Какие суда могут проходить босфор

Обновлено: 23.04.2024

Кто подзабыл, - два пролива Босфор и Дарданеллы обеспечивают проход морских судов между Черным и Средиземным морями. Издавна, при любой войне в этом регионе, конфликтующие страны пытались забрать себе под контроль стратегическую водную артерию. Последние несколько веков здесь хозяйничала Османская империя, в наше время - ее приемница Турция.

Когда попадаешь в Стамбул и видишь Босфор, то сразу ощущается его мощь и геополитическая важность этого места. При этом пролив местами очень "компактен", - надзирать за такой территорией удобно и несложно.

Еще в 15 веке, как только османы отбили Константинополь (ныне Стамбул) у византийцев, они натянули цепь в самом узком месте Босфора между двумя крепостями - Румельской и Анатолийской, и начали брать мзду за проход кораблей. Гегемония турок на проливы немного пошатнулась после Первой мировой войны. Однако новая Турция, поднятая с колен первым президентом Ататюрком, вернула себе выгодный суверенитет над "морской дорогой" в 1936.

Именно Конвенции Монтрё 1936 года и подчиняются сегодня все суда, - как торговые, так и военные, - проходящие через проливы Босфор и Дарданеллы. Например, ВМФ стран, у которых нет выхода к Черному морю, не могут свободно ходить по этой в акватории, - только с ограничениями. В случае же угрозы или войны Турция имеет право запретить проход вообще любых военных кораблей.

А вот торговый трафик ни в чем не ограничивается, за исключением чисто практического регламента о движении. За почти сто прошедших лет объем перевозок настолько увеличился, а суда стали такими огромными, что регулирование грузопотока просто необходимо из соображений безопасности.

Так а что же с платой за проход? Удивительно, но Турция лишена такого лакомого куска по Конвенции. Статья 2 гласит:

Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено приложением 1 к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без остановки в одном из портов Проливов.

В приложении 1 даются размеры сборов за санитарный контроль, маяки и спасательную службу. Общая сумма определяется тоннажем, но она достаточно небольшая.

Поэтому на данный момент Турция "кормится" лишь от лоцманских и буксировальных услуг, которые относительно недавно, после нескольких аварий, сделали обязательными для судов длиннее 300 метров. Проливы могут быть достаточно коварны, как своими течениями, так и местами с ограниченной видимостью. Сервис местных "проводников" вполне обоснован и по цене может достигать 1000 долларов за транспортную единицу.

Пока России выгодно такое положение дел, но.

Уже несколько лет амбициозный президент Эрдоган вынашивает замысел построить искусственный канал, параллельный Босфору. И надо сказать, слова у него не расходятся с делом. Глава страны уже воплотил в реальность тоннель под Босфором, третий мост через пролив, а также новый аэропорт в Стамбуле. И вот в декабре 2019 объявлен тендер на постройку нового водного пути.

А это значит, что Конвенции Монтрё полностью потеряет свою значимость, и Турция запросто может ввести плату за проход судов, а также будет решать, какие военные корабли пропускать, а какие нет. Пока мир замер в ожидании, но, вероятнее всего, скоро начнутся политические игры, чтобы, или подружиться с Турцией, или заставить ее подписать новые соглашения. Чем все обернется, пока не ясно.

Режим судоходства между Чёрным и Средиземным морями регулируется подписанной в 1936 году конвенцией Монтрё. Документ восстановил над проливами Босфор и Дарданеллы суверенитет Турции, дав ей право ремилитаризировать зону, и установил чёткие правила мореплавания через них. Так, торговые корабли всех стран получили полную свободу прохода в любое время. Любым военным судам государств, которые имеют выход к Чёрному морю, было разрешено переправляться через проливы, предварительно уведомив турецкие власти.

Самые жёсткие нормы были установлены для военных кораблей нечерноморских держав. Им также необходимо получать разрешение на проход у Анкары, но, помимо этого, конвенция ограничивает время их нахождения в Чёрном море и общий тоннаж. На выполнение всех задач «гостям» даётся 21 день, при этом суммарное водоизмещение не должно превышать 30 тысяч тонн, или в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран – 45 тысяч тонн.

По факту установленные в конвенции Монтрё ограничения на тоннаж военных кораблей нечерноморских государств закрывают для США любую возможность провести в Чёрное море свои авианосцы. Сейчас на вооружении у американцев 11 таких судов – один типа «Форд» и 10 типа «Нимиц». Стандартное водоизмещение судов указанных типов превышает 100 тысяч тонн.

Отдельно в документе оговаривается, что в случае участия Турции в войне или даже при её непосредственной угрозе, Анкара вправе запретить проход через проливы любых военных судов.

Перспективы пересмотра конвенции Монтрё

За всё время действия конвенции Монтрё авианосцы ВМС США ни разу не заходили в Чёрное море. Впрочем, в перспективе всё может измениться, отмечают эксперты.

«Соглашение допускает пересмотр ключевой статьи номер 18 — о тоннаже нечерноморских военных кораблей и сроках их пребывания в Чёрном море. Если запустить процесс пересмотра этой статьи, а он требует согласия трёх четвертей участников, США легко навяжут свои условия, так как почти все страны Чёрного моря их вассалы или союзники. И мы получим полный доступ ВМС США в этот регион. И это ударит по безопасности РФ», — пояснил «Свободной прессе» капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков.

Не меньшую угрозу представляют и недавно утверждённые Анкарой планы строительства канала «Стамбул», который пройдёт параллельно Босфору и соединит Мраморное море с Чёрным. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что на эту артерию правила конвенции Монтрё распространяться не будут. А следовательно, в перспективе документ вообще может утратить своё значение.

«Турция стремится стать морским хабом, соединить север, юг, запад и восток. Но, помимо чисто экономической подоплёки, мы можем говорить о великодержавных устремлениях Анкары, её желании стать более самостоятельной. На мой взгляд, строительство второго Босфора представляет угрозу для сохранения конвенции Монтрё в текущем виде, по крайней мере в долгосрочной перспективе», — сказал RT старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова Владимир Аватков.

При этом эксперт отметил, что прогнозировать, как будет улажен вопрос прохода военных кораблей по «Стамбулу», пока сложно. Свои риски и возможности здесь есть как для черноморских, так и нечерноморских государств. Что и для кого преобладает – дело будущих дипломатических усилий.


Право прохода военных кораблей и торговых судов через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет Конвенция от 20 июля 1936 года.
Она подписана всеми Черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в г.Монтрё (Швейцария) и регулирует правовой режим прохода через черноморские проливы..
В обиходе ее называют - Конвенция Монтрё.
На положениях этой Конвенции я остановлюсь особо, поскольку Черноморские проливы являются важнейшим и единственным выходом для кораблей и судов нашего государства из Черного в Средиземное море и далее через Гибралтар - в Атлантику, а через Суэцкий канал - в Индийский и Тихий океаны.

Вопрос о режиме плавания через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - одна из давних международных проблем. Черноморские державы всегда стремились получить свободный выход в Средиземное море для своих кораблей и судов, при этом не должны были ущемляться интересы Турции, без которой любое соглашение по черноморским проливам было бы невозможно. Нечерноморские страны со своей стороны добивались разрешения на доступ своих кораблей в Черное море.
В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза и без каких-либо формальностей. Лоцманская проводка в проливах необязательна. Конвенцией Монтрё предоставлено право Турции взимать с каждого проходящего судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному ограждению и содержанию спасательной службы.

Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением одного корабля не более 10000т.
Суммарное водоизмещение отряда кораблей в момент прохода проливов не должно превышать 15000т. и их проход разрешен только в дневное время.
Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45000т.

Время пребывания на Черном море отряда военных кораблей нечерноморских стран не должно превышать 21 день, независимо от цели прихода.

Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран - за 15 суток, для черноморских - обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.

Регулируется проход иностранных военных кораблей через проливы и во время войны. Если Турция является воюющей стороной, то проход кораблей зависит исключительно от турецкого правительства.

Черноморские государства обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и на 1 июля сообщать турецкому правительству общее водоизмещение кораблей своего флота.

Конвенция Монтрё заключена в 1936 году на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет, если за два года до окончания срока действия нет замечаний со стороны государств, ее подписавших.
Конвенция Монтрё продолжает действовать и в настоящее время.

По документу, распространенному информационной службой "Новороссийска", в 1980 году через проливы прошло около 20 000 судов, из них более трети под флагом СССР (по данным Ллойда в 1967 году через проливы прошло 11926 судов, из них 2736 - советских. За 12 лет рост почти в два раза!). По турецким данным в 1977 году из 272-х военных кораблей, проходивших черноморские проливы, советские составляли 91%.

В комментариях к одному из материалов по кораблю взамен крейсера "Москва" я понял. что многие думают, что Россия по-прежнему может переводить свои корабли на Чёрное море из Средиземного (а туда - с Балтийского. Северного или Тихоокеанского флотов). Увы, такой возможности у России нет. Проливы Босфор и Дарданеллы закрыты Турцией. Есть ли у Турции основания так поступать? Увы, есть.

1. Конвенция Монтрё "О режиме проливов"

20 июля 1936 г. короли Болгарии , Великобритании , Греции , Румынии и Югославии , Президенты Франции и Турции , император Японии , ЦИК СССР подписали конвенцию о проходах и судоходстве в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, в рамках отвечающих безопасности Турции и безопасности, в Чёрном море, прибрежных государств. Далее даю ключевые выдержки:

Раздел I Торговые суда Статья 2

В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей , под условием соблюдения постановлений следующей ниже статьи 3. Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено приложением 1 к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без остановки в одном из портов Проливов. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил. . Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту за последние 7 дней, а также суда, покинувшие зараженный порт менее как за пять суток, будут обязаны останавливаться у санитарной станции, указанной в предыдущем абзаце, для принятия на борт санитарных надсмотрщиков, если таковые будут назначены турецкими властями. В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или плат, а надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции при выходе из Проливов.

Во время войны , когда Турция не является воюющей стороной , торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах , на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной , торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику . Эти суда должны будут входить в Проливы днем; проход должен будет осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае будет указываться турецкими властями.

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применение постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае турецкими властями. Проводка лоцманами может, в этом случае, быть сделана обязательной, но будет бесплатной.

Раздел II Военные корабли

Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку. Однако они будут подводимы под военные корабли в отношении других условий прохода. Вспомогательные корабли. могут пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение состоит: в отношении артиллерии против пловучих целей не более чем из двух орудий максимального калибра в 105 мм; в отношении артиллерии против воздушных целей, не более чем из двух аппаратов максимального калибра в 75 мм.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, могут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат , поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли, иные чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.

Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.

И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и притом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку .

Для прохода в Проливах военных кораблей Турецкому Правительству дипломатическим путем должно быть сделано предуведомление. Нормальный срок предуведомления будет 8 дней; однако является желательным, чтобы для Держав, неприбрежных к Черному морю, он был доводим до 15 дней. В предуведомлении будут указываться место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении, и если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно составить предмет предуведомления за три дня.

При проходе начальник морского отряда сообщит, не будучи обязанным останавливаться, сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы или в Босфор, точный состав отряда, находящегося под его командованием.

Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции.

Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из 9 кораблей .

Не будут включаться в этот тоннаж корабли, принадлежащие Державам, прибрежным к Черному морю или не прибрежным, которые, согласно постановлениям статьи 17, наносят визит в один из портов Проливов.

Не будут, далее, включены в этот тоннаж военные корабли, которые потерпели бы аварию при прохождении; эти корабли будут обязаны соблюдением во время ремонта особых правил безопасности, издаваемых Турцией.

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не могут , ни в каком случае, использовать воздушные суда , которые могли бы на них находиться.

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не должны будут, за исключением аварии или несчастья на море, пребывать там свыше времени, необходимого для совершения их прохода.

Постановления предыдущих статей не могут ни в каком случае воспрепятствовать морскому отряду любого тоннажа и состава нанести по приглашению Турецкого Правительства краткосрочный визит вежливости в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для входа, если только он не удовлетворяет условиям, требуемым для прохода в Проливах транзитом, согласно постановлениям статей 10, 14 и 18.

1. Общий тоннаж , который Державы , не прибрежные к Черному морю , могут иметь в этом море в мирное время , ограничивается следующим образом:

a) За исключением случая, предусмотренного в параграфе b), следующем ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30000 тонн ;

b) В случае, если , в любой данный момент, тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий тоннаж в 30000 тонн , предусмотренный в параграфе а), будет увеличен настолько же , вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн. В этих целях каждая прибрежная Держава будет сообщать, согласно приложению IV к настоящей Конвенции, Турецкому Правительству 1 января и 1 июля каждого года, общий тоннаж своего флота в Черном море, а Турецкое Правительство будет передавать эти сведения другим Высоким Договаривающимся Сторонам, равно как Генеральному Секретарю Лиги Наций;

c) Тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа , предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b);

d) Однако, в случае если одна из Держав, не прибрежных к Черному морю, или несколько из них пожелали бы послать туда, для гуманитарных целей, морской отряд , то этот отряд, который в целом не должен будет , ни в каком случае, превысить 8000 тонн , будет допущен ко входу в Черное море без предуведомления, предусмотренного в статье 13 настоящей Конвенции, путем разрешения, полученного от Турецкого Правительства на следующих условиях: если общий тоннаж, предусмотренный выше в параграфах а) и b), не достигнут и не будет превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое Правительство даст названное разрешение в кратчайший срок по получении обращенной к нему просьбы; если названный общий тоннаж окажется уже использованным или если он был бы превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое Правительство немедленно осведомит о просьбе дать разрешение другие прибрежные Державы Черного моря; если эти Державы через сутки после получения об этом уведомления не предъявят против этого возражения, то оно сообщит заинтересованным Державам не позднее чем в надлежащий двухсуточный срок о решении, которое будет принято им относительно их просьбы.

Всякий последующий вход в Черное море морского отряда неприбрежных Держав будет иметь место лишь в свободных рамках общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b).

2. Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более 21 дня .

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах , на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.

ВОТ ТУТ - САМОЕ ВАЖНОЕ!

В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.

Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.

Военным кораблям воюющих воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.

В случае если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции.

Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям Государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи.

Если Турецкое Правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций.

Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованы, и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое Правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней, а также корабли, покинувшие зараженный порт не менее как за пять суток, должны будут проходить в Проливах в карантине и применять судовыми средствами необходимые профилактические меры, для избежания всякой возможности заражения Проливов.

Босфор — самый узкий межконтинентальный канал. Пролегая между Европой и Азией, пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, дает выход в Средиземное море, в связи с чем имеет международное экономическое и стратегическое значение.


Где находится пролив Босфор: координаты, на карте

Пролив относится к территории Турции, по обеим сторонам его раскинулся Стамбул, турецкий мегаполис, бывший Константинополь — центр восточно-христианского мира в IV–XIV вв.

Географические координаты, определяющие, где находится Босфор, — 41°07′10″ с. ш. и 29°04′31″ в. д.

Стратегическое значение пролива

Босфор всегда имел стратегическое значение для России, так как открывал путь в Средиземное море — центр мировой торговли. И в XXI веке этот морской проход остается проблемой в международных отношениях, он важен для российского нефтеэкспорта.

Конвенция Монтрё о статусе пролива

По конвенции Монтрё (1936), Босфор свободен для торгового судоходства как в мирное, так и в военное время. Таким образом, Турция с транзита ничего не имеет, но она является регулятором движения через стратегические воды и может пользоваться ситуацией в свою пользу. Однако конвенция регламентировала различный режим в прохождении военных судов черноморских и нечерноморских государств. Черноморские державы могут проводить в Мраморное или Чёрное море любые военные корабли, если предварительно уведомляют об этом турецкие власти. Военные корабли нечерноморских государств ограничены по тоннажу и классу (допускаются только мелкие надводные).

Как добраться

Босфор проходит через центр Стамбула. Если вы в Стамбуле, то проехать к достопримечательности не составит труда, остановок вдоль берегов предостаточно. Ниже даны рекомендации, как добраться до пролива с обеих сторон — европейской и азиатской.

Со стороны Европы:

  • доехать на метро до станции Kadıköy (М4);
  • на трамвае Т3 выйти на любой из трех остановок: Çarşi, İskele Cami, Kadıköy İDO;
  • на поезде Marmaray доехать до вокзала Хайдарпаша (Haydarpaşa);
  • до автобусной остановки Kadıköy на автобусах № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222;
  • к автобусной остановке Rıhtım у канала идут автобусы № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E.

Со стороны Азии:

  • доехать на метро до станции Marmaray Yenikapı İstasyonu (M1A, M1B, M2);
  • доехать на трамвае Т1 до остановки Laleli — Üniversite, идти по направлению к проливу;
  • сесть на поезд Marmaray и выйти на станции Marmaray Yenikapı İstasyonu;
  • до автобусной остановки Yenikapı Sahil, расположенной поблизости от цели, можно добраться на автобусах № 81, BN1, MR5, İST-1.

С обеих сторон можно доехать на такси — взять стандартное желтое или сделать заказ через приложение Uber Taxi.

Географическая справка

Канал, открывающий путь в Средиземное море, невелик: длина пролив Босфор составляет 30 км. Другие характеристики по всей длине меняются, ширина и глубина пролива Босфор варьируется: ширина — от 700 до 3 700 м, глубина — от 30 до 100 м.

Легенды и мифы Босфора

О происхождении красивого названия есть легенда. Верховный олимпийский бог Зевс влюбился в красавицу Ио, дочь агривского царя. Гера, супруга Зевса, узнала, разгневалась и решила отомстить Ио. Зевс превратил возлюбленную в корову, чтобы уберечь ее от гнева жены. Ио вошла в пролив, переплыла его и укрылась в горах Малой Азии. С тех пор выход в Мраморное море из Чёрного называется Босфор (Боспор), что означает «коровий брод»,

В Древней Греции было два Боспора: Боспор Фракийский (Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

История

Космический снимок пролива с орбиты показывает, что берега прохода между морями — это бывший тектонический разлом.


По мнению ученых, прошло около 10 000 лет с тех пор, когда образовался пролив Босфор в связи с таянием ледников после периода похолодания. Воды Атлантики устремились в Средиземное море, разорвали брешь в скалах, хлынули в Чёрное море, значительно подняв его уровень. Современный Босфор был в те времена долиной реки, изрядно подточившей горные породы, поэтому прорыв атлантических вод в скалах прошел легко. В результате образовалось Мраморное море. Оно невелико, и на карте его не сразу заметишь, поэтому не все знают, какое море соединяет пролив Босфор, ошибочно полагая, что Черное море соединяется прямо со Средиземным, и забывают о Мраморном море.

658 г. до н. э. стал годом основания греками города Византий на южном мысе пролива, где Мраморное море совсем рядом. Чтобы правитель города мог контролировать прохождение судов по морскому проходу, на противоположном, азиатском, берегу возвели башню, от которой натянули цепь до европейского берега.

В IV в. н. э. римский император Константин перенес в Византий свою столицу, город стали называть в честь византийского императора — Константинополь. В 1453 г. византийскую столицу завоевала Османская империя. По берегам канала были установлены укрепления с расчетом на долгосрочный контроль над проходящими здесь водными путями, что и осуществлялось Турцией на протяжении веков. Впоследствии был ряд международных договоров, регулировавших проход судов в проливе.

После Первой мировой войны выход из Чёрного в Мраморное море стал международной территорией под наблюдением Лиги Наций. По Лозаннскому договору (1923), стратегические воды вернули Турции с условием свободного прохода в море всех иностранных военных и коммерческих кораблей. В дальнейшем судоходство регулировалось Конвенцией Монтрё (1936), по которой Турция имеет право устанавливать лимит выхода в море нечерноморским государствам.

Навигация

Проход в Мраморное море характеризуется сильными течениями, т. к. он узкий, извилистый, а уровень вод в Средиземном море выше, чем в Чёрном, по степени солености воды их тоже различаются: Чёрное море более пресное.

Верхнее течение в проливе Босфор направлено с севера на юг, его скорость приблизительно 2 м/с. На глубине течение имеет обратную направленность (с юга на север) с выходом на поверхность у берегов. Столкновение разнонаправленных потоков воды образует водовороты. Опасность для навигации таится в 10 км от дельты Черного моря, где берега водной артерии круто изгибаются. Здесь расположен город Сарыер.

ВАЖНО! Глубина фарватера от 30 до 100 м позволяет проходить самым крупным океанским кораблям.

Мосты и подводные туннели пролива Босфор

Европейский и азиатский берега канала соединяют три моста и два туннеля.


  • 1-й — Босфорский мост (1973), длина 1560 м, ширина 33 м;
  • 2-й — мост Султана Мехмеда Фатиха (1988) в самом узком месте морского прохода, длина 1510 м, ширина 39 м;
  • 3-й — мост в честь султана Явуза Селима (2016), построен в северной части канала, длина 2164 м, ширина 59 м (8 автомобильных полос и две железнодорожные линии).
  • «Мармарай» (2013) — железнодорожный путь под водой из четырех полос, длина 9,8 км, подводная часть 1,4 км, максимальная глубина 60 м от поверхности пролива.
  • Евразийский автомобильный туннель (2016), длина 5,4 км, подводная часть 3,34 км, максимальная глубина 106 м.

Главные достопримечательности Босфора

По берегам пролива много музеев, памятников истории и архитектуры.

Основные исторические памятники:

  • мавзолей Телли Баба (Tarihi Telli Baba);памятник Чезайирли Гази Хасану Паше (Cezayirli Gazi Hasan Paşa Çeşmes);
  • фонтан Abbas Okumuşoğlu Çeşmesi;
  • Девичья башня (Kız Kulesi);
  • дворцовые комплексы: Топкапы, Долмабахче, Бейлербеи, Чыраган;
  • крепости Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı) и Румели Хисары (Rumeli Hisarı);
  • бухта «Золотой рог» в европейской части Стамбула, где соединяется Мраморное море с Босфором, — здесь появился город Византий, ставший позднее Константинополем.

Стамбул с многовековой историей — тоже достопримечательность. Знакомство с древним городом восполнит кому-то пробелы в истории и географии. Путешественник откроет для себя, что Босфор — пролив в Стамбуле, какое море омывает Стамбул с южной стороны — также может удивить.

Экскурсии и круизы по проливу Босфор

Для прогулок и экскурсий по Босфору есть ряд вариантов:

  • на городском общественном транспорте (самый востребованный), расписание возле кассы, проезд стоит, как на обычном городском транспорте Стамбула;
  • на прогулочном коммерческом пароме, рейсы регулярные, в любое время дня, прогулка — 1,5 часа;
  • на частных лодках для индивидуальной прогулки, цена зависит от времени поездки;
  • индивидуально с гидом для желающих послушать об истории канала и достопримечательностях.

Каждый вид экскурсии имеет свои особенности, достоинства, свою цену — на выбор туриста. В любом случае прогулка по живописным и историческим местам оставит яркие впечатления и твердые знания о том, какое море соединят с Мраморным проливом Босфор, и какое море — с Чёрным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: