Какие суда используют сами пираты при нападении на другие суда
Обновлено: 16.04.2024
Существуют две основные ситуации, которые могут возникнуть при нападении пиратов.
При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система INMARSAT, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.
Пираты высадились на судно неожиданно. В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т. к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.
При нажатии на кнопку спутниковый терминал автоматически передаст сообщение о нападении его соответствующему береговому полномочному органу.
Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность, не допускающая ее случайного срабатывания.
Рекомендуемая практика по защите от пиратов
Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:
- низкая скорость;
- низкий надводный борт;
- недостаток или отсутствие планов и действий при нападении;
- заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.
Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы. Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе солнца. Рекомендуется спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.
Использование пиратами судов – баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось, что вероятность нападения очень маленькая.
Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.
Перед проходом опасными водами производится общее планирование. Центром планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС является Maritime Security Centre – Horn of Africa (MSCHOA). UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai является первой точкой контакта для судов, следующих в залив. Именно UKMTO Dubai обеспечивает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA.
Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оценить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.
После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.
Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое собрание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи Морская сигнализация и связь и тревожной сигнализации.
Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить. Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только передаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.
При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности. Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т. к. военные корабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда, когда судно атакуют пираты.
Судам, следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, находясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведомлять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.
Перед проходом рекомендуется:
- спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;
- необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;
- все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т. п.;
- необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке, на мостике, в машинном отделении, жилых помещениях экипажа;
- убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;
- если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;
- рекомендуется определить «цитадель» – место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;
- рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок впередсмотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры», необходимо поставить в такие места наблюдателей;
- рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;
- рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;
- рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты;
- рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;
- рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т. п.), если она на судне имеется;
- настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.
При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений. Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС, например, не выключать в темное время суток ходовые огни.
Включайте наружное освещение только если того требует безопасность; освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае если это освещение не затрудняет управление судном.
Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта. Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.
- следовать заранее разработанному плану;
- активировать план аварийной связи и оповещения;
- если AIS была выключена, включить ее;
- объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение»;
- по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;
- послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;
- установить телефонную связь с UKMTO.
Маневрирование. Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги. Максимальное время атаки 30-45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные. Та часть экипажа, которая не участвует в отражении нападения должна проследовать в «цитадель».
Рис. 1 Современные пираты
В случае вмешательства военных. НЕЛЬЗЯ использовать фото, кинокамеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.
рыбаков, используя малую заметность своих низкобортных лодок (катеров)
как для визуального, так и для технического обнаружения и распознавания, а
также то обстоятельство, что рыбацкие плавсредства в ходе лова
систематически меняют позиции, быстро и незакономерно маневрируют,
допуская пересечение курса и чрезмерное сближение с проходящими
коммерческими судами.
В открытом море, обнаружив подходящую по всем параметрам цель,
с ее подходом на дистанцию 10-20 кабельтов, скоростные пиратские лодки
(катера) начинают ее преследование. При сближении на дистанцию
эффективного применения оружия открывают огонь, подходят вплотную
и идут на абордаж. Для подъема на борт используют штурмовые лестницы
и прочные шнуры с железными крючьями.
В последнее время в тактике действий морских пиратов растет
количество скоординированных нападений, когда две-три атакующие
пиратские лодки (катера) подходят к цели одновременно с нескольких
направлений. С носовых курсовых углов пираты открывают огонь из
автоматического стрелкового оружия (иногда применяют гранатомет) в
первую очередь по ходовому мостику, затем по надстройкам и корпусу судна,
пытаясь его остановить. В это время другие пиратские лодки (катера)
подходят одновременно к обоим бортам в кормовой части судна,
устанавливают штурмовые лестницы, закидывают «кошки», поднимаются на
борт и захватывают судно. При этом отключают систему АИС и другие
технические средства, по которым можно определить местонахождение
данного судна, направление и скорость его движения после захвата. В этом
случае капитану и экипажу эффективно противодействовать пиратам
и предотвратить захват судна гораздо сложнее.
В узкостях и в прибрежных районах, где суда стеснены в свободе
маневра, пираты используют три основных приема.
Как показывает статистика захватов судов, капитаны и экипажи
которых готовятся к отражению атаки, не собираются отдавать имущество и
сдаваться пиратам в плен без боя, наименее подвержены риску быть
захваченными и попасть в пиратский плен. Любой риск при захвате судна сам
по себе является сдерживающим фактором для пиратов.
С другой стороны, чаще всего захваченными становятся суда, чьи
судовладельцы и капитаны проявляют беспечность в вопросах самообороны
от пиратов, всецело полагаются на помощь военных кораблей, действующих
в районе Африканского рога.
5 февраля 2010 г. пиратской группировкой в Аденском заливе
совершено нападение на танкер «Ариэлла». Экипаж судна сумел укрылся от
нападавших в «цитадели». После высадки на борт танкера пираты не имели
возможности шантажировать командиров военных кораблей возможностью
учинения расправы над членами экипажа, вследствие чего пираты,
зафиксировав приближение сил ВМС России и ВМС Франции покинули
судно. Умелые действия капитана судна по эвакуации экипажа в цитадель с
одной стороны обеспечило безопасность членов экипажа, с другой позволило
силами скр «Неустрашимый» совместно кораблями ВМС Франции
осуществить задержание 7 человек подозреваемых в пиратском нападении.
25 марта 2010 г. примерно в 300 морских милях юго-восточнее Кисмайо
(Сомали) вооруженные люди на двух небольших лодках обстреляли
грузовое судно. Капитан судна принял решение увеличить скорость судна,
после чего пираты прекратили атаку.
26 марта 2010 г. приблизительно в 75 морских милях южнее
А1 Mukalla, (Йемен), 6 вооруженными людьми на небольшой лодке
предпринята попытка захватить танкер “Jo Betula”. Нападение пиратов
удалось отразить, применив усиленные меры безопасности, которые
заключались в выбрасывании бочек, болтов и бутылок с водой на пиратские
лодки, а также увеличении скорости и маневрировании.
28 марта 2010 г. примерно в 80 морских милях юго-восточнее
А1 Mukalla, (Йемен), 4 человека, вооруженных автоматами, предприняли
попытку захватить танкер “Valle Di Castiglia”. Командование танкера
связалось с коалиционными силами, увеличило скорость и, путем
маневрирования, избежало нападения, в Индийском океане.
31 марта 2010 г. примерно в 60 морских милях юго-восточнее Момбаса
(Кения) пираты на небольших гребных лодках обстреляли рыболовное судно
со стороны кормы. Капитан судна увеличил скорость, тем самым избежав
захвата.
Перед проходом пиратоопасного района до начала формирования
каравана торговых судов, капитан торгового судна обязан выполнить
следующие мероприятия повышающие степень защищенности судна
от пиратского нападения:
1. Обеспечить, с учетом числа членов своего экипажа, наличие
отдохнувших и проинструктированных наблюдателей за надводной
обстановкой вокруг судна. Организовать вахту по каждому борту судна,
обеспечить вахтенных биноклями, рациями и сигнальными ракетами.
2. Повысить готовность судна к отражению нападения пиратов путем
включения всех механизмов: реверсы, пожарные насосы и.т.п.
3. Установить по каждому борту и полубаке пожарные гидранты,
подключенные к общесудовой системе и готовые к одновременному
немедленному применению при пиратском нападении. При возможности
подавать на пожарные гидранты воду в течении всего следования в
пиратоопасном районе (Фото № 4).
4. Закрыть и блокировать изнутри все двери внешнего контура,
Наклонные трапы, ведущие на ходовой мостик и в надстройку перевязать
шкертами, загородить бочками. Иллюминаторы закрыть досками либо
загородить решетками или заварить листами железа, на смотровые
иллюминаторы наварить решетки. Снаружи все проходы на ходовой мостик
перекрыть, оставить один проход на ходовой мостик изнутри. Внутренние
двери ходового мостика должны быть закрыты на ключ (Фото № 5).
__________
5. На ходовом мостике необходимо иметь средства связи для подачи
сигнала тревоги на пульт контроля судоходной компании и аварийный буй,
подающий сигнал бедствия с заложенной полной информацией о судне
готовый к немедленному применению. Кроме того на ходовом мостике
необходимо иметь бронежилеты и каски на всю дежурную смену.
6. На сигнальных мостиках необходимо иметь ракетницы, фальшвеера,
сигнальные пистолеты, бутылки с зажигательной смесью, ведра с большими
болтами, кусками металлических уголков, банки с кислотой (Фото № 6).
7. Вдоль бортов судна необходимо установить различные
приспособления, создающие помехи для высадки пиратов на палубу судна:
колючая проволока в виде спирали либо сетка-рабица закрепленная на
металлическом тросе по всему периметру судна, при возможности
необходимо подать на нее напряжение (Фото № 7).
вдоль бортов разложить аварийный лес, куски железа, болты, гайки в
ведрах для сброса на пиратские лодки.
Фото № 7.
8. Вдоль бортов закрепить бочки на тросах, которые в случае опасности
сбрасывать в воду на ходу с целью создания помех для пиратских
малоразмерных средств и для людей в них (при сбрасывании в воду бочки
начинают хаотичные движения вдоль бортов судна и затрудняют подход
вплотную пиратских плавсредств) (Фото № 8).
По возможности необходимо закрепить бочки с активной химической
жидкостью (кислотой) с целью выливания на пиратов производящих штурм
судна.
Пожарный ствол
установлен рядом с
бочкой для сброса на
плавсредства
нападающих.
9. В ночное время требуется производить в обязательном порядке
полное затемнение судна.
10. На верхней палубе на видных местах выставить манекены
в человеческий рост, одетые в военную форму с макетами оружия и биноклей.
11. Оборудовать по периметру судна штатные места с наличием на них
багров, ножей и топоров.
12. По всему периметру судна установить мощные прожектора для
ослепления пиратов. По возможности оборудовать по периметру судна посты,
оснащенные ультразвуковыми пушками для воздействия на центральную
нервную систему нападающих.
13. Убедиться, что на бортах судна отсутствуют какие либо свисающие
предметы, в том числе трапы, концы и шланги.
14. Попытаться, в случае если надводная часть борта относительно
низкая, нарастить ширину планширей таким образом, чтобы затруднить
зацепление за них крючьев и кошек, используемых пиратами при захвате.
+33 629-961-135 (Ницца)
+38 (044) 3921436 (Киев)
Все, что яхтсмен должен знать о пиратах
Многие считают, что пиратство распространено только на Сомали, но это не так. Пиратов можно встретить даже на столь популярных среди владельцев яхт Карибских островах.
С пиратством на Сомали продолжают бороться, и за последнее время случаев нападений на суда было намного меньше. Однако, такой риск все еще присутствует, и пираты проживают не только в Сомали – их можно встретить также в таких известных среди владельцев яхт местах, как Юго-Восток Азии, Южная Америка и Карибские острова. Пираты достаточно часто нападают на частные суда из-за их слабой защищенности. В данной статье представлены советы, которые помогут снизить риск нападения.
Пиратство в Сомали
Если раньше в водах Сомали было опасно находится, то сейчас этот риск несколько снизился. Зона, в которой присутствует риск стать жертвой пиратства, снизилась благодаря действиям правительства. В октябре 2015 года опасные границы сдвинулись с 78 в.д. до 65 в.д. Однако, старые границы повышенного риска нападения пиратов все еще остаются опасной зоной, где действуют правила добровольной отчетности. Суда, входящие в нее, должны принимать соответствующие меры. Службы по охране морских границ заявляют, что риск нападения пиратских отрядов в сомалийских водах до сих пор существует.
Военные, заявляя о пиратстве, формулируют решение проблемы как «подавление», а не полное уничтожение.
Однако, нападения пиратов, увы, встречаются не только в Сомали. Сомали даже уступает другим местам по опасности.
Юго-Восток Азии
Как бы это странно не звучало, Индийский океан — одно из самых безопасных мест для судоходства, ведь на данный момент там патрулируют отряды военных, а власти принимают все новые и новые меры для безопасности. Помимо того, владельцы судов также делают все возможное, чтобы обезопасить себя от нападения. А в другом месте — на Юго-Восточном побережье Азии количество нападений со стороны морских разбойников постоянно увеличивается. Задокументировано несколько десятков случаев, когда на суда напали вооруженные люди с целью их ограбления. Повышение активности пиратов связано, в первую очередь, с достаточно плотным судоходством в данном регионе. Яхты — одна из самых привлекательных жертв, ведь чаще всего, они очень слабо защищены. Такие суда становятся жертвой грабителей, которые прячутся в индонезийских и малайских деревнях. Наибольшую опасность представляет судоходство в Малаккском проливе.
Это далеко не единственное место, где можно встретить пиратов. К примеру, подвергнуться вооруженному нападению можно на Карибских Островах и в прибрежных зонах Южной Америки. Чаще всего пираты появляются в местах с заметным социальным расслоением.
Каждый владелец судна обязан сделать анализ будущего маршрута на предмет наличия опасной местности и, в случае наличия таковой, принять необходимые меры защиты.
Яхта — самая желанная цель пиратов
В отличие от крупных коммерческих или транспортных судов, яхты обладают низким надводным бортом и немалой стоимостью продажи. На большинстве суперяхт установлены места для купания, необходимые для того, чтобы владелец судна смог с легкостью попасть к морской воде. Именно через них на суперяхты проникают морские разбойники.
У суперяхт есть сразу несколько минусов — на купальных платформах есть очень много стекла, которое с легкостью пробивается пулями, а в мастер-каюте, чаще всего, располагаются раздвижные двери, с легкостью открываемые злоумышленниками. Данный тип судов разрабатывался как яхта для прогулок, то есть создатели не предусматривали возможность вооруженного нападения. Из-за этого суперяхты становятся очень легкой и желанной добычей.
Кроме того, немаловажную роль играет скорость судна. Максимальная скорость, с которой может передвигаться суперяхта — около семнадцати узлов, а пиратские суда, в свою очередь, передвигаются со скоростью в 35-40 узлов.
Суда можно защитить. Это можно сделать, приобретя внутренние чехлы, устанавливаемые на гигантские окна. Кроме того, необходимо приобрести покрытие для стекла, которое защитит его от попадания пуль. Данный материал выглядит как обычная пленка, но благодаря ей окна становится невозможно пробить пулей.
Для снижения риска нападения пиратов можно также использовать сигнализацию и колючую проволоку.
Подготовка экипажа к нападению
Экипаж должен пройти короткое обучение, из которого члены экипажа узнают, что нужно делать в случае, если судно будет захвачено.
Самое слабое место, в которое могут ударить пираты — команда. Необходимо, чтобы на опасных участках пути команда не теряла бдительности и сообщала о любой, даже малейшей активности вокруг судна.
Вооружение
Главная цель пиратов — слабозащищенные суда, на которых отсутствуют меры безопасности. Главный способ удержания вражеского судна на большом расстоянии — наличие оружие на судне. Если экипаж судна выйдет на палубу, вооруженный ружьями, пираты поймут, что просто взять это судно не получится.
Автор статьи
Читайте также:
- Где находятся суда в реальном времени
- Административное наказание в судебном порядке
- Иск о взыскании заработной платы после увольнения и денежной компенсации за задержку выплаты
- Судебные расходы как убытки судебная практика
- Почему суда на воздушной подушке или на подводных крыльях развивают гораздо большую скорость