Какие суда ходят по лене

Обновлено: 25.04.2024

Фотоальбом "От Байкала до Арктики". Изд. "Родина", 1994 год.

Благовещенск · Тип Рязань (Иосиф Сталин), проект 737А, Киренск
Россия · Проект 860, тип Ерофей Хабаров, Якутск

Предположительно "Благовещенск" и ". " (номер Л-?77) — либо А.С.Попов, либо "Россия".
Фото из альбома "Речной флот России", Москва — 1987 г.

Ровесник · Тип РП, проект Р-14АЛ, Усть-Кут

Река Лена
Иркутская область, Усть-Кут
Осетровская судоверфь

Снимок из журнала "Речной транспорт" №2-87.

Автор: Батустин Ю.И. Муниципальное казенное учреждение культуры "Усть-Кутский исторический музей" Усть-Кутского муниципального образования.
"Река Лена. Причал теплоходов «Заря»."

Река Лена
Саха (Якутия), выше Покровска

Снимок сделан с борта теплохода "Россия". Перегоняем пароход, кажется, "Хабаровск", но не уверен

14 июля 1984 г.
Автор: Юрий Фомин

Река Лена
Иркутская область, Киренск

А.С. Попов · Проект 860, тип Ерофей Хабаров, Киренск

(вне водоёма)

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Фотоархив Михаила Шлыкова

1979 г. (примерно)
Прислал sai-v

Л-2004 · Тип Финский лихтер, проект Фин-2000, Жатай

Река Индигирка
Якутская АССР, Белая Гора

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Ленская-405 · Проект 1499, Витим
СШ-54 · Тип ШС (пр. 903, 903А), проект 903А, Витим

Река Лена
Якутская АССР, Витим
Затон Витимского РВП

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Море Лаптевых, бухта Ванькина Губа

Номер в Госкаталоге: 26651118
Номер по КП (ГИК): КМГОЭ КП-3629/353

1975 г. (примерно)
Прислал АМП

Кронштадт · Проект А202, тип Сильный, Жатай

Река Лена
Якутская АССР

Источник: Семейный архив

Ленский-122 · Проект 23-75, 43-75, 43-75В, 1-526-03, Усть-Мая

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск.

Река Лена
Саха (Якутия)

Скан из набора открыток "По Лене-реке". Издательство "Советская Россия", 1975 год. Фото А. Фаламова

Номер в Госкаталоге: 21147803
Номер по КП (ГИК): ИОКМ 15456/1

1974 г. (примерно)
Прислал АМП

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Река Лена
Якутская АССР, Якутск

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Река Лена
Якутская АССР, Якутск

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Баскунчак · Проект V1A4 (Фин-600), тип Академик Губкин, Жатай

Восточно-Сибирское море, устье реки Индигирка
Саха (Якутия), Чокурдах

Самовыгрузка с дэ Василий Федосеев в устье р. Индигирка на несамоходные баржи.
Затем буксиры Баскунчак и Чара уводили баржи вверх по течению.

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Река Лена
Якутская АССР, Киренск

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Река Лена
Якутская АССР

Автор: Одиссей Борисов, архив В.О. Борисова (Якутск), сайт «Якутск».

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

(вне водоёма)

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Река Лена
Иркутская область, Киренск

Источник: Музей речников Ленского бассейна (г.Якутск)

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

Фото из фондов Музея речников Ленского бассейна г.Якутск

© Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2022
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.

Ле́на (бурят. Зүлхэ) — крупнейшая река Северо-Восточной Сибири, впадает в море Лаптевых. Десятая в мире по длине река. Протекает по территории Иркутской области и Республики Саха (Якутии). Некоторые из её притоков относятся к Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому края́м и к республике Бурятия. Лена — самая крупная из российских рек, чей бассейн целиком лежит в пределах страны [2] . Замерзает в обратном вскрытию порядке — от низовий к верховьям.

Название

Существует предположение, что название реки — изменённое русскими тунгусо-маньчжурское (эвенкийское) «Елю-Эне», что значит «большая река». Первооткрыватель реки землепроходец Пянда в 1619-1623 годы зафиксировал её название в форме Елюенэ, которая в русском употреблении закрепилась как Лена. Гидроним Елюенэ обычно объясняют как эвенкийское «большая река», но само эвенкийское название было воспринято Пендой со значительным искажением. Исходным было эвенкийское слово «йэнэ», сохранившееся в эвенкийском фольклоре и в некоторых говорах эвенков со значением «очень большая река». Но изучение эвенкийских говоров показало, что начальному «и» одних говоров закономерно соответствует начальное «л» в других, что даёт варианты «Йэнэ»/«Лэнэ» и далее «Линз», превратившееся в русское Лена, то есть, русское «Лена» ближе к оригиналу, чем форма, сообщённая Пендой.

География

По характеру течения реки различают три её участка: от истока до устья Витима; от устья Витима до места впадения Алдана и третий нижний участок — от впадения Алдана до устья.

Верхнее течение

Истоком Лены считается небольшое болото в 12 километрах от Байкала, расположенное на высоте 1 470 метров [3] . Всё верхнее течение Лены до впадения Витима, то есть почти третья часть её длины, приходится на горное Предбайкалье.

Расход воды в районе Киренска — 1 100 м³/сек [4] .

Среднее течение

К среднему течению относят её отре зок между устьями рек Витима и Алдана, длиной 1 415 км>>. Близ впадения Витима Лена вступает в пределы Якутии и протекает по ней до самого устья. Приняв Витим, Лена превращается в очень большую многоводную реку. Глубины возрастают до 10—12 м, русло расширяется, и в нём появляются многочисленные острова, долина расширяется до 20—30 км. Долина асимметрична: левый склон положе; правый, представленный северным краем Патомского нагорья, круче и выше. По обоим склонам растут густые хвойные леса, лишь иногда сменяемые лугами [5] .>>

От Олёкмы до Алдана Лена не имеет ни одного значительного притока. Более 500 км Лена течёт в глубокой и узкой долине, врезанной в известняки. Ниже города Покровска (Якутия) происходит резкое расширение долины Лены. Сильно замедляется скорость течения, она нигде не превышает 1,3 м/с, а большей частью падает до 0,5-0,7 м/с. Только пойма имеет ширину пять — семь, а местами и 15 км, а вся долина имеет ширину 20 и более километров.

Нижнее течение

Ниже Якутска Лена принимает два главных своих притока — Алдан и Вилюй. Теперь это гигантский водный поток; даже там, где она идёт одним руслом, её ширина доходит до 10 км, а глубина превышает 16—20 м. Там же, где островов много, Лена разливается на 20-30 км. Берега реки суровы и безлюдны. Населённые пункты очень редки.

В нижнем течении Лены её бассейн очень узок: с востока наступают отроги Верхоянского хребта — водораздела рек Лены и Яны, с запада незначительные возвышенности Среднесибирского плоскогорья разделяют бассейны Лены и Оленёка . Ниже села Булун реку сжимают подходящие к ней совсем близко хребты Хараулах с востока и Чекановского с запада. Примерно в 150 км от моря начинается обширная дельта Лены .

Гидрология

Протяжённость реки — 4 400 км, площадь бассейна — 2 490 тыс. км². Основное питание, так же как и почти всех притоков, составляют талые снеговые и дождевые воды. Повсеместное распространение вечной мерзлоты мешает питанию рек грунтовыми водами, исключением являются только геотермальные источники. В связи с общим режимом осадков для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень до 366 м³/с в устье [5] [6] . Весенний ледоход отличается большой мощью и часто сопровождается заторами льда. Наибольший среднемесячный расход воды в устье наблюдался в июне 1989 года и составлял 104 000 м³/с, максимальный расход воды в устье во время паводка может превышать 250 000 м³/с.

Гидрологические данные по расходу воды в устье Лены в разных источниках противоречат друг другу и зачастую содержат ошибки [6] [7] . Для реки характерны периодические значительные увеличения годового стока, которые случаются не по причине большого количества осадков в бассейне, а в первую очередь по причине интенсивного таяния наледей и вечной мерзлоты в нижней части бассейна [8] . Такие явления имеют место в ходе теплых лет на севере Якутии и приводят к значительному увеличению стока. Так, например, в 1989 году среднегодовой расход воды составил 23 624 м³/с, что соответствует 744 км³ в год. За 67 лет наблюдений на станции «Кюсюр» вблизи устья среднегодовой расход воды составляет 17 175 м³/с или 541 км³ в год, имел минимальное значение в 1986 году — 13 044 м³/с.

Основное питание Лены, так же как и почти всех её притоков, составляют талые снеговые и дождевые воды. Повсеместное распространение вечной мерзлоты мешает питанию рек грунтовыми водами. В связи с общим режимом осадков для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень. Раньше всего, в конце апреля, начинается весенний разлив в районе Киренска — на верхней Лене — и, постепенно сдвигаясь на север, наступая на ещё скованную льдом реку, доходит в низовья в середине июня. Вода поднимается во время разлива на 6-8 м над меженным уровнем. В низовьях подъём воды достигает 10 м.

Весенний ледоход отличается большой мощью и часто сопровождается большими заторами льда. На широких просторах Лены и в местах её сужений ледоход грозен и красив. Крупные притоки Лены заметно увеличивают её водность, но, в общем, нарастание расходов происходит сверху вниз довольно равномерно.

Притоки

Основные притоки Лены:

Наиболее крупным из них является река Алдан со средним расходом воды в устье 5 060 м³/с и площадью бассейна 729 000 км².

Инфраструктура и населённые пункты

Судоходство

Лена до нынешнего дня остаётся главной транспортной артерией Якутии, связывающей её районы с федеральной транспортной инфраструктурой. По Лене производится основная часть « северного завоза ». Началом судоходства считается пристань Качуг, однако, выше по течению от порта Осетрова по ней проходят лишь небольшие суда. Ниже города Усть-Кут вплоть до впадения притока Витим на Лене ещё много сложных для судоходства участков и относительно мелких мест, вынуждающих ежегодно проводить работы по углублению дна.

Навигационный период продолжается от 125 до 170 суток. Основные порты на Лене [9] (от истока к устью):

  1. Осетрово (3 500 км от устья Лены, Усть-Кут) — крупнейший речной порт в России и единственный в Ленском бассейне, сообщающийся с железной дорогой, за что его называют «воротами на Север»
  2. Киренск
  3. Ленск (2 648 км) — обслуживает алмазодобывающую промышленность Мирного
  4. Олёкминск
  5. Покровск
  6. Якутск (1 530 км) — играет основную роль в перевалке грузов, поступающих из Осетрова;
  7. Сангар
  8. Тикси .

Крупнейшие порты притоков Лены: Бодайбо (река Витим), Хандыга , Джебарики-Хая (река Алдан ).

Населённые пункты

Берега Лены заселены очень слабо. За исключением подходов к Якутску, где плотность населения относительно высока, расстояния между соседними населёнными пунктами могут достигать сотен километров, занятых глухой тайгой. Часто встречаются брошенные деревни, иногда — временные вахтовые посёлки.



Я люблю путешествовать на речных теплоходах, люблю читать о них, люблю фотографировать. В СССР была большая разветвленная сеть речных пароходств, расположенных на всех крупных реках страны. Одно из самых удаленных - Ленское Речное пароходство, базирующееся в Якутске, и выполняющее в том числе и пассажирские и туристические рейсы по реке Лена.

01.

Теплоход Q-065 проекта "Михаил Светлов" построен в Австрии в 1985 году. Первоначально теплоход предназначался Обь-Иртышскому речному пароходству, но в 1987 году из Тюмени Северным Морским путем судно перегнали в Якутск. С тех самых пор она продолжает работать на реке Лена. Сегодня судно принадлежит компании Алроса.

Однотипный "Демьян Бедный" принадлежит дочке ЛОРП - "Ленатурфлот". А как известно многие "дочки" тянут компании к отрицательным показателям. Поэтому неоднократно возникали и видимо будут возникать в будущем слухи о возможной продаже судна.

Оба судна абсолютно однотипны, включая внутренние помещения. Всего в серии Q-065 построено пять единиц. Два из них, используются в Москве как стоечные суда, не то гостиницы, не то развлекательные центры - "Александр Блок" и "Валерий Брюсов". Одно - "Сергей Есенин" бороздит просторы центральной России, как правило на самом популярном маршруте Москва -Санкт-Петербург.

А на Лене, в короткую навигацию (всего четыре месяца), оба судна используются немного по разному. "Михаил Светлов" работает с интуристом, ежегодно совершает по два рейса в Тикси (конец июля, начало августа), и один-два рейса в верховья Лены до Витима. Иногда устраиваются уникальные рейсы, с заходом в бассейны иных сибирских рек Алдан, Витим. А между длительными рейсами (10-15 дней) судно работает на коротких рейсах до Ленских Столбов (2дня).

"Демьян Бедный" в последнее время сосредоточен как раз на коротких рейсах до Ленских Столбов, и на простое у речного вокзала в Якутске. А жаль, было время когда все суда были загружены туристами как раз на длительных маршрутах. А ведь в Якутии есть что посомтреть!

Мне довелось быть свидетелем, когда у Ленских Столбов собрался целый флот ленских речных теплоходов.

Еще один трудяга - теплоход 646 проекта "Механик Кулибин" был построен в 1955 году. Как и "Демьян Бедный" теплоход принадлежит компании ЛОРП.

Теплоход используется на пассажирской линии республиканского значения Якутск-Тикси (Бухта Неелова). И конечно же в промежутках выполняет туристические рейсы "эконом класса" на Ленские Столбы.

Фото как раз сделано в низовьях Лены. За навигацию судно совершает 5 рейсов до Тикси и один до Кюсюра (поселок в низовьи Лены). Между прочим это самый простой и относительно дешевый вариант путешествия из Якутска в Тикси по Лене. Билет в одну сторону в каюте первого класса стоил в 2008 году 10 000 руб. (за 5 дней). Что-то около 4 500 руб за койко-место в каюте 4-й категории. Для транспортного средства - довольно дорого, но альтернативы (кроме еще более дорогого самолета) - нет. А для путешественника - на мой взгляд относительно не дорогой вариант (12 -ти дневный круиз на теплоходе "Михаил Светлов" - это уже тысяч 60 000 +)

"Механик Кулибин" построен в Германии. На просторах Якутии был еще один однотипный теплоход "Капитан Пономарев" (проект 646, построенный в 1954 году). В 90-е годы на судне возник пожар, после чего оно не эксплуатировалось. Откровенно говоря, очень интересна его судьба. Порезали его, или стоит где-то в затонах. Буду благодарен за информацию.

Все действующие ленские речные пассажирские теплоходы в одном месте. Все построенные в Западной Европе, и пришедшие сюда своим ходом по Северному Морскому пути (конечно в сопровождении).

"Механик Кулибин", "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов" Какое будущее их ждет?

Не могу не упомянуть еще об одном судне, которое удалось увидеть в Якутии. Это пассажирский теплоход 860-го проекта "Россия" (построен в 1960 году)

В 1992 году сгорел и с тех пор его останки лежат на берегу в Якутском порту.
Однотипный ему "АС Попов" выведен из эксплуатации 1993 году и где-то простаивает в затоне Жатай. Очень интересна также и его судьба.

Суровая и прекрасная, холодная и неприступная, Сибирь влечет путешественников. Круиз по Лене - великой реке этого края - позволяет исследовать красоты Севера в очень комфортных условиях – с борта теплохода.

Каждый день новые пейзажи, интересные и разнообразные экскурсии на берегу, возможность рыбалки – все это можно получить в ходе путешествия. Тем более что участникам круиза не надо задумываться о ночлеге и питании – все это они получают на борту теплохода.

Вам будет интересно: База отдыха "Торово", Череповец: описание, услуги, отзывы и фото


Великая река Лена

Эта водная артерия является третьей из наиболее протяженных в России (после Енисея и Оби) и 11-й в мире. Длина реки – свыше 4400 километров. На ней нет ни электростанций, ни плотин, ни искусственных запруд.

Вам будет интересно: Гуандун, Китай: расположение, описание, история провинции, фото и отзывы туристов

Лена катит свои волны по руслу, которое создала сама природа миллионы лет назад. Большая протяженность водной артерии обуславливает то, что она протекает в нескольких географических поясах. Таким образом, отправляясь в круизы по реке Лене, участники могут увидеть как дремучую тайгу, так и тундру, полюбоваться белыми ночами, ступить ногой на земли вечной арктической мерзлоты, побывать в «столице сибирских морозов» Оймяконе, ознакомиться с алмазной землей республики Саха и культурой коренных народов Севера.

Начинается водная артерия на северо-западных склонах Байкальского хребта, всего лишь в 12 километрах от зеркала озера. А впадает река в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Почти треть ее течения приходится на горное Предбайкалье.

Далее река катит свои воды по Иркутской области и Якутии. Судоходной Лена становится от пристани Качуга. Но в верхнем течении могут плавать лишь небольшие лодки и катера. По-настоящему водным путем в океан Лена становится от города Усть-Кута (вернее, от самого большого речного порта в России - Осетрового).

Вам будет интересно: Пинежские пещеры: расположение, описание, как и чем добраться, советы туристам


Специфика круизов по Сибири

В этом краю суровых холодов навигационный период очень короткий – от 125 (в низовьях) до 170 дней. Еще в мае река Лена скована панцирем льда. Поскольку река течет с юга на север, то сначала замерзает устье, а прибывающие с более теплых территорий воды образуют торосы.

Ледяной панцирь толщиной более метра начинает таять лишь в начале мая, а половодье приходится на конец этого месяца. Первый хрупкий покров на воде образуется по ночам уже в сентябре. Таким образом, навигационный период ограничивается летними месяцами.

Отправляться в круиз по Лене лучше всего во второй половине июня, чтобы вполне насладиться прелестью белой полярной ночи. Если вы планируете сходить на берег, вам нужно позаботиться о защите от энцефалитного клеща. Этот кровососущий паразит – настоящий бич сибирской тайги (юг Якутии и вся Иркутская область). Особый пик активности насекомых – май и летние месяцы. Прививка должна быть сделана не позже 45 дней до путешествия. Она, кстати, не гарантирует полного иммунитета от болезни, но делает ее течение более легким.

Теплоходы

В отличие от круизов по другим рекам, в том числе и российским, по Лене курсируют всего два пассажирских лайнера. Так что выбор у путешественников довольно узкий. Пунктов отправления тоже два. Это либо Якутск, либо Усть-Кут (Иркутская область).

Речные круизы по Лене осуществляют лайнеры «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов». Остальные пассажирские суда значительно ниже по уровню комфорта и просто перевозят путешественников в населенные пункты по берегам.

В начале навигационного периода, когда устье Лены еще сковано льдом, но среднее течение открыто, пароходы осуществляют короткие круизы, на два-три дня. Позже протяженность путешествий достигает от десяти суток до двух недель.

В разгар лета лайнеры плавают до самого устья реки – населенного пункта Тикси на берегу моря Лаптевых.

«Демьян Бедный»

Трехпалубный теплоход, названный в честь русского поэта, был изготовлен в Австрии в 1985 году. «Демьян Бедный» является флагманом компании «Ленатурфлот». Не будем тут описывать длину и ширину, пассажировместимость и другие технические параметры этого судна.

Вам будет интересно: Лучшие отели России: обзор, описание, рейтинг


Тем, кто намеревается отдохнуть в круизе по Лене на теплоходе, гораздо важнее знать о комфортности его кают и услугах на борту. В отличие от морских лайнеров, в которых имеются комнаты вообще без окон (внутри широких палуб) или с маленькими иллюминаторами на уровне воды, в речных судах всех гостей селят с большими удобствами. Какими же?

Все каюты имеют окна. Размещаются комнаты на главной и шлюпочной палубах. Каюты делятся на категории стандарт, полулюкс и люкс. Все они имеют свой санитарный блок (умывальник, душ, туалет). В каждой комнате есть кондиционер, телевизор и радио.

Стандарты бывают разной вместительности: от одного до четырех человек. Каюты более высокого уровня комфортности - двухместные. В них имеется еще и холодильник, а кондиционер управляется индивидуальным пультом.

На борту «Демьяна Бедного» к услугам участников круиза предоставляется кинозал, лаунж, музыкальный салон, ресторан, бар с танцполом, сауна, гладильная комната, парикмахерская, медпункт.


«Михаил Светлов»

Прослужив там одну навигацию, судно поменяло порт приписки. По сути, «Михаил Светлов» является братом-близнецом «Демьяна Бедного». По крайней мере, каюты и удобства на борту в нем точно такие же.

Пассажирам всех круизов предоставляется четырехразовое питание (при большой заполненности теплохода оно осуществляется в две смены).


Маршруты. Арктический круиз по Лене (14 дней)

Как мы уже упоминали, по реке можно путешествовать как три дня, так и две недели. Рассмотрим самый продолжительный маршрут. Начинается он в Якутске. Теплоход «Михаил Светлов» доставляет пассажиров до Ленских столбов. Так называются высокие скалы, которые тянутся вдоль берегов на 40 километров.

Планируется высадка в национальном парке и ритуал «очищения огнем». Следующая остановка в устье реки Буотамы позволит вам увидеть бизонов, завезенных сюда из Канады. Предусмотрены высадки на берег в Жиганске, Кюсюре. Там участники круиза могут ознакомиться с культурой эвенков и узнать о политике СССР по отношению к малым народам Севера, так называемой Чурапчинской трагедии.

Тикси – крайний северный пункт путешествия. Предусмотрена высадка в тундре с дегустацией национальной еды. Как сообщают туристы в отзывах, круиз по Лене построен таким образом, что обратная дорога будет не менее интересной, чем плавание в Тикси.

Возвращается в Якутск корабль по Ленской трубе – узкому руслу, зажатому с обеих сторон высокими скалами. Останавливается теплоход для фотосессии у надписи «Полярный круг». Минует он урочище «Сорок островов». Предусмотрена и зеленая остановка с шашлыками и песнями под гитару у «костра дружбы».


Другие маршруты «Михаила Светлова»

В 2018 году «арктические круизы по Лене» (из Якутска в Тикси и обратно) намечены на 7 и 23 июля, а также на 8 и 22 августа. Стоимость такого путешествия стартует от 80 тысяч рублей.

Но если заказать круиз заблаговременно (за 45 дней до его начала), то можно забронировать место в каюте за половину стоимости. Из порта приписки - Якутска - теплоход «Михаил Светлов» совершает и более короткие круизы:

  • К Ленским Столбам,
  • На остров Таменный (в рамках специального тура «Я люблю рыбку»),
  • Покровск – Олемкинск – Ленск.
  • Сангар – Вилюйск – Верхневилюйск – Нюрба (путешествие «Волна здоровья»).

Маршруты «Демьяна Бедного»

Флагман речной флотилии в 2018 году выполнял рейсы из Усть-Кута в Якутск и обратно. Также он осуществлял круиз до Ленских Щек. Это очень интересное место. Там река делает резкие повороты в 90 градусов между высокими береговыми утесами.


В 2017 году «Демьян Бедный» выполнял круиз в Тикси, к берегу Северного Ледовитого океана. Теперь же пароход работает под заказ или выполняет короткие прогулочные рейсы.

Описание путешествия на борту лайнера «Демьян Бедный»

До конца навигации 2018 года запланирован всего один 12-дневный круиз по реке Лена. Отзывы о нем весьма похвальные. Выходит пароход из Якутска 3 сентября и следует до Ленинских Щек. По дороге предусмотрены остановки в:

  • устье реки Буотама;
  • поселке Даппарай;
  • устье Ура;
  • городе Ленске;
  • поселке Мирный;
  • Витиме.

После прохода по Ленским Щекам лайнер поворачивает обратно. Программа тура от этого не становится скучной.

Участники круиза увидят города Ленск и Олекминск, а также пресловутые Столбы. В деревне Соттинцы их ждет прощальный ужин у Костра Дружбы. Стоимость такого круиза стартует от 64 тысяч рублей.


Речные круизы по Лене: отзывы

Эти путешествия по могучей сибирской реке никого не оставляют равнодушным. И хотя у большинства людей слово «круиз» вызывает ассоциации с тропическими морями и южными широтами, плавание в Заполярье даст вам возможность испытать не менее сильные эмоции.

Суровая природа Севера прекрасна, как Снежная Королева. А река Лена – это неповторимое чудо природы. Ее берега окаймляют скалы, вплотную подступающие к воде. Иногда они отступают, и Лена разливается до ширины в 12-20 километров.


На этой огромной акватории виднеются островки, в которых водится множество видов пернатых. Что до времени круиза, то оно всегда удачное. В июне вы застанете полярный день, в июле и августе – белые ночи.

Начиная с сентября велика вероятность увидеть сияние в небе. Правда, осенью оно черно-белое. Цветным полярное сияние бывает только зимой.

Туристы высоко оценили сервис. В стоимость круиза входит трансфер от железнодорожной станции или аэропорта в речной порт, питание, наземные экскурсии, лекции, анимация.

Какие туры наиболее популярны? Туристам нравится двухнедельный круиз в Тикси. Также много похвальных отзывов о турах «Алмазный путь» (Якутск – Ленские Щеки – Мирный) и «Дорогами Первопроходцев» (из Усть-Кута в столицу республики Саха).

Ленские пароходы были построены в 1959 году в Венгрии. Всего на Лену было доставлено из Европы северным морским путем четыре судна этого проекта: «Иркутск», «Хабаровск», «Красноярск» и «Благовещенск». Им было суждена долгая навигация длиною почти в полвека. Заменить их было нечем. Пароход «Хабаровск» утонул осенью 1999 года, а «Иркутск» в 2000-ых был разграблен и распилен на металлом. По состоянию на май 2016 года в работе находится только одно судно проекта 737. Это восстановленный и запущенный в работу летом 2014 года пароход «Красноярск» на реке Лене. Однотипное судно «Благовещенск» стоит выведенное из работы в затоне Киренска (Иркутская область), есть планы восстановления.

Кадр из фильма "Верные друзья" (1954). Пароход 737 проекта "Алексей Толстой", почему-то переименованный киношниками в "Ермак". Не любили "Красного графа"? :)

Строительство этих двухпалубных грузопассажирских пароходов было начато в СССР на Киевском судостроительном заводе «Ленинская Кузница». Первый пароход был построен в 1951 году ему было присвоено название «Иосиф Сталин». После постройки пяти штук, далее суда сходили со стапеля в Венгрии (Obuda Hajogyar Budapest). Всего за период 1951 – 1959 год было построено 75 единиц данного проекта. Судам присваивались названия в честь городов СССР и выдающихся русских литераторов. Пароходы этого типа эксплуатировались по всей стране: их можно было встретить на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Лене, Оби, Днепре. "Колесники" работали на маршрутах Москва - Ока - Горький (Нижний Новгород), Москва - Пермь и прочих маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Новосибирск - Сургут, Киев - Херсон и других. Пароходы 737 проекта стали основой функционировавшей до 1984 года пассажирской линии «Московская кругосветка». Габариты судна позволяли ему совершать круговой рейс, с отправлением от Северного речного вокзала Москвы, и с прибытием туда же, но через Волгу, Оку, Москва-реку.

Живой "Красноярск". Современный вид.
К середине 70-х годов XX века большинство судов было выведено из эксплуатации после того, как им на смену пришли современные пассажирские теплоходы. В 80-е и 90-е годы многие суда были переоборудованы в стационарные плавучие базы отдыха в разных регионах, другие же списаны.

Еще пара снимков интересной техники на фоне Лены из того же сета.



Самолет Як-40 над Леной. Внизу теплоход проекта 860 "Россия".



Самолет Ан-2. Кино, книги и девушки с метеостанции.



Грузовик "Урал" пробирается по тайге.



Ну и в конце, неожиданно, швертбот олимпийского класса "Финн". В рамках поддержки массового спорта, с прицелом на воспитание олимпийцев, в СССР было открыто производство этих яхт, они широко поставлялись в парусные секции по всей стране и на фото того времени встречаются довольно часто, в том числе и в экзотических для парусного спорта местах. Но здесь яхта используется явно не по прямому назначению :) Возможно, списанная.
Красные кеды!! :)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: