Какие суда ходят по каме

Обновлено: 19.04.2024

Уникальный проект реновации судна для премиальных экспедиционных круизов, выполненный по оригинальной дизайн-концепции в сибирских этнических мотивах.

Лучшие предложения «Водохода». Новые эксклюзивные программы, концептуальная кухня и премиальный сервис. Незабываемые путешествия высшего класса.

Премиальный теплоход с просторными дизайнерскими каютами с панорамными окнами и оригинальными общественными пространствами. Первый абсолютно новый пассажирский теплоход, построенный в России за последние 60 лет.

Все тот же привычный вам формат круизного плавания, который дает больше возможностей для выбора.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход проекта 301, построен в Германии. Прошел комплексное переоборудование всех кают и общественных помещений.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Кронштадт», построен в Германии. Оснащен современным навигационным оборудованием.

Путешествие по России в атмосфере спокойствия и комфорта.
Просторные каюты, изысканная кухня, насыщенная экскурсионная программа.

«Мстислав Ростропович» (бывший «Михаил Калинин») — комфортабельный четырехпалубный теплоход. Это единственный теплоход, где почти во всех каютах есть балкон.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход проекта 301, построен в Германии. Прошел комплексное переоборудование всех кают и общественных помещений в 2019-2020 годах.

«Санкт-Петербург» — комфортабельный четырехпалубный пассажирский теплоход проекта 301, построен в Германии.

Единственный четырехпалубный теплоход, который ходит на Соловецкие острова и способен швартоваться непосредственно у причала Соловков.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Лев Толстой» — теплоход проекта Q-056, построен в Австрии. Оснащен современным навигационным оборудованием.

Широкая география маршрутов и различная продолжительность круизов позволяют выбрать то, что подходит именно вам.
Высокое качество обслуживания, интересные программы отвечают всем стандартам качества «Водохода».

Комфортабельный четырехпалубный теплоход, построен в Чехословакии. Оснащен современным навигационным оборудованием.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Александр Радищев», построен в Германии. Оснащен современным навигационным оборудованием.

Кама – главная река Пермского края и одна из крупнейших в Европейской России. Длина Камы составляет 1805 км (из них 910 км течет по Пермскому краю). Кама является крупнейшим левым притоком Волги. До строительства Куйбышевского водохранилища длина реки составляла 2030 км.

Река Кама

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия реки Кама:

  • от удмуртского «кема» - «долгий», «длинный»;
  • от древнерусского «камы» - «камень»;
  • от зырянско-пермяцкого «камва», что означает «сильно пал», то есть «вода, имеющая сильное падение»;
  • от обско-угорского (хантыйского) «кам» - «прозрачный», «чистый»;
  • от древнеиндийского «кам» - «вода»;
  • древний географический термин – обозначение реки, некогда общее для различных языков Евразии.

В русских летописях Кама впервые упоминается в 1220 году в рассказе о походе князя Василька Константиновича 1187 года. По Каме поднимались новгородцы для сбора дани. Кстати, реки с таким названием также есть в Свердловской, Тюменской и Новосибирской областях.

Река Кама в Хохловке

Особенности реки Кама

Кама берет начало на покрытых лесом увалах Верхнекамской возвышенности, на высоте 331 м. Рядом с истоком находится деревня Карпушата, ныне вошедшая в состав села Кулига (Кезский район Удмуртской Республики). Река берет начало из Камского ключа, который несколькими струями вытекает из-под горы. Исток Камы обустроен, в 1974 году был разбит сквер. Здесь установлен памятник со словами «Здесь берет начало уральская река Кама». Сюда часто приезжают туристы, желающие посмотреть на начало великой реки.

Реку Каму условно делят на пять участков:

  • Верховья Камы (от истока до устья реки Весляна),
  • Верхняя Кама (до подпора Камского водохранилища, фактически до устья реки Вишеры),
  • Средняя Кама (Камское и Воткинское водохранилища),
  • Нижняя Кама (Нижнекамское водохранилище),
  • Камский залив Куйбышевского водохранилища.

Набережная Камы в Перми

В верхнем течении русло Камы сильно извивается. Оно неустойчивое, поскольку проходит по легкоразмываемым песчаным отложениям. Берега часто низменные и заболоченные, много стариц. Принимая многочисленные притоки, Кама становится полноводной. У поселка Гайны ее ширина достигает уже 200 метров.

После впадения реки Вишеры она становится многоводной рекой. Кстати, есть мнение, что это Кама впадает в Вишеру (а не наоборот), а Волга – в Вишеру.

Плавание по Каме

Всего Кама принимает 74 718 притоков (из них 94,5 % составляют мелкие реки длиной менее 10 км). Площадь ее водосборного бассейна более 507 000 км². Основные притоки:

  • левые: Южная Кельтма, Вишера с Колвой, Яйва, Косьва, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Ик, Зай, Шешма, Мензеля;
  • правые: Коса, Иньва, Чермоз, Обва, Тулва, Вятка, Иж, Тойма, Мёша.

Поход Ураловедов по берегу Камы

Питание преимущественно снеговое, а также подземное и дождевое; за весеннее половодье (март—июнь) проходит более 62,6 % годового стока, летом и осенью — 28,3 %, зимой — 9,1 %. Размах колебаний уровня до 8 м в верховьях и 7 м в низовьях. Средний расход у Камской ГЭС 1630 м³/сек, у Воткинской ГЭС около 1750 м³/сек, в устье около 4100 м³/сек, наибольший расход воды около 27 500 м³/сек. Норма годового стока Камы 117 км³. Является третьей по водности рекой-притоком в России, после Алдана и Ангары. Скорость течения от 1 м/с в верховье до 0,3 м/с вблизи устья.

Весенняя Кама

Влияние построенной в Перми Камской ГЭС (была пущена в 1954 году) распространилось вверх по реке почти на 300 км, образовав подпор воды до устья Вишеры. При строительстве ГЭС территория многих населенных пунктов ушла под воду (в том числе город Дедюхин, ставший «уральской Атлантидой»). В устьях многих притоков образовались обширные заливы. Самые большие – Иньвинский, Косьвинский и Обвинский. Местами противоположный берег еле виден.

Широка река Кама

Ниже по течению участок от Перми до Чайковского так же представляет собой водохранилище – Воткинское, построенное в 1962 году. Его подпор чувствуется даже в Перми. Плотину Воткинской ГЭС иногда называют «южными воротами Пермского края». В низовьях Камы расположено еще одно, третье, водохранилище – Нижнекамское. На каждой из плотин созданы ГЭС.

Река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища на реке Волге в Республике Татарстан. Урез устья 36 м. На своем пути от истока Кама несколько раз меняет направление, образуя дугу, похожую на карте на большой вопросительный знак. Интересно, что по прямой от истока до устья Камы всего-то 445 км, а она течет почти 2 тысячи км. В районе города Нытвы до истока Камы и вовсе порядка 100 км.

Река Кама

Кама протекает по территории Удмуртии, Кировской области, Пермского края, по границе Удмуртии и Башкортостана, Татарстана. Это седьмая река в Европе по протяженности (после Волги, Дуная, Урала, Днепра, Дона и Печоры).

В пределах Пермского края течет вдоль западных отрогов Уральских гор по широкой долине, находящейся на стыке Русской платформы и Уральской горной страны.

Зимняя Кама в Пыскоре

Геологически Кама древнее Волги. Как установили ученые, до эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную сеть Восточной Европы. Согласно большинству гидрологических признаков (возраст рек, высота истоков, длина, полноводность), Кама является главной рекой, а Волга — ее крупнейшим притоком.

«Мы, прикамские, относимся к Волге с ласковой снисходительностью: приток, как всякий другой, течет себе от Твери до Казани, Кама же – от Урала до Каспия. Кама – матушка, Волга – дочь. Ни камских глубин, ни могучести камской нет у обмелевшей, глинистой, пропахнувшей нефтью Волги».

Мост через Каму

В реке обитает следующая рыба: лещ, карась, язь, голавль, жерех, судак, сазан, окунь, ерш, налим, щука, сом. В верховьях встречаются таймень и хариус, в низовьях – стерлядь и осетр. Интересный факт: когда в 1824 году город Пермь посетил император Александр I, городской глава Дмитрий Смышляев поднёс ему лодку с живым осётром со стрелядью необычайной величины. Они были выловлены в реке Каме.

С древности Кама являлась важным транспортным путем. Особенно оживилась река с приходом русских и строительством предприятий. В 1822 году Каму связали с Вычегдой, прокопав Северо-Екатерининский канал. А в 1817 году на Пожевском заводе Всеволожского были построены первые пароходы. Выше устья Вишеры на Каме стоит поселок Керчевский, где был образован Керчевский сплавной рейд. В 1960-70-е годы он был самым большим в мире, перерабатывая за год более 3 млн м 3 древесины. Река используется для судоходства и сейчас.

Неоднократно (с XVIII века и до 1980-х годов) обсуждался вопрос соединения Камы с северными реками и переброски части их стока для пополнения водой обмелевших Волги и Каспийского моря, а также развития транспортной системы. К счастью, эти проекты так и не были реализованы.

Теплоход в Перми

Достопримечательности Камы

На берегах Камы расположено немало интересных достопримечательностей. Им посвящены (а некоторым ещё будут посвящены) отдельные статьи на сайте проекта «Ураловед». Здесь же перечислю лишь некоторые места.

Очень интересен берег Камы перед Пермью. Здесь, на левом берегу, возвышаются скалы, состоящие из гипса. Под действием воды образуются неповторимые природные гипсовые скульптуры. Между Добрянкой и Полазной тянутся Лунежские горы. А на правом берегу, расположен архитектурно-этнографический музей «Хохловка».

Гипсовые формы на берегу Камы

На месте слияния Камы с Чусовой (теперь тут разлился обширный Чусовской залив) расположен красивый мыс Стрелка.

Мыс Стрелка

В городе Перми можно прокатиться на прогулочном теплоходе. Также отсюда ходят большие пассажирские теплоходы до Волги. Около бывшего Речного вокзала расположен самый известный и популярный арт-объект Перми – «Счастье не за горами».

Счастье не за горами в Перми

По берегам Камы открыто много археологических памятников. Так, самый известных из них в окрестностях Перми – Гляденовское костище.

На берегах Камы расположены такие интересные города и посёлки, как Соликамск, Пыскор, Усолье, Орел, Березники, Чёрмоз, Добрянка, Полазна, Пермь, Оханск, Оса, Чайковский, Сарапул.

Найден 621 круиз. Чтобы ускорить выбор круиза - вы можете воспользоваться формой поиска вверху страницы, в которой можно уточнить интересующий вас город отправления, города остановки, или интересующий водный путь. Использовать форму

Кама

Кама Река/Водный путь

Длина: 1 805 км Площадь бассейна: 507 000 км² Устье: Волга, Куйбышевское водохранилище Исток: Удмуртия Изначальная протяженность Камы составляла 2030 километров, но после завершения строительства Куйбышевского водохранилища она изменилась, и теперь составляет 1805 километров. Название реки происходит от языков финно-угорской группы, в которых слово "Кам" употребляется в значении "большая река". Течение реки начинается в районе Верхнекамской возвышенности, недалеко от села Кулига, и состоит из четырех различных источников. После прохода через возвышенности Заволжья, в Каму впадает река Вишера, усиливая многоводность течения. Недалеко от деревни Усть-Бельск находится место впадения в Каму Белой реки, которую местные жители называют "Агидель". Далее, в окрестностях Нижнекамска, в Каму впадает течение реки Вятка, после чего она попадает на территорию Куйбышевского водохранилища. Река проходит через Камскую, Воткинскую и Нижнекамскую гидроэлектростанции, которые располагаются на территории одноименных водохранилищ. Строительство Камской ГЭС потребовало затопления ряда городов и деревень, что породило легенды об Уральской Атлантиде. Само водохранилище получило у местных жителей неофициальное название - Камское море. Еще Кама известна знаменитым жизнеутверждающим слоганом "Счастье не за горами", который установлен на набережной города Пермь, где происходит швартовка многочисленных круизных теплоходов.

Популярные направления круизов по Каме:

Круизы в Казань

Регулярные сражения между Казанским ханством и Московским княжеством, сначала привели к регулярной выплате дани со стороны Москвы. Позднее, в 1552 году, Иван Грозный отправляет свои войска в Казань, и разрушает город практически до основания. После подавления нескольких восстаний на территории Казанского края, у истории Казани начинается новый этап, в составе России. В 1556 году в Казане приступают к возведению Кремля из белого камня. Иван Грозный выгоняет из города татар и запрещает им селиться на расстоянии 30 километров от города, а на их место заселяются семь тысяч русских из разных городов.

Круизы в Нижний Новгород

В советский период город был важнейшим центром промышленности страны. В 1930 году завершилось строительство Горьковского автозавода, производящего автомобили ГАЗ. Открытие оборонных предприятий сделало Новгород закрытым для иностранцев городом. На сегодняшний день, Нижний Новгород - это современный город-миллионник, по праву носящий звания культурного и промышленного центра страны.

Кама по величине стоит на четвертом месте среди рек европейской части России, неудивительно, что она стала важным водным путем. Первые корабли на ней появились задолго до создания пароходов. Так, весь XVIII век и большую часть XIX века судоходство на Каме основывалось на каторжном труде бурлаков, поскольку суда не могли плыть против течения. Бурлаки или лошади тянули при помощи тросов судно, ступая по так называемому «бечевнику». В царской России бечевником называли сухопутную дорогу, отведенную по берегам рек для бечевой тяги судов и плотов. Государственная власть заботилась о поддержании работы бечевников: искусственные бечевники содержались за счет казны, а естественные у кромки берега – были частью земской повинности местных жителей. Преграждать путь бурлакам различными постройками и заборами вдоль бечевника было запрещено.

Поскольку возвращение корабля после отправки груза могло обходиться слишком дорого, многие купцы предпочитали использовать особые судна – «беляны». Этот тип судов строился из необработанных и непокрашенных бревен. Таким образом, получалось два в одном: и строевой лес, который продавали, и перевозка грузов. Среди документов ГАПК есть чертеж беляны, чья длина превышала семьдесят метров.

Ф.716.Оп.2.Д.1590.Л.1.jpg


План «Беляны» – судна из необработанных бревен. ГАПК. Ф.716. Оп.2. Д.1590. Л.1.

Все изменилось с появлением пароходов. Экспериментальные модели пароходов появились еще в XVIII веке, однако первый практически использовавшийся пароход был создан Робертом Фултоном в 1807 году. Первый пароход в России появился в 1815 году – его сконструировал Чарльз Берд. Конструкция Берда предполагала установку паровой машины мощностью в 4 л.с. на обычную баржу-тихвинку. В это же самое время на Пожвинском заводе Всеволода Андреевича Всеволожского, в обстановке скрытности был готов пароход совсем иной конструкции. Его создал талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский считавший, что устанавливать паровую машину на обычные несамоходные судна нецелесообразно. Весной 1816 года были готовы два судна «Искра» и «Пожовка» мощностью по 36 и 6 лошадиных сил. В июле 1817 года они отправились в плавание по Каме и Волге. Всеволжский надеялся получить от правительства привилегию на строительство пароходов, однако предприимчивый Берд сумел опередить его – в октябре 1817 г. Сенат дал Берду исключительное право пользоваться паровыми судами на 10 лет. В итоге Чарльз Берд, не желая конкурировать с Пожвинскими судостроителями подал на них в суд. Это ненадолго замедлило развитие судоходства в России. Но со второй половины XIX века начинается расцвет пароходства.

ФФ.Оп.29п.Д.029.Пароходы у пристани г.Перми. Справа - строящаяся ж.д. линия Пермь - Заимка.1897-1899.jpg


Пароходы у пристани г. Перми. Справа - строящаяся ж/д линия Пермь - Заимка.1897-1899 гг. ГАПК. ФФ.Оп.29п.Д.029.

В 1841 году на Суксунском заводе под руководством механика Петра Ивановича Тимкина был построен первый в мире пароход с железным корпусом. Он получил название «Никита Демидов» и использовался для сплава чугуна по Каме и Волге. Регулярное пароходное движение на Каме началось с 1846 года, когда было создано “Пермское пароходное общество”. При этом пассажирские пароходы до начала 70-х годов XIX века строились без второй палубы и без крыши, так что сажа и искры из труб летели прямо на пассажиров, прожигая им шляпы и платья.

Век парохода тогда был недолог – всего 10-15 лет, при этом много пароходов терялось во время ледохода, поскольку Кама была мало оборудована стоянками для укрытия судов. Самыми близкими были Курьинский и Заозерский затоны, возле самой Перми затонов не было. Затон – это залив, служащий гаванью для зимующих судов. Как и бечевники, они бывают природные и искусственно созданные. Пермское общество в начале XX века настаивало на строительстве в устье Мулянки большой Мулянской гавани, в которой могли бы укрываться до 100 судов. Проект был детально разработан, но его так и не реализовали.

000008об.jpg


Вырезка заметки из газеты «Досуги судоходства» о нехватке затона в Перми. 1910 г. ГАПК. Ф.297.Оп.1. Д.1240. Л.8 об.

Всего на Каме в период с 1846 по 1917 гг. существовало примерно 36 различных пароходных компаний, по реке плавали 400-500 пароходов, принадлежавших этим компаниям. Появились целые династии пароходчиков: Каменские, Любимовы, Мешков, Кашина. Конкуренция среди пароходных компаний была нешуточная. В Архиве сохранилось письмо от секретаря МВД губернатора к главному начальнику Почты и Телеграфа с просьбой изменить время прибытия почтово-пассажирских пароходов, принадлежащих братьям Каменским. В Перми переживали, что пароходы Каменских и пароходы Любимовых, отходящие от пристани одновременно в 9 часов утра, начнут гонки, которые могут быть опасны как для пассажиров, так и для самих пароходов.




Письмо главному начальнику Почты и Телеграфов от МВД Пермского губернатора об изменении расписания движения пароходов, от 10 апреля 1893 г. Пермь. ГАПК. Ф.65. Оп.2. Д.125. Л.1-2.


Пристань братьев Каменских г. Пермь. ГАПК. ФФ. Оп.39н. Д.100.

ФФ.Оп.39н.Д.0106. г. Пермь. Пароход у пристани братьев Каменскихна реке Каме.jpg


Пароход у пристани братьев Каменских на реке Каме г. Пермь. ФФ.Оп.39н.Д.106.

Камский флот был, по сути, уничтожен во время Гражданской войны. Речь идет о так называемом Лёвшинском пожаре 1919 года. Во время этого пожара погибла большая часть речного флота – 96 судов. О природе пожара историки спорят до сих пор. Советская историография приписывала сожжение флота белогвардейцам как проявление тактики выжженной земли. Так, в конце июня 1919 г. участники белого движения, отступая на восток, ликвидировали базу своего речного флота. Корабли флотилии были разоружены, артиллерия, боезапас, имущество и части паровых машин кораблей были отправлены по железной дороге в Тюмень. Оставшиеся судна были сосредоточены в реке Чусовой, в районе села Лёвшино. Там же в Лёвшино из-за нехватки цистерн осталось значительное количество керосина и смазочных масел, которые были выпущены в Чусовую, чтобы топливо не достались противнику. Впоследствии этот керосин загорелся, что и стало причиной гибели флота. Но кто поджег реку, и было ли это сделано специально, достоверно неизвестно.

ФФ.Оп.61п.Д.00110_111.Пароходы после их затопления белогвар-ми и железнод-й мост у ст.Шумково Пермс-й желез-й дороги 1919г.jpg


Пароходы, вытащенные на берег р. Камы после их затопления отступающими участниками белого движения. ГАПК. ф/ф.61.Оп.61п.Д.110.

Городу потребовалось немало времени на восстановление после разрухи Гражданской войны. Что касается пароходов, то в 1931 году в Перми был основан судостроительный завод «Кама». Уже в 1932 г. он выпустил первое судно – буксирный пароход «Пермский первенец», мощностью в 150 л.с. Всего в довоенные годы было построено 135 буксирных пароходов.


Строительство пароходов на временных стапелях Пермской судоверфи. 1930-е г. Пермь. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.22. Л.3.


Рабочие во время ремонта колеса парохода.1932г. ГАПК. ФФ. Оп.61п. Д.00364.


Буксирный пароход судозавода «Кама», прибывший из пробного рейса. ГАПК. ФФ.Оп.50п.Д.150.

В годы Второй Мировой войны судозавод сооружал бронекатера, один из которых впоследствии был установлен на постаменте возле завода.

ФФ.71п.Оп.71п.Д.57.Бронекатера судозавода. Молотов. 1943г.jpg


Бронекатера судозавода «Кама». г.Молотов.1943 г. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.57.

В 1950-х гг. пароходы работали на транспортных линиях Пермь – Москва, Пермь – Астрахань, Пермь – Сарапул и др. Начиная с 1960 года на Каме стали ходить более экономичные, комфортабельные и удобные для пассажиров теплоходы, и дизель-электроходы. Они пришли на замену пароходам на транспортных линиях. А в середине 1970-х на Каме появились суда на подводных крыльях – «Ракеты» и «Метеоры». Время пароходов прошло.

ФФ.Оп.61н_а.Д.1275.Л.6.Пароход Вильгельм Пик Камского речного пароходства.. 1969 г.jpg


Пароход Вильгельм Пик Камского речного пароходства. 1969 г. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.

ФФ.Оп.18п.Д.131. Заозерская ремонтно_эксплуатационная база Камского речного пароходства. 1983. Пермь.jpg


Заозерская ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. 1983 г. Пермь. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.

Круизы по Каме

Кама— самый крупный приток Волги, протекающий по территории таких субъектов Российской Федерации как Пермский край, республики Татарстан, Удмуртия, Башкортостан и Кировская область.

Столь выгодное расположение позволяет не только насладиться живописными природными ландшафтами в рамках путешествия на пароходе по Каме, но и познакомиться с разнообразными культурными особенностями народов нашей страны, узнать много интересного из их истории. Так же во время отдыха можно совершить увлекательную экскурсионную программу в городах-остановках, где опытные гиды расскажут много познавательного из жизни региона, покажут основные культурные достопримечательности, а так же самые выгодные точки для памятных фотографий.

Что можно увидеть во время речного круиза по Каме

Так, купив камское путешествие, Вы увидите:

  • Знаменитый Казанский Кремль с мечетью Кул-Шариф, прогуляетесь по центральному проспекту Татарской столицы, сможете увидеть великолепную набережную Казанки.
  • Познакомитесь с камской столицей — Пермью, откуда также можно совершить автобусные экскурсии в современный мегаполис — Екатеринбург, Тюмень, Кунгурскую Ледяную пещеру, дом Бориса Пастернака во Всеволодово-Вильве, Соликамские солеваренные постройки, а также побывать в гостях у «Бурановских бабушек», прославившихся на весь мир после Евровидения 2012 года.
  • Незабываемое впечатление во время круиза на теплоходе по Каме оставляет прохождение шлюзов ГЭС, которых не мало встретится по ходу движения, особенно удивит вид единственного в России шести-камерного шлюза, находящийся в Перми.

Наличие стольких увлекательных возможностей делают речные туры по Каме одним из самых интересных водных туристических маршрутов России, который с каждым годом пользуются все большей популярностью не только среди наших, но и иностранных граждан. Продолжительность подобных путешествий весьма разнообразна: от туров выходного дня (например, из Казани до Елабуги) до многодневных поездок (от Москвы до Перми), что, безусловно, скажется на стоимости круиза.

Выбор теплоходов также самый разнообразный, отличающийся как уровнем борта (трех-четырехпалубные корабли, от эконом до премиум класса), так и категорией выбранной каюты (от наиболее дешевых без удобств, до кают класса люкс). Но, несмотря на возможные вариации, в цену тура всегда, помимо проживания, входит трехразовое питание и развлекательная программа во время всего пребывания на корабле. Речные круизы по Каме — замечательная возможность провести выходные/отпускные дни в атмосфере небывалого уюта с сочетанием интереснейших экскурсионных программам. Это отдых, который не оставит равнодушным ни одного пассажира и подойдет для всех — от семейных пар с детьми, до веселых шумных компаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: