Какие признаки правового государства еще не получили в россии должного развития приведите примеры

Обновлено: 18.04.2024

В статье исследуются основные проблемы и условия формирования правового государства в РФ, рассматриваются понятия права и правового государства. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод граждан, является одним из важнейших достижений общечеловеческих целей. Методологическую основу статьи составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания. При изучении пробелов правового государства следует рассматривать вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства.

Правовое государство является основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Развитие правового государства – это сложный и длительный процесс, который будет длиться по мере проведения в жизнь реформ, общечеловеческих ценностей построения современного демократического общества. Проведение в государстве различных реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Под правовым государством понимается такое государство, которое в своей работе руководствуется требованиями только правовых предписаний, основ, а не действует в угоду политической элиты, олигархов и транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы в процессе реализации государственными органами их функций, не под влиянием сложившейся в некоторый момент популистской конъюнктуры, особенно предвыборной, и тем более не под влиянием коррумпированных чиновников и преступных сообществ. Идея правового государства была актуальной и в прошлом. Основной повод такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее целесообразного оформления и эффективного осуществления.

В 1993 году Конституция объявила РФ правовым государством. Одним из важных моментов действующей Конституции РФ называют в ст.1 характеристики России как правового государства: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]». Конституция РФ впитала основные достижения первой правовой науки.

Процесс создания правового государства в России занимает достаточно много времени. Рывок к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда проблем, которые стоят перед властью и народом: укрепление государственной власти, развитие гражданского института, соблюдение принципов общественной справедливости. Важность права, как социального института, содержится в его установленном назначении регулировать общественные отношения. Идея формирования правового государства находится в центре современного юридического правосознания. Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей, чтобы властные полномочия были сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий [2].

При изучении пробелов правового государства следует рассматривать возникающие вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства. В начале 90-х годов началось активное движение становления правового государства, в то время как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства – практически отсутствовали [3]. Стоит выделить наиболее известные проблемы, которые препятствуют развитию правового государства: неразвитость гражданского общества, которая во многом известна ошибками реформаторов начала 1990-х годов (политическая неструктурированность общества), ущемление свободы слова и СМИ, несоблюдение автономии местного самоуправления; правовой нигилизм, медленное развитие рыночного хозяйства, что не даёт свободу предпринимательству; не обеспечение равенства граждан перед законом и судом, которые прописаны на бумаге; нарушение избирательных прав граждан, фальсификации, искажение правосознания.

Исторический путь нашего государства показывает, что в истории России обнаруживаются проблемы перспективного развития гражданской культуры и гражданских институтов. В Российском государстве на всех этапах своего существования стремились подавить любые проявления автономии личности и общества. Гражданское общество ещё находится на стадии развития, характерна нестабильность общественных отношений, его структура аморфна. Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав [4].

Проблему искажения правосознания, т.е. психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде общественных понятий и образов, стоит преодолевать. Деформация правосознания же представляет собой искажение психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде обобщенных понятий и образов, их неверное понимание либо отрицание. Деформация правосознания в любом обществе является сильнейшим фактором, отрицательно влияющим на процесс построения правового гражданского общества. Поэтому устранение дефектов правосознания является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. Говоря о проблемах в правовой культуре, стоит отметить, что если она неразвита, находится на низком уровне, государственные и правовые институты отрицаются большинством членов общества как ценность. Общественные отношения регулируются иными, внеправовыми и внегосударственными средствами. В данном случае необходимо понимать, что правовая культура не может быть изолирована от общей культуры общества. Не может быть в некультурном обществе высокой правовой культуры, и наоборот, в культурном, цивилизованном обществе не может быть низкой правовой культуры.

Одной из наиболее главных проблем развития правового государства является грубое нарушение в стране принципа верховенства права. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально [5]. Государство не всегда оказывается способным обеспечить права и свободы граждан в разных сферах жизнедеятельности. Принцип разделения властей в Конституции РФ показывает, что законодательная власть не способна в полной мере организовывать парламентский контроль за исполнительной властью по обеспечению реализации федеральных законов. Успешное решение данной проблемы поможет создать благоприятную почву для создания правового государства. Необходимо достигать высокого уровня правового и политического сознания: создание непротиворечивого законодательства, развитие общей культуры и правовой, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах.

Главным катализатором создания правового государства является высокий уровень развития экономики страны. В малом бизнесе еще нет свободы в полном объеме. Предприниматель не может почувствовать свою власть и возможность в экономической сфере, что не позволяет раскрыть свой потенциал. В результате чего происходит рост люмпенизированного слоя населения, замедленный выход к рыночным отношениям. Государство должно разрабатывать продуманную кредитно-финансовую политику, юридически обеспечивать неприкосновенность частной собственности.

С началом рыночных отношений в России начала формироваться группа людей, которая напоминала по своим параметрам средний класс. Огромный удар по среднему классу был нанесен кризисом 1998 года. Развитие среднего класса возможно при наличии непротиворечивых внутренних и внешних факторов.

Развитие правового государства – сложный и полный заблуждений процесс. Реализовывать данные цели нужно поэтапно и грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. Правовое государство построить за пару лет невозможно. В других странах данное явление протекало долго, в течение столетий, постепенно совершенствовалось. Стоит преодолевать эти препятствия, активно осуществлять свои конституционные избирательные права, участвовать в политической жизни страны, заявлять о своих правах.

Пупкин и братва, всё доют страну нашу.
"Капустой" набивают карманчик воровской
И класть им на народ, и на страну всю Рашу.
А нам пора их гнать поганою метлой.
Народ не спи, проснись, гоните "шайку лейку "
Твою страну сливают, за бабки, за бугор.
Бандитов развелось, убьют блин за копейку,
А в некоторых сёлах нет света до сих пор.
Они качают всё из недр земли нашей,
И деньги эти тратят не здесь, а где то там.
А мы как идиоты, за хлеба кусок пашем.
И верим, что по телеку рассказывают нам.
Пупкин и братва, Питерская шайка
Ограбили страну, что не чем и дышать
А народ у нас такой, как Носика Незнайка.
За Пупкина готов, свой голос отдавать.

У нас нет:
1. Разделения властей. Правительство пишет законы, а Едро тупо их принимает
2.Верховенство закона. Наши законы направлены только на благо богатых
3.Реальность прав и свобод. Их нет
4.Политический и идеологический плюрализм. Отсутствует. Насаждается в качвестве идеологи - религия.

По всем 6 признакам в России провалы.

1.Существование гражданского общества, у нас оно только в зародышевой форме.

2.Разделение властей. У нас нет независимых друг от друга властей - законода-
тельной, исполнительной и судебной

3.Верховенство закона. Тут полная беда - у нас практически на всех уровнях власть понятий, кумовство.

4.Реальность прав и свобод граждан. Государством регулярно нарушается, начиная с порочной выборной практики.

5.Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами. Реально в России
государство не несёт никакой ответственности перед личностью.

6.Политический и идеологический плюрализм. Нет свободы социальных сил в борьбе за власть цивилизованными мерами.

P.S.
Если на вопрос нужно отвечать в школе или универе, то такие ответы их не устроят.
Там нужно отвечать не так, как есть, а так, как написано в официальных книгах или читалось на лекциях.
Ложь во имя стабильности.

Например я сейчас вижу Ваши имя и Фамилию - Султан Салькаев. Это очень хорошо. Ещё б фото, но и так хорошо! А например я задаю вопрос в ответах - на сревере который должен подчиняться общероссийским законам, а мне - вопреки моему человеческому желанию - отвечают не люди, а какие то выродки, называющие себя кактусами, привидениями, зверьми, неодушевлёнными предметами с соответствующими фото. И я с этим ничего не могу сейчас сделать - вот это пример негуманного отношения между блогерами, то есть общением в средствах массовой информации

Все, какие существуют НЕ получили развития.
И к уж перечисленным выше, как главное, НЕ получил
развитие ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ за деятельностью
государства.
То есть - полное отсутствие обратной связи между
гражданином и государством.
Госаппарат сам по себе а все остальные сами по себе.

Подобная ситуация, если вспомнить о том,
что губернаторы на местах НАЗНАЧАЮТСЯ,
президенты НАЗНАЧАЮТСЯ, называется ФЕОДАЛИЗМ.
Феодализм, управляемый компрадорской буржуазией.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права; разделение властей;

высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

недопущение монополизма в политике и экономике;

единство прав и обязанностей граждан;

взаимная ответственность человека и государства;

наличие развитого гражданского общества.

Принципы – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права. А) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1. гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

2. экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствлевания и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

3. налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

5. до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании НПА и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения. До второй половины XX в. характерно сочетание правового принципа с социальным, что даёт формулу социального правового государства.

Ряд идей о правовом государстве получил в античном мире., затем они формулировались в эпоху переходного периода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Цицерон «Государство»: государство – это дело народа. Эти идеи получили развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка (государство – это сопротивление всякому произволу), Вольтера, Монтескье, Руссо. Кант – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Но он не употреблял термина правовое государство. Главнымпризнаком по Канту – верховенство закона. Термин «правовое государство» ввёл немецкий учёный Моль. В России распространителями данного термина были Чичерин, Новгородцев, Коркунов, Кистяковский. Отношение К. Маркса – негативное, так как он полагал, что государство отомрёт при коммунистическом строе.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства. Закреплены основополагающие принципы правовой государственности.

Гражданское общество и правовое государство немыслимы друг без друга. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «правовое общество». Первое намного старше второго. Становление гражданского общества это долгий и особый период истории человечества. Понятие гражданское государство формулировалось еще в Древнем Риме и Греции. Аристотель полагал, что государство – это совокупность граждан, гражданское общество. Он употреблял термины «государство» и « гражданское общество» как синонимы.

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его в «узде».

Гражданское общество – это такое общество, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государсто способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находтся под контролем общества, государствннная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

Основными признаками гражданского общества являются:

Ø свобода (обеспечивается в полной мере тогда, когда индивид независим от государства, является собственником, не находится под полным контролем со стороны сословия, класса, семьи; самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации, свободно формулировать свои политические убеждения; права и свободы признаются и защищаются государством; существует гарантии прав и свобод человека, механизм их защиты)

Ø плюрализм (наличие в обществе различных классов, слоёв, социальных грунн, имеющих собственные (порой отличающиеся) интересы, наличием политических сил, выражающих эти интересы, свободной конкуренции политических сил, структурированностью политической системы, достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей, отсутствием обязательной государственной идеологии)

Ø открытость (информационной свободы, свобода мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны)

Ø правовой характер (им обладает общество, где имеет место быть правовое государство, то есть государство основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов)

Ø самоуправляемость и саморазвитие (индивиды, классы, социальные группы устанавливают самостоятельно взаимоотношения и самостоятельно регулируют их. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра)

Структура гражданского общества:

Экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества: отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, распределения, обмена, потребления, частные, ГУПы, МУПы, и иные юридические лица, физические лица и иных социальные институты)

Политическая (совокупность институтов и отношений в рамках, которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть: государство, политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.; политические отношения между элементами данной системы, политическое сознание, нормы, традиции, право)

Социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними: межличностные отношения, семья – ячейка общества, большие социальные общности людей, связанные друг с другом общими интересами; отношения между крупными социальными группами)

Информационная (совокупность непосредственно информации, СМИ, предприятий, учреждений, организаций, граждан, осуществляющих информационную деятельность)

Духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие (научные, культурные, религиозные) отношения и институты.

Приведённые системы составляют только основу гражданского общества –многогранного явления в структуру которого входит много элементов( обычаи, нормы и др.)

1. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.А. Тонков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

2. Правоведение: учебник / под ред. И.В. Рукавишниковой, И.Г. Напалковой. – М.: Норма, 2010.

Дополнительная литература

1. Кузько, А.В. Теоретические вопросы обеспечения эффективности юридической ответственности// История государства и права. – 2008. - № 2.

2. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. - М., 2010.

3. Поцелуев, Е.Л. Ретроспективная юридическая ответственность: понятие, признаки, основания, цели, функции, виды и стадии/ Е.Л. Поцелуев. – М., 2006.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения.

2. Что такое правонарушение и каковы его признаки?

3. Чем правонарушение отличается от аморального проступка?

4. Какие элементы образуют состав правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих элементов.

5. В каком случае деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения?

6. Чем преступление отличается от проступка? На какие виды подразделяются проступки в зависимости от характера наносимого правонарушителем вреда?

7. Что такое юридическая ответственность? Какими признаками она характеризуется? Каких видов бывает?

Тема 2.4. Гражданское общество и проблема становления правового государства в России

I. Задания для самостоятельной работы

Известно, что развитое гражданское общество может существовать при наличии правового государства. К числу отличительных признаков правового государства относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

А куда относится легитимное применение государством силы на данной территории? Свой ответ обоснуйте и зафиксируйте в тетради.

2) Определите свое отношение к возможному спору, в котором одна позиция заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая исходит из незыблемости свободы личности, ее прав и интересов как основы правового государства. Аргументируйте свою позицию.

3) Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития?Приведите примеры.

1.Однажды мой отец совершил очень добрый мужественный поступок. Отдыхая на Дону он заметил, как маленький ребенок не может выплыть из воды и начинает тонуть. Не долго думая, папа бросился его спасать, несмотря на опасность и большоц риск! Он боролся с течением, и пытался спасти жизнь ребенку. И он его спас! Я очень горжусь тем, что у меня такой добрый и смелый отец! Я ровеяюсь на него.
2. Однажды я шел со школы. Был сильный мороз и кругом только лёд. Я поднимался в гору, по которой одновременно со мной спускалась бабушка. Она очень боялась упасть, поэтому шла медленно и осторожно. В какой-то момент она потеряла равновесие и упала прямо передо мной. Я помог ей подняться, вместе с мальчиком, который проходил мимо. Мы отвели старушку до дома и помогли с пакетами. С этим мальчиком мы вскоре подружились, а та бабушка нас ещё долго благодарила. Добрые поступки совершать так легко, важно знать, что все вернётся и добрым людям легче идётся по жизни с позитивом и добром!
P. s. Надеюсь помогу)

Индивид- - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое сущенство, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллекнтива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единничным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложенния, обычно предполагают существование непустой области к. -л. индивидуальных предметов - индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразнлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.

Существует пословица"встречают по одежке а провожает по уму" как ты понимаешь смысл этой пословицы? дай несколько советов подрос

почему прокурор ведет надзор за исполнением законов со стороны государственных органов? и приведите примеры

Ребят, что такое теоретический аргумент? Можете привести какой-нибудь пример, что именно может им являться?

Нужна информация на тему «Сравнительный анализ демократического режима России и других развитых и развивающихся странах». Дам 60

Мне задали задания по обж нарисуйте в тетради схему своего маршрута из школы домой а как нарисовать скажите пожалуйста

Помогите ответить на вопросы(обществознание). 1-Что такое нация?(дайте развернутый ответ) 2-Какими должны быть национальными отн

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: