Какие профилактические мероприятия со стороны государства были бы эффективными экстремизм

Обновлено: 18.04.2024

На протяжении последних лет Россия находится в состоянии постоянного противодействия экстремистским и террористическим угрозам. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих это «социальное зло». Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма.

Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» даётся разъяснение понятия экстремизма.

Экстремизм — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой ст.63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей ст. и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:

-противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности; -выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению; -установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством РФ; -установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия; -привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.

Предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.

Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Следует обратить внимание пользователям социальных сетей, что экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Размещение указанных публикаций в аккаунтах социальных сетей также является уголовно-наказуемым деянием.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия терроризма, включившее в свой состав термин «идеология насилия».

Противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах:

— обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; — законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; — неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; — сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; — конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; — недопустимость политических уступок террористам; — минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма; — соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Мероприятия по профилактике террористической угрозы не менее значимы, чем пресечение террористических актов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку в перспективе позволяет предотвратить совершение террористических актов путем формирования у населения отрицательного отношения к актам террора, независимо от того против какой нации, религии или власти они направлены.

Основная же задача профилактической работы состоит не в том, чтобы устрашить строгой юридической ответственностью за совершение преступлений террористической направленности в рамках общеуголовной превенции, а, в первую очередь, в том, чтобы сформировать убеждение, что совершение террористического акта неприемлемо, прежде всего, с позиции обще человеческой морали, гуманного отношения к человеку.

УМВД России по Оренбургской области ведется систематическая профилактическая работы по данным направлениям, представители управления принимают участие в различных публичных мероприятиях с целью предотвратить подобные негативные явления в регионе.

По известным фактам совершения преступлений экстремистской и террористической направленности в Оренбургской области жителям следует обращаться на телефон доверия УМВД России по Оренбургской области 79-10-00

Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;

6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп.

Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Добровольчество (волонтерство) – добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1) Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.

При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

Существующие неформальные подростково - молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Меры профилактики экстремизма

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.

Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма, рекомендуем включать в планы по профилактике экстремизма следующие основные направления работы:

1. Проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на формирование толерантности. Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются

- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;

- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;

- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;

- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

- организация недели правовых знаний;

- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;

2.Педагогическим коллективом ОУ может быть разработана специальная программа «Профилактика экстремизма и терроризма». В основу программы будут положены следующие принципы:


- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности, снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие идей толерантности, противодействия экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление.

3. Организация волонтерских (добровольческих) объединений.

Следует учитывать, что молодежные неформальные объединения нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями:

- проведение опроса по изучению вовлеченности обучающихся в неформальные молодежные объединения.

- организация мероприятий в ОУ с привлечением представителей молодежных субкультурных объединений («круглые столы», диспуты и др.) Обмен мнениями и информацией о различных молодежных субкультурах позволит привлечь внимание старшеклассников к имеющимся негативным воздействиям молодежных субкультур на психику молодого поколения, и сделать это не с помощью «надоевших нравоучений», а с помощью тех, кто сам непосредственно имел или имеет отношение к этому.

4. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и подростков.

На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них:

- организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы Свердловской области. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа).

- организация празднования (годовщин) Дня Победы. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Пост № 1», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и обучающихся, организация праздничных концертов для ветеранов;

- организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее.

В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.

5. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур: смотры-конкурсы, фестивали, что предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.

«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».

отечественный философ Ю.А.Шнейдер

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

Поэтому основная профилактическая задача – выявить такую молодёжь и предупредить совершение преступлений экстремистского и террористического характера с их стороны.

Поднимая проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере межконфессиональных отношений, нельзя не остановиться и на вопросах межэтнических отношений.

Учитывая пестрый национальный состав, приближенность к имевшим место очагам межнациональных конфликтов, а также особенности геополитического положения, существует необходимость в более тщательном изучении ситуации среди молодежи, представляющей различные национальные группы. Необходимо укрепление в молодежной среде толерантности, противодействие угрозе распространения среди молодежи экстремистских идей и учений, связанных как с религиозным фактором, так и с этническим.
Одним из важных направлений воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде является решение задачи совершенствования правовой грамотности как гарантии социальной активности, воспитания у детей и молодежи личной гражданской ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.

С целью обеспечения безопасности, гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления и самоопределения обучающихся, предотвращения незаконного распространения наркотических средств, сокращения наркомании и токсикомании, а также в целях профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве в школе приняты и действуют профилактические программы: «Программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности», «Профилактика употребления ПАВ», «Профессиональное самоопределение», «Комплексная профилактическая программа по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся», «Программа волонтерского движения «Творим добро»», «Программа воспитания, социализации и коррекции», «Программа по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ»…

Конкретная работа по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде ведется по следующим направлениям:

1. межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями;

2. повышение квалификации учителей по данным проблемам;

3. включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся;

4. реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию; по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности; по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ;

5. организация мониторинга сформированности уровня развития толерантности;

6. организация полезной досуговой занятости обучающихся (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).

1. Межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями.

В рамках межведомственного подхода практикуется ежегодное составление совместных планов по профилактике правонарушений и правовому воспитанию обучающихся со всеми заинтересованными структурами и силовыми ведомствами.

2. Повышение квалификации учителей по данным проблемам.

В рамках августовской конференции 2012 года на секции для руководителей по воспитательной работе проведен обучающий семинар по организации работы, направленной на профилактику экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

Институтом повышения квалификации регулярно проводятся семинары указанной тематики.

Вопросы о недопустимости расовой, национальной, религиозной розни между людьми ставятся также на заседаниях методических объединений классных руководителей, административных совещаниях, классных и общешкольных родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

В течение учебного года школьное методическое объединение обобщал и организовывал обсуждение следующих методических тем: «Методические рекомендации классному руководителю по организации работы с учащимися группы риска», «Содержание деятельности классного руководителя, социального педагога по индивидуальной профилактической работе», круглый стол «Работа классных руководителей с детским коллективом по вопросам профилактики асоциального поведения учащихся», педагогический консилиум «Навыки позитивного общения в сфере учитель-ученик. Как разрешать конфликты».

3. Включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся.

В любых образовательных учреждениях содержательные аспекты реализуются в рамках преподавания Обществознания (раздел права).

С целью формирования у студентов первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, требующую принятия ответственного решения, связанного с личными проблемами и готовность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений для студентов преподаётся курс «Права человека». Базовые ценности толерантности введены в практику обучения в рамках образовательных стандартов. Различные аспекты толерантного воспитания содержат образовательные программы по истории, обществознанию, географии, литературе, изобразительному искусству, музыке, технологии.

4. Реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию.

Разработанные целевые воспитательные программы, которые размещены на сайте образовательного учреждения.

Одними из важных ее составляющих являются формирование гражданско-правовой культуры и толерантного сознания.

Традиционно в план воспитательной работы включаются проведение классных часов, дискуссий и устных журналов на темы: «Быть гражданином», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Правонарушения - понятия и виды. Юридическая ответственность», «Чтобы соблюдать закон - его надо знать», «Изучаем закон о противодействии экстремистской деятельности», ток-шоу «Это высокое звание - человек», диспут «Что мешает жить людям в мире и согласии?»,«Неформальные молодежные объединения в России: лозунги и реальность», "Духовность и молодёжь», «Опасности неофашизма», «СНГ - крупнейший международный союз», «Национализм и интернационализм», «Глобальная проблема человечества - сохранение мира на Земле»,«Давайте жить дружно», «России верные сыны», «Презентация недели толерантности», «Ответственность и патриотизм», «Я и общество. Что такое нетерпимость», «Что такое толерантность», «Толерантность и межнациональные отношения», «Люблю Отчизну я»,«Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков», «Доброта, вежливость, дружба», «С детства дружбой дорожи», «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека», «Если добрый ты – это хорошо!», дискуссии «Почему национальность человека это дискриминирующий фактор?», «Антисемитизм и Сионизм - что общего?»

Ежегодно проводятся уроки «Права человека». Цель данного урока - ознакомление обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирование уважительного отношения к правам и свободам человека.

Социально-психологическая служба планирует и проводит изучение конфликтов, межнациональных отношений; занятия для учащихся и родителей коллективов по проблемам межличностных отношений, по результатам исследований. Работа кураторов направлена в первую очередь на решение проблем межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.

В техникумовской библиотеке организуются тематические выставки литературы, посвященной Международному дню толерантности.

В целях объединения молодежных коллективов в городе активно развивается движение КВН. К этому мероприятию привлекаются городская молодежь, молодежь сельских поселений, учебных учреждений.

Проводится активная работа по вовлечению студентов во внеурочную деятельность, что является также фактором, противодействующим распространению экстремистских настроений в подростковой среде.

В техникуме ведётся постоянный контроль по недопущению распространения деятельности неформальных молодёжных групп и объединений. Распространение учений нетрадиционных религиозных организаций в ОУ запрещено в соответствии с Уставом техникума.

В критерии оценки воспитательной работы образовательных учреждений

включены показатели, характеризующие состояние правонарушений, законопослушного и толерантного поведения обучающихся и воспитанников.

Учитывая характер экстремизма, можно утверждать, что профилактика экстремизма будет успешной лишь в том случае, если будет слаженное и четкое взаимодействие всех заинтересованных структур.

5.Организация мониторинга уровня развития толерантности.

На протяжении многих лет проводится диагностика психологической комфортности учебной среды. Организован мониторинг уровня развития толерантности у студентов. Результаты тестирования показывают повышение уровня толерантности.

По итогам анкетирования по отношению к детям других национальностей ярких случаев проявления экстремизма на почве различий национальностей и вероисповеданий не выявлено.

6.Организация полезной досуговой занятости студентов (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).

В содержании воспитания важное место занимает планирование досуговой занятости студентов, социальное проектирование, расширение волонтерского движения.

Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде внутри техникума свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Но необходимо формировать мировоззрение и духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу только при совместной деятельности с силовыми структурами и различными социальными ведомствами.

Только тогда работа по профилактике экстремизма и терроризма будет эффективной и продуктивной.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в современном обществе выступает их профилактика.

Хочется отметить важность проведения профилактической работы в образовательных организациях, так как именно молодежная среда является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп, особенно это касается учреждений профессионального образования. Не секрет, что в колледжи, от части, поступают достаточно «неудобные» для школ подростки, слабоуспевающие, безынициативные, с отклоняющимся поведением, у которых нет стремления к получению профессии и образования в принципе. Таких детей родители боятся отпускать от себя и заставляют обучаться в местных или близлежащих образовательных организациях среднего профессионального образования. Подростки с удовольствием уходят из школы, но не всегда получается поступить на интересующую профессию или специальность, так как средний балл аттестата оставляет быть лучшим. Сложность работы с данной категорией подростков заключается в том, что, поступая в колледж после 9-го класса, обучающийся имеет определенный «багаж» знаний, который чаще всего ниже среднего, а так же жизненный опыт, который, зачастую, не всегда положительный. Такие ребята, как правило, с устойчивым девиантным поведением, некоторые длительное время состоят на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики. У специалистов колледжа не так много времени для принятия мер по устранению причин, способствующих совершению правонарушения или исправления жизненной ситуации, в которой оказался подросток и его семья. Вот эта категория ребят самая чувствительная и восприимчивая к негативным влияниям со стороны, в том числе и к распространению радикальных идей.

Можно предположить, что к основным причинам, позволяющим говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди обучающихся относятся:

- социальная и материальная незащищенность молодежи,

- максимализм в оценках и суждениях,

- психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения;

- пренебрежение к действующим в обществе правилам и нормам поведения или их отрицание, противодействие запретам и требованиям.

Учебно-воспитательная работа по вопросам профилактики идеологии экстремизма в колледже носит опережающий характер, т.е. начинается с первого курса, и способствует предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию культуры безопасности. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется подготовка студентов колледжа по вопросам антитеррористической пропаганды.

В комплексную профилактическую работу в нашем колледже включены следующие действия, направленные на профилактику радикальных проявлений в молодежной среде:

1. Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. Особая роль отводится не формальной, а системной пропаганде правовых знаний, информированию обучающихся об уголовной ответственности за террористические деяния. Знание своих собственных прав и свобод способствует развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.

2. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

3. Совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В колледже организована внеучебная деятельность студентов, которая реализуются через мероприятия различного уровня. Среди обущающихся колледжа активно пропагандируется здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Информация о результатах участия в подобного рода мероприятиях отражается на сайте колледжа. Следует отметить, что перечисленные мероприятия доступны всей студенческой молодежи (100%).

4. Повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве выпускников колледжа, оказание материальной помощи студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, выплата социальной стипендии льготным категориям, а также Губернаторской стипендии успешно обучающимся студентам.

Реализация мероприятий из общего комплекса осуществляется в тесном взаимодействии обучающихся с преподавателями, кураторами, родителями, специалистами колледжа.

Важными элементами противодействия экстремизму и терроризму являются следующие мероприятия:

- Разработка и утверждение перечня мероприятий по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде

- Проведение регулярных лекций, встреч для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений против личности, общества, государства с приглашением специалистов.

- Деятельность психолога и социального педагога по оказанию информативной и консультативной помощи студентам.

- Социальный паспорт колледжа отражает целостную и достоверную информацию о социальных категориях и контингенте студентов.

- Разработка рекомендаций для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, памяток для студентов 1 курса.

- Создание и пополнение мультимедийной библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи и профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

- Регулярно проводятся учебные тренировки со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.

- Организуется показ тематических видеороликов в административном здании колледжа, направленных на информирование студентов о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.

- Проводится комплекс военно-спортивных соревнований, такие как игра «Зарница», военно-полевые сборы, месячники военно-патриотического воспитания для студентов, как основы нравственно-патриотической и физической подготовки будущих защитников Отечества.

- проводятся студенческие научно-практических конференции, затрагивающие в том числе вопросы профилактики экстремизма и терроризма.

- Организуются мероприятия, направленные на получение правовых знаний.

- Мониторинг использования студентами интернет-ресурсов и социальных сетей (чаты, форумы, социальные группы) с целью профилактики проявлений экстремизма.

-Для организации защиты несовершеннолетних от противоправного контента на всех компьютерах колледжа установлен SkyDNS— российский облачный интернет-сервис, предоставляющий услуги контент - фильтрации.

Коннект-фильтр соответствует требованиям российского законодательства по защите детей от вредной информации и противодействию экстремизму.

- Организация и проведение "круглых столов"

-Проведение комплекса студенческих ознакомительных экскурсий патриотического характера в комнату боевой славы и экспозиции городского музея (в рамках празднования дня Победы в Великой Отечественной войне).

- Проведение Дней национальных культур.

- Регулярное обновление информационных стендов в корпусах колледжа.

- Межведомственное взаимодействие с Управлением общественной безопасности, ОМВД России по г. Югорску, администрацией г. Югорска, а также с органами и учреждениями системы профилактики

Понятно, насколько важно разработать эффективную стратегию, направленную не только со следствием проявлений экстремизма и духовного терроризма, но и с его причинами, а также продумать разнообразные контрдействия, рассчитанные на долговременную перспективу.

В заключение отмечу, что молодёжь обладает огромной энергией, мобильностью, и старшие поколения должны всячески помогать её духовному и деловому развитию, направлять волю и силы молодого поколения на строительство безопасного и процветающего общества.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.

Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1.​ Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.

2.​ Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1.​ Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2.​ Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3.​ Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4.​ Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5.​ Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6.​ Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7.​ Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8.​ Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9.​ Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: