТАСС сообщает о водоизмещении около 25 кт, а у вас 14.

Более точные характеристики — длина 220 метров, стандартное водоизмещение 25 тысяч тонн, полное — 28 тысяч тонн.

Напомним, на заводе «Залив» в Керчи приступили к строительству российских аналогов вертолетоносцев «Мистраль» — десантных кораблей проекта «Прибой». Корабли будут иметь водоизмещение 25 тысяч тонн и длину около 220 метров. Российские вертолетоносцы по габаритам превзойдут французские (водоизмещение — 22 тысячи тонн, длина — 199 метров). Такие размеры позволят отечественному кораблю взять на борт до 20 вертолетов и два усиленных батальона морской пехоты.


© Фото из открытых источников

user78, ну так-то на приведенном фото даже не примерный вид корабля,не совсем понимаю зачем его использовали ибо даже по табличкам видно,что заложили нечто такое:

ВВП до Анапы на самолете долетел,оттуда вертушкой в Керчь,через час уже назад в Анапу.

Зенитная артиллерия 3 x ЗРАК «Палаш»,2 x ЗРК «Панцирь-МЕ» — Вот здесь вообще не понятно, зачем ставить на корабль, два одинаковых по предназначению комплекса, но один старый, другой новый?

У меня глупый вопрос. А с чем ходить эти ходить будут эти вертолетоносцы.

Для одного «Прибоя» нужна эскадра: 2 фрегата, 3 корвета, 2 подлодки ( и баржа которое все это заправлять будет )

У нас часто долго делают сроки из-за разработки оружия и прочих элементов оборудования.

Надеюсь что в сроки будут делать корабли.

Ну и радует что у нас появится заказ на 40 новых вертолетов ( все-таки это существенный заказ )

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: