Какие суда ходят по днепру

Обновлено: 28.03.2024

Из Киева один из посетителей блога, мне прислал интересную справку о круизных речных теплоходах. Так сказать - в продолжение нашумевшей истории, с ушедшем в Россию теплоходом "Генерал Ватутин".
Оказывается такое бывало очень часто и раньше и абсолютно никакого резонанса тогда не вызывало. Впрочем раньше Украина ещё напоминала спокойную и мирную страну.

На Днепре при СССР было 15 круизных лайнеров река-море. Все они строились в ГДР в городе Больценбург на Эльбенферфен по заказу СССР.
Лайнеры 301 и 302 проекта эксплуатировались в СССР на Днепре с выходом в Чёрное море до Ялты и на Волге, а также в круизах Москва - Санкт-Петербург .
301 проект отличался от 302 внешними различиями.

Сейчас привожу список круизных лайнеров река-море которые были на Днепре при СССР. 301 проект.
1) "Евгений Вучетич". Сейчас не эксплуатируется.
2) "XXV съезд КПСС". Переименован в "Принцесса Днепра".
3) "Леся Украинка". С середины 90-х годов работает в России. Переименован в "Пётр Чайковский".
4) "Советская Росиия". Работает в России с 90- годов. Переименован в "Россия".
5) "Максим Рыльский". Работает в России. Переименован в "Михаил Булгаков".
6) "Андрей Малышко". Работает в России. Переименован в "Русь".
7) "Николай Добролюбов". Работает в России с 2003 года. Переименован в "Андрей Рублёв" в 2010 году.
8) "Михаил Ломоносов". В 2009 году пришёл работать на Украину взамен ушедшего в Россию Генерала Лавриненкова. 302 проект.
9) "В.И. Ленин". Был флагманом Днепровского пароходства. Переименован в "Зірка Дніпра" (Звезда Днепра). Работает на Украине.
10) "Академик Виктор Глушков". Работает в России. Переименован в "Академик Глушков".
11) "Алексей Ватченко". Работает в России. Переименован в "Иван Бунин".
12) "Генерал Ватутин". В этом году ушёл в Россию
13) "Маршал Рыбалко". Работает на Украине.
16) "Маршал Кошевой". Работает в России с 2012 года.
17) "Генерал Лавриненков". Ушёл в 2009 году работать в Россию. Взамен его пришёл 2Михаил Ломоносов".
18) "Т.Г. Шевченко". С 1992 года был флагманом Днепровского пароходства. В 2011 году ушёл на Каспий. Служит общежитием для нефтяников.

Сейчас на Днепре осталось пять круизных лайнеров река-море. 301 проект.
1) "Принцесса Днепра".
2) "Евгений Вучетич".
3) "Михаил Ломоносов". Переименован в "Викинг Синеус". 302 проект.
4) "Зірка Дніпра" (Звезда Днепра).
5) "Маршал Рыбалко".
Почему в 90 годах и в начале 2000-х большинство лайнеров было продано в Россию?
Это объясняется тем, что для них не было работы на Украине. Спрос на круизы по Днепру и Чёрному морю упал. А в России наоборот спрос на круизы по Волге и из Москвы в Санкт-Петербург был и судов не хватало. Вот и продали эти лайнеры в Россию.

Суда 301 и 302 проектов предназначены для речных круизов с выходом в прибрежные морские районы. Так до 80-х годов они были в круизах из Киева до Одессы. После установки на них оборудования и модернизации всех систем они получили разрешение работать в открытом море. И с 80-х годов стали выполнять круизы с Киева до Ялты и Феодосии.
В Севастополь поскольку это при СССР был закрытый город суда 301 и 302 проектов заходили редко. Если не было иностранцев на борту. И в Феодосию тоже. Поскольку в Феодосии тоже базировались боевые корабли.
Лайнер "Академик Виктор Глушков" в 1990 и 1991 году совершил круиз из Киева на Дунай. Он с Днепра вышел в Чёрное море. Посетив Одессу и порты Крыма, он пошёл на Дунай. Лайнер "Т.Г. Шевченко" в 2003 году в честь 300 летия Санкт-Петербурга совершил круиз из Киева в Питер.

Судоходство на Днепре в период с 1945 по 1978 года. Модели теплоходов

Навигация победного 1945 года началась в Смоленске рано — 3 апреля. На участке Днепра протяженностью 141 км трудяги-пароходы тянули баржи с грузами и лесом, буксировали плоты, подвозили торф из Гусина.

Прохождение судов в черте Смоленска ещё затруднялось неубранными металлическими фермами под высоководным городским мостом по Большой Советской, остатками свай низководных мостов у ликёро-водочного завода и «базарного съезда». На речном участке от Лопина до Сырокоренья перевозили пассажиров отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места).

Так постепенно возвращалась к жизни смоленская пристань.

 Пароход «Октябрёнок»

 Пароход «Октябрёнок»

Для удобства горожан были организованы две лодочные переправы через Днепр (на Рачевке и ниже пристани), работавшие с 6 часов утра до 10 часов вечера. Подобные переправы действовали также в Сырокоренье и Катыни.

Пристань у Старого моста, 1945 г.-1970-е гг.

Пристань у Старого моста, 1945 г.-1970-е гг.

C 1963 года в состав речного флота вошли теплоходы типа «Москвич» (проект 544): «Днепр», «Ока», «Десна», «Енисей» и теплоход «Дон» (проект 222).

Речные маршруты из путеводителя 1963 года:
«Смоленск — Бовшево» (теплоходы «Десна» и «Енисей»),
«Смоленск — Боровики» (теплоходы «Енисей» и «Дон»),
«Смоленск — Лопино» (теплоходы «Днепр» и «Дон»),
«Смоленск — Ратчино» (теплоход «Дон»),
«Смоленск — Красный бор» (обслуживается теплоходами «Десна», «Дон», «Енисей» в воскресные дни).

Расписание пригородных теплоходов, 1973 год

Расписание пригородных теплоходов, 1973 год

В 1972 году смоленский флот пополнил быстроходный мелкосидящий теплоход типа «Заря» (проект 946) с водомётным движителем.

 Теплоход «Днепр»

 Теплоход «Дон»

 Теплоходы «Днепр», «Десна», «Енисей»

 Теплоход «Заря»

 Теплоход «Днепр»

 Теплоход «Ока». 1963

Также функционировал «Речной вокзал».

Смоленск. Речной вокзал на Днепре Вид на город. Речной вокзал в районе нынешнего автовокзала в кадре

Справедливо будет упомянуть, что в черте города был городской пляж. Он находился на Рачевке, на левом берегу Днепра, восточнее дома №3 по Набережной Горького, в котором тогда располагалось какое-то водяное ответвление ДОСААФ. Они же в случае чего и спасатели на водах, для каковой надобности и патрулировали на лодке вдоль берега туда-сюда, иногда даже с легким водолазом наготове.

Это наша история, когда был пляж, зонтики, спасалка, гонки на скутерах, гребля на ялах, байдарках и каноэ, гоняли плоты, ходили теплоходы, да и многое, что сейчас эмоционально не опишешь. …

 Рачевский пляж. 1966 год. Фото: Александра Стукалова.

 Конец 50-х – начало 60-х

 Пляж на Рачевке. 1960-е, худ. В.И. Ружо,

 “Городской пляж” (иллюстрация из путеводителя 1963 г.)

Июль 1973. Стоянка лодок около Мебельной фабрики. На снимках — теплоход типа «Москвич» (проект 544).

 Теплоход типа «Москвич» (проект 544), 1973 год

 Теплоход проекта 544 «Москвич»

В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 года запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 года №898 «Об усилении природы и улучшении использования природных ресурсов». Официальными причинами этого тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству». На судах типа «Москвич» пассажироперевозки не запрещались.

Однако, уже в 1978 году пристань «Смоленск», как предприятие, была ликвидирована, а все суда, находившиеся на её балансе и которые не были списаны, приказом по пароходству и с разрешения МРФ были распределены по другим ведомствам, а частично — переданы в БССР (Белоруссию).

Что касается реальной причины закрытия — насколько ведомо их тоже несколько, объективных и субъективных, как то: обмельчание Днепра (из-за интенсивных мелиоративных работ 60-х и вырубки лесов) и нежелание (или невозможности) местных властей чистить русло, полный износ к середине 70-х годов матчасти, развитие автотранспорта и дорожного хозяйства (как следствие — потеря значимости реки как транспортной артерии, в первую очередь для грузоперевозок).


С начала 1980-х годов и вплоть до 2013 года существовали 11-дневные речные круизы по Днепру и Чёрному морю на комфортабельных четырёхпалубных теплоходах. Эти круизы начинались в Киеве, затем теплоход шёл по Днепру с заходами в Канев, Кременчуг, Запорожье и Херсон, после чего выходил в Чёрное море. В рамках черноморской программы круиза судно заходило в Севастополь, Ялту и Одессу. Существовал и обратный маршрут - из Одессы в Киев. Эти маршруты были весьма популярны среди россиян, украинцев, а также западноевропейских туристов. Сегодня таких круизов больше нет - украинские туроператоры периодически пытаются возродить круизное судоходство на Днепре (без заходов в Крым, зато с посещением дельты Дуная в рамках черноморской части маршрута), российские туроператоры с 2016 года планируют заходы в Крым в рамках морской части речных круизов по Волге и Дону. Насколько популярными и востребованными окажутся эти новые маршруты - покажет время. Ниже я расскажу о прежнем, классическом, круизе Киев - Одесса, каким он был на протяжении 30 лет. Итак.

В современном виде речной круизный туризм на Днепре появился в начале 1980-х годов, когда с судоверфей ГДР на внутренние водные пути Советского Союза начали поступать туристические теплоходы проектов 301 и 302. Эти большие и очень комфортабельные суда целенаправленно предназначались для работы на речных круизных маршрутах по рекам СССР - для маршрутов по Волге, Каме, Дону, Северо-Западному направлению. Маршруты Москва - Астрахань, Москва - Ленинград, Москва - Ростов-на-Дону и другие были в те времена невероятно популярны среди советских трудящихся. Не менее популярными стали и речные маршруты по Днепру - ведь в них, помимо речной составляющей, теплоходы заходили ещё в Крым и Одессу. Всего с 1974 по 1991 год для рек СССР было построено 50 круизных судов 301/302 проекта. Из них 12 предназначались для водных путей Украины - для работы на круизных маршрутах Киев - Одесса.

После распада СССР спрос на речные круизы уменьшился, и в конце 1990-х начале 2000-х значительная часть днепровских теплоходов ушла в Россию - сегодня они работают на популярных круизных маршрутах по Волжскому и Северо-Западному бассейну с российскими и иностранными туристами (Москва - Санкт-Петербург и других направлениях). Но и речные круизы по Днепру тогда сохранились - с начала 2000-х и вплоть до 2013 года на круизном маршруте Киев - Одесса работало в разные годы от 4 до 6-ти теплоходов.

Я достаточно опытный круизный путешественник - в разные годы прошёл практически все маршруты по рекам Европейской части России, в 2008 году совершил два путешествия по сибирским рекам Енисею и Лене, а за год до этого, в 2007 году - путешествовал по Днепру на теплоходе "Т.Г. Шевченко". Этот маршрут мне очень понравился - очень тёплый, южный, летний, сочетающий в себе и традиционное путешествие по реке, и отдых на море. Кроме того, после многочисленных путешествий по Волге, было очень интересно сменить реку и посмотреть Днепр. В этом круизе теплоход проходит более 900 километров по Днепру - от Киева и до самого Чёрного моря.

В 2007 году на маршруте Киев - Одесса работало 6 круизных теплоходов 301/302 проекта: "Принцесса Днепра", "Звезда Днепра" и "Генерал Ватутин" компании "Червона Рута", "Маршал Кошевой" и "Т.Г. Шевченко" компании "Ортодокс" и ещё теплоход "Генерал Лавриненков" компании "Viking River Cruises". Контингент туристов в днепровских круизах был смешанный - примерно треть туристов составляла русскоязычная группа (в основном россияне и немного украинцев), а две трети - западноевропейские туристы - в основном немцы, плюс чуть-чуть французов и представителей других стран. Экипажи судов, дирекция круиза, переводчики, а также культбригада были с Украины. Несмотря на такой разный контингент, атмосфера на борту была просто замечательной - россияне, украинцы, немцы, французы отлично проводили время вместе, общались, туристы дружили с культбригадой, переводчиками, а непередаваемая атмосфера южного маршрута дополнительно накладывала на всё это свой ни с чем не сравнимый романтический отпечаток отдыха.

Итак, круиз по Днепру и Чёрному морю можно условно разделить на три части: первая - это пара-тройка дней в Киеве и знакомство с этим очень красивым городом, затем - четырёхдневная речная часть круиза (от Киева до Херсона по Днепру с остановками), и затем ещё четыре дня - путешествие по Чёрному морю. Ниже я подробно расскажу про этот круиз. Интересно поднять свои фотографии и воспоминания 9-летней давности.


Едва ли кого можно удивить красивыми "открыточными" фотографиями Киева, фотоотчётами об этом городе и описанием его достопримечательностей. Я опишу его всего одним постом - Киев как отправную точку круиза по Днепру и Чёрному морю. Таким, каким я его запомнил в 2007 году. Тем, кто не был в Киеве, есть смысл приехать за пару-тройку дней до начала круиза и погулять по городу - тогда была возможность остановиться эти дни и на теплоходе, и даже взять какие-то экскурсии, но я предпочёл недорогую гостиницу и самостоятельные прогулки. Побывал практически везде. Киев тогда очень понравился - наложилось всё: и чудесная летняя погода, и предвкушение предстоящего интереснейшего путешествия по совершенно новым для меня местам, и встречи с московскими и киевскими друзьями, да много всего наложилось. После этого я ещё дважды бывал в столице Украины, но столь ярких впечатлений уже не было - возможно именно потому, что те, первые впечатления 2007 года, оказались слишком хороши, чтобы их было так просто превзойти. :)


2. Киев - это город интересных мостов. "Речной трамвайчик" проходит под подвесным Парковым мостом.


3. Ниже по течению расположен Метромост, по которому, помимо движения автотранспорта, проходит Святошинско-Броварская линия Киевского метро.


4. Ниже по течению - Дарницкий железнодорожный мост, один из двух железнодорожных переходов через Днепр в Киеве.


5. Классический ракурс Киева - Днепр и Парковый пешеходный мост с Владимирской горки.


6. Очень красивая Андреевская церковь, возвышающаяся над Подолом.


7. Золотые ворота - памятник оборонного древнерусского зодчества времён Ярослава Мудрого.


8. Простой киевский кот.


9. "Дом с Химерами".



11. Памятник Богдану Хмельницкому - такой же узнаваемый символ Киева, как "Медный всадник" - Петербурга.


12. Софийский собор.


13. И открывающиеся с него великолепные панорамы окрестностей.



15. Золотые купола Михайловского собора и укутанное дымкой Заднепровье.



17. Памятник на одной из улочек.


Напомню, что этот пост - о Киеве как отправной точке речных круизов по Днепру, то есть по определению - с речной тематикой. Вторая небольшая речная прогулка по Днепру - вверх по течению реки, до устья Десны и плотины Киевской ГЭС.

Немного географии. Днепр по своему характеру и географическим характеристикам бассейна можно условно разделить на три части - верхний Днепр (от истока на Смоленщине под Вязьмой до Киевской ГЭС), средний Днепр (от Киева до Запорожья) и нижний Днепр (от Запорожья до устья). Верхнее течение Днепра по протяжённости составляет около половины всей длины реки. Верхний Днепр протекает преимущественно по территории России и Белоруссии, это лесная зона достаточного увлажнения, пересекаемая многочисленными реками, и основная часть водной массы Днепра формируется именно на этом участке. Три из четырёх основных притоков Днепра (Березина, Сож и Припять) впадают в Днепр в верхнем течении, четвёртый (Десна) - у северной границы Киева непосредственно ниже Киевской ГЭС. Ниже Киева Днепр течёт через лесостепи с степи, и принимает уже в основном небольшие притоки. В советское время на Днепре был сооружён каскад из шести ГЭС с судоходными шлюзами и водохранилищами - Днепр на протяжении более 1000 километров от границы Украины с Белоруссией и вплоть до самых низовий представляет собой цепочку последовательно расположенных друг за другом озёр-водохранилищ. Наш круизный маршрут пройдёт по среднему и нижнему течению Днепра - на большом круизном теплоходе мы пройдём через шлюзы пяти днепровских плотин, прежде, чем попадём в Чёрное море. Единственная Киевская ГЭС - расположена чуть выше Киева, и её в ходе маршрута Киев - Одесса круизные лайнеры не проходят. Но её можно посмотреть отдельно - для этого достаточно купить билет на специальный речной трамвайчик на причале Киева. В ходе этого маршрута трамвайчик проходит вверх по Днепру, минует устье Десны, проходит шлюз Киевской ГЭС, выходит в Киевское водохранилище и возвращается обратно.

18. Прогулочный теплоход отправляется от речного вокзала вверх по течению Днепра.


19. Проходим под двумя мостами - Петровским железнодорожным.


20. И вантовым Московским автомобильным.


21. Покидаем фактические границы города - и выше по течению минуем устье Десны, одного из четырёх главных притоков Днепра. На Десне расположен древний город Чернигов, в прежние годы по реке существовали пассажирские линии Чернигов - Киев на судах "Заря" и "Ракета". После 1991 года судоходство по Десне практически прекратилось. Устье Десны хорошо видно ниже на фото.


22. Выше устья Десны расположена Киевская ГЭС - самая верхняя ступень Днепровского каскада гидроэлектростанций, построенная в 1964 - 1968 годах.


23. В судоходном шлюзе поднимаемся на 11 метров.



25. Справа видна плотина Киевской ГЭС.


26. За плотиной на 110 километров простирается Киевское водохранилище. Образованный плотиной Киевской ГЭС водоём распространяется вверх по Днепру до границы с Белоруссией. В 100 километрах отсюда, невдалеке от того места, где крупный приток Днепра река Припять впадает в главный озёрный плёс, находится Чернобыльская АЭС. Северная часть акватории Киевского водохранилища и сегодня находится в "зоне отчуждения". Во время ликвидации чернобыльской аварии через ворота Киевского шлюза (которые мы тоже только что прошли) проходили тысячи судов, направленных в зону ликвидации. Так, в навигацию 1986 года через гидроузел было совершено около девяти тысяч шлюзований! (сегодня ежегодно - всего порядка двухсот). В прежние годы транзитное судоходство между Украиной и Белоруссией по Днепру и его притокам было очень интенсивным, и главными воротами этого водного пути был Киевский гидроузел. Небольшое транзитное грузовое судоходство вверх по Днепру и Припяти на территорию водных путей Белоруссии существует и сейчас. В начале 2000-х белорусские речники возили по Припяти и далее по Днепру калийные удобрения, периодически возят нефтепродукты, негабаритные грузы. Кто знает, может когда-нибудь транзитное судоходство по Днепру и возродится в былом объеме?


27. Киевский гидроузел - очень интересное место: речные ворота в верховья Днепра, в Белоруссию, в места, связанные с ликвидацией аварии Чернобыльской АЭС. Впрочем, всё это довольно далеко отсюда: а в окрестностях Киева водохранилище (или, как его называют, Киевское море) - это очень популярное место отдыха горожан. Здесь хорошая рыбалка, много турбаз, санаториев, уютных местечек для отдыха. В рамках короткой речной прогулки мы ненадолго выходим в Киевское водохранилище, делаем разворот и через шлюз направляемся обратно, в Киев.



29. И снова на Днепре.


30. Сменим речную тематику на обычную - ещё некоторые фотографии Киева: парк Победы, монумент Родина-мать.



32. С крутого берега Днепра отлично виден мост Патона - один из первых цельносварных мостов в СССР. Евгений Оскарович Патон - выдающийся инженер, один из основоположников технологии сварки металла.


33. Совсем неподалёку золотятся купола Киево-Печёрской лавры.







39. Пройдёмся по Крещатику.



41. Три дня в Киеве прошли очень интересно. Далее - неделя речного круиза по Днепру и Чёрному морю. На это время нашим плавучим домом станет вот такой четырёхпалубный теплоход.


42. Днепр после грозы.


43. Ближе к вечеру четырёхпалубный теплоход "Т.Г. Шевченко" отправляется от причала столицы Украины и начинает свой путь вниз по Днепру - впереди более 900 километров от Киева до Чёрного моря. А на прощание с Киевом - проходим под красиво освещённым Южным мостом через Днепр.


На следующий день утром теплоход пройдёт через шлюз Каневской ГЭС, после чего мы побываем в Каневском историко-культурном заповеднике Тараса Шевченко, где посетим могилу поэта, а делее продолжим путь вниз по Днепру и Кременчугскому водохранилищу мимо города Черкассы.

Многострадальная река, на которой больше чем на остальных отражается деятельность человека. Сколько она еще может вытерпеть? Поговорим об этом в нашей статье.

Река Днепр, фото

История

Западная Евразия в первой половине четвертичного периода почти полностью находилась подо льдом. Оледенения происходили последовательно и были разделены промежутками, в которые ледник отступал. Всего их было 3-4. Огромный ледник покрывал собой Центральную и Северную Россию и доходил до Скандинавии.

Последствием таяния и отступления льдов, стало образование множества современных рек, в том числе и Днепра. Произошло это, примерно 5-6 млн лет назад. При аэрофотосъемке хорошо заметно его широкое палео-русло.

Ерегина Юлия

Люблю море и тайгу. Недавно решила заняться публицистикой. Публикую познавательные статьи об объектах природы, животных.

Днепр, он же Данаприс, Борисфен, Славутич. Историки считают, что гидроним имеет иранские корни происхождения названия. Слово «dān» переводится как река, «āpr» - глубокий. Все вместе звучит, как глубокая река, что вполне логично. Происхождение приписывается также кельтскому и фракийскому языкам. Первое упоминание о реке встречается еще у Геродота «воды Борисфена прозрачны и на вкус приятны».

Гидрология и климат

Площадь водного зеркала почти 505 тыс. км². Течение достаточно спокойное со скоростью 0,3 – 1,2 м/с. Характер Днепра типичен для равнинных рек. Уклон 0,1 м/км. Падение 220 м.

Питание Днепра происходит за счет талых вод, большую роль играют дождевые воды, в меньшей степени ключевые на дне реки. Общий годовой объем стока составляет 1700 м³/с. Весной, возле Киева, например, возрастает до 7 тыс. м³/с. Глубина максимальная 20 м. Ширина в пойме более 20 км.

Климат в верховьях умеренный, в нижнем течении засушливый, поэтому, Днепр в своем питании в низовьях на 90% зависит от талых вод. Замерзает в ноябре-декабре, ледоход начинается в марте-апреле в зависимости от зоны расположения.

Исток, притоки и каналы

Днепр рождается в той же колыбели, что и Волга – на Валдайской возвышенности. Пробежав 484 км, заходит в гости в Беларусь. Погостив 594 км и окрепнув, река устремляется в Украину. Здесь полноценно царит 1120 км. и широкой дельтой впадает в Днепровско-Бугский лиман.

Гуляя по территории 3-х стран, река становится богата притоками. Общее их количество насчитывается более 15 375. Водотоки длиной до 50 км насчитывается более 200, до 100 км – 24, крупных – 21 приток. Большие водотоки, соединяясь с Днепром делают его полноводнее и шире. К значимым притокам относятся:

  • Тясмин;
  • Орель; ;
  • Мокрая Сура;
  • Ирпень;
  • Сухой Кагамлык;
  • Рось;
  • Березина;
  • Вязьма;
  • Сож;
  • Ворскла;
  • Базавлук;
  • Друть;
  • Конка; ;
  • Кривая Руда;
  • Самара;
  • Сула;
  • Ведрич;
  • Ингулец;
  • Шиянка;
  • Псел;
  • Тетерев;
  • Золотоношка;
  • Трубеж;
  • Пакулька;
  • Вопь и др.

Так как климат Украины степной и засушливый, от Днепра для водоснабжения отдельных территорий юго-востока страны, проложены каналы:

  • Днепр-Донбасс;
  • Каховский;
  • Орельский;
  • оросительная система «Краснознаменская»;
  • оросительная система «Ингулецкая»;
  • Днепр-Кривой Рог;
  • Северо-Крымский канал, ныне не действующий.

С помощью этих систем решаются проблемы орошения и другие сельхоз. нужды.

Карта

Поселения на Днепре

В древние времена оба побережья Днепра были уже заселены. В разных частях реки селились различные народы и племена. На месте их проживания в последствии основывались города. Рассмотрим места расселения народов по Днепру в таблице:

Народ Место
Поляне.Наиболее многочисленная народность на Днепре, на месте современного Киева.
Дреговичи.Район проживания между Днепром и Неманом.
Радимичи.В 885 г. народ стали единым целым с Древнерусским государством.
Древляне.В V-VI в. занимали в том числе и территорию правобережного Днепра.
Уличи.Селились в нижнем течении реки.

Сегодня Днепр заселен по всей своей протяженности. Наиболее значимые поселения на реке в России :

  • Дорогобуж;
  • Верхнеднепровский;
  • Смоленск.
  • Шклов;
  • Речица;
  • Дубровно;
  • Копысь;
  • Рогачев;
  • Стрешин;
  • Могилев;
  • Лоев;
  • Жлобин;
  • Орша.
  • Никополь;
  • Запорожье;
  • Черкассы;
  • Кременчуг;
  • Херсон;
  • Верхнеднепровск;
  • Киев;
  • Каховка;
  • Нововоронцовка;
  • Канев;
  • Светловодск;
  • Новая Каховка;
  • Энергодар;
  • Днепрорудное;
  • Каменка-Днепровская;
  • Днепряны;
  • Вышгород;
  • Любеч и др.

Водохранилища и ГЭС

Река для Украины имеет жизненно важное значение. Посудите сами – Днепр за счет системы каналов и водохранилищ, на 75% обеспечивает страну питьевой пресной водой. ГАЭС и ГЭС вырабатывают электроэнергию. Города, возле которых расположены водохранилища, действующие гидроэлектростанции и строящиеся:

  • г. Новая Каховка – Каховская ГЭС – Каховское водохранилище + строящаяся Каховская ГЭС-2;
  • г. Канев – Каневская ГЭС – Каневское водохранилище + строящаяся Каневская ГАЭС;
  • г. Светловодск – Кременчугская ГЭС – Кременчугскок водохранилище;
  • г. Вышгород – Киевская ГАЭС – Киевская ГЭС – Киевское водохранилище;
  • г. Каменское – Среднеднепровская (бывшая Днепродзержинская) ГЭС – Каменское водохранилище (бывшее Днепродзержинское);
  • г. Запорожье – Днепровская ГЭС – Днепровское водохранилище (также называется Запорожским и озером им Ленина).

Все же ученые считают ГЭС малоэффективными, а водохранилища необоснованными и вредными. При их постройке были затоплены площади в 705 тыс. га. Под воду ушли 6 000 селений с 10-ю тыс. кладбищ. Было насильно переселено больше 3-х млн. человек.

В последствии выяснилось, что тысячи ручьев и рек стали течь ниже межени Днепра. Для перекачивания их в водохранилища пришлось строить 33 компрессорных станции. Стало ясно, что проект не продуман до конца, а уникальные территории уже были затоплены и погублены.

Старики еще долго вспоминали места, в которых жили. Рассказывали про многочисленность животных и птиц. Люди, жившие здесь не обрабатывали землю, в этом не было надобности. Весной, при разливе реки, наносился чернозем. Урожай собирали 2 раза в год. Рыбу не ловили, а собирали в образовавшихся плавнях-лужах. Это был своеобразный рай на приднепровской земле.

Мосты и переправы

На территориях 3-х стран мостов и переправ насчитывается около сотни. 23 на территории РФ, 50 в Украине, 21 в Беларуси. Остановимся на самых красивых и оригинальных. Находятся они на территории Украины:

Кроме мостов на Днепре действуют паромные переправы.

В прошлом веке планировалось построить несколько тоннелей под рекой. Были разработаны проекты и начато строительство 3-х тоннелей. Оно длилось с 1938 по 1941 гг. В начале войны стройку признали нецелесообразной и свернули. Тоннели сохранились до нашего времени. Находятся они в полузатопленном состоянии в местах:

  • на острове Жуковский;
  • на Осокорках;
  • на Оболонской наб. в виде кессона.

Судоходство

Период навигации на реке открыт с марта по декабрь и только в светлое время суток. Днепр – важный транспортный путь для грузовых и пассажирских судов. 1990 км реки являются судоходными. В местах прохождения плотин построены шлюзы. Суда ходят от Дорогобужа до устья.

Судоходство на Днепре, фото

Бассейн реки соединен с акваториями других рек каналами. Березинская водная система прокладывает путь в Западную Двину. Огинский канал дает выход к Неману. Днепровско-Бугский с Западным Бугом.

Растения и обитатели Днепра

Подводный и надводный мир Днепра разнообразен. В нем насчитывается 80 видов высших растений, среди которых:

  • чилим;
  • тростник;
  • роголистник;
  • кувшинка белая;
  • рогоз;
  • кубышка желтая;
  • наяды;
  • камыш;
  • сальвиния плавающая;
  • рдесты;
  • валлиснерия;
  • уруть.

Видовое разнообразие водорослей насчитывается в количестве 1190. Это: динофитовые, диатомовые, золотистые, желтые, эвгленовые, зеленые, криптофитовые и сине-зеленые.

В этом зеленом мире обитает более 70-ти видов рыб. Терпеливый рыбак на Днепре никогда не останется без улова. Какую рыбу можно поймать:

Рыба Судак, фото
Рыба щука
Рыба сазан
СудакЩукаСазан чешуйчатый и зеркальный
Рыба чехонь, фото
Рыба уклейка, фото
Рыба лещ
ЧехоньУклейкаЛещ
Рыба язь
Рыба жерех, фото
Рыба густера, фото
ЯзьЖерехГустера
Рыба пескарь, фото
Рыба голавль, фото
Рыба карась
ПескарьГолавльКарась серебряный
Рыба линь
Рыба красноперка
Рыба синец, фото
ЛиньКрасноперкаСинец
Рыба елец
Рыба налим, фото
Рыба окунь
ЕлецНалимОкунь и др.

Днепровские берега облюбовали бобер, выдра и норка. Водятся 2 вида раков.

Экология

По мере постройки водохранилищ, стали возникать проблемы с течением. Оно замедлилось, и вода стала сильно прогреваться. Значительно стала больше площадь болот. Это, в свою очередь вызвало бурный рост цианобактерий и сине-зеленых водорослей.

В последнее время, они начинают цвести с мая. Это очень раннее цветение, как раз указывает на перегретость водоема. Доходит до того, что вблизи Днепра невозможно находиться из-за тошнотворного запаха. Зимой, в ходе спуска воды в плотинах наблюдается массовая гибель рыбы.

Эти проблемы дали знать о себе уже в 50-ых годах прошлого столетия. Также река страдает от сельхоз-химикатов и промышленных стоков, бытового мусора по берегам, нарушений правил застройки. В Днепре обнаружены радиоактивные вещества.

Гидротехнические сооружения почти выработали свой ресурс эксплуатации. Из-за недостаточного финансирования они ветшают и приходят в негодность. В обозримом будущем вероятность техногенной катастрофы с разрушением плотин весьма высока.

Туризм и достопримечательности, праздники

Отправляясь в круиз по Днепру, путешественник увидит смоленские храмы, монастыри и церкви, святыни Киева, памятники древнего Чернигова, старинные усадьбы и замки, острова посреди реки, такие как Монастырский и Хортица, где на поверхность выходят докембрийские горные породы. Зеленые стоянки и ночевка в лесу на берегах реки запомнятся надолго.

Заповедник Хортица, фото

Водный туризм предлагает сплавы на байдарках, катамаранах, плотах с июня по сентябрь. Участки в Смоленской области, для похода на гребных судах рекомендуются следующие:

  1. Зона отдыха Борок – д. Полибино. Маршрут 56 км.
  2. Д. Соловьево – г. Дорогобуж. Маршрут 96 км.

Множество санаториев, баз отдыха, тур баз, городские набережные с благоустроенными пляжами – всем этим богаты днепровские берега.

Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам реки, ежегодно, в первую субботу июля жителями России, Беларуси и Украины празднуется День Днепра. Это Международный, но неофициальный праздник. Неравнодушные люди чистят и убирают берега, проводят экологические конференции, организуют культурные мероприятия в поддержку поднятия проблем Днепра.

Днепр в искусстве

Днепровская природа в разные времена вдохновляла писателей, композиторов, художников. Высказывания из художественных произведений стали крылатыми. Река нашла отражение в творчестве таких великих людей, как:

  • А. И. Куинджи;
  • В. Н. Кудревич;
  • Н. В. Гоголь;
  • Н. Ге;
  • В. С. Короткевич;
  • К. М. Космачёв;
  • Янка Купала;
  • Т. Г. Шевченко.

То, как Тарас Григорьевич описывает в своем творчестве Днепр, указывает на огромную любовь и уважение к реке:


1. Реве та стогне Дніпр широкий,
Сердитий вітер завива,
Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.

Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.

2. І блідий місяць на ту пору
Із хмари де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

3. Ще треті півні не співали,
Ніхто ніде не гомонів,
Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів.

Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів.

Катастрофы

Период Великой Отечественной можно смело указывать, как одну большую катастрофу. На реке шли массовые сражения. Она постоянно форсировалась. Решающие бои за освобождение днепровских территорий состоялись в 1943 г. Были и другие, не менее губительные для реки катастрофы.

ПроисшествиеДата
Сокрушительное наводнение, погубившее много народа, скота и посевов. Более чем на 15 м. вода поднималась и в другие года.1112 г., 1655 г., 1684 г., 1709 г., 1818 г., 1931 г.
Взрыв атомного реактора в г. Чернобыль, который находится в 30-ти км от Киевского водохранилища. Ныне на дне этой чаши воды покоится около 500 млн т. радиоактивного ила.1986 г.
В результате быстрого спуска воды из Киевского водохранилища, погибло 40% обитающей в реке рыбы. Ее просто раздавило опустившимся льдом.2010 г.
В Киеве перевернулся плавучий кран. В днепровские воды вылилось значительное количество горюче-смазочных материалов.2011 г.
В районе Винницы, из-за случившегося ДТП, в реку Рось вылилась тонна ядохимикатов. Далее, Рось принесла эти воды в Днепр.2019 г.
Посреди реки прорвало коллектор канализации. Нечистоты хлынули по течению.2020 г.
Буксир с баржей наехал на лодку с рыбаками. Погибли двое.2020 г.
В Киеве упал самый большой плавучий кран Захарий

Как считают экологи, самая грандиозная катастрофа ожидает Украину, если не восстановится течение реки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: