Какие российские судебные органы могут создаваться на территории иностранных государств

Обновлено: 24.04.2024

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от 06.12.2011 № 4-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 03.02.2014 № 1-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 30.10.2018 № 2-ФКЗ, от 08.12.2020 № 7-ФКЗ, от 16.04.2022 № 1-ФКЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

(Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы судебных приставов "Исполнение на территории иностранных государств судебных актов, принятых компетентными органами Российской Федерации”


Обзор документа

Информация Федеральной службы судебных приставов "Исполнение на территории иностранных государств судебных актов, принятых компетентными органами Российской Федерации”

Исполнение решений российских судов на территории иностранного государства возможно при соблюдении одновременно следующих условий:

- наличии между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного признания и исполнения судебного решения;

- выполнении взыскателем требований, предусмотренных международным договором и необходимых для организации исполнения судебного акта на территории иностранного государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет договорные отношения со многими зарубежными государствами, предусматривающие взаимное признание и исполнение судебных решений (приказов) по: 1) гражданским (семейным) делам; 2) приговорам по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением; 3) спорам между хозяйствующими субъектами; 4) спорам, разрешенным третейскими судами (коммерческим арбитражем).

Исполнение на территории иностранных государств решений, принятых компетентными органами Российской Федерации по другим категориям дел, в настоящее время не предусмотрено.

Международные договоры могут предоставлять взыскателям как возможность предъявления исполнительных документов, выданных на территории Российской Федерации, для исполнения непосредственно в компетентный орган иностранного государства, так и возлагать на них обязанность соблюдения процедуры экзекватуры (признания) судебного акта в целях его исполнения на территории иностранных государств.

Согласно положениям международных договоров под процедурой экзекватуры (признания) судебного акта понимается процедура проверки компетентным судом иностранного государства решения российского суда на предмет соблюдения при его вынесении требований международного договора и возможности его исполнения на территории иностранного государства.

Перечень стран, с которыми у Российской Федерации имеются договорные отношения по вопросам взаимного признания и исполнения судебных решений, категория споров, по которым судебное решение может быть исполнено, а также указание на необходимость соблюдения процедуры экзекватуры (признания) и ссылка на соответствующие международные договоры, приведены в таблице.

В случае, если в таблице не указано государство, где необходимо исполнить судебное решение, или категория спора, по которому принят судебный акт, то исполнение судебного акта на территории такого государства или судебного акта соответствующей категории не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Указание в таблице на необходимость процедуры признания означает, что взыскателю для исполнения на территории иностранного государства судебного акта по спору отдельной категории необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную международным договором.

Специальные процедуры могут устанавливаются национальным законодательством иностранного государства также в случаях, когда процедура экзекватуры (признания) не требуется.

1. Для исполнения на территории иностранного государства судебного решения Российского суда по гражданскому (семейному) делу, когда международным договором предусмотрена процедура экзекватуры (признания) судебного решения, взыскателю необходимо оформить ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства.

Данное ходатайство должно содержать следующую информацию:

- наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства;

- наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства;

- просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного решения, существо решения, кем и когда оно вынесено;

- банковские реквизиты для перечисления денежных сумм.

Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства и подается в суд, вынесший решение.

К ходатайству судом приобщаются: решение суда или его заверенная копия, справка о вступлении решения суда в законную силу, справка о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, справка об исполнении или неисполнении судебного решения. Все документы, включая ходатайство, заверяются гербовой печатью суда.

Надлежащим образом оформленный пакет документов сопроводительным письмом суда направляется в установленном порядке в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения суда, вынесшего решение, для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи компетентным органам иностранного государства на рассмотрение.

После признания иностранным судом решения российского суда, данный суд выдаст исполнительный лист и направит его на исполнение компетентным органам иностранного государства-участника Конвенции, полномочным осуществлять принудительное исполнение судебных решений.

Необходимо отметить, что рассмотрение компетентным судом иностранного государства ходатайства о признании и исполнении судебного акта, направление исполнительного документа для исполнения и исполнение судебного акта осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

2. Для исполнения на территории государства - участника СНГ решения, принятого российским компетентным судом (арбитражным судом, третейским судом) по спору, связанному с осуществлением хозяйственной деятельности, когда международным договором предусмотрена процедура экзекватуры (признания), взыскателю необходимо оформить ходатайство о приведении в исполнение российского судебного решения.

К ходатайству прилагаются следующие документы: должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения; доказательства извещения другой Стороны о процессе; исполнительный документ.

Оформленное ходатайство подается в компетентный суд государства-участника СНГ по месту нахождения должника. Порядок подачи ходатайства, его форма и содержание определяются национальным законодательством.

На основании данных ходатайств высшие арбитражные, хозяйственные, экономические суды Договаривающихся Сторон вправе давать на территориях своих государств обязательные для всех организаций и должностных лиц указания по обеспечению исполнения решений компетентных судов Договаривающихся Сторон.

Приведенное правило также распространяется на исполнение на территории стран-участников СНГ определений арбитражных судов Российской Федерации о применении обеспечительных мер.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:

- наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

- юридический и почтовый адрес, расчетный счет должника, его учетный номер налогоплательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;

- юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты взыскателя для перечисления взыскиваемых сумм, его ИНН;

- дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались.

При этом, в случае, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся счетах должника и о наличии на них денежных средств, исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с банком или кредитной организацией на территории одного государства.

Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.

Приведенное правило не распространяется на случаи исполнения на территории Республики Беларусь определения арбитражного суда Российской Федерации о принятии обеспечительных мер.

В случае возникновения вопросов при оформлении заявления о возбуждении исполнительного производства, взыскатель может обратиться в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. (ссылка)

4. Для исполнения на территории Финляндской Республики решения (судебного приказа) российского суда о взыскании алиментов взыскателю необходимо обратиться с заявлением в Министерство юстиции Финляндии (ссылка).

Заявление составляется в произвольной форме, и оно должно содержать, как минимум, следующие данные:

- алиментные претензии заявителя и их обоснование (со ссылкой на судебное решение о взыскании алиментов, размер алиментов);

- контактные данные, адрес, подпись заявителя;

- банковские реквизиты заявителя (название банка, номер банковского счета, коды IBAN и SWIFT).

Если размер алиментов определен в процентном или долевом отношении к месячному доходу лица, обязанного уплачивать алименты, в заявлении должен также быть указан максимальный размер требуемой суммы в евро.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

- судебный приказ или решение суда в оригинале или его копия, заверенная в официальном порядке;

- документ, подтверждающий факт, что решение подлежит исполнению в России (исполнительный лист);

- если заявителем является орган власти (например, учреждение социальной защиты, которому перешло право требования задолженности), прилагаются документы, из которых явствует, что этот орган вправе требовать исполнения решения;

- доверенность от заявителя;

- расчет текущей задолженности по алиментам (может быть передан и в более поздний момент до момента принудительного исполнения);

Заявление должно быть составлено на финском, шведском или английском языке либо переведено на один из указанных языков. Приложения к заявлению должны быть переведены на финский или шведский язык присяжным или официальным переводчиком. Апелляционный суд Хельсинки требует передачи документов как на языке оригинала, так и в переводе на финский или шведский язык.

Министерство юстиции Финляндии при поступлении заявления обращается в орган социального обеспечения с просьбой об оказании помощи для выяснения позиции лица, обязанного уплачивать алименты.

В случае если лицо, обязанное уплачивать алименты, отказывается от уплаты алиментов в добровольном порядке, Министерство юстиции Финляндии передает дело для судебного разбирательства.

По результатам рассмотрения дела апелляционным судом принимается решение, которое после вступления в законное силу Министерством юстиции Финляндии направляется в исполнительный орган с ходатайством о возбуждении исполнительного производства в целях взыскания алиментов, расчетом задолженности по алиментам на день составления ходатайства и другими документами.

5. Для исполнения на территории иностранного государства (за исключением стран СНГ) решения, принятого российским третейским судом (международным коммерческим арбитражем), взыскателю необходимо обратиться в компетентный суд иностранного государства, где необходимо исполнить решение, с заявлением и представить:

- должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового;

- подлинное соглашение, упомянутое в статье II, или должным образом заверенную копию такового.

Если арбитражное решение или соглашение изложены не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, Сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением.

Порядок подачи такого заявления, его форма и содержание, а также порядок рассмотрения устанавливается национальным законодательством иностранного государства, где необходимо исполнить судебное решение.

6. Исполнение на территории иностранного государства судебных решений Российской Федерации по делам о возврате незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка за пределами России, о порядке общения с ребенком, когда между Российской Федерацией и иностранным государством отсутствует договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, может осуществляться в рамках Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25.10.1980.

При этом необходимо отметить, что данная Конвенция может применяться в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами только в том случае, если иностранное государство, где необходимо реализовать требования судебного решения, признало факт присоединения Российской Федерации к Конвенции.

Перечень стран, признавших присоединение России к Конвенции, приведен в таблице.

В том случае, если иностранное государство признало факт присоединения России к Конвенции, то в целях исполнения судебных решений по делам о возврате незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка за пределами России, о порядке общения с ребенком, взыскатель, а также любое лицо, заявляющее о том, что ребенок был перемещен или удерживается в нарушение прав доступа может обратиться либо в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка, либо в Центральный орган иностранного государства с соответствующим заявлением.

В России таким Центральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации.

7. В случае, когда между Российской Федерацией и иностранным государством, на территории которого необходимо исполнить судебное решение, отсутствует международный договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, либо когда имеющиеся договорные отношения не предусматривают признание и исполнение судебных актов по определенной категории споров, взыскатель с целью исполнения должником обязанностей, возложенных исполнительным документом (судебным актом), вправе обратиться непосредственно в компетентный орган иностранного государства с заявлением о рассмотрении имеющегося спора.

Порядок подачи, рассмотрения заявления, его форма и содержание определяются национальным законодательством иностранного государства, где необходимо исполнить судебное решение.

Перечень
иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие возможность взаимного признания и исполнения судебных актов

Обзор документа

Чтобы решение российского суда было исполнено на территории иностранного государства, одновременно должны быть соблюдены 2 условия. Это, во-первых, наличие международного договора с данной страной, предусматривающего взаимное признание судебного решения; во-вторых, выполнение взыскателем требований, предусмотренных таким договором.

Международные договоры могут возлагать на взыскателей обязанность соблюдения процедуры экзекватуры (признания) судебного акта в целях его исполнения за рубежом. Под этим понимается проверка решения российского суда, в частности, на предмет соблюдения при его вынесении требований договора.

Законодательство иностранного государства может предусматривать специальные процедуры также, когда экзекватура не требуется.

Приведены подробные требования к ходатайствам и заявлениям, оформляемым для исполнения за границей решений российского суда по различным спорам. Перечислены прилагаемые документы.

Если между Россией и страной, где необходимо исполнить судебное решение, отсутствует соответствующий международный договор либо если договорные отношения не предусматривают признание и исполнение судебных актов по определенной категории споров, то взыскатель вправе обратиться непосредственно в компетентный орган иностранного государства с заявлением о рассмотрении имеющегося спора.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Все суды РФ за пределами территории страны с контактными данными, режимом работы и другими справочными данными.

109 гарнизонный военный суд

109 гарнизонный военный суд

Появление 109 гарнизонного военного суда связано с обретением независимости Республикой Таджикистан входившей в состав Советского Союза в 1992 году, когда воинские части, дислоцированные в Республике Таджикистан перешли под юрисдикцию Российской Федерации, а находящийся в городе Душанбе военный трибунал Душанбинского гарнизона был переименован в 109 гарнизонный военный суд (войсковая часть – полевая почта 10514).

26 гарнизонный военный суд

26 гарнизонный военный суд

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации информирует граждан и представителей организаций, учреждений, общественных объединений, что в последнее время в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» появились сайты-клоны, неправомерно использующие наименования федеральных судов общей юрисдикции и содержащие информацию, не предусмотренную Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в частности, рекламу адвокатов).

40 гарнизонный военный суд

40 гарнизонный военный суд

Верховным Судом РФ было принято решение сохранить количество военных судов, существовавшее на день вступления в силу Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», и, в целях упорядочения деятельности военных судов, Приказом Председателя Верховного Суда от 9 декабря 1999 года № 435-КД «О переименовании военных судов, установлении их количества и численности военных судей», было определено переименовать: - 40 военный суд

5 гарнизонный военный суд

5 гарнизонный военный суд

11 декабря 2009 г. состоялось официальное торжественное открытие здания суда, на котором помимо руководства Южного (Северо-Кавказского) окружного военного суда, присутствовали командный состав 102 военной базы и Пограничного управления ФСБ РФ, представители Посольства России в Армении, Кассационного Суда.

80 гарнизонный военный суд

80 гарнизонный военный суд

Начиная с 1993 года, военные суды стали рассматривать гражданские дела по заявлениям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов в период прохождения ими военной службы действиями органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыми ими решениями.

Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только:

при наличии между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения судебных решений ;

после выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.

(Примечание: список договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, размещен на официальном сайте ФССП России в подразделе «Международное сотрудничество» раздела «Деятельность»).

Следует учесть, что на сегодняшний день объем международных договоров о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам, в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также актов других органов по делам об административных правонарушениях, за исключением решений, вынесенных компетентными органами за нарушения правил дорожного движения.

Согласно ст. 2 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, в рамках стран-участниц СНГ, Договаривающиеся Стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон.

Исполнительные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, не имеют силы исполнительного документа на территории иностранного государства и для исполнения по территориальной принадлежности компетентным органам иностранных государств не направляются.

Таким образом, если в процессе исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель установит, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство и у него на территории Российской Федерации отсутствует имущество и денежные средства, на которые возможно обратить взыскание, в соответствии с п. 3, ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство и исполнительный документ возвращается взыскателю с постановлением об окончании исполнительного производства.

Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором, взыскателю (физическому или юридическому лицу) в пользу которого вынесено судебное решение, необходимо обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства.

Ходатайство взыскателя должно содержать следующую информацию:

- наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства, для юридического лица – его юридического и фактического адреса;

- наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства, для юридического лица – его юридического и фактического адреса;

- просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного решения, существо решения, кем и когда оно вынесено;

- банковские реквизиты для перечисления денежных сумм.

К ходатайству взыскателя судом приобщаются документы, предусмотренные международным договором:

- удостоверенная копия решения суда;

- справка о том, что решение вступило в законную силу, если это не следует из текста самого решения;

- справка о том, что сторона, против которой вынесено решение и которая не приняла участие в процессе, была своевременно и в надлежащей форме извещена о времени и месте судебного разбирательства;

- справка об исполнении или неисполнении судебного решения на территории Российской Федерации на день подачи ходатайства (по решениям о взыскании алиментов – за какой период они взысканы);

- нотариально заверенный перевод документов на язык государства, на территории которого запрашивается исполнение судебного решения, если таковой предусмотрен международным договором.

Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью суда.

Необходимо отметить, что вопросы проверки правильности оформления ходатайств и их направления компетентным органам иностранных государств отнесены к компетенции Минюста России. В связи с чем, за разъяснениями по вопросу оформления ходатайства взыскатель или судья вправе обратиться в Минюст России.

Время создания/изменения документа: 04 августа 2011 14:56 / 03 апреля 2016 15:56


Эксперты «АГ» положительно оценили расширение полномочий Минюста. Один отметил, что это будет способствовать дальнейшей оптимизации работы по защите интересов России в зарубежных процессах и укреплению роли Министерства юстиции в качестве системообразующего регулятора российской сферы юридических услуг. Другой предположил, что в соответствии с международной практикой в ведомстве будет создано отдельное структурное подразделение, которое будет отвечать как за подбор адвокатов и консультантов, так и за координацию их действий.

Владимир Путин подписал Указ о внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции РФ, которым функции ведомства дополняются обеспечением в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд Евразийского экономического союза, а также осуществлением координации органов исполнительной власти в данной сфере. Исключением являются споры России с другим государством или международными организациями.

Юрист международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT Сергей Морозов положительно оценил расширение полномочий Министерства юстиции. По его мнению, Указ Президента, по сути, закрепил имеющееся фактическое положение дел: Минюст уже обеспечивает деятельность Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ (заместителя министра юстиции Российской Федерации), а также тесно взаимодействует с АНО «Международный центр правовой защиты», которое было учреждено в феврале 2015 г. для координации международных судебных и арбитражных процессов с участием России.

Сергей Морозов отметил, что на практике интересы России в разбирательствах за рубежом представляют международные юридические фирмы, зачастую с помощью российских юристов своих московских офисов, и МЦПЗ осуществляет общий мониторинг их деятельности и контроль расходов.

Говоря о последствиях расширения полномочий ведомства, эксперт предположил, что они могут выражаться в дальнейшей оптимизации работы по защите интересов России в зарубежных процессах с учетом многочисленных продолжающихся и уже завершенных дел, укреплении роли Министерства юстиции в качестве системообразующего регулятора российской сферы юридических услуг, а также в обеспечении внутренней согласованности планируемой реформы юридического рынка.

По мнению старшего юриста международной юридической фирмы Norton Rose Fulbright Андрея Панова, изменения направлены на то, чтобы сконцентрировать в одном месте координацию всех международных арбитражных разбирательств, которые ведет Российская Федерация. Он напомнил, что ранее координация осуществлялась разными органами: за какие-то дела отвечал Минюст, дела по искам бывших акционеров «ЮКОСа» координировал Международный центр правовой защиты, часть дел координировались иными ведомствами. Отвечающие за процесс органы проводили тендеры, отбирали консультантов и оплачивали их услуги.

Андрей Панов предположил, что теперь в рамках Минюста будет создано отдельное структурное подразделение, которое будет отвечать как за подбор адвокатов и консультантов, так и за координацию их действий. По его словам, такой подход соответствует международной практике. «Например, в таких странах, как США или Аргентина, в отношении которых имеется большое количество дел в международных судах и арбитражах, такие департаменты есть в министерствах юстиции. В отношении России также на данном этапе начато большое количество разбирательств, поэтому передача функций по координации этих и будущих процессов выглядит вполне логичным и правильным шагом», – заключил Андрей Панов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: