Какие суда строят в россии

Обновлено: 28.03.2024

Год подходит к концу. Вся отрасль сейчас занята подведением итогов такого сложного 2020-го. Судоходные компании закрывают результаты навигации, порты считают грузооборот, поставщики и производители – число отгрузок. Мы же подведем итоги уходящего года достаточно логично – сколько судов и кораблей построили и передали заказчикам отечественные судостроительные заводы, чтобы собранная в одном месте информация смогла наглядно продемонстрировать темпы реализации контрактов на фоне пандемии.

Пожалуй, самым логичным будет начать подведение итогов года с успехов Объединенной судостроительной корпорации и ее верфей. Все-таки ОСК имеет больше всего заказов, которые размещены на заводах, по сравнению с другими отечественными игроками.

Первыми 2020 год открыли корабелы нижегородского завода «Красное Сормово». В апреле предприятие передало компании «Пола Райз» сухогруз «Пола Мария» проекта RSD59.

Вообще за ушедшие 366 дней верфь передала заказчикам 10 сухогрузов данного проекта: «Пола Анастасия», «Пола Ярослава», «Пола Варвара», «Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Марина», «Пола Миропия» - для «Пола Райз», и два сухогруза для компании «Альфа» - «Альфа Атлант» и «Альфа Меркурий». Венцом трудов судостроителей «Красного Сормово» стала передача круизного лайнера «Мустай Карим» проекта PV300 компании «ВодоходЪ», которая состоялась, по информации пресс-службы Морского инженерного бюро, 3 августа 2020 года.

С самого начала года Дальневосточный «тыл» корпорации прикрывал Амурский судостроительный завод, который передал 30 января судно снабжения «Остап Шеремета» проекта 22420. Заказчиком снабженца выступила компания «Газпром флот». Кульминацией 2020 года для амурских корабелов стала передача корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проекта 20380. Корабль вошел в состав Тихоокеанского флота.

В Калининграде Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» отличился двумя передачами – одной по военной линии, второй – по гражданской. Предприятие передало Военно-морскому флоту России большой десантный корабль «Петр Моргунов» проекта 11711. По гражданскому направлению ПСЗ «Янтарь» передал траулер «Василий Каплюк» проекта SK-3101R Рыболовецкому колхозу им. Ленина. Известно, что в феврале 2021 года судно начнет вылов рыбы.

Северные верфи ОСК также не отставали.

Центр судоремонта «Звездочка» передал Управлению глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно «Академик Александров» проекта 20183. Церемония подъема флага состоялась в апреле.

Еще один северодвинский завод «Севмаш» передал Северному флоту атомную подводную лодку «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А». Строительство АПЛ началось на заводе в 2012 году. Церемония передачи состоялась 12 июня 2020 года.

Раз зашла речь о подлодках, то стоит упомянуть «Адмиралтейские верфи», коллектив которого сдал Тихоокеанскому флоту очередную «Варшавянку», подлодку проекта 636.3 «Волхов». Вместе с этим, завод наконец-то передал "Росморпорту" дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин" проекта 22600. Больше в этом году завод не может похвастаться передачами, однако предприятие реализовало весьма знаковые спуски на воду – траулеры проекта СТ-192 и ЛСП «Северный полюс», что строится для Росгидромета.

По соседству от «Адмиралтейских верфей» располагается Балтийский завод. На его мощностях строится серия самых мощных атомных ледоколов в мире на сегодня – атомоходы проекта 22220. В 2020 году балтийцы передали «Росатомфлоту» долгожданное головное судно – ледокол «Арктика». И первую свою ледокольную проводку атомоход осуществил 24 ноября в порту Сабетта.

Теперь опять о военных заказах. «Северная верфь» передала флоту два корабля – фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 и корвет «Гремящий» проекта 20385. Церемония подъема Андреевского флага на корвете прошла 29 декабря, в канун нового года, что стало хорошим подарком к новому году для Тихоокеанского флота.

Средне-Невский судостроительный завод тоже отличился передачей корабля в декабре. На Дальнем Востоке в торжественной обстановке был передан композитный корабль противоминной обороны «Яков Баляев» проекта 12700.

Достаточно продуктивно провел свой год Невский судостроительно-судоремонтный завод. Он передал два судна своим заказчикам – многофункциональный буксир-спасатель «Бейсуг» проекта MPSV12 и грузопассажирский паром «Адмирал Невельской» проекта PV22. Спасатель вошел в состав флота Морспасслужбы. Паром же будет бесперебойно курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Заказчиком строительства судна выступила компания «Сахалинлизингфлот».

Выборгский судостроительный завод тоже не остался в стороне и может похвастаться передачей весьма сложного заказа – головного траулера «Баренцево море» проекта КМТ01. На заводе он был заложен в 2017 году. Строился в интересах «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Передача судна прошла в октябре 2020 года.

На юге корабелы производственной площадки «Красные Баррикады» (входит в Южный центр судостроения и судоремонта) - предприятия, которое возродило свою трудовую деятельность после вступления в ОСК, - передали компании «Белуга Проджектс Лоджистик» два несамоходных грузовых понтона проекта ГРПН – «Белуга-1» и «Белуга-2».

«Сын» Росморпорта

В Петрозаводске, функционирует совершенно уникальное предприятие – Онежский судостроительно-судоремонтный завод. В настоящее время его можно считать успешным, потому что, во-первых, реализует достаточно сложные заказы, во-вторых, регулярно спускает и сдает своему единственному заказчику – Росморпорту – суда.

Несмотря на пандемию, Онежский ССЗ завершает год с четырьмя переданными судами. Речь идет о двух уникальных катерах – гибридных лоцмейстерских судах «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло» проекта ST23WIM-H, которые способны работать как с помощью главного двигателя, так и аккумуляторных батарей.

Еще в 2020 году Онежский судостроительно-судоремонтный завод закрыл серию самоходных грунтоотвозных шаланд проекта HB-600. Предприятие передало Росморпорту в декабре суда «Морская» и «Смелая». Первая шаланда будет работать в порту Новороссийск, а «Смелая» отправится в Астрахань.

Завод «Пелла»

Не будем далеко от северных корабелов отходить, потому что вне корпораций есть весьма заметный частный судостроительный завод «Пелла». Сегодня предприятие успешно реализует большой портфель заказов – как по военной линии, так и по гражданской.

В 2020 году завод «Пелла» передал заказчикам пять различных единиц флота. А основном предприятию удалось закрыть именно гособоронзаказы. Корабелы «Пеллы» передали ВМФ России три «Раптора» - катера со строительными номерами 715, 716 и 717. Вместе с этим, в рамках военной линии, предприятие передало Военно-морскому флоту малый ракетный корабль «Одинцово» проекта 22800.

Знаковым событием не только для завода «Пелла», но и в целом для отечественной рыбопромысловой промышленности, стала передача первого российского краболова «Русь» проекта 03070. Заказчиком строительства выступила компания «Антей».

Сосед «Красного Сормово»

В Нижегородской области помимо завода «Красное Сормово» есть тоже продуктивное судостроительное предприятие. В поселке Навашино располагается «Окская судоверфь», которая может дать фору многим заводам России.

В уходящем году судостроители «Окской судоверфи» передали заказчикам девять судов по гражданской линии и один корабль – по военной. «Гражданку» навашинского завода представляют семь сухогрузов проекта RSD59 – «Петротранс – 5901», «Петротранс – 5902», «Петротранс – 5903», «Петротранс – 5904», «Петротранс – 5905» для «Петротранса», а также «Астрол – 1» и «Астрол – 2» для компании «Астрол». Помимо них, «Окская судоверфь» построила две мелкосидящих баржи «Белмакс 9» и «Белмакс 10» проекта RDB20 для компании «Белмакс».

В ноябре 2020 года коллектив «Окской судоверфи» передал ВМФ России большой гидрографический катер «Александр Макорта» проекта 19920. В настоящее время БГК несет службу в составе Северного флота.

Приволжские корабелы

В Нижегородской области передачами славятся не только «Окская судоверфь» и «Красное Сормово». Там строит и передает катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения «Завод «Нижегородский теплоход». Например, в 2020 году предприятие передало три БГК проекта 23040. Речь идет об «РВК-1264», «Александре Шеремете» и «Павле Симонове». Церемонии подъемов флагов на катерах прошли в конце ноября.

В соседнем регионе – Самарской области функционирует предприятие «Нефтефлот». Сегодня завод занят строительством пассажирских теплоходов проекта PV20S. Однако в уходящем году коллектив «Нефтефлота» передал компании «Петротанкер» трюмную сухогрузную баржу «Самарская – 3» проекта RDB12.

Несмотря на насыщенный год для Зеленодольского судостроительного завода им. Горького, который закладывал корабли и даже спустил на воду первый отечественный речной пассажирский теплоход, работающий на СПГ, предприятие может похвастаться только одной передачей.

27 ноября в Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на патрульном корабле «Павел Державин» проекта 22160, который построил коллектив Зеленодольского СЗ им. Горького. Корабль вошел в состав Черноморского флота.

Центральная часть России

В центре нашей страны сразу несколько судостроительных предприятий отличились передачами. В 2020 году завод «КАМПО», специализирующееся на строительстве модульных катеров, передало Черноморскому флоту гидрографический катер «Александр Фирсов» проекта 23370Г. Церемония подъема флага состоялась 20 ноября.

Рыбинская верфь передала Балтийскому флоту транспортно-десантный катер «БК-16» проекта 02510. Церемония передачи проходила в Приморске.

Совместная работа заводов «Верфи братьев Нобель» и СЗ «Вымпел» дала свои плоды. Предприятия передали заказчику малый рыболовный траулер рефрижераторного типа «Вымпел» проекта Т30В. Заказчиком строительства выступила компания «Карелрыба».

В конце октября компания «Порт Коломна» передала ФГБУ «Канал им. Москвы» многочерпаковый земснаряд «Леонид Быков» проекта 3409. Судно будет эксплуатироваться Рязанским филиалом ФГБУ «Канал им. Москвы» на реке Оке для проведения дноуглубительных работ.

Самым результативным среди всех предприятий оказался судостроительный завод «Вымпел». В 2020 году он передал малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910. Сейчас оно несет службу в составе Северного флота.

Помимо этого, «Вымпел» передал Пограничной службе ФСБ России два патрульных катера проекта 1496М1Э «Ламантин» - «Гриф» и «Сарыч». Это четвертый и пятый катера в серии для рыбинского предприятия.

Дальний Восток

Дальневосточное судостроение по церемониям передач представлено тремя заводами – мегаверфью «Звезда», «Восточной верфью» и Судостроительным заводом им. Октябрьской революции.

Последний в сентябре передал заказчику рыболовный сейнер «МРС-777» проекта 1338К. Строительство велось в интересах компании «Дельта Фиш ЛТД». Это первый рыбопромысловый заказ, реализованный на Дальнем Востоке.

Коллектив «Восточной верфи» буквально в канун нового года передал Тихоокеанскому флоту противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980. Это шестой подобный катер, построенный на предприятии.

Однако триумфом не только дальневосточных корабелов, но и в целом отечественной судостроительной промышленности, стало завершение строительства первого российского супертанкера типа Афрамакс «Владимир Мономах». Заказчиком строительства выступила компания «Роснефтефлот». Церемония передачи состоялась 11 декабря.

Судостроение Сибири

Приятными новостями делятся корабелы Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. За 2020 год предприятие построило две баржи-площадки проекта RDB 66.68. Суда были заказаны «Томской судоходной компанией».

Стоит отметить, что компания планирует и дальше сотрудничать с заводом, расширяя портфель заказов Самусьского ССЗ.

Общая сумма переданных заказов российскими судостроительными заводами, как военных, так и гражданских, составляет 64 единицы флота . И уже не очень понятно, насколько логично вновь заговаривать о влиянии пандемии коронавируса на сроки сдачи судов и кораблей.

Дело в том, что в 2019 году, который не был обременен никакими трудностями и ковидом, завершился с интересной цифрой сданных судов и кораблей. За прошлый год отечественные корабелы передали заказчикам 61 единицу флота .

Из этого можно сделать два диаметрально противоположных вывода: либо влияния пандемии не было никакого, и корабелы просто взяли этот объем заказов как оптимальный, сохранив стабильность. Либо, если бы не пандемия в 2020 году, то российские верфи закрыли бы куда больше заказов, а так из-за коронавируса и различных ограничений режим был умеренным, не таким интенсивным.

И все-таки ушедший год стал немного, но продуктивнее 2019-го, как минимум на два реализованных заказа.

Ясно наверняка одно: судостроительная промышленность живет, она адаптировалась к «масочному режиму», к сопутствующим ограничениям, которые оставил за собой уходящий год. Отрасль продолжает сдавать сложные заказы, подтверждая все контрактные сроки с надлежащим качеством. Это не может не радовать. Посмотрим, что нам принесет новый 2021 год.

В отрасли привыкли к тому, что основная судостроительная деятельность проходит на заводах, которые уже не одно десятилетие усердно трудятся, выполняя различные заказы. Есть и предприятия, которым более 100 лет и, тем не менее, они продолжают успешно развиваться из года в год.

Однако это не значит, что в России не рассматривают возможности строительства новых современных судостроительных заводов или возрождения разрушенных и забытых мощностей. Несколько таких проектов уже реализуются, другие же пока только в планах и в перспективе начнут свою жизнь.

Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик собрал и обобщил информацию о новых судостроительных заводах, которые совсем недавно начали трудовую деятельность, либо в ближайшее время появятся в России и начнут составлять конкуренцию другим игрокам на рынке.

Село Белокаменка, Мурманская область

Начнем, пожалуй, с судостроительного гиганта. По крайней мере, потенциального. Это проект «Новатэка» - «Кольская верфь», а если быть точнее, то Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.

Строительство верфи ведется уже достаточно давно, но информации о ходе строительства немного. Что это будет за предприятие? Верфь будет вести строительство и оснащение плавучих железобетонных конструкций для создания морских сооружений гравитационного типа, то есть транспортируемых к месту базирования на плаву и погружения на дно за счет собственного веса. Назначение платформ — заводы по сжижению и перегрузке природного газа. Модули самого завода сжижения газа также планируется изготавливать на предприятии.

На реализацию проекта планируется привлечь порядка 120 миллиардов рублей. Сегодня по оценкам на стройке задействованы около 4000 человек. После ввода верфи в строй на ней будет занято до 15000 человек, для которых уже строится вахтовый городок. Верфь имеет 2 сухих дока, ее территория более 150 га.

Севастополь

В начале сентября стало известно о том, что в Севастополе планируется открыть мощный судостроительный кластер. О таких планах рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Вот что сказал чиновник на двусторонней встрече с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым: «Сегодня мы обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей «Севастопольского морского завода», а также обеспечение кооперации с «Тринадцатым судоремонтным заводом», который войдёт в состав «ОСК». За счёт этого мы сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры».

По итогам встречи стало известно, что ОСК завершает акционирование «Севморзавода» и Тринадцатого СРЗ, тем самым создавая мощный судоремонтный, судостроительный кластер.

Череповец, Вологодская область

Кто бы мог подумать, что на реке Шексне, в городе металлургов, когда-нибудь будет построен полноценный судостроительный завод? А между тем планы по реализации вполне реальные и уже постепенно воплощаются в жизнь – этой осенью на новом предприятии планируется закладка первых судов.

О том, что в Череповце будет судостроительный завод, было решено еще в 2018 году, сами работы начались в 2019-м. По производственным мощностям Череповецкий СЗ будет работать с судами доковым весом до 1000 тонн. По заявлению представителей компании-инвестора, основная продукция завода - баржи и буксиры смешанного «река-море» класса.

Самый крупный инвестор проекта - агропромышленная компания «Дивеевское», которая еще на стадии проработки проекта заявила, что намерена вложить в новую верфь 30% собственных средств, остальное предоставят лизинговые компании. Сам проект, еще на стадии старта, оценивался в 1 млрд рублей.

Согласно расчетам, верфь даст городу 150 рабочих мест. По заявлениям исполнительного директора ЧСЗ Ивана Шмойлова, уже в 2020 году будут заложены 70 корпусов новой серии барж для компании, которая осваивает новую концепцию перевозки грузов по рекам европейской части России.

Поселок Жатай, Якутия

К Якутии в последнее время приковано много внимания со стороны государства. Сейчас там идет крупномасштабный проект по строительству Жатайской судоверфи на базе Жатайской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Предприятие достаточно старое, но уже много лет оно никак особо не функционировало. А если и функционировало, то занималось не самым интенсивным судоремонтом Ленского объединенного речного пароходства, куда, собственно, и входит.

Больше года назад, в апреле 2019 года, началась реконструкция завода в рамках реализация одного из инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и ее инфраструктуры.

Планы амбициозные - планируется, что реконструированная верфь сможет производить до 10 судов в год и будет покрывать потребности в речном транспорте для рек Лены, Яны и Колымы, а также в морском для Севморпути.

Пермский край

Весной губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сделал достаточно сенсационное заявление. Он сказал, что планирует возродить судостроения в регионе.

Как заметил глава региона, у Пермского края есть отличные шансы для реализации задуманного! "Например, судостроительный завод "Кама", и для этого есть все перспективы и разработки, которые в стране являются уникальными. Мы договорились с "Газпромом", что они вторую часть завода по разжижению газа разместят у нас на территории края, это будет единственный регион с объемом производства среднетоннажного СПГ, работающего на внутренний рынок", - рассказал Махонин.

Сосновка, Кировская область

Сосновский судостроительный завод, пожалуй, один из самых невезучих судостроительных заводов в России. Конечно, таких предприятий в стране хватает, но Сосновский ССЗ за последнюю десятилетку испытал немало негативных событий. А вот сегодня у него началась хорошая история.

Этим летом из Сосновки пришла приятная новость – нашелся инвестор с желанием реанимировать некогда крупное градообразующее предприятие, местный судостроительный завод. Взялись за это дело «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф».

Сегодня Сосновский СЗ - это единственное в нашей стране судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. По словам кредитора, состояние у завода хорошее, сохранность оборудования не менее 60%, есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др.

Известно, что на Сосновском СЗ кроме строительства судов малой тоннажности, планируется проводить ремонт вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий.

Поселок Красные баррикады, Астраханская область

Не менее трагичная история у судостроительного завода «Красные баррикады», который еще в 2010 годах был одним из самых успешных и загруженных заводов России. Именно там строились модули для буровых платформ для Каспия. Причем в портфеле были как отечественные, так и иностранные заказчики. Затем генерального директора предприятия Александра Ильичева арестовали, завод признали банкротом, корабелы потеряли работу с многомиллионными долгами.

На помощь заводу «Красные баррикады» пришла ОСК, которая взяла его под свое крыло. Сегодня с нуля набирается штат, появляются первые заказы, предприятие обрело вторую жизнь. Известно, что до конца 2020 года «ЮЦСС» (входит в ОСК) планирует принять на работу более 600 судостроителей.

Поселок Жигалово, Иркутская область

Достаточно необычно само явление, что ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства в поселке Жигалово попала в этот список. Дело в том, что в конце июля на РЭБ состоялась закладка уже второго постановочного судна проекта 3052. Серия судов из 10 единиц такого флота строится по заказу ФКУ «Речводпуть», а 10 судов вполне себе достойное количество.

Для понимания: это суда длиной 36,65 метров, шириной почти 6 метров и экипажем 10 человек.

В Находке успешно функционирует и развивается местный судоремонтный завод. Он бы не попал в обзор, если бы не одно событие, связанное со строительства нового флота.

Находкинский СРЗ получил заказ на строительство 8 краболовов, кили которых сразу же заложил в начале июня 2020 года в рамках инвестиционной программы крабовых квот. Для этого у завода есть слип грузоподъемностью 2500 тон, 6 причалов общей протяженностью 904 метраи два глубоководных пирса.

Как отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, проект позволит дать новый виток в развитии предприятию –появится возможность создать крупную, эффективную верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. По мнению Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, первые проекты по строительству краболовов покажут, что дальневосточные судостроительные заводы могут составить конкуренцию верфям Северо-Запада.

Поселок Окский, Нижегородская область

По соседству с гигантами нижегородского судостроения заводом «Красное Сормово» и навашинской «Окской судоверфью» местная компания ГЦКБ «Речфлота» решила построить собственное судостроительное предприятие. Уже даже известно официальное название – судостроительный комплекс «Р-ФЛОТ».

В состав предприятия входит конструкторское бюро «Р-ФЛОТ.Дизайн», непосредственно ГЦКБ «Речфлота», компания по производству оборудования НПО «ГЦКБ Речфлота». Компания планирует предоставлять полный комплекс услуг - от индивидуального эскиза до поставки готового судна длиной до 100 метров.

На территории завода уже построен корпусный цех площадью более 5000 кв. метров, административно-бытовой комплекс 2000 кв. метров, причальная стенка длиной 300 метров. Причем параллельно возведению инфраструктуры на предприятии уже идет достройка и испытание буксирных катеров проекта RT603.

Известно, что на верфи планируется задействовать часть сотрудников ГЦКБ «Речфлота», а также добрать около 100 рабочих.

В структуре Иртышского пароходства есть собственные мощности, которые удовлетворяют нужды пароходства - Омский судоремонтно-судостроительный завод.

Сегодня предприятие плотно занимается только ремонтом флота, но потенциально готово к судостроению, так как имеет нужные для этого компетенции. Тем более, что предприятие набирает сотрудников, постоянно расширяется, а, значит, в перспективе вполне может получить и выполнить заказ на судостроение.

Кингисепп, Ленинградская область

Новый игрок на судостроительном рынке России в отрасли всем известен как Кингисеппский машиностроительный завод, который специализируется на ремонте, обслуживании, а также полноценном производстве судовых двигателей. Сейчас же КМЗ можно заслуженно назвать судостроительным заводом.

Дело в том, что на днях предприятие подписало контракт на строительство 13 катеров проекта 3050.1 с ФКУ «Речводпуть». Стоимость контракта составляет 1,1 млрд рублей.

Наш корреспондент попросил заводчан прокомментировать подписанный контракт:
«Кингисеппский машиностроительный завод вложил более 700 млн рублей собственных инвестиций в строительство катеров специального назначения под торговой маркой «КМЗ Проф катера». Выпуск новой продукции позволит нам диверсифицировать портфель заказов и выйти на рынок гражданского судостроения.

В последние годы предприятие усилило собственное конструкторское бюро, это позволило разработать катера двух проектов: 03080 (из стеклопластика) и 04190 (алюминий амг).

Новая производственная площадка под это направление находится в поселке Назия Кировского района Ленинградской области. Производство занимает около 30 тыс. кв. метров.

По нашим оценкам, в корпоративном портфеле сейчас заказы на поставку более 53 катеров разных проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 «Арктика»).

Передать обстановочные суда планируется в администрации бассейнов водных внутренних путей. Поставить их предстоит в речные порты 11 городов страны: по два — в Якутск и Хабаровск, по одному — в Москву, Санкт–Петербург, Печору, Пермь, Волгоград, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск. Суда построят в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, уточнили в ФКУ «Речводпуть».

_______________________________________________

Что получается

В настоящее время в России прорабатываются одиннадцать проектов по созданию либо совершенно новых, либо восстановление старых судостроительных центров. Все они разных масштабов и назначений, но если даже машиностроительные заводы и маленькие РЭБ находят инвесторов и заказчиков среди судовладельцев, это может говорить о нескольких тенденциях.

Во-первых, о том, что сегодня отечественное судостроение очень востребовано и интересно не только федеральным властям, но и частным компаниям, которые видят в этом сегменте промышленности особые перспективы.

Во-вторых, по всей видимости, функционирующие в данный момент заводы загружены по максимуму в силу своих возможностей и компетенций, а спрос на рынке превышает предложения, то и рассматриваются возможности по созданию новых конкуретноспособных верфей – от крупных до компактных.

В любом случае приятно наблюдать за тем, как даже в Иркутске или Череповце власти и инвесторы обратили свой взор на судостроительную промышленность, видя в этом возможности для развития регионов, а также для создания новых рабочих мест и появления новых налогоплательщиков.

Круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Если быть точным, судно уже построено и 22 августа отправилось в свой первый круизный рейс из Санкт-Петербурга в Москву.

Это первый пассажирский теплоход, построенный на отечественных верфях за последние 60 лет. Его начали строить в 2015 году, в 2019 году «Мустай Карим» был спущен на воду, а весной 2020-го успешно прошел все испытания и был принять в эксплуатацию.

Стоимость строительства составила около 3,5 млрд рублей. О планах строительства серии судов этого проекта не сообщается.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 329 человек.

Круизный теплоход проекта PV25 «Александр Пушкин»

Здесь тоже нужно уточнить, что речь идет о глубокой модернизации теплохода проекта Q-040. «Александр Пушкин» был построен в 1974 году в Австрии, а проект модернизации предусматривал изменение конфигурации внутренних помещений (в частности, расширение пространства пассажирских кают) и изменении их дизайна, а так же смены регистрового класса. В результате работ по модернизации пассажировместимость судна снизилась с 300 до 180 человек, а комфортность их пребывания на борту — многократно возросла.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 110×14,8×4,3 метра, скорость — 22 км/ч, пассажировместимость — 180 человек.

Круизный теплоход проекта PV300VD «Петр Великий»

Это судно было заложено в 2016 году на верфи компании «Лотос» в Астрахани и предполагалось, что в свой первый рейс выйдет уже в навигацию 2019 года. Однако постоянные проблемы при строительстве не позволили этого сделать: на сегодня готовность судна чуть больше 50%, точные сроки введения его в эксплуатацию не называются.

Отметим, что «Петр Великий» по конструкции и внутреннему оснащению практически идентичен круизному судну «Мустай Карим». Однако другой исполнитель заказа, оператор суда и постоянные внесения изменений в проект не позволяют закончить его строительство.

Оператор: Мостурфлот

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 310 человек.

Круизные теплоходы проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев»

Головной теплоход проекта заложили 31 июля 2020 года, второе судно проекта планируется заложить в сентябре. Эти теплоходы будут работать на круизных линиях Енисея и заменят суда старых проектов.

Как и на предыдущих круизных речных судах, эти теплоходы предложат своим пассажирам современные комфортные каюты, большое количество ресторанов и баров, кинозал, фитнес и спа. Примерная стоимость постройки двух теплоходов составит 5,5 млрд рублей, а срок введения в эксплуатацию — 2024 и 2025 годы.

Оператор: нет

Размерения: 99×14,6×2 метра, скорость — 23 км/ч. Пассажировместимость — 245 человек.

Колесный круизный теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо»

По мотивам американских пассажирских пароходов с Миссисипи, «Золотое кольцо» будет оборудовано двумя гребными колесами, расположенными в корме. Всего было заложено два судна этого типа. Первое судно, строительство которого началось в январе 2018 года, сейчас достраивается в Нижнем Новгороде. Второе судно, названия которому все еще не дали, находится на стапеле судостроительного завода «Лотос» в Астрахани.

На этом круизном теплоходе — все как и на предыдущих: все возможные удовольствия от круиза по реке. Плюс колеса.

Ожидается, что первый круиз на «Золотом кольце» пройдет в навигацию 2021 года. Работать оно будет на малых реках волжского бассейна.

Оператор: судоходная компания «Гама»

Размерения: 81,6×13,8×1,2 метра, скорость 18 км/час. Пассажировместимость — 170 человек.

Прогулочные суда проекта проектов 03620, 03621 и 03622 «Чайка»

Эти проекты должны прийти на замену морально и физически устаревшему проекту прогулочных теплоходов типа «Москва». Проект разработан и исполняется Зеленодольским судостроительным заводом и предполагает серийное строительство. Проекты различаются размерениями, пассажировместимостью и типом главной энергетической установки. Известно, что всего заложено три судна, одно из них — проекта 03622 с ЭУ на сжиженном газе, — уже спущено на воду. Предполагается, что первые суда этих типов с салонной и прогулочной палубами должны будут выполнять прогулочные и туристские рейсы по Волге.

Оператор: нет

Размерения: 48,5 (41,5) х 8,4×1,1 метра, скорость 20 км/час. Пассажировместимость — 150 — 250 человек.

Скоростное пассажирское глиссирующее судно проекта А-145 «Ак барс»

Это судно предназначено для перевозки пассажиров по внутренним водным путям и в морской прибрежной зоне. Его серийно строят с 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе. Уже построено 10 таких судов, еще четыре находятся в процессе строительства.

К сожалению, из 10 построенных судов, в России работают только четыре. Новые четыре единицы предполагается поставить на регулярные маршруты в Крыму.

Оператор: Северречфлот»,

Размерения: 35×6,8×1,2 (0,7) метра, скорость 70 км/час. Пессажировместимость — 150 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Метеор-120Р»

Это глубоко переработанный, даже, скорее, практически новый проект дальнемагистрального судна на подводных крыльях для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на расстояния до 600 км.

Первое такое судно уже строят на верфи «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Спуск на воду планируется в 2021 году, тогда же пройдут и испытания «Метеора».

Оператор: нет, ГТЛК

Размерения: 35,4×9,3×2,5 метра, скорость — 65 км/ч. Пассажировместимость — 116 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета-120 М»

Морская версия «Метеора» строится серийно с 2016 года. Сейчас в эксплуатации на крымских регулярных линиях находятся два судна, еще три находятся в постройке.

Два сезона эксплуатации этих судов в реальных условиях показали их надежность и популярность. Однако в ближайшее время расширять серию не планируется.

Оператор: Волготранс

Размерения: 35,2×10,3×3,5 метров, скорость 65 км/ч. Пасажировместимость — 120 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Суда этого типа стали первыми построенными в России СПК за последние 30 лет. Всего построено 8 судов, еще 15 находятся в постройке. Отличительной особенностью этих скоростных судов является возможность работы на малых реках, что делает их практически незаменимыми для перевозок пассажиров в Сибири и волжском бассейне.

Оператор: Волготранс, Северречфлот

Размерения: 21,3×5,2×1,1 метра, скорость 50 км/час. Пассажировместимость — 45 человек.

Какие военные корабли сейчас строятся в России

В феврале 2018 года Владимир Путин подписал новую редакцию государственной программы вооружения на период 2018–2027 годов. Военное кораблестроение является частью данной программы. В нашем материале мы расскажем о том, какие военные корабли и какого класса должны появиться в составе ВМФ России.

В Керчи уже заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Водоизмещение данных кораблей составляет около 40 тыс. тонн, длина 220 м и ширина 38 м. На их борту могут располагаться до 1000 морских пехотинцев, базироваться до 16 разнообразных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, четыре десантных катера.

«Иван Рогов»

Основными крупными кораблями ВМФ дальней морской зоны станут фрегаты проекта 22350 и их модификации. В настоящее время активно идет создание серии из восьми фрегатов, вооруженными гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Первые два фрегата – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — уже находятся в составе Северного флота, еще шесть строятся.

«Адмирал Горшков»

Фрегат «Адмирал Головко» войдет в состав Северного флота в 2022 году. «Адмирал Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» находятся в процессе строительства. Ввод их в строй ожидается в 2024–2026 годах. Три фрегата уйдут на Северный и Тихоокеанский флоты, еще два пополнят боевой состав Черноморского флота.

Активно идет строительство корветов семейства 20380. Ранее предполагалось, что корабли данного класса заменят малые ракетные и противолодочные корабли. Но сейчас предполагается, что они также будут действовать и в дальней морской зоне.

«Гремящий»

В составе ВМФ России уже восемь корветов данного класса, включая и более крупный корвет проекта 20385 «Гремящий». Еще четыре корабля вступят в строй уже в ближайшее время.

Кроме того, в России строятся еще 10 корветов проектов 20380 и 20385. Из этих корветов шесть будут построены в Комсомольске-на-Амуре, еще четыре – в Санкт-Петербурге. Срок их сдачи запланирован на 2028 год.

Опыт участия крупных кораблей ВМФ в антипиратских миссиях привел ВМФ к осознанию необходимости заказа специальных, так называемых многофункциональных офшорных патрульных кораблей. В 2014 году началось строительство шести таких кораблей проекта 22160 на заводе в Зеленодольске.

На данный момент в строй введены три первых корабля. «Павел Державин» был построен на заводе «Залив» в Керчи, там он стал первым построенным военным кораблем за долгое время. Еще три корабля строятся и будут переданы в состав ЧФ до конца 2023 года. Проект 22160 – это многофункциональные корабли, способные длительное время действовать в сложных морских условиях и на большом удалении от родных берегов.

«Павел Державин»

На их борту могут размещаться вертолеты и БПЛА, а также при необходимости контейнерные системы оружия и военной техники. Создан дивизион патрульных кораблей в составе 184-й бригады кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы.

Также в процессе строительства находятся специальные патрульные ледоколы проекта 22350 — «Иван Папанин» и «Николай Зубов». Передача их в состав Северного флота намечена на 2023 и 2024 годы. Эти корабли смогут решать задачи патрулирования в дальних регионах Северного Ледовитого океана, выполнять спасательные и ледокольные операции. На их борту размещаются быстроходные катера и вертолеты.

Создание универсального ракетного комплекса «Калибр» привело к идее строительства малых ракетных кораблей (МРК). На них возможно размещение восьми ракет этого комплекса.

На базе малых артиллерийских кораблей проекта 21630 разработан проект 21631 «Буян-М». В 2010 году было заказано девять таких кораблей, а в 2016 году – еще три. В настоящее время три МРК этого проекта входят в состав Каспийской флотилии, четыре входят в состав ЧФ и два – в состав БФ. Эти корабли хорошо себя зарекомендовали в водах и Черного, и Каспийского, и Средиземного морей.

Кроме того, разрабатывается проект еще одного малого ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт». На данный момент их заказано 18. В строю уже три МРК данного класса, начиная с третьего корпуса они получили на вооружение зенитную ракетно-артиллерийскую систему «Панцирь М», что увеличило их мощь.

Тральщики

ВМФ России учитывает развитие минного оружия за рубежом. Поэтому в стране строится большая серия морских тральщиков проекта 12700.

В настоящее время в строю уже пять кораблей: по одному на БФ и ТОФ, два на ЧФ. На каком флоте будет служить пятый тральщик — пока еще решается. Еще три корабля находятся в постройке на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Сам завод провел необходимую модернизацию, чтобы получить возможность сдавать до трех тральщиков в год. Всего ВМФ рассчитывает получить до 40 тральщиков.

В России реализуется несколько масштабных программ строительства разнообразных боевых катеров. Эти катера поступают на вооружение специальных флотских подразделений – как разведки, так и обеспечения защиты от диверсионных подводных групп.

За рубежом идет активное развитие такого рода подразделений и государственных, и частных военных компаний. Вследствие этого ВМФ России активно развивает свои противодиверсионные силы (ПДС). В составе каждого пункта базирования есть отряд ПДСС.

Всего существует порядка 12 отрядов. Для них строятся противодиверсионные катера проекта 21890 «Грачонок». Если исходить из расчета по три катера на каждый отряд, общий заказ на «Грачат» может составить 36 катеров. К настоящему времени построено 20 катеров. Еще четыре катера построено для Росгвардии, для подразделения охраны Крымского моста.

Также два ракетных катера проекта 12418 строятся в Рыбинске. Эти катера еще из советского задела, их планируется передать в состав ЧФ и Каспийской флотилии в 2023–2024 годах.

Для операций в прибрежных водах производятся катера типов «Раптор» и БК-16. Всего к настоящему времени в строю находятся 17 катеров «Раптор» и восемь катеров типа БК-16. С учетом роста активности деятельности ВМС Украины в Азовском и Черном морях строительство «Рапторов» будет продолжаться.

Десантные корабли

Помимо двух УДК, на заводе «Янтарь» строятся еще два больших десантных корабля проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», заложенные в 2019 году в Единый день закладки.

Несмотря на то, что номер проекта сохранился из серии кораблей «Иван Грен» и «Петр Моргунов», произошла его серьезная трансформация. Эти корабли стали больше и могут нести на борту до четырех боевых вертолетов. Сроки их сдачи определены на 2023–2024 годы, служить они будут на ТОФ. Завод «Янтарь» рассчитывает получить заказ еще на несколько таких кораблей.

Активно реализуется программа строительства подводных лодок с баллистическими ракетами на борту проекта 955А «Борей А». В строю уже две подлодки данного класса, в ближайшем будущем планируется передать еще восемь АПЛ.

В 2020 году были заложены лодки «Воронеж» и «Владивосток». В ближайшее время выйдут на испытания ударные атомные лодки проекта 885 «Новосибирск» и «Красноярск». Еще пять лодок находятся в постройке. Первая серийная «Казань» войдет в состав флота в ближайшие месяцы.

АПЛ «Борей А»

Таким образом, современных атомных подлодок (и уже находящихся в строю, и в постройке) насчитывается по десять каждого проекта. Две программы по атомным подводным лодкам будут завершены к 2027–2028 годам.

Отдельно стоит упомянуть еще две подводные лодки: первая – это «Хабаровск», носитель подводных торпед судного дня «Посейдон»; вторая – «Белгород», последняя лодка, достроенная из советского задела, которая станет платформой для носителей разнообразных видов подводного оружия. Эти две лодки войдут в состав ВМФ в ближайшее время.

Неатомные подводные лодки

Подводные лодки проектов 877 и 636 – старички, оставшиеся еще с советских времен. Тем не менее, они продолжают оставаться грозным оружием и их строительство продолжается и в современной России.

Подводная лодка проекта 877

Суммарно для ВМФ СССР и России этих лодок построено более пяти десятков. Уже в последние годы построено шесть подводных лодок для Черноморского флота, это позволило воссоздать его подводные силы. Ведется строительство еще шести лодок для ТОФ. Таким образом, к 2024 году подводные силы ТОФ в Приморье будут обновлены и 19-я бригада перевооружена.

ВМФ также не утратил желания получить большую партию лодок проекта 677. Две лодки уже строятся – с передачей ВМФ в 2022 году, еще три заказаны. До 2027 года Северный флот должен получить четыре лодки. Скорее всего, еще две войдут в состав Балтийского флота. Есть вероятность заказа еще одной партии лодок проекта 677 или 633 для Тихоокеанского флота.

Таким образом, к 2028 году в составе ВМФ России должны появиться 2 десантных корабля, до 14 фрегатов, 22 корветов, порядка 22 атомных подводных лодок.

Сегодня в Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово" прошла церемония спуска на воду первого в России краболова-процессора проекта КСП01 "Вайгач". Такие суда еще не строились в России.








Символично, что не прошло и пяти часов после назначения Дениса Валентиновича в должность, а он уже с нами – семьей судостроителей. Я абсолютно убежден, что судостроение было и остается той отраслью промышленности, как говорится "Нет у России друзей, кроме как армии и флота", ну а флот без судостроителей не живет. То о чем мы до этого только мечтали, я убежден нам будет по рукам. Дорогие Сормовичи, "Красное Сормово" - это первый пароход, это первый броня и танк, и я убежден, что у завода будет еще много случаев, когда мы будем стараться и будем первыми. Семь футов под килем! Всем желаю благополучия, доброго здоровья и больше новых заказов.


Мне очень приятно, что столько гостей собралось у на празднике, ведь сегодня особенный день – мы спускаем на воду краболов-процессор. Для нас это абсолютно новое судно и проект. И когда смотришь на этого красавца, все-таки я понимаю, сколько человеческого труда вложено в это судно. Благодарю за усилия и труд заводчан, конструкторов и тех, кто занимался обеспечением, нашего заказчика, который вместе с нами искал наиболее эффективные решения тех или иных вопросов, которые возникали в ходе строительства. От себя лично и от коллектива завода "Красное Сормово" хочу поблагодарить Минпромторг и Правительство Нижегородской области, губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, нашу управляющую компанию в лице "ОСК" за неподдельный интерес и оказание всяческой поддержки при развитии нашего завода. Тем не менее спуск данного судна говорит о том, что мы с вами работаем , выполняем те задачи, которые перед нами стоят и по традиции желаю судну семь футов под килем!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: