Какие права землевладельца превращали феод в маленькое государство история

Обновлено: 17.04.2024

В IV — V вв. Европа пережила Великое переселение народов. В движение пришли десятки варварских племен. Возникали и распадались союзы племен. В числе германских племен были салические франки, прежние союзники (федераты) Рима.

После падения в 476 г. Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств: Франкское, Бургундское, Вестгомское, Вандальское, Свевское и государство Одоакра в Италии. Салические франки во главе с королем Хлодвигом (486 — 511) заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское королевство, истории государства и права которого посвящена данная глава.

Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собственности на движимое имущество и защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название “мартовские поля”. Король проводил смотр ополчения.

Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка. Остальная земля была наделена подворно; в таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул “О горсти земли”, титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

Указы (капитулярии) королей VI в., дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не могущих уже платить штрафы и бродящих по стране. А причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства; обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений; непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода. Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

Образование частной земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести к широкому развитию крупного землевладения. Расширение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины.

Как уже указывалось, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса совмещалась у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация); долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит “молот”) упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. В битве под Пуатье (732) арабы потерпели поражение, движение ислама на запад было остановлено.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии.

По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

В дальнейшем сын Карла Мартелла Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римского папы, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из династии Меровингов, и сам стал первым королем из представителей новой династии Каролингов. Королевство франков достигло своего наивысшего могущества при сыне Пипина Короткого Карла Великом (768–814), которому в результате войн удалось создать огромную державу, включавшую в себя, помимо франков, множество других племен и народностей. Говоря об основных изменениях в общественном строе франков, необходимо отметить важность процесса превращения бенефиция из пожизненного владения в наследственное (в феод. лен).

Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.

Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.

По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока (“сколько им прикажут”).

Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка. Оживляется и внешняя торговля, для которой учреждается сеть таможен на границе; развиваются торговые отношения с Британией и даже с Востоком. Устанавливается регламентация мер и весов, вводится новая монетная система; чеканка монеты вновь становится королевской монополией.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской

Проверьте себя

1. Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и правитель государства. Почему это было возможно? 2. В чём проявлялась слабость королевской власти во Франции в IX-XI веках? 3. Как образовалась Священная Римская империя? 4. Объясните, почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме. 5. Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I).

Подумайте

1. Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть? 2. Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ. 3. В законах Германии XI века сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только если вассал нарушил свои обязанности: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или убил его брата Какую роль сыграл этот закон в организации средневекового общества? 4. Были ли включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему? 5. Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор?

Проверьте себя

1. Крупный феодал имел свою землю, он разделял ее между своими вассалами, которые подчинялись ему, у него была своя армия, и он мог судить всех своих людей. На своей земле у него были те же привилегии, как и у короля над страной. 2. У короля не было постоянного сильного войска, поэтому он не мог оказывать на феодалов давление с помощью силы, ему приходилось считаться с феодалами. 3. В 962 году, пользуясь раздробленностью Италии, германский король Оттон I совершил поход на Рим и объединил ее со своим королевством, позднее ее стали называть Священной Римской империей. 4. Потому что все считали, что Рим всегда является столицей Римской империи, поэтому чтобы стать императором, нужно короноваться именно там. 5. Распад империи Карла Великого – 843 год.
Провозглашение Оттон I провозгласили императором – 962 год.
119 лет в Европе не было ни одной империи.

Подумайте

1) Обычно у короля была самая сильная армия, и обычно его поддерживали крестьяне, и король поддерживался церковью. 2) Нет, не мог, так как он мог иметь только одну землю от одного сеньора, и другой не отдал бы ему еще, так же существовали правила, что у вассала мог быть только один сеньор. 3) Сеньорам приходилось считаться с мнением своих вассалов, они могли восстать против него, и свергнуть его. 4) Нет, так как они не имели своих земель, работали на земле хозяина, так же их не брали на военные походы, поэтому они не имели никаких привилегий. 5)
Сеньор: Вы нарушили клятву и не помогли мне в военном походе.
Вассал: Я не мог выступить в поход, так как мое войско скосила эпидемия.
Сеньор: Есть ли у вас какие то доказательства или свидетельства.
Вассал: Да, вот свидетельство вашего и моего врача.
Сеньор: Хорошо, тогда я помогу вам восстановится после эпидемии, и выделю вам все что нужно.
Вассал: Благодарю вас господин.

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.


Конный воин. Средневековая статуэтка

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось все труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пеший строй, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие феодализм, означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.


Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего нескольких дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было свое жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, а крестьяне могли выкупить личную зависимость.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озерами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землей.


Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.


Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость феодалов подкреплялась и их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своем поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалами в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полными хозяевами.


Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги по образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».


Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.


Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, все общество называется феодальным.


Феодальные повинности — обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк— платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика — область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением.

Сословие — группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству.


«Дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

(Христианский писатель Адальберон Панский)

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословия? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепешку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось всё труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пешие воины, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие «феодализм», означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.


Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего несколько дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было своё жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, и крестьяне могли получить личную свободу, заплатив выкуп.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.


Крестьяне за работой. Средневековая миниатюра

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озёрами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землёй.


Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.


Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость подкреплялась их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своём поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалы в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полновластными хозяевами.


Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги к образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников и монахов. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».


Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.


Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, всё общество называется феодальным.


Феодальные повинности – обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина – принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – платёж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика – деятельность, связанная с осуществлением власти и государственным управлением.

Сословие – группа людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству.


«Дом Божий, единым почитаемый, разделён на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

Христианский писатель Адальберон Ланский

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословие? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепёшку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Военная реформа Карла Мартелла предусматривала создание профессионального войска, включающего в себя тяжелую конницу. Для формирования такого войска конникам выделялась земля с крестьянами, которым вменялось в обязанность содержать конника и обеспечивать его оснащение. Такие земли стали называться феодами, а землевладельцы – феодалами. У крупных феодалов могло быть в подчинении по нескольку сотен деревень. Чем больше владения, тем больше вооруженных конников должен был выставить феодал по приказу короля или своего сеньора. Позднее такие земельные владения, за которые надо было нести конную военную службу стали передаваться по наследству.

Почему распалась империя Карла Великого?

Во-первых, у народов империи за короткий период совместного существования так и не сложились общие традиции и культура, разобщенность этих народов была очевидной. Во-вторых, сложившаяся система землевладения позволяла любому богатому феодалу быть чуть ли не богаче короля. Знать захватила много земель и закрепостили крестьян. Землевладельцы имели свои военные отряды и сами могли держать своих крестьян в подчинении. Поэтому сильная императорская власть им уже была не нужна. В начале правления Карла Великого землевладельцы поддерживали Карла Великого, поскольку он помогал им захватывать новые земли и обзаводиться новыми зависимыми крестьянами. Но в последние годы его правления знатные люди все чаще стали отказываться выполнять приказы императора.

Что такое феодальная раздробленность?

Феодальной раздробленностью называют период ослабления централизованной власти и создания практически независимых территорий в феодальных государствах.

Какие качества вассала ценились в эпоху раннего Средневековья?

Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и правитель государства. Почему это было возможно?

Каждый крупный феодал действительно обладал неограниченной властью в пределах своего феода. Он имел отряды воинов, владел зависимыми крестьянами, собирал налоги, вершил суд, казнил и миловал. У феодала был собственный «двор», состоящий из придворных и приближенных людей. Феодал мог сам объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Кто владел землей, тот и держал власть на ней. Поэтому власть феодала в своем феоде ничем не отличалась от власти короля.

2. В чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в IX-XI веках?

Слабость королевской власти проявилось в отсутствии реальных рычагов управления государством в руках короля. Короли Западно-Франкского государства в IX-XI веках не издавали общих государственных законов, не могли собирать налоги с населения страны. Соответственно, у королей не было ни постоянного сильного войска, ни аппарата чиновников для управления государством. Король мог рассчитывать лишь на богатство и силу своего личного земельного домена. Крупные землевладельцы (герцоги и графы) формально признавали верховную власть короля, но считали его лишь «первым среди равных», поэтому не спешили подчиняться приказам короля, а зачастую и противоречили им.

3. Как образовалась Священная Римская империя?

На территории Восточно-Франкского королевства (Германия) после распада империи Карла Великого наблюдался уже знакомый нам процесс усиления феодальной раздробленности. Территория государства состояла из герцогств, графств и других земель крупных феодалов. Поэтому после смерти последнего представителя династии Каролингов (Людовик IV Дитя, скончался в 911 году) на троне Восточно-Франкского королевства герцоги выбрали короля из представителей своего круга. Трон занял герцог Конрад I, а затем на троне обосновался герцог Генрих I Птицелов. Генрих проводил жесткую наступательную внешнюю политику, в результате чего сумел значительно укрепить и расширить Германское королевство (именно в период его правления впервые появляется такое название государства), подавить смуту внутри государства, захватить Лотарингию и укрепить государственную власть. Во время правления Генриха I Германия стала одним из самых могущественных государств Западной Европы. Его сын Оттон I продолжил дело отца по укреплению государства и в 962 году он совершил поход на Рим, где Папа римский провозгласил его императором Священной Римской империи.

4. Объясните, почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме.

Власть императора должна быть священной, таково было общественное мнение Средневековья. Поэтому императоры стремились получать корону именно из рук Папы римского, как верховного епископа католической христианской церкви. У этого стремления была и другая сторона. Отношения между императорами и Папами римскими в тот период были взаимовыгодными. Папство использовало мощь и богатство императоров для защиты своих земель, увеличения благосостояния церкви и распространения христианства. Императоры тоже видели в церкви послушное орудие управления умами подданных и давления на внутренних противников в самом государстве.

5. Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I).

  • 843 год – подписание внуками Карла Великого Верденского договора о разделе Франкской империи на три части.
  • 962 год – Образовалась Священная Римская империя германской нации. Оттон I совершил поход на Рим, и Папа римский провозгласил его императором.

Между этими событиями прошло 119 лет.

1. Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

Конечно, крупным феодалам в период феодальной раздробленности королевская власть была не особо нужна. Скорее, она была даже назойливой помехой. Однако, пост короля, например, в той же Франции, тем не менее сохранялся в течение всех Средних веков несмотря на то, что король обладал лишь формальной властью и полномочиями. В глазах средневековой общественности король по-прежнему был главным среди феодалов, а значит он должен был выступать высшим арбитром в феодальных спорах. Не дать разорвать государство на части – тоже важная задача, хотя и в условиях слабой власти. Также король должен был выступать организатором защиты от внешних нападений. В отсутствии короля герцоги и графы не смогли бы найти общий язык даже перед лицом общей угрозы государству и потери национального единства.

2. Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.

В феодальной иерархии не было строгой системы подчинения вассалов сеньорам. Один и тот же вассал мог держать феоды от разных сеньоров. При этом его обязанности перед ними и приоритетность их выполнения разделялись по степени важности сеньора. Кроме того, с развитием системы вассальных отношений стало возможным установление вассалитета без передачи земли.

Обычно система вассальных отношений строилась на базе условного владения землей (феодом), но в качестве феода мог выступать любой объект, который приносил доход, в т.ч. и деньги. Таким образом феодал просто мог дать рыцарю денег, чтобы тот был его вассалом и заключил вассальный договор. История знает примеры, когда у рыцарей было по несколько десятков, а то и пару сотен сеньоров. Также не стоит забывать о том, как изменилась вассальная система с усилением власти короля и созданием централизованных государств – вассалы, которые ранее «не были вассалами короля», были обязаны дать клятву верности не только своему сеньору, но и королю. Этот процесс в истории носит название «иммедиатизация».

3. В законах Германии XI века сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только если вассал нарушил свои обязанности: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или убил его брата. Какую роль сыграл этот закон в организации средневекового общества?

Положения о том, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, действовали не только в Германии. Если вассал добросовестно выполнял свои обязательства перед сеньором, то лишить его феода не мог даже король. Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между двумя рыцарями. Дух рыцарской морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели. Ответная верность сеньора своему вассалу ценится не меньше. Сеньор «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек — своему сеньору». Равенство сеньора и вассала, как двух одинаково благородных рыцарей следует из самого факта клятвы, принять и держать которую могут лишь те, кто имеет равные понятия чести.

Однако, возможность расторжения вассального договора существовала. Капитулярии Карла Великого предписывали вассалу оставить своего сеньора, если сеньор, используя свою власть, снижает его социальный статус, делая его из рыцаря простолюдином – «Никто не вправе покидать своего сеньора, за исключением тех случаев, когда сеньор желает его убить, побить палкой, обесчестить его жену или дочь или забрать у него вотчину…». Так и сеньор мог расторгнуть вассальный договор, при неисполнении вассалом своих обязательств или предательстве.

Нарушение вассальной присяги было сродни потери рыцарской чести. Возможно, именно благодаря законодательному закреплению отношений сеньора и вассала в средневековом обществе появился образ благородных рыцарей и понятие рыцарской чести, что нашло отражение во многих средневековых произведениях искусства. Также такой закон мог повлиять на консервацию «благородного сословия», ведь вассальные отношения веками передавались от отцов сыновьям, и на формирование так называемых «дворянских кланов». Кроме того, этот закон укреплял позиции феодалов, вел к ослаблению централизованной власти и в конце концов привел к усилению политической и экономической раздробленности Германии.

4. Были ли включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?

Феодальная лестница – это система вассальной зависимости одних категорий феодалов перед другими. Крестьяне не входили в феодальную лестницу, поскольку были на самой нижней ступени и принадлежали всем группам феодалов. Так крестьянин мог находиться в подчинении как у самого короля (верховного феодала), так и в подчинении простого рыцаря (самого мелкого феодала). Поэтому крестьяне были вне этой феодальной лестницы.

5. Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор?

Возможная ситуация в суде пэров (собрание вассалов сеньора), где разбираются взаимные претензии сеньора и его вассала.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: