Какие суда ходят по неве

Обновлено: 24.04.2024


С 1 декабря жители Васильевского острова, засидевшиеся в гостях, не будут после полуночи вскакивать с криком: «Ой, мосты!», а остальным петербуржцам, чтобы перебраться ночью с rive gauche на rive droite не придется гонять в Невский район до Вантового моста.

Главный диспетчер ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров предложил нам пройти Неву на одном из судов, чтобы дать наглядное представление о порядке составления каравана судов, створных огнях, отмелях и буях. Из-за ургана Святой Иуда одну ночь мосты не разводили вовсе. Наконец, нам подыскали сухогруз «Сям» (как название озера в Карелии), который шел от Славянки до набережной Лейтенанта Шмидта.


В 11 вечера мы были на Речном вокзале. Здесь собираются лоцманы, что поведут суда сверху вниз — с рейдов Усть-Ижора , Невский лесопарк, Славянка, с Соляного причала на Октябрьской набережной. В тот же час другие лоцманы прибывают на суда, которые будут следовать по Неве вверх — с Восточного бассейна (в районе Кировского завода), Барочного бассейна, Угольной гавани, нефтеналивного терминала, с набережных Макарова и Лейтенанта Шмидта. Они снимутся в 0:30, чтобы к 1.35 подойти к Благовещенскому мосту


Речные лоцманы, без которых невозможен проход по Неве, сойдут на берег в порту, а дальше — через Маркизову лужу по Морскому каналу до приемного буя за Кронштадтом — суда поведут лоцманы морские. В ту ночь по Неве вверх шло 13 теплоходов, вниз — 20.

На катере мы попадаем в бодрую компанию « морских волков » , еще более оживившихся при виде « акул пера » . В руках у лоцманов листки с « Планом проводки судов » , где помечены названия кораблей, следующих этой ночью вниз и вверх, их пункты назначения и отправления и другая информация. Составляется это расписание в течение дня по заявкам агентов, по ходу корректируется и к 20 часам принимает окончательный вид.

После переклички и выяснений, кто на каком катере пойдет, в 23.10 мы отчаливаем.


Лоцманы — профессия второй половины жизни. Как правило, это бывшие капитаны, сдавшие дополнительно множество тестов и экзаменов. Проходить Неву и порт они совершенствуются на тренажерах в Институте водных коммуникаций. Считается, что работа речного лоцмана более ювелирная, чем морского. Он стеснен глубинами, не может отклониться в сторону, зависит от уровня воды, от ветра, словом, на реке работать сложнее, чем в море.

« Представьте, что вы ведете тяжело нагруженный КАМАЗ не по шоссе, а по дворовым проездам, где справа и слева стоят припаркованные машины, а на поворотах встречаются раскопанные ямы » — рассказывает нам Анатолий Иванович, к которому нас « прикрепили » в эту ночь.


К полуночи мы прибываем в Усть-Славянку . На этом рейде может стоять до тринадцати судов в четыре счала. То есть буями отмечены четыре участка, где могут встать рядом два, три или четыре теплохода. Но сейчас такое число — редкость, обычно в Славянке коротают день два-три сухогруза. Все они стоят против течения реки на носовых якорях — это правило одинаково для всех судов на всех невских рейдах.


Первыми пойдут теплоходы, следующие транзитом в море — им не нужно будет на Неве разворачиваться, чтобы пришвартоваться, так что они не помешают следующим за ними. В эту ночь первыми начали движение сухогрузы с верхнего Синопского рейда — они были низкими и могли пройти Володарский и Финляндский мосты без разводки. Затем мимо нас пошел танкерный флот с рейда Невского лесопарка, он выше Усть-Славянки на пару километров.


Танкеры из соображений безопасности не могут стоять рядом с другими судами. Обычно они следуют на Пятую якорную стоянку за Кронштадтом, где происходит перевалка их груза на морские суда. Мазут разогреют до температуры 50 градусов иперегонят с речного танкера на накопитель грузоподъемностью до 100 тысяч тонн, которые уже повезет топливо в Европу.

Наш « Сям » пойдет предпоследним, потому что у него и сухогруза « Кижи » , который также стоит здесь, самый короткий путь — до набережной Лейтенанта Шмидта, где завтра к ним пожалует портовый контроль. Им придется разворачиваться за Благовещенским мостом, чтобы пришвартоваться.


В ожидании хода, команда проводит нам обзорный тур: капитанский мостик, кают-компания , машинное отделение, палуба с грузом, мастерские. Мы вникаем в уровни осадки, аварийное управление, заправку топлива, погрузку и разгрузку, якорную систему, подъем мачты. Кажется, нам с Лидой удается задавать корректные вопросы, не называть кнехты тумбочками, клюзы дырочками, и улавливать, что « выйти в море босиком » , это значит « выйти без балласта » .


На борту « Сяма » — 1700 кубов березового баланса, так называют лес, что пойдет на переработку. Взяли груз в порту Вогнема под Кирилловым, везут в Иматру на целлюлозно-бумажный комбинат. Из вологодской березы финны сделают мелованную бумагу, и за ней приедут фуры с московскими и питерским номерами. Рейс занимает примерно неделю, суда работают на маршруте как челноки. От Вогнемы до Славянки « Сям » шел по Белому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Онеге, Свири и Ладоге двое суток, в Петербурге оформит документы, затем двенадцать часов — до Выборга, два — до Сайменского канала, еще восемь-девять понадобится чтобы пройти шесть шлюзов канала до Иматры. Когда навигация на Неве закончится, его хозяин — петербургская компания ЗАО « Онегашип » (бывшее Беломорско-Онежское пароходство) — отправит « Сям » бороздить Балтику, ходить из Риги в Швецию и Англию.


Тем временем, в 2:10 из-за мыса Кривое колено показались первые суда.


На капитанском мостике гасят свет, на судне остаются только ходовые сигнальные огни. По ним определяется тип судна - сухогруз, танкер и пр.

Лоцман Анатолий Иванович берет в руки рацию:

- Теплоход «Сям» на рейде Славянки начинает съемку с якоря.

Расстановкой судов и составов, их очередностью снятия с якоря руководит капитан рейда. Днем он сидит перед компьютером в своем кабинете на Перевозной набережной, а ночью находится на лоцманском катере. Работа — сутки через трое. Движением в целом, включая разводку мостов, из офиса «Администрации «Волго-Балт» на Большой Морской, 37 руководит диспетчер. Его позывной «петербург- три-движения» мы не раз услышим этой ночью. Лоцманы переговариваются с ним по рации внутренней связи.

2:25 Слышен звук якоря. Мы начинаем описывать плавную дугу, как никак судно с грузом весит почти 3000 тонн. Буи, обозначающие границы рейда Славянки, на левом берегу мигают зелеными огнями, на правом берегу - красными. Да, еще в ночи ярко пылает чье-то гигантское поместье в Новосаратовке, украшенное помпезным маяком – это чистая декорация, башня с прожектором никакого отношения к навигации не имеет.


— «Сям» оборот закончил, следуем вниз. «Сормовский», не подскажешь, как у тебя дела?

«Сормовский-3064» везет череповецкий металл в Ригу. В это время он должен был вписаться в караван из Рыбацкого, от ремонтной базы у Вантового моста. Суда обязаны соблюдать дистанцию 500 метров при движении вниз, 200 при движении вверх. Но на Неве сильные прижимные течения, и теплоходы порой не сразу справляются с ними при развороте.

— «Сормовский», может я проскочу? А ты спокойно крутись. Нас несет течение.


Мы двигаемся со скоростью 6,2 узлов (11,5 километров). «Сям» — сухогруз 1998 года немецкой постройки не испытывает проблем с мощностью. Пройдя Большой Обуховский и Володарский мосты, начинаем догонять «ОС-396», — тихоходное судно, которое принимает с других судов мусор, стоки, пищевые отходы и сдает их на приемное устройство на переработку. Оно отошло от Перевозной набережной (эта набережная между двумя тупиками в районе метро «Елизаровская») и встроилось в караван перед нами.

— Викторович, вы добавлять будете? Или самосплавом пойдете? Я на стопе тебе догоняю, — Анатолий Иванович хмурится. Капитан, держащий руку на джойстике руля, сбрасывает ход.

— Могу только посочувствовать, — корректно отвечает лоцман с 396-го .

«Вот встроится такой трактор в колонну «мерседесов», — поясняет мне Иудин, — и всем придется тащиться с его скоростью. Второй полосы-то нет!».


В 3:40 мостовики переключат Финляндский, а нам еще 7 километров.

Если по каким-то причинам, судно не у спевает пройти в разводку, ему придется развернуться и вернуться на рейд в Рыбацкое.

— Это называется « валютный ход » , — шутит капитан. — Раньше валюту платили, лишь когда закрывали границу. Вот суда и тянули резину, чтобы подольше быть за рубежом.

Тем временем мы приближаем ся к Финляндскому железнодорожному мосту. Если Вантовый не разводится вовсе, у Володарского поднимается один пролет, как у Литейного и Троицкого, то Финляндский разводится хитрее всех. Фактически это два моста, построенных один рядом с другим. У одного разводной пролет — однокрылый, у другого — вертикально-подъемный , то есть вся средняя часть поднимается вверх как на лифте.


3:30. «ОС-396» как-то набрал ход, и мы заходим в мост Александра Невского согласно графику. С каждой стороны моста видны комнатки, где сидят дежурные мостовики. Перед ними мерцают экраны мониторов.

За Большеохтинским мостом вс тречаем караван судов снизу. Он дошел до самого широкого места Невы к пол-третьему и встал на якорь в ожидании, когда мостовики переключат огни и дадут зеленый свет для каравана снизу.


На излучине в районе Смо льного белый буй с постоянным зеленым огнем указывает на отмель. Вспоминаю, что инженеры «Водоканала» рассказывали, что именно здесь находятся заборные устройства – трубы, по которым забирают воду на очистку. Возможно, они проложены как раз по отмели. На реке еще встречаются неосвещенные буи-сигары. Некоторые из них останутся зимовать, чтобы весной на их место можно было постав ить свежие. «Сигарки» ограждают оперативные рейды, где можно встать на день-два.


В два-три часа ночи, к огда мы проходили Невский район, и на Вантовый мост по набережным неслись потоки машин, казалось, что мегаполис не спит никогда. Но за Троицким наоборот поражают пустынные набережные — ну да, мосты-то разведены, ехать некуда. Город, залитый огнями, лежит по берегам величественной реки в странной тишине.

Корабль бесшумно режет черную гладь, и ты оказываешься в центре самой прекрасной композиции Петербурга — на середине Невы перед Стрелкой, да еще когда над каждым из рукавов симметрично взметнулись две пары мостов, видных один в створе другого. В довершение « сеанса » , если использовать довлатовское выражение, в этот момент — в четыре утра — начинают нежно перезваниваться куранты Мраморного дворца и Петропавловского собора. Днем, когда все заглушает шум моторов и шорох шин по асфальту, их робких « переговоров » не расслышать.

4:15. Мы проходим последний — Благовещенский — мост, трудно представить, как же на таком ходу развернуться. Мостовики обсуждают по рации окончание разводки. « Всем спасибо. Наводимся » . Мы швартуемся у палов набережной Лейтенанта Шмидта, команда отправляется отдыхать, лоцманы сходят на берег. « Мы как совы, — шутят они, — летаем только ночью » .

Как приятно прокатиться на судне по каналам Санкт-Петербурга или по Неве, ещё лучше, если это судно – новенькое. Изучаем Судостроение для нужд туризма в культурной столице России совместно с "Нева Тревел Компани".

Стоит отметить, что компания – основной игрок в области водного туризма в Санкт-Петербурге, и сегодня под её управлением находится более 35 судов. Это и однопалубные теплоходы, которые ходят по каналам, и двухпалубные "Москва", "Нева" предназначенные для Невы и Финского залива. Сохранились и СПК: семь "Метеоров" и два "Восхода" 80-х годов постройки.


К сожалению, в 2021 году экономика таких судов стала хуже, так как в разы возросла стоимость строительства: подорожал металл, требуется устанавливать современное дорогое, зачастую избыточное оборудование. Итог – новое судно, даже однопалубное, стало малодоступным для бизнеса. Спасает льготный лизинг, благодаря которому мы подписали контракт с АО "Машпромлизинг" на строительство трёх пассажирских теплоходов проекта 04240 "Сити-Круиз", и в 2022 году эти суда должны быть построены.

Если говорить о судах типа "Москва", "Нева", или "Метеор", то тут уж идёт совсем другая экономика: стоимость выше, срок окупаемости дольше. Поэтому двухпалубных теплоходов новых в Санкт-Петербурге практически не появилось. В 2015 году Средне-невский судостроительный завод начал строить первый композитный скоростной катамаран "Грифон" по заказу "Морского Фасада". К глубокому сожалению судно проектировалось людьми, которые пассажирскими перевозками никогда не занимались, поэтому когда "Грифон" вышел на линию, тут же стали возникать "нюансы", которые можно было учесть на стадии проектирования.


– Какие именно суда заказали в лизинг? Кто проектант?
– Экскурсионно-прогулочные для рек и каналов на 90 пассажиров. Проектант "Форсс Технологии", суда разрабатывали совместно с нами. На выходе получатся однопалубные двухвинтовые пассажирские суда для малых рек и каналов Санкт-Петербурга с современными двумя дизельными двигателями серии FPT IVECO, с современными радионавигационными системами.

– Внешне суда как-то будут отличаться от своих предшественников?
– Флот в наших реках и каналах однотипный и сложно отличить пароход восьмидесятого года постройки от парохода 2015 года. Это так, потому что есть специфика наших рек и каналов: высота и ширина мостов, ширина Мойки. Судно не может быть длиннее 21,5-22 метров и выше 2 метров, а иначе оно не впишется в габариты пролетов мостов.

На Неве также большое количество ограничений прежде всего из-за Дворцового и Благовещенского мостов. Лимитирующая высота – 6 метров. То есть судно должно быть не более 5-5,2 метров высотой, с учетом регулярного подъёма уровня воды в Неве.


Для интерьеров прогулочных судов у нас есть свои опытные бригады, занимающиеся отделкой. Для каждого судна стараемся выбрать индивидуальный стиль. При этом внешний и внутренний облик скоростного флота унифицирован: стандартное решение по креслам, стандартное решение по переборкам, по напольным покрытиям и т. д.


– Как шел процесс модернизации?
– На метеорах был оставлен "родной" корпус, винторулевой комплекс и двигатели. Далее мы занимались переделкой судов по системам, интерьерам и электрооборудованию. Потому что электрика напрямую связана с пожаробезопасностью и надежностью работы.


Возобновили мы его в конце 2020 года. Нам поставили первые 2 двигателя. Мы их установили успешно, и они себя прекрасно зарекомендовали. Этим летом были подписаны контракты на поставку еще 4 двигателей MAN, которые к навигации 2022 года мы планируем уже установить. К 2023, скорее всего, еще 2 или 3 судна обновим.



– Приходите ли к каким-то новым решениям, модернизируя суда?
– Делали глубокую модернизацию классических теплоходов проект Р-118 в 2016 и 2018 годах. И если раньше на открытой палубе могло сидеть где-то 30-35 человек, а в салоне до 70 по советскому проекту, то в модернизированном судне на открытой палубе может разместиться до 75 чел, а в салоне - до 30, потому что в хорошую погоду все пассажиры сидят на открытой палубе.

Эта модернизация показала нам, чего хотят пассажиры. На судно с кормой, рассчитанной на 70 пассажиров, туристы в два раза охотнее покупали билеты. Поэтому новое судно "Сити Круиз", которое мы спроектировали с компанией "Форсс Технологии", предусматривает увеличенную пассажировместимость на корме.


– Расскажите про современный катамаран, который проектирует для вас "Форсс Технологии".
– Когда мы начали эксплуатировать "Грифон", мы поняли, что суда такого типа могут существовать в Санкт-Петербурге. Но в "Грифоне", как я говорил, многое не учтено. Эргономика салона, волнообразование, стоимость строительства и эксплуатационные затраты, связанные с неудачными обводами корпуса. На скоростном судне гидродинамика должна стоять во главе угла.

В 2018 году мы начали изучать этот вопрос. Длительное общение с различными проектантами, КБ, анализ мирового опыта, показал нам, что в России недостаточно опыта в проектировании, строительстве и эксплуатации скоростных катамаранов. Так как мы коммерческая компания, то нам не хотелось рисковать своими средствами. Поэтому мы обратились к мировому опыту.

– В итоге к чему пришли?
– Мы остановились на двух интересных проектах. Galaxy Clipper – скоростные речные катамараны, которые с 2016 года ходят в Лондоне. Twin City Liner – речные катамараны, которые ходят по Дунаю из Вены в Братиславу. Оба катамарана проектировала австралийская компания Incat Crowther. При более глубоком изучении портфеля компании, оказалось, что больше половины массовых коммерческих скоростных катамаранов по всему миру проектируют они.


Ещё один момент – строительная стоимость, которая не должна превышать определенной суммы. Нам необходимо при условии льготного лизингового кредитования своевременно вернуть все средства за счет коммерческой эксплуатации этого судна, без каких-то дополнительных субсидий, дотаций. Поэтому мы занимались и занимаемся оптимизацией насыщения, чтобы выйти на разумную коммерческую стоимость. Плотно работаем в этом направлении с проектантами, поставщиками, заводами-изготовителями. Все это сейчас позволило выйти нам на стоимость значительно ниже, чем стоимость нового "Метеора".

– Как к этому проекту подключились "Форсс Технологии"?
– Как только мы получили первые варианты общего расположения судна (и оно нам понравилось), с учетом того, что Incat Crowther – зарубежная компания, а согласовывать катамаран придется в Российском Регистре, мы обратились к нашим партнерам "Форсс Технологии".

В итоге Incat занимается базовыми вопросами гидродинамики, остойчивости, ходкости и т. д., а "Форсс Технологии" консультируют и помогают им уже на первичном этапе проектирования, чтобы судно соответствовало действующим требованиям РМРС. В дальнейшем, когда принципиальный конструктив будет согласован, начнем взаимодействие с заводом, будем прорабатывать рабочую документацию силами "Форсс Технологии".

– Технические характеристики катамарана?
– По характеристикам судна мы вышли на длину 32 метра. У скоростного катамарана будет удлиненный корпус для меньшего волнообразования. Ширина габаритная – 8,7 метров. Пассажировместимость в закрытом салоне 152 человека. Предусмотрели верхнюю открытую палубу.

– Ожидаемая стоимость?
– Чуть более 200 млн рублей.

– Уже определились с заводом, который построит это судно?
– Средне-Невский судостроительный завод. Важно что завод находится в Санкт-Петербурге и устраивает Минпромторг и ГТЛК.

– На каком этапе находится строительство катамарана?
– Работа по проектированию достаточно активно и динамично начала вестись в 2019 году. Но зимой 20-го года со стремительным развитием ситуации с коронавирусом и абсолютно непонятной перспективой рынка, вся эта работа была приостановлена.


В конце лета подали первый пакет документов в Российский морской регистр судоходства. Были незначительные замечания, но конструктив РМРС согласовал. Готовимся к заключению контракта с судостроительным заводом и лизинговой компанией. По планам у нас должно выйти 2 судна к навигации 2023 года, 2 судна к 2024-му и 2 судна к 2025-му. Все это – прежде всего для линии Санкт-Петербург-Кронштадт.

По результатам эксплуатации посмотрим, как себя зарекомендует проект, и с большой долей вероятности будут заложены новые скоростные катамараны для обеспечения других линий. С учетом того, что акцент при проектировании судна был поставлен на эксплуатацию на реке, а его осадка менее 1,2 метра (судно алюминиевое), мы видим потенциал его эксплуатации и в других регионах на ВВП.


Также встает вопрос с обслуживанием. Судно должно максимальное количество часов работать. Теплоход "Москва", однопалубные "Фонтанка", "Нева" бункеруются даже при интенсивной работе раз в 10 дней – раз в 2 недели. Потому что у них малый расход, а емкость цистерн - 2-3 тонны. Закончилась работа на линии – экипаж идет отдыхать. С утра приходит, продолжает работать. Судно на СПГ потребует бункеровки раз в 3-4 дня, а это сложный технологический процесс, занимающий время. Навряд ли в исторической части города поставят станцию по бункеровки СПГ, её куда-нибудь вынесут. Соответственно, будут экономические потери на эти технологические операции.
СПГ, с точки зрения экологии, наверное, это – хорошо и перспективно, но организационно мы пока не готовы. Прежде всего у нас нет инфраструктуры.

Следующая ситуация – у персонала нет полноценных компетенций по обслуживанию судов на СПГ. "Газпром" и "Новатэк", конечно, приглашают в свои центры для обучения, но нужна учебная программа, подготовленная дипломными отделами, позволяющими экипажу эксплуатировать данное судно.

– Как оцениваете перспективность электросудов?
– Совместно с "Форсс Технологии" на базе "Сити Круиза" у нас есть глубоко проработанный проект электрического судна для каналов. В т.ч по всем техническим решениям. Но экономики в этой истории пока что нет. Оборудование очень дорогое. Экология – спорная.

– Почему спорная?
– В прошлом году в Норвегии сгорел самый современный электрический катамаран. И они не знали, как его тушить. Пришлось делать зону отчуждения. Эвакуировали все соседние дома. Потом буксиром оттаскивали судно к дальнему причалу. Что делать с этим электросудном, они до сих пор не знают. В Москве недавно схожая ситуация была с электробусом.


Можно купить и поставить много мощных аккумуляторов, разогнать судно хоть до 30 узлов. И поднять вот эту вот массу аккумуляторов над поверхностью воды и ускориться. Но это технология, а не коммерческое ее использование. Тратить 20-30 минут на зарядку после часа в пути, даже если у нас будут отличные аккумуляторы, с точки зрения бизнес-процесса по перевозке пассажиров нерентабельно.


– Спасибо за содержательные ответы. Напоследок у нас будет вопрос, при помощи которого большая часть компаний выживает. Почему вы не просите дотаций на свои суда у города?
– Мы согласны, что город должен обновляться, должно появляться что-то новое. Но позиция Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга в том, что мы оказываем туристические услуги. И город должен зарабатывать на нас. Мы платим за аренду набережных, налоги, создаем рабочие места.

Задача судовладельцев с судостроительными предприятиями – подготовить такой проект судна, который мог бы окупать себя. От города требуется лишь инфраструктура и гарантии по причалам. Чтобы компания была уверена: если она берет судно в лизинг на 10-15 лет, то от своего причала она сможет стабильно работать эти 15 лет, создавать новые маршруты и т. д.

Поэтому мы не просим дотаций из бюджета на свою деятельность, а просим обеспечить и гарантировать стабильность в работе. А мы в свою очередь уже наполним город новым современным флотом и будем создавать как социальный, так и экономический положительный эффект от нашей деятельности.

Судоходство — это, к сожалению, не только гладкое и идеальное передвижение судов различного типа и класса по водной глади. Нередко на воде случаются различные происшествия. Бывают несчастные случаи, а бывают и сознательные правонарушения. Первыми занимаются спасательные службы, а вторые — уже зона ответственности такой организации, как водная полиция.


— Ежедневную службу водной полиции сложно представить без патрульных катеров. Транспортные полицейские с помощью водных плавсредств осуществляют патрулирование внутренних водных путей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обеспечивают безопасность жителей и гостей Северной столицы в период проведения самых значимых мероприятий города. На охрану общественного порядка в акватории Невы и Финского залива задействованы плавсредства различного класса. Подавляющее большинство помощников водной полиции — это быстроходные, маневренные катера размером от 5 до 15 метров оснащены самым современным техническим оборудованием.

Вместе с тем, на вооружении транспортных полицейских состоят служебные катера проекта 14-М. Это многоцелевые скоростные катера. Они оснащены тремя радиостанциями: речной, морской и судовой. Кроме того, на борту имеется тепловизор, система видеонаблюдения, сейф для хранения оружия, активная Furuno (автопилот), а также различная навигационная система. Габаритная длина – 14,5 м, ширина – 4 метра с привальным брусом, осадка – 0,85 – 1,1 метров. Полицейский патрульный катер 14-М развивает максимальную скорость свыше 30 узлов, имеет 2 каюты, рубку-салон, санблок с душем, запас пресной воды – 200 литров.
Катера имеют класс "река-море", благодаря чему есть возможность работать в том числе в Финском заливе, прецеденты уже были — мы доходили до Выборга. Теоретически мы можем работать достаточно успешно на больших катерах и в акватории Финского залива.

Помимо катеров 14-го проекта, есть два 15-х.

Задачи у судов разные, поэтому нам требуется разное техническое оснащение. Двигатели стоят мощные, большие катера способны развивать скорость до 30 узлов, проблем с этим никаких не возникает. Малые катера, как и большие проекты, имеют водометы, чтобы мы могли ходить по относительно малым глубинам.
Количество достаточное, чтобы функционал, возложенный на подразделение, выполнялся.

На службе у водной полиции также имеются гидроциклы. Они предназначены для пресечения случаев нарушения общественного порядка гидроциклистами. Вы знаете, что в последнее время в СМИ часто сообщают о гидроциклистах, которые пугают людей либо управляют гидроциклами без соответствующих прав.

— То есть если нас обрызгают, можно вам звонить и жаловаться?


— Спасибо, надо запомнить! А что суда и экипажи делают зимой?

— Когда судоходство закрывается, наши сотрудники работают на объектах, которые мы обеспечиваем. Катера мы ставим на ремонт, на консервацию, на техническое обслуживание, а сотрудники являются действующими полицейскими, поэтому отправляются на пешее патрулирование по объектам оперативного обслуживания. Мы ведь отвечаем не только за воду, мы обслуживаем еще и порты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Соответственно, там есть маршруты патрулирования, и сотрудники несут службу по охране этих объектов, по выявлению административных правонарушений, по раскрытию преступлений.

— Из кого состоят экипажи? Где и как проходит их подготовка? Есть ли какие-то учения?

— Ежедневно на охрану общественного порядка, патрулирование рек и каналов Санкт-Петербурга заступает экипаж в составе сотрудника подразделения, командира катера или, как правило, полицейского-моториста Санкт-Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте. Перед тем, как личный состав заступит на службу, с ним проводится ежедневный инструктаж, после его окончания руководитель отдает команду: "На охрану общественного порядка заступить!". Каждый командир катера и полицейский-моторист имеет специальное удостоверение на право управления судном. Полицейские на патрульных катерах обеспечивают безопасность на воде, выявляя и пресекая нарушения в сфере пассажирских перевозок водным транспортом, алкогольного законодательства, незаконной добычи водных биоресурсов и оказывают помощь в спасении граждан.

Прием на службу происходит разными способами. В том числе мы принимаем и людей "с улицы", которые имеют права на управление маломерным судном, и проводим с ними специальную подготовку. И наоборот, направляем наших сотрудников на курсы — в частности, в Белгородском институте МВД есть транспортный факультет с соответствующими курсами переподготовки.

Мы периодически участвуем в тех или иных учениях. Эта работа проводится регулярно совместно с прочими подразделениями, так называемыми смежниками: и с пограничным управлением, и с сотрудниками ГИМС, и с сотрудниками Росгвардии.


— В один из дней командир катера отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции старший сержант полиции Дмитрий Осипов со своим коллегой Артуром Урбонасом находились на дежурстве. Проходя по маршруту патрулирования, они заметили полузатопленный гидроцикл. Подойдя ближе, услышали крики о помощи и обнаружили в воде двоих граждан. Сотрудники подняли мужчин на борт полицейского катера и оказали первую доврачебную помощь. Как оказалось, петербуржцы арендовали гидроцикл для прогулки по Неве, а документов на право управления не имели. Мужчины не справились с управлением, и гидроцикл перевернулся.

Еще один случай произошел в акватории Невы у Петропавловской крепости. Инспектор по охране общественного порядка майор полиции Елена Черевичко, полицейский-моторист отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции сержант полиции Сергей Селиверстов и полицейский отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции старшина полиции Дмитрий Пономаренко заметили в воде утопающего человека. Они поспешили на помощь и вытащили гражданина из холодной воды, подняли на борт полицейского катера, оказали первую помощь и вызвали "скорую". Выяснилось, что местный житель, отдыхая на пляже, решил искупаться в Неве и проверить свои силы, доплыв до границы судоходного хода. Однако во время заплыва он почувствовал боль в руке, не смог самостоятельно доплыть до берега и стал тонуть. Благодаря бдительности и мгновенной реакции полицейских петербуржец был спасен.

— Можем только выразить большое уважение! В прошлом году, наверное, было жаркое время для вас. Чемпионат мира по футболу, усиленные меры безопасности. Были какие-то инциденты на воде?

— Мы так отработали охрану общественного порядка, что ничего запоминающегося не случилось. Все, что запоминается, это уже ЧП, а мы нацелены на профилактику и предупреждение подобного рода ситуаций и с этой функцией справляемся достаточно успешно.

Безусловно, количество плавсредств на воде в прошлом году было максимальным. И мы привлекали все резервы и силы нашего отдела, а также из других регионов, к нам командировались сотрудники, чтобы мы перекрывали все эти объекты. Это был достаточно жаркий и тяжелый период для подразделения, но я понимаю, что это необходимо. И сотрудники к этому относятся так же. ЧМ по футболу – знаковое событие для страны, но и помимо него у нас есть "Алые паруса" и еще ряд других массовых мероприятий, проводимых на воде. В следующем году нас ожидает чемпионат Европы.

— Как часто ваши суда патрулируют акваторию и по каким маршрутам они ходят?

— Патрулирование осуществляется в течение 24 часов. Маршрут патрулирования — от устья Невы до Володарского моста. В случае каких-то происшествий выходим, куда необходимо, в том числе и в порты, которые находятся в Ленинградской области, – это тоже наши объекты. Если что-то случается, отправляем группу на машинах, потому что идти до Выборга, с учетом волны, долго — шесть часов. Плюс есть линейные пункты полиции на удаленных объектах с нашими сотрудниками, в небольших количествах, но достаточных, чтобы они свой функционал исполняли.

— У вас в Выборге есть филиал?


— На нас возложена охрана общественного порядка на водных акваториях города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Имеется в виду судоходный фарватер Финского залива. Дальше маршрут – фарватер по реке Свирь, до Подпорожья. Там тоже есть ЛПП.

Следующий момент – выявление и пресечение административных правонарушений, где мы работаем совместно с ГИМС, как правило. Выявление и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности. Коррупционными преступления мы тоже занимаемся, и прецедентов предостаточно.

В том числе привлекаем к уголовной ответственности сотрудников ГИМС, если выявляем в порту факт получения взяток за выдачу удостоверений или постановку на учет судов без фактического их предоставления.

Таков вкратце наш функционал. Как видите, он состоит из двух направлений. Первое – это охрана общественного порядка, прежде всего, профилактика и административная практика. Второе – это работа оперативно-следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений.


Прежде чем планировать водную прогулку по Северной Столице, нужно учесть, что это возможно только в летний период. Навигация по водным артериям начинает работать примерно с апреля и перестает в октябре-ноябре. Впрочем, расстраиваться из-за этого не стоит, потому что от речной прогулки в зимнее время у вас остались бы не захватывающие впечатления, а насморк и окоченевшие пальцы.

Итак, рассмотрим подробно все то, на чем можно и нужно плавать по Петербургу.

Аквабус

С первого взгляда, самым удобным видом водного транспорта в Питере кажется аквабус. Его древним прапрадедушкой был речной трамвай, пущенный в далеком 1873 году. И только в двухтысячных годах появились водные автобусы, которые обещали стать прекрасной альтернативой наземному транспорту Санкт-Петербурга, постоянно стоящему в километровых пробках. Увы, этого не случилось, потому что из действующих в 2011 году пяти маршрутов, охватывавших почти весь город и соединявших его с островом Кронштадт, в 2015 остался только один. Впрочем, по отзывам питерцев, даже уцелевший работает прескверно. Часто из-за погоды или по необъяснимым причинам аквабус можно прождать на остановке около часа и остаться ни с чем.

Если верить сайтам с расписанием аквабусов, то они должны курсировать с интервалом не более 30 мин. с конца мая до конца октября. В будние транспорт работает с 9:00 до 21:00, а в выходные и праздничные дни с 10:00 до 21:00. Линия включает следующие остановки: «Старая Деревня», «Черная речка», «Петроградская набережная», Арсенальная набережная», «Кронверкский пролив», «Медный всадник», «Университетская набережная». При этом стоимость проезда по линии от Старой деревни до Арсенальной набережной и от Арсенальной набережной до Университетской набережной стоит по 100 руб. каждая в будни и 191 руб. в выходные. Соответственно, за полный маршрут придется заплатить вдвое больше. Льготная категория граждан ездит со скидкой в 50%.

Метеор

«Метеор» — это такой симпатичный теплоход на подводных крыльях, который за 45 минут доставляет туристов из Санкт-Петербурга в Петергоф. Отправляется он от причала «Нижний Эрмитаж» на Дворцовой набережной, 39. Прибывает на причалы Нижнего парка Петергофа. Из Питера метеоры плавают с 10:00 до 17:00, а из Петергофа с 11:00 до 18:00. Интервалы между рейсами составляют около 30 мин. Стоимость одной поездки 700 руб., или 500 руб. для льготных категорий. Если сразу покупать билет в две стороны, то получается дешевле.

Прогулочные судна

Прогулочных суден и речных маршрутов в Петербурге, вероятно, так же много, как и турфирм, предоставляющих подобные услуги. Всевозможные теплоходы, катера и обычные моторные лодки находятся у причалов по всему городу. Причалы же эти найти проще простого, пройдясь вдоль любой набережной.

Большие двухпалубные судна ходят по Большим и Малым Неве и Невке. Помимо большой вместительности пассажиров преимуществом таких теплоходов может быть наличие ресторана и развлекательной программы на борту. Туристам придутся по вкусу маршруты с выходом в Финский залив или ночные прогулки под разводными мостами. Маленькие катера и теплоходы курсируют по Фонтанке, Мойке и каналу Грибоедова, при этом обычно проплывая под знаменитыми питерскими мостами. Стоимость таких прогулок варьируется от 500 до 1000 руб.

Междугородние теплоходы

Чтобы добраться из Санкт-Петербурга в другие города России или ближние страны, можно воспользоваться круизными теплоходами, отходящими от речного и морского вокзалов. Бронировать билеты нужно непосредственно у турфирм, предлагающих подобные рейсы. Круиз из Петербурга в Хельсинки на пароме Princess Maria обойдется в среднем около 60 евро.

Если подытожить, то водный транспорт Петербурга, конечно, сильно проигрывает тому же бангкокскому, где речные трамваи — неотъемлемая и незаменимая часть транспортной системы города. Плохую организованность этой сферы чаще всего объясняют неспокойным нравом Невы. Тем не менее если не для жителей, то для туристов в Питере существует много привлекательных предложений речных и морских прогулок, так что советуем не проходить мимо.


Водный транспорт Санкт-Петербурга — система перевозки пассажиров и грузов по рекам и каналам Санкт-Петербурга, а также по Невской губе.

Содержание

История и возможности водного транспорта Санкт-Петербурга

В городе были возведены пристани, причалы, порты. Практически вся береговая линия имела различные причалы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Все крупные предприятия города имели выход к воде.

Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. С конца ноября — начала декабря и до конца марта — начала апреля Невская губа в прибрежных районах покрыта льдом. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов.

На территории Санкт-Петербурга находится несколько морских портов. Основным и старейшим из них является порт Санкт-Петербург.

Система морских грузовых портов Санкт-Петербурга

Всеми морскими перевозками занимается Большой порт Санкт-Петербург, который обеспечивает организацию торгового мореплавания в морском порту Санкт-Петербург и за его пределами в установленных зонах ответственности Российской Федерации.

Пассажирское судоходство

Нева между Троицким и Биржевым мостами

Основная доля перевозок водным транспортом приходится на речные перевозки по Неве, связывающей город с Ладожским озером и являющейся конечным отрезком Волго-Балтийского водного пути. Обычно навигация на Неве открывается в середине апреля и закрывается в октябре — ноябре; в год по реке в среднем проходит около 7 тысяч судов [8] . Даты открытия и завершения навигации на Неве, а также часы разведения и сведения мостов определяются каждый год решениями федерального государственного учреждения «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ГБУ «Волго-Балт»). Пропускная способность Невы должна возрасти после завершения строительства Орловского тоннеля, который позволит увеличить время разводки мостов [9] .

Судоходный сезон для малого судоходного флота в Санкт-Петербурге длится примерно с конца апреля по ноябрь. [10]

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Экскурсионные поездки по рекам и каналам



Развито малое судоходство по рекам и каналам Петербурга. Многочисленные прогулочные суда обслуживают туристов, предлагая экскурсии по водным артериям города. Мест посадки на прогулочные суда очень много, у каждого причала стоит множество теплоходов, катеров и моторных лодок. [10]

Существует два основных прогулочных направления:

  • Речная прогулка по Неве (обычный маршрут кольцевой — от Благовещенского моста до Смольного собора),
  • Прогулки по маленьким рекам и каналам.

Кроме этого, судоходные компании оказывают услугу составления индивидуального маршрута. [10]

Речные круизы по Северо-Западу и далее по России

Речной автобус



С начала XXI века неоднократно совершались попытки по организации внутригородского водного транспорта. В 2004 году в Петербурге был запущен проект «речных автобусов». Эти суда ходили ежедневно по расписанию с остановками в красивых местах. На их маршруте находились причалы в Петропавловской крепости, канале Грибоедова у Невского проспекта, Строгановского дворца и Дворцовой пристани. При этом, по мнению экспертов отрасли, они использовались не как вид общественного транспорта, а пассажиры использовали их для речных прогулок. [10] [11] В 2008 году открылось движение «Метеоров» до Кронштадта [11] [12] . В августе 2010 года система городских водных маршрутов включала уже 4 маршрута. [13] По состоянию на 2011 год аквабусы ходят по 5 линиям [14] .

Также от пристаней у Эрмитажа, Медного всадника и Кунсткамеры в Петергоф ходят быстроходные суда на подводных крыльях — «Метеоры» и «Ракеты», которые не включены в систему городского транспорта (маршруты считаются туристическими) [15] .

Примечания

  1. С. П. ЗаварихинЯвление Санкт-Петербург-Бурха.
  2. А. И. Богданов Остров СанктПетербургской крепости // Описание СанктПетербурга». — Рукописное издание автора, 1696-1766.
  3. ↑«Морской Вокзал» Санкт-Петербург
  4. ↑Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад»
  5. 12ipetersburg.ru Пассажирский терминал «Морской фасад»
  6. ↑↑Санкт-Петербургские ведомости Битва за пассажиров
  7. ↑Сегодня открывается навигация по Неве. Специалисты уже проверили разводные мосты :: Карта собственности Петербурга
  8. ↑Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга
  9. 1234Водный транспорт (Справочный сайт). Городской транспорт. (недоступная ссылка — история) Проверено 25 ноября 2008.
  10. 12Кадис Речной автобус отправляется!
  11. ↑BaltInfo Петербург пересядет с маршруток на водное такси
  12. ↑ Матвиенко оценила "Аквабус" Санкт-Петербург.ру
  13. ↑Водный транспорт Санкт-Петербурга
  14. ↑Список водных маршрутов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Водный транспорт Санкт-Петербурга" в других словарях:

Транспорт Санкт-Петербурга — Санкт Петербург крупнейший транспортный узел северо запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеются крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной … Википедия

Воздушный транспорт Санкт-Петербурга — Санкт Петербург крупнейший транспортный узел северо запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в… … Википедия

Санкт-Петербурга — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Транспорт Курортного района Санкт-Петербурга — Содержание 1 История развития транспорта Курортного района 2 Фотогалерея … Википедия

Реки и каналы Санкт-Петербурга — Содержание 1 Список рек и каналов 1.1 Рукава и протоки Невы … Википедия

Каналы Санкт-Петербурга — В черте города есть множество (в сумме не менее 93 х) рек, рукавов, протоков и каналов (общей длиной около 300 км, в том числе около 20 искусственных каналов общей протяжённостью свыше 160 км). Содержание 1 Список рек и каналов 1.1 Рукава и… … Википедия

Метро Санкт-Петербурга — Петербургский метрополитен Информация Страна Россия Город … Википедия

Метрополитен Санкт-Петербурга — Петербургский метрополитен Информация Страна Россия Город … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: