Какие принципы положены в основу организации государственной власти в рф

Обновлено: 26.04.2024

Механизм государства - целостная иерархическая система социальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Правовой иммунитет - освобождение определённого круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

Правительство - высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

Парламент — высший представительный и законодательный орган многих государств.

Ключевые слова: Механизм государства; принципы механизма государства; аппарат государства; орган государства.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – с. 66-92 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, в чем заключается суть государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов механизма государства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Система органов государственной власти — это совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти в демократическом государстве:

1. Единство системы

2. Разделение властей

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Полномочия президента РФ: Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

1) Назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) Принимает решение об отставке Правительства

3) Формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) Утверждает военную доктрину РФ

5) Формирует Администрацию Президента

6) Назначает: а) полномочных представителей Президента; б) высшее командование Вооруженных Сил РФ; в) дипломатических представителей РФ.

7) Назначает выборы Государственной Думы

8) Распускает Государственную Думу

9) Назначает референдум

10) Подписывает и обнародует федеральные законы

11) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) Осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) Вводит в стране военное положение

14) Решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) Осуществляет помилование

2. Исполнительная власть в РФ.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство во главе с председателем Правительства.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

2. Федеральные службы;

3. Федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) Осуществляет управление федеральной собственностью

4) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

3. Законодательная ветвь власти:

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек. Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда; б) Генерального прокурора; в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка; б) Председателя Счетной палаты; в) Уполномоченного по правам человека

5) Объявление амнистии

6) Выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

4. Судебная ветвь власти

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. Осуществляется только судами;

2. Номинально имеет полную самостоятельность;

3. Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. Характеризуется единством судебной системы РФ

Судебная система РФ.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные суды (соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ).

2. Суды общей юрисдикции (уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции)

3. Арбитражные суды (судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

Судами высшей (надзорной) инстанции являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

К судам уровня субъекта РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

5. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства

- Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)

- Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)

- Принцип законности (соблюдение и исполнение законов и гражданами, и государством)

- Принцип гуманизма (человек, его права должны быть в центре государственной политики)

- Принцип демократизма (участие народа в управлении государством)

- Принцип федерализма (равноправие субъектов)

- Принцип профессионализма (подготовка квалифицированных госслужащих)

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы формирования организации и функционирования государства с их внутренним содержанием.

Принципы организации и деятельности государственных органов – это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся органы государственной власти.

Они действуют:

- самостоятельно в рамках своей компетенции;

- имеют сходные цели – реализация функций государства;

- взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;

- дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ.

Исходя из него, государственные органы:

- призваны максимально обеспечивать законные интересы человека;

- обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы;

- не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Принцип демократизма. Этот принципнашел воплощение в ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано: «Народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». К тому же, в юридической литературе существующие в стране общественные институты (партии, общественные движения, общественные организации и др.) признаются важным проявлением реализации принципа демократии в стране.

Демократия как принцип, политическое мировоззрение, идея свободы и прав человека и гражданина, находит отражение в сознании граждан, должностных лиц, государственных деятелей, лидеров общественно-политических движений..

В целом принцип демократизма наиболее отчетливо проявляется в политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти («народовластие»), а также в политическом режиме, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод.

Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип обозначает:

- все государственные органы образуют единую систему государственных органов, во главе которых находятся высшие органы государственной власти;

- между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения);

- выделены вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

- субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

- субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.)

Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и специальному закону (Закон 1999 г.) Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Далее, он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Принцип использования коллегиальности и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью.

Органы государственной власти в российской Федерации могут быть:

- единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) – осуществляют свою работу на основе единоначалия;

- коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др.) – совместно (коллегиально) принимают решения.

Равный доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, отношения к религии и др.

Вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).

Принцип профессионализма. Данный принцип подразумевает:

- наличие специальной подготовки у работников государственных органов;

- учет данной подготовки при приеме на работу и продвижению по службе;

- контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности. Этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов.

Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого принципа в следующем: государственные структуры могут учреждаться лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).

Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен в основу организации системы государственных органов. Территория государства делится на территориальные единицы. Соответственно, сама система государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган действует в определенном пространстве различных уровней – федерального, республиканского, краевого, областного и т.д.

Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных служащих на названные принципы позволяет достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание.

Таковыми принципами являются:

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3).

Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства.

Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти.

При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

социально – все население РФ имеет одинаковые стандарты жизни, и т.д.

2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная

государственная организация, предполагает единую систему власти, что проявляется: в

суверенитете РФ, в наличие федеральных органов государственной власти, чьи полномочия

распространяются на всю территорию; в верховенстве федеральной Конституции и

федеральных законов. Субъекты РФ пользуются значительной самостоятельностью в

осуществлении государственной власти. Однако они должны признавать u1082 конституционное

разграничение предметов ведения и полномочий между ними и федерацией в целом,

верховенство федеральной Конституции и законов и исполнять их. Система

государственных органов субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в

соответствии с требованиями основ конституционного строя РФ.

3. Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция РФ определяет,

во-первых, предметы исключительного ведения РФ, т.е. круг тех вопросов, решения по

которым принимают только органы государственной власти РФ; во-вторых, предметы

совместного ведения РФ и ее субъектов; в третьих, Конституция РФ закрепляет право

субъектов РФ самостоятельно принимать решения по вопросам, которые не отнесены к

ведению РФ и не относятся к предметам их совместного ведения. При этом споры о

компетенции между государственными органами Федерации и органами государственной

власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

4. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Значение этого принципа

подчеркнуто в Преамбуле Конституции РФ, где сказано, что Россия является

многонациональным государством и ее федеративное устройство это отражает.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в

РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как форма

осуществления нациями и народностями права на самоопределение. В настоящее время в

составе РФ находятся 21 республика, 1 автономная область и 4 автономных округа.

5. Равноправие субъектов РФ. Этот принцип федеративного устройства РФ впервые

получил закрепление в п.4 ст.5 Конституции РФ в достаточно своеобразной форме. Во-

первых, в равенстве их прав во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти; во-вторых, в конституционно установленных равных пределах

компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции РФ; в-

третьих, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального

Собрания РФ. Имеющиеся различия в государственно-правовой организации субъектов не

влияют на их равное положение в Федерации.

В соответствии с действующими конституционными нормами концепция

государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой

организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть

непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти,

которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации

(далее - федеральная власть), государственной власти субъектов Российской Федерации

(далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее - муниципальная власть).

Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в

пределах своей компетенции.

Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных

Механизм государства - целостная иерархическая система социальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Правовой иммунитет - освобождение определённого круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

Правительство - высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

Парламент — высший представительный и законодательный орган многих государств.

Ключевые слова: Механизм государства; принципы механизма государства; аппарат государства; орган государства.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – с. 66-92 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, в чем заключается суть государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов механизма государства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Система органов государственной власти — это совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти в демократическом государстве:

1. Единство системы

2. Разделение властей

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Полномочия президента РФ: Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

1) Назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) Принимает решение об отставке Правительства

3) Формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) Утверждает военную доктрину РФ

5) Формирует Администрацию Президента

6) Назначает: а) полномочных представителей Президента; б) высшее командование Вооруженных Сил РФ; в) дипломатических представителей РФ.

7) Назначает выборы Государственной Думы

8) Распускает Государственную Думу

9) Назначает референдум

10) Подписывает и обнародует федеральные законы

11) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) Осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) Вводит в стране военное положение

14) Решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) Осуществляет помилование

2. Исполнительная власть в РФ.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство во главе с председателем Правительства.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

2. Федеральные службы;

3. Федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) Осуществляет управление федеральной собственностью

4) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

3. Законодательная ветвь власти:

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек. Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда; б) Генерального прокурора; в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка; б) Председателя Счетной палаты; в) Уполномоченного по правам человека

5) Объявление амнистии

6) Выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

4. Судебная ветвь власти

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. Осуществляется только судами;

2. Номинально имеет полную самостоятельность;

3. Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. Характеризуется единством судебной системы РФ

Судебная система РФ.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные суды (соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ).

2. Суды общей юрисдикции (уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции)

3. Арбитражные суды (судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

Судами высшей (надзорной) инстанции являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

К судам уровня субъекта РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

5. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства

- Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)

- Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)

- Принцип законности (соблюдение и исполнение законов и гражданами, и государством)

- Принцип гуманизма (человек, его права должны быть в центре государственной политики)

- Принцип демократизма (участие народа в управлении государством)

- Принцип федерализма (равноправие субъектов)

- Принцип профессионализма (подготовка квалифицированных госслужащих)

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы формирования организации и функционирования государства с их внутренним содержанием.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: