Какие суда проходят по неве

Обновлено: 25.04.2024

Движение судов / Река Нева и её дельте

24. Движение судов и составов в разводные пролеты Санкт-Петербургских мостов в период их разводки осуществляется в соответствии с Правилами пропуска судов при разводке Санкт - Петербургских мостов, утвержденными Комитетом по управлению городским хозяйством Мэрии г. Санкт-Петербурга.

25. Очередность пропуска судов и составов, независимо от принадлежности, в разводку мостов устанавливается капитанами рейда по указанию диспетчера Службы регулирования движения судов ГБУ «Волго-Балт». Их распоряжения, касающиеся движения флота, обязательны для выполнения всеми судоводителями. Суда, с одинарными бортами и днищем с опасным грузом и с грузом нефтепродуктов, планируются и следуют последними в кильватерной колонне.

26. Движение судов и составов в разводку Санкт-Петербургских мостов осуществляется в кильватер с соблюдением безопасной дистанции не менее (как временная мера до особого распоряжения) 1000 м при следовании вниз и не менее 700 м — вверх. Разводные пролеты мостов имеют двухцветные светофоры, регулирующие движение судов в период разводки. Суда и составы, идущие вниз и вверх, встречаются выше и ниже Охтинского моста. Дальнейшее движение их продолжается после включения соответствующих разрешительных огней светофоров на разводных пролетах мостов Литейного, Охтинского и Александра Невского.
Об изменениях режима движения судна (состава) капитан обязан немедленно оповестить по УКВ радиосвязи идущие суда (составы), а о выходе из кильватерной колонны, кроме того, сообщить диспетчеру Службы регулирования движения судов ГБУ «Волго-Балт» или капитану рейда, принимая все меры по безопасности плавания. С промежуточных пунктов суда (составы) входят в кильватерную колонну только с разрешения диспетчера Службы регулирования движения судов ГБУ «Волго-Балт».

27. Судам и составам, в случае невозможности прохода по своим неснижаемым высотным габаритам в спусковые (взводные) пролеты, разрешается движение (при соблюдении п. 10 настоящих «Особенностей») в наведенные разводные пролеты мостов Лейтенанта Шмидта, Дворцового, Тучкова, Биржевого, Гренадерского, Сампсониевского.
Суда грузоподъемностью 1000 тонн и более проводятся в эти мосты капитанами с помощью лоцмана. При одновременном подходе судов вниз и вверх к вышеперечисленным мостам, первыми проходят суда, идущие в разводные пролеты этих мостов вниз. Требование настоящего правила распространяется и на скоростные суда. Расхождение и пропуск судов выше и ниже мостов осуществляется на безопасном от мостов расстоянии.

28. Суда (составы), следующие в судоходные неразводные пролеты мостов, не должны мешать движению судов (составов), идущих в разводку мостов.

29. Все суда, осуществляющие плавание по рекам и каналам Санкт-Петербурга, при выходе из них и продолжении движения по рекам Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка и Малая Невка должны соблюдать Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и «Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-Западного бассейна».

30. При закрытии судоходного пролета моста для движения судов днем по центру пролета вывешивается красный флаг, ночью створные и габаритные огни выключаются.


С 1 декабря жители Васильевского острова, засидевшиеся в гостях, не будут после полуночи вскакивать с криком: «Ой, мосты!», а остальным петербуржцам, чтобы перебраться ночью с rive gauche на rive droite не придется гонять в Невский район до Вантового моста.

Главный диспетчер ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров предложил нам пройти Неву на одном из судов, чтобы дать наглядное представление о порядке составления каравана судов, створных огнях, отмелях и буях. Из-за ургана Святой Иуда одну ночь мосты не разводили вовсе. Наконец, нам подыскали сухогруз «Сям» (как название озера в Карелии), который шел от Славянки до набережной Лейтенанта Шмидта.


В 11 вечера мы были на Речном вокзале. Здесь собираются лоцманы, что поведут суда сверху вниз — с рейдов Усть-Ижора , Невский лесопарк, Славянка, с Соляного причала на Октябрьской набережной. В тот же час другие лоцманы прибывают на суда, которые будут следовать по Неве вверх — с Восточного бассейна (в районе Кировского завода), Барочного бассейна, Угольной гавани, нефтеналивного терминала, с набережных Макарова и Лейтенанта Шмидта. Они снимутся в 0:30, чтобы к 1.35 подойти к Благовещенскому мосту


Речные лоцманы, без которых невозможен проход по Неве, сойдут на берег в порту, а дальше — через Маркизову лужу по Морскому каналу до приемного буя за Кронштадтом — суда поведут лоцманы морские. В ту ночь по Неве вверх шло 13 теплоходов, вниз — 20.

На катере мы попадаем в бодрую компанию « морских волков » , еще более оживившихся при виде « акул пера » . В руках у лоцманов листки с « Планом проводки судов » , где помечены названия кораблей, следующих этой ночью вниз и вверх, их пункты назначения и отправления и другая информация. Составляется это расписание в течение дня по заявкам агентов, по ходу корректируется и к 20 часам принимает окончательный вид.

После переклички и выяснений, кто на каком катере пойдет, в 23.10 мы отчаливаем.


Лоцманы — профессия второй половины жизни. Как правило, это бывшие капитаны, сдавшие дополнительно множество тестов и экзаменов. Проходить Неву и порт они совершенствуются на тренажерах в Институте водных коммуникаций. Считается, что работа речного лоцмана более ювелирная, чем морского. Он стеснен глубинами, не может отклониться в сторону, зависит от уровня воды, от ветра, словом, на реке работать сложнее, чем в море.

« Представьте, что вы ведете тяжело нагруженный КАМАЗ не по шоссе, а по дворовым проездам, где справа и слева стоят припаркованные машины, а на поворотах встречаются раскопанные ямы » — рассказывает нам Анатолий Иванович, к которому нас « прикрепили » в эту ночь.


К полуночи мы прибываем в Усть-Славянку . На этом рейде может стоять до тринадцати судов в четыре счала. То есть буями отмечены четыре участка, где могут встать рядом два, три или четыре теплохода. Но сейчас такое число — редкость, обычно в Славянке коротают день два-три сухогруза. Все они стоят против течения реки на носовых якорях — это правило одинаково для всех судов на всех невских рейдах.


Первыми пойдут теплоходы, следующие транзитом в море — им не нужно будет на Неве разворачиваться, чтобы пришвартоваться, так что они не помешают следующим за ними. В эту ночь первыми начали движение сухогрузы с верхнего Синопского рейда — они были низкими и могли пройти Володарский и Финляндский мосты без разводки. Затем мимо нас пошел танкерный флот с рейда Невского лесопарка, он выше Усть-Славянки на пару километров.


Танкеры из соображений безопасности не могут стоять рядом с другими судами. Обычно они следуют на Пятую якорную стоянку за Кронштадтом, где происходит перевалка их груза на морские суда. Мазут разогреют до температуры 50 градусов иперегонят с речного танкера на накопитель грузоподъемностью до 100 тысяч тонн, которые уже повезет топливо в Европу.

Наш « Сям » пойдет предпоследним, потому что у него и сухогруза « Кижи » , который также стоит здесь, самый короткий путь — до набережной Лейтенанта Шмидта, где завтра к ним пожалует портовый контроль. Им придется разворачиваться за Благовещенским мостом, чтобы пришвартоваться.


В ожидании хода, команда проводит нам обзорный тур: капитанский мостик, кают-компания , машинное отделение, палуба с грузом, мастерские. Мы вникаем в уровни осадки, аварийное управление, заправку топлива, погрузку и разгрузку, якорную систему, подъем мачты. Кажется, нам с Лидой удается задавать корректные вопросы, не называть кнехты тумбочками, клюзы дырочками, и улавливать, что « выйти в море босиком » , это значит « выйти без балласта » .


На борту « Сяма » — 1700 кубов березового баланса, так называют лес, что пойдет на переработку. Взяли груз в порту Вогнема под Кирилловым, везут в Иматру на целлюлозно-бумажный комбинат. Из вологодской березы финны сделают мелованную бумагу, и за ней приедут фуры с московскими и питерским номерами. Рейс занимает примерно неделю, суда работают на маршруте как челноки. От Вогнемы до Славянки « Сям » шел по Белому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Онеге, Свири и Ладоге двое суток, в Петербурге оформит документы, затем двенадцать часов — до Выборга, два — до Сайменского канала, еще восемь-девять понадобится чтобы пройти шесть шлюзов канала до Иматры. Когда навигация на Неве закончится, его хозяин — петербургская компания ЗАО « Онегашип » (бывшее Беломорско-Онежское пароходство) — отправит « Сям » бороздить Балтику, ходить из Риги в Швецию и Англию.


Тем временем, в 2:10 из-за мыса Кривое колено показались первые суда.


На капитанском мостике гасят свет, на судне остаются только ходовые сигнальные огни. По ним определяется тип судна - сухогруз, танкер и пр.

Лоцман Анатолий Иванович берет в руки рацию:

- Теплоход «Сям» на рейде Славянки начинает съемку с якоря.

Расстановкой судов и составов, их очередностью снятия с якоря руководит капитан рейда. Днем он сидит перед компьютером в своем кабинете на Перевозной набережной, а ночью находится на лоцманском катере. Работа — сутки через трое. Движением в целом, включая разводку мостов, из офиса «Администрации «Волго-Балт» на Большой Морской, 37 руководит диспетчер. Его позывной «петербург- три-движения» мы не раз услышим этой ночью. Лоцманы переговариваются с ним по рации внутренней связи.

2:25 Слышен звук якоря. Мы начинаем описывать плавную дугу, как никак судно с грузом весит почти 3000 тонн. Буи, обозначающие границы рейда Славянки, на левом берегу мигают зелеными огнями, на правом берегу - красными. Да, еще в ночи ярко пылает чье-то гигантское поместье в Новосаратовке, украшенное помпезным маяком – это чистая декорация, башня с прожектором никакого отношения к навигации не имеет.


— «Сям» оборот закончил, следуем вниз. «Сормовский», не подскажешь, как у тебя дела?

«Сормовский-3064» везет череповецкий металл в Ригу. В это время он должен был вписаться в караван из Рыбацкого, от ремонтной базы у Вантового моста. Суда обязаны соблюдать дистанцию 500 метров при движении вниз, 200 при движении вверх. Но на Неве сильные прижимные течения, и теплоходы порой не сразу справляются с ними при развороте.

— «Сормовский», может я проскочу? А ты спокойно крутись. Нас несет течение.


Мы двигаемся со скоростью 6,2 узлов (11,5 километров). «Сям» — сухогруз 1998 года немецкой постройки не испытывает проблем с мощностью. Пройдя Большой Обуховский и Володарский мосты, начинаем догонять «ОС-396», — тихоходное судно, которое принимает с других судов мусор, стоки, пищевые отходы и сдает их на приемное устройство на переработку. Оно отошло от Перевозной набережной (эта набережная между двумя тупиками в районе метро «Елизаровская») и встроилось в караван перед нами.

— Викторович, вы добавлять будете? Или самосплавом пойдете? Я на стопе тебе догоняю, — Анатолий Иванович хмурится. Капитан, держащий руку на джойстике руля, сбрасывает ход.

— Могу только посочувствовать, — корректно отвечает лоцман с 396-го .

«Вот встроится такой трактор в колонну «мерседесов», — поясняет мне Иудин, — и всем придется тащиться с его скоростью. Второй полосы-то нет!».


В 3:40 мостовики переключат Финляндский, а нам еще 7 километров.

Если по каким-то причинам, судно не у спевает пройти в разводку, ему придется развернуться и вернуться на рейд в Рыбацкое.

— Это называется « валютный ход » , — шутит капитан. — Раньше валюту платили, лишь когда закрывали границу. Вот суда и тянули резину, чтобы подольше быть за рубежом.

Тем временем мы приближаем ся к Финляндскому железнодорожному мосту. Если Вантовый не разводится вовсе, у Володарского поднимается один пролет, как у Литейного и Троицкого, то Финляндский разводится хитрее всех. Фактически это два моста, построенных один рядом с другим. У одного разводной пролет — однокрылый, у другого — вертикально-подъемный , то есть вся средняя часть поднимается вверх как на лифте.


3:30. «ОС-396» как-то набрал ход, и мы заходим в мост Александра Невского согласно графику. С каждой стороны моста видны комнатки, где сидят дежурные мостовики. Перед ними мерцают экраны мониторов.

За Большеохтинским мостом вс тречаем караван судов снизу. Он дошел до самого широкого места Невы к пол-третьему и встал на якорь в ожидании, когда мостовики переключат огни и дадут зеленый свет для каравана снизу.


На излучине в районе Смо льного белый буй с постоянным зеленым огнем указывает на отмель. Вспоминаю, что инженеры «Водоканала» рассказывали, что именно здесь находятся заборные устройства – трубы, по которым забирают воду на очистку. Возможно, они проложены как раз по отмели. На реке еще встречаются неосвещенные буи-сигары. Некоторые из них останутся зимовать, чтобы весной на их место можно было постав ить свежие. «Сигарки» ограждают оперативные рейды, где можно встать на день-два.


В два-три часа ночи, к огда мы проходили Невский район, и на Вантовый мост по набережным неслись потоки машин, казалось, что мегаполис не спит никогда. Но за Троицким наоборот поражают пустынные набережные — ну да, мосты-то разведены, ехать некуда. Город, залитый огнями, лежит по берегам величественной реки в странной тишине.

Корабль бесшумно режет черную гладь, и ты оказываешься в центре самой прекрасной композиции Петербурга — на середине Невы перед Стрелкой, да еще когда над каждым из рукавов симметрично взметнулись две пары мостов, видных один в створе другого. В довершение « сеанса » , если использовать довлатовское выражение, в этот момент — в четыре утра — начинают нежно перезваниваться куранты Мраморного дворца и Петропавловского собора. Днем, когда все заглушает шум моторов и шорох шин по асфальту, их робких « переговоров » не расслышать.

4:15. Мы проходим последний — Благовещенский — мост, трудно представить, как же на таком ходу развернуться. Мостовики обсуждают по рации окончание разводки. « Всем спасибо. Наводимся » . Мы швартуемся у палов набережной Лейтенанта Шмидта, команда отправляется отдыхать, лоцманы сходят на берег. « Мы как совы, — шутят они, — летаем только ночью » .


Всем, кто хочет бюджетно прокатиться по Неве, стоит быть внимательными. Так, на Университетской и Адмиралтейской набережных, есть несколько причалов, и разобраться, где именно садиться на правильный трамвайчик, не так просто. Следует смотреть на сами суда — на нужных будет флаг «Невского маршрута». Свое путешествие я решил начать на Васильевском острове.

Еще одна вещь, о которой важно помнить — билеты, во всяком случае на некоторых на остановках, продаются только за наличные или по переводу. Полный круг, который займет около полутора часов, стоит 700 рублей (для льготников — 600, а для детей — 500). Поездка между двумя причалами обойдется в 100 рублей, путешествие с двумя остановками — в 200.

Перегон между Кунсткамерой и Адмиралтейством совсем короткий — трамвайчик за несколько минут пересекает Неву. Брать билет только на этот участок не имеет смысла. Пассажиров на борту пока немного — человек семь, считая меня. Следующая остановка — Мытнинская набережная, откуда легко попасть в Петропавловскую крепость, Артиллерийский музей или Ленинградский зоопарк.


Выбирая «Невский маршрут», надо учитывать, что его обслуживает шесть разных операторов, и конструкция у их судов может чуть-чуть отличаться. Все трамвайчики однопалубные, но где-то почти все места находятся под крышей, а где-то — наоборот. Мне достается открытый вариант, над входом в небольшой салон висит объявление: «плед — 300 рублей». Впрочем, если было бы желание, можно попробовать подождать другое судно, заявленный интервал движения — полчаса. Или заранее подумать о теплой одежде.

На Мытнинской заходят еще несколько человек. Через пару минут начинается сильный дождь, который загоняет всех во внутреннее помещение в носу трамвайчика. Здесь, помимо крыши над головой, есть туалет и небольшой бар, где можно взять кофе или чай. Американо обойдется в 150 рублей, капучино — в 200. Также можно послушать аудиогид, хотя на нашем судне первые пару остановок он работал со сбоями.

В салоне разговариваем с петербуржцем Владимиром. Он объясняет, что услышал о новом маршруте по радио, решил в выходной прокатиться с семьей. «Взял две остановки, решил сыну показать город с воды, — говорит он, — цена больно хорошая. Обычно 1000 рублей».

В пятницу, 15 июля, в Финском заливе состоялась тренировка Главного военно-морского парада ко Дню ВМФ. В ней приняли участие около 30 боевых кораблей и катеров, заранее прибывших на Ленинградскую военно-морскую базу для участия в параде.


Фото: пресс-служба Северного флота

Как сообщили «Фонтанке» в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ, среди участников репетиции и последующего парада — корветы «Стойкий» и «Сообразительный», малые ракетные корабли «Пассат», «Советск», малые противолодочные корабли «Уренгой» и «Казанец», корабли противоминной обороны, а также ракетные, противодиверсионные, патрульные, десантные и артиллерийские катера. Именно их экипажам предстоит традиционно пройти в составе парадных строев в акватории реки Невы и на Кронштадтском рейде 31 июля.


Фото: пресс-служба Северного флота


Фото: пресс-служба Северного флота


Фото: пресс-служба Северного флота

В соответствии со сценарием проведения Главного военно-морского парада на открытой воде Финского залива корабли и катера прошли в составе тактических групп парадного строя. В рамках тренировки была проверена практическая подготовленность специалистов электромеханических боевых частей, отвечающих за функционирование и работу энергетических и двигательных установок кораблей на строго установленных скоростях хода, работа корабельных расчетов «Главный командный пункт корабля — Боевой информационный пост — Штурман».

Напомним, что накануне в Петербурге прошла первая репетиция воздушной части парада ко Дню ВМФ. Горожане заметили боевую авиацию в районе Пискаревки, на Петроградской стороне и с Васильевского острова. Следующая репетиция состоится в субботу, 16 июля.


Фото: пресс-служба Северного флота

День ВМФ в этом году будет отмечаться 31 июля. Вечером четверга, 14 июля, в Петербурге прошла первая репетиция, часть улиц перекрывали.

По словам главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, в Главном военно-морском параде в Петербурге примут участие 47 боевых кораблей, катеров и подводных лодок. А также первый женский экипаж, который проходит службу на патрульном катере «Раптор».

Северный флот на параде представят также девять вертолётов и дюжина самолётов. Будут участвовать дальние противолодочные самолёты Ту-142, бомбардировщики Су-24, палубные истребители МиГ-29к, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты Ка-27 и Ми-8.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

По теме

27 января 2022, 10:56

05 июня 2022, 23:13

09 июня 2022, 01:05

13 июня 2022, 18:36

16 мая 2022, 16:55

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 1


Новые жилые комплексы бизнес-класса от застройщика «Балтийская жемчужина» уже построены на 70%. ЖК станут образцом грамотного включения в городскую среду с учётом особенностей ландшафта и порадуют жильцов индивидуальным дизайном квартир.


Холдинг Setl Group ввел в эксплуатацию современную общеобразовательную школу в проекте «GreenЛандия» в Мурино. Школа сможет принять 1175 ребят. Во дворе разместилась большая спортивная зона с футбольным полем, а в здании — учебные классы и творческие мастерские. Открыть школу планируют уже в этом сентябре.


Менее чем за два месяца передано 55% апартаментов. С 24 мая в апарт-комплексе START покупателям передано 1 780 апартаментов. С момента подписания апартаменты могут быть использованы по назначению.

О компании

Рассылка новостей

Рубрики

Сообщить новость

Проекты

О компании

Мобильное приложение

Мы в соцсетях

Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов

© 2000-2022 Фонтанка.Ру
Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77-66333 от 14.07.2016


Напомним, что праздник «Алые паруса» пройдет в Петербурге 24 июня. По традиции на Дворцовой площади пройдет концерт молодежных исполнителей, а по Неве проплывет та самая бригантина с алыми парусами под россыпь салюта.

В ночь с 24 на 25 июня в Петербурге будут разводить только два моста: Дворцовый и Благовещенский. О том, какие улицы закроют для проезда во время подготовки и проведения «Алых парусов», читайте здесь. Ещё «Фонтанка» рассказывала, как и где лучше всего следить за бригом «Россия», сэкономив при этом деньги.

Больше интересных новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

По теме

24 июня 2022, 13:18

01 мая 2022, 16:30

13 июня 2022, 11:51

02 июня 2022, 12:51

12 июня 2022, 22:50

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 5


Новые жилые комплексы бизнес-класса от застройщика «Балтийская жемчужина» уже построены на 70%. ЖК станут образцом грамотного включения в городскую среду с учётом особенностей ландшафта и порадуют жильцов индивидуальным дизайном квартир.


Холдинг Setl Group ввел в эксплуатацию современную общеобразовательную школу в проекте «GreenЛандия» в Мурино. Школа сможет принять 1175 ребят. Во дворе разместилась большая спортивная зона с футбольным полем, а в здании — учебные классы и творческие мастерские. Открыть школу планируют уже в этом сентябре.


Менее чем за два месяца передано 55% апартаментов. С 24 мая в апарт-комплексе START покупателям передано 1 780 апартаментов. С момента подписания апартаменты могут быть использованы по назначению.

О компании

Рассылка новостей

Рубрики

Сообщить новость

Проекты

О компании

Мобильное приложение

Мы в соцсетях

Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов

© 2000-2022 Фонтанка.Ру
Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77-66333 от 14.07.2016

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: